Финансирование политических партий из бюджета. За чей счет живут «единая россия», кпрф, лдпр и «справедливая россия»


https://www.сайт/2018-06-15/rossiyskie_partii_na_75_finansiruyutsya_iz_byudzheta_biznesu_politicheskie_sily_ne_interesny

«Исторический рекорд»

Российские партии на 75% финансируются из бюджета, бизнесу политические силы не интересны

Пресс-служба Кремля

Партии «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» на 75% финансируются из федерального бюджета, что стало историческим рекордом. Об этом сообщает издание РБК , проанализировавшее сводные финансовые отчеты партий за 2017 год, опубликованные на сайте ЦИК.

Итак, один голос избирателя, проголосовавшего за ту или иную партию, набравшую на выборах в Госдуму больше 3%, стоит 152 рубля. До 2006 года голос стоил от 1 до 3,6 рубля, с 2009 году — уже 20 рублей, в 2015 стоимость голоса возросла до 110 рублей. Партии, чей кандидат на выборах президента получил 3% голосов и более, за каждый из них единоразово получает по 20 рублей. Кстати, сейчас депутаты Госдумы всех фракций выступают за индексацию этой выплаты, они хотят приравнять ее к стоимости голоса на выборах в нижнюю палату парламента.

У «Единой России» доходы уменьшились более чем в полтора раза год к году (здесь и далее расчеты с поправкой на инфляцию к 2017 году), составив в 2017 году 5,4 млрд руб. Бюджет партии власти на 80% состоит из средств федерального бюджета. Для сравнения, в 2016 году более половины годового дохода партии составили пожертвования компаний и граждан. Финансовая зависимость единороссов от государственных денег в 2017 году — самая сильная за последние 13 лет. Ранее из госбюджета поступало от 1-8 до 69% партийного дохода. Минимальной была зависимость «Единой России» от этих поступлений в 2005-2007 годах.

Доход ЛДПР в 2017 году составил около 1,09 млрд рублей. Это вдвое ниже, чем в 2016 году, и самый низкий показатель за последние пять лет, несмотря на увеличившееся финансирование со стороны государства. Партия зависит от государства еще больше, нежели «Единая Россия»: в 2017 году почти 97% дохода ЛДПР — выплаты из бюджета. Это рекордный показатель для парламентских партий. Никогда ранее ЛДПР не зависела от госдотаций настолько сильно. В 2005-2016 годах «бюджетная» составляющая насчитывала от 4 до 75% от всех ее доходов. В предвыборном 2011 году ЛДПР жила почти на одни только пожертвования (83% всех доходов партии). В 2013-2014 годах пожертвования составляли более половины бюджета партии.

Доходы КПРФ в 2017 году составили 1,3 млрд рублей, что в 1,7 раза ниже по сравнению с 2016. В 2017 году партия зависела от бюджетных выплат на 80%. От значительной зависимости от этих денег за последние семь лет партия избавлялась только в предвыборные 2011 и 2016 годы.

Доход «Справедливой России» по сравнению с 2016 годом снизился в 3,3 раза — 667,8 млн рублей в 2017 году). Партия менее остальных зависела от госбюджета в 2017 году (75%). В то же время за последние шесть лет доля государственных вливаний в бюджете справедливороссов не опускалась ниже 73%, за исключением 2016 года, когда она составила 44%.

По итогам рассмотрения проекта федерального бюджета РФ на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов, представленного Правительством РФ, фракция ЛДПР выступает со следующими предложениями.

Предложения фракции ЛДПР

к проекту постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О принятии в первом чтении проекта федерального закона № 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и об основных характеристиках федерального бюджета"

По итогам рассмотрения проекта федерального бюджета РФ на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов, представленного Правительством РФ, фракция ЛДПР отмечает следующее.

Основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2014-2016 гг. содержат показатели с чрезмерно оптимистическими данными. Если в отношении прогнозных данных по ценам на газ и нефть фракция ЛДПР возражений не имеет, то достижение целевых показателей по динамике роста ВВП 103,0 % - в 2014 г., 103,1% - в 2015 г. и 103,3% - в 2016 году вызывает сомнение. Аргументация Правительства РФ об оживлении инвестиционного спроса и росте потребительского спроса явно имеет существенные риски невыполнения.

По мнению фракции, инвестиционный рост в плановый период будет иметь существенно меньшие темпы, что связано с рядом факторов. В целом для экономики - это отрицательная динамика государственных инвестиций, принятое решение об изъятии накопительной части пенсионных накоплений из НПФ, план увеличения налоговой нагрузки на недвижимость, введение утилизационного сбора на автомобили отечественного производства, предложение по передаче в Следственный Комитет РФ полномочий по ведению дел в налоговой сфере, усиление конкурентного предложения иностранных товаропроизводителей в связи с вступлением России в ВТО.

Для сектора инфраструктурных компаний и нефтегазового комплекса сдерживающими факторами, дополнительно снижающими инвестиционную активность, станет решение о заморозке тарифов на уровне 2013 года для предприятий, индексация тарифов для населения на индекс инфляции минус 30%, повышение НДПИ, прогнозируемое снижение цен на нефть и газ, увеличение акцизов на нефтепродукты 4 и 5 класса экологичности, а также возможные трудности компаний с привлечением финансовых ресурсов.

На потребительском рынке, по мнению фракции, также не приходится ждать увеличения активности в связи с принятым решением заморозки уровня заработных плат целому ряду категорий служащих, введения социальных норм на электроэнергию и планов отмены перекрестного субсидирования, что увеличит затраты населения на оплату услуг ЖКХ, прогнозируемый рост безработицы и проблем с моногородами, повышение тарифов естественных монополий для населения, ужесточение конкуренции на рынке труда в связи с сворачиванием предпринимательской деятельности самозанятых. Сильнейшим сдерживающим фактором станет ужесточение политики кредитования населения со стороны коммерческих банков и микрокредитных организаций в связи с чрезмерно высоким уровнем закредитованности населения уже сегодня и возможными рисками массовых невозвратов на рынке частного кредитования в ближайшей перспективе.

При этом необходимо отметить, что Правительство не создало никаких предпосылок, которые могли бы коренным образом переломить ситуацию с предпринимательской и инвестиционной активностью в экономике страны в плановом периоде по сравнению с текущим годом. Снижение ставки страховых взносов в 2014 году для самозанятых не позволит вернуть в легальный сектор экономики сотни тысяч предпринимателей, уже официально прекративших свою предпринимательскую деятельность. А введение инвестиционных льгот для проектов на Дальнем Востоке, введение упрощенной системы бухгалтерского учета для субъектов малого бизнеса и некоторые другие декоративные изменения действующего законодательства не смогут сколь- нибудь заметно повлиять на предпринимательскую активность.

Заявления Правительства об ожиданиях, связанных с оживлением экономики в секторе малого бизнеса в связи с введением нормы о предоставлении 15-ти процентной квоты для субъектов малого бизнеса в связи с началом работы контрактной системы с 2014 года также, скорее всего, беспочвенны. Малые предприятия в большинстве своем применяют упрощенную систему бухгалтерского учета, которая снижает их шансы выступать поставщиком товаров, работ, услуг для компаний, являющихся плательщиками НДС, а также выполнять подрядные работы для государственных нужд с использованием государственных элементных сметных норм. Аналогичные проблемы испытывают и предприятия, применяющие единый сельскохозяйственный налог.

Вызывает также серьезную озабоченность предложение Правительства РФ усилить налоговый прессинг с целью увеличения доходов в государственный бюджет, в частности, по налогу на добавленную стоимость. По данным, приводимым в докладе «Paying Taxes 2013» консалтинговой компании PWC, совокупная средняя эффективная налоговая ставка на бизнес в России составляет более 54,1%, что значительно превышает уровень налогового бремени в странах Европейского Союза (42,6%) и в целом в мировой экономике (44,7%). По этому показателю Россия уже обошла практически все крупные экономически развитые страны и вышла на первое место в Европе. А отказ Правительства РФ обсуждать предложение фракции ЛДПР об отмене НДС и замене его налогом с продаж не только не дает предпринимателям ясного посыла на улучшение предпринимательского и инвестиционного климата в стране, но и ставит под угрозу возможность исполнения федерального бюджета в плановом периоде. Также необходимо отметить, что уже сейчас Россия проигрывает конкурентную борьбу за инвестиции своим ближайшим соседям, например, Казахстану в связи с более мягкими налоговыми режимами. Это обстоятельство самым негативным образом может повлиять на финансовое положение бюджетов регионов, граничащих с такими странами.

Кроме того, выводы Правительства РФ о доле доходов в федеральном бюджете от нефтегазового сектора в 57% в 2016 году также вызывают серьезные сомнения.

Существенные опасения вызывает и прогнозируемая динамика изменения показателей доходов федерального бюджета по налогу на прибыль в связи с явно неблагоприятной экономической ситуацией и факторами, которые учтены в прогнозе социально- экономического развития страны: это и прогнозируемое снижение цены на нефть и газ, отрицательная динамика внешнеторгового баланса, снижение курса рубля, резкое увеличение фонда заработной платы, снижение объемов госзакупок в плановом периоде, рост налогового бремени.

В то же время Правительство РФ не полностью использовало резервы увеличения доходной части бюджета. В частности, абсолютно непроработанным остается вопрос ограничения возможности использования в отечественной экономике схем ухода от налогов с использованием оффшорных схем. ЛДПР еще летом внесла законопроект, позволяющий взять под контроль государства полулегальные и откровенно криминальные способы вывода средств, в том числе федерального бюджета, через низконалоговые юрисдикции.

Ничтожно низки предполагаемые доходы от приватизации федерального имущества (по 3 млрд. руб. ежегодно), а также предполагаемые доходы от продажи акций крупнейших компаний (196,8 млрд., 158,5 млрд., 99,9 млрд. руб). Кроме того, возникают вопросы по поводу целесообразности бюджетных инвестиций и участия государства в капитализации компаний, которые включены в план приватизации (РусГидро, Международный аэропорт «Шереметьево», Объединенная зерновая компания, Роснано и др.).

Правительством РФ при формировании проекта федерального бюджета практически не прорабатывался план использования схем передачи в долгосрочный траст крупных пакетов акций в качестве альтернативы приватизации в условиях нестабильной рыночной конъюнктуры и явной недооцененности государственных активов. При этом трастовыми соглашениями необходимо закреплять доходность на уровне выше процентных ставок, сложившихся при привлечении кредитных средств. Такие схемы смогли бы обеспечить дополнительные доходы и создать предпосылки для более эффективного управления активами государства.

Доходность от размещения средств резервного фонда и ФНБ остается на недопустимо низком уровне. Россия существенно проигрывает по эффективности использования средств фондов иностранным государствам, создавшим аналогичные фонды (Пенсионный фонд Норвегии «Зарубежье» и Перманентный фонд Аляски).

Не рассматривается и возможность частичного погашения дефицита федерального бюджета за счет более эффективного управления активами государства - в частности, возможности частичной переуступки или досрочного погашения задолженности иностранных государств и юридических лиц перед Российской Федерацией.

Не используются в полной мере в проекте бюджета резервы, связанные с запуском государственных лотерей.

Вызывает вопросы тенденция увеличения доли закрытых статей проекта бюджета (24,8% расходов бюджета являются секретными).

По расходной части бюджета вызывают серьезные опасения недофинансирования целых отраслей экономик. Фракция ЛДПР выражает свою обеспокоенность отрицательной динамикой в процентах к ВВП по таким важным статьям расходов как «Образование», «Здравоохранение», «Культура, кинематография», «Жилищно-коммунальное хозяйство». При этом доля расходов на здравоохранение и образование в процентах к ВВП в Российской Федерации ниже, чем в некоторых странах СНГ - таких, как Украина, Белоруссия и даже Молдавия. А по некоторым направлениям, например таким, как санитарная авиация - финансирование предусмотрено ниже всяких минимальных потребностей, что ставит под угрозу не только здоровье, но и жизнь граждан РФ - жителей отдаленных территорий.

Фракция ЛДПР не может согласиться и с предложением отказаться от индексации с учетом уровня инфляции (потребительских цен) окладов денежного содержания военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России, а также сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и иных правоохранительных органов.

На этом фоне ЛДПР крайне негативно оценивает предложение Правительства об увеличении уровня зарплаты федеральным чиновникам в 2014 году и отмечает, что ограничение фонда оплаты труда в федеральных ведомствах, а также установление верхних лимитов денежных вознаграждений топ-менеджеров в государственных компаниях, компаниях с государственным участием, ФГУП и др. является резервом снижения расходов федерального бюджета, который не был использован Правительством Российской Федерации при формировании федерального бюджета. При этом объем социальных гарантий, в том числе ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты руководителям федеральных ведомств не могут превышать объем аналогичных гарантий членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы ФС РФ, как это предусмотрено федеральным законом №3-ФЗ.

По мнению фракции, при формировании расходной части бюджета Правительство РФ не заложило ассигнования (или явно недостаточный объем) на такие стратегически важные для экономики страны отрасли как «Станкоинструментальная промышленность», «Тяжелое машиностроение», «Авиационное агрегатостроение», «Авиационное приборостроение», «Авиационная наука и технология», «Малая авиация», «Сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность», что ставит под угрозу экономическую, продовольственную и военную безопасность страны.

Не обеспечены ассигнованиями комбикормовая промышленность и производство биодобавок для животных, что в свете вступления России в ВТО ставит под сомнение конкурентоспособность всей животноводческой отрасли сельского хозяйства.

Также фракция считает недостаточным уровень финансирования деятельности сети ГЦНК за рубежом, что подрывает международный авторитет Российской Федерации.

В связи с тем, что проект федерального бюджета впервые формировался по программно- целевому принципу, фракция ЛДПР выражает обеспокоенность по поводу низкого качества показателей государственных программ и, в первую очередь, набором целевых индикаторов, предлагаемых Правительством. Так, госпрограмма 034 «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», несмотря на указанные в программе цели: «Формирование условий для ускоренного развития Дальнего Востока, превращения его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой, улучшение социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона» в перечне индикаторов не содержит ни одного показателя, связанного с демографией, а по строке «Доля обрабатывающих производств в структуре ВВП, %» приведены цифровые данные на 2014 - 2016 гг. без какой-либо положительной динамики.

В ГП 027 «Развитие внешнеэкономической деятельности» - индикаторы госпрограммы не соответствуют параметрам бюджета, в частности, по показателю «Темпы роста экспорта товаров в целом».

ГП 023 «Информационное общество» - индикаторы не отражают приоритеты, нацеленные на эффективное использование бюджетных средств. По мнению фракции, было бы логичным поставить в индикаторы вывод «Почты России» на безубыточный режим. А в ГП030 «Энергоэффективность и развитие энергетики» добавить социальный индикатор, характеризующий динамику отношения населения к тарифной политике государства на электроэнергию.

Считаем своевременным и логичным включение показателя, характеризующего динамику производительности труда по отрасли в каждую госпрограмму.

Вызывает обеспокоенность непрозрачность принятия управленческих решений при выборе инфраструктурных инвестиционных проектов для финансирования за счет средств ФНБ.

Серьезные опасения относительно исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ вызывает передача субъектам дополнительных полномочий без должного подкрепления ассигнованиями из федерального бюджета.

В связи с вышеизложенным, фракция ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ предлагает включить в Постановление Государственной Думы о принятии законопроекта следующие замечания:

  1. Степень проработанности и всесторонней оценки всех факторов, на основе которых построен прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2016 гг., вызывает серьезные опасения невыполнения основных макроэкономических параметров, принятых за базу при составлении проекта федерального бюджета РФ на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов.
  2. При разработке проекта федерального бюджета РФ Правительство не в полной мере использовало возможные резервы увеличения доходной части бюджета (ограничение использования оффшорных схем; увеличение доходов от приватизации и продажи акций крупнейших компаний; использование схем долгосрочного траста для государственных активов; менее консервативная стратегия размещения средств ФНБ, запуск государственных лотерей, постановка целевых ориентиров, направленных на увеличение производительности труда и вывод государственных компаний и предприятий на безубыточный и бездотационный уровень и др.)
  3. Стратегия Правительства РФ, направленная на усиление налогового бремени на современном этапе развития страны не может быть признана верной. Налоговая нагрузка в России уже достигла максимально возможного значения и не стимулирует развитие современного производства с высоким уровнем добавленной стоимости. Возможная замена НДС на налог с продаж могла бы существенно ускорить темпы экономического развития и увеличить налогооблагаемую базу.
  4. Недофинансирование таких отраслей как «Образование», «Здравоохранение», «Культура, кинематография», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Станкоинструментальная промышленность», «Тяжелое машиностроение», «Авиационное агрегатостроение», «Авиационное приборостроение», «Авиационная наука и технология», «Малая авиация», «Сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность», что ставит под угрозу экономическую, продовольственную и военную безопасность страны и создает социальную напряженность в обществе. Обеспечить бюджетными ассигнованиями в рамках госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» мероприятия по развитию комбикормовой промышленности и производства биодобавок для животных. Предложить Правительству РФ увеличить ассигнования на функционирование сети ГЦНК за рубежом.
  5. При формировании расходной части бюджета РФ Правительство не в полной мере использовало возможные резервы снижения расходов (снижения фонда оплаты труда в федеральных ведомствах, а также установления верхних лимитов денежных вознаграждений топ-менеджеров в государственных компаниях, компаниях с государственным участием, ФГУП и др.; прекращения выделения бюджетных ассигнований для компаний, включенных в план приватизации).
  6. При формировании источников погашения дефицита бюджета Правительство РФ не учло возможность частичной переуступки или досрочного погашения задолженности иностранных государств и юридических лиц перед Российской Федерацией, а также привлечение временно-свободных денежных средств госкомпаний и компаний с государственным участием.
  7. Рекомендовать Правительству РФ разработать механизмы, позволяющие снизить кредиторскую задолженность субъектов РФ перед коммерческими банками через процедуру размещения облигационных займов и приобретения ценных бумаг субъектов за счет средств ФНБ или альтернативных источников.
  8. Доработать государственные программы с учетом высказанных замечаний. Обеспечить прозрачность при выборе инфраструктурных инвестиционных проектов для финансирования из федерального бюджета или средств фондов, учитывать максимальную эффективность таких проектов и возвратность инвестиций.

Источники финансирования - больной вопрос для КПРФ. На любого, кто задаст простой вопрос - "откуда деньги", - коммунисты посмотрят, как на идиота. По крайней мере в аппарате товарища Зюганова корреспонденту Страны.Ru на вопрос об источниках ответили прямо: "Вы слишком много хотите".

Действительно, кому захочется демонстрировать "серые" и "черные" партийные кассы, рассказывать о корыстных связях с не очень чистым бизнесом. Отвечая на вопрос о финансовых источниках, Геннадий Андреевич Зюганов обычно отделывается общим определением своих спонсоров - "национально ориентированный капитал". Но, как показывает практика, в числе "национально ориентированных" капиталистов может оказаться практически любой, пожелавший оплатить лоббистские услуги многочисленной фракции КПРФ в Госдуме. Похоже, что у КПРФ вообще отсутствуют какие-либо ограничения, не позволяющие коммунистам принимать деньги из любых источников.

До сих пор не опровергнута скандальная связь спонсоров КПРФ и разворованных бюджетных денег на "восстановление народного хозяйства Чечни". В частности, Счетная палата обнаружила "нецелевое" использование бюджетных средств на восстановление Чечни в корпорации "Росагропромстрой" -открытом спонсоре КПРФ.

Схема финансирования КПРФ "Росагропромстроем" выглядит довольно просто: КПРФ лоббирует "Росагропромстрой" как подрядчика по госбюджетным программам, а "Росагропромстрой", в свою очередь, осуществляет "откат". "Росагропромстрой" участвует в бюджетном финансировании восстановления Чечни, строительства жилых домов на селе (так называемая программа "Свой дом"). Бюджетное финансирование по этим программам составляет сотни миллионов долларов.

В структуру "Росагропромстрой" входят 3500 строительных, монтажных и дорожных организаций, 1500 промышленных предприятий. Президентом "Росагропромстроя" и "Росагропромстройбанка" работает Виктор Видьманов - член президиума ЦК КПРФ (по-старому - Политбюро ЦК).

Другой скандал с деньгами КПРФ возник, когда видный коммунист Владимир Семаго заявил, что деньгами на предвыборную деятельность КПРФ снабжают братья Живило - владельцы концерна МИКОМ (по некоторым сведениям, одним из акционеров МИКОМа был Виктор Илюхин). По поводу разоблачений Семаго кемеровский губернатор Аман Тулеев направил Геннадию Зюганову письмо с требованием рассказать народу правду: не финансируется ли КПРФ "грязными деньгами" группы МИКОМ. (ЗАО "МИКОМ" в недавнем прошлом управляло Кузнецким металлургическим комбинатом, Новокузнецким алюминиевым заводом и угольными разрезами, но было отстранено от дел усилиями кемеровского губернатора Тулеева. Один из владельцев МИКОМа Михаил Живило арестован в Париже из-за возможной причастности к покушению на кемеровского губернатора).

Кроме откровений бывших и нынешних членов партии, выносящих сор из избы после очередного скандала о деньгах КПРФ, можно судить по не опровергнутым сообщениям прессы. В печати неоднократно публиковались списки предприятий и коммерсантов, финансирующих КПРФ. Кроме "Росагропромстроя", "Росагропромстройбанка" и концерна МИКОМ, среди спонсоров КПРФ назывались АО "Капролактам", АО "Дзержинскхиммаш", Российская финансово-промышленная группа (экс-президент группы, один из "банкиров" КПРФ депутат Геннадий Семигин), ЗАО "Реал-Агро", КБ "Альба-Альянс", АОЗТ "Деловой центр Пресненский", "Нижегородхлебопродукт", Центральная фармацевтическая база Санкт-Петербурга, ООО "Рустехнокибер", ООО "ФМ-Билдинг", ООО "Интер-Маркетинг" и даже "Росэнергоатом". Впрочем, в "Росэнергоатоме" Стране.Ru заявили, концерн "не является спонсором КППФ".

В избирательном списке блока "За Победу!" (псевдоним КПРФ на последних выборах) числились десятки бизнесменов, банкиров, директоров заводов, руководителей коммерческих структур, таких, например, как "Северцветмет", "Альба-Альянс", "Уралтрубпром", "Внешагропромсервис", "Сургутнефтегаз", "Сибнефтепровод", "Юкос-Москва"). Неудивительно, что по результатам выборов более трети членов фракции КПРФ в Госдуме - крупные бизнесмены.

Таким образом, КПРФ финансируют крупные предприятия, пользующиеся ее лоббистскими услугами в Госдуме, а также коммерческие структуры, связанные с отдельными членами партии.

Перед предстоящими выборами в Госдуму политические партии активизируют ресурсы, чтобы заручиться поддержкой избирателя. Однако финансовые возможности партий очень разнятся. В то время как одним партиям все труднее находить деньги на предвыборную кампанию, другие продолжают безбедное существование, в первую очередь - за счет государственных средств, а иногда и благодаря скрытому иностранному финансированию. Эксперты движения «Голос» опубликовали доклад об источниках финансирования партий. «Новая газета» посчитала исследование весьма любопытным и пересказывает самое интересное.

Помощь государства

Сейчас рассчитывать на финансовую поддержку из бюджета могут все партии, набравшие на последних федеральных выборах более 3% голосов. Такой барьер среди непарламентских партий тогда перешагнуло только «Яблоко». Сумма рассчитывается так: один голос избирателя на последних выборах дает политическому объединению 110 рублей госсредств на год. (До 2015 года эта сумма была вдвое меньше.)

Авторы доклада указывают на огромную разницу в доходах: «Единая Россия» в 2015 году «заработала» (не только из бюджета) 5,18 млрд рублей, что в 3-4 раза больше КПРФ, ЛДПР или «Справедливой России» и в 20 раз превышает доходы «Яблока» (250 млн).

При этом доходы «Яблока» на 99% состоят из бюджетных средств, в то время как меньше всех от господдержки зависит «Единая Россия» — бюджетные деньги составляют только 68,6% ее доходов.

Доноры

По закону средства в партийную кассу могут перечислять общественные организации, фонды, частные спонсоры и компании. Последние при этом часто становятся участниками схемы так называемого «скрытого бюджетного финансирования». Что это означает?

В финансовых отчетах политических организаций часто мелькают наименования компаний, которые добровольно жертвуют внушительные суммы на благо партии. Но не всегда дело лишь в поддержке курса. Эксперты «Голоса» обнаружили закономерность: став донором партии власти, компания начинает регулярно получать госконтракты.

Например, «Волгостальконструкция», пожертвовавшая в 2015 году в фонд «Единой России» 500 тысяч рублей, получила госконтракты на общую сумму более 1,7 млрд рублей. А «Магнитогорский металлургический комбинат», дочерняя компания которого пожертвовала единороссам 30 млн рублей, за 2015-2016 годы получил 91 госконтракт на общую сумму около 5,16 млрд рублей.

«Среди компаний-доноров политических партий, получивших в 2015-2016 гг. относительно крупные госконтракты, более 90% пришлось на компании-доноры «Единой России», остальные средства получили юрлица, финансирующие партии «патриотической» направленности», — отмечают эксперты «Голоса».

Иностранное финансирование и частные пожертвования

Помимо грантов и субсидий некоторые партии, вопреки закону, продолжают получать деньги от иностранных компаний, утверждают авторы доклада. Внешне такие операции выглядят легально: зарегистрированная в России компания жертвует деньги партии, что не противоречит закону, однако иногда выясняется, что их конечными собственниками в разное время являлись офшорные фирмы, зарегистрированные на Кипре, Британских Виргинских островах и американском штате Делавер.

Скрытое иностранное финансирование, уверены эксперты «Голоса», получали «Единая Россия», «Справедливая Россия» и «Родина». Справедливости ради, в некоторых случаях часть средств или вся полученная сумма возвращались обратно жертвователям. Например, из 17 млн, которые пожертвовали дочерние компании группы «ТНС Энерго», 2 миллиона были позднее возвращены одному из доноров, а «Мангазеи Строй» партия власти вернула 1 млн из трехмиллионного пожертвования.

Крупные пожертвования партии иногда получают от вполне конкретных физических лиц. У некоторых этот пункт составляет основную статью доходов: например 80% (25 млн) средств «Гражданской платформы» составляют пожертвования граждан. Из них 5 человек (в том числе политтехнолог партии) перечислили 21 млн руб. Есть и другие случаи. К примеру, 19-летний житель Екатеринбурга поддержал КПРФ взносом в 100 тысяч рублей, а в Карелии сразу три человека в возрасте 21-22 лет пожертвовали «Справедливой России» по 73 тысячи рублей.

На что тратятся деньги

Эксперты уверены: бо льшую часть денег партии должны тратить непосредственно на политическую деятельность: пропаганду, предвыборную агитацию, проведение публичных мероприятий, и т.д. Но в реальности из всех партий, имеющих право выдвигать кандидатов без сбора подписей, этой модели придерживается только ЛДПР, которая на эти цели выделила почти 68% своего бюджета.

С большей охотой партии тратятся на содержание центральных органов и региональных отделений. За прошлый год на зарплату сотрудникам и аренду офисов КПРФ потратило почти 60% всех денег (860 млн), «Единая Россия» сосредоточилась на регионах и выделила на их содержание 45,5% (против 13,2% на зарплату федеральному руководству).

Больше всех в процентном соотношении (55,6%) из бюджета партии на содержание руководящих органов потратила партия «Парнас». На агитацию и партийные мероприятия руководство выделило только 4,8% (472 тыс рублей).

Мнение

Станислав Андрейчук

«Совсем прямой зависимости между суммой, которой располагают партии, и их шансами на предстоящих выборах мы не увидим, потому что кроме партийных финансов есть и избирательные фонды, которые формируются дополнительно. Например, у «Гражданской силы» по документам за прошлый год не было ни рубля доходов, и если бы не избирательный фонд, то вообще не совсем понятно, на какие деньги она пойдет на выборы.

У «Единой России» и КПРФ большие суммы «в заначке» на этот год, и это дает им дополнительные возможности. В долгосрочной перспективе преимущества у «богатых» партий, конечно, есть: те, кто получает деньги из бюджета, в течение следующих четырех-пяти лет смогут расширить аппарат и содержать региональную сеть. Но то, как потратить эти деньги — остается на усмотрение каждой партии.

По-прежнему большой проблемой является скрытое иностранное и бюджетное финансирование партий, но по сравнению с прошлым годом ситуация улучшилась.

После нашего прошлогоднего доклада в Центризбиркоме признали, что в некоторых моментах они недоработали и начали принимать меры. Насколько я знаю, нынешний состав ЦИКа начал заниматься этой темой: заключили договор с Росфинмониторингом, Федеральной налоговой службой. У ЦИК нет полномочий собственноручно проверять такую информацию, а по их предыдущим ответам мы поняли, что налоговая работала с финансовыми документами партий спустя рукава.

Увы, у нас в законе нет четких положений о том, куда могут тратиться партийные средства. Думаю, это вопрос для большой дискуссии о том, насколько это законно: почему мы, граждане России, которые платят налоги, должны скидываться деньгами на содержание руководства сразу нескольких партий, за которые мы даже на выборах не голосовали? Получается, что мы, хоть и против нашей воли, но за свой счет плодим бюрократию в политических организациях».

КТО ФИНАНСИРУЕТ ЛДПР И ПРАВЫХ?

Михаил ТУЛЬСКИЙ

В первой и второй частях нашего расследования мы уже писали о спонсорах «Единой России» (ЕР), КПРФ и «Справедливой России» (СР). У ЕР три крупных официальных спонсора - группы «Мечел», «Гута» и «Красный восток».
Впрочем, в официальном финотчете ЕР за 2006 г. встречаются и филиалы крупнейших монополий - «Газпрома» , «Русала» , «ЛУКойла» и ТНК-BP . У СР главный спонсор - глава ее фракции в Госдуме А. Бабаков , который возглавляет в РФ совет директоров ФК «ЦСКА» (с его именем также связывают «Темпбанк» и рынок «Лужники» ), а на Украине владеет десятком облэнерго . КПРФ же - единст-венная среди партий, которая живет преимущественно на членские взносы и госфинансирование, которые составляют почти 60% поступлений в партийную кассу. Кроме того, помогают КПРФ и ее депутаты: например, депутаты Мосгордумы от КПРФ Н. Губенко , С. Никитин , В. Лакеев и В. Улас еще в декабре 2005 г. приняли решение отчислять партии 40% депутатской зарплаты и с тех пор неукоснительно его соблюдают.

Партию В. Жириновского финансируют все, кроме «Газпрома» и «Роснефти»
Основную часть партийной кассы ЛДПР (104,4 млн. рублей) пополнили всего 15 ЗАО и ООО. Но ни одно из этих юрлиц не обладает какой-либо известностью, к тому же и учреждены они никому не известными людьми (хотя и зачастую связанными между собой). Источник автора в ЛДПР пояснил, что эти ООО служат для «маскировки» истинных источников финансирования, среди которых «большинство крупных компаний, за исключением разве что «Газпрома» и «Роснефти» . Часть же денег идет просто из Кремля : в обмен на то, что ЛДПР, несмотря на свою оппозиционность на словах, на деле всегда голосует так, как надо властям».

Крупные бизнесмены уходят из ЛДПР, а остаётся криминал?
На вопрос, какие именно компании представлены среди «замаскированных спонсоров», источник ответил: «Вы посмотрите на тех, кто стали депутатами по списку ЛДПР: какие компании делегировали своих людей в список, те и финансируют партию до сих пор». Действительно, еще в 2003 году по спискам ЛДПР прошли в Госдуму довольно солидные и известные персоны. Это заместители О. Дерипаски по его компаниям «Русал» и «Базовый элемент» Е. Иванов и В. Бобырев , бывший вице-президент «Альфа-банка» К. Ветров (впрочем, его источник считает не ставленником «Альфы», а выдвиженцем замглавы Кремля В. Суркова ), владелец компании «Нафта-Москва» С. Керимов , бывший замдиректора «Лукойл - Западная Сибирь» В. Тарасюк и бизнесмен А. Егиазарян .

Однако к настоящему времени многие из бизнесменов перешли из ЛДПР в «Единую Россию» (ЕР): уже вступили в партию власти В. Бобырев , К. Ветров и С. Керимов , ухода из ЛДПР в «более солидную партию» не исклчюает и Е. Иванов . Еще в прошлом составе Думы из ЛДПР в ЕР перешли и братья М. и С. Гуцериевы , владеющие БИН-банком и «Русснефтью» .
Какие же спонсоры в таком случае остались в ЛДПР? Точно остается - лесопромышленник средней руки Д. Шадаев (депутат Госдумы от ЛДПР, его жена в марте прошла по списку ЛДПР в Ленинградскую облдуму). В середине 1990-х году он посидел в "Крестах" по обвинению в незаконном хранении оружия, а в 1998 году против Шадаева возбуждено уголовное дело по заявлению предпринимательницы Г. Велькович, которую он вместе с казанским авторитетом Сашей Крупой «под угрозой оружия» заставил переоформить на себя ТД «Торгсервис». В 2003 году прокуратура возбудила против Шадаева третье уголовное дело - о «подделке диплома о высшем образовании» . Но все дела были закрыты «за отсутствием состава преступления» и «в связи с истечением срока давности».
Впрочем, это не единственный пример. Широко известно, что ЛДПР всегда пользовалась повышенной популярностью в криминальной среде. Даже на самых последних красноярских выборах среди заключенных СИЗО за ЛДПР проголосовали 22,6%, что вдвое выше, чем среди остального населения (другие оппозиционные партии - «Справедливая Россия», КПРФ, СПС - набрали среди заключенных процент в 3-5 раз ниже, чем среди обычных граждан ). Также именно среди кандидатов ЛДПР обнаруживалось наибольшее число граждан, совсем недавно судимых и даже находящихся в розыске за воровство, взяточничество, присвоение и причинение вреда здоровью. Такие случаи были в Свердловской, Мурманской, Омской и других областях. Причем
в Омске по списку ЛДПР выдвинулся 48-летний С. Абрамов, который из последних 22 лет жизни провел на свободе лишь 8 месяцев. Начиная с 1984 года г-н Абрамов был 5 раз судим за кражи и разбой, а в момент включения в список ЛДПР в феврале 2007 года милиция разыскивала его уже за совершение новой, 6-й кражи!
Правда, есть среди спонсоров ЛДПР и две строительные кампании из Екатеринбурга: «Уральско-Сибирская» и «Урал-Байкал». Владельцем последней является глава свердловской ЛДПР В. Таскаев .

Чубайс перестал финансировать СПС?
Спонсоры СПС - целый ряд бизнес-структур, среди которых нет не только РАО «ЕЭС» , но и даже ни одного облэнерго. Впрочем, вряд ли это означает, что Чубайс перестал финансировать СПС, скорее всего и здесь мы имеем дело с «маскировкой». Ведь самую крупную сумму в 5,9 млн. СПС получил от фонда «Поддержки демократического единства» . А этот фонд в свою очередь возглавляет «чубайсовец» В. Некрутенко , работавший вместе с Чубайсом в начале 1990-х в Госкомимуществе.

Еще немалую сумму (3 млн.) дал СПС переводными векселями её хабаровский председатель бизнесмен А. Баржанов . Кстати, его бывшая жена М. Баржанова - депутат Госдумы от ЕР: раньше она была лидером хабаровских правых, а в конце 2001 года ушла в ЕР (став сначала замкоординатора ЕР по Дальнему Востоку, а потом занялась Ульяновской областью) и передала председательство в СПС мужу. А в 2002 году она обзавелась и новым мужем, которого нашла в Администрации президента РФ ...

Из партии М. Барщевского ушел главный спонсор
Основные пожертвования партии М. Барщевского «Гражданская сила» (еще недавно называвшейся «Свободной Россией» ) в 2006 году внесли всего 5 бизнес-структур. Причем за ними стоят всего два бизнесмена. Из 13,6 млн. основатель партии и председатель ее политсовета свердловский бизнесмен А. Рявкин внес в кассу партии лишь 0,5 млн. А остальные 13,1 млн. в 2006 году внесли структуры владельца «Ростсельмаша» К. Бабкина («Социальная инициатива» , «Евростратегия» и др.). Причем после того, как г-н Бабкин внёс эти деньги, он понял, что его «обвели вокруг пальца»: забрав деньги, г-н Рявкин тут же сместил К. Бабкина с поста главы исполкома партии. Теперь главный спонсор уверяет, что больше ни копейки не даст партии г-на Барщевского .

«Демократы» получили 6 млн., обманув В. Похмелкина
Что касается еще одной карликовой партии правого фланга - ДПР - то все крупные пожертвования она получила от физических лиц. Они пожертвовали ей 10,3 млн. рублей, причем из них 6 млн. внесли шесть пермских помощников депутата В. Похмелкина . Это было летом 2006 года, когда г-н Похмелкин хотел идти на выборы в Пермском крае по списку ДПР. Однако руководство карликовой партии в лице А. Богданова обмануло депутата: несмотря на такие солидные пожертвования, оно заблокировало выдвижение В. Похмелкина и его людей по списку ДПР и в итоге поддержало противников Похмелкина из СПС . Впрочем, на красноярских выборах ДПР уже вместе с ЕР боролась против СПС… А В. Похмелкин решил больше не связываться с такими «демократами» и «либералами» и ушёл в «Справедливую Россию».

МИЛЛИАРД НА ВЫБОРЫ
Самой богатой партией стала ЛДПР

Михаил ТУЛЬСКИЙ

Как и положено по закону, Центризбирком опубликовал сведения о поступлении денег в избирательные фонды партий, созданных специально для участия в выборах. Пока самая свежая из опубликованных сводок Центризбиркома (а их всего опубликовано всего две) - это данные на 24 октября. И уже по ним видно, что только официальное финансирование предвыборных кампаний партий уже вплотную приблизилось к миллиарду рублей .
Самой богатой партий неожиданно оказалась ЛДПР во главе с В. Жириновским . Богатство партии слишком явно контрастирует с лозунгом «Мы - за бедных, мы - за русских!»: видимо, поэтому из нового лозунга партии упоминание о бедных пришлось убрать (он теперь звучит как «Хорошо русским - хорошо всем!»). На втором месте, и это уже вполне ожидаемо, находится «Единая Россия» . Вместе две подконтрольные Кремлю и неизменно голосующие за все правительственные законопроекты партии аккумулировали 520,9 млн. рублей. То есть 78% из 666,9 млн. , собранных всеми 11-ю партиями вместе взятыми на избирательную кампанию (см. таблицу).
Остальные партии настолько отстают от ЕР и ЛДПР, что нет никаких сомнений, что именно эти две провластные партии останутся лидерами гонки по объему привлеченных финансов. А вот в том, кто из них всё-таки будет первой, а кто - второй, еще может произойти «рокировочка». Дело в том, что в последние пару недель счета ЛДПР почти не пополняются: на 28 сентября партия Жириновского имела 200 млн. , на 10 октября - 290 млн. , а на 24 октября - те же 290 млн. (то есть за 14 дней не поступило не копейки новых средств). А вот у «Единой России» дела пошли в гору: еще 10 октября на её счету (открытом лишь 8 октября) не было ни копейки, 12 октября - уже 200 млн. , а 24 октября - 230,9 млн.
Поступления на счета остальных партий выглядят неплохо только, если из них не вычесть те деньги, которые потрачены многими из них на избирательный залог. Залог этот, который в РФ самый высокий в мире, составляет 60 млн. рублей. Он является единственной гарантией участия в выборах для непарламентской партии (победившие на прошлых выборах партии по новому закону регистрируются без подписей и залога). Альтернатива залогу - сбор подписей, но в них должно быть по новому закону не более 5% брака (раньше допускалось 25% ). Такой процент брака во время предварительной проверки в Центризбиркоме нашли буквально у всех 7 партий, сдавших подписи. Но в итоге четыре из них уговорили избирком признать часть забракованных подписей. А еще три партии - «Народный союз» С. Бабурина , Партия мира и единства С. Умалатовой и «Зеленые» - получили отказы в регистрации. Именно поэтому партии посолиднее предпочитают вносить избирательный залог, а не подписи. Тем более, что залог по закону возвращается после выборов тем, кто набрал более 4% голосов (то есть пока может быть уверена в возвращении залога только «Справедливая Россия» ).
Так вот за вычетом избирательных залогов, даже СПС и «Справедливая Россия» на фоне единороссов и жириновцев выглядят «бедными родственниками». А семигинские «Патриоты России» , у которых на кампанию остается лишь 0,9 млн. , и вовсе выглядят нищими. Впрочем, эти партии еще могут успеть пополнить свои счета - до выборов осталось больше месяца. Если они нашли деньги на залог, то наверно смогут найти их и на саму избирательную кампанию…
Гораздо интереснее то, откуда партии черпают свои финансовые ресурсы. Официальные данные редко помогают найти ответ на этот вопрос: в них источники поступлений обычно замаскированы под никому не известные фонды и ООО, за которыми нередко скрываются солидные олигархические империи. Поэтому реальных спонсоров партий можно «вычислить» лишь по тому, представители каких крупных компаний присутствуют в их партийных списках.
Например, в московском списке ЛДПР оба проходных места отдано представителям бизнеса: первое - замдиректору «Металлоинвеста» Татьяне Дубровской (владелец «Металлоинвеста» Андрей Скоч баллотируется по списку «Единой России»), второе - банкиру Ашоту Егиазаряну . Пермский список ЛДПР возглавляет Константин Ветров , до избрания в Госдуму бывший вице-президентом «Альфа-банка», волгоградский - бывший замдиректора «Лукойл - Западная Сибирь» Василий Тарасюк , кемеровский - совладелец ипотечно-инвестиционного банка "Сочи" Аркадий Свистунов . Во главе одного из подмосковных списков ЛДПР - совладелец московских гостиницы «Украина» и ТК «Европейский», один из лидеров общины горских евреев Год Нисанов . А второй подмосковный список возглавляет владелец ряда строительных компаний (в том числе и занимавшихся восстановлением Чечни) Михаил Хесин . А №1 списка ЛДПР по Коми - ленинградский лесопромышленник Дамир Шадаев .
Еще более солидные люди присутствуют в списке «Единой России»: здесь и глава Магнитогорского металлургического комбината Виктор Рашников , а также владельцы: холдинга «Металлоинвест» Андрей Скоч , «Промышленно-металлургического холдинга» Борис Зубицкий , газодобывающей компании «Новатэк» Леонид Симановский , сети магазинов «Седьмой континент» Владимир Груздев , пищевого холдинга «Красный восток» Айрат Хайруллин , Первоуральского новотрубного завода Зелимхан Муцоев и Морской порт Петербурга Виталий Южилин . Есть в списках единороссов и множество представителей «Газпрома» , «Лукойла» , «Русала» , «Северстали» и других крупных компаний.
А вот у КПРФ и «Справедливой России» крупных бизнесменов в списках нет. Хотя представителей мелкого и среднего бизнеса у «эсеров» немало. В КПРФ же к числу сколько-нибудь солидных бизнесменов можно отнести разве что возглавляющего белгородский список Сергея Муравленко - потомственного нефтяника, в честь отца которого даже назван город на Ямале (!). До 2003 года Муравленко был председателем совета директоров ныне разгромленного «ЮКОСа», теперь он владеет мелкими пакетами акций целого ряда крупных компаний. Кроме него, один из татарстанских списков КПРФ возглавляет совладелец малоизвестного "Промрегионбанка" Андрей Иваницкий (хороший знакомый Владислава Суркова ). А вторые места в алтайском и сочинском списках занимают владелец столь же неизвестного "УИК-банка" Алексей Багаряков и совладелец "Новоросхлебкондитер" Дмитрий Шишов .
Немного бизнесменов и в списках других партий, ведь бизнес обычно стремится вкладывать деньги в кампании проходных партий и не видит особого смысла помогать тем, кто заведомо не наберет более 1% на выборах. Если только это не бизнесмены, которые «решили поиграть в политику» и создали свою партию. Так, например, поступил свердловский бизнесмен Александр Рявкин , зарегистрировавший 5 лет назад на базе своего холдинга по производству и распространению массажеров «Дэнас» Сетевую партию мелкого и среднего и бизнеса , недавно переименованную в «Гражданскую силу» (первое место в ее списке г-н Рявкин отдал М. Барщевскому ).

Поступления в избирательные фонды партий (по данным Центризбиркома на 24.10.2007), млн. рублей

все поступления

избирательный залог

деньги на кампанию

«Единая Россия»

«Справедливая Россия»

«Яблоко»

«Патриоты России»

«Гражданская Сила»

Аграрная партия

Демократическая партия

Партия соцсправедливости