Благоустройство школьной территории. Проект "ландшафтный дизайн пришкольного участка" Проект учителя ландшафтный дизайн пришкольного участка


Школьный двор - «визитная карточка» учебного заведения. Уже при первом взгляде на него, входящий может составить мнение о школе. Если в ней трудится коллектив единомышленников, объединенных целью воспитать своих подопечных всесторонне развитыми личностями, то школьный двор будет оформлен с хорошим художественным вкусом и выполнять множество функций (эстетическую, развивающую, санитарно-гигиеническую). Педагоги позаботятся о том, как вместе с воспитанниками красиво расположить и содержать все необходимые обустройства и живые насаждения.

Общие принципы составления проекта школьного двора

Обычно новые школы строители сдают в эксплуатацию с благоустроенными пришкольными территориями. Но с течением времени разрастаются и стареют растения в композициях, ветшают постройки. Меняются вкусы и запросы школьного коллектива. Периодически нужно производить корректировку посадок, замену и ремонт малых архитектурных форм. Как любому сооружению нужен капитальный ремонт, так и ландшафтный дизайн школьного участка требует кардинального переустройства. Возможно при этом придётся переформатировать назначение участков, изменить их площадь и рельеф. Так как результаты облагораживания территории будут рассчитаны не на один год и должны сохранять привлекательный вид продолжительное время, эта работа должна быть продуманной и плановой. Для эффективной реконструкции пришкольной территории необходимо разработать проект ландшафтного дизайна школьного двора. Руководству школьного заведения или инициативному комитету следует провести опрос среди педагогов и школьников на тему: «Чтобы вы хотели видеть на школьном дворе?»; определиться с финансовыми возможностями. Затем необходимо сделать тщательный обмер участка, оценить существующую климатическую ситуацию, выяснить размещение инженерных сетей. После всего, в соответствии с собранными данными, вычерчивается масштабный план и производится зонирование участка, подбираются растения.

Стиль оформления

Ландшафтный дизайн пришкольного участка желательно выполнить в регулярном стиле. Прямые дорожки, симметричные посадки, геометрические формы клумб подчеркнут особый статус территории и будут настраивать детей на спокойное и рассудительное поведение. Перед входом высаживают солитеры - одно или несколько декоративных деревьев или кустарников, явно выделяющихся на общем фоне. Солитерные посадки придадут некоторую строгость и официальный вид ландшафтному дизайну школьного участка. Всё окружение школьного здания должно способствовать пониманию и принятию учащимися того, что они пришли в школу заниматься серьёзными делами - получать необходимые знания и навыки.

Уголки отдыха, которые будут служить для спокойных бесед во время больших перемен или для посиделок после занятий, можно устраивать в более свободных стилях - кантри, голландском, азиатском. Для насаждений выбирают такие растения, чтобы они выглядели привлекательно на протяжении всего года, не вызывали аллергию, без шипов и колючек.

Центральная часть

Каждая школа должна иметь на своём дворе место для проведения общешкольных мероприятий - первого и последнего звонка, сборов, линеек и др. Это может быть вместительная прямоугольная или квадратная площадка. Её стоит обсадить бордюрами из кустарников, хорошо переносящих стрижку (кизильников, самшитов, спиреи, бирючины). Место, предназначенное для выступлений, желательно подчеркнуть на заднем плане линейными посадками хвойных или вечнозеленых насаждений. Они могут также сдерживать ветры и защищать от уличных шумов. Оформление центральной части таким образом придаст торжественность и парадность всему ландшафтному дизайну школьного участка. Площадку в последующем следует расчертить, подписав места для каждого класса.

Спортивная площадка

Площадку для занятий спортом оборудуют стандартными устойчивыми и безопасными снарядами и сооружениями. Покрытие обычно устраивается асфальтное или грунтовое. Волейбольную или площадки для других подвижных игр стоит обсадить деревьями с раскидистыми кронами (липами, каштанами, клёнами) для создания тени над зрительскими скамейками. При ограниченных размерах школьного двора на площадке могут проводиться общешкольные мероприятия. В таком случае спортивные сооружения следует расположить по её периметру или компактно составить в одном месте для того, чтобы они не мешали и не отвлекали детей.

Зоны отдыха и досуга

В проекте ландшафтного дизайна школьного двора зон отдыха может быть несколько. Они будут соединяться между собой аллеями и извилистыми дорожками. Уголки отдыха желательно оформить композициями из декоративных кустарников разной высоты, разбить газоны и клумбы, поставить скамейки, скульптуры. Привычные элементы вертикального озеленения (опоры, треноги, арки и др.) не стоит использовать при оформлении, так как дети могут залезть на них и травмироваться. Для линейных посадок вдоль аллей подходят вязы, тополя, сосны, липы. Расстояния между ними зависит от величины кроны и составляет примерно 3-5 м. Важно, чтобы деревья не давали поросли, которая может разрушить искусственное покрытие. На клумбах нужно высаживать неприхотливые, долгоцветущие и засухоустойчивые цветы (цинии, сальвии, бархатцы, цинерарии, бессмертники). Под деревьями - тенелюбивые многолетники (хосты, барвинок, астильбу, функию). На солнечных местах можно устроить альпийские горки или рокарии. Непривлекательные заборы маскируют при помощи плетущихся и лазающих растений(девичьего винограда, клематисов, плюща).

Педагоги вместе с родителями и детьми здесь могут воплотить множество своих идей по созданию оригинального ландшафтного дизайна пришкольного участка. Совместная работа родителей с детьми будет способствовать укреплению связей между ними, сотрудничеству, улучшению взаимопонимания, что так важно в подростковом возрасте.

Пришкольный огород

При значительной площади школьного двора для проведения детьми экспериментальной и исследовательской работы можно устроить огород. Особенно интересно будет выращивать овощи и цветы младшим школьникам. Они смогут там научиться ухаживать за различными огородными культурами, расширить свой кругозор. Учащихся средних классов стоит привлекать к выращиванию рассады цветов для клумб. При достаточных финансовых средствах на пришкольном огороде можно соорудить небольшую теплицу или оранжерею.

Удачный проект ландшафтного дизайна школьного двора сделает территорию школы не только удобной с практической точки зрения, но и улучшит её естественный облик. Благодаря этому все элементы двора вместе со школьным зданием будут смотреться презентабельно и гармонично.

Экологический проект

Моя малая Родина

Ландшафтный дизайн пришкольного участка

Выполнила:
Тябут Татьяна, 17 лет
Руководитель:
Филиппова Галина Сергеевна

I. Введение.....3
II. Основная часть
1.Описание объекта исследований... ..5
2.1. Основы ландшафтного дизайна.......6
2.2. Флора пришкольного участка, как элемент ландшафтного дизайна.6
2.3. Газоны.....7
2.4. Цветоводство...7
2.5. Использование ландшафтного дизайна в учебно-познавательных целях.....................................................................................................................7
3. Практическая часть
3.1. Этапы реализации проекта..7
3.2. Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории...7
III. Заключение............................12
Практические рекомендации.....13
Список литературы.....14
Приложения

С тех пор как человек пахать обрел уменье,
Украсить дом и двор он ощутил стремленье
И стал вокруг себя сажать для красоты
По вкусу своему деревья и цветы.
Жак Делиль

Введение

Школьный двор – это визитная карточка школы, требующая постоянной и целенаправленной работы по благоустройству. Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем, кажется на первый взгляд. По существующим санитарным нормам каждое учебное учреждение должно иметь выраженную буферную зелёную зону, ограждающую эти особые по своему назначению объекты от загазованной окружающей среды.
Существует хорошая пословица: «Человека встречают по одежке, провожают по уму». Поэтому большое значение имеет внешний вид школы и окружающая ее территория, но она должна быть не только красивой, но экологически чистой. Ведь именно здесь мы проводим большую часть времени. Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и проведение культурно-массовых мероприятий, и уборки территорий. Экологическая обстановка влияет на наше здоровье и организм в целом.
Гипотеза: создание элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории может привлечь внимание учащихся и их родителей к экологическим проблемам территории школы и повысить социальную активность населения.
Актуальность выбранной темы: благоустройство территории играет важную роль в жизни человека - красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье и настроение, создают благоприятный микроклимат. Данный проект позволил прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему. Работа в этом проекте дала возможность развивать активную жизненную позицию, а также реализовать способности художников, дизайнеров, садоводов, исследователей.
Цель исследования: выяснение влияния создания единого комплекса ландшафтного дизайна пришкольной территории на успешную реализацию программы экологического воспитания учащихся и повышение социальной активности школы.
Задачи исследования:
выяснить мнение учащихся школы и жителей села о необходимости благоустройства пришкольной территории;
изучить экологическое состояние пришкольной территории;
познакомиться с основами цветоводства и ландшафтного дизайна;
разработать дизайн – проект школьного двора;
провести поэтапную реализацию мероприятий проекта по благоустройству и озеленению школьного двора.
Объект исследования: современные формы ландшафтного дизайна.
Предмет исследования: возможности создания элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории с учетом ее экологических особенностей.
Место исследования: пришкольная территория МБОУ Горкинская СОШ
Сроки исследования: с 10 сентября 2012 года по 05 марта 2013 года.
Методы исследования:
социологический опрос;
анализ научно- популярной литературы по ландшафтному дизайну, учебных пособий по лесоводству и почвоведению;
исследовательский (определение кислотности почв, ее плодородия и степени освещенности планируемых участков ландшафта);
практическая деятельность.
Ожидаемые результаты
Краткосрочные результаты:
Анализ результатов социологического опроса населения села, учителей, учащихся, родителей.
Получение сведений о состоянии дендрофлоры в микрорайоне школы путем анализа паспорта зеленых насаждений.
Определение лучших рисунков школьного конкурса по дизайну клумб «Школьный двор моей мечты».
Озеленение и благоустройство пришкольного участка: разбивка клумб, обновление насаждений кустарников, деревьев и т. д. Поддержание чистоты и порядка на школьной территории.
Знакомство учащихся с основами цветоводства, овладение агротехническими приёмами выращивания растений.
Долгосрочные результаты:
Повышение социальной активности учащихся и родителей.
Формирование экологического сознания и ответственности у школьников и родителей.
Формирование навыков практической природоохранной работы и исследовательской деятельности.
Улучшение экологического состояния и эстетического вида пришкольной территории.
Формирование личностных качеств учащихся: целеустремлённости, трудолюбия, толерантности.
Повышение мотивации и самооценки учащихся, формирование умения делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.

II. Основная часть.
Описание объекта исследования.
На территории бывшей усадьбы Базилевского был проведен комплекс работ по эколого-флористическому исследованию: флористический и биоморфологический анализ древесных насаждений, санитарно-гигиеническая и эстетическая оценка древесных пород, определение лишайников индикаторов экологического состояния среды.
Мы описали почвы, рельеф и лесную растительность. Определили виды деревьев, растущих в парке с. Горки.
В парке растут:
Виды
Количество

Акация
37

Березы
64

Боярышник
1

Лиственница
1

Рябина
2

Сирень
3

Шиповник
48

Пеньки
19

Среди деревьев преобладают липы, березы. Клены и осины находятся на 3-м и 4-м местах соответственно
На территории нашей школы находится клумбы, которые расположены рядом со школой. Высаживаемые цветы, несмотря на уход, плохо развиваются, и клумбы не всегда имеют привлекательный вид. Они находятся на юго-западной стороне школьного здания и солнечного света недостаточно.. Почва на них не структурированная, супесчаная, вода после дождей быстро испаряется. Было решено провести исследование состава почвы и мелиоративные мероприятия, способствующие улучшению качества грунта, создать ландшафтный дизайн с высадкой таких растений, которые не только способны произрастать в таких условиях, но и разнообразить видовой состав деревьев и кустарников школьного парка.
Благоустроенная пришкольная территория может являться площадкой для реализации программы экологического воспитания и образования детей и взрослых, которые будут включены в практическую деятельность по благоустройству и примут участие в массовых природоохранных мероприятиях.
2.1. Основы ландшафтного дизайна.
Под ландшафтной архитектурой в наши дни понимается особый вид архитектурной деятельности, направленной на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни.
В этих целях ландшафтная архитектура использует такие материальные средства, которые всегда существовали в природе (рельеф, вода, растительность и др.) и подвергает их необходимым преобразованиям. Все компоненты ландшафта тесно связаны между собой, их состояние и развитие зависит от конкретных природных условий, от воздействия хозяйственной и социальной деятельности человека. Все это приходится учитывать в работе ландшафтному архитектору.
Цветочно-декоративное оформление является частью озеленительных работ и в большинстве случаев неразрывно связано с древесно-кустарниковыми насаждениями. Цветы нужно высаживать тогда, когда территория полностью благоустроена проложены дорожки и площадки, посажены деревья и кустарники, посеяны газоны. Искусство цветочного оформления состоит в том, чтобы при наименьших затратах получить наибольший декоративный эффект. Цветники - наиболее дорогостоящий и трудоемкий вид из всех форм озеленения. Их размещают на самых видных, парадных местах, вдоль дорожек, на пересечениях основных аллей, причем так, чтобы ассортимент цветочных культур обеспечил непрерывное цветение в течение длительного времени.
2.2. Флора пришкольного участка, как элемент ландшафтного дизайна.
Красота это плод постоянного вдохновения, порожденного упорным трудом. (Делакруа)

Для оформления школьного участка мы выбрали пейзажный стиль. Именно из этого стиля мы можем заимствовать приемы оптического увеличения пространства и усиления его глубины, что необычайно важно для малого по площади современного парка.
Тема нетронутой, а лишь слегка «исправленной» природы, простоты и естественности порождает романтизм, сентиментализм. Характер парковых композиций согласовывается с окружающейся местностью, и границы участка по возможности маскируются. Особенно важно в пейзажном стиле то, что он вызывает меньше разрушений и лучше объединяется с окружающим ландшафтом.
2.3. Газоны. Газон придает участку ухоженный и опрятный вид, создает приятный глазу спокойный общий фон, идеальный для любых цветов и композиций растений. На фоне газона особенно ярко проявляется окраска и форма цветов (Приложение).
2.4. Виды цветников.
Цветник - очень мощный прием выделения какого-либо участка местности, позволяющий организовать общий план участка, оживить монотонный весной и осенью ландшафт. Цветочное оформление должно быть правильно спланировано и равномерно размещено. Цветники могут иметь различные размеры, формы, композиционные решения, цветочные сочетания декоративных растений в зависимости от назначения и месторасположения. К элементам цветочного оформления регулярного стиля относятся клумбы, рабатки, бордюры, партеры.
2.5. Использование ландшафтного дизайна в учебно-познавательных целях.
Элементы ландшафтного дизайна можно с успехом применять в учебно-познавательных целях. Например, создание Дарвиновской площадки позволяет проводить наблюдения за развитием последовательности заселения растений в естественных условиях. Этнографический уголок - важный элемент краеведческой составляющей воспитания школьников

3. Практическая часть.
3.1. Этапы реализации проекта.
Приступая к работе, мы провели анализ ситуации на данный момент с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения. После того как были определены проблемы, была проведена работа по выявлению наиболее важной из них - художественное оформление школьного двора. В ноябре 2012 года был дан старт конкурсу «Аукцион идей» на лучший рисунок и мини-проект по благоустройству и озеленению школьного двора для учащихся 3 – 8 классов. Представленные мини-проекты определили основные этапы направления по благоустройству школьного двора:
-создание цветников с использованием современных элементов ландшафтного дизайна;
- обновление спортивной площадки;
-обновление дендрологического участка территории;
-восстановление травяного покрова территории;
-организация поддержания чистоты и порядка на территории;
Работа по реализации и перепланировке школьной территории начнется с принятия в 2013 году проекта «Благоустройство и озеленение пришкольной территории МБОУ Горкинская СОШ», который будет реализовываться 3 года. Первоочередной задачей для реализации нашей идеи было проведение социологического опроса населения и учащихся школы на предмет личного отношения к благоустройству территории вокруг школы Было опрошено 48 человек. При статистическом анализе анкет выяснилось, что 94% опрошенных людей считают, что после благоустройства пришкольная территория станет намного привлекательнее и чище, а 60% готовы содействовать в реализации данного проекта и в дальнейшем. Только 3% опрошенных показали, что им не нравится дизайн территории после благоустройства, так как будет привлекать в район школы больше посетителей, делая его более многолюдным и шумным.

Диаграмма 1.«Результаты социологического опроса жителей на предмет отношения к благоустройству пришкольной территории».

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Важное значение мы придавали и изучению литературы по ландшафтному дизайну. Красивое платье начинается с выкройки, а красивый участок – с эскиза, нарисованного на листке бумаги. В школе был объявлен конкурс эскизов пришкольного участка, которые школьники разрабатывали с учетом освещенности территории, состава почв, видового разнообразия цветочно-декоративных растений. В этом процессе принимали участие и родители. Обсудив эскизы на заседании Совета школы, отобрали лучшие, которые содержали новые элементы ландшафтного дизайна – вертикальное озеленение, красивые клумбы, газоны.
«Результаты исследования кислотности и качественного состава почвы пришкольной территории
Для того, чтобы определить плодородие участка, прилегающего к школе, исследовали следующие показатели: количество перегноя, количество воды; механический состав; водопроницаемость; воздухопроницаемость; кислотность почв.
методика исследования содержания в почве перегноя и воды.
С глубины 15-20см взяли образец почвы весом100г, рассыпали тонким слоем на листе фанеры. Оставили на 3-5 часов на солнце. После просыхания взвесили, потом в фарфоровой чашке прокаливали до тех пор, пока не перестал выходить дым и снова взвесили. Так определили количество перегноя и воды. Перегноя – 20%, воды – 30%
2. методика исследования механического состава почвы
Название
почвы
Определение на
ощупь
Скатывание влажной почвы
Проба на резание влажной почвы
Проба на плотность сухой почвы.

Песчаная
Заметно ощущаются песчинки
Не скатывается в шарик
При разрезании ножом почва рассыпается
Почва рыхлая

супесчаная
ощущаются песчинки, немного мажется
Плохо скатывается в шарик
При разрезании ножом поверхность среза шероховатая
Почва состоит из небольших, но очень непрочных комочков

Суглинистая
Мажется, песчинки едва прощупываются
скатывается в шарик и в «колбаску», при сгибании кольцо лопается
поверхность среза слегка шероховатая
Почва состоит из очень прочных комочков

глинистая
Мажется, песчинок незаметно
Хорошо скатывается в «колбаску»,которая при сгибе не ломается
Поверхность слегка блестящая
Комочки почвы очень плотные, трудно разминаются

3.Исследование почвы на воздухопроницаемость
Воздухопроницаемость является важным показателем плодородия почвы. воpдух необходим корням растений, как перегной, минеральные удобрения и вода. То, что в почве содержится воздух, можно легко доказать. Если взять горсть сухой почвы и насыпать ее в стакан с водой, то заметно, что из почвы выходит большое количество пузырьков газа. это выделяется воздух. Полученные результаты только визуальны, не имеют цифровых подтверждений.
Исследование почвы на водопроницаемость.
Это свойство почвы, как пористого тела впитывать и пропускать через себя воду. Водопроницаемость измеряется объемом водыв мм водного столба, проходящего через единицу площади поверхности почвы в единицу времени. Величину водопроницаемости можно определить по шкале Качинского. Опымы проводились со резами почвыв стеклянных цилиндрахвысотой 50см, поэтому результаты приблизительны:
Водопроницаемость мм водного столба в первый час впитывания
оценка

Свыше 1000
Провальная

1000-500
Излишне высокая

500-100
Наилучшая

100-70
Хорошая

70-30
Удовлетворительная

Менее 30
Неудовлетворительная

4.исследоваие кислотности почвы
Кислотность почвы участка, прилегающего к школе, определялась следующим образом.
В пробирке к 3-4 г почвы приливали 4-5см хлористого калия, после чего взбалтывали смесь в течение 3-4 минут, затем отстаивали. После того как раствор посветлел, брали пипеткой 1см этого раствора, помещали в фарфоровое блюдце и приливали 1-2капли индикатора – лакмуса. Пользуясь цветной шкалой, устанавливаем кислотность в выбранных образцах.
Определение кислотности почвы по составу растительного покрова.
Кислотность почвы
Состав растений

Кислые почвы
Белоус торчащий, щавель малый, Иван-да-марья, хвощ полевой, подорожник средний, вероника дубравная, вероника длиннолистая, пикульник красный, торица полевая, лютик едкий, мята полевая, поповник, лютик ползучий

Слабокислые и нейтральные почвы
Ромашка пахучая, пырей ползучий, клевер луговой, клевер ползучий, бодяк обыкновенный, вьюнок полевой

определение плодородия почвы по ее цвету и продуктивности растений.
цвет
плодородие

Черная
Гумусная, плодородная

Темно-серая
среднегумусная, среднеплодородная

Серая
малогумусная, малоплодородная

Вывод: Почва супесчаная, воздухопроницаема водопроницаемость излишне высокая, кислая, темно-серая. Наша школа почти со всех сторон окружена деревьями, которые защищают ее от пыли и ветра. Были спилены погибшие деревья, выкорчеван старый кустарник и проведена обрезка сухих веток.. Силами учащихся летом 2013 года будет заложен «Этнографический уголок», будет активизирована работа по созданию «Экологической тропы», что создаст благоприятные условия для улучшения учебно-познавательной деятельности школьников.
3.2. Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории.
В ходе реализации проекта были выполнены следующие работы:
1.Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов по проведению основных мероприятий проекта (сформированы творческие группы по разным направлениям деятельности, на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения);2. Проведен сбор информации и опрос школьников, родителей и учителей для оценки реализации проекта по озеленению и благоустройству пришкольной территории;3. Произведена обрезка деревьев, выкорчеваны погибшие деревья и кустарники, 4. Проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);5. Исследована кислотность и качественный состав почв пришкольной территории;
6. Составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка; 7.. Проводилась разъяснительная работа среди учащихся 8. Проведен конкурс на лучший эскиз ландшафтного дизайна центральных клумб; 9.. Будет посажена рассада для посадки многолетних цветов 10. Проведен конкурс эскизов пришкольной территории 11. Окрашены спортивные объекты на территории школы;
III. Заключение.
В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. Реализация данного проекта помогает созданию условий для использования творческих способностей учащихся и вовлечению учащихся школы в процесс дизайнерского преобразования окружающего мира.
Пришкольная территория является эффективным продолжением и дополнением традиционного учебно-воспитательного процесса, экспериментальной и исследовательской деятельности.
На свежем воздухе проводятся массовые внеклассные мероприятия: общешкольные линейки и спортивные соревнования.
В любое время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы: осенью развешиваются кормушки, проводятся экологические субботники по очистке территории; зимой ребята подкармливают птиц; весной обновляется видовой состав растительности, проводится природоохранная пропаганда среди учащихся и взрослого населения микрорайона. В летний период на его территории школьники проходят трудовую практику (уборка территории, уход за растениями). Учащиеся, посещающие летний школьный лагерь, проводят конкурсы рисунков на асфальте, спортивные соревнования и эстафеты, «уроки» по изучению правил дорожного движения.
Данные формы работы с учащимися сочетают в себе не только элементы обучения, но и значительно расширяют кругозор школьников, укрепляют межпредметные связи и способствуют развитию любознательности и наблюдательности учащихся. Таким образом, наш школьный двор вносит свой посильный вклад в формирование потребности общения с природой.
Подобные территории - будущее в обучении новых поколений. От личного участия каждого в движении за мир и за здоровую биосферу зависит, каким станет лик Земли и где находится человечество в данный момент: в начале или в конце своего путешествия в будущее.

Практические рекомендации:
Продолжить научно- исследовательскую работу по изучению экологического состояния пришкольной территории (кислотности почвы, освещенности, состояние дендрофлоры);
Организовать на пришкольной территории проведение экскурсий и практических работ учащихся: фенологические наблюдения, описание природно-антропогенных ландшафтов, изучение влияния антропогенных факторов на состояние растений, видового состава растений;
Активизировать работу «Экологической тропы», создать «Этнографический уголок» как краеведческую составляющую проекта озеленения территории;
Заложить на школьном дворе розарий, сиренгарий;
Освещать этапы реализации проекта в СМИ, вести пропагандистскую работу среди местных жителей с целью привлечения внимания и содействия благоустройству и экологическому оздоравливанию пришкольной территории.
Продолжить реализацию проекта согласно плана благоустройства школьной территории.

Список литературы:
Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000.
Грехова Л.И. В союзе с природой. – М. – Ставр., 2002.
Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002.
. Учебное пособие. БелГУ, 2007, с.98
В работе использованы фотографии с Интернет-сайтов: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн
Грехова Л.И. В союзе с природой

Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду
Трубицин М.А., Габрук Н.Г. Практикум по химии окружающей среды
Трубицин М.А., Габрук Н.Г. Практикум по химии окружающей среды
Трубицин М.А., Габрук Н.Г. Практикум по химии окружающей среды

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915

Root EntryArial Cyr нравится дизайнне нравится дизайн3_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;

Введение

Школа – второй дом. Приходя в школу, мы хотим чувствовать себя уютно, ощущать красоту и ощущать гордость за любимую школу. Наш пришкольный участок один из лучших в городе, но хотелось, чтобы он был более современным и практичным. Данная проблема актуальна в наше время. В связи с этим была выдвинута гипотеза – пришкольная территория МОУ “СОШ №21” нуждается в изменениях.

Цель исследования - создать дизайн-проект по преобразованию пришкольного участка в комфортную и красивую мини-экосистему.

Задачи работы:

Изучить общественное мнение обучающихся в школе МОУ “СОШ № 21”;

Обосновать актуальность проблемы преобразования ландшафта школы;

Сформировать представления об уровнях и закономерностях взаимодействия природных факторов и городской среды, узнать принципы проектирования и установить типологию структурных компонентов искусственных ландшафтов;

Составить структурные композиции пришкольной композиции;

Сделать оценку проекта пришкольного участка, и условий практической его реализации.

Предмет исследования – пришкольный участок МОУ СОШ №21.

Объект рассмотрения – устройство, практичность участка.

Мною были применены методы :

Работа с литературой;

Работа с интернет-ресурсами;

Поисковый метод;

Диагностический.

1. Теоретическая часть

1.1. Историческая справка

История ландшафтного дизайна берет свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья). Этот период именуется как Ассиро-Вавилонская культура (8-7 в.в. до н.э.) Основным строительным материалом был сырцовый кирпич. Это был непрочный материал, поэтому он явился причиной быстрого исчезновения памятников архитектуры. Города Двуречья имели округлую, а позднее прямоугольную форму, их окружало кольцо крепостных стен, иногда двойное или тройное. В развитии композиции в архитектуре применялось поперечное развертывание пространства. Для этого периода характерно строительство на террасах. Это искусственные насыпные платформы, которые возвышаются над поверхностью улиц. Этот принцип применялся при строительстве храмов-зиккуратов, имеющих вид ступенчатых башен. Они представляли собой ряд убывающих, поставленных одна на другую квадратных или прямоугольных платформ. Верхняя платформа завершалась, как правило, храмом. На выступающих частях нижних платформ по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, которые наполнялись растительной землей.

Особой известностью пользовались “висячие сады” Семирамиды . Они были созданы во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. Сады представляли собой ряд возвышающихся террас. Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен. Его южная часть выходила к дворцовым покоям. Устраивался он в виде четырех ступенчатых террас, которые сужались кверху. На нижних террасах сажали деревья, а на верхних – кустарники и цветы. Идея создания террасированных садов, или “висячих садов”, оказалась достаточно плодотворной. Далее она нашла свое развитие в садах Персии, Италии, России (“верховые” сады Московского Кремля в конце 17 в.).

Русское садово-парковое искусство.

В Древней России сады в основном носили утилитарный характер: в основном место отводят огородам, плодовым деревьям, но со временем стали появляться декоративные деревья. В качестве ограды используется живая изгородь или деревянная ограда. Пруды устраивались для разведения рыбы, купания, полива.

В 17 веке в России уже создают увеселительные, или “красные” сады (Коломенское, Измайлово). В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, “висячие” сады. Знаменитым является Измайловский сад в Москве. В нем есть все: и зверинец, и ботанический сад, и лабиринт, устроено большое количество водоемов, виноградники.

При Петре I русское садово-парковое строительство переходит на создание классического регулярного сада в ландшафтном дизайне. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Регулярные сады в Петербурге строят иностранцы. А в 1710 г. в России создается Садовая контора. Она занимается закупкой различных растений за границей для строительства парков Москвы и Петербурга.

1.2. Ландшафтный дизайн

Ландшафтное проектирование – это научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, истории, искусствоведения, философии, градостроительства, архитектуры и др.

Ландшафтный дизайн - искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве. В отличие от садоводства или огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность, ландшафтный дизайн - более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна - создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урабанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.

Ландшафтный дизайн может быть частным случаем более общего понятия - ландшафтного проектирования.

Первый этап по подготовке местности к проведению ландшафтных работ начинается с художественного проектирования, то есть создания набросочного плана, основные правила которого:

Посадка и размещение растений должна иметь групповой характер, то есть растения одного вида или близкородственных видов должны быть посажены в непосредственной близости друг от друга, в противном случае местность приобретает куцый, пустынный вид.

При посадке растений и проведении других художественно-оформительских мероприятий следует избегать прямых линий. Растения в особенности не рекомендуется сажать по прямой линии, так как это не способствует развитию у них кустистости. Крайне строгая симметрия также нежелательна из-за своего неестественного вида, хотя определённая уравновешенность и сбалансированная композиция элементов дизайна должна непременно присутствовать.

Элементы ландшафтного дизайна многообразны. Основные их группы:

Сами здания, формирующие центр ландшафтного проекта, основная цель которого - сгладить неестественность геометрически правильных конструкций, смягчить их давление на окружающую природу, убрать строительный мусор, замаскировать дефекты и изъяны. Здания могут быть одно- или многоэтажными, одиночными или комплексными, частными или коммерческими, типовыми или стилизованными, предназначенными для самых разнообразных целей.

Газонное покрытие, формируемое разного рода травами.

Зелёные насаждения в форме отдельных деревьев, кустарников, цветов, а также их комбинаций и целых ансамблей (сад, клумба, рабатка и т.д.)

Различные крупные декоративные элементы (озеро, пруд, ручей, фонтан, камни, скульптура).

Более мелкие художественные детали (музыкальная подвеска, светильник, свечи и т.д.)

1.3. Основы ландшафтного проектирования

В ландшафтном дизайне существуют те же правила, что и в других видах искусства – в архитектуре, живописи, поэзии, музыке. Эти правила диктует нам сама природа. Сад – это сложное произведение искусств, в создании которого участвуют разнохарактерные по своим качествам элементы: живые растения и различные формы земной поверхности, вода и камень, а также малые архитектурные формы. В своей первоначальной форме природа сохранилась лишь в нескольких уголках мира. Современные загородные усадьбы являются образцом искусственного ландшафтного дизайна садового участка, созданного руками человека.

Принципы ландшафтного дизайна. Итак, с эстетической стороны ландшафтный дизайн садового участка, подобно архитектурному ансамблю, должен представлять согласованное и продуманное единство всех входящих в его состав элементов и подчиняться определенному художественному архитектурно-пространственному замыслу. При создании садов необходимо принимать во внимание не только красивое сочетание декоративных растений, но и приуроченность этих растений в природе к определенным ландшафтам.

Существует несколько принципов, которыми следует руководствоваться в области ландшафтного дизайна:

1. Дом и сад – это единое целое. Стиль сада должен соответствовать стилю дома.
2. Сад должен быть огорожен стенами, изгородями или деревьями.
3. Лучше подчиняться местным традициям садоводства. Дом и сад должны подчиняться местному ландшафту.
4. Не следует увлекаться модой. Растения в саду должны соответствовать климатическим условиям и сочетаться с местной флорой.

1.4. Стили ландшафтного проектирования

Выбор стиля сада зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения. Дадим характеристику некоторых наиболее распространенных стилевых направлений – как классических, так и современных.

Регулярный стиль. Предполагает строгую симметрию в планировке сада. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. Стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести композицию ощущение порядка, строгость, торжественность. Эмоциональная особенность стиля – приподнятость, торжественность, обилие скульптур, театральность. Важный элемент регулярного сада – вода.

Итальянский стиль. Вариация на тему регулярного стиля. Это небольшой садик возле виллы или парк, окруженный стеной или подстриженной живой изгородью. Поверхность итальянского сада разбита на простые геометрические формы диагональными или прямыми дорожками. Часто в центре композиции располагается водоем или фонтан, вокруг него цветники или замощенная площадка.

Пейзажный стиль. Пейзажные парки, или как их еще называют, английские, появились в 18 веке в Англии. В противоположность регулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад – напротив, он вводит окружающий ландшафт в органическую связь с ним. Асимметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. В таком саду предметы, не равные по величине и форме, размещаются так, что создают впечатление уравновешенности. Именно такое размещение растений и есть в природе.

Пейзажный стиль пришел с Востока – из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало.

Японский сад. Излюбленный стиль для малого сада. Это не случайно: японский садик невелик по площади. Каждая деталь сада в Японии имеет сложный внутренний смысл, а растения специфичны лишь для этой страны. Основной принцип японского сада – ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация. В применении к современному малому саду мы можем говорить не о японском стиле, а о создании сада по мотивам японского садового искусства.

Стиль “модерн”. Стиль “модерн” – это простота линий. Сад примыкает к дому, имеет строгую, лишенную каких-либо украшений архитектуру. Плавательный бассейн и теннисный корт располагаются на виду. Ограждения простые, линии строгие. Аксессуары ограничены – “лучше меньше, да лучше”. Мощение из плит, выложенных геометрическим рисунком. В нем чередуются светлые и темные тона, допускаются вставки из гальки. Мебель – классический модерн строгих линий из пластика и алюминия. Планировка сада геометрическая, но симметрии не придерживается.

Голландский стиль. Эти сады как будто сошли со старых картин. Голландский сад имеет небольшие размеры, его центр – хорошо ухоженный газон, по периметру газона – миксбордер из цветов и красиво цветущих деревьев и кустарников. Вдоль забора обязательно аккуратно подстриженная живая изгородь. Отличительная черта голландского стиля – это атрибуты сельской жизни: маленькая мельница, колодец, тачка с поставленными на нее цветами, садовая скульптура.

Колониальный стиль. Исходно чисто американский стиль, но следуют ему и в других странах. Основные материалы для строительства – кирпич и доски. Они же используются при оформлении сада. Растения высаживаются в деревянные кадки. Мощение из плитняка или досок. Дорожки часто покрывают щепой. Популярны анималистические скульптуры из дерева и камня. Основное настроение стиля – мягкий, ленивый темп жизни, поэтому преобладают солнечные веранды, персоли, увитые цветущими лианами. Садовая мебель – гамак, складные кресла с плетеными спинками.

Сельский стиль. Этот стиль в ландшафтном дизайне определяется близостью к природе, поэтому в нем используются простые, естественные материалы и формы. Текстура и цвет материалов повторяет материалы, из которых построен дом – дерево, кирпич, естественный камень. Можно использовать все вместе, как материалы окружающего ландшафта. Цветы сажаются в большом количестве и различных расцветок. Это особый шарм деревенского сада. Садовые строения, сараи, хозпостройки обвиты вьющимися розами или душистым горошком. Мебель используется из природных материалов: чурбаны вместо стульев, стол из остова спиленного дерева, и т.п. Емкости для растений из простой глины, мощение дорожек из плитняка или кирпича. Ограждения - только из досок, или плетень, ворота выполнены “под старину”, изобилие лиан (хмель, дикий виноград) и цветущих кустарников.

2. Практическая часть

2.1. Диагностика общественного мнения.

2.1.1. Опрос обучающихся школы № 21.

Было опрошено 70 обучающихся детей СОШ № 21.

Ученики 1-х классов - 28 чел., 7-х -23 чел., 10-11-х – 19 чел.

Они ответили на следующие вопросы:

  1. Нужен ли школе участок с цветами, деревьями и различными сооружениями?
  2. Все ли устраивает Вас на пришкольном участке?
  3. Что хотелось бы изменить?
  4. Чего не хватает на нашем участке?
  5. Какими путями можно воплотить ваши предложения в жизнь?
  6. Кто должен заниматься работой по озеленению участка?

2.1.2. Результаты опроса обучающихся.

1. Нужен ли школе участок с цветами, деревьями и различными сооружениями?

На данный вопрос все 70 человек - 100% ответили - да.

2. Все ли устраивает Вас на пришкольном участке?

На этот вопрос ответили:

Да - 11 человек (16%);

Нет – 59 человек (84%).

3. Что хотелось бы изменить?

Внешний вид клумб и деревьев не устраивает – 58 человек (83%);

Внешний вид клумб и деревьев устраивает – 12 человек (27%).

4. Чего не хватает на нашем участке?

34 человека (49%) – считают необходимым устроить детскую площадку;

15 человек (21%) - хотят, чтобы на участке была птичья столовая;

21 человек (30%) – считают, что школе необходима аллея славы выпускников.

5. Какими путями можно воплотить ваши предложения в жизнь?

70 человек (100%) – считают, что для постройки игровой площадки нужно обратиться к шефам и обеспеченным или высокопоставленным родителям, остальное можно изменить силами учащихся и учителей без особых затрат.

6. Кто должен заниматься работой по озеленению участка?

45 человек (64%) считают, что это работа учащихся и учителей;

25 человек (36%) считают, что озеленением должны заниматься профессионалы.

2.2. Состояние пришкольного участка МОУ “СОШ № 21” на 2011 год.

1. Всего контингент учащихся - 901.

2. Площадь пришкольной территории - 1800 кв.м.

3. Площадь, приходящаяся на одного уч-ся – 2 кв.м.

4. Количество растущих деревьев – 100 шт.

В т.ч. посажено в 2011 г. - 7 шт.

5. Количество растущих кустарников – 150 шт.

В.т.ч. посажено в 2011 г. - 8 шт.

6. Наличие пейзажных групп деревьев и кустарников (шт.) - 38 шт.

7. Площадь УОУ – 200 кв. м

8. Количество высаженных саженцев деревьев - 7 шт.

Кустарников - 8 шт.

Рассады цветов - 2000 шт.

9. Площадь дендрария – 18 кв.м

10. Состав древесно-кустарниковых пород коллекционного отдела дендрария: береза, рябина, тополь, калина, малина, сирень, вишня, клен, шиповник и др.

11. Площадь цветников – 600 кв.м

12. Площадь цветников, приходящаяся на одного уч-ся - 0,6 кв.м

13. Количество видов цветочных растений – 65.

14. Наличие декоративных элементов, цветников (рабатка, арабеска, газон, клумба, альпийская горка и т.д.) – 26 элем.

2.2.1. План-схема пришкольного участка.

Пришкольный участок делится на участки (приложение 1).

2.2.2. Оценка экологического состояния пришкольного участка.

Пришкольный участок расположен вдали от промышленных объектов, но вблизи от домов и межквартальной дороги. Уровень шума на пришкольном участке средний. Со стороны улицы имеется защитная полоса в виде деревьев и кустарников, которая составляет около 15 метров. Всего на пришкольном участке растет 100 деревьев (береза, рябина, тополь, калина, малина, сирень, вишня, клен, шиповник и др) и 125 кустарников (сирень, вишня, акация, шиповник).

2.3. Прогнозируемый результат.

Школьный участок, выполняющий следующие функции должен быть:

Зеленым “буфером” для школы от ближайших антропогенных объектов;

Привлекательным, природно-гармоничным, оригинальным местом отдыха учащихся во внеурочное время;

Решать образовательные и воспитательные цели и задачи;

Местом организации трудовой практики детей.

2.4. Ландшафтное проектирование пришкольного участка МОУ “СОШ №21”.

2.4.1. Описание структурных компонентов дизайн проекта пришкольного участка.

Исходя из мнения опрошенных, обучающихся в МОУ “СОШ №21” и основываясь на полученные знания и своё мнение, я внесла следующие изменения в дизайн пришкольного участка.

Участок 1

В нашей школе отсутствует место для игр детей начальной школы. Поэтому я предлагаю обустроить данный участок детским городком, т.к. на данном участке из-за плохой почвы растительность плохо приживается (приложение 2).

Участок 2

Этот участок красив в момент цветения, но, на мой взгляд, его нужно усовершенствовать. В дизайне больше использовать цветы ярких, контрастных цветов, организовать клумбы (в них лучше сохраняется влага, они имеют четкие очертания), для подвесных конструкций использовать плющи (приложение 3).

Участок на данный момент.

Участок после преобразования.

Участок 3

Альпийская горка-сад, в котором главным элементом выступают камни солидных размеров и неправильной формы. Я предлагаю изменить дизайн альпийской горки в соответствии с основами их создания (приложение 4).

Участок 4

Данный участок можно оставить без изменений, но кустарник, расположенный по забору облагородить путем придания им различных форм (приложение 5).

Участок 5

Учитывая мнения учеников школы, хотелось бы организовать место для подкормки птиц (приложение 6).

Участок 6

Нашей школе уже 21 год, но до сих пор у нас нет места, где были, бы отмечены выпускники, добившиеся высоких результатов в учебе, спорте.

Аллею славы можно организовать в виде цементных табличек с отпечатками рук и данными золотых и серебряных медалистов, например на колоннах у входа в школу.

Также выпускники могут высаживать саженцы деревьев с табличками (приложение 7).

Участок можно облагородить фигурами из проволоки и плюща (приложение 8).

2.4.2. Предполагаемые проблемы.

Специфические условия, которые складываются в городах, заставляют выделить три группы проблем, в решении которых предстоит участвовать ландшафтным архитекторам наряду со многими другими специалистами:

К первой группе относятся проблемы, так или иначе связанные с сохранением существующих естественных ландшафтов;

Вторая группа охватывает широкий комплекс вопросов, связанных с ландшафтными преобразованиями;

Третья группа, еще относительно малоразвитая, связана с проблемой создания “искусственного” ландшафта, призванного в некоторых районах заменить разрушенный или неблагоприятный природный ландшафт.

2.5. Выводы

Проведя опрос общественного мнения обучающихся школы 21, и проанализировав результаты можно сделать следующие выводы:

  1. Школе № 21 пришкольный участок – нужен.
  2. Участок нуждается в изменениях.
  3. Внешний вид клумб и деревьев должен быть более современным и ухоженным.
  4. На территории школы должна быть детская площадка.
  5. Необходимо разместить птичью столовую и аллею славы выпускников.
  6. За помощью в постройке детской площадке обратиться к шефам.
  7. Остальные изменения воплотить в жизнь, своими силами основываясь на рекомендации, данные в этой работе.
  8. Внести изменения в дизайне участков 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Участок 1 - обустроить данный участок детским городком.

Участок 2 - использовать цветы ярких, контрастных цветов, организовать клумбы (в них лучше сохраняется влага, они имеют четкие очертания), для подвесных конструкций использовать плющи.

Участок 3 - изменить дизайн альпийской горки в соответствии с основами их создания.

Участок 4 – кустарники облагородить путем придания им различных форм.

Участок 5 – организовать птичью столовую.

Участок 6 - организовать аллею славы выпускников.

Заключение

Учитывая мнение и желания учеников школы, опираясь на знания, полученные в ходе работы и на собственный опыт, и ощущения были внесены изменения в дизайне пришкольного участка.

В проекте дизайна пришкольного участка МОУ “СОШ 21” предложены изменения после внедрения, которых:

Внешний вид клумб и деревьев будет более современным и ухоженным.

На территории школы будет устроена детская площадка, птичья столовая и аллея славы выпускников.

Тем самым выдвинутая гипотеза полностью подтверждена.

Цели, поставленные в работе, были, достигнуты. Задачи - выполнены. Данную работу можно использовать для благоустройства пришкольной территории школ, детских садов и других учреждений.

В дальнейшем хотелось бы, познакомиться со стилями дизайна офисных интерьеров и предложить изменения в организации внутришкольного пространства.

Литература

  1. Алексеев С.В. Экология. / С.-П.: СМИО-ПРЕСС, 2001.
  2. Гарнизиненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера Р. н/Д: Феникс, 2005.
  3. Горощенко В.П. Природа и люди /М.: Просвещение, 1986.
  4. Дж. Брукс. Дизайн сада М.: БММ-DК, 2003.
  5. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей (учебник).
  6. Зверев И.Д. Человек в социоприродной среде / М.: Вента - Граф, 2000.
  7. Материалы и ресурсы Internet по темам “Ландшафтный дизайн” и “Дизайн пришкольного участка”.

МОУ Новокалитвенская СОШ

учащаяся

ДЭО «Школьный Экоград»

Руководитель:

учитель информатики

МОУ Новокалитвенская СОШ

Консультант:

методист МОУ ДОД Россошанская СЮН

2010 год

Введение

Механизмы и этапы реализации

Результаты реализации

Практическая значимость

Заключение

Литература

Приложения

Введение

«Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна, была бы Земля наша»

Человек с древних времен неразрывно связан с природой. К сожалению, в современный информационный век, век науки и техники, высоких технологий, человек постепенно утрачивает эту связь. Это ощущается особенно в городах, а иногда и в сельской местности.

Наше село располагается в Центрально-Черноземном районе России на юге Воронежской области, на правом берегу реки Дон. Нас окружают бескрайние поля, зелёные балки, изумрудный луг, прозрачная речка Чёрная Калитва, и тихий, но могущественный Дон.

Восхищаясь окружающей нас природой и чтобы защитить её от гибели два года назад в школе была создана Детская Экологическая Организация «Школьный Экоград». (Приложение 1)

«Школьный Экоград» это творческий коллектив учителей и школьников, сочетающий в своей работе учебную, опытническую и практическую деятельность. В большей степени работа нашей организации направлена на практическую деятельность и проходит под девизом:

«От экологии души к экологии пространства.

Экология природы невозможна без экологии души».

В 2007 году учащимися ДЭО «Школьный Экоград» был реализован проект «Дизайн школьного помещения». (Приложение 2)

Здание школы преобразилось, но хотелось, чтобы и территория школы выглядела очень красиво как внутренние помещение здания школы.

Осенью 2008 учебном году учащимися ДЭО «Школьный Экоград» началась работа над новым проектом по благоустройству пришкольной территории.

Актуальность проекта

Новое здание школы построено в 1991 году. После окончания строительства школьный двор находился в неудовлетворительном состоянии, поэтому проблема благоустройства территории была актуальной с завершения строительства. Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи.

Мы выбрали эту проблему потому, что:

· Школьный двор находится в удовлетворительном состоянии.

· Пришкольный участок недостаточно озеленен.

· На пришкольном участке отсутствует игровая зона.

· Школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.

Проект «Ландшафтный дизайн школьного двора».

Населённый пункт : Воронежская область, Россошанский район, село Новая Калитва.

Объект: территория МОУ Новокалитвенская СОШ.

Учреждение: МОУ Новокалитвенская СОШ Россошанского муниципального района Воронежской области.

Период действия проекта : сентября 2008 года – настоящее время.

Координатор проекта : , учитель информатики и ИКТ.

Цель проекта : эстетическое и экологическое преобразование школьной территории.

Задачи проекта:

· Декоративное оформление прилегающих к школе территорий.

· Создание благоприятных условий дополнительного комфортного пространства для работы летнего школьного лагеря, для ожидания школьного автобуса детьми близлежащих сел, обучающихся в школе, их родителей.

· Активизации практической деятельности по благоустройству пришкольной территории.

· Формирование потребности в сохранении и улучшении природы.

Целевая группа : жители села Новая Калитва (3 тыс. человек)

Исполнители проекта : учащиеся и педагогический коллектив школы.

Партнеры:

1. Администрация МОУ Новокалитвенская СОШ

4. Родители

Социально – экологическая проблема : удовлетворительное эстетическое и экологическое состояние территории (зелёной зоны) школы.

Влияние на окружающую среду и жизнь людей: в реализации проекта учащиеся и работники школы и жители села Новая Калитва обретут благоустроенный уголок природы.

Тип проекта : практико-ориентированный, экологический, групповой, долговременный.

Механизмы и этапы реализации

Реализация проекта осуществлялась через следующие виды деятельности :

1) Исследовательскую (исследовали почвы под клумбы, альпийскую горку и школьный парк);

2) Проектную (реализация линии проектов по улучшению экологической ситуации «Альпийская горка», «Школьный парк»);

3) Пропагандистскую (выступление на школьных, районных, областных конференциях).

4) Просветительскую (работа по плану детской экологической организации «Школьный Экоград»);

5) Внеклассную (внеклассные мероприятия).

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный (2008 год)

2 этап – практический (год)

3 этап – обобщающий (2011 год)

4 этап –

1 этап – подготовительный (2008 год)

Осенью 2008 года было проведено анкетирование учащихся и родителей школы (Приложение 3) и исследовательская работа по определению плодородия почвы (Приложение 4). В результате был сделан вывод – создание единого проекта «Ландшафтный дизайн школьного двора». Был изготовлен макет ландшафтного дизайна школьного двора и началась работа по реализации проекта. Разработали бизнес план , в результате которого была произведена вырубка старых насаждений ирги и расчищена территория под новые клумбы и парк. (Приложение 5)

2 этап – практический (год)

Весной 2009 года началась работа над проектом «Альпийская горка». Изучили литературу о ландшафтном дизайне. Создали эскизы альпийской горки. (Приложение 6) Был разработан бизнес план, в результате которого был реализован проект «Альпийская горка», разбиты клумбы и дорожки. (Приложение 7)

Осенью 2009 года началась работа над проектом «Школьный парк», посвященного 65 – летию Великой Победы, разработан бизнес план, в результате которого был реализован проект «Школьный парк». (Приложение 8)

В претворении проекта в жизнь принимали участие учащиеся и работники школы на уроках технологии, субботниках. В каникулярное время ухаживали за цветниками ребята, которые проходили практику на пришкольном участке, учащиеся которые летом отдыхали в пришкольных лагерях.

3 этап – обобщающий (2011 год)

На год разработан перспективный план реализации проекта. (Приложение 9).

4 этап – информационно – просветительский (2012 год)

Распространение в школьных и местных СМИ информации о деятельности учащихся по реализации проекта.

Результаты реализации

Результат

для ребёнка:

· Получение нового социального и практического опыта и умений.

· Повышение уровня знаний об окружающей среде.

· Полезное и интересное проведение времени.

для школы:

· Решение задач организации творческого досуга учащихся.

для окружающей среды:

· Реальное улучшение экологической обстановки путем практических действий участников.

Самый ценный результат : осознание участниками проекта и жителями села Новая Калитва ценности зелёной зоны пришкольной территории:

1. Пришкольная территория находится под пристальным вниманием школы.

2. Образовалась инициативная группа из педагогов и обучающихся.

3. Налажены контакты с организациями: -Агро», – лес», администрацией сельского поселения .

Экономическое обоснование

Данный проект достаточно экономичен. Руководителю проекта и педагогам не требуется дополнительных средств на оплату.

Саженцы деревьев и кустарников были взяты из питомника МОУ Новокалитвенская СОШ, который находится при школьном лесничестве «Дубок». (Приложение 10)

Для приобретения инвентаря (лопат, грабель, шлангов и т. д.), семян цветов и плёнки использовались денежные средства полученные от реализации саженцев из питомника школьного лесничества «Дубок».

Рассада цветов выращена учащимися школы.

Бюджет проекта

№ п/п

Наименование

Стоимость

Семена цветов

400 рублей

540 рублей

Спонсорская помощь -Агро»

Спонсорская помощь -Агро»

Родители

Питомник школьного лесничества «Дубок»

Пиломатериал

Спонсорская помощь - лес»

Бросовый материал

Практическая значимость

Наибольший успех в выполнении проекта: был достигнут в практическом благоустройстве зелёной зоны территории школы.

Проект «Ландшафтный дизайн школьного двора» реализуется на протяжении трёх лет. Постепенно накапливается опыт в работе по проекту. Учащиеся старших классов передают свои знания и практические умения младшим школьникам для дальнейшей реализации проекта. Проект способствует развитию социальной активности среди детей и взрослого населения.

Заключение

После реализации проекта работа будет продолжаться по всем направлениям деятельности: оздоровительной, образовательной, трудовой, профориентационной. Ежегодно планируем работы по реконструкции участка, уходу за растениями, посадку деревьев и кустарников, цветов.

Школа для села – социально-культурный центр. Она должна как «храм знаний» притягивать и малышей и взрослых. Этому должна служить и территория школьного двора. И эту идею сближения человека с природой, её неразрывной связи с человеком, мы хотели реализовать и осуществить.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Ландшафтный дизайн». Москва «Эксмо», 2005

2. Ольга Воронова «Сам себе ландшафтный дизайнер». Москва «Эксмо», 2007

3. «Известные растения». Москва «Фитон+», 1999 год

4. Ю. Марковский «Строим каменистую горку». Москва «Фитон+», 2002

5. «Секреты альпийских горок». Москва «Эксмо», 2007

6. Журнал «Приусадебное хозяйство»

7. Журнал «Цветок»

8. «В царстве растений» Издательство Воронежского университета, Воронеж, 1977 год

Приложение 1

https://pandia.ru/text/78/529/images/image002_39.jpg" width="302" height="227 src=">.jpg" width="302" height="227 src=">.gif" width="560 height=296" height="296">

Анкета проводилась среди родителей учащихся МОУ Новокалитвенская СОШ.

Приняло участие: 217 человек.

Приложение 4

исследовательная работа

Цель исследования: определение плодородия почвы на пришкольной территории.

https://pandia.ru/text/78/529/images/image009_17.jpg" width="302" height="227 src=">

Определение кислотности почвы Определение структуры почвы

https://pandia.ru/text/78/529/images/image011_13.jpg" width="302" height="227 src=">

Определение водопрочности почвы Определение плотности почвы

Вывод: почва на участке черноземная, обладает хорошим плодородием.

Приложение 5

БИЗНЕС ПЛАН

2008 ГОД

№ п/п

Этапы работы

Оборудование и инструменты

Затраты

Расчистка территории под клумбы

Расчистка территории под парк

Лопаты, грабли, носилки, ведра

Вырубка старых насаждений ирги

Лопаты, носилки

Привоз камней

Спонсорская помощь -Агро»

Привоз почвы

Спонсорская помощь -Агро»

Привоз песка

Спонсорская помощь -Агро»

Начало проекта

осень 2008 годА

https://pandia.ru/text/78/529/images/image013_10.jpg" width="302" height="225 src=">

Место под альпийскую горку

https://pandia.ru/text/78/529/images/image015_5.jpg" width="302" height="227 src=">

Место под школьный парк

Приложение 6

Эскизы

на проект «Альпийская горка»

Выполнила ученица 3 класса Богатырёва Светлана

Эскиз «Альпийская горка»

Эскиз «Окруженный камнями пруд»

Эскиз «Горный склон»

Данные эскизы выполнили: ученица 5 класса Крупа Мария и

под руководством учителя ИЗО Сёминым В. А.

Приложение 7

БИЗНЕС ПЛАН

2009 ГОД

№ п/п

Этапы работы

Оборудование и инструменты

Затраты

Создание горки

Гравий со щебнем и песком, земля, песок.

Лопаты, грабли, носилки, ведра.

Укладка камней для дорожек и горки

Камни, носилки.

Укладка черной пленки

Ножницы, лопата.

540 рублей

Посадка цветов

Саженцы цветов.

Лопаты, грабли, ведра.

400 рублей

Привоз почвы

Спонсорская помощь -Агро»

Привоз песка

Спонсорская помощь -Агро»

Деньги на приобретение плёнки и семян цветов были получены от реализации саженцев из питомника школьного лесничества «Дубок».

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

«АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА»

2009 ГОД

https://pandia.ru/text/78/529/images/image022_3.jpg" width="302" height="227 src=">

https://pandia.ru/text/78/529/images/image024_2.jpg" width="300" height="223 src=">

Приложение 8

БИЗНЕС ПЛАН

2010 ГОД

№ п/п

Этапы работы

Оборудование и инструменты

Затраты

Разбивка парка

Рулетка, колышки.

Укладка камней для дорожек и клумбы

Песок, почва.

Камни, носилки.

Посадка саженцев

Лопаты, грабли, ведра.

Посадка цветов

Саженцы и семена цветов.

Лопаты, грабли, ведра.

Привоз почвы

Спонсорская помощь -Агро»

Привоз песка

Спонсорская помощь -Агро»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

«школьный парк»

2010 ГОД

https://pandia.ru/text/78/529/images/image026_2.jpg" width="302" height="227 src=">

https://pandia.ru/text/78/529/images/image028_2.jpg" width="301" height="226 src=">

https://pandia.ru/text/78/529/images/image030_2.jpg" width="302" height="227 src=">

Приложение 9

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Этапы работы

Оборудование и инструменты

Затраты

Посадка цветов

Саженцы и семена цветов.

Лопаты, грабли, ведра.

1600 рублей

Посадка саженцев

Саженцы деревьев и кустарников.

Лопаты, грабли, ведра.

Композиция «Дом Лешего»

Дерево дуба, сосны.

300 рублей

Композиция «Там на неведомых дорожках…»

Дерево дуба.

600 рублей

Спонсорская помощь ООО«Калитва – лес»

Установка скамеек

Доски, брусья.

Лопаты, грабли, щебень.

Спонсорская помощь ООО«Калитва – лес»

Приложение 10

ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО «ДУБОК»

Цель: Восстановление лесных ресурсов в окрестностях села Новая Калитва Россошанского района Воронежской области.

Задачи:

· Выращивание саженцев в школьном питомнике для посадок на территории села Новая Калитва, у памятников воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, на территории школы.

· Закладка опытов в питомнике «Влияние времени посева на всхожесть древесных культур».

· Выращивание саженцев для реализации и посадок по склонам оврагов.

· Принимать участие в проведении мероприятий по охране леса от пожаров, охране птиц и животных.

За время работы школьного лесничества «Дубок» было реализовано:

Вяза – 460 шт.

Абрикос – 560 шт.

Слив – 20 шт.

Ирги – 25 шт.

Каштана – 500 шт.

Катальпы – 20 шт.

Биоты – 375 шт.

Общая сумма: 12000 рублей

На территории школьного двора высажено:

Рябины – 60 шт.

Ивы – 4 шт.

Сирени – 18 шт.

Катальпы – 16 шт.

Черемухи – 8 шт.

Бирючины – 40 шт.

Питомник школьного лесничества «Дубок»

МОУ Новокалитвенская СОШ