Учетная политика государственное казенное учреждение. Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)




ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить учетную политику для целей бюджетного учета согласно приложению и ввести ее в действие с 1 января 2016 года .

2. Довести до всех подразделений и служб учреждения соответствующие документы, необходимые для обеспечения реализации учетной политики в учреждении и организации бюджетного учета, документооборота, санкционирования расходов учреждения.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на _______________________________________ . или Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой (нужное оставить).

_____________________________ __________________ ________________
(должность руководителя) (подпись) (расшифровка подписи)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом от ________N_____

Учетная политика для целей бюджетного учета

Учетная политика для целей бюджетного учета

Бюджетный учет в учреждении ведется в соответствии с Законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ , Бюджетным кодексом РФ , приказами Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкции к Единому плану счетов N 157н), от 6 декабря 2010 года N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н), от 1 июля 2013 года N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - приказ N 65н), от 30 марта 2015 года N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - приказ N 52н), иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы бухгалтерского (бюджетного) учета.

1. Общие положения

1. Общие положения

1.1. Ответственным за организацию бюджетного учета в учреждении и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций является руководитель учреждения (основание: часть 1 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ).

1.2. Бюджетный учет ведется структурным подразделением - бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Сотрудники бухгалтерии руководствуются в своей деятельности Положением о бухгалтерии, должностными инструкциями (основание: часть 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ).

1.3. Бюджетный учет в обособленных подразделениях учреждения, имеющих лицевые счета в территориальных органах Казначейства, ведут бухгалтерии этих подразделений.

1.4. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной, налоговой и статистической отчетности.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерские службы необходимых документов и сведений являются обязательными для всех сотрудников учреждения, включая сотрудников обособленных подразделений учреждения (основание: пункт 8 Инструкции к Единому плану счетов N 157н).

1.5. В учреждении утвержден состав постоянно действующих комиссий:

- комиссии по поступлению и выбытию активов;

- инвентаризационной комиссии;

- комиссии по проверке показаний одометров автотранспорта;

- комиссии для проведения внезапной ревизии кассы.

1.6. Перечень должностей сотрудников, с которыми учреждение заключает договоры о полной материальной ответственности, приведен в приложении 1.

1.7. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается отдельным приказом руководителя.

В статье будут рассмотрены вопросы, которые касаются учетной политики предприятий бюджетного типа. Каким образом составляется документ, для чего он предназначен и каковы его цели – об этом далее.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Учетная политика важна для ведения бухгалтерской отчетности на предприятиях. Любое бюджетное учреждение обязано уделять этому особое внимание, так как от правильно сформированной политики учета зависит эффективность деятельности организации.

Не все предприятия знают, как правильно составлять отчетность, какие пункты она должна содержать.

Цель статьи – изучить основные вопросы, касающиеся составления учетной политики, на какие законы стоит ссылаться при ее составлении и как правильно ее вести и оформлять.

Основные моменты

Учреждения бюджетного типа, в отличие от других, имеют ряд преимуществ. Одно из них – право самостоятельно распоряжаться доходами.

Но это не означает, что они освобождаются от ведения учета бухгалтерии и налогов. А это влечет за собой необходимость утверждения учетной политики.

Это обязательный документ нормативного типа. Если предприятие существует давно, то в политике учета стоит отображать лишь новые способы учета (если имеются). Политика учета не должна быть перегружена.

Составляется и утверждается такими способами:

Также в политику учетного характера можно вносить поправки. Но не во всех случаях, а в некоторых:

  1. При изменении Законодательства Российской Федерации.
  2. Внесении поправок в нормативные акты по ведению бухгалтерской отчетности.
  3. При разработке организацией новых методов ведения бухучета.
  4. Компания поменяла условия своей деятельности.

Политика учета делится на несколько типов:

  • предназначенная для обложения налогами;
  • для ведения бухгалтерии.

Определения

В соответствии с 1 пунктом 30 статьи Закона 402-Ф3, формированием учетной политик имеет право заниматься как главный бухгалтер предприятия, так и другие специалисты.

После того, как такая политика будет утверждена, руководствоваться ее правилами должны все подразделения организации.

Самостоятельно вносить поправки в политику учета не разрешается как Законом, так и нормативными актами .

Как формируется учетная политика казенного учреждения на 2019 год с приложениями

Учетная политика в своем формировании проходит несколько этапов:

Вариантов учетной политики много, на их выбор влияют определенные факторы:

  • какой статус занимает организация в обществе;
  • какой деятельностью занимается – производственного типа, коммерческого или финансового;
  • насколько квалифицированным является персонал предприятия;
  • уровень развитости рыночной инфраструктуры.

Кто занимается составлением

Составлением политики учета занимается главный бухгалтер организации. Кроме него разрешено заниматься этим и другому должностному лицу, который имеет доступ к бухгалтерской отчетности.

В любом случае отвечает за деятельность предприятии начальник, поэтому без его приказа оформление политики учета невозможно. это создается в произвольной форме.

Требования к основным разделам

При формировании политик учета необходимо следовать таким требованиям:

Полнота То есть выбранные способы ведения учета должны охватывать все аспекты деятельности. При этом все это нужно отображать в документах соответствующего типа
Своевременное отображение В учете бухгалтерии фактов ведения деятельности
Осмотрительность Способы ведения учета должны наилучшим образом отображать все потери и доходы
Ориентир не только на правовое содержание методов ведения бухгалтерской отчетности Но и на экономические аспекты
Непротиворечивость Выбранные способы не должны перечить данным
Рациональность и экономичность

Для целей бухгалтерского учета

Учетная политика для этих целей отображается в Федеральном Законе № 402-Ф3 и .

Нормативные документы не содержат фиксированного перечня моментов, которые следует отображать. Предприятие выбирает их самостоятельно.

Как правило, это:

  • какие формы бухучета применяются;
  • график оборота документов и осуществляемые операции;
  • различные приложения к приказам;
  • в какие сроки проводится инвентаризация.

Главные требования – в политике учета нужно отобразить, кто будет вести бухгалтерию, какие документы используются и счета по операциям.

Для целей налогообложения

Для целей налогового учета существуют требования, которые необходимо соблюдать при формировании политики учета. Этот раздел нужно начинать с методов, на которых строится налоговый учет. В политике это необходимо раскрыть.

Если у предприятия имеются особенности, которые влияют на осуществление деятельности, то это также необходимо отобразить в политике учета.

В случае наличия у организации отделений, перечисляющих налоги самостоятельно, нужно определить следующее:

  • сроки, в которые необходимо предоставить информацию и данные для учета бухгалтерии;
  • список налогов;
  • орган, производящий расчет этих налогов – бухгалтерия организации или филиал;
  • кто занимается платой налогов.

Чтобы налоги своевременно исчислялись, отделениям нужно предоставлять в главный отдел следующие данные:

  • каким образом рассчитывается НДС – до 15 числа следующего месяца;
  • информацию о налогах на доходы;
  • сумму начисляемого налога

Бюджетные учреждения формируют политику учета, ссылаясь на Налоговый Кодекс.

Какие коррективы вносятся в рабочий план счетов

Учетная политика разрабатывается согласно требованиям Законодательства. Вносить изменения можно лишь в трех случаях:

  1. Законодательство изменило положения и требования к составлению политики.
  2. Разрабатываются новые методы осуществления бухгалтерской деятельности.
  3. Субъект экономик изменил условия деятельности.

Эти условия отображены в 6 пункте 8 статьи Закона «О бухгалтерском учете». Учетную политику бюджетного учреждения на 2019 год с приложениями можно найти на любом сайте в интернете. Там же посмотреть и правила ее составления.

Какие же счета изменились? Рассмотрим в таблице:

Актуальные вопросы формирования документа

При составлении политику учета муниципального учреждения у бухгалтеров возникает множество вопросов. Ответы на них важно знать, ведь это является залогом успешного ее составления.

Как проводится ревизия документа (проверка)

Контрольные мероприятия по проверке политики учета имеют несколько этапов:

  1. Оценка контроля самого предприятия. Здесь лучше всего использовать тесты, бланки приложить к результатам проверки.
  2. Анализ полученных данных.

Прежде чем начать ревизию, проверяющий должен ознакомиться с документами:

  • отчетная документация;
  • счета из бухгалтерии;
  • правила оборота документации;
  • изменения в политике учета (если имелись).

Нюансы при казенном дорожном учреждении

Казенное предприятие также обязано вести бухгалтерскую деятельность. Деятельность, которая приносит прибыль, можно вести при условии, что это отображается в учредительных документах.

Но использовать прибыль и распоряжаться ею предприятия не имеют права. Все доходы поступают в бюджет Российской Федерации. Также предприятия казенного типа не вправе брать или выдавать .

Эти не будут иметь законных оснований и не войдут в силу. Казенные организации должны вести политику учета. Все документы составляются согласно Законодательству.

Но при оформлении политики учета казенные предприятия высвечивают только те методы, которые разработали сами.
Если формируется в медицинском учреждении

Учетная политика – это основной внутренний документ для бухгалтерии. В ней должны быть закреплены все особенности ведения бухгалтерского учета экономического субъекта. Для казенных учреждений форма учетной политики законодательно не определена, а вот требования к ее содержанию прописаны в Инструкции № 157н. Оформить свой учетный стандарт на 2016 год вам поможет статья.

Е.А. Кедрова , эксперт журнала «Учет в учреждении»

Нормативная основа

Учетная политика представляет собой принятую учреждением совокупность способов ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, далее – Закон о бухгалтерском учете). Разрабатывают такой документ с учетом законодательства РФ, в частности, для казенных учреждений это:

  • Закон о бухгалтерском учете;
  • Инструкция по применению Единого плана счетов, утвержденная приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н);
  • Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее – Инструкция № 162н);
  • приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н (далее – Приказ № 52н);
  • Инструкция по составлению бюджетной отчетности, утвержденная приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н;
  • приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Для учреждений госсектора пунктом 6 Инструкции № 157н определены основные положения учетной политики. К ним относятся:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, который должен содержать применяемые счета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • неунифицированные формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета;
  • порядок организации и осуществления субъектом учета внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Отсутствие важных положений в учетной политике или несоответствие ее законодательству может принести экономический урон учреждению и послужить основанием для замечаний со стороны проверяющих органов. Так, например, в части отсутствия учетной политики по налоговому учету инспекторы могут определить это как грубое нарушение правил учета и наложить штраф в размере от 10 тыс. руб. (ст. 120 Налогового кодекса РФ).

Важно помнить, что в данном случае ответственность несет не только главный бухгалтер, но и руководитель. Ведь именно он согласно части 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете, должен организовать ведение учета в учреждении (апелляционное определение Магаданского областного суда от 22 августа 2012 г. по делу № 2-2332/12, 33-803/12).

T1M14S Учетная политика казенного учреждения

Состав и форма учетной политики

Формы учетной политики законодательно не установлено. Кроме того, на данный момент нет единого стандарта для всех учреждений госсектора. Его планируют ввести в действие в 2020 году (программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденная приказом Минфина России от 10 апреля 2015 г. № 64н). Поэтому пока при составлении своего учетного стандарта можно придерживаться общепризнанных правил.

1. В учетной политике нет необходимости полностью переписывать нормативные акты, регламентирующие ведение бюджетного учета. Ведь согласно ПБУ 1/2008 в ней учреждение осуществляет выбор одного способа ведения учета из нескольких, допускаемых законодательством РФ или нормативными актами. Если же необходимый способ не установлен, его следует разработать, исходя из норм, и закрепить учетной политикой.

2. Применяют учетный стандарт из года в год.

3. Изменяют только при определенных условиях.

При составлении учетной политики ее делят на два раздела: организационный и методологический. Все общие положения по ведению учета учреждением определены в первом разделе. В частности, это могут быть:

  • требования к учету, главному бухгалтеру и работникам бухгалтерии;
  • порядок работы с документами (прием, хранение);
  • списки постоянно действующих комиссий (обычно их прописывают в приложениях и делают на них ссылки в разделе);
  • события после отчетной даты и порядок исправления выявленных ошибок.

Порядок оценки имущества и обязательств, особенности учета указывают во втором разделе. От того, каким образом он будет оформлен, зависит итоговый вид учетной политики.

1. Учетная политика, как единый документ. Такая структура, прежде всего, удобна для небольших учреждений. А также для централизованных бухгалтерий, где бухгалтер ведет в полном объеме учет одного учреждения. Методологический раздел в данном случае содержит по пунктам порядок работы на разных участках бухгалтерского учета.

2. Учетная политика, как система положений. Методологическая часть в данном случае представлена в виде нескольких положений. В каждом описана работа отдельного участка, например, Положение об оплате труда или Положение об учете основных средств. Такая структура полезна для больших учреждений, где обязанности разделены в соответствии с участком бухгалтерского учета (например, бухгалтер по учету основных средств). Поэтому удобно, чтобы у каждого участка было свое положение.

3. Совмещенный вариант. В этом случае часть положений объединяют в тексте методологического раздела, остальные – оформлены как положения. Их прилагают к самой учетной политике.

К учетной политике могут быть оформлены следующие приложения:

  • Постоянно действующие комиссии учреждения;
  • Перечень должностей учреждения, с кем заключают договоры о полной материальной ответственности;
  • Перечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;
  • График документооборота;
  • Рабочий план счетов;
  • Порядок санкционирования расходов;
  • Порядок списания дебиторской задолженности;
  • Номера журналов операций;
  • Порядок выдачи наличных денежных средств и денежных документов под отчет;
  • Порядок оформления служебных командировок и возмещения командировочных расходов;
  • Порядок внутреннего финансового контроля;
  • Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • Порядок отражения в учете и отчетности событий после отчетной даты;
  • Образцы неунифицированных форм первичных документов и регистров.

Кроме того, если учреждение применяет для учета специализированные программные продукты, то информацию об этом следует отразить в отдельном разделе Учетной политики или приложении к ней. Например, «Использование программного продукта Х». Где определяют важные моменты применения программы, в частности, периодичность создания резервных копий, возможность организации электронного документооборота с использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи, порядок исправления обнаруженных ошибок в электронных регистрах.

Особенности учетного стандарта на 2016 год

Корректировка утвержденной учетной политики производится при следующих условиях (п. 6 ст.8 Закона о бухгалтерском учете):

  • изменение законодательства РФ;
  • разработка или выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте учета;
  • существенное изменение условий деятельности экономического субъекта (например, реорганизация).

Для учреждений госсектора наиболее вероятным остается первое условие. В 2015 году таких изменений было достаточно много. Часть из них были внесены приказом Минфина России от 6 августа 2015 г. № 124н и применяются только с 2016 года. Кроме того, изменения структуры бюджетной классификации согласно приказу Федеральному закону от 22 октября 2014 г. № 311-ФЗ также действуют с 2016 года. Наглядно изменения и отражение их в учетной политике представлены в таблице.

Анализ изменений 2015-го и 2016-го годов

Основание для изменений

Учет расчетов

Учет денежных средств

Другие участки

Общие положения ведения учета

Приказ № 52н

Приложить к учетной политике используемые формы документов и регистров, которые были убраны из перечней

Приказ № 124н

Определить порядок перевода документов, составленных на иных языках

Рабочий план счетов

Рабочий план счетов необходимо привести в соответствие с новой структурой классификационных признаков поступлений и выбытий. Она изменится с 2016 года. Так, в классификации расходов бюджетов уберут КОСГУ, а целевая статья будет состоять из 10 знаков (с восьмого по 17 знаки классификации)

Приказ № 124н

Структура рабочего счета изменится. Синтетический счет будет представлен тремя знаками полного счета - с 19 по 21, а аналитический код счета – с 22 по 23 знаки. Кроме того, первые 17 знаков будут соответствовать разрядам с четвертого по 20 кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов

Приказ № 124н

Уточнить наименование счета 201 26 «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации»

Добавлен забалансовый счет 31 «Акции по номинальной стоимости»

Приказ № 127н

Добавлен счет 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами». Добавлена аналитика к счетам

Добавлены счета 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов», 502 07 000 «Принимаемые обязательства», 502 09 000 «Отложенные обязательства» , 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения», 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения». Добавлена аналитика к счетам

Методика учета

Приказ № 124н

Уточнить порядок учета коммуникаций и сетей внутри здания

Уточнить порядок применения счета 201 26

Привести в соответствие порядок учета объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Приказ № 127н

По счетам аналитического учета при формировании остатков на начало года, в 8 - 17 разрядах номеров счетов следует указывать нули

В обновленной Инструкции № 162н приведены корреспонденции счетов при реорганизации учреждения, при расчетах банковскими картами, при перемещении основных средств между группами и их разукомплектации

Новый ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008), который будут применять с 2016 года

Порядок учета на забалансовых счетах

Приказ № 124н

Уточнить порядок учета форменного обмундирования на счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»

Уточнить порядок применения счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

Уточнить порядок применения счетов 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

Определить порядок учета на забалансовых счетах 31 и 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет»

Порядок внесения изменений в учетную политику

В приказе о внесении изменений в учетную политику должны быть указаны сроки его действия. Это важно чтобы не было наложений двух разных редакций.

Все поправки оформляют в виде приложения к приказу. Разработка приложения требует анализа действующей учетной политики и всех изменений законодательства, которые действуют на данный момент и планируют вводить с 2016 года. С приказом необходимо ознакомить под подпись всех сотрудников, непосредственно связанных с учетной деятельностью и оформлением первичной документации.

Пример приказа представлен ниже.

ПРИКАЗ № 123
об утверждении изменений в учетную политику по бухгалтерскому (бюджетному) учету

г. Ижевск

31.12.2015

В связи с вступлением в силу положений приказа Минфина России от 6 августа 2015 г. № 124н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» приказываю:

1. Внести в Приказ КУ «Казенное учреждение» от 31 декабря 2012 г. № 99 «Об учетной политике» изменения в соответствии с Приложением к настоящему Приказу.

3. Ознакомить с настоящим Приказом сотрудников отдела бухгалтерского учета и отчетности под подпись.

Учетная политика бюджетного учреждения на 2016 год (образец с приложениями) должна предусматривать порядок оприходования и учета нефинансовых активов. Так, бюджетное учреждение формирует комиссию по поступлению и выбытию активов на постоянной основе, закрепляя этот факт во внутреннем локальном нормативном документе. Это определено пунктом 25 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Данный документ должен не только описывать порядок принятия на учет и выбытия нефинансовых активов, но и устаналивать требования учредителя о порядке работы с объектами недвижимого и особо ценного движимого имущества. Состав комиссии, а также принципы определения текущей рыночной стоимости имущества (к примеру, при получении его безвозмездно) можно прописать в учетной политике учреждения. Одновременно следует определить полномочия комиссии. Например, на постоянно действующие комиссии возлагаются следующие функции:

  • оформление актов приемки-сдачи, достройки (дооборудования, технического перевооружения) и списания объектов нефинансовых активов;
  • установление причин списания объектов, возможности их использования и оценка материалов, полученных при разборке объектов;
  • определение сроков полезного использования нефинансовых активов, поступивших безвозмездно и после достройки, дооборудования и модернизации.

Обратите внимание: элементы, определяемые в этом разделе учетной политики, будут действовать для всех объектов нефинансовых активов – основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, а также материальных запасов.

Основные средства

Учетная политика учреждения на 2016 год должна предусматривать особенности учета основных средств. Законодательство по бюджетному учету не содержит требований к шифрованию инвентарных номеров, присваиваемых основным средствам. Шифровка по инвентарным номерам – это решение учреждения, которое можно прописать в учетной политике. Так, инвентарные номера можно формировать в соответствии с требованиями Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359, из 16 разрядов:

  • 0 – код источника финансирования,
  • 00 – код аналитического счета;
  • 000000000 – код по ОКОФ;
  • 0000 – порядковый инвентарный номер.

В учетной политике желательно прописать организацию учета основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно. Например, выдача основных средств в эксплуатацию оформляется Накладной на внутреннее перемещение основных средств (ф. № ОС-2) с последующим контролем по материально-ответственным лицам в количественно-стоимостном выражении с использованием забалансового счета 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации».

Начисление амортизации в размере 100 процентов стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации (использования), не может служить основанием для принятия решения об их списании. При этом в учетной политике можно определить порядок и сроки списания объектов, по которым начислена 100-процентная амортизация (если такой порядок не определен учредителем).

Нематериальные активы

Нормативными актами, устанавливающими порядок ведения бухгалтерского учета, не определены документы, которые подтверждают обоснованность проведения операций с нематериальными активами.

Для целей бухгалтерского учета в учетной политике учреждения необходимо установить перечень документов, подтверждающих исключительные права на соответствующие объекты нематериальных активов.

Материальные запасы

Списание материальных запасов осуществляется по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости (п. 108 Инструкции № 157н). При этом допускается установление разных способов списания в отношении разных групп материальных запасов. Способ списания материальных запасов в обязательном порядке следует закрепить в учетной политике учреждения.

При формировании учетной политики также желательно установить предельные сроки использования выданных доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отчетности по ним.

Учетная политика бюджетного учрежения 2016: финансовые активы

Касса учреждения

Учреждения самостоятельно устанавливают лимит остатка наличных денег в кассе. Учреждение имеет право хранить в своей кассе наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий в течение срока, установленного руководителем учреждения, но не свыше пяти рабочих дней, включая день получения денег в банке. Все сверхлимитные наличные деньги учреждения обязаны сдавать в банк.

Если учреждение не установит лимит остатка наличных денежных средств, он считается нулевым, а вся не сданная в банк наличность – сверхлимитной.

Нужно отметить, что к данному разделу необходимо предусмотреть ряд дополнительных приказов (распоряжений), касающихся внутренних учетных процедур, или Положение о кассовых операциях учреждения, в том числе определить:

1) лимит кассы;

2) порядок хранения денежных средств и денежных документов в кассе;

3) как будут проводиться наличные денежные расчеты с юридическими и физическими лицами с применением:

  • контрольно-кассовой техники;
  • бланков строгой отчетности (тогда нужно утвердить перечень применяемых бланков).

Кроме этого необходимо прописать порядок учета и оценки бланков строгой отчетности на забалансовом счете 03 (согласно п. 377 Инструкции № 157н).

Подотчетные суммы

Выдача средств на хозяйственные нужды и расходы на представительские мероприятия производятся лицам, заключившим с администрацией учреждения договор о полной индивидуальной материальной ответственности, при условии ознакомления подотчетных лиц с Положением о выдаче наличных денежных средств и бланков строгой отчетности под отчет и представления ими отчетности.

Напомним, что подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня истечения срока, на который выданы деньги, или со дня выхода на работу, предъявить авансовый отчет с подтверждающими документами.

Довольно распространено установление сроков, на которые могут выдаваться наличные деньги под отчет, однако учреждению не следует забывать, что такой срок обязательно должен быть указан руководителем бюджетного учреждения на письменном заявлении подотчетного лица.

А при формировании учетной политики необходимо установить следующее:

1) командировочные расходы производятся в размере и на условиях, определенных в Положении о служебных командировках, при этом необходимо определить суммы возмещений, осуществляемых за счет средств субсидии на выполнение государственного задания и за счет собственных доходов учреждения;

2) перечень лиц, работа которых носит разъездной характер;

3) перечень лиц, имеющих право на получение наличных денежных средств под отчет, при этом денежные средства под отчет выдавать указанным в нем сотрудникам учреждения, не имеющим задолженности по ранее выданным суммам;

4) срок для сдачи подотчетными лицами авансовых отчетов об израсходованных суммах со дня:

  • прибытия командированного сотрудника;
  • приобретения материальных ценностей;

5) сумму денежных средств, выдаваемых под отчет на хозяйственные расходы.

Задолженность

Доходы и расходы

Следует закрепить в учетной политике даты признания отдельных видов доходов по методу начисления.

1. Датой получения дохода при методе начисления является:

  • дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг) для доходов в виде реализованного имущества (работ, услуг), по иным аналогичным доходам;
  • дата поступления денежных средств на казначейский счет (на расчетный счет или в кассу) бюджетного учреждения для доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств, в виде иных аналогичных доходов.

2. Дата осуществления расчетов определяется в соответствии с заключенными договорами или документами, служащими основанием для расчетов, либо это последний день отчетного (налогового) периода для доходов:

  • от сдачи имущества в аренду;
  • в виде лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности;
  • в виде иных аналогичных доходов.

3. По дате признания должником либо дате вступления в законную силу решения суда признаются доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба).

4. Последний день отчетного (налогового) периода является датой признания по доходам:

  • в виде сумм восстановленных резервов;
  • от доверительного управления имуществом;
  • иным аналогичным доходам.

Доходы и расходы будущих периодов

Если в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения предусмотрено получение доходов в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам (например, доходов по месячным, квартальным, годовым абонементам), необходимо предусмотреть использование счета 401 40 «Доходы будущих периодов», перечень таких доходов и порядок их распределения между смежными отчетными периодами (п. 301 Инструкции № 157н).

Пунктом 302 Инструкции № 157н предусмотрено использование счета 401 50 «Расходы будущих периодов», на котором отражаются расходы, связанные с:

  • добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников;
  • приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами;
  • иными аналогичными затратами.

Конкретный перечень расходов будущих периодов, а также порядок их списания должны быть определены учетной политикой для целей бухгалтерского учета.

Учетная политика бюджетного учрежения на 2016 год: санкционирование расходов

Инструкцией № 157н не установлен конкретный порядок учета принятия обязательств. Таким образом, в учетной политике необходимо указать конкретные даты принятия обязательств по разным хозяйственным операциям. Например:

  • по заключенным договорам на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг бюджетные обязательства принимаются к учету при поступлении договорной документации в бухгалтерию, в момент подписания руководителем счета к оплате;
  • при начислении оплаты труда, пособий, иных выплат бюджетные обязательства принимаются к учету по дате утверждения документа о начислении (расчетные ведомости, расчетные листы, приказы и т. д.) в размере сумм, начисленных в пользу работников;
  • при начислении страховых взносов обязательства принимаются к учету ежемесячно на дату подписания руководителем заявки на кассовый расход;
  • при расчетах с подотчетными лицами бюджетные обязательства принимаются к учету на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету.

А. Опальский,
эксперт по бюджетному учету

Т. Сильвестрова

главный редактор журнала «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение»

Обязанность государственных (муниципальных) учреждений составлять учетную политику установлена ст. 8 Закона о бухгалтерском учете , п. 6 Инструкции № 157н . Учетная политика применяется последовательно из года в год. В нее вносятся изменения в следующих условиях:

1) при изменении требований, определенных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

В этой статье поговорим о положениях, о которых не следует забывать учреждению при составлении учетной политики на 2016 год.

В 2015 году вступил в силу Приказ Минфина РФ от 06.08.2015 № 124н, внесший изменения в Инструкцию № 157н (далее – Изменения). Положения этого документа применяются при формировании показателей объектов учета в 2015 году, за исключением п. 3.1, 3.2 Изменений, применяемых при формировании учетной политики начиная с 2016 года и показателей объектов учета на первый отчетный день 2016 года. Положения п. 3.3 Изменений применяются с 1 января 2017 года. В 2015 году вступил в силу Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н (далее – Приказ Минфина РФ № 52н), утвердивший формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, используемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методические указания по их применению.

Здесь же следует отметить, что зачастую министерства и ведомства разрабатывают и утверждают ведомственный документ, которым устанавливаются первичные учетные документы и регистры учета, применяемые подведомственными учреждениями. Часто такие документы в большинстве своем дублируют положения приказов Минфина, но в то же время содержат и специфику деятельности учреждений. Расхождений между ведомственными законодательными актами и приказами Минфина быть не должно. Приказ Минфина РФ № 52н применяется всеми государственными (муниципальными) учреждениями, включая учреждения, входящие в систему силовых министерств и ведомств.

В 2014 году положения учетной политики корректировались по причине вступления в силу Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н. Все положения законодательных актов РФ, меняющие требования к ведению бухгалтерского учета, условия деятельности экономического субъекта, должны быть отражены в учетной политике учреждения.

Общие положения

В связи с принятием и вступлением в силу Приказа Минфина РФ № 52н в разделе учетной политики «Общие положения» следует указать, что для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними в учреждении применяются:

– формы первичных учетных документов, утвержденные ведомственным нормативным актов (при наличии такого документа), Приказом Минфина РФ № 52н;

– формы первичных учетных документов, разработанные учреждением самостоятельно в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приведенные в приложении к учетной политики организации.

Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бюджетного учета и в бюджетной отчетности, осуществляются учреждением в регистрах бюджетного учета:

– по формам, утвержденным ведомственным нормативным актом (при наличии такого документа), Приказом Минфина РФ № 52н;

– по формам, разработанным учреждением самостоятельно в соответствии с требованиями Федерального закона № 402-ФЗ и п. 11 Инструкции № 157н.

В приложении к учетной политике учреждения приводятся разработанные самостоятельно учреждением неунифицированные формы первичных учетных документов. В случае если учреждение дополняет унифицированную форму первичного учетного документа дополнительными реквизитами (графами, информацией), что возможно в силу положений Приказа Минфина РФ № 52н, то рекомендуем в приложении к учетной политике привести измененную форму.

К ведению.

Некоторые бюджетные учреждения информацию, касающуюся применения первичных учетных документов, отражают в разделе учетной политики «Первичные и сводные учетные документы, правила документооборота». В соответствии с положениями Инструкции № 157н это допустимо. Учреждение в силу норм ст. 8 Федерального закона № 402-ФЗ и п. 6 Инструкции № 157н самостоятельно разрабатывает учетную политику, определяет названия ее разделов и информацию, в них отражаемую.

Приказом Минфина РФ № 89н было введено такое понятие, как события после отчетной даты. В учетной политике должно быть определено, какие это события и как отражаются в бюджетном учете. Например, таким образом:

Данные бухгалтерского учета и отчетности в учреждении формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год. Такие события носят названия события после отчетной даты.

Отражение событий после отчетной даты в учете и отчетности учреждения производится по правилам, установленным в приложении…).

Следует отметить, что порядок отражения в учете и отчетности событий после отчетной даты крайне редко приводится в учетной политике казенных учреждений, несмотря на то, что на практике такие события встречаются достаточно часто. Возможно, отсутствие подобной информации связано с неурегулированностью данного вопроса бюджетным законодательством. По сути, Инструкция № 157н содержит лишь определение события после отчетной даты и указание на то, что учетная политика учреждения должна содержать порядок отражения в учете таких событий (п. 6 Инструкции № 157н).

Напомним, что согласно нормам п. 6 Инструкции № 157н актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:

– рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;

– методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

– порядок отражения в учете событий после отчетной даты;

– порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

– правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;

– формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бухгалтерского учета и иные документы бухгалтерского учета, для которых законодательством РФ не установлены обязательные для их составления формы. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией № 157н;

– порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;

– иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Порядок отражения в бюджетном учете и отчетности учреждения событий после отчетной даты может быть таким:

Порядок отражения в бюджетном учете и отчетности учреждения событий после отчетной даты

1. Общие положения

Настоящий порядок устанавливает правила отражения в бюджетном учете и отчетности учреждения событий после отчетной даты.

2. Понятие события после отчетной даты

2.1. Событием после отчетной даты признается существенный факт хозяйственной жизни, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имел место быть в период между отчетной датой и датой подписания отчетности за отчетный год.

2.2. Датой подписания отчетности считается фактическая дата ее подписания руководителем учреждения (уполномоченным им лицом).

2.3. Событие после отчетной даты (факт хозяйственной жизни) признается существенным, если без знания о нем пользователями отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности учреждения. Существенность события после отчетной даты определяется исходя из установленных требований к отчетности.

2.4. К событиям после отчетной даты относятся события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых учреждение вело свою деятельность; события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых учреждение ведет свою деятельность.

3. Отражение событий после отчетной даты в бюджетном учете и отчетности учреждения

3.1. Существенное событие после отчетной даты подлежит отражению в бюджетном учете и отчетности учреждения за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера для учреждения.

3.2. При наступлении события после отчетной даты, подтверждающего существовавшие на отчетную дату условия, в которых учреждение вело свою деятельность, делается запись, отражающая это событие. После составления отчетных форм в учете того же периода производится сторнировочная (или обратная) запись на сумму, отраженную в учете.

В отчетном периоде события после отчетной даты отражаются в регистрах синтетического и аналитического учета заключительными оборотами до даты подписания годовой отчетности в установленном порядке. Данные учета отражаются в соответствующих формах отчетности учреждения с учетом событий после отчетной даты. Информация об отражении в отчетном периоде события после отчетной даты раскрывается в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160) (далее – пояснительная записка).

3.3. При наступлении события после отчетной даты, которое не оказывает существенное влияние на отчетные показатели, но имеет важное значение для отчетных данных следующего отчетного периода, такое событие отражается в текстовой части пояснительной записки и должно включать краткое описание характера события после отчетной даты и оценку его последствий в денежном выражении. При невозможности оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении в пояснительной записке это указывается.

4. Перечень фактов хозяйственной жизни, которые признаются событиями после отчетной даты

4.1. События, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых учреждение вело свою деятельность:

– объявление в установленном порядке банкротом юридического лица, являющегося дебитором (кредитором) учреждения;

– признание в установленном порядке неплатежеспособным физического лица, являющегося дебитором учреждения, или его гибель (смерть); признание в установленном порядке факта гибели (смерти) физического лица, перед которым он имеет непогашенную кредиторскую задолженность;

– погашение (в том числе частичное погашение) дебитором задолженности перед учреждением, числящейся на конец отчетного года;

– получение от страховой организации материалов по уточнению размеров страхового возмещения, по которому по состоянию на отчетную дату велись переговоры;

– обнаружение после отчетной даты существенной ошибки в бюджетном учете или нарушения законодательства РФ при осуществлении деятельности учреждения, которые ведут к искажению отчетности за отчетный период.

4.2. События, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых учреждение ведет свою деятельность:

– погашение кредиторской задолженности, числящейся на конец отчетного года;

– принятие решения о реорганизации учреждения;

– реконструкция или планируемая реконструкция; пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожена значительная часть активов учреждения.

Рабочий план счетов

В силу норм п. 6 Инструкции № 157н рабочий план счетов является одним из приложений к учетной политике учреждения и он должен быть приведен в соответствие действующему законодательству РФ.

Изменениями в Единый план счетов бухгалтерского учета были внесены следующие поправки:

– счет 0 201 06 000 вместо «Аккредитивы» называется теперь «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации»;

– введен новый забалансовый счет – 31 «Акции по номинальной стоимости».

Приказом Минфина РФ № 89н в рабочий план счетов бюджетного учета было внесено больше изменений:

– счет 0 201 20 000 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации» стал называться «Денежные средств учреждения в кредитной организации»;

– счет 0 204 32 000 «Уставный фонд государственных (муниципальных) предприятий» стал называться «Участие в уставном фонде государственных (муниципальных) предприятий»;

– введен новый счет – 0 205 82 000 «Расчеты по невыясненным поступлениям»;

– счет 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу» называется теперь «Расчеты по ущербу и иным доходам», к нему добавлены счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат», 0 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

– счет 0 209 80 000 «Расчеты по прочему ущербу» стал называться «Расчеты по иным доходам» и дополнен счетом 0 209 83 000 «Расчеты по иным доходам»;

– введены новые счета – 0 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС», 0 210 11 000 «Расчеты по НДС по авансам полученным», 0 210 12 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»;

– введен счет – 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»;

– введен счет – 0 500 90 «Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)»;

– скорректировано наименование счета 0 502 00 000 «Принятые обязательства», который стал называться «Обязательства»;

– дополнен счет 0 502 00 000 счетами 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства», 0 502 09 000 «Отложенные обязательства»;

– скорректировано наименование счета 0 504 00 000, который вместо «Сметные (плановые) назначения» стал называться «Сметные (плановые, прогнозные) назначения»;

– забалансовый учет дополнен счетами 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)», 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц».

Таким образом, учреждению следует рабочий план счетов, являющийся приложением к учетной политике учреждения, привести в соответствие положениям действующей редакции Инструкции № 157н.

Финансовый результат

Раздел «Финансовый результат» учреждения содержит зачастую такую информацию:

Учреждение не создает резервы предстоящих расходов. Все расходы, начисленные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам, списываются по правилам п. 302.1 Инструкции № 157н.

В то же время представители Минфина при проведении семинаров настаивают на том, чтобы учреждения формировали резервы предстоящих расходов, несмотря на то, что прямого требования на это не содержит ни Инструкция № 157н, ни письма Минфина.

Информация о формировании резервов предстоящих расходов в учетной политике может быть отражена так:

В целях равномерного отнесения предстоящих расходов и платежей на расходы текущего отчетного периода учреждение в соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н создает резерв предстоящих расходов на:

– выплату отпускных;

– неравномерно производимый ремонт основных средств.

Формирование резерва предстоящих расходов производится по правилам, приведенным в приложении… к учетной политике.

Учет материальных запасов

Внимание читателей хотелось бы обратить на отражение в данном разделе учетной политики информации, касающейся списания топлива (бензина). До вступления в силу Приказа Минфина РФ № 52н государственные (муниципальные) учреждения для учета и списания бензина применяли путевые листы по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Приказ Минфина РФ № 52н не содержит никакой информации, касающейся путевых листов, поэтому некоторые специалисты в области бюджетного учета утверждают, что путевые листы в учреждении могут и не вестись, а списание топлива достаточно производить на основании правильно оформленного акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). В то же время в отношении учреждений, входящих в систему силовых министерств и ведомств, разрабатываются и утверждаются ведомственные нормативные акты, которые обязательны для применения. Например, Приказом Министра обороны РФ от 28.03.2008 № 139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что в воинских частях документами для учета ГСМ являются:

– путевые листы (ф. 6002208 и (или) ф. 6002209);

– полетные листы (задания на полет) (ф. 6002229 и (или) ф. 6002235);

– рабочие листы агрегата (ф. 6002210);

– в установленных случаях – расшифровки о расходе масел, смазок и специальных жидкостей (ф. 6002232), расшифровки о расходе охлаждающей жидкости (ф. 6002233);

– расшифровки о расходе горючего и смазочных материалов (ф. 6002234).

При наличии ведомственного документа в учетной политике можно прописать, что расходование ГСМ производится в соответствии с требованиями такого документа. Например, таким образом:

Учет использования легковых автомобилей воинских частей, обеспечивающих деятельность главного командования вида Вооруженных Сил, военного округа, флота, рода войск Вооруженных Сил, ведется в путевых листах легкового автомобиля (ф. 6002208).

Учет использования автомобильной техники воинских частей осуществляется в путевых листах (форма по ОКУД 6002209).

В случае же, если подобный ведомственный документ отсутствует, в учетной политике указывается тот документ, где будет вестись учет путевых листов. Например:

Учет использования легковых автомобилей ведется в путевых листах легкового автомобиля (ф. 0345001), форма которых утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78.

Расчеты с дебиторами и кредиторами

При заполнении раздела учетной политики «Расчеты с дебиторами и кредиторами» следует обратить внимание на положения о списании дебиторской и кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек.

После вступления в 2015 году в силу Изменений, которыми были внесены корректировки в п. 339, 371 Инструкции № 157н, информация, отражаемая в этом разделе учетной политики, должна быть приведена в соответствие требованиям данного приказа (действующей редакции Инструкции № 157н).

Информация по учету и списанию дебиторской и кредиторской задолженности в учреждении в учетной политике может быть отражена так:

Аналитический учет расчетов с поставщиками (подрядчиками) ведется в разрезе кредиторов. Дебиторская и кредиторская задолженность, срок исковой давности которой истек, списывается на финансовый результат учреждения по истечении трех лет на основании данных проведенной инвентаризации.

Списанная с балансового учета задолженность отражается на забалансовых счетах:

– 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» – в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству РФ способом;

– 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами» – в течение срока исковой давности (три года).

Списание задолженности с забалансового учета осуществляется по итогам инвентаризации задолженности на основании решения инвентаризационной комиссии учреждения.

Нереальная к взысканию дебиторская задолженность списывается c баланса по результатам проведения инвентаризации. Основанием для списания являются:

– документы, являющиеся основанием для списания дебиторской задолженности (акты о ликвидации учреждения).

Кредиторская задолженность, не востребованная кредиторами, списывается с баланса по результатам инвентаризации. Основанием для списания служат:

– решение руководителя (приказ) о списании этой задолженности;

– объяснительная записка о причине образования задолженности;

– инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);

– документы, являющиеся основанием для списания кредиторской задолженности (решения, постановления судебных органов, иные документы).

* * *

В завершение статьи еще раз отметим, что учетная политика – это документ, отражающий особенности функционирования конкретного учреждения. В нем вовсе не обязательно отражать все имеющиеся законодательные нормы, достаточно указать лишь те, в которых законодатель предоставляет для субъекта учета право выбора. Применяемая учреждением учетная политика должна отвечать требованиям действующих нормативных актов. При изменении законодательных норм положения учетной политики следует своевременно корректировать.


Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.