О побуждении к совершению большего количества благого в конце жизни. Фургон врезался в толпу у мечети на севере Лондона: один погибший


"Он приходит в мечеть только ради Всевышнего Аллаха, он является гостем Аллаха, пока не выйдет из мечети"

Передано, что Аузага (р.г.) сказал: «Совершение следующих пяти деяний является следованием Посланнику Аллаха (с.г.в.) и благочестивости: совершение коллективной молитвы, следование сунне Пророка (с.г.в.), строительство мечети, чтение Корана и борьба на пути Всевышнего Аллаха».

Передано, что Хасан бин Гали сказал: «Трое являются соседями Аллаха Тааля. Первый - человек, пришедший в мечеть. Он приходит в мечеть только ради Всевышнего Аллаха, он является гостем Аллаха, пока не выйдет из мечети. Второй - человек, посетивший своего брата-мусульманина. Он посещает своего брата-мусульманина только ради Всевышнего Аллаха и является посетителем Аллаха, пока не покинет своего брата- мусульманина. Третий - человек, вышедший в путь с наме­рением совершить обязательный хадж или хадж-умра. Он выходит в путь только ради Всевышнего Аллаха и является одним из послов Аллаха, пока не возвратится к своей семье».

Также было сказано: «У верующего три крепости. Первая - мечеть. Вторая - поминание Всевышнего Аллаха и третья крепость - чтение Корана. Если верующий находится в одной из этих крепостей, то он сохранен от шайтана».

Хасан Басри (р.г.) сказал: «Махром райских гурий яв­ляется уборка мечетей и их строительство».

Гумар бин Хаттаб сказал: «Мечети в этом мире - дома Аллаха Тааля. Человек, совершающий намаз в мечети, идет в мечеть, чтобы увидеть Аллаха».

Факих сказал: «Уважение к мечетям состоит из пятнадцати пунктов. Первый пункт: после вхождения в мечеть приветствовать сидящих там людей. Если же там никого нет или те, кто есть будут совершать намаз, то нужно сказать: «Ассаляму галяйна мир-раббин ва галя гибади-Лляхис-салихин». Второй: прежде чем сесть, совершить намаз в два ракаата, потому что, поистине, Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Для каждой вещи есть сана (восхваление). Сана мечети - намаз в два ракаата».

Третий: не покупать и не продавать в мечети. Четвертый: не очищать в мечети меч от крови. Пятый: не искать потерянную вещь. Шестой: в мечети не поднимать голос, кроме поминания Всевышнего Аллаха. Седьмой: не разговаривать о мирском.

Восьмой: не переступать через головы людей. Девятый: не спорить о месте в мечети. Десятый: в рядах никого не притеснять. Одиннадцатый: не проходить впереди молящегося. Двенадцатый: не плеваться в мечети. Тринадцатый: не щелкать пальцами. Четырнадцатый: очищать мечети от нечистот. Пятнадцатый: увеличивать поминание Всевышнего Аллаха».

Хасан передал, что, поистине, наш Пророк (с.г.в.) сказал: «Настанет для моей уммы такое время, когда в мечетях люди будут разговаривать о мирских делах, не будет у них дела до Аллаха и не будьте их собеседниками».

Зухри передал от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что, поистине, Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Поки­нувших свою родину четыре: Коран в сердце несправедливого (жестокого), мечеть среди людей, не совершающих молитву, Коран в доме, в котором его не читают, и добрый (благочестивый) человек со злым народом».

Также Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «мечети подни­мутся. Они будут подобны верблюдам с белыми горбами. Ноги этих верблюдов будут из амбры, их шеи из шафрана, а их головы из ароматного мускуса. Поводы этих верблюдов будут из зелёного изумруда. Руководителями этих верблюдов будут муэдзины.

Имамы будут следовать за ними. Они вместе с верблюдами пересекут площадь Кыямата как молния. Люди Кыямата скажут: «Это близкие к Аллаху ангелы, пророки и пос­ланники». Им объявят: «О люди Кыямата, они не ангелы, не пророки и не посланники, но они община Мухаммеда (с.г.в.), сохранявшая намаз с джамаатом (коллективную молитву)».

Вахб бин Мунаббих (р.г.) сказал: «В Судный день приведут мечети. Они будут похожи на одеяния тканые из жемчуга и яхонта. А затем эти мечети будут заступаться за свой народ».

Из книги "Танбихуль гафилин"

Вся хвала Аллаху.

Существует случаи в которых разрешено проводить вторую совместную молитву и случаи когда ее нельзя проводить.
К запрещенным относится случай, когда люди заранее договариваются придти в мечеть, после того как имам совершит первую совместную молитву. Также запрещено, когда вторая молитва в мечети превращается в нечто постоянное, систематическое, как например когда устанавливается, что первая совместная молитва будет в определенное время, а вторая в другое время.
Это однозначно запрещено, потому что это приводит к разобщению среди мусульман и люди перестают стремиться к первой молитве.

Но если вторая совместная молитва совершается в мечети не преднамеренно, без какой либо договоренности, как например, когда группа людей заходит в мечеть после того как имам закончил молится и они молятся совместно, то относительно этого имеются различные мнения. Правильным является мнение, что это разрешено и мустахаб, потому что приносит награду за совместную молитву.

Шейх ибн Усеймин (рахимахуллАх) сказал, описывая случай второй молитвы в мечети: Что касается первого сценария, когда в мечети постоянно совершается две совместные молиты, то это несомненно макрух, если не харам, потому что это бида (нововведение) и не было известно от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников.
Другим примером является al-Masjid al-Haraam, до тех пор пока Саудовское правительство не изменило ее, в ней было четыре джамаата у каждой из которых был имам: Ханбалитский имам руководил молитвой для Ханбалитов, Шафитский имам руководил Шафиитами, Маликитский имам руководил Маликитами и Ханафитский имам руководил Ханафитами. Он говорили: Это место Шафи, это место Малики, это место Ханафи и это место Ханбали.
Но король Абдуль Азиз вошел в Мекку и сказал: «Это разделяет умму, т.е. мусульманская умма разделяется в одной мечети, и это не дозволено. Поэтому он объединил всех за одним имамом. И это было одним из его благих и достойных дел (да проявит Аллах над ним милость)
Разделение уммы запрещено.
Более того, это ведет к лени, потому что люди могут сказать: Если есть вторая совместная молитва, то мы подождем, когда придет вторая группа и люди перестанут стремиться к участию в первой совместной молитве за имамом.»

Затем он упомянул о втором случае и сказал:
«Что касается второго случая, когда это происходит без предварительного сговора, т.е. в мечети есть постоянный имам, но иногда двое или трое людей опаздывают по уважительной причине, то в этом вопросе ученые разделились.
Некоторые ученые сказали, что совместная молитва не должна повторяться, т.е. следует делать каждому по отдельности.
Во первых: хадис Убай ибн Кааба, согласно которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человеку молится с другим лучше, чем молиться одному, и молится с двумя людьми лучше чем молится с одним человеком. Чем больше людей, тем милее это Аллаху» Передан Абу Даудом (554) и ан Насаи (843). Здесь ясно указывается на то, что лучше молится с другим человеком, чем одному. Если мы скажем, что не должно быть второй совместной молитвы, то это значит, что мы предпочли менее предпочтительный выбор, а это противоречит тексту.
Во вторых: Однажды, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сидел вместе с сподвижниками, и пришел один мужчина после того, как они завершили совместную молитву. Он (Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)) спросил: «Кто даст милостыню этому человеку и помолится с ним?» Один из людей встал и помолился с человеком» Тирмизи (220). Это ясно показывает на то, что совместная молитва может быть совершена после постоянной совместной молитвы, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) потворствовал тому, что кто-нибудь совершил молитву с этим мужчиной. Если кто-нибудь скажет, что это милостыня, а когда двое мужчин опаздывают и совершают вторую совместную молитву в мечети, то они совершают то, что они обязаны сделать, то на это можно ответить, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал совершить этот акт благодеяния и помолиться с тем мужчиной, тому кто уже совершил молитву, то разве не является предписанным человеку, который еще не совершил молитву, молится с этим мужчиной?
Третий сценарий, когда мечеть находится на рынке или на дороге и т.п. Если это мечеть на рынке, где люди приходят и уходят, и двое или трое или десять мужчин собираются, молятся, а затем уходят, как происходит в мечетях на рынках, то повторить совместную молитву не является макрухом. Один из ученых сказал: По этому поводу имеется консенсус и нет различий во мнениях, потому что это мечеть, куда приходят и уходят разные группы, и нет постоянного имама за которым люди могли бы объедениться. al-Sharh al-Mumti’ (4/227-231).
Мы можем посоветовать нашим братьям примириться и стараться объединиться и покончить с разногласиями и разобщенностью и эгоизмом. Следует стараться придерживаться единства и гармонии; разве это может быть причиной для разделения и ссор?
У нас есть пример Абдуллах ибн Мусуда (радиа ллаху анху) который критиковал Османа (радиа ллаху анху) за то, что тот совершил полную молитву в Мине, но несмотря на это, он также совершил полную молитву. Когда его спросили обо этом, то он сказал: «Разделение - зло» Абу Дауд (1960).
Среди указаний на важность единства, то что большое количество ученых сказали, что дозволено имаму упускать некоторые виды сунны, для того чтобы объединить людей, как Шейх уль Ислам ибн Теймия сказал:

«Если имам думает, что какое либо действие является мустахабом, но люди молящиеся за ним не считают это мустахабом, и он пропускает это ради единства и гармонии, то это лучше. Примером этого является намаз витр, в отношении которого имеется три мнения:
1. Витр может совершаться только в три раката, подобно Магрибу, и это мнение людей из Ирака
2. Витр может совершаться только в один отдельный ракат, это мнение многих людей из Хиджаза
3. Оба мнения приемлемы, это мнение Шафи, Ахмада и других и это правильное мнение, не смотря на то, что они предпочитали один отдельный ракат.
Если имам считает, что его следует выполнять отдельно, а люди за ним считают, что витр следует совершать как Магриб, и он соглашается с ними для того чтобы объеденить, то это лучше, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Аише: «Если бы твои люди не избавились от джахилии так недавно, я бы разрушил Каабу и построил бы ее на уровне с землей и с двумя дверьми, одна для входа другая для выхода». Но от отказался от того, что было по его мнению лучшим, для того чтобы не отчуждать людей. Если человек считает, что чтение басмалы в слух правильно, но за ним стоят люди которые так не считают, или наоборот, то если он согласится с ними, то это лучше»
al-Fataawa al-Kubra (2/118).

Мы просим Аллаха наставить нас на правильный путь.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В район инцидента в Финсбери-парк прибыли вооруженные полицейские

На севере Лондона в районе Финсбери-парк фургон врезался в толпу прихожан местной мечети, возвращавшихся с вечерней молитвы. Полиция сообщает, что один человек умер на месте от полученных травм, 10 человек пострадали. Водитель фургона арестован.

Премьер-министр Тереза Мэй сказала, что полиция рассматривает случившееся как потенциальный теракт. В связи с этим Мэй проведет экстренное совещание правительственного чрезвычайного комитета КОБРА.

Глава Совета мусульман Великобритании Харун Рашид Хан написал в "Твиттере", что водитель преднамеренно наехал на людей, которые выходили из мечети после вечерней молитвы в священный для мусульман месяц Рамадан.

  • В центре Лондона на мосту фургон наехал на пешеходов
  • Нападение в Лондоне: что известно о погибших и раненых
  • Нападения в Лондоне: как люди спасались сами и спасали других

Он также сообщил, что наезд произошел не возле самой мечети, а рядом с мусульманским центром социальной помощи, в нескольких десятках метров от мечети.

Сообщается, что арестован 48-летний водитель фургона. Улицу в районе места происшествия перекрыла полиция, прибыли машины скорой помощи. В небе над Финсбери-парк летает вертолет.

В качестве меры предосторожности на место были сразу же .

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption К месту происшествия приехали машины скорой помощи Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В результате инцидента есть пострадавшие

Очевидцы рассказывают, что полицейские прибыли на место первыми и стали оказывать первую помощь пострадавшим еще до прибытия машин скорой помощи.

"Не меньше трех-четырех человек были на тротуаре, им помогала полиция. Я видела не меньше двух человек на земле. Это все выглядело не очень хорошо, я видела, что полицейские делали одному из них массаж сердца, пока не приехала скорая... так что это все выглядело очень скверно, я надеюсь, что они в порядке", - рассказала Би-би-си женщина, оказавшаяся на месте происшествия.

Инцидент в Финсбери-парк произошел в конце месяца Рамадан - девятого в мусульманском календаре. Он считается священным для мусульман. В течение всего месяца мусульмане в дневное время соблюдают пост - отказываются от еды, питья, курения и развлечений. Есть и пить можно начинать только после наступления темноты.

Тереза Мэй заявила, что все ее мысли - о пострадавших в "ужасном инциденте", а лидер оппозиционной Лейбористской партии Джереми Корбин сказал, что он "абсолютно шокирован" произошедшим.

Правообладатель иллюстрации PA Image caption Мусульмане молятся у мечети в Финсбери-парк, где произошел инцидент

Знаменитая мечеть

Мечеть в Финсбери-парк, расположенная неподалеку от места происшествия, долгое время была знаменита тем, что к ней имели отношение разные экстремисты .

В частности, ее посещал Ричард Рид, пытавшийся взорвать авиалайнер при помощи бомбы в своей обуви, и Закариас Муссауи, против которого выдвинуты обвинения в оказании помощи исполнителям терактов 11 сентября.

Самым знаменитым человеком, связанным с мечетью, стал проповедовавший в ней радикальный имам Абу Хамза аль-Масри. Он провел семь лет в британской тюрьме по обвинению в подстрекательстве к убийствам и религиозной нетерпимости. В 2012-м году он был экстрадирован в США, где .

Суд признал его виновным в пособничестве терроризму. В частности, Абу Хамзу признали виновным в оказании помощи "Аль-Каиде" и ряду других организаций, признанных экстремистскими.

Мечеть была закрыта в 2003 году, однако в 2005-м ее открыли вновь с новым руководством, которое было назначено Мусульманским советом Великобритании.

В последние годы в мечети проповедовали веротерпимость, она была открыта для посещения всем желающим.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Район инцидента в Финсбери-парк оцеплен вооруженной полицией Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Полиция расследует, был ли наезд преднамеренным или случайным Правообладатель иллюстрации PA Image caption Полиция в районе происшествия

3 июня на мосту в центре Лондона фургон, двигавшийся на высокой скорости, наехал на тротуар и сбил нескольких пешеходов. Фургон после этого проехал по Лондонскому мосту и остановился недалеко от расположенного рядом с мостом рынка Боро-маркет. Выскочившие из него мужчины напали с ножами на прохожих.

Нападавших было трое, все они были убиты прибывшими на место происшествия полицейскими.

В результате нападения на Лондонском мосту погибли семь человек, десятки получили ранения.

В первый день осени в Торонто холодно и льет проливной дождь, но погода не останавливает мусульман, которые собираются в Мечети единства — импровизированном молитвенном пространстве в женском медицинском центре. В эту мечеть ходят ЛГБТ-мусульмане, недавно иммигрировавшие в Канаду, молодые ЛГБТ-мусульмане, родившиеся в этой стране, люди, недавно принявшие ислам и союзники. Многие присутствующие смогли найти свое сообщество только здесь: кого-то отвергают в их странах за сексуальную ориентацию и гендерную идентичность, на кого-то косо смотрят в ЛГБТ-сообществе в Канаде.

Эль-Фарук Хаки — поддерживающая отцовская фигура, к которой обращаются молодые ЛГБТ-мусульмане. В своих проповедях он не перечисляет, что можно, а что нельзя. Вместо этого он говорит о заботе о себе, об исцелении — эти темы важны для членов общины, большинство которых было травмировано отвержением семьи и обычных мечетей. Одна из подошедших к Эль-Фаруку рассказывает о халяльном лаке для ногтей, который она использует. Некоторые бренды начали выпускать лак, который пропускает воду, специально для мусульманок — обычный не позволяет им совершать ритуальное очищение перед молитвой.

Хаки интересуется тем, нужен ли такой лак на самом деле: «Разве твои ногти грязные, когда ты наносишь лак? Вряд ли кто-нибудь стал бы красить лаком грязные ногти».

В Мечети единства все можно обсуждать, со всем можно спорить. Здесь поощряются разговоры о личном религиозном опыте. Личный опыт самого Хаки вполне объясняет, почему он решил создать мечеть, которая стала бы безопасным пространством для всех, кто чувствует себя незащищенно: он вырос в Танзании, где был одним из немногих людей с коричневой кожей в черном большинстве. После этого он переехал с семьей в Канаду. Он везде чувствовал себя меньшинством. Родители Хаки выросли в шиитском сообществе, но когда Хаки был ребенком, стали суннитами — в итоге сам он чувствует себя чужим и в том, и в другом направлении. Он пытался быть суннитом, но понял, что это не соответствует его отношениям с исламом.

«Мне кажется, это понимают многие люди, особенно новообращенные», — объясняет Хаки. — «Пророк Мухаммед не был суннитом, не был шиитом. Эти слова ничего не значат для меня».

Хаки со скепсисом относится к строгим ритуалам вроде чтения Корана или молитвы, которые обязательны в большинстве мечетей, при этом значение этих ритуалов не осмысляется. В Мечети единства уникальный подход к молитве: в традиционных мечетях женщины и мужчины молятся раздельно, но здесь все сидят вместе.

Сразу можно заметить, что люди в Мечети единства одеты совершенно как угодно: некоторые мусульманки носят хиджабы, другие покрыты татуировками и молятся с непокрытой головой.

«Хороший имам не будет низводить духовную идентичность человека к одежде», — говорит Хаки. — «Моя главная роль — это душепопечительство. Все остальное — это ритуал, а ритуал не имеет смысла сам по себе. Действительно ли страх — это все, что нужно общине? Что насчет целостности и любви? Это и есть главная роль религиозной общины».

Возможно, фокус на здоровье и духовном благополучии общины — это то, что привлекает союзников, которым нравится идентифицировать себя с мечетью, в которой рады всем.

«Мечеть берет на себя эту роль, потому что мир отказывается от нее. Недостаточно просто сказать, что «ислам» переводится как «мир». Люди просто пытаются успокоить себя. Если бы ислам значил мир, то полтора миллиарда мусульман изменили бы планету к лучшему. Но они не делают этого», — говорит Хаки.

Необходимость самоанализа и размышлений о том, насколько мечети удовлетворяют нуждам общин — то, о чем задумался Хаки вместе с многими другими ЛГБТ-мусульманами, которые давали интервью в первые недели после Орландо.

Среди дней недели особое место у мусульман занимает пятница. В этот день начинается всеобщее движение, подготовка к чему-то особенному, значительному. Это особенно заметно в мусульманских странах. Люди, одетые в праздничные одежды, чистые, со светящимися лицами, радостно идут на пятничный намаз, придавая этому дню особое значение.

Обязательность пятничного намаза установлена в кораническом аяте, смысл которого заключается в следующем: «О те, которые уверовали! Когда призовут на молитву в пятничный день, то стремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас. О, если бы вы только знали! А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто; может быть, вы будете счастливы!» (62: 9–10).

Как высоко ценил этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), видно из хадисов: «Пятница – это самый благословенный день! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам), так как в этот день был создан наш праотец Адам, мир ему, в этот же день он из Рая был спущен на землю, в этот день была взята его душа, и Судный день состоится также в пятницу». Также необходимо помнить слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Кто оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Всевышним, т. е. не войдёт в его сердце истинная вера ».

Пятничная молитва обязательна:

1. Для жителей данного города, населённого пункта. А также для тех, кто живёт в пределах одного фарсаха (5544 метра).

Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов. Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне). Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен.

2. Для тех, кто здоров. Больным и тем, кто не может оставить больного одного, молитва в мечети не обязательна.

3. Для свободных людей. Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподавателями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными.

4. Для мужчин. Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен.

5. Для совершеннолетних и дееспособных.

6. Для зрячих. Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен.

7. Имеющим возможность ходить. Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен.

8. Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п.

Не обязателен в случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схода лавин, ливневые дожди и т. п.).

Те, которым пятничный намаз не вменяется в обязанность, совершают обеденный намаз дома поодиночке без азана и икамата, а если вдруг они пойдут на пятничный намаз, то совершение его хватает вместо обеденного.

Семь условий для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной

1. Молитва должна читаться в достаточно крупном населённом пункте, имеющем представителя власти. Учёные говорят: «Это такой населённый пункт, где главная мечеть не вмещает весь джамаат». В больших городах, где несколько мечетей, пятничную молитву могут совершать в нескольких местах, если считают, что это необходимо для того, чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин.

2. Имам должен иметь разрешение от местной власти. Или же молитву может вести человек, уполномоченный этим имамом. Если же молитву ведёт человек, не получивший разрешения, но за ним эту пятничную молитву читает тот, кто имеет полномочия на это, то молитва действительна. Исключения составляют те случаи, когда ни представители власти, ни люди, получившие от них разрешение, не ходят в мечеть. Тогда пятничную молитву может вести имам, избранный джамаатом.

3. Совершается во время полуденной молитвы.

4. Чтение проповеди перед обязательной пятничной молитвой. 5. При этом необходимо присутствие хотя бы одного мужчины в здравом уме. Если проповедь слушали только женщины и дети, то такая хутба недействительна.

6. Чтение пятничной молитвы джамаатом. Кроме имама, необходимо наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман, даже если они будут больными или путешественниками.

7. Двери мечети, где проводится молитва, должны быть открыты для всех. Нельзя одних впускать в мечеть, а другим запрещать входить.

Обстоятельства, при которых можно пропустить пятничную молитву
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, – это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде.

Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин – это является запрещённым. Известны слова Пророка (мир ему и благословение): «Или прекратят люди оставлять пятничные молитвы, или поставит Аллах на их сердца печать, и будут они после этого из тех, кто проявляет небрежность».

Желательные действия пятничного дня

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о пятнице: «Поистине, пятница – и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаха ». В другом хадисе: «В этот день Всевышний Аллах прощает по своему усмотрению шестьсот тысяч грешников, освобождая их от ада». Но чтобы попасть в число избранных Аллахом, необходимо выполнить некоторые условия. Вот что об этом говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Если мусульманин, очистившись насколько хватит сил, надушив себя благовониями, придёт в мечеть и, никого не беспокоя, выполнит предписанные обязанности, да ещё не будет разговаривать или глядеть по сторонам, а молча и со смирением выслушает проповедь, то от этой и до следующей пятницы будут прощены все его ошибки». Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.

Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть. Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаха и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного (произносить зикр). В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым – тот-то, третьим – тот…».

Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается.

Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муаззину желательно произносить перед ним. Хутбу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаха, затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл. Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.

Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть.

Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), прочитать тасбихи. Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джамаате) мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.

Нежелательные действия пятничного дня

1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред. Придя в мечеть, нельзя ходить между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, стараться занять место в передних рядах.

Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше. После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд.

Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаха. В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад».

2. Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат, так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них.

3. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана, и также относятся к порицаемому, приближённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза.

4. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы.

5. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место».
6. Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам». С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему "Замолчи", то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую». «Кто во время пятничной проповеди скажет другому всего лишь "молчи", тот проболтался, а кто проболтался, тому нет пятницы». Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо.

В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.

Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!

  • 8602 просмотра