Роман «Отцы и дети»: особенности проблематики, конфликт романа, осмысление Тургеневым типа нигилиста. Основной конфликт в романе «Отцы и дети Какой основной конфликт в отцах и детях


Методическая разработка посвящена анализу художественного произведения И.С. Тургенева "Отцы и дети". В начале занятия был сформулирован проблемный вопрос, на которой обучающие должны совместно преподавателем найти ответ. Работа строилась по определенному алгоритму. В итоге обучающимися был сделан синтез, тем самым они ответили на проблемный вопрос.
Особое место на уроке уделяет рефлексии (составление модели исследования). Это один из интересных этапов. Она предполагает и культуру мысли, и культуру чувств, и самоконтроль. Это также средство развития монологической речи обучающихся.

Методическая разработка урока по теме «Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций»

Цели урока:

Создать условия для осознания и осмысления содержания романа Тургенева «Отцы и дети»;

Способствовать осмыслению связи нового материала с жизненным опытом обучающихся.

Способствовать развитию исследовательских умений обучающихся, развитию речевых навыков, навыков формирования собственной точки зрения;

Содействовать формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, текст романа (10 глава), тестовый материал, таблица взглядов.

Ход занятия

1. Организационный момент (Проверка готовности обучающихся к уроку).

Преподаватель: Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок мне хотелось начать с мудрой арабской пословицы «Ни один сосуд не вмещает в себя больше своего объема, кроме сосуда знаний, - он постоянно расширяется». Действительно, ребята, знаний никогда не будет достаточно.человек на протяжении своей жизни учится и должен учиться.

2. Проверка домашнего задания

Преподаватель: Расскажите биографию И.С. Тургенева.

Преподаватель: Расскажите о создании романа «Отцы и дети», жанре, композиции, проблематике.

Преподаватель: Выполните тестирование по содержанию 1-10 глав романа «Отцы и дети» (Приложение 1).

(4 обучающихся выполняют тестирование на карточках, остальные слушают биографию Тургенева, дополняют материал, задают вопросы)

3. Подготовка к изучению нового материала

Преподаватель: Весь роман И.С. Тургенева построен на конфликте. Подберите синонимы к этому слову.

Обучающиеся: Поединок, дуэль, столкновение.

Преподаватель: Действительно, ребята, в романе несколько поединков, столкновений. Между какими героями?

Обучающиеся: Между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.

Преподаватель: Скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Обучающиеся: Мы сегодня поговорим о столкновении Е. Базарова и П.П. Кирсанова.

Преподаватель: Ребята мы поговорим об этих героях. И тема нашего урока: «Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций». Запишите в тетрадь число и тему урока (обучающиеся записывают в тетрадь число, тему, эпиграф)

Преподаватель: А что будет целью нашего урока?

Обучающиеся: Выяснить в чем состоит особенность конфликта между Базаровым Кирсановым в романе «Отцы и дети».

Преподаватель: И мы сегодня в конце урока ответьте на такой вопрос: «На чьей ты стороне: демократов-революционеров или консерваторов-либералов?» (Новые люди, кто они?)

4. Изучение нового материала

Преподаватель: Базаров и братья Кирсановы – люди разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт. В 10 главе происходит открытый идеологический конфликт. Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование или диалог?

Обучающиеся: Диалог в этой главе и в большинстве других является характерной чертой и особенностью композиции романа.

Преподаватель: Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?

Обучающиеся: Это один из способов характеристики героев романа.

Преподаватель: Дома вы должны были прочитать эпизод столкновения Базарова и Кирсанова. Попробуйте сделать вывод о предмете спора.

Обучающиеся: В споре наметились 4 линии спора: 1) отношение к дворянству, аристократии и к ее принципам; 2) отношение к нигилистам; 3) отношение к народу; 4) отношение к природе и искусству.

Преподаватель: А сейчас мы поработаем в группах. Каждой группе дана определенная линия спора, и вопросы, на которые вы должны, посовещавшись, подготовить ответы. На эту работу у вас 15 минут (Работа в группах)

Вопросы для работы в группе.

·Почему Кирсанов П.П. идет на столкновение?

·Почему ни один из участников спора не уступит своих позиций?

·Какие проблемы пытается решить автор в данном споре?

Преподаватель: А теперь, ребята, ваши отчеты. 1 группа расскажет нам об отношении героев к дворянству. А остальные группы в свою таблицу занесите основные моменты.

Обучающиеся: Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и её принципах. Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Их самоуважение важно, так как общество строится на личности. Эту кажущуюся стройной систему Базаров разбивает простыми доводами. Разговор о том, что аристократия давала Англии свободу – «Старая песня», многое изменилось после семнадцатого века, поэтому ссылка Павла Петровича не может служить доводом. Убеждения, что аристократы – основа общественного блага, разбиваются наголову меткими замечаниями Базарова, что от аристократии нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.

Преподаватель: Каков итог этого спора?

Обучающиеся: Павел Петрович «побледнел» и не заводил больше разговора об аристократизме.- Тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича в этом споре.

Преподаватель: Вторая группа, расскажите о принципе деятельности нигилистов.

Обучающиеся: Вторая линия спора о принципах нигилистов. Паве Петрович ещё не сложил оружия и не хочет опорочить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?»- спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения. Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ». Базаров замечает, сто свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.

Преподаватель: Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

Обучающиеся: Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым.

Преподаватель: Об отношении к народу расскажет 3 группа.

Обучающиеся: По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс». У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок. Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова, использует много иностранных слов.

Преподаватель: О взглядах на искусство и природу сообщит нам 4 группа.

Обучающиеся: Павел Петрович считает, что нигилизм захватил область искусства. Герой понимает, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав в том, что художники - передвижники, по его мнению, абсолютно отказывались от традиций. Новые художники « бессильны и бесплодны до гадости».

Базаров же отрицает и старое и новое искусство: «Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его».

Преподаватель: Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова, и Павла Петровича?

Обучающиеся: Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.

Преподаватель: А Павел Петрович?

Обучающиеся: Он либерал и взгляды у него старые либеральные.

6. Итог урока

Преподаватель: А теперь вернемся к проблемному вопросу. «На чьей ты стороне: демократов-революционеров или консерваторов-либералов?» Новые люди, кто они? (ответы обучающихся)

Преподаватель: Итак, у нас есть два противоположных взгляда (вся таблица выводится на экран), а с кем из героев согласились бы вы? Вы верно подметили ограниченность взглядов Базарова и Кирсанова. Они крепко держатся за свои убеждения, не желая уступать. Какой же выход? Как избежать известного Конфликта?

Обучающиеся: Отцам следует быть терпимее ко всему новому, а детям – внимательнее к опыту и мудрости старших.

7. Домашнее задание

8. Рефлексия

Дополните модель взаимоотношений Базарова и П.Кирсанова. Сделайте анализ.

Человечество находится в постоянном движении, развиваясь, поколения за поколениями накапливают опыт, знания и стремятся передать все накопленное идущим следом, так как все это не только позволит выжить в условиях реальности, но и добиться успеха, счастья. Новое время рождает новое поколение, которое уже по-иному смотрит на мир, ставит перед собою другие цели. Многое из опыта предков действительно становится неприемлемым в новой реальности, но огромная часть должна служить опорой для дальнейшего развития.

Что же оставить, а что взять с собой в жизненный путь новому поколению? В этом-то и заключается вечная проблема двух поколений: старшего, стремящегося передать все знания, весь опыт, и нового, сметающего все на своем пути. Естественно, подобная проблема не могла не волновать писателей и поэтов разных эпох. В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева сталкиваются характеры представителей 40-х и 60-х годов XIX века. К лагерю 40-х годов - «отцов» - он относит Павла Петровича Кирсанова, а к лагерю 60-х годов - «детей» - принадлежит Евгений Базаров. Оба они совершенно противоположные по характеру люди. Каждый из них воспитывался в своей эпохе и поэтому имеет свои взгляды на жизнь.

При первой же встрече будущие враги почувствовали друг к другу неприязнь: Кирсанов был поражен нарядом Базарова с длинными кистями, а также его высокомерием; Базаров же даже не стал здороваться с этим аристократом.

Вскоре и без этого напряженная обстановка еще более накалилась, и между ними завязывается спор. В нем раскрываются характеры, идейные позиции этих людей.

Павел Петрович, который «ждал только предлога, чтобы накинуться на врага», неправильно понимает высказывание Базарова об аристократах. Он расценивает слова «дрянь и аристократишко» как нанесенное аристократам оскорбление и начинает отстаивать их права. Сам он во всем старается подражать английским аристократам: модно одевается, от него всегда пахнет оолоном.

Базаров сначала имеет твердые идейные позиции. Он не хочет спорить с Павлом Петровичем, но постепенно втягивается в спор. «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете: Да ведь надобно же и строить», - растерянно говорит Кирсанов, совершенно оглушенный краткими и четкими ответами Базарова. «Это уж не наше дело: Сперва нужно место расчистить». Он еще и сам не знает, кто после него «будет строить», да и «будет ли строить».

Базаров в отличие от Павла Петровича - нигилист. В своем споре с Кирсановым он как бы дает определение нигилизму: «Мы: решились ни за что не приниматься: И это называется нигилизмом». Тургенев же определил значение этого слова так: «И если он называется нигилистом, то надо читать: « революционером ».

Павел Петрович и Базаров совершенно разные по взглядам люди: один - идеалист, другой - материалист и демократ. Их столкновение в романе вполне логично завершается дуэлью.

Различие идейных позиций этих людей настолько велико, что они становятся непримиримыми врагами. Базаров, про которого Тургенев говорит: «Он честен и правдив и демократ до конца ногтей», и Павел Петрович Кирсанов никогда не смогут друг друга понять, потому что они - люди различных поколений, у них противоположные взгляды иа жизнь.

Проблема «отцов» и «детей» не ограничивается только литературой. Конфликт поколений реален и в сегодняшнем обществе.


Основной проблемой в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является проблема противоречия поколений, взаимоотношений между отцами и детьми. Тургенев рассматривает это противоречие с двух сторон: с социальной (конфликт аристократов и нигилистов) и с философской (непосредственно конфликт отцов и детей).

Социальный конфликт заключается в противостоянии различных слоев общества: дворянского сословия, отстаивающего существующие порядки, и последователей теории нигилизма, отрицающих авторитеты, принципы и ценности. Тургенев раскрывает это противостояние с помощью образов Павла Петровича Кирсанова, представителя аристократии, и Евгения Васильевича Базарова, типичного нигилиста.

Павел Петрович – дворянин, в прошлом блестящий офицер, пользовавшийся огромным успехом в обществе. Все изменила его трагическая любовь к княгине Р.

После её смерти он лишился надежд на счастье и переехал к брату в Марьино, где сохранил «все привычки светского льва» и аристократические манеры, не характерные для сельской местности: чтение по-английски, привычка одеваться по последней моде, тщательный уход за внешностью и пр. Для Павла Петровича большую ценность представляют собой аристократизм, принципы и устои прошлого века, культура – то, что было ценно для предков.

Евгений Базаров – абсолютная противоположность Павлу Петровичу. Он умен, образован, интересуется естественными науками; обладает жаждой деятельности, стремится совершить нечто великое за свою жизнь, способен к развитию. Но в то же время Евгений – материалист, самолюбив, высокомерен, циничен, пренебрежительно относится к людям, эгоист, безнравственен. Отрицание прошлого опыта, сведение человеческих отношений к физиологическим инстинктам, беспринципность (в соответствии с теорией нигилизма) подчеркивает минусы Базарова и усугубляет их. Все то духовное, что всегда было важно для человечества: искусство, любовь, дружба, добро, – не имеет для него никакого значения.

Именно из-за различий во взглядах на мир, в ценностях, в идеях и происходят столкновения этих персонажей, а следовательно, аристократов и нигилистов. То, что считается аристократами основой жизни, нигилистами отрицается как отжившее, больше не являющееся верным и мешающее прогрессу.

Под философским конфликтом Тургенев подразумевает непосредственно конфликт поколений, старшего и младшего. В отношениях Аркадия и его отца, Николая Петровича Кирсанова, почти нет существенных противоречий, между ними есть взаимопонимание, теплота. Хотя в начале романа Аркадий представлен как единомышленник Базарова, по мере развития событий мы видим, что он гораздо больше похож на отца образом мыслей, и его приверженность к нигилизму не более чем попытка казаться взрослее, увереннее и независимее. Так же как и для Николая Петровича, для Аркадия важны любовь, семья, дружба – то, что делает человека счастливым.

Отношения Базарова с родителями гораздо запутаннее: с одной стороны, Евгений любит их, хоть и нечасто показывает свои чувства; с другой стороны, Базарову скучно с ними, он не может понять и принять их образ жизни. И отец, и мать Базарова придерживаются традиционного образа жизни. Евгений хотел, чтобы самые близкие люди разделяли его взгляды и мысли, и они действительно старались это сделать, хотя и безуспешно. Отсюда и возникла проблема непонимания поколениями друг друга.

Таким образом, Тургенев, сам относящийся к поколению «отцов», тем не менее стоит на стороне Базарова. «Тургенев не любил беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною, и внушает каждому читателю невольное уважение», - говорил Д. Писарев.

Обновлено: 2017-08-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Героями романов Тургенева нередко становились представители нового поколения. Этот писатель обнаруживал поразительную чуткость к главным социальным и политическим изменениям. Впрочем, эта особенность тургеневского стиля и сегодня не лишает его книги злободневности. Ведь история, как известно, повторяется. А конфликт отцов и детей во все времена актуален.

Идеи нигилистов

В апреле 1860 года Тургенев в очередной раз уехал во Францию. В небольшом городке Содене он изучал труды философов-материалистов. В шестидесятые годы многие молодые люди проявляли интерес к естественным наукам. Тургенева задела статья Добролюбова, в которой автор высказывал крайне нигилистские взгляды.

Молодежь умнее стариков - именно эта мысль просматривалась между строк в работе молодого критика. В переписке Добролюбова и Тургенева развернулся яростный спор. Причём дискуссия касалась прежде всего основных категорий человеческого существования - любви и смерти.

Идея романа

Нет любви, но есть физическое влечение. Нет красоты природы, но есть вечный круговорот химических процессов. Нет духовного наслаждения искусством, но есть лишь физиологическое раздражение нервов. Молодёжь с порога отрицает ветхие идеалы отцов. Материя и сила - лишь они не поддаются сомнению. Только почему-то ни один психически здоровый человек не мечтает о смерти, и каждый стремится любить и быть любимым. Подобные мысли не давали покоя писателю, и именно из них и был рожден роман, в котором как ни в одном другом раскрыта тема конфликта отцов и детей.

Из истории создания

Писатель много думал о взаимоотношениях молодости и старости. На чём держится связь между ними? Конфликт отцов и детей Тургенев анализировал, опираясь на собственный опыт. Между ним и повзрослевшей дочерью Полиной все чаще возникали споры, похожие на те, которые изображены в романе.

В 1866 году Тургенев встретился с Герценом в Лондоне. Разговор между старыми приятелями шел в основном о журнале «Современник». А прежде всего о нетерпимом отношении Чернышевского и Добролюбова к людям сороковых годов. Эти разговоры стали последним толчком для создания романа о конфликте отцов и детей. Тургенев эту тему затрагивал и в более ранних произведениях, а именно в «Дворянском гнезде». В «Отцах и детях» он создал образ, ранее не встречавшийся в литературе.

Новый герой

В 1860 году Тургенев начал работать над новым романом. Первые дни в его мыслях смутно выступал образ героя, убежденного в том, что естественнонаучные открытия могут объяснить в человеке всё. Прозаик представлял себе фигуру сумрачную, значительную, сильную, злобную, но при этом чистую и искреннюю. И обреченную на гибель.

Тургенев создал персонаж, который стоит в преддверии будущего, но находится в постоянной конфронтации с настоящим. При этом оказывается слишком слаб для того, чтобы реализовать свои идеи, воплотить их в жизнь. Конфликт отцов и детей, гуманистов и нигилистов, представителей русского дворянства и разночинцев - все это вдохновило писателя на создание романа.

Особенности прозы Тургенева

Этот прозаик оказал влияние и на форму, и на содержание зарубежной литературы. Мнение о том, что он был зависим от европейской культуры, неверное. Скорее, французские прозаики 20-го века писали под влиянием творчества Тургенева. Популярным в Европе стал и роман «Отцы и дети». Конфликт этого произведения, правда, до конца может понять лишь тот, кто вырос в России.

Тургеневским романам присуще отсутствие многословных нравоучений, чего не скажешь о книгах Достоевского и Толстого. Авторский голос в «Отцах и детях», «Накануне», «Асе», «Вешних водах» занимает отнюдь не первое место. Писатель никогда не навязывал читателю своего мнения. Ещё одна особенность манеры Тургенева - наличие подтекста.

И наконец, он писал всегда о наиболее актуальных проблемах современного ему общества. Так, в романе Тургенева «Отцы и дети» конфликт рождается из противоречий, возникших между приверженцами разных точек зрения. И он имеет прямое отношение к социальным и политическим преобразованиям в России середины 19-го века.

Человеческая природа неизменна

Какие политические события происходили в годы, когда Тургенев работал над своим романом? Из Сибири были возвращены декабристы. Начались реформы. В обществе прогрессируют либеральные взгляды. Тургенев быстро понял, что всё, что происходит, имеет поверхностный характер. Это всего лишь разговоры, за которыми ничего не следует. Тургенев, в отличие от Некрасова, иллюзий не питал.

Писатель никогда не возлагал на прогресс больших надежд. Он понимал, что человеческая природа неизменна. Главный герой романа — Евгений Базаров — человек, полностью свободный от либеральных иллюзий. Ему чужды пустые разговоры, которые страстно ведёт Павел Петрович Кирсанов. Базаров ни во что не верит, ничего не хочет. Это глубоко разочарованный человек.

Образ Базарова

Главный герой этого произведения - первый убедительный разночинец в русской литературе. Это первый персонаж, который с гордостью о себе говорит: «Мой дед землю копал». Почти каждый свой роман Тургенев писал ради нового литературного образа. «Отцы и дети» созданы ради Базарова. Этот персонаж - манифестация нового типа сознания.

В «Отцах и детях» писатель создал, как уже было сказано, принципиально нового героя. Существует мнение, что Достоевский образ Раскольникова отчасти позаимствовал у своего коллеги.

О чем роман Тургенева?

Политический смысл романа «Отцы и дети» несколько заслоняет главную идею автора, характерной чертой которого была человечность. Этот писатель не требовал от своих героев нравственного подвига. «Отцы и дети» — роман с очень глубоким человеческим смыслом, который довольно очевиден, но его заслоняет титаническая фигура Евгения Базарова.

Главный герой прямолинеен, он умнее большинства своих собеседников, потому общаться с ними ему неинтересно. Ему очень тяжело жить. Евгений любит отца, но не может построить с ним диалог. Он привязан к Аркадию, но тот его раздражает. У Базарова полностью отсутствуют способности, позволяющие установить контакт с окружающими. Главный герой тургеневского романа отрицает всё, а прежде всего условности. Ему непонятны любовные метафоры и романтические отношения, и это становится главной его трагедией.

В чем главная идея романа? Пожалуй, в том, что счастлив тот, кто умеет прощать и любить. Пейзаж, изображенный в финальной сцене, иллюстрирует главную мысль автора: природа побеждает всё. Вспомним содержание книги, а именно ее финал.

В церкви венчаются две пары: Николай Петрович с Фенечкой, Аркадий с Катей. Счастье в жизни этих персонажей есть, хотя и несколько наигранное. Павел Петрович все так же одинок, выглядит как джентльмен. Но жизнь его пуста. Ситников и Кукшина продолжают ломать комедию, изображая из себя представителей новых взглядов.

Меньше всего повезло герою-нигилисту. От его идей осталась всего лишь могильная плита, на которую регулярно приходят дряхлые старички, плачут и молятся за упокой души сына. Эта участь ждет каждого. Но Базаров не успел ни полюбить по-настоящему, ни познать отцовского счастья. Заряженный идеями философов-материалистов, он был выше этого.

Идеал человека по Тургеневу

Конфликт поколений в «Отцах и детях» выражен в форме диалогов. Герои на протяжении всего повествования ведут нескончаемые дискуссии, пытаются отстоять собственную точку зрения, доказать друг другу свою правоту. Кто побеждает в этом споре? Дочитав тургеневский роман, читатель не видит разрешения конфликта. Но один из персонажей - представитель старшего поколения - все же побеждает в споре. Хотя в полемику и не вступал.

Павел Петрович не вызывает уважения автора. Это человек, раздавленный женской любовью. Имени прежней возлюбленной Кирсанова писатель не называет. Однако существует мнение, что княгиня Р - символ, указывающий на Россию. Павел Петрович Кирсанов - человек без будущего, без перспектив. Хотя герою этому всего 44 года. Главный конфликт в романе выражен прежде всего в диалогах Павла Петровича и Базарова. Они являются представителями противоположных взглядов. Как известно из финала романа, в их интеллектуальном споре победителя нет.

Идеал человека для Тургенева - это отнюдь не Базаров. Самый обаятельный и милый персонаж в романе - Николай Петрович Кирсанов. У него есть любимый сын, любимая женщина. Он читает стихи, играет на виолончели. Николай Петрович умеет жить. И он самый человечный из всех героев тургеневского романа. Он один из немногих, кто в заключении всей этой истории обретает счастье.

Извечная проблема России

Автор романа «Отцы и дети» о конфликте поколений написал не первым. Ранее об этом говорил уже Лермонтов. Более того, конфликт отцов и детей (основная тема тургеневского романа) - проблема, актуальная в России давно. Соотечественникам Тургенева всегда чужда была и английская преемственность, и восточное уважение к старикам.

В России поддерживать идеи предков как-то не принято. Возможно, отсюда и революционные события разных масштабов, происходящие время от времени на протяжении последних двух столетий.

Конфликт «отцов» и «детей». Середина XIX века - время бурных и сложных для России со­бытий. После Крымской войны стало очевидно, что правительство не способно решить поставленные перед ним проблемы. Почти для всех становится очевидным, что крепостное право не может больше существовать.
И в это бурное время появляется роман Тур­генева «Отцы и дети», вызвавший множество оживленных дискус­сий. Центральное место в романе занимает проблема взаимоотно­шений старого и нового, конфликт «отцов» и «детей».
Ярким представителем нового поколения является главный герой романа - Базаров. Он появляется на первых страницах произведения и сразу же привлекает наше внимание своей неза- иисимостью, раскованностью, резкостью и прямотой. Когда он имеете с Аркадием приезжает к Кирсановым, то вызывает нео­днозначное отношение окружающих. Дворовые сразу признают в нем «своего», деревенские ребятишки с интересом расспрашива­ют «дохтура» про лягушек. А вот Павел Петрович Кирсанов с момента появления Базарова в доме испытывает к нему интуи­тивную антипатию.

Павел Петрович чувствует в Базарове врага, идейного против­ника. Рано или поздно эти два человека неминуемо должны схлест­нуться, и это происходит довольно скоро. Павел Петрович и База­ров спорят обо всем: о нигилизме и о реформах, о земле и об отно­шении к народу. Вначале Базаров отвечает неохотно, «сквозь зубы», но постепенно увлекается, и споры перерастают в настоящую идей­ную битву.

Но это не те споры, в которых рождается истина. В конце романа Базаров упрекает Аркадия в пристрастии к употреблению «противоположных общих мест». Но и сам Базаров в полемике с Павлом Петровичем постоянно употребляет «противоположные общие места». Кирсанов говорит о необходимости следовать ав­торитетам и верить в них - это общее место. Базаров отрицает разумность того и другого, но это лишь «противоположное общее место», истины нет ни в одном, ни в другом высказывании. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить только без­нравственные и пустые люди, Базаров называет «принцип» пус­тым, нерусским словом и бесполезным понятием. Павел Петро­вич упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист же заявля­ет, что Павел Петрович заслуживает презрения. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров утверждает, что порядочный химик полезнее любого поэта. Но героям вовсе не нужно докапываться до истины. Гораздо важнее установить противоположность пози­ций, ведь это позиции разных поколений. Потому и дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем носит чисто символический характер: никто никого не хочет убивать. Ранив Павла Петровича, Базаров приходит лечить его.
Но конфликт поколений не исчерпывается их отношениями. Так, Базаров неприветлив с отцом и матерью, людьми радушными и добрыми, все время стремится уехать от них. Почему? Да потому, что Базаров не может согласиться с их взглядами, а спорить с ними, как с Павлом Петровичем, считает бесполезным.
Конфликт поколений не всегда определяется возрастом. Так, Аркадий Кирсанов по взглядам гораздо ближе к поколению «отцов». Ондворянский сын, воспитанный в традициях этого класса. Есте­ственно, пути Базарова и Аркадия Кирсанова расходятся.
Сегодня в нашей жизни происходят перемены. Новое прихо­дит на смену старому. А потому тема «отцов» и «детей» сейчас осо­бенно актуальна и понятна нам. Думается, что роману предстоит еще долгая жизнь.