Новый викарий святейшего патриарха носит титул епископа домодедовского. Епископ воркутинский и усинский иоанн поздравляет православных с наступающей пасхой Столп Православия XX века


На прошлой неделе в Воркуту приехал новый епископ Воркутинский и Усинский Марк и рассказал «МВ», как не окончил художественный факультет в Уфе, трудился дворником в Петербурге и стал юристом в монастыре.

– Владыка, у нас сегодня очень холодно, а какие впечатления у вас?

– У меня самые приятные впечатления, потому что минус 18 – это не холодно на самом деле. Я родился в Башкирии и когда учился в школе, у нас до минус 50 доходили морозы в некоторые годы. Поэтому минус 40 для меня совершенно естественная температура. Я еще не забыл все это, и сугробы – такие же большие. Когда мы были детьми, помню, сугробы позволяли нам рыть всякие подземные замки, и здесь тоже это возможно. Мне кажется, детям здесь должно быть очень интересно зимой.

Дело в том, что я на Севере уже жил: первый мой монастырь – это Антониево-Сийский в Архангельской области. Я там почти год прожил. Север мне очень нравится. В Антониево-Сийском монастыре было 200 озер вокруг, красота, конечно, неописуемая. Воркутинская и Усинская епархия она очень обширная, я смотрел видео – на юге здесь тоже есть очень красивые места, да и Урал, горы красивые...

– Как вы себе представляли Воркуту?

– Как-то я не задумывался, было очень много работы – послушания в монастыре, некогда было. А потом понимаете, юридический склад ума: все по факту.

– Успели уже оценить деятельность своего предшественника? Может, обратить внимание на какие-то наработки?

– Слава Богу, я только сегодня приехал, и мне предстоит со всем этим познакомиться в ближайшее время, поэтому я сейчас не готов ответить на этот вопрос.

– Планы наметили?

– Для того, чтобы наметить планы, надо сначала оценить ситуацию. После того, как я оценю... Дело в том, что 1 февраля годовщина интронизации святейшего патриарха и надо ехать на праздник, поэтому у меня всего шесть дней. Первым делом я ознакомлюсь с приходами, которые находятся в Воркуте, послужу здесь иерейским чином. Собственно говоря, насколько это возможно, ознакомлюсь с делами епархии, епархиального управления.

– Расскажите воркутинцам о себе.

– Очень коротко. Родился я в Башкирии в семье служащих, потом учился в Уфе в пединституте на художественно-графическом факультете. Так получилось, потом я уехал в Питер, после трех с половиной лет очного обучения, работал в Питере и там принял крещение. И в 1992 году я уже попал к старцу, к отцу Науму в Троице-Сергиеву лавру и по его послушанию все эти годы жил. В 1998 году я принял монашеский постриг и 21 год жил в Ивановской области в Николо-Шартомском монастыре, нес различные послушания.

– А в Питере вы кем работали, если не секрет?

– В частности, дворником.

– Как так вышло?

– Но я же не окончил тогда институт, я уехал, потому что... Я художник, скажем.


– Свободный?

– Свободный – это такое понятие очень пространное. В монастыре я занимался художественной фотографией, у меня есть даже планы, если не будет против местная администрация, выставку своих фотографий сделать. Как раз у вас Дворец культуры... шахтеров, да? Очень красивый! Но это со временем, потому что не это главное для меня. Главное – это приходы, хозяйственная деятельность, деятельность епархии и, конечно, прихожане – главные люди.

– Вы упомянули юридический склад ума…

– Я и образование имею юридическое. Основное послушание, которое я нес в монастыре, именно юридического характера: оформление имущества, недвижимости, тендеры различные, суды общей юрисдикции, арбитражные...

– То есть вы ушли из художников в юристы?

– Я никуда не уходил, я ушел в монастырь. И юридическое образование в монастыре получил. Я там не решал, все там делают по благословению. Суть-то в чем? Почему многие люди не идут в монастырь? Если б все знали, как хорошо монахам, все бы пошли в монахи. А если б они знали, какие искушения у монахов, никто б не пошел никогда. Как всегда – у медали две стороны, понимаете? И самое страшное для мирского человека в монастырской жизни – это собственная воля, человек все-таки мирской – он что хочу, то и делаю, хотя это тоже очень условно. В монастыре конкретно все: ты приходишь в монастырь и делать надо то, на что тебя благословят. А это сложно – себя ломать, самое сложное – делать не то, что тебе хочется, а что тебе сказали.

– Вам тоже было сложно?

– Опять это внутренний склад. Мне нравится так. Кому-то дано, кому-то не дано.

– Что вы пожелаете своей пастве?

– Я бы хотел пожелать всем жителям Воркуты здравия, благоденствия, мира. Также хотелось бы, чтобы у людей была работа, экономическая стабильность, чтобы люди могли в достойных условиях растить и воспитывать своих детей. Мне рассказывали, что здесь в советские времена был город первой категории, и дай Бог, чтобы воркутинская земля возродилась, как это было в доперестроечные времена. И мне как архипастырю нужно будет молиться, чтобы Господь послал благодать, чтобы это произошло.

СПРАВКА «МВ»

Епископ Воркутинский и Усинский Марк (мирское имя Рустам Мирсагитович Давлетов)

Родился в 1966 в Башкирии. В 1990 году крестился в Троицком соборе Александро-Невской лавры с именем Георгий. В 1998 году пострижен в монашество с именем Марк в честь апостола и евангелиста Марка. В 2009 году окончил Шуйский государственный педагогический университет по специальности «юрист». С 2013 года совмещал монастырское послушание с работой в Шуйском епархиальном управлении на должности руководителя имущественно-правового отдела. В 2017 году окончил Иваново-Вознесенскую духовную семинарию. Решением Священного Синода от 28 декабря 2017 года избран правящим архиереем Воркутинской епархии. Наречен епископом 6 января 2018 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве.

Антонина Борошнина

Фото Владимира Юрлова

За что епископ Питирим (Волочков) не любит «заблудшего» диакона Андрея Кураева и почему он, Владыка, отказал в интервью обозревателю «Новой»

Есть новый вид «застенчивых» парней:
Стесняются быть чуточку умней,
Стесняются быть нежными в любви.
Что нежничать? Легли, так уж легли…

Евгений Евтушенко

Отступление

Песня «Православие-благоухание» в исполнении епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима и секретаря епархии архимандрита Филиппа

Все дороги ведут к православию,
Кто иное нашел — заплутал,
Покорился земному тщеславию,
Не увидел святой идеал.

Православие-благоухание,
Лишь оно исполнено жизнью,
Только в нем и души понимание,
И спасение грешной души…

Недавно в ЖЖ диакон Андрей Кураев в одноименном посте «Благоухание!!!» процитировал записи с личной страницы «ВКонтакте» епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима:

«Наглец Кураев всегда был убежден в том, что он не разоблачен и есть настоящий аналитик всего происходящего в РПЦ МП. Такое самомнение неофита рано или поздно приводит к предательству и беснованию.

Наблюдая богословское мышление «миссионера» в разных заведениях Республики Коми, я видел, что оно пропагандируется в кощунственном и порнографическом виде. Пришлось ограничить деятельность этого безобразия. <…>

Его идеал — свое мнение. Публичность любой ценой, поскольку он стал не востребован епархией и приходами Коми Республики и другими епархиями.

Враги Церкви Христовой и либеральные круги хотят навредить ядом кураевщины и кураеведением ослепить народ. Не выйдет. Моя страна и моя республика встанет за веру. И сбросив грязь клеветы, предстанет чиста перед Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом!»


Епископ Питирим. Скриншот фото, выложенной на личной странице «ВКонтакте»

Вопрос : Отец Андрей, а этот, с позволения сказать, архиерей может подать иск против вас в церковный суд своей епархии или ему надо обращаться в церковный суд вашей епархии?

Кураев: Самое смешное, что я его не упоминал. Он сам вылез.

Вопрос: Он входит в 50? (По мнению диакона Андрея Кураева, 50 из 300 епископов входит в «голубое лобби» РПЦ, именно такие цифры он назвал в «Новой газете» , № 3 от 15 января 2014 г. — Е. М. )

Кураев: Ну что ж вы как маленький. Причем патриархия в курсе, оттого уж сколько лет не дает ему повышения в архиепископы.

Отступление

Интернет (песня на злобу дня) в исполнении иеромонаха Александра (Митрофанова)

Ночь проходит, начинает светать.
Что же я делаю, не могу себя в руки взять.
Не могу себе сказать твердое «нет»,
Пялюсь в компьютер, смотрю в интернет.

По интернету смотрю всякую муть:
Протодиакон воюет с дапирасами, жуть.
В православной блогосфере гомоскандал.
Зачем мне все это надо, зачем я все это читал…

Странник стоит у двери…

Епископ Питирим, в миру Павел Павлович Волочков, родился в 1961 году в Краснодарском крае, был келейником архиепископа Краснодарского и Кубанского Гермогена (Орехова). (Андрей Кураев отмечает, что «Гермоген (Орехов) — это ученик митрополита Никодима (Ротова)». В своих интервью Кураев неоднократно говорил об устойчивом выражении «Никодимов грех». — Е. М. )

После окончания службы в армии Волочков направился в Архангельскую епархию, где, быстро возвышаясь по церковной лестнице, уже в 1995 году, то есть в 34 года, стал епископом Сыктывкарским и Воркутинским.


Скриншот блога http://fivep2012.livejournal.com/ (Живой журнал)

Питирим — автор автобиографического трехтомника «Жизнь во Христе и с Христом». В декабре 2005-го защитил кандидатскую по новейшей истории РПЦ. А ровно через год стал доктором богословия Ужгородской богословской академии.

(На вопрос читателя в ЖЖ: «Доктор наук… автор автобиографии в 3 томах…. Серьезно, что ли?» — Кураев отвечает: «Есть такая продажная гомоакадемия в Ужгороде. Там легко стать доктором». — Е.М. )

Несколько лет назад прихожане города Печоры создали сайт, где рассказали, «как епископ Сыктывкарский и Воркутинский уничтожает православие в республике».

«Крайняя нужда и долгие мытарства заставили нас кричать о помощи», — пишут прихожане. Они рассказывают, как вместе со своим священником Константином Качуром на свои деньги строили церковь, как стали служить литургии, как открылась воскресная школа и стала выходить газета…

«Так бы, наверное, и жили, и дальше развивались, — продолжают прихожане, — но есть у нашего батюшки (Константина Качура) родственник, молодой иподиакон Виталий, который с пяти лет служил при правящем архиерее и который, когда вырос, показался владыке Питириму лакомым кусочком, и стал епископ домогаться молодого человека. Парень отверг бесстыдника…»


«…В 2004 году, я тогда уже выполнял обязанности старшего иподиакона, Владыка позвал к себе в комнату и впервые попросил помассажировать голову, потом стал просить массажировать спину и ноги, изначально Владыка ложился на массаж в одежде, потом он стал раздеваться для массажей до трусов и говорил, что так надо, а потом стал раздеваться наголо, говоря, что так вообще положено, как для профессионального массажа.

Примерно с 2007 года Владыка стал брать меня с собой в командировки в Москву и поездки в другие епархии, стал уделять мне много внимания, я не придавал этому никакого значения, потому что просто любил свое служение Богу и выполнять обязанности старшего иподиакона. Владыка явно стал приставать ко мне сексуально. Прося лечь полежать после массажа рядом, я всякими способами старался избегать этого, ссылаясь на то, что еще очень много недоделанных послушаний.

Когда мы были в Капустино с 22 по 30 июля 2010 г., я спал там на кушетке под лестницей, которая вела в покои Владыки. Владыка стал говорить мне, чтобы я ложился к нему на кровать, поскольку кровать большая. Тогда я начал понимать, к чему клонит Владыка».

(На хуторе Капустино в Краснодарском крае ежегодно проходят детские фестивали «На даче у Владыки».Е.М. )


Скриншот фото, выложенной на личной странице епископа Питирима «Вконтакте»

Диакон Виталий не согласился на «дружбу». После этого, по словам Виталия, епископ Питирим во всеуслышание обвинял его «в блудной связи» с певчей архиерейского хора К. и требовал покаяния.

«С К. у меня были просто дружеские рабочие отношения, — продолжает диакон Виталий. — Мы общались по службам, про клевету она тоже была в недоумении и была возмущена таким обвинением со стороны Правящего архиерея. Ее выгнали с хора».

В сети Интернет доступны записи телефонных разговоров диакона Виталия Полищука и человека, похожего голосом на епископа Питирима. Вот фрагмент стенограммы этих переговоров:

«…Виталюшка, тебе вычитываю от приворота, я тебе сказал, что она (К.) пойло тебе дала. Ты мне тысячу раз сказал, что нет, я у нее ничего не пил. А чего кофе пить? Так не она, так ее подружка тебе в кофе туда подливают свои менструации. Ну, Виталюшка, это же глупо, я вычитываю, а тебе тут же подливают.



Скриншот фото, выложенной на личной странице епископа Питирима «Вконтакте»

Ну нельзя же ведь так делать, это я тебе говорю, не пей, где она там, ни под каким предлогом, не создавай условий, чтобы она тебе привороты делала. <…> Она (К.) мне по телефону (звонила), она оскорбляла меня, я говорю: мой духовный сын любимый, я говорю, Виталик, и ты его, я говорю, у меня похитила, вот и Господь за это тебя накажет проклятием, она сказала: «Мне все эти ваши слова до…», а я говорю: «Господь еще раз тебя накажет, что у тебя рак будет на том месте, на котором ты сказала», а она мне говорит: «Вы сначала научитесь слушать», слушай, мол, уже на ты перешла, слушай ты меня, что я тебе скажу, а я говорю: «Чтоб ты сдохла, чтоб я тебя слушал», вот такой разговор.



Скриншот фото, выложенной на личной странице епископа Питирима «Вконтакте»

Виталь, пока ты не будешь ее (певчую архиерейского хора К. — Е.М. ) отчаянно считать шлюхой, потаскухой и такой стервой, ты будешь во всех вопросах со мною по разные стороны, во всех, понимаешь? И между нами легла эта дыра, будь она проклята, понимаешь, это всепоглощающая дыра, и таких дыр — вон на панели полно стоит шлюх, потаскух и стерв, и, пока ты ее не осудишь как нераскаянную, конечно, мы с тобой единомышленниками не будем, понимаешь? А раньше так хорошо было, мы в одну душу жили, ведь нам же хорошо было, Виталь, без этой потаскухи, без этой дыры, понимаешь? У нас радостные были вечера…»

Отступление


Песня «Странник» в исполнении епископа Питирима

Странник стоит у двери,
Тихо стучит: отвори.
Посох в руке у него,
Дальняя дорога его.

Что-то случилось в дому,
Дверь не открылась ему.
Слезы блеснули в очах,
И перестал он стучать…

Грех твой тебя усыпил,
Вечно со мной разлучил.
Если ты любишь меня,
Вновь подыму я тебя.

Я продолжаю стучать,
Ты продолжаешь молчать.
Как же зайду я в твой дом
Другом и вечным отцом…

Также, по словам диакона Виталия, «сильному давлению со стороны Правящего архиерея подверглась моя матушка (жена. Е.М. ) Полищук Светлана, ее стали отправлять по монастырям, решая за нас, что нам необходимо пожить отдельно…»

«Когда я перестала отвечать на телефонные звонки Владыки, он мне сказал, что я иду против архиерея, и для меня все это может плохо закончиться, и что все равно рано или поздно я разведусь со своим мужем о. Виталием. Владыка пытался внушить мне, что у меня больной муж и его срочно нужно показать психиатру, на что я ему говорила: у меня абсолютно здоровый и адекватный муж».

Из заявления диакона Виталия Полищука в Московскую патриархию:

«…В январе 2011 г. я заметил, что поведение Владыки Питирима очень изменилось, он стал позволять себе прилюдно пить на брудершафт и целоваться в губы со всеми подряд, танцевать танго и медленные танцы с молодыми мужчинами».


Скриншот фото, выложенной на личной странице епископа Питирима «Вконтакте»

Из заявления Светланы Полищук в Московскую патриархию:

«…13 февраля 2011 г. мы, я и мой муж о. Виталий Полищук, были на ужине у Владыки Питирима, на котором присутствовали о. Филипп Филиппов, иподиакон Иван Бенца, диакон о. Дмитрий Проценко со своей матушкой Проценко Анастасией, Инна (племянница Владыки Питирима), иеродиакон Климент (Лямин), о. Андрей Мартынов, иеродиакон Лаврентий (Сиренко) и др., на удивление всех, Владыка был в гражданской одежде. Особенно для меня было удивительно наблюдать такую картину, как Владыка танцует медленный танец со своим иподиаконом Иваном Бенцой…»

Месть Владыки

Родственника Виталия Полищука — священника Константина Качура епископ Питирим освободил от должности настоятеля прихода в Печоре с запретом в богослужении.

Ольга Петухова из православной общины Печоры рассказала в интервью «Новой газете»:

«О том, что причиной всех бед нашего прихода является диакон Виталий, нам в первую же встречу 16 апреля 2011 года сказали приехавшие из Сыктывкара представители епископа Питирима. Спросив, в чем он виноват и при чем здесь мы, прихожане печорского храма и наш настоятель, услышали в ответ, что Виталий знает, что он должен сделать (выделено О. Петуховой . — Е.М.) , чтобы все исправилось. И что все зависит от него».

«Группа верующих из нашей общины, — рассказывают прихожане, — отправилась в Сыктывкар на поклон к Владыке. Он не счел нужным даже принять смущенных людей, а лишь передал через своего секретаря (после пятичасового стояния людей в коридоре епархиального управления), чтобы те убирались подобру-поздорову, а кто еще осмелится делегироваться — получит тысячу поклонов в наказание. С таким результатом мы и вернулись в Печору. Поклоны делаем».


Скриншот фото, выложенной на личной странице епископа Питирима «Вконтакте»

Члены общины рассказывают, что сначала закрыли трапезную храма, где кормили всех бездомных и голодных. Затем взломали двери в воскресной школе, поменяли замки, и детей на занятия уже не пускали.

«На месте единственного в городе прихода епископ Питирим пытался сначала организовать монашеский скит (удивительно, конечно, был бы монашеский скит в центре города), но ничего не получилось, — продолжает Ольга Петухова. — Тогда стали создавать видимость активного развития прихода. Писали статьи в местных газетах, привлекали внимание. Например, в декабре 2011 года разово пригласили детей из детдома на чаепитие, провели их крестным ходом вокруг храма, все это сняли на камеры, а затем разместили статьи и отчеты о прекрасной работе с детдомом и о воскресной школе. Хотя в воскресной школе живет сам иеромонах Климент (назначенный вместо настоятеля Константина Качура)».

По словам прихожан, те, кто поддерживал бывшего настоятеля Константина Качура, новыми священнослужителями «поливались грязью с амвона в виде проповеди, отлучались от Причастия, как взрослые, так и младенцы, перед ними убирали крест и не позволяли приложиться, их не пускали в храм».

Отступление


Ребенку отказано в причастии

А самому священнику Константину Качуру запретили посещение церкви. «Владыка наш храм назвал «памятником фашистскому танку», — продолжают прихожане. — Благочинный со свитой приехал через несколько месяцев, устроили истерию, стыдили бабушек за неподчинение правящему архиерею. <…> Тех, кто стоял в первых рядах, потом судили епархиальным судом, без участия обвиняемых, и выслали решения об отлучении от Причастия кого на месяц, кого на три. <…> Некоторые люди не выдержали и отошли от Церкви. За помощью в Патриархию обращались не раз, увезли и отослали туда тонну бумаг. Наш приход и вся приходская деятельность полностью разрушены.

В ноябре 2012 года священники, которые служат теперь в храме, откуда нас выгнали, по указке епископа потребовали, чтобы мы объявили себя другой (!) церковью, что для нас совершенно дико и неприемлемо».

Молитва на вразумление

На днях епископ Питирим на своей странице в соцсети «ВКонтакте» написал:

«Клевете противопоставим молитву и посильное разъяснение пострадавшим от кураевских речевых отравлений. Благословляю Вам, читайте эту молитву, и все успокоится, и невзгоды отпадут, увидите!

Скриншот фото, сохраненной на личной странице епископа Питирима «Вконтакте». (Цензура «Новой») Молитва на вразумление диакона Андрея Кураева?!

Господи Боже! Вразуми заблудшего диакона Андрея Кураева! Вместо служения Матери Церкви, которую Ты основал и насадил, — он кощунствует над Нею, вместо сыновнего поклонения Святейшему Патриарху Кириллу, твоего верного служителя, посланного Тобою Предстоятеля нашей Святой Церкви, — он бросает ему вызов, <…> он сеет плевелы раздора и братоненавидения. Усмири, Господи, эту буйную и непослушную овцу Твоего стада, ибо сердце его заплыло туком тщеславия, а ум его — мерзость пред очами Твоими. Молимся Тебе, Господи, вразуми, очисти, верни в стадо Твое словесное заблудшего диакона Андрея, чтобы он верно служил Тебе и Церкви твоей. Аминь».

Скриншот фото, выложенной на личной странице епископа Питирима «Вконтакте»

Епископ Питирим указывает, что диакон Кураев нарушил многие церковные каноны. Вот один из них: «Если кто из клира досадит епископу — да будет извержен (55-е правило Св. Апостола)».

«Кураев, — продолжает Питирим, — начал нападки на самое для меня дорогое — на Церковь. <…> Церковь управляется Богом. Всевышний Сам вершит окончательный суд. Но епископы (не Кураев) — князья Церкви. Им вручена Христом вся полнота власти. <…> Поэтому удар врагов Церкви всегда направлялся, прежде всего, на церковную иерархию. Как снайперы на войне убивают прежде всего военачальников и офицеров. <…>



Скриншот фото, выложенной на личной странице епископа Питирима «Вконтакте»

Я считаю, что вообще критиковать Церковь и иерархию, и священников в частности нельзя. Ни в коем случае. <…> Этим не должны заниматься сами христиане: будучи священниками, клириками, монахами, они участвуют в этом зле. Не время сейчас подвергать этой критике публично. Ну скажи на ухо, что там, ну скажи в узком кругу, но вот так — открытыми письмами против иерархии, ну, конечно же, нет. <…> Я всегда говорил: что меня может смутить в нашей церкви, я же в ней до слез чувствовал благодать, где мне еще искать благодать? Если я ее чувствую в нашей церкви Московской патриархии».

Кстати, Епископ Питирим неоднократно выступал в поддержку священника РПЦ Глеба Грозовского, считая, что «батюшка стал жертвой клеветы». (Грозовский обвиняется в педофилии, заочно арестован и объявлен в международный розыск. Скрывается в Израиле, называя свое пребывание в этой стране «бессрочным паломничеством по Святой Земле». — Е.М. )

«Священство должно иметь право неприкосновенности. Суды совершаться тайно и предпочтительно отдавать на внутрицерковный разбор и судопроизводство», — уверен епископ Сыктывкарский и Воркутинский.

Диакон Виталий Полищук и священник Константин Качур были вынуждены уехать из региона и теперь служат в Мордовской епархии. Диакон Виталий Полищук, отвечая на вопрос «Новой газеты» о будущем епископа Питирима, сказал так: «…Это простая трата времени и, так сказать, «просто пинание воздуха»: много материала и писем было отправлено в патриархию, и много писалось на просторах интернета, не вижу смысла вновь поднимать эти темы при бездействии и молчании патриархии». (Диакон Андрей Кураев в интервью «Новой газете» говорил о существовании в патриархии , при которой к патриарху попадают лишь избранные жалобы священнослужителей. — см. «Новую газету» , № 3 от 15 января 2014 г. — Е.М. ).


Скриншот фото, выложенной на личной странице епископа Питирима «Вконтакте»

Покайтесь, грешники, покайтесь…

На днях диакону Андрею Кураеву пришла очередная исповедь, на этот раз из Сыктывкара (Андрей Кураев передал текст письма редакции «Новой газеты». — Е. М. ):

«Отец Андрей, после того, как я ознакомился с заявлением протоиерея Всеволода Чаплина, я понял, что все, что вы делаете в последнее время, — это действительно серьезно, в том числе и с т. з. возможных последствий для Вас. (Представитель РПЦ, Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин назвал блог Кураева «отравленным и нечистым источником». Е.М. ) Сам я несколько лет назад предпочел отойти в сторону, решив, что все мерзости, которые происходят в Сыктывкаре, меня не касаются, но теперь я думаю, что некоторым моим знакомым это могло бы помочь избежать многих неприятностей, а другие, возможно, были бы до сих пор живы.

В Николо-Угреше (Николо-Угрешской духовной семинарии . — Е.М. ) были свои сложности, но то, с чем я столкнулся, вернувшись в Сыктывкар, в лице епископа Питирима (хотя свою обычную сладострастную гримасу он сам игриво называет «личиком»), заставило меня пожалеть о возвращении. Перед рукоположением нужно было дождаться получения епископским управлением характеристики из семинарии, а затем еще пройти ряд собеседований с секретарем епархии архимандритом Филиппом Филипповым, который чрезвычайно подробно расспрашивал меня о семинарском общежитии и настойчиво предлагал исповедаться в «грешках», которые могли бы там «случиться».

В первый же раз на мои возражения о том, что если он имеет в виду курение, то к старшим курсам ввиду строгой дисциплины все бросают курить (либо легко могут не курить неделями), он, хихикая, тыкнул меня в книгу из серии «В помощь кающемуся», в пространный раздел с описанием блудных грехов. Так как «каяться» ни в чем таком я упорно не хотел, решение вопроса о моем рукоположении и назначении на приход постоянно откладывалось, что поставило меня в довольно сложное положение, в том числе и в материальном плане, так как устраиваться на сколько-нибудь приличную работу вне церковной среды с семинарским образованием оказалось довольно проблематично и приходилось перебиваться. В итоге я настоял на встрече с владыкой Питиримом, который на встрече сказал, что священников с образованием в епархии не хватает, поэтому в диаконы он меня, так уж и быть, рукоположит, но, чтобы стать иереем и получить приход, мне следует быть более «сообразительным».



Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим и секретарь епархии архимандрит Филипп в ХХС.
Скриншот фото, выложенной на личной странице епископа Питирима «Вконтакте»

Я довольно быстро понял, что имелось в виду. Архимандрит Филипп является чем-то вроде личного врача епископа Питирима, который просто обожает всякую народную медицину, баню и массаж (как-то раз он на своей странице «ВКонтакте» собственноручно выложил на всеобщее обозрение свое фото в халате на голое тело), но «массаж» делать заставляет молодых монахов, которых начинает обхаживать еще со школы и самых податливых стрижет сразу после 11-го класса и постоянно держит при себе.

Покои Питирима отделаны с цыганской роскошью, он вообще настолько самовлюбленный, что не стесняется все подряд выкладывать в соцсети. Так вот в этих покоях Питирим раздевается догола и заставляет своих иподьяконов делать себе «массаж», а архимандрит Филипп дает «медицинские» указания.Не хочу в подробностях описывать все требования, как следовало ублажать. От разговоров про архимандрита и епископа Питирима воротит, тошнит. Владыка любит рассказывать, что епископ — это творец судьбы, наставник и ангел-хранитель молодых людей. Те, кто отказываются, немедленно получают ворох проблем, в том числе настоящие истерики от Питирима, который визжит и матерится, названивая по ночам «отступникам» по телефону.

Видя все это и не желая для себя такого рода проблем, я через друзей по Угрешу с большим трудом выхлопотал себе перевод. Отпустили меня довольно легко. То ли я не вполне соответствовал их вкусам, то ли архимандрит Филипп дал на мой счет отрицательную характеристику, то ли я был уже слишком «старым» с их т. з. <…>

Единственное, чего мне сейчас хотелось, — чтобы грязные сыктывкарские истории перестали заканчиваться для Питирима и Филиппа ничем.

Я готов рассказать обо всем, что сам видел и знаю, на суде <…>».

Из воспоминаний П., бывшего трудника Троице-Стефано-Ульяновского монастыря в Коми, где епископ Питирим и по сей день является настоятелем:

«Я восстанавливал этот памятник дореволюционного зодчества (монастырь). Когда мне было 14 лет, я исповедовался у тогда еще игумена Питирима, и ничто его так не интересовало в моей исповеди, как детали того, как я занимаюсь онанизмом. Меня до сих пор передергивает от воспоминаний о его вкрадчивых вопросах».


Скриншот фото, выложенной на личной странице епископа Питирима «Вконтакте»

Из воспоминаний бывшего монаха М. из Сыктывкарской епархии:

«Я искренне верил. Приду к епископу на исповедь… Он первым делом начинает обниматься, целовать в губы. Я был молодой, 17 лет. К этому серьезно не относился. Потом он за яйца брался. Это было очень шокирующе».

Отступление


Песня «Покайтесь, грешники» в исполнении епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима и секретаря епархии архимандрита Филиппа

Покайтесь, грешники, покайтесь
Чистосердечно пред Христом
И впредь грехом не увлекайтесь,
Смиряя дух и плоть постом…

Того, кто о грехах рыдает
И крест безропотно несет,
Господь простит, и оправдает,
И от гееннских мук спасет…

«Новая газета» направила епископу Питириму официальное письмо с просьбой об интервью по поднятой Андреем Кураевым теме «голубого лобби» в РПЦ. Пресс-секретарь епархии архимандрит Филипп (Филиппов) ответил, что времени на интервью у Владыки не будет, но он (Владыка) просил передать: «Сплетни и клевета существовали всегда во все времена. Это самое легкое оружие, каким можно достигнуть своих сиюминутных тщеславных целей. Именно поэтому таким легким оружием и пользуются те, кто хочет нанести вред РПЦ, рассчитывая на быструю и малозатратную победу. Церковь же живет по другим законам, которые установил сам Господь: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5,11). А для тех, кто продолжает необоснованную, ничем не подкрепленную ядовитую клевету на Матерь-Церковь и ее иерархию, напомню другие слова Спасителя: «Не судите, да не судимы будете» (Матф. 7,1). <…> Это эксклюзивный ответ Владыки для газеты, дополнительная же информация уже размещалась в других изданиях».


Скриншот фото, выложенной на личной странице епископа Питирима «Вконтакте»

Вот такой «содержательный» эксклюзивный ответ! Кстати, епископ Питирим называет себя человеком открытым, сам лично ведет страницу «ВКонтакте», где разместил более 6000 своих фотографий и телеинтервью. Причем в качестве интервьюеров епископа в основном выступают молодые монахи из окружения самого Питирима.

Отступление


Могу ли я сам проповедовать, если сам грешен? Епископ Питирим

Вопрос монаха: Имею ли я право, будучи человеком грешным, проповедовать то, чему не в силах сам следовать?

Ответ епископа Питирима: Конечно, каждый человек может проповедовать в силу того, что Господь у каждого написал на скрижалях сердца истину. И должен так и знать, что «я поучаю, — как говорит Серафим Саровский. — Поучать — это бросать камушки с колокольни, а исполнять — это камушки нести на колокольню».

P . S .

Вопрос диакону Кураеву в ЖЖ: Вам известны случаи привлечения священнослужителя к уголовной ответственности за гомосексуальное насилие?

Ответ дьякона Кураева: Бывший настоятель московского храма св. Георгия Победоносца Авраамий (Шарафутдинов) приговорен к 2,5 года лишения свободы за растление молодого прихожанина. Осужденный скончался в 2009 году. Также игумен Харитон (Просторов) из Костромской епархии осужден за педофилию и сейчас отбывает наказание. И все…

Епископ Евтихий (Курочкин): «Стал на каждой проскомидии вынимать частичку за протодиакона Андрея (проскомидия — это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства . — Е.М. ). Начатое им святое дело превышает человеческие возможности, но до крайности необходимо».

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, братья и сестры!

Христос Воскресе!

Вновь после благодатных дней Святого Великого Поста мы имеем счастье поздравить друг друга с великим и радостным праздником, всемирной радостью Светлого Христова Воскресения! На языке церковных песнопений праздник Светлого Христова Воскресения именуется праздником всех праздников и торжеством всех торжеств. Светлое Христово Воскресение есть торжество и утверждение нашей христианской веры, торжество нашей христианской надежды и утверждение христианской любви. Торжество и утверждение всего доброго, светлого и святого, дорогого для нас.

Мы сказали, что Светлое Христово Воскресение есть утверждение, торжество нашей христианской веры. Господь наш Иисус Христос, воплотившись на земле, восприняв на Себя наше человеческое естество, преподал человеческому роду истинное учение о всем существующем. И о Боге, о делах Его; о человеке и о мире, о назначении и будущей судьбе их. Мы видим, что преподанное нам Господом нашим Иисусом Христом истинное учение о всем существующем является Божественным учением, истинным откровением Бога - оно имеет на себе печать Божественного происхождения и по своему характеру, по своему содержанию и достоинству оно, конечно, возвышеннее и святее, и отличается в корне от учения мудрецов мира сего. В нем нет чужеродной примеси к истине, лжи и заблуждения, которые мы замечаем в произведениях людей, всегда запечатленных ограниченностью человеческого ума.

Да, в учении Христовом встречаются такие тайны, которые приводят в недоумение и сомнение некоторых людей, которые мыслят по человечески, то есть ограниченно. Поэтому полного свидетельства о Божественности учения Христова Его внутреннее достоинство им дать не может, для их удостоверения требуются также сильные внешние свидетельства Его Божества и Божественности Его учения. Такими внешними свидетельствами являются прежде всего чудеса, которые Спаситель совершает во время проповеди Евангелия. Возвещая людям о Своем Божестве, возвещая им жизнь вечную, Господь в то же время отверзал очи слепым, возвращал слух глухим, исцелял расслабленных, изгонял бесов из бесноватых, насыщал пять тысяч человек, воскрешал мертвецов и уже разлагавшихся. И эти свидетельства вполне удостоверяют ту истину, что Господь наш Иисус Христос есть Всемогущий Бог и преподанное Им учение является учением Божественным. И эти свидетельства были бы вполне достаточны многим, неоспоримы, если бы не одно событие в жизни Богочеловека, которое на время поколебало в них эту истину.

Событие это - смерть Христа Спасителя. Спаситель добровольно пошел на нее ради нашего спасения. Путем смирения, путем крайнего самоуничижения - ради нашего спасения, Господь идет на крестный подвиг, но маловеры не хотят оценить и понять эту тайну искупления человеческого рода и видят в Том, Кого почитали за Великого Чудо-творца и Бога, видят в Нем только бессилие, повод к злобным насмешкам. И если бы жизнь Спасителя ограничилась бы только одними страданиями и смертью и не было бы Воскресения Его из мертвых, то что бы мы могли сказать этой злобе? Апостол Павел говорит: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14). Наша вера стоит в теснейшей связи с Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Вера наша стоит, если Христос воскрес. Она падает, если Христос не воскрес. Так велико значение Воскресения Христова для нашей веры! Христос воскрес из мертвых. И воскрес Своею собственной силою. Этим Он показал, что Он - истинный Бог, потому что власть над смертью и жизнью имеет только один Бог. А Господь наш Иисус Христос, воскресший из мертвых, явил Себя Владыкою над жизнью и смертью. А раз Господь наш Иисус Христос - истинный Бог, то и преподанное Им учение является учением Божественным. И вера наша в Него спасительна, а недоверие, которое врагами Христовыми было явлено, - ложно. Истинны и чудеса Христовы. Именно Воскресение Христово воскресило и эту веру, эту силу чудес Христовых, опять придало им значение, и люди поняли, что Господь Иисус Христос только ради спасения нашего принял страдания и смерть, снизошел до крайнего самоуничижения, что Он мог бы, как всемогущий Бог, и избежать этой смерти, этих страданий, и сойти со Креста, и уничтожить Своих врагов. Но Он не хотел миновать той чаши страдания, которая Ему была предуготована Отцом Небесным. Таким образом, Воскресение Христово есть торжество, утверждение нашей христианской веры.

Оно есть и утверждение христианской надежды. Благою надеждою каждого христианина в его жизни является то радостное упование, что после временных земных страданий, скорбей, лишений, несчастий, после телесной смерти в определенное Богом время люди, верующие во Христа, воскреснут из мертвых и войдут в вечность для нескончаемой блаженной жизни. Эта благая радостная надежда услаждает горечь земной жизни, помогает верующему человеку мужественно и терпеливо переносить все его скорби и, не падая под их бременем, мужественно нести возложенный на каждого из нас промыслом Божиим крест.

И в Ветхом и в Новом Заветах имеется много указаний на то, что кроме временной жизни есть вечная жизнь, что наступит всеобщее воскресение. Так, об этом говорили древние пророки: оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! (Ис. 26, 19). Пророк Иезекииль своим пророческим оком зрел величайшее чудо, когда по повелению Божию кости сближались друг с другом, сходились, затем покрывались жилами, плотью, кровью и затем в них вошел дух, они встали на ноги - величайшее множество людей (Ср.: Иез. 37, 1-10). В Евангелии Господь наш Иисус Христос говорит, что наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (Ин. 5, 28-29). Эти слова Божественного Писания окрыляют душу верующего человека и, конечно, вселяют надежду.

Но для того, чтобы эту надежду сохранять, требуется сильная вера в слово Божие, потому что мы постоянно видим перед собою смерть, когда тело разрушается, но не видим никого воскресающим. Хотя мы имеем и примеры воскрешения мертвых - пророки Илия, Елисей воскрешали мертвых, и Господь наш Иисус Христос воскрешал мертвых, и ученики Его, наш преподобный Сергий Радонежский, но эти воскрешения не являются тем всеобщим воскресением, которое будет в конце мира. Ибо здесь воскресшие люди воскресали в том же бренном виде, в котором и мы живем. И они потом снова умирали. А при всеобщем воскресении люди восстанут нетленными, духовными и бессмертными. Но вот есть более сильное свидетельство из жизни Христа Спасителя, которое полностью утверждает в надежде на всеобщее и наше собственное воскресение, и на вечную блаженную жизнь, - это воскресение из мертвых Самого Христа Спасителя. Христос воскрес из мертвых, поправ смерть, и смерть уже не имеет над Ним власти. Христос не умирает. Христос воскрес как первенец из умерших. И придет время, когда все, веровавшие во Христа, так же воскреснут, но воскреснут уже в новом, прославленном теле, подобно тому, как воскрес Господь наш Иисус Христос. Стало быть, воскресение Христово есть и утверждение, и торжество нашей христианской надежды.

Наконец, вера в воскресение Христово является и величайшим утверждением христианской любви. Любовь, в особенности истинно христианская, требует от верующего человека больших жертв, большого самоотречения; подчас - вплоть до самопожертвования, до смерти. Любить Бога - значит всю свою жизнь, все силы посвятить служению Богу. Это требует самоотречения и самопожертвования, готовности пожертвовать жизнью ради славы имени Божиего, ради святой веры, ради Закона Божиего. Любовь к ближним требует неустанных трудов, попечения о их вечном душевном спасении и о благополучии, о их телесной жизни, требует также и готовности пожертвовать своим имуществом и жизнью ради блага ближнего. Таковы жертвы, которых требует любовь. Но как решиться на эти жертвы, когда наша самолюбивая природа ищет всегда пользы, выгоды только для себя? Когда наше самолюбие внушает нам, что мы должны жить только для своего собственного удовольствия, наслаждения, для собственной пользы? Не лучше ли, действительно, жить в свое удовольствие? Но нет. Что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 8). И примером тому является любовь Христова. Чем человек самоотверженнее приносит себя в жертву для блага ближнего, тем любовь бывает благоплодней. И это мы видим на примере Христа Спасителя. Господь любил Бога Отца беспредельной любовью. Для Него пищею было творить волю Отца Небесного. И по любви к Отцу Небесному, из послушания Ему Господь воспринял на Себя величайший подвиг - искупление, спасение грешного человеческого рода. И по любви к Нему Господь положил душу Свою за ближнего.

Господь возлюбил и грешный род человеческий. Он Себя предал ради него, ради его спасения пошел на все страдания и на смерть позорную. И каков же результат этой Его беспредельной любви? Результаты бесценны. Прежде всего, Господь после страданий и смерти воскрес - также для людей. Воскрес в новом, прославленном теле и получил от Бога Отца власть на Небе и на земле, со славою вознесся на Небеса и воссел одесную Отца. Господь искупил человечество от греха, проклятия и смерти, даровал ему свободу, открыл ему свободной вход в Царствие Небесное, воскресил человеческий род. И эти плоды страданий, крестной смерти и Воскресения Христовых поистине бесценны. Спаситель и Своим страданием прославил Отца Небесного: основал на земле Свое Царствие Небесное - Церковь Христову. И многие верующие по примеру Христа Спасителя, в ответ на Его любовь, возжгли в своем сердце пламя любви и к Богу Отцу, и к Спасителю, и к ближнему.

В этом году мы особо молитвенно вспоминаем многих христиан России, претерпевших гонения, уничижения и даже мученическую смерть за исповедание Христовой веры в течение столетия от 1917 года. В пределах Воркутинской епархии вновь и вновь мы открываем имена пострадавших здесь за Христа и просиявших новомучеников и исповедников Церкви Русской: преподобномученик Ардалион в Адаке, священномученики Владимир и Николай в Воркутлаге и Кожве. Их жизнь, подвиги и смерть являются самым ярким, самым близким для нас примером жизнеутверждающего следования путем Христовой любви к Церкви, к своему Отечеству и ближним. Торжество победы над смертью их любви основано было на торжестве их веры и христианской надежды. И эта любовь несет нам радость, как принесла радость всему миру. Вот таковы бесценные плоды любви Христовой. Поэтому Воскресение Христово есть и утверждение нашей христианской любви.

Сей день - день Воскресения Христова - да будет для нас днем радости. И всегда помня, что этот праздник является именно утверждением нашей христианской веры, будем любить нашу святую веру, дорожить ею и стараться свою жизнь управлять по этой вере. И помня то, что Воскресение Христово есть утверждение нашей надежды, будем надеяться, и все труды, скорби, лишения будем с радостью переносить в чаянии будущего нашего воскресения и будущей нашей вечной жизни. И памятуя, что Воскресение Христово есть торжество и нашей, христианской любви, облечемся в добродетель христианской любви и будем приносить обильные плоды, будем любить друг друга. Этим мы покажем, что мы являемся действительными последователями Христа, Который по любви к человеческому роду сошел на землю. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою, - говорит Сам Господь в Евангелии Своем (Ин. 13, 35). Пусть этот светлый праздник, светлое Воскресение, всегда будет для нас праздником радости, праздником победы жизни над смертью. И пусть он помогает нам терпеливо, безропотно переносить все тяготы земной жизни в надежде, что придет время, когда мы услышим вожделенный глас Спасителя нашего: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Аминь.

Христос Воскресе!

Епископ Воркутинский и Усинский Иоанн

ДОМОДЕДОВО, 15 января 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ - Напомним, что Викарный епископ является помощником епископа правящего. В данном случае преосвященный Иоанн является викарием, то есть помощником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве. Распоряжением Святейшего Патриарха он назначен Управляющим Северо-Восточного викариатства столицы, административные границы которого совпадают с СВАО Москвы. Не смотря на то, что "Домодедовский" является только титулом викария, мы познакомим читателя с биографией этого архиерея, который теперь связан с нашим городским округом.

Как молодой и перспективный ученый стал монахом

Будущий преосвященный Иоанн, а тогда - Владимир Николаевич Руденко родился 8 ноября 1966 года в академической столице Севера нашей страны - Новосибирске. Папа и мама будущего епископа Николай Иванович и Светлана Анатольевна Руденко были служащими.


Новосибирск в середине 1970-х годов

Владимир Руденко закончил Новосибирский электротехнический институт. Затем он работал в научно-исследовательской лаборатории и заочно обучался в аспирантуре. В 1994 году защитил диссертацию и стал кандидатом физико-математических наук по специальности «Радиофизика, включая квантовую радиофизику». До марта 1998 года Владимир Николаевич Руденко преподавал на кафедрах прикладной и теоретической физики и антенных систем Новосибирского электротехнического института.

Интересно, что через Таинство Святого Крещения Владимир Николаевич прошел только 20 января 1996 года. Это был осознанный выбор состоявшегося человека. Встреча Бога и человека - всегда тайна. Каждый слышит особый призыв Божий, обращенный к его душе. Но не каждый откликается. Владимир Руденко - на этот призыв откликнулся. Крещение состоялось в Александро-Невском соборе Новосибирска. А после молодой ученый совмещал преподавание в ВУЗе с церковными послушаниями в храмах и обителях Новосибирской епархии. В следующем году он поступил в Новосибирский православный богословский институт. Но обучение было прервано. Бог позвал молодого ученого к Себе.

6 февраля 1998 года Владимир Руденко прибыл в Николо-Шартомский монастырь в Ивановской области. Там и остался. А 17 апреля 1998 года в Казанском храме Николо-Шартомского монастыря архимандритом Никоном (Фоминым) он был пострижен в монашество с именем Иоанн. Имя было дано в честь Иоанна Предтечи. Прежняя жизнь ученого закончилась, и началась новая - монашеская. Монах уже не принадлежит сам себе. Принимая обеты нестяжания, целомудрия и послушания он отказывается от мира, что бы быть со Христом.

Пастырство

Но Бог звал монаха Иоанна дальше. 24 мая 1998 года монах Иоанн (Руденко) был рукоположен архиепископом Амвросием (Шуровым) в сан иеродиакона. Иеродиакон - это дьякон-монах. Произошло это событие в храме Архангела Михаила Комсомольского района Ивановской области. А 4 октября в Преображенском кафедральном соборе Иваново отца Иоанна рукоположили в сан иеромонаха. Он стал священником.


Преображенский кафедральный собор в Иваново

Параллельно пастырским обязанностям с 1998 по 2001 год отец Иоанн проходил заочное обучение в Московской духовной семинарии. Пригодился и его светский преподавательский опыт. Он преподает в Ивановском православной богословском институте и становится его первым проректором. Затем в 2000—2005 годах он читает лекции студентам в Ивановском государственном университете и Шуйском государственном педагогическом университете. И это при том, что его назначают исполняющим обязанности настоятеля строящегося храма в честь Всех святых! Храм был открыт при Ивановском государственном университете. Научная дисциплинированность не только помогает батюшке справляться с многократно увеличившейся нагрузкой, но и окончить в 2005 году заочное обучение в Московской духовной академии. На следующий год в Московской духовной академии отец Иоанн защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия. Темой работы был «Опыт построения догматической системы по творениям святого Василия Великого». Надо сказать, что Василий Великий - один из самых крупнейших богословов и философов Церкви. Закончивший знаменитую Афинскую Академию, которая была основана еще Аристотелем, он в IV веке Н Э создал уникальный религиозно-философский синтез, оказавший огромное влияние на последующее развитие богословия, философии и науки в Восточной и Западной Европе. Так что тема диссертации - более чем серьезная.

С 2001 по 2014 годы отец Иоанн преподает в Алексеевской Ивано-Вознесенской православной семинарии. А до 2009 года является еще и директором школы-интерната для мальчиков при Николо-Шартомском монастыре. В 2005−2006 годах на него еще возлагают послушание настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Р
адость» в городе Иваново. С 2009 года отца Иоанна назначают благочинным Воскресенского собора города Шуи, а с 2011 года - благочинным Николо-Шартомского монастыря. Благочинный - это должностное лицо из православного духовенства, которое призвано наблюдать за сохранением внешнего порядка и нравственным состоянием священников. Благочинный - это тот человек, к которому священник обращается за духовным или житейским советом.

Архиерейство

Высокообразованный и деятельный иеромонах Иоанн (Руденко) не остался без внимания со стороны Святейшего патриарха Кирилла. Такие люди всегда были нужны Православной Церкви, нужны они и сейчас. 16 апреля 2016 года решением Священного Синода он был избран епископом Воркутинским и Усинским. Через четыре дня в храме святителя Николая Чудотворца села Алфеево Тейковского района Ивановской области он был возведен в сан архимандрита епископом Шуйским и Тейковским Никоном (Фоминым). Уже 23 апреля в Тронном зале храма Христа Спасителя в Москве Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Иоанна (Руденко) во епископа. А на следующий день сонм епископов во главе с Патриархом совершил хиротонию архимандрита Иоанна в сан епископа.

Епископы - это высший чин Церкви, то есть современные нам апостолы Христовы. Их называют также Архиереями - то есть с греческого языка «начальниками иереев» (то есть священников). Епископ может быть совершителем всех Православных таинств. Он не только может совершать все богослужения, в том числе Божественную Литургию, но и рукополагать в священнослужители, а также освящать миро и антиминсы. Соответственно, чем больше человеку дано - тем больше с него спрашивается. Епископ несет прямую ответственность перед Богом не только за священство и монашествующих в своей епархии, но и за каждого христианина. И, надо сказать, что православные христиане Воркуты полюбили своего архиерея. Всего за год своего управления в новообразованной епархии владыка Иоанн показал себя чутким архипастырем и талантливым руководителем.


Епископ Воркутинский и Усинский Иоанн (Руденко) на крайнем Севере

Наконец, решением Священного синода от 28 декабря 2017 года (журнал № 117) преосвященный Иоанн был назначен викарием Московской епархии с титулом «Домодедовский» с освобождением от управления Воркутинской епархией.

Несмотря на то, что Владыку будет связывать с городским округом Домодедово только титул, он очень интересный человек с необычной биографией. Россия богата талантливыми людьми. И даже на этом фоне епископ Иоанн (Руденко) выделяется. Поэтому, издание «Домодедовские Вести» очень надеется на то, что с владыкой удастся встретиться нашим корреспондентам, которые зададут его Преосвященству интересующие читателей вопросы.

Александр Ильинский
Фото - из открытых источников и личного архива
Домодедовские вести

Вступайте в нашу группу

Дата рождения: 17 сентября 1966 г. Страна: Россия Биография:

Родился 17 сентября 1966 г. в с. Бакалы Башкирской АССР. В 1983 г. окончил среднюю школу № 2 в с. Бакалы.

В 1984 г. поступил на художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института. Проучившись на очном отделении 3,5 года, оставил учебу по собственному желанию и переехал жить в Ленинград, где устроился на работу в специальные научно-производственные реставрационные мастерские «Реставратор».

В 1990 г. принял Крещение в Троицком соборе с именем Георгий в честь вмч. Георгия Победоносца.

С 1992 г. нес послушания трудника в разных монастырях. С 1996 г. ― насельник Николо-Шартомского мужского монастыря Ивановской области.

28 февраля 1998 г. архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием рукоположен в сан диакона.

17 апреля 1998 г. пострижен в монашество с наречением имени Марк в честь апостола и евангелиста Марка.

В 2009 г. закончил Шуйский государственный педагогический университет по специальности «юрист».

С 2013 г. совмещал монастырское послушание с работой в Шуйском епархиальном управлении на должности руководителя имущественно-правового отдела.

В 2017 г. окончил Иваново-Вознесенскую духовную семинарию.

14 июля 2017 г. назначен временно исполняющим обязанности игумена Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря Шуйской епархии.

29 декабря 2017 г. в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в в Москве в сан архимандрита.

Во епископа 6 января 2018 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. 8 января за Литургией в Московского Кремля. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.