Сад камней в китае. Оформление сада в китайском стиле


Создавая свои сады, европейцы, как правило, приукрашивают натуру, китайцы же стремятся приблизиться к ней, максимально передать ее дух. В маленькой Японии, которая заимствовала принципы китайского ландшафтного искусства, сад со временем стал строиться как статичная картина, рассчитанная на созерцание и любование. Пространственная организация китайского сада осталась более разнообразной и динамичной.

Каждый парк – приглашение совершить увлекательную прогулку или целое путешествие, миниатюрная модель мира с горами, озерами, деревьями. Ведь, согласно учению даосов, во всем нужно следовать законам природы, прекрасной в своей естественности и изменчивости.

Развитие садоводства в Китае шло параллельно с пейзажной живописью . Свитки, изображавшие идеальные ландшафты, нередко использовались в качестве образцов при создании сада. Также как и в живописи, в ландшафте главное требование – соблюдать равновесие между водой и сушей, ровными и возвышенными участками, растительностью и свободным пространством.

Еще один из важнейших принципов – естественность. Сад должен выглядеть так, будто он создан не руками человека, но самой природой. Нередко сады были маленькими, и, чтобы создать иллюзию большого пространства, китайцы придумали систему многоплановой перспективы. Такое пространство нельзя охватить одним взглядом, оно разворачивается поэтапно, подобно свитку. Стены, галереи и здания делят сад на части, поэтому он предстает перед глазами некой чередой образов. А чтобы сделать путь длиннее, прокладывают зигзагообразные тропы и мосты.

Вода и камень – главные герои сада. Не случайно китайский аналог слова «ландшафт» – «шань-шуй» – буквально означает «горы и воды», а о процессе его создания говорят как о «выкапывании водоемов и сооружении гор».

Кстати, создание искусственных гор в древности считалось особой наукой, которой занимались специальные артели мастеров.

Вместе «горы и воды» олицетворяют содружество важнейших элементов мироздания – мужского и женского начал, инь и ян. Горы, могучие и сильные, воплощают мужское начало, вода, мягкая и податливая, – женское. Вода в саду обычно присутствует в двух ипостасях: статичной (пруды) и динамичной (ручьи, водопады). Стоячая вода способствует накоплению животворной энергии ци, струящаяся – передает ее зрителю. Чтобы казалось, что водоемы природные, берега водоемов делают неровными, изрезанными.

Камни издревле представляли особую ценность. Они были предметом созерцания, им поклонялись, их слушали. Особенно ценились экземпляры причудливой формы, считавшиеся воплощением жизненной силы космоса. Известно множество их типов и сочетаний. Например, нагромождение валунов олицетворяет стихийную мощь природы, магическую силу гор. В саду камень присутствует как в виде отдельно стоящих глыб, так и в виде групп, образующих своеобразные горные ландшафты.

Беседки и павильоны

Даже самый маленький китайский сад включает в себя множество сооружений. Террасы и павильоны, беседки и крытые галереи, домики для чаепития и музицирования позволяют любоваться парком при любой погоде. Двух-трехэтажные здания «лоу» или «гэ» служат для созерцания далеких окрестностей.

А какие поэтические названия дают этим постройкам: «Беседка ожидания инея», «Павильон водной ряби», «Терраса запаха коричного дерева»! Особое значение придается проемам, среди которых почти не встретишь прямоугольных. Особенно популярны круглые «лунные ворота», символизирующие небо.

Еще один важный элемент – стены . Они разделяют сад на целый ряд участков, создавая иллюзию необозримого пространства. Покрытые черепицей, которая напоминает чешую, и извивающиеся наподобие дракона, они служат символической защитой мира.

Флора

Растительный состав традиционного китайского сада очень разнообразен. Чем южнее, тем он богаче. Особым почтением в Китае пользуются вечнозеленые растения, и зимой сохраняющие свою жизненную силу. Это сосна, бамбук и кипарис Они символизируют благородство, жизненную мудрость, стойкость и долголетие.

Почти в каждом саду можно встретить «деревья счастья» – сливу и персик, а также гингко, ивы, тополя, магнолии. Титул царя цветов, несомненно, принадлежит пиону, олицетворяющему знатность и богатство. Всюду выращивают хризантемы, гортензии, розы; южане увлекаются орхидеями. Любимый предмет созерцания, лотос, символизирует душевную чистоту, неподвластную житейской грязи.

Бамбук – одно из любимых растений китайцев – олицетворяет стойкого человека, способного выдерживать удары судьбы. Он гнется на ветру, но не ломается.

Выращивание миниатюрных деревьев – китайское изобретение. Оно отражает классическую философскую идею «великое в малом». Каждая композиция имеет поэтическое название, например «дракон», «танцующая птица».

Китай является самой древней цивилизацией в мире, с культурным и историческим наследием, уходящим вглубь веков на пять тысяч лет. Китайские сады и парки впечатляют своей долгой историей и архитектурными стилями. Китай - большая страна. Настолько большая, что на ее территории можно встретить практически все разновидности природных ландшафтов. Здесь находятся одни из самых высоких гор в мире, длинные реки и жаркие пустыни, множество пастбищ, небольшие участки горно-тундровых лесов и оазисы тропических лесов. Большинство людей, тем не менее, живут в низинных районах юго-востока Китая в пригодных для сельского хозяйства местах.

Китайцы считают сады и парки одним из направлений искусства. Планируя ландшафтные работы, они желают достичь абсолютной гармонии, классических пропорций и баланса. Искусство китайского сада тесно связано с пейзажной живописью, которая является не буквальной имитацией природного ландшафта, а квинтэссенцией сути и духа. Это своего рода пейзаж, написанный в трех измерениях и созданный человеческой рукой как подражание божественному творению.

Только после понимания исторического процесса социального развития Китая и культуры страны в целом можно сформулировать художественные идеи и концепцию дизайна сада или парка в особенном национальном стиле.

Классические китайские сады и парки

Классические китайские сады и парки сочетают национальную архитектуру с живописью, каллиграфией, поэзией, резьбой, архитектурой, разнообразной флорой и элементами неживой природы, представленной живописными ландшафтами и практичными функциональными постройками. Они предполагают наличие естественного ландшафта, чтобы посетитель смог в полной мере ощутить единение и гармонию с природой.

Китайские сады обычно состоят из пагод, павильонов, террас, беседок, разнообразного рельефа с непременным наличием пруда или озера, дополненного мостами. Многообразие приемов ландшафтного дизайна, накопленных с древних времён, делают обстановку уникальной и неповторимой, в зависимости от ракурса, с которого человек знакомится с предложенным ландшафтным решением. В этом заключается невероятная художественная привлекательность китайских садов.

Классические китайские сады и парки подразделяются на две группы: императорские и частные. Императорские парки построены с размахом, занимают большую территорию. К наиболее известным стоит отнести: парк Летнего дворца, который находится в 15 километрах к северо-западу от Пекина; парк Чэнду в провинции Хэбэй, занимающий площадь 564 гектара, что в два раза больше площади Летнего дворца; парк Бэйхай; парк Чжуннаньхай к западу от Запретного города.

Чэнду в провинции Хэбэй состоит из двух частей: дворцовой площади и живописного парка, в котором располагаются озеро, равнины и холмистые местности. Площадь озера занимает 58 гектаров. Островки, мосты и запруды делят водоем на несколько частей различных форм и размеров. В парке есть и горячие источники, и каскады водопадов, и ручьи. Недаром этот парк был излюбленным местом отдыха императоров династии Цин и их семей. Парк был разбит по образцу южных садов и построен по приказу императора Цянь-луна, который правил с 1737 по 1795 год.

Легенды божественных садов

Китайское садово-парковое искусство имеет долгую историю. Уже в одиннадцатом веке до нашей эры во времена династии Западная Чжоу были места, в которых императоры и благородные люди могли охотиться и отдыхать. Согласно легенде, дошедшей до наших времен, великий император, основатель династии Цинь Ши Хуанди был одержим поисками эликсира вечной жизни. Он снарядил экспедицию в Гималаи, чтобы найти горную вершину, на которой обитают мифические бессмертные. Бессмертные не были найдены, но идея создания имитации мест их обитания нашла свою реализацию в эпоху правления династии Хань. Сад для отдыха мог стоить значительных людских и материальных ресурсов. После того, как было завоевано шесть других царств, появился сад на южном берегу реки Вэй. Император Хань Уди, родившийся в 156 году до нашей эры, во время своего правления разбил около императорского дворца озерно-островной сад с тремя прудами, посреди которых возвышались рукотворные горы, воспроизводившие горы Пэнлай, Инчжоу и Фанчжан, символизирующие святые горы в Восточно-Китайском море. С тех пор люди стали восхищаться осознанием рукотворности невероятных ландшафтов, а вода и камни стали лейтмотивом китайского садово-паркового ансамбля.

Зарождение традиций садово-паркового искусства

Во времена правления династии Цинь, а затем и Хань, на стыке первых тысячелетий стали появляться императорские парки и охотничьи угодья. Ландшафтные парки и сады, имитирующие живую природу, появлялись и в период Южной и Северной династий, продолжали развиваться во времена династий Тан и Сун. Эти сады достигли своего апогея и по масштабу, и по архитектурному совершенству во времена правления династий Мин и Цин. Большинство древних садов и парков, сохранившихся до нашего времени, демонстрируют неповторимые решения садово-паркового дизайна представленного периода.

Садово-парковое искусство периодов правления династий Вэй и Цзинь

В периоды династии Вэй и Цзинь, появилась острая конкуренция среди правящего класса, и царства находились в состоянии хаоса из-за общественных волнений. В то же время это был период, полный относительно свободных мыслей, мудрости и творческого духа в искусстве. Политическая нестабильность и изменчивая жизнь привели к некоему пессимизму. Тем не менее, миграция интеллигенции на юг породила массу красивейших рукотворных пейзажей. Наслаждение пейзажами и посещение самых красивых мест стали неотъемлемой частью жизни образованного сословия. Садово-парковое искусство этого периода приобрело значительное развитие. Проектирование садов стало модным явлением. Эти частные сады по своей художественной задумке не сильно уступали императорским. Одновременно с развитием буддизма появилась новая форма садово-паркового искусства, представляющая собой дорогу к храмам.

Частные сады династий Тан и Сун

После 300 лет хаоса политический режим стал значительно стабильнее в период правления Сун и Тан. Экономика выздоровела, стали развиваться города и королевские дворы. Император Вэнь династии Сун разбил сад в городе Дасин, а император Ян создал Западный сад в восточной столице Лоян. Во времена династии Тан был настоящий бум ландшафтного дизайна. Знать и чиновники могли похвастаться садами в столице, большинство из которых были сосредоточены в юго-восточном районе. В древней книге «Знаменитые сады Лояна» Ли Гэфэя было описано двадцать четыре королевских сада. После того, как династия Юань захватила Южную династию Сун, Китаем начали управлять иностранцы. Этнические и классовые противоречия становились все ожесточеннее. Экономика находилась в состоянии стагнации, стало быть, не было и значительных достижений в развитии ландшафтного дизайна.

Зрелые периоды садово-паркового ландшафта династий Мин и Цин

В течение 270 лет правления династии Мин из-за экономического подъема и развития, сады и садово-парковая архитектура получили новый толчок к развитию. Нанкин был столицей ранней династии Мин. Император Чэнцзу перенес столицу в Пекин и начал восстанавливать город. К середине периода правления династии Мин, в связи с более быстрым развитием сельского хозяйства, садоводство стало ещё популярней. В этот период, возведение садов было сосредоточено в основном в Пекине, Нанкине и Сучжоу. В Сучжоу было очень развито сельское хозяйство и ремесленное производство. Это был самый богатый в экономическом плане город. Многие чиновники построили там свои частные дома и разбили сады, среди которых и ныне существующий сад скромного чиновника, и сад уединения Лю Юань.

Маньчжурские императоры династии Цин - Канси и Цяньлун оставили не менее богатое наследие в Пекине. Было разбито более десяти императорских садов, а сады и парки династии Мин восстановлены и доработаны. Славились радующие глаз городские частные сады в Янчжоу, Сучжоу, Ханчжоу и дельте реки Чжуцзян. Согласно статистическим данным на тот период насчитывалось более ста садов различных размеров.

Четыре стихии садово-паркового искусства Китая

Китайские сады выражают космогонию, основанную на слиянии конфуцианских, даосских и буддийских постулатов. Каждая из религий, исповедуемых в Китае, предлагает свои пути для достижения духовной свободы, объединяет их общее уважительное отношение к природе. Древние китайские сады демонстрировали баланс противоположностей, встречающихся в окружающем мире, которые для даосов выражаются в таких понятиях, как «инь» и «ян». К примеру, камни символизируют мужскую силу «инь», тогда как вода - женскую «ян».

Важнейшей отличительной особенностью китайского сада является, несомненно, взаимодействие компонентов, находящихся в динамической гармонии с водой, камнем, растениями и архитектурой. Вода является кровью жизни и живым пульсом Земли. Камень олицетворяет прочность и устойчивость. Он применяется в качестве рельефных компонентов, в виде всевозможных мостов, двориков и дорожек. Каменные глыбы символизируют горы, обитель бессмертных, земную твердыню, стремящуюся к небесам. Нет ничего случайного в китайских садах, так, каждый растительный элемент полон символизма и ассоциаций. Тщательно подбираются деревья, кустарники, цветы и водоросли, чтобы отразить замысел творца. Важно всё: структура, текстура, изящество, тонкость, гармония, глубокий культурный и философский подтекст.

Свойства растений выгодно подчеркиваются благодаря взаимодействию с водой, камнем и архитектурными элементами. Многоэтажные павильоны задают перспективу, небольшая открытая веранда приглашает к размышлению, чайхана манит освежиться в её тени и призывает к неторопливой беседе. Каждый китайский сад создает атмосферу, в которой природа, искусство и люди находятся в гармонии. Сады Китая - подтверждение щедрости природы, они демонстрируют все природные богатства страны. Их пейзажи характеризуются крутыми горами, многочисленными равнинами, умиротворяющими озерами и драматическими водопадами.

Символизм растений китайского сада

Для того чтобы сообщить тему китайского сада, подбираются растения, содержащие символические атрибуты. Так, лотос, корни которого располагаются в илистых донных грунтах водоемов, и чьи цветки достигают поверхности вод, символизирует духовную свободу. Сосны, сливы и бамбук ассоциируются с долговечностью, выносливостью и устойчивостью. Орхидеи, хризантемы и цветущая слива представляют грацию, благородство и терпеливость.

Уникальность садово-паркового искусства Китая

Великий немецкий философ Гегель однажды сказал: «Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и всем народам». Это в полной мере можно отнести к садово-парковому искусству Китая.

Китайская нация в процессе длительного исторического развития проживала на землях, богатых ресурсами и плодородными почвами, с разнообразными ландшафтными пейзажами. Эти предпосылки постепенно сформировали социальные явления, культуру и идеологию с уникальными национальными особенностями, отразившимися и в садово-парковой культуре, принимаемой людьми во всем мире.

В этой статье будет рассмотрено одно из самых ярких и самобытных направлений этнического стиля — китайский сад. Устройство такого сада на участке — занятие увлекательное, способное показать не только дизайнерский талант хозяев, но и их богатый внутренний мир.

Самобытность китайского сада

Китайский стиль достаточно самобытен и стоит особняком среди этнических садов. С одной стороны, его устройство подчиняется общим для этники стилистическим приемам, а с другой, довольно заметно противоречит основной концепции стиля — близости к природе, максимальной естественности. В китайском саду очень трудно проследить, где заканчивается естественное, и вступает в свои права искусственное, выдуманное, рукотворное.

Учение фэн-шуй — главное руководство к действию

Учение фэн-шуй является идеологической основой китайского сада. Основными постулатами фэн-шуя, нашедшими свое применение в ландшафтном дизайне , являются:

  1. Гармония между всеми элементами сада (как отражение мироздания, гармонии пяти стихий). Это касается всего — пропорций воды и суши, свободного и занятого пространства, особенностей ландшафта.
  2. Четкое выделение центра, главной доминирующей точки.
  3. Значимость каждого растения, каждого элемента садового дизайна.

Все, что будет сделано, построено, высажено, выкопано в китайском саду, должно быть пронизано энергией Ци, и задача хозяина участка направить эту энергию в нужное русло.

Типы китайских садов

Исторически сложилось три типа китайских садов:

  1. Императорские, потрясающие своей роскошью и утонченностью.
  2. Монастырские или естественные, максимально встроенные в природный ландшафт.
  3. «Сады за стеной» — частные сады. Именно эти сады и являются прототипами современного китайского стиля.

По эмоциональному воздействию выделяются:

Смеющиеся сады, символизирующие полноту, яркость и радость жизни. При устройстве используются цветущие растения, яркие краски, способные создать настроение радости и полноты жизни.

Угрожающие сады, символизирующие разрушительную власть стихий. Используются беспорядочно набросанные валуны, искривленные, покрытые мхом и лишайником деревья с темной листвой.

Идиллические сады, восстанавливающие покой и гармонию.

Очень интересным решением может стать устройство всех трех эмоциональных садов на одном участке. При этом важно обеспечить композиционную завершенность задумки.

Главные этапы создания китайского сада и основные стилистические приемы

При устройстве китайского стиля очень важно помнить главное правило создания этнических садов — все элементы ландшафтного дизайна и архитектуры должны соответствовать выбранному стилю. Всё, вплоть до хозяйственных построек и входной группы, должно быть стилизовано под китайский стиль и архитектуру.

Выбор центра композиции и планирование

Для устройства китайского сада лучше всего подходят участки холмистого рельефа. Совершенно плоский участок придется «оживлять», насыпая искусственные холмы, возвышенности и горки.

Дизайнеры при устройстве китайских садов очень часто используют «восьмиугольник Багуа» — это деление участка на 9 секторов, основанное на знаниях фэн-шуй о концентрации энергии.

На начальном этапе необходимо выбрать центр композиции. Как правило, это возвышенное место, с которого открывается самый красивый вид и максимальный обзор. Как будет выглядеть центральная композиция, не так важно, главное, чтобы с нее можно было подолгу любоваться открывающимися взору пейзажами, а сам центр композиции просматривался с любой точки сада.

Для китайского стиля (в отличие от большинства этнических) характерно осевое планирование и четкие, правильные линии и углы границ участка.

Цветовая палитра

При оформлении сада в китайском стиле большое значение имеет цвет, так как китайская философия наделяет цвета целительными свойствами. Именно поэтому архитектура и малые формы блистают яркостью и разнообразием красок:

  1. Фиолетовый и белый — спокойствие.
  2. Темно-красный и ярко-желтый — радость и жизненная энергия.
  3. Синий и черный — расслабление и исцеление.

Тоже самое можно сказать и о природной палитре: ярко цветущие растения и декоративные кустарники вносят свои краски в сказочное полотно китайского сада.

Большинство этнических стилей характеризуется своим цветом, применение которого при оформлении ландшафтного дизайна помогает сделать его узнаваемым. Для китайского сада таким является сочетание желтого, красного, зеленого и коричневого.

Устройство дорожек

Дорожки и тропинки китайского сада могут разбегаться по всему участку причудливыми узорами, манить за собой, петлять, удлиняя путь, давая человеку возможность как можно дольше насладиться общением с прекрасным. За их крутыми поворотами должны скрываться неожиданные сюрпризы — цветущий куст, скульптура, группа камней.

Для устройства дорожек можно использовать гравий, белый и желтый песок, плиты из натурального камня. Отличным приемом стилизации является устройство извилистой дорожки из гальки. Подбирая ее по цвету, можно выложить различные узоры, например, в виде волн или расходящихся сфер.

Ворота и ограждения

Неизменное правило стиля — сад не должен иметь четкой визуальной границы, необходимо создать ощущение его бесконечности. Именно поэтому ограждение необходимо тщательно маскировать.

Оно должно выглядеть либо как каменная композиция, за которой просто продолжается сад, либо как увитая растениями ширма, отделяющая еще одну зону. Возможно устройство забора-экрана, на который проецируется тень от веток причудливо искривленного дерева.

Можно использовать стилизацию забора под стену якобы расположенного рядом храма, за которым сад продолжается.

Входная группа китайского сада достаточно стандартна: характерные ворота, окрашенные в красный или коричневый цвет, сразу создадут нужную атмосферу.

Многообразие малых форм

Именно малые формы, садовая мебель и предметы быта помогают придать участку в этническом стиле узнаваемость и необходимый колорит. Китайский стиль легко поддается такой стилизации.

Для устройства китайского сада в ландшафтном дизайне широко применяются камни. Философия фэн-шуй наделяет их большим философским смыслом — они символизируют равновесие противоположных стихий. Камни считаются живыми существами. Чем необычнее природная форма камня, чем больше в нем пустот, тем лучше.

Камни могут располагаться как по отдельности, так и создавать разнообразные группы.

Необходимый колорит и настроение создадут расставленные и развешенные по саду яркие китайские фонарики и зонтики.

Основной китайской символикой являются иероглифы, но относиться к их применению стоит с большой осторожностью. Во-первых, стоит помнить, что в них может быть заключен определенный смысл, а во-вторых, сад, перегруженный ими, будет смотреться банально и вульгарно.

То же самое можно сказать и о садовых скульптурах в китайском стиле. Они должны органично вписываться в общую композицию, не нарушая гармонию пространства.

В последнее время очень популярными стали топиарии — скульптуры из декоративно подстриженных деревья и кустарников. Именно их все чаще применяют дизайнеры для этнических стилей. Такая фигурка в китайском саду отлично оживит общую картину и создаст соответствующее настроение.

Очень интересным приемом, который сделает стиль узнаваемым, являются так называемые садовые «лунные» окна. Они устраиваются таким образом, чтобы через них можно было любоваться красивым пейзажем или композицией.

Узнаваемыми и самобытными элементами китайского стиля являются мосты, выполненные из натуральных материалов. Горбатые мостики чаще всего служат по своему прямому назначению — для пересечения водных ручьев, каналов, прудов. Для китайского сада лучше всего подойдут либо каменные, искусственно состаренные, либо деревянные, выкрашенные яркой краской мостики.

Водоемы китайского сада

Без сомнения, искусственный пруд не только украсит участок в китайском стиле, но и может стать центром всей композиции. Свободные очертания, нечеткая береговая линия, обилие прибрежной растительности — отличительные черты китайского пруда. Очень интересно смотрится грот на берегу или на небольшом островке посередине.

Китайский пруд должен быть «живым». Обитателями пруда могут стать карпы кои и любые другие яркие рыбки, серебристые караси.

Увлекательным занятием может стать устройство лотосного водоема.

Китайская беседка — икона стиля

Ни в одном этническом саду беседка не является основным стилистическим элементом, только в китайском она — центр композиции, ставящий окончательную точку в создании стиля. Располагается она обычно рядом с водоемом, легкие кружевные очертания и характерная крыша делают ее узнаваемой.

Китайскую беседку можно сделать своими руками из дерева и покрасить ее в характерные для Китая цвета — коричневый, желтый, зеленый или красный.

Растения китайского сада

Чем ярче и богаче цветовая палитра растений китайского сада, тем лучше. Однако забывать о том, что все в нем имеет свой смысл и значение, нельзя:

  1. Хвойные растения, высаженные на участке, будут символизировать долголетие. Это могут быть сосны, кедры, пихты, можжевельник.
  2. Плодовые деревья принесут счастье и продолжение рода. Отлично впишутся в садовый дизайн яблони, вишни, сливы.
  3. Колорит и настроение создадут цветущие кустарники с разноцветной листвой — форзиции, бересклеты, таволга.
  4. Для оформления шпалер, ограждений, арок подойдут плетистые розы, жимолость и другие вьющиеся цветущие растения.

Обязательными растениями в китайском саду являются благородные пионы, хризантемы, лилии. А вот мелкоцветущие, пестрые и полевые растения, так часто используемые в этнических садах Европы, лучше не высаживать. Они могут создать стилистический диссонанс.

Еще одной особенностью, отличающей китайский сад от некоторых европейских этнических садов, является то, что при отсутствии классических, выстриженных газонов и четко очерченных клумб, все растения должны быть подстрижены, наличие сорняков и небрежности в уходе недопустимы.

После завершения работ по созданию этнического ландшафтного дизайна в китайском стиле остается только тщательно ухаживать за растениями. А еще помнить, что сад — место отдыха, восстановления мира в душе и гармонии с окружающим миром, поэтому все неприятности и беды стоит оставлять за его воротами.

Для того что бы создать красивый гармоничный сад недостаточно просто рассеять семена цветов, декоративных кустарников и деревьев. Необходимо также обустроить его , и т.д. Но и это не все! Никакой композиции не получится, если заранее не спланировать садовый стиль. И если ваша мечта – китайский сад, тогда нужна большая отдача вашего внутреннего мира.

О китайском саде говорят, что он показывает тайный духовный мир садовода. Поэтому при его создании нет необходимости нанимать специалистов в области ландшафтного дизайна, нужно всего лишь знать некоторые нюансы создания сада в китайском стиле, о которых мы сейчас и поговорим.

С чего нужно начать при создании китайского сада

Пример китайского сада с ручьем, мостиком, бонсай деревьями и минимум цветов.

Китайские садоводы перед созданием своего собственного сада обычно стараются максимально спокойно отдохнуть на фоне естественного природного пейзажа. Еще их очень сильно вдохновляет буддизм, философия которого призывает черпать силы для ума и духа в окружении природы. Поэтому уверенно можно сказать, что китайский сад отражает идеальный ландшафт для садовода.

Такому саду подходят миниатюрные горы, реки, деревья и кустарники. Главное что бы все вливалось в одну гармоничную композицию, которая была бы пропитана энергетикой и внутренним миром создателя.

Так же важно, что бы в китайском саду не встретились кусты идеальной геометрической формы (английский стиль) либо другие элементы, которые явно будут показывать не естественное происхождение сада, потому что, как говорилось раньше, китайский сад – отражение идеальной естественной природы для садовника.

Еще одним важным моментом, присущим китайскому саду, является сочетание элементов, которые имеют таинственный философский смысл. К таким элементам относятся: вода, камни, растительный мир. Разберемся, какой элемент что символизирует.

На фото вода, как символ жизни китайского сада.

Вода обязательно должна присутствовать в китайском садике, потому что миниатюра естественной природы никак не может существовать без жизнетворной влаги. Для этого создаются небольшие водопады, ручейки, пруды, которые располагают в центре композиции. Не нужно стильно декорировать контуры водоемов, лучше оставить берега голыми, естественными. Что касается течения, оно должно быть тихим и спокойным, как течение жизни. Т.к. вода подобна зеркалу, то с точки зрения буддизма она символизирует истинный совершенный дух. Поэтому будет разумно соорудить на берегу место для отдыха, в виде беседки, которая как реально, так и отражением на поверхности воды, будет участвовать в композиции.

Жители Востока свято верят, что камни одухотворены. Так же считается, что камень воплощает мужское начало – Ян. Поэтому присутствие камня в китайском саду настолько же необходимо, как присутствие воды. Они могут располагаться у берегов ручья, водопада, либо вообще служить как доминирующий элемент сада. Китайские садоводы верят, что необычные камни (с переливом, древним налетом, отверстиями, прожилками) являются символом бессмертия, поэтому если вам встретится такой камень, обязательно включите его в вашу композицию. Так же с помощью природного камня (например, гранита) можно выложить дорожку, которая эффектно дополнит китайский сад.


Очень главным нюансом китайского сада является его привлекательность, поэтому растительный мир должен подбираться с учетом того, что при отцветании одного вида растений, другие должны доминировать в это время. Так же не стоит забывать про то, что в китайском саду каждый элемент несет свой скрытый смысл и к растениям это тоже относится.

Деревья в китайском саду + 8 фото



Каждое дерево в китайском саду обязательно должно что-то символизировать. Слива либо вишня показывает силу характера. Сосна, которая встречается практически в каждом саду, означает бесконечность времени. Особенно любят китайские садоводы бамбук, который символизирует стойкость и выносливость (при сильных порывах ветра бамбук гнется, но не ломается). Так же жители Поднебесной любят использовать специальные приемы, для того что бы изменять внешний вид дерева и показывать, снова таки, скрытый смысл. К таким приемам относятся искусственно искривленные или состаренные стволы. Что касается последних, то к многовековым растениям вообще относятся с уважением, как и к пожилым людям. Поэтому нередко старые деревья служат как главный элемент китайского сада.

Цветы в китайском саду + 8 фото примеров




Как и на остальные элементы китайского сада, на цветы так же чувствуется огромное влияние буддизма. Цветы так же обязательно что-то символизируют. Например, лотос – символ чистой души. Китайские садоводы очень любят древовидный пион, который считают царем цветов. Не помешают в китайском саду розы, нарциссы и хризантемы. Так же, следует обратить внимание на то, что у каждого цветка есть свой спутник: у розы – пионы, у сливы – магнолия, у хризантемы – бегония. Что касается газонов, то, как вы заметили, в китайском саду их нет. Вместо них высаживают травянистые многолетники либо декоративные злаки. Ну и напоследок, не забываем про классику жанра – бонсай, который эффектно выглядит в небольших контейнерах, которые размещаются на подставках.

Это, пожалуй, минимальные знания, которыми вы должны обладать при создании своего китайского сада. Не пугайтесь сложности и философского характера композиции, ведь если вы действительно вложите в создание сада всю душу, тогда не будет необходимости что-то добавлять либо менять. И помните, что сад, сделанный своими руками, уже, по сути, неповторимый и уникальный, поэтому наслаждайтесь отдыхом в нем каждый день!

Идея планировки сада в китайском стиле.

Китайские сады устроены по определенным канонам, пришедшим из глубины веков.

В центре сада всегда вода, которая часто занимает более его половины, замкнутые дворики и тенистые уголки, расположенные по периметру водных устройств — это самостоятельные пространства, перетекающие друг в друга.

Главное достоинство сада в китайском стиле — его естественность, в нем невозможны симметрия и прямые линии, все то, что отсутствует в природе.

Создание сада в китайском стиле

Непременным элементом китайского сада являются камни. Они могут стоять в одиночестве или группой, их дополняют растения, они могут находиться в воде или на берегу. Немыслим китайский сад и без архитектурных сооружений, разбросанных по усадьбе, каждое со своим, строго определенным назначением.

В этом саду вода играет главную, доминирующую роль, подчиняя себе все остальные элементы

Элементы сада в китайском стиле

  1. палисадник
  2. древесно-кустарниковая композиция
  3. плавательный бассейн
  4. декоративные водоемы
  5. скамья
  6. пионы, посаженные в модули мощения
  7. китайская беседка
  8. птичник
  9. мостик
  10. декоративное болото
  11. башня

Пример воплощения сада в китайском стиле

В этом саду вода играет главную, доминирующую роль, подчиняя себе все остальные компоненты сада.

Начинается китайский сад с палисадника, расположенного между домом и подъездной дорогой, к которой примыкает лес за забором.

Сортовые сирени да лесные сосны с елями, растущие перед домом, помогают саду влиться в природное окружение.

Здесь же левее палисадника находятся вход и въезд на участок, место для стоянки автомобиля.

Широкий дом играет роль своеобразной ширмы, отгораживающей сад от улицы.

Обходишь дом слева и попадаешь в сказку. На 10 сотках участка вытянутой, почти треугольной формы — сплошная вода, и это по-настоящему прекрасно. Несколько водоемов плавно перетекают один в другой, их ограничивают потрясающе красивые линии, вдоль которых расположились выразительные композиции из камней и хвойных растений.

На западном берегу построен большой птичник из частой металлической сетки. Он состоит из двух частей, примыкающих с обеих сторон к беседке, выполненной по китайским мотивам. Фазаны отлично зимуют здесь под открытым небом.

Еще одно строение в китайском духе — это смотровая башня на восточном берегу для созерцания красивых видов сада, отсюда они открываются просто потрясающие.

Кроме того, башня отвлекает внимание от не очень декоративного соседского дома, расположенного позади нее. Башня занимает совсем немного места на земле, около полутора квадратных метров (1,5 м в ширину, 1 м в глубину). Наверх можно подняться по удобным деревянным ступеням винтовой лестницы, и уже со второго этажа насладиться видом окрестностей.

Эффектный коралл выполняет функцию садовой скульптуры. Остров черепахи — традиционный элемент сада в восточном стиле.

Построенная на удачном месте, выкрашенная в коричневый цвет, легкая и воздушная, башня стала фокусом восприятия и украшением всего китайского сада. Один из ее главных элементов — крыша. Большая, покрытая красно-коричневой гибкой черепицей, благодаря изогнутым и приподнятым кверху углам крыша летит в небеса, придавая саду особую экспрессию. Чтобы попасть в башню, нужно пройти по деревянному мостику.

Вдоль береговой линии искусственных водоемов, составляющей 120 м, проложены дорожки, прогуливаясь по которым можно любоваться водой и рассматривать интересные растительные композиции.

Вдоль длинных сторон участка часто посажены самые разные деревья и кустарники, изолирующие с двух сторон участок от соседей.

Необычайно эффектна яркая , состоящая из трех желтых колонновидных туй, перед которыми расположилась взрослая голубая елочка Тлаука Глобоза, а слева от нее две зеленых елочки Нидиформис.

В конце июня здесь можно наблюдать цветение грунтовой орхидеи ятрышника. Хороша композиция из горных сосен, окружающих коралл.


Берега водоемов и ручьев эффектно задекорированы крупными камнями оригинальной фактуры. В китайском саду возможны только плавные текучие линии.

Эффектно, когда берег выложен камнями, как в этом саду. Конечно, это должны быть не круглые мелкие разноцветные камушки — «бусы», нелепые и жалкие, а крупные, красивые камни разного размера, «козырные», как выражается хозяин этого сада.

Камни естественно смотрятся у воды, с их помощью можно задекорировать черную пленку или бутилкаучуковую резину на берегу.

Какую-то часть берега водоема неплохо украсить растениями, но не стоит заполнять растениями весь периметр, часть берега должна быть свободной от них.

С камнями органично смотрится мощение. Если нужно провести по галечному берегу тропинку, то подойдет и вплотную уложенный, и пошагово размещенный плитняк. Красиво, когда к какой-то части берега вплотную подходит газон.

В пруду, так же как и в садах китайских, цветут нимфеи.

Небольшой мелкий пруд в самом конце участка предназначен для . Эта зона открывается для посетителей неожиданно, уже в конце участка.