Средневековое городское право. Средневековый город Города коммуны франция в средние века


РОЖДЕНИЕ КОММУНЫ

Милан должен осушить ту чашу скорби,

которую он готовил для других.

Фридрих Барбаросса.

В енеция была обручена с морем, и её жизнь была непохожа на жизнь других городов Италии – тех городов, которые стали появляться в XI веке. На материке продолжали бушевать войны, и города были в первую очередь крепостями, под защиту которых сбегалось окрестное население. Разорённые войной крестьяне под руководством епископа строили крепость-бург и постепенно переселялись туда – хотя иной раз это было далеко от их полей. Мелкие рыцари, вальвассоры, владевшие только доспехами и несколькими полями, тоже перебирались в крепость и, объединившись с родичами, строили укреплённые дома-башни. Так появлялся маленький город с несколькими тысячами жителей, благородных рыцарей и свободных землепашцев – скорее даже не город, а укреплённый посёлок. Иногда новый город возникал на руинах древнего поселения, жители ремонтировали обвалившиеся стены и брали из развалин камень для своих домов – но чаще город возводили на новом месте: суеверные крестьяне боялись древних развалин. Вокруг города простирались принадлежавшие горожанам земли, а дальше располагались владения крупных сеньоров, «капитанов». Капитаны жили в замках, владели деревнями и не отпускали своих крестьян в города.

Власть в городе обычно принадлежала епископу, назначенному императором; епископы собирали подати и отдавали часть доходов в казну. В 1070-х годах папа Григорий VII начал яростную борьбу с императором за право инвеституры епископов; Генрих IV претерпел позор Каноссы, а назначенные им епископы были изгнаны. Города воспользовались развалом Империи и провозгласили себя коммунами – то есть самоуправляющимися общинами; горожане стали избирать своих консулов и не хотели больше слышать об императоре, податях и повинностях. Получив желанную свободу, коммуны включились в борьбу за место под солнцем – в ту самую борьбу, которая началась после падения имперского порядка. В обстановке всеобщей анархии города и сеньоры сражались друг с другом и между собой; городские ополчения штурмовали замки, придвигали к их стенам осадные башни и крушили стены таранами. В XII веке многие "капитаны" были вынуждены признать поражение, их замки были срыты, и они переселились в города, где построили себе укреплённые дворцы. Итальянские города тех времён представляли собой удивительное зрелище: море теснивших друг друга деревянных лачуг, а над ними топорщащиеся то здесь, то там башни грубой каменной кладки -обиталища рыцарских кланов. Рыцари не могли жить спокойно, им нужно было с кем-нибудь воевать, и они воевали между собой на улицах города точно так же, как и на равнине. Иногда они объединялись и шли на другой город, штурмовали высокие стены, грабили и убивали, а потом предавали всё огню. Войны городов были столь же ожесточёнными, как войны сеньоров, и крестьянам было не легче от того, что их грабят под знаменем "коммуны". Итальянская коммуна XII века была республикой рыцарей, и власть в ней принадлежала благородным рыцарям, "нобилям"; купцы и ремесленники должны были быть довольны, если им дозволялось спокойно жить в городе и если их не подвергали чрезмерным поборам. Что же касается крестьян из сельской округи, то они должны были работать на своего переселившегося в город сеньора и не помышлять о том, чтобы самим стать горожанами.

В XII веке войны коммун привели к выделению сильнейших, "знатных", городов, подчинивших себе мелкие коммуны и обширные сельские районы. На севере такими городами были Милан, Парма, Генуя, в Средней Италии – Флоренция, Болонья, Пиза. Но войны продолжались и побеждённые города обращались к императорам с жалобами на победителей, с просьбами восстановить справедливость и имперский порядок. Императоры были бессильны что-либо сделать; после позора Каноссы они утратили власть над германскими герцогами, и у них не было ни армии, ни денег. Герцоги выбирали императоров из своей среды и единственное, на что могли твёрдо рассчитывать эти выборные вожди – это на силы своего герцогства. В 1152 году престол "Священной Римской Империи" достался швабскому герцогу Фридриху Барбароссе, знаменитому рыцарю, всегда сражавшемуся в первых рядах, победителю всех турниров и покорителю дамских сердец. Барбаросса жил воспоминаниями об Оттоне Великом и славе былой Империи; он поклялся восстановить её во всей силе и первым делом объявил о всеобщем мире – о том, что его вассалы не имеют права сражаться между собой. В 1154 году он прибыл в Италию, выставил на Ронкальском поле свой щит и стал принимать жалобы от вассалов. Многие жаловались на Милан: миланцы жестоко обходились с соседями, разрушая до основания их города. Император призвал на помощь германских князей и, через четыре года вернувшись с большой армией, осадил Милан; миланцы испугались и вскоре капитулировали; вслед за ними сдались и другие непокорные коммуны. Император назначил в города своих наместников, но, как только они приступили к сбору налогов, Милан снова восстал. Собрав войска, Фридрих в 1161 году снова перешёл Альпы и осадил непокорный город; к императорским войскам присоединились ополчения враждебных Милану соседних городов. Осада продолжалась полгода, в Милане свирепствовал голод; наконец, миланцы сдались и вышли из ворот в одежде кающихся, босые, с верёвками на шее, с головами, посыпанными пеплом, и с горящими свечами в руках. Фридрих Барбаросса помиловал сдавшихся, но приказал разрушить Милан и, в знак проклятия, провести по развалинам плужную борозду. "Милан должен осушить ту чашу скорби, которую он готовил для других", – сказал Барбаросса.

Однако торжество императора оказалось преждевременным и недолгим. Папа Александр III не мог допустить возрождения Империи, он отлучил Фридриха от церкви и призвал его подданных к мятежу. Города Италии вновь восстали и объединились в Ломбардскую лигу, соседи примирились с миланцами и помогли им восстановить городские стены. В Германии тоже начались смуты, и прошло много лет, прежде чем Барбаросса смог собрать небольшую армию и вернуться в Италию. В мае 1176 года он встретился с ломбардскими рыцарями при Леньяно – и был наголову разбит, потерял всё своё войско, и сам чудом выбрался из страшной сечи. Итальянские города отстояли свою свободу. В следующем году императору пришлось пережить новую Каноссу: чтобы добиться снятия отлучения, он поцеловал ноги Александра III на паперти собора Святого Марка в Венеции. Было что-то символическое в том, что это произошло именно в Венеции: император, олицетворявший собой прошлое, мог видеть перед собой будущее. Сидя у ног папы, он видел перед собой многолюдный город, кварталы каменных домов, купеческие дворцы и корабли в порту. Мир деревень, рыцарей и замков уступал дорогу новому миру городов, торговли и ремёсел. В конце концов, это должно было произойти – должен был настать момент, когда демографическое давление достигнет невидимой грани и начнётся Сжатие. На глазах Барбароссы начиналась новая эпоха, эпоха, которая породит новую цивилизацию, новую революцию и новых самодержавных монархов. Но всё это должно было случиться через столетие – а пока императору оставалось поддерживать стремя лошади, на которой сидел папа, и с удивлением разглядывать этот новый мир.

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора

3. Рождение ветхозаветных Исава и Иакова – это рождение Иисуса и Иоанна Крестителя 3.1. Свидетельства старинных источников Русский «Лицевой Свод» следующими словами рассказывает о рождении Ревеккою, женой Исаака, двух близнецов – Исава и Иакова:«И рече Господь Бог: „Два

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

3. Рождение ветхозаветных Исава и Иакова - это рождение Иисуса и Иоанна Крестителя 3.1. Свидетельства старинных источников Русский «Лицевой Свод» следующими словами рассказывает о рождении Ревеккою, женой Исаака, двух близнецов - Исава и Иакова:«И рече Господь Бог:

Из книги Интеллектуалы в средние века автора Ле Гофф Жак

ЧАСТЬ I. XII ВЕК. РОЖДЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ Возрождение городов и рождение интеллектуала в XII в. Вначале были города. Интеллектуал средневековья на Западе рождается вместе с ними. Он появляется вместе с их расцветом, связанным с развитием торговли, промышленности (скажем

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Сельские коммуны Ослабление власти феодалов в условиях быстрого роста политического и экономического влияния городов привело в XI-XII вв. к оживлению сельских общин. Община сохранялась в Италии с лангобардских времен, сначала в виде свободной, а затем крепостной общины. В

автора Линтнер Валерио

Города и коммуны

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Аристократические коммуны Перед лицом этих сил государство, в любом случае бывшее слабым и неспособным поддерживать централизованный контроль, пришло в упадок, выродившись в не более чем умозрительную категорию и обратив Италию в простое географическое понятие. Власть

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Народные коммуны В то же самое время простые горожане, городские купцы и ремесленники, организовывались в гильдии для защиты собственных интересов против поползновений аристократии. Эти гильдии, как и народные соседские объединения, которые устраивал нарождающийся

Из книги Легенды и были Кремля. Записки автора Маштакова Клара

ЗНАМЯ КОММУНЫ Шел один из последних дней Парижской коммуны.Париж горел…Пылали в огне Тюильри, Ратуша, Дворец правосудия, хлебные склады. Небо затянуло тяжелыми свинцовыми облаками, и на его темном фоне еще ярче, еще зловеще полыхали пожары уже над всем городом. Узкие

Из книги Жак Простак автора Дюма Александр

КОММУНЫ (957–1374) Есть во Франции разумное существо, которое до поры до времени никак себя не проявляет, ведь и земле надо вспороть кожу, чтобы получить урожай.Речь о французском народе.В VII, VIII, IX веках искать его бесполезно. Он не показывается. Как будто даже и не шевелится.

автора Лиссагарэ Проспер Оливье

XI. Колебания Совета Коммуны На площади Ратуши еще царило возбуждение, когда в зале муниципальных советников собрались вновь избранные члены Коммуны.В результате голосования были избраны 16 мэров, адъюнктов и либералов разных мастей (108), несколько радикалов (109), и около 60

Из книги История Парижской Коммуны 1871 года автора Лиссагарэ Проспер Оливье

XV. Первые бои Коммуны Разгром 3?го апреля устрашил робких, но возбудил смелых. Инертные до того батальоны, воспрянули, больше не затягивалось вооружение фортов. Кроме Issyи Vanves, получивших серьезные повреждения, остальные форты оставались боеспособными. Вскоре весь Париж

Из книги История Парижской Коммуны 1871 года автора Лиссагарэ Проспер Оливье

XVIII. Работа Коммуны Несостоятельность и слабость Исполнительной комиссии стала настолько вопиющей, что 20?го апреля Совет решил заменить ее делегатами 9 комиссий, на которые возложили различные функции. Комиссии начали действовать в тот же день. Как правило, их работой

Из книги Полное собрание сочинений. Том 8. Сентябрь 1903 - сентябрь 1904 автора Ленин Владимир Ильич

1. В память Парижской Коммуны Чествование величайшего рабочего восстания 19 века. Исторический очерк.1. Франция при Наполеоне III.Империализм. (S. 45) – расплата за VI. 48. Наполеон III. – Экспроприация Франции шайкой бандитов. ?. Бонапартизм {рабочие еще не способны буржуазия уже

Из книги Полное собрание сочинений. Том 16. Июнь 1907 - март 1908 автора Ленин Владимир Ильич

Уроки коммуны{136} После государственного переворота, завершившего революцию 1848 года, Франция на 18 лет подпала под иго наполеоновского режима. Этот режим довел страну не только до разорения экономического, но также до унижения национального. Восставший против старого

Из книги Полное собрание сочинений. Том 20. Ноябрь 1910 - ноябрь 1911 автора Ленин Владимир Ильич

Памяти коммуны Сорок лет прошло со времени провозглашения Парижской Коммуны. По установившемуся обычаю французский пролетариат митингами и демонстрациями почтил память деятелей революции 18 марта 1871 года; а в конце мая он снова понесет венки на могилы расстрелянных

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

6. Рождение Ромула и Рождение Христа Дева Мария, Дух Святой и Непорочное Зачатие 6.1. Свидетельство Плутарха Плутарх посвятил Ромулу специальную главу «Ромул» в своих знаменитых «Сравнительных жизнеописаниях». Напомним, кстати, что, согласно нашим результатам,

Вся земля принадлежала феодалам, поэто-му и города стояли на их земле и считались их собственностью. Город был как бы вассалом феодала. Горожане всецело зависели от его прихотей и аппетитов, феодал старался выка-чать из них как можно больше прибыли. Это побудило горожан начать борьбу за самоуправ-ление или, как тогда говорили, за коммуну . В течение X-XIII вв. коммунальное движе-ние стало общеевропейским явлением. Что оно собой представляло?

В ряде случаев горожане выкупали у сеньора отдельные вольности и привилегии . Эти уступки со стороны феодала они тщательно записы-вали в городских хартиях .

XII в. Из грамоты, предоставленной жителям г. Фрайбурга фео-далом Конрадом

Я обещаю мир и безопасность в границах моей власти и владений всем, кто прибывает любыми путями на мой рынок. Если кто-то из них будет ограблен на этой территории и назовет грабителя, я или заставлю вернуть награбленное, или сам возмещу утраченное имущество.

Если кто-то из моих горожан умрет, его жена с детьми будет владеть всем наследством и без всякого возражения получит все, что бы муж ни оставил ей...

Всем купцам я уступаю торговую пошлину.

Никогда я не назначу моим горожанам другого управителя, никогда — другого священника, а кого для этого изберут, того и будут иметь после моего утверждения...

Если возникнет какая-либо ссора среди моих горожан, то она будет устранена не по моему или управителя своеволию, а будет разрешена по местным обычаям и по законному праву всех купцов...

Но не всегда удавалось мирно объясниться с сеньором. Довольно часто горожане должны были браться за оружие, чтобы получить вожде-ленную независимость.

Свыше 200 лет вели борьбу за независимость жители северофранцуз-ского города Лана, который в начале XII в. стал собственностью мест-ного епископа. В их борьбу были втянуты короли Людовик VII, Филипп II Август и много больших и мелких феодалов. В конце концов, город по-пал под правление королевских чиновников.

Как были организованы городские коммуны? Они избирали свой магистрат , имели свой суд, свои военные силы, свои финансы, сами устанавливали размер налога и взимали его. Жители городов-коммун освобождались от тяжелых феодальных повинностей, но при этом для крестьян пригорода они становились коллективным сеньором, при-нуждали их работать на себя. Благодаря коммунальному движению в средневековой Европе победило правило, согласно которому каждый, кто прожил в городе «год и один день», становился свободным.

XIII в. Из городского права, дарованного немецкому городу Гослару императором Фридрихом II

Если кто-либо проживал в городе Госларе и, пока он там жил, никто не доказал его рабское происхождение, то после смерти пусть никто не осме-лится назвать его рабом или обратить в рабство.

Если же какой-либо чужак прибыл жить в этот город и прожил в нем в течение года и дня, причем ни разу ему не ставили на вид рабское состо-яние, не уличили его в этом, и сам он в этом не признался, то пусть он пользуется общей с другими гражданами свободой; и после смерти пусть никто не посмеет объявить его своим рабом. Материал с сайта

Коммунальное движение победило не везде. Воля обходилась горо-жанам дорого. Во многих небольших городах для ее получения не хва-тало ни сил, ни средств, поэтому они оставались под каблуком у своего сеньора. Часть городов удовлетворилась ограниченным самоуправлением, к примеру, правом избирать магистрат. К таким городам относились Париж, Лондон, некоторые другие города Франции, Англии, Германии, Скандинавии, Венгрии. В Германии в XIII в. появилось так называемое магдебургское право — право горожан города Магдебурга избирать свою администрацию и суд. Оно со временем распространилось в Германии, Польши, Литве, Украине, Белоруссии (в конце XV в. магдебургское право получил, например, Киев).

Коммуна — городская община, которая добилась независимости от феодала и права на самоуправление.

Коммунальное движение — борьба городов за независимость от сеньоров.

Привилегии — 1) преимущества, льготы, права; 2) грамоты, кото-рыми удостоверялись права, предоставленные городам или отдель-ным группам населения.

Хартия — документ, который удостоверял права или привилегии.

Магистрат — орган городского самоуправления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Главная страница -> К -> Коммуна средневековая

Коммуна средневековая , городская община, возникший в борьбе городов с сеньорами союз горожан, а также организация городского управления. Генетически связана с муниципиями Рима Древнего (городами, свободное население которых получало права римских граждан).

Коммуна средневековая. Кёльн.

В Средние века город располагался на земле сеньора (короля, феодала, епископа), ему горожане выплачивали подати. В Италии и Нидерландах с 10 в. развернулось и в 11-13 вв. по Западной Европе распространилось коммунальное движение (за самоуправление и независимость городов). Часто его возглавляли тайные союзы горожан (коммуны). Многие монархи жаловали городам права самоуправления, чтобы ослабить феодалов и епископов и объединить страну. На юге Франции большинство городов выкупило свои права. В ряде мест дело доходило до вооружённой борьбы (Милан, 980 г.; Камбре, 957, 1024, 1064, 1076,1107, 1127гг.; Бове, 1099г.; Лан, 1112и 1191 гг.; Вормс, 1071 г.; Кёльн, 1074 г. и др.).

Коммуна средневековая. Лион. Ратуша.

В итоге горожане обрели личную свободу, а в ряде случаев и коммунальные вольности: свои органы власти, суды, полицию, ополчение, право устанавливать местные налоги и издавать законы, распоряжаться городской казной. Амьен, Бове, Суассон, Лан, Гент, Брюгге, Лилль, Аррас, Тулуза, Монпелье стали самоуправляющимися городами-коммунами. В Италии городами-государствами (республиками) стали Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Милан и др.

Не все города получили права коммун. В одних из них горожане, отстояв личную свободу, подчинялись назначенным сеньором чиновникам (Париж, Орлеан, Лион), в других городская коммуна становилась коллективным вассалом: предоставляла сеньору военную и денежную помощь, сохраняя самоуправление. Некоторые германские города в 12-13 вв. добились статуса имперских: формально подчиняясь императору, фактически являлись независимыми городскими республиками (Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне). Иногда коммуны были сеньорами окрестного сельского населения и близлежащих городов (Венеция, Флоренция, Милан).

Коммунальное движение стимулировало экономическое развитие городов, складывание сословия горожан и сословной монархии. В коммуне власть принадлежала её верхушке (патрициату). Все горожане стали лично свободными (прожив в городе год и один день, свободу получал и зависимый крестьянин, отсюда пошла пословица: «Городской воздух делает свободным»), но не все они имели равные права.

Коммуна средневековая

Средневековый город

Феномен средневекового города .

В средние века подавляющая часть населения жила в сельской местности. Горожан было мало, их роль в обществе намного превышала их численность, Во время Великого переселения народов многие города были Уничтожены. В немногих оставшихся городах-крепостях жили ко-роли, герцоги, епископы с приближенными и слугами.

Горожане занимались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда ""’ внутри его.

Примерно с X в. происходят большие перемены. В городахглав-ным занятием жителе» становятся ремесло и торговля. Города, сохранившиеся с римских времен, быстро растут. Появляются

новые города.

городов стало так много, что почти из любого места в Европе можно было доехать до ближайшего города в течение од-ного дня. Горожане к тому времени отличались от кре1йЪвн не только своими занятиями. Они обладали особыми правами и обя-занностями, носили особую одежду и т.д. Сословие работающих разделилось на две части - крестьян и горожан.

Возникновение городов как центров торговли и ремесла .

Скла-дывание городов как центров ремесла и торговли было вызвано Поступательным развитием общества.

Росло население, росли и его потребности. Так, феодалы все больше нуждались в вещах, которые привозили купцы из Византии и восточных стран.

Первые города нового типа сложились как поселения купцов. Торговавших с этими далекими странами. В Италии, на юге Франции в Испании еще с конца IX в. возрождались некоторые рим-ские города, строились новые.

Особенно крупными стали города Амальфи. Пиза, Генуя, Марсель, Барселона, Венеция. Одни куп-цы из этих городов плавали на кораблях по Средиземному морю, другие развозили доставленные ими товары во все уголки Запад-ной Европы. Возникли места обмена товарами - ярмарки (ежегод-ные рынки). Особенно мною их было в графстве Шампань во Франции.

Позже в XII -XIII вв., на севере Европы также возникают торговые города - Гамбург, Бремен, Любек, Данциг и др.

Здесь купцы перевозили товары по Северному и Балтийскому морям. Их суда нередко становились добычей стихии, а еще чаще - пи-ратов. На суше помимо плохих дорог купцам приходилось иметь дело с разбойниками, в роли которых часто выступали рыцари.

Поэтому торговые города объединялись для защиты морских и сухопутных караванов. Союз городов Северной Европы назывался Ганза. С Ганзой вынуждены были считаться не только отдельные феодалы, но и правители целых государств.

Купцы имелись, но всех городах, но в большинстве из них ос-новным занятием населения стада не торговля, а ремесло. Перво-начально ремесленники жили в деревнях и замках феодалов.

Од-нако прокормиться ремеслом в сельской местности сложно. Здесь мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало на-туральное хозяйство.

Поэтому ремесленники стремились пересе-литься туда, где можно было продать свои изделия. Это были райо-ны ярмарок, перекрестки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок феодала либо мона-стырь. Ремесленники строили жилища вокруг замка и монасты-ря, позже такие поседения превращались в города.

Феодалы тоже были заинтересованы в этих поселениях.

Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры иногда самисвозили в одно место ремесленников из своего феода, да еще сма-нивали их у соседей. Однако большая часть жителей, приходив в города самостоятельно.

Часто крепостные ремесленники и кресть-яне бежали от своих сеньоров в города.

Раньше всего города - центры ремесла - возникли в графстве Фландрия (современная Бельгия). В таких из них, как Брюгге, Гент, Ипр, изготовляли шерстяные ткани. В этих местах были выведены породы овец с густой шерстью и созданы удобные ткацкие станки.

города росли особенно быстро. Крупным в Средние века считался город населением 5-10 тыс. жителей. Самыми больши-ми городами в Европе стали Париж, Лондон, Флоренция, Ми-лан, Венеция, Севилья, Кордова.

Города и сеньоры .

Вес города возникали на земле феодалов.

Многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Переселенцы из деревень приносили в города привычку к жизни в общине. Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопро-сов городского управления, выбирали главу города (мэра или бур-гомистра), собирали ополчение для защиты от врагов.

Люди одной профессии селились обычно вместе, холили в одну церковь, тесно общались друг с другом.

Они создавали своисою-зы - ремесленные цехи и торговые гильдии. Цехи следили за каче-ством ремесленных изделий, устанавливали порядок работы в мастерских, охраняли имущество своих членов, боролись с кон-курентами в дине неценовых ремесленников, крестьян и т.д. Цехи и гильдии для защиты своих интересов стремились участвовать в управлении городом. Они выставляли свои отряды в городское ополчение.

По мере роста богатств горожан феодалы увеличивали поборы с них.

Городские общины - коммуны со временем начинали со-противляться таким действиям феодалов. Некоторые сеньоры за солидный выкуп расширяли права городов. Однако в подавляю-щем большинстве случаев развертывалась упорная борьба между феодалами и коммунами. Длилась она иногда многие десятки лет и сопровождалась боевыми действиями.

Исход борьбы зависел от соотношения сил сторон. Богатые города Италии не только освободились от власти феодалов, но и отняли у них все земли.

Их замки были разрушены, а сеньоры насильно переселены в города, где стали служить коммунам. Ок-рестные крестьяне попали в зависимость от городов. Многие горо-да (Флоренция, Генуя, Венеция, Милан) стали центрами неболь-ших государств-республик.

В других странах успехи городов были не столь впечатляющими. Однако почти везде горожане освободились от власти феодалов и стали свободными. Более того, свободным делался любой крепост-ной, бежавший в город, если сеньор не мог его там найти и вер-нуть в течение одного года и одного дня.

«Городской воздух делает человека свободным», - гласила средневековая поговорка.

Ряд городов добился полного самоуправления.

Некоторые мелкие города так и остались под властью сеньоров. Не удалось стать самостоятельными и ряду крупных городов, в которых жили короли и другие сильные правители. Жители Пари-жа, Лондона получили свободу и многие права, но наряду с го-родскими советами этими городами управляли также королевские

чиновники.

Цеховые организации .

Основным органом цехового управления было общее собрание всех членов цеха, на котором присутствова-ли только самостоятельные члены цеха - мастера.

Мастера были собственниками орудий труда, ремесленной мастерской.

По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно рабо-тать в одиночку.

Так появились ученики, потом подмастерья. Уче-ник давал клятву не покидать мастера до окончания обучения: мастер же обязывался обучать его честно своему ремеслу и полно-стью содержать.

Но положение учеников было, как правило, не-легким: их заваливали непосильной работой, держали впроголодь, били за малейшую провинность.

Постепенно ученик становился помощником мастера - подма-стерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправ-ным работником. Чтобы стать мастером, подмастерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усо-вершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключав-шийся в изготовлении образцового произведения (шедевра).

В конце Средневековья цехи становятся во многом тормозом для развития ремесла.

Мастера затрудняли вступление подмасте-рьев в члены цеха. Появлялись льготы для сыновей мастеров.

Противоречия внутри городских общин .

В борьбе против сеньо-ров все горожане были едины. Однако ведущее положение в горо-дах занимали крупные купцы владельцы городской земли и до-мов (патрициат).

Все они часто являлись родственниками и креп-ко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли участвовать в выборах мэра и членов городского совета. В других городах один голос богача равнялся нескольким голосам простых горожан.

При распределении податей, при наборе в ополчение, в судах патрициат действовал в собственных интересах. Такое положение вызывало сопротивление остальных жителей. Особенно недоволь-ны были ремесленные цехи, которые приносили городу наиболь-ший доход.

В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более спра-ведливые законы, выбирали правителей из своей среды.

Значение средневековых городов .

Горожане жили намного лучше, чем большинство крестьян.

Они были свободными людьми, полностью владели своим имуществом, имели право с оружием о руках сражаться в рядах ополчения, наказать их могли только по решению суда.

Такие порядки способствовали успешному раз-витию городов и средневекового общества в целом. Города пре-вратились и центры технического прогресса и культуры.

В ряде стран горожане стали союзниками королей в их борьбе за цент-рализацию. Благодаря деятельности горожан всюду усиливаются товарно-денежные отношения, в которые вовлекаются феодалы и крестьяне. Рост товарно-денежных отношений привел со вре-менем к освобождению крестьян от личной зависимости от феодалов.

§ 19. Католическая церковь в Средние века.

Крестовые походы Раскол церкви.

В Средние века в Западной Европе огромную роль играла церковная организация во главе с папой римским.

Первоначально большинство христиан не признавали над со-бой власть епископа Рима - папы. Большим влиянием обладал епископ Константинополя - патриарх, ему подчинялись и папы. Сам Рим после завоеваний Юстиниана находился под властью Византии.

Однако в конце VI в. эта власть ослабла. Императоры, занятые отражением натиска арабов и славян, не могли помогать Риму в его борьбе с лангобардами.

В 590 г. папой римским стал Григорий I, ‘ умелый и мудрый правитель. Он остановил натиск лангобардов и сумел обеспечить Рим всем необходимым.

Григорий, прозванный Великим, завоевал громадный авторитет. В большинстве стран Западной Европы церковь стала подчиняться папе римскому. Позже в 754 г., возникло Папское государство.

По мере усиления пап происходило расширение разногласий между христианами Запада и Востока. Западную церковь называли римско-католической (всеобщей), а восточную - греко-православной (истинной).

Споры шли по многим вопросам. Например, католическая церковь учила, что богослужение можно вести лишь на латинском языке, православная - на языках каждого народа. Читать Библию, по мнению католиков, разрешалось только служителям церкви, а проповедники православия часто создавали письменность для разных народов, чтобы все могли читать Священное Писание: Писание. Крестились католики пятью пальцами, а православные - тремя или двумя.

В католичестве священникам со временем запретили иметь семью, а в православии целибат распространялся только ‘" монахов.

Открытое столкновение произошло во второй половине IX в. припапе Николае и патриархе Фотии. Николай объявил о лишении Фотиясана патриарха. В ответ Фотий проклял папу. Во время спора Нико-лай использовал якобы найденный им сборник старинных доку-ментов. Изних следовало, что император Константин Великий пе-редал тогдашнему папе власть над всей церковью и полную власть над западной частью своей империи.

Только в XV в. итальянские ученые доказали, что весь этот сборник документов - подделка.

Окончательный раскол православной и католической церквей про-изошел в 1054 г.

Stages of the industrial revolution in Germany

1. End of XVIII- middle of XIX centuries.

Initial preparatory stage.

The industrial revolution in the textile, cotton and silk industries. Development of coal mining, heavy industry and rail transport

2. 50 -70 -ies. XIX century. Development of manufactures.

The emergence of chemical and electrical engineering.

3. 70 -80 -ies. XIX century. Completion of the industrial revolution.

Close intertwining of factory production and the formation of monopolies.

Economic backwardness of Germany in the first half of XIX century led to a much stronger role for the state.

Methods of command economy in Germany:

Provision of protective tariffs;

Providing public procurement of heavy industry;

Promoting innovative banks to increase investment;

Formation of double pricing system — low export and high domestic.

Germany failed to take advantage of late and the industrial revolution.

Using technological equipment of the more developed countries, German industry had the opportunity to more quickly create domestic engineering (especially in the military field).

Changes in the structure of production allowed Germany to occupy leading positions in many industrial indicators, including the concentration of production, labor and capital.

Средневековые города: развитие и экономические последствия

Проблема средневекового города - одна из самых трудных в исторической науке.

Не случайно до сих пор не существует чет-кого научного определения самого понятия “город”. Есть даже мнение, что выработать единое исчерпывающее определение этого понятия невозможно, поскольку имеется конгломерат отдельных признаков города, которые исторически изменялись, и на каждом этапе городского развития доминирующим являлся один из при-знаков.

В советской историографии средневековый город - это центр ремесла и торговли, а возникновение его связывается с раз-витием общественного разделения труда.

Раннее средневековье имеет резко выраженный деревенский характер, лишь кое-где, главным образом в Италии, существуют полуразрушенные, малолюдные, экономически слаборазвитые по-добия городских центров (в сравнении с Византией и Востоком).

В X-XI вв. (сначала на юге и западе, позднее - на севере и во-стоке) начинается урбанизация западноевропейского средневеко-вого мира. Рост городов - закономерное следствие отделения ре-месла от земледелия.

Отрыв ремесленника от земледельческого труда начался и захватывал все более возраставшую часть насе-ления, благодаря тому, что деревня производила достаточный прибавочный продукт, чтобы ремесленника прокормить, с другой стороны, ремесленное производство должно было быть достаточ-но профессиональным, чтобы обеспечить ремесленнику необходи-мые средства для жизни и труда. Отделение ремесла от земледе-лия и создание на этой базе рынка, торговли основоположники марксизма называли первым общественным и вторым, “великим”, разделением труда.

К. Маркс подчеркивал громадное значение от-деления города от деревни: “Основой всякого развитого и товаро-обменом опосредованного разделения труда является отделение города от деревни. Можно сказать, что вся экономическая исто-рия общества резюмируется в движении этой противоположно-сти…”

Средневековые города возникали только на достаточном уров-не развития производительных сил феодальной Европы.

Исходя из этого, марксистская наука отрицает непосредственную преем-ственность между античными и средневековыми городами. По-следние возникали как принципиально новые образования даже тогда, когда новые города территориально совпадали со старыми римскими поселениями.

Предгородскими “ядра-ми” служили, например, замок-крепость князя, дворец-резиден-ция епископа, монастырь, таможня и т.

д. Внешние причины воз-никновения конкретных городов были разнообразными. Внутрен-ней же причиной возникновения и роста городов служило разви-тие торгово-ремесленной деятельности в результате успехов фео-дализации, которые привели к важным экономическим сдвигам.

Развитие производительных сил земледелия, демографический подъем, дифференциация крестьянства, усложнение социальных противоречий в деревне, “земельный голод”, расширение ремеслен-ного производства и другие моменты, связанные с утверждением феодализма, вызвали наплыв в рыночные места и города как кре-постных, так и свободных.

Основу этого потока новоселов состав-ляли беглые крестьяне. Город сулил не только свободу, но и зем-лю. Если сеньор хотел увеличить число жителей своего города, он привлекал их и обещанием предоставить небольшой земельный уча-сток. Не удивительно, что, например, Майнц в Х в. был, по сви-детельству арабского путешественника, “частью заселен”, “частью засеян”, “богат пшеницей, ячменем, рожью и овощами”.

Горожане “…имели огороды и небольшие поля, пасли свой скот в общинном лесу, который, кроме того, доставлял им строительный материал и топливо; женщины пряли лен, шерсть и т. д.”. Это описание справедливо по отношению к любым городским центрам на пер-вом этапе их существования.

Не сразу переселенцы расставались с прежним занятием - земледелием; тем не менее, уходя из деревни в город, они “поры-вали с феодализмом”.

Поэтому, если есть черты, сближающие ре-месленника с крестьянином (мелкая собственность на средства производства, необходимость самому работать, сочетание ремес-ленного труда с земледельческим и т.

д.), то немало и таких черт, которые их отличают (средства производства, принципы присвое-ния, способы и возможности реализации готовой продукции, фор-мы и структура организаций, социальный статус). Главное же- то, что в отличие от феодально-зависимого крестьянина, ремеслен-ник был собственником орудий производства и сырья (основной же объект приложения крестьянского труда - земля - являлась соб-ственностью феодала).

Этим определялся и новый принцип при-своения.

Продукты труда средневекового городского ремесленника “принадлежали ему по самому существу дела”. И “если даже сеньор сохранял какие-то остатки своей власти или протектората над городом, если он “надстраивался” над городским ремеслом и торговлей (к которым в сущности уже не имел никакого эконо-мического отношения) и таким путем присваивал себе какую-то долю городского накопления, то и в этом случае, хотя простое товарное производство несло определенный ущерб, его внутренняя

экономическая природа не менялась”, оно оставалось своеобраз-ным хозяйственным укладом, основанным на особом способе про-изводства и присвоения (ремесленнику незачем было присваивать свою продукцию), на тождестве труда и собственности.

В отличие от деревни, экономику города определяли профес-сиональная специализация, денежные отношения, наемный труд;

город также был обособлен от деревни в юридическом и социаль-но-административном плане.

Прежде всего город - средоточие специализированного произ-водства.

Ремесленник, даже если отдавал часть времени сельско-хозяйственным занятиям и промыслам (кстати, далеко не все го-рожане держали земельные участки), был прежде всего профес-сионалом: кузнецом, ткачом, кожевником, бочаром и т. д. Город противостоял деревне экономически не только и даже не столько тем, что он производил иную продукцию, но тем, что он произво-дил ее иначе-руками специализированных мастеров.

Городская экономика в несравнимо большей степени, чем де-ревенская, ориентировалась на товарно-денежные отношения.

Го-род с самого своего возникновения был тесно связан с рынком. Горожанин покупал на рынке то, что крестьянин в основном про-изводил в собственном хозяйстве.

В городе ремесленник и торговец, как правило, нанимали под-мастерьев и платили им заработную плату (в деревне - это исклю-чительное явление).

В результате так называемого коммунального движения XI- XII вв.

многие города в Западной Европе сумели освободиться от власти светских и церковных сеньоров и как бы стать вне фео-дального права, получив привилегию руководствоваться город-ским правом на территории города и прилегающей к нему узкой полосе. В XII в. и последующие столетия многие городские цент-ры получали аналогичные привилегии от феодальных владык на договорных основах, без борьбы, используя в частности экономи-ческую заинтересованность последних.

Городское право изымало коммуну из-под сеньориальной юрисдикции и даже противопо-ставляло ее феодальной системе (отсюда принцип: “Городской воздух делает свободным”). Несмотря на различие в степени ин-тенсивности и то, что большая часть городов в нем не участвова-ла, коммунальное движение имело важнейшие последствия для всех европейских городов.

Основной характерной чертой города стало теперь отсутствие феодальной зависимости. В городе утвер-дился относительно единый правовой статус свободных бюргеров, были созданы благоприятные условия для развития ремесла и торговли.

Города устанавливали свои формы административной органи-зации: органы коммунального самоуправления - городские сове-ты; территориальные братства, группировавшиеся обычно вокруг

Medieval city: development and economic consequences

The problem of the medieval city — one of the most difficult in historical scholarship. Not by chance still there is no clear scientific definition of the term "city ".

There is even a belief that to develop a common comprehensive definition of this concept is not possible because there is a conglomeration of individual features of the city, which have historically varied, and at each stage of urban development was one of the dominant features.

In Soviet historiography of the medieval city – it is the center of crafts and trade, and its occurrence is associated with the development of the social division of labor.

The early Middle Ages has pronounced rustic character, only here and there, mainly in Italy, there are dilapidated, poorly populated, economically underdeveloped similarity urban centers (compared with Byzantium and the East).

In the X-XI centuries (first in the south and west, and later — in the north and east) begins urbanization Western European medieval world.

Urban growth — a natural consequence of separation of crafts from agriculture. Wheels artisan from agricultural labor started and captured the ever-growing part of the population, due to the fact that the village produces enough surplus produce to feed the artisan, on the other hand, handicraft production was to be professional enough to provide the necessary funds for the artisan life and work.

Branch handicrafts from agriculture and the creation of this market-based, trade founders of Marxism called the first and second public, "great" , the division of labor . Marx emphasized the enormous importance of the city department of the village: "The basis of all development and barter mediated division of labor is the separation town of country. We can say that the whole economic history of society is summed up in this opposition movement…"

Medieval city arose only at a sufficient level develop the productive forces of feudal Europe .

Proceeding from this, the Marxist science denies direct continuity between ancient and medieval cities. Recently emerged as a fundamentally new education, even when the new city geographically coincide with the old Roman settlements.

Before the town served, for example, prince castle fortress, residence of the bishop, Convent, customs, etc. External causes of specific cities were varied.

Inner same cause of urban growth and development of trade and served as a craft activity as a result of success of feudalism, which led to major economic shifts.

Development of the productive forces in agriculture, demographic growth, differentiation among the peasantry, the complexity of the social contradictions in the village, " land hunger ", the expansion of handicraft production and other aspects related to the approval of feudalism, caused an influx in the market place and the city as a fortress and free .

The basis of this stream of settlers composition fugitive peasants. City promised not only freedom, but also land.

If the lord wanted to increase the number of inhabitants of the city, it attracts them and the promise of a small plot of land. Not surprisingly, that, for instance , in the tenth century Mainz, was testimony given by Arab traveler , " inhabited part ", " part of the sown ", " rich in wheat, barley , rye and vegetables." Citizens "…

had vegetable gardens and small fields, herding their cattle in the communal forest, which also gives them a building material and fuel; women spun linen, wool, etc.". This description applies with respect to any urban centers in the first phase of their existence.

Not immediately parted with the former settlers occupation — agriculture; nevertheless, going from village to town, they "broke with feudalism".

Therefore, if there are features which united artisans with a peasant (small ownership of the means of production, the need to work very, combination with agricultural labor, etc.), then there are also many features that distinguish them (the means of production, principles of appropriation, ways and means of finished products, shape and structure of organizations, social status).

The main thing — the fact that, unlike the feudal- dependent peasant , crafts was the owner of the means of production and raw materials (the main application object as peasant labor — land — was owned by the feudal lord) .

This was determined and a new principle of appropriation.

Products of labor medieval urban artisan "belonged to him by the very nature of the case." And " even if the lord retained some remnants of their power or protectorate over the city, if he " overbuild " of urban crafts and trade (which in fact has had no economic relations) and thus appropriated a fraction urban accumulation, and in this case, although the simple commodity production bore some damage , its internal economic nature has not changed, " it remains a kind of economic structure , based on the particular mode of production and appropriation (craftsman had no reason to assign their products) on the identity of labor and property.

In contrast to the village, the city’s economy was determined professional specialization, monetary relations and wage labor; the city also has been isolated from the village in the legal, social and administrative terms.

First of all, the city — the center of specialized production.

Craftsman, even if the time gave agricultural pursuits and fisheries (by the way, not all the townspeople held land), was first and foremost a professional: blacksmith, weaver, tanner, cooper, etc.

City fronted village economically not only and not so much that he made a particular product, but the fact that he made it otherwise hands — specialized craftsmen.

The city’s economy in a much greater extent than rural, focused on commodity-money relations. City from its very beginning was closely associated with the market. Citizen bought on the market that mainly produce farmer in his farm.

The city craftsman and trader usually hired apprentices and paid them wages (in the village — an exclusive phenomenon).

As a result, the so-called communal movement XI-XII centuries many cities in Western Europe were able to free themselves from the power of secular and ecclesiastical lords and how to become out of feudal law, having the privilege to be guided city right in the city and the adjacent narrow band.

In the XII century and subsequent centuries, many urban centers receive similar privileges of feudal lords on a contractual basis, without a struggle, in particular using economical interest of the latter. City right to withdraw from his commune lords jurisdiction and even contrasted its feudal system (hence the principle: "City air makes you free "). Despite the difference in the degree of intensity and the fact that most of the cities did not participate in it, communal movement had important consequences for all European cities.

The main feature of the city was now no feudal dependence. The city has established a relatively uniform legal status of free burghers , created favorable conditions for the development of handicrafts and trade .

City established its own forms of administrative organization: Municipal governments bodies — city councils; territorial brotherhood, usually grouped around.

III. Государства Западной Европы в эпоху крестовых походов

165. Городское движение

В эпоху, крестовых походов в главных континентальных странах Западной Европы происходило замечательное движение в городах, состоявшее в освобождении городов от власти феодальной аристократии и в превращении их в политически самостоятельные общины.

Ранее всего это произошло в Северной Италии. Здесь в X и XI вв. некоторые приморские города, в особенности Венеция и Генуя, стали обогащаться, благодаря торговле с греческим и магометанским Востоком, а в эпоху крестовых походов они только еще более расширили свои торговые сношения с заморскими странами. Кроме того, в Италии началось развитие промышленности, которое обогатило некоторые ломбардские и тосканские города.

Значительные материальные средства, скопившиеся в руках горожан, и большее умственное развитие этого класса населения не позволяли уже сеньорам итальянских городов (большею частью епископам) господствовать над горожанами так, как они господствовали вне городских стен, и мало-помалу города Северной Италии, получив от феодальных сеньоров разные уступки, превратились в настоящие республики, в состав населения которых на правах высшего класса вошло и само феодальное дворянство.

Эти городовые республики имели свои народные собрания из всех совершеннолетних граждан, свои выборные думы и во главе по нескольку консулов для начальствования над милицией, для поддерживания внутреннего порядка и для отправления правосудия.

Из ломбардских городов в XII в. особенно выдвинулся Милан, стоявший даже во главе их общего союза. Такое же явление произошло и во Франции, где городское население вступало даже прямо в вооруженную борьбу со своими сеньорами и заставляло их делать им разные уступки. В случае победы город превращался тоже в маленькую республику, носившую на севере Франции название коммуны, и в ней устанавливались тоже и народное собрание, и дума, и выборные начальники, которые назывались мэрами, т.

е. старшинами (от лат. major) или эшевенами. Наконец, самостоятельные городские общины возникли и в Германии, тоже благодаря обогащению от промышленности и торговли. Особенно было много зажиточных городов на Рейне, на верхнем Дунае и во Фландрии. Прирейнские города стали приобретать разные вольности еще в XI в., при Генрихе IV, находившем для себя вообще выгодным помогать городам для ослабления епископов.

Фландрские города, среди которых более всего выдвинулись Гент и Брюгге, возвысились в XII столетии. Гораздо уже позднее начали играть большую роль города голландские и ганзейские в северной Германии.

166.

Значение развития городов

Развитие городов во вторую половину средних веков имело весьма важное историческое значение. Городской быт был полною противоположностью быту феодальному и потому внес в жизнь тогдашнего общества новые начала. Феодальное рыцарство было прежде всего сословием военным, горожане, наоборот, – классом людей промышленных и торговых.

Материальная сила феодалов заключалась в их землях, и главным занятием населения отдельных сеньорий было сельское хозяйство, тогда как основу материального значения городов составляли товары и деньги, а их жители были заняты разными ремеслами, перевозкою товаров и торговлею. Население феодальных сеньорий находилось в крепостной зависимости от своих господ, но в городах устанавливалась гражданская свобода.

Основой государственной власти в феодальных княжествах и барониях было землевладение, в городах ею стало общее согласие граждан.

Наконец, развитие городов оказало большое влияние и на умственную культуру. Здесь, впервые начал складываться класс светских образованных людей, между тем как раньше образованными людьми были одни только духовные.

167.

Социальный строй городов

Внутреннее устройство средневековых городов было весьма разнообразно, но повсеместно наблюдаются некоторые общие черты. Везде именно население делилось на городской патрициат и простой народ.

Первый образовывался из сеньоров и рыцарей, если они входили в состав общины (в Италии), или из купцов, обогатившихся торговлею, остальную же массу составляли ремесленники и вообще рабочий люд. Сначала вообще только более зажиточные люди пользовались правом участвовать в городском управлении, т. е. делать общие постановления, выбирать городской совет и должностных лиц и т. п., но с течением времени и менее зажиточные жители добивались тех же прав, хотя для этого им приходилось вступать в борьбу с патрициатом.

Большею частью это были ремесленники, которые соединялись в особые товарищества, известные под названием цехов; благодаря этой своей организации, они только и одерживали победу.

168. Цехи и их значение

Цехи вообще имели весьма важное значение в жизни средневековых городов. В эту эпоху отдельные лица охотно соединялись в товарищества для общего дела или для общей защиты. Соединялись в гильдии купцы отдельных общин, соединялись и города в целые союзы ради общих торговых и политических интересов.

Цехи тоже были товарищескими соединениями ремесленников одной и той же специальности в отдельных городах. Вся обрабатывающая промышленность находилась тогда в руках ремесленников, и производство совершалось в маленьких заведениях, в которых работал сам хозяин, или мастер с очень небольшим числом наемных рабочих (подмастерьев), считавшихся его младшими товарищами (compagnons, Gesellen), и подростков‑учеников.

Чтобы сделаться мастером, нужно было сначала выучиться мастерству и усовершенствоваться в нем в качестве подмастерья, т. е. уметь самому хорошо работать. Ремесленники одной и той же специальности выбирали в покровители себе какого‑либо святого (напр., плотники – св.

Иосифа), ставили в церкви его статую, праздновали день его памяти и помогали больным или впавшим в бедность из свой среды.

Мало‑помалу такие товарищества стали вырабатывать себе уставы, касавшиеся и самого занятия ремеслом. Основные черты цеховых уставов были следующие. Для того, чтобы заниматься каким‑либо ремеслом в городе, необходимо было принадлежать к цеху,который вообще ограничивал число ремесленных заведений одного рода, сообразуясь с заработком.

Число подмастерьев и учеников тоже ограничивалось, чтобы у всех мастеров был приблизительно одинаковый заработок. Цеховые уставы заключали в себе также и разные правила относительно продолжительности учения, обращения с учениками и подмастерьями и т. п., а также и относительно техники производства, потому что цех брал на себя ручательство за доброкачественность работы.

Полноправными членами цеха были одни мастера, которые из собственной же среды выбирали и своих старост. Цех работал обыкновенно лишь на свой город и на его округ, т. е. на местный рынок. Таким образом городская промышленность в средние века была лишь мелкая, рассчитанная на небольшой сбыт. Поэтому и обмен товарами между отдельными городами был сравнительно небольшой.

Вот почему первыми денежными капиталистами в средние века были только купцы, ведшие крупную заграничную торговлю. Кроме экономического значения цехи имели значение и политическое, потому что, главным образом благодаря такой организации, ремесленники только и добивались права участвовать в городских делах.

169. Новое положение горожан в обществе

В эпоху раздробления главных стран Западной Европы на феодальные владения города, освободившиеся от своих сеньоров, явились новою политическою силою.

Рядом с феодальными сеньориями стояли теперь республиканские коммуны, которые и вступили в борьбу с феодальным миром. С другой стороны, рядом с духовенством и рыцарством возник в каждой стране третий чин (третье сословие), получивший во Франции название буржуазии, а в Германии – бюргерства (от слова бург, т.

е.город). Городские общины окружали себя стенами, заводили собственную милицию, на свой страх вели войны. В политической борьбе они могла представлять и действительно представляли большую силу, а потому было важно и для пап с императорами, и для королей с феодальными сеньорами, на чью сторону будут становиться города.

С возникновением городов, как самостоятельной политической силы, и государственная жизнь стала усложняться. С XII – XIII вв. в отдельных странах Западной Европы вообще существовали четыре политические силы: 1) королевская власть, 2) духовенство, 3) светская аристократия и 4) города.

В разных странах эти силы соединялись между собою неодинаковым образом, но везде с развитием городов политическое устройство стало принимать новый вид.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму.

Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

У этого термина существуют и другие значения, см. Коммуна.

Комму́на в Италии - административная единица третьего уровня. Состоит обычно из главного города, дающего коммуне название, и прилегающих территорий.

На уровне коммуны в Италии производятся многие государственные функции: регистрация рождений и смертей, мест проживания и списков избирателей, управление коммунальной собственностью, в том числе дорогами.

Главой коммуны является мэр (итал. sindaco), законодательным органом - совет коммуны (итал. consiglio comunale), а исполнительным - правление коммуны (итал. giunta comunale).

Мэр и члены совета выбираются одновременно жителями коммуны: коалиция избранного мэра (он должен получить абсолютное большинство голосов в первом или втором туре) получает три пятых мест в совете.

Правление возглавляется мэром, который назначает его остальных членов, называемых ассессорами (итал. assessori). Правление коммуны располагается в здании, обычно называемом муниципалитет (итал. municipio) или «дом коммуны» (итал. palazzo comunale). Коммуна может подразделяться на фракции.

По состоянию на 2007 год в Италии насчитывается 8101 коммуна, которые существенно различаются по площади и населению.

Так, коммуна Рим (Лацио) имеет площадь 1285,30 км² и население 2 726 539 человек, что делает её наибольшей в Италии по обоим показателям; Фьера-ди-Примьеро в провинции Тренто - самая маленькая (0,15 км²), а Мортероне (провинция Лекко) - самая малонаселённая, только с 38 жителями (2009 г.).

Такие контрасты приводят к неэффективности единого стиля управления коммунами, но планы правительства по укрупнению или разделению коммун часто наталкиваются на активное противодействие местных жителей, так как в отличие от провинций и регионов коммуны имеют очень давнюю историю, насчитывающую сотни, а иногда и тысячи лет.

Многие коммуны имеют свою полицию (итал. polizia municipale, муниципальная полиция (итал.)русск.), которая отвечает за порядок в общественных местах, движение транспорта и следит за соблюдением лицензий на торговлю.

Некоторыми дополнительными правами и полномочиями пользуются горные сообщества (comunità montane) - ассоциации коммун, расположенных в горной местности.

С 2015 года в крупных агломерациях создаются Метрополитенские регионы.

Примечания

На этой карте обозначены границы административных единиц Италии.

Чёрные границы - регионы, серые - провинции, белые - коммуны

Городские коммуны и даже города, не имеющие прав коммун, а также простой народ должны охраняться законами таким об­разом, чтобы никто их не обидел и чтобы они никого не смогли обидеть. Коммунальные хартии должны храниться как доказа­тельство привилегий, которые не могут быть нарушены, так как столь же мало стоит печь, негодная к обжигу кирпича, сколь и хартия, повседневно непроводимая в жизнь.

По новым правилам во Франции ни один город не может стать коммуной без разрешения короля, ибо всякие новшества без согласия короля запрещены. Если же король пожелает пре­доставить какому-либо городу это право или предоставил его, это должно быть записано в хартии вольностей, выданной королем городу по этому случаю. Но это должно быть сделано без ущем­ления прав церкви и дворянства, так как не могут и не должны быть отягощены церкви и уменьшены владения дворян.

Каждый сеньор, имеющий в своей власти город-коммуну, дол­жен ежегодно узнавать, в каком состоянии находится город и как им управляют мэры и те, которые поставлены его охранять и им управлять. Пусть богатые не сомневаются, что если они на­рушают закон, они будут наказаны, и пусть бедняки указанных городов могут мирно зарабатывать себе на пропитание.

Вопросы:

1. Что представлял собой средневековый город-коммуна? Назовите известные вам города коммуны европейского средневековья.

2. На какие условия, необходимые для объявления города коммуной, указывает юрист?

Погребальные обычаи первобытных людей (по Э.-Б. Тайлору)

Тасманиец, у которого спросили, почему копье зарывается в могилу умер­шего, отвечал: «Чтобы сражаться и охотиться, когда он умрет». Многие грен­ландцы полагали, что лук и стрелы, и вообще оружие, положенные в могилу мужчины, швейные принадлежности, положенные в могилу женщины, бу­дут служить им в будущем мире. Они должны служить им на том свете для поддержания жизни. А краска, которую клали в гроб ирокеза, предназнача­лась для того, чтобы он мог явиться в другой мир в приличном виде.

Подобные обычаи имели место в древних государствах Юго-Восточной Азии. Когда там тело великого предводителя положили в гроб, вместе с ним положили множество предметов, которые должны были служить ему в дру­гом мире: корону, чалмы, всевозможные одежды, золото, серебро, другие драгоценные вещи, рис и другие съестные припасы. Когда гроб поставили в склеп, то позади этого здания на большом костре сожгли груды лодок, сто­ликов и всех предметов, служивших при обряде похорон, а также все пред­меты, которые покойный употреблял при жизни: шахматные доски, музы­кальные инструменты, веера, ящики, зонтики, ковры, сети, экипажи и, нако­нец, лошади и слоны из дерева и картона. В течение нескольких месяцев после погребения в лесу около пагоды сооружались из дерева искусные мо­дели великолепных дворцов, подобных тому, в которых жил покойник. В каждом из этих зданий было по 20 комнат. Затем они были сожжены с боль­шими торжествами. Таким образом, громадные богатства были отданы в жертву пламени из-за нелепого верования в то, что они будут служить по­койнику в другом мире.


Вопросы:

1. Почему первобытные и древние люди хоронили вместе с человеком множество вещей? Какие верования отражает этот обычай?

2. Согласны ли вы с мнением этнографа Э. Тайлора, что эти верования нелепы? Свое мнение обоснуйте.

Из поучения знатного египтянина своему сыну

Сделайся писцом! Он освобожден от повинностей, он охранен от всяких работ, он удален от мотыги и кирки. О, если бы я мог заставить тебя полю­бить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой. Лучше это всех других должностей. Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтобы надеть передник.

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я ви­дел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра. Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепа­шец. Поле его - дерево, оружие его - металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки. И ночью зажигает он свет.

Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он заканчивает работу, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты. Брадобрей бреет до вечера. Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти, кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, поедающим свои труды.

У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы, рука его не останавливается. Сандалыцику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему так же спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу. Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом. Не спокойно это заня­тие. Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы.

Смотри, нет должности, где бы ни было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник.

Вопросы:

  1. В чем состоят, по мнению автора письма, преимущества работы писца по сравнению с другими профессиями?
  2. Почему профессия писца в древнем Египте считалась престижной? Что необходимо для овладения этой профессией? Какие функции выполняли писцы в древнеегипетском обществе?

Из законов вавилонского царя Хаммурапи (составлены примерно в 1750-х годах до н. э.)

Введение

Я Хаммурапи,…Благоразумный царь, послушный богу Солнца, могучий... Первейший среди царей, покоривший селения по Евфрату... Когда Главный бог направил меня, чтобы справедливо управлять людьми и дать счастье, тогда вложил я в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей.

1. Если человек украдет имущество храма или царя, его следует убить, и того, что возьмет украденное, следует убить.

2. Если человек похитит раба или рабыню, его следует убить.

3. Когда человек укрыл беглого раба, его следует убить.

4. Если кто-либо убил чужого раба, то следует отдать раба за раба.

5. Если человек выступил в суде как свидетель о преступлении против жизни человека и слова своего не подтвердил, этот человек должен быть убит.

6. Если же он лжесвидетельствовал по делам о зерне или серебре (т. е.- деньгах), то должен быть наказан по этим делам.

7. Если человек купил из рук воина быков или овец, которых ему дал царь, то купивший теряет свои деньги.

8. Если сын ударил своего отца, то ему следует отрубить руку.

9. Если человек выколол глаз человеку, то и ему следует выколоть глаз.

10. Если человек сломал кость человеку, то должны и ему переломить кость.

11. Если человек или свободная женщина выбьет зуб человеку, то и ему следует выбить зуб.

Заключение

Я - Хаммурапи, царь совершенный... Я - царь, велик среди царей, мои слова отменны, моя мудрость не имеет себе равных!

Вопросы:

1. Каково, согласно источнику, происхождение царской власти, чью волю исполняет царь, проводя в жизнь свои законы?

2. Какие правоотношения регулируют законы Хаммурапи? Приведите примеры соблюдения принципа талиона (око за око) при наказании преступника.

Аристотель. «Политика» (отрывок)

Демократию не следует определять, как это обычно делают некоторые в настоящее время, просто как такой вид государственного устройства, при котором верховная власть сосредоточена в руках народной массы, потому что и в олигархии, и вообще повсюду верховная власть принадлежит боль­шинству: равным образом и под олигархией не следует разуметь такой вид государственного устройства, при котором верховная власть сосредоточена в руках немногих...

Итак, скорее следует назвать демократическим строем такой, при котором верховная власть находится в руках свободнорожденных, а олигархичес­ким - такой, когда она принадлежит богатым, и лишь случаю нужно при­писать то, что одних много, а других немного… Государственное устройство означает то же, что и порядок государствен­ного управления, последнее же олицетворяется верховной властью в госу­дарстве, и верховная власть непременно находится в руках либо одного, ли­бо немногих, либо большинства. И когда один ли человек, или немногие, или большинство правят, руководясь общественной пользой, естественно, такие виды государственного устройства являются правильными, а те, при которых имеются в виду выгоды либо одного лица, либо немногих, либо большинства, являются отклонениями. Ведь нужно признать одно из двух: либо люди, участвующие в государственном общении, не граждане, либо они все должны быть причастны к общей пользе. Монархическое правле­ние, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью; власть немногих, но более чем одного - аристократией (или пото­му, что правят лучшие, или потому, что имеется в виду высшее благо госу­дарства и тех, кто в него входит); а когда ради общей пользы правит боль­шинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов госу­дарственного устройства, - полития. Итак, из приведенных соображений, по-видимому, вытекает следующее: тот признак, что верховная власть нахо­дится либо в руках меньшинства, либо в руках большинства, есть признак случайный и при определении того, что такое олигархия, и при определении того, что такое демократия, так как повсеместно состоятельных бывает меньшинство, а неимущих большинство; значит, этот признак не может служить основой указанных выше различий.

Вопросы:

1. В чем заключается различие между олигархией и демократией, по мнению Аристотеля?

2. Какую форму правления он считает наилучшей и почему?

Положение земледельцев Китая во II - I вв. до и. э. (из записок древнекитайского автора)

Вельможа-советник обратился к императору со следующей речью: «Нын­че все стало иначе. Реформы отменили порядки древних государей, народ смог продавать и покупать землю. Поля богатых протянулись и вдоль и по­перек, а у бедных не стало места, чтобы воткнуть шило. Кроме того, у бога­тых выгоды от рек и озер, богатства от гор и лесов. Как может бедный люд не страдать?

Военные и трудовые повинности в году в тридцать раз больше, чем в древности, земельный и подушный налоги, сборы за соль и железо в двад­цать раз больше, чем в древности, некоторые обрабатывают поля крупных землевладельцев за половину урожая. Поэтому бедный народ постоянно одевается в шкуры животных, ест пищу собак и свиней. Это усиливается еще тем, что алчные и жестокие чиновники своевольно приговаривают и убивают их. Погибая от мучений, не имея опоры, народ убегает в леса и го­ры, чтобы стать разбойниками. Полуголых на дороге приговаривают к тюрьме. За год число их достигает тысяч, десятков тысяч.

Хотя сразу вернуться к древности трудно, необходимо приближаться к ней. Ограничить частное владение землей, чтобы уравнить с теми, у кого земли не достаточно. Прекратить захват земли. Отдать народу соль и желе­зо. Отменить рабство. Отменить право на убийство рабов. Облегчить нало­ги, сократить повинности, чтобы облегчить положение народа. Только тог­да можно будет хорошо управлять»

Рассказ древнекитайского историка о торговле рабами

При династии Цинь были созданы рынки для торговли рабами и рабыня­ми, которых помещали в общие загоны с волами и лошадьми. Продавали и похищали мужей, жен и детей.

На протяжении нескольких лет был неурожай, и люди из народа продавали свои должности другим за деньги, закладывали детей и тем находили сред­ства на одежду и пропитание.

В одном районе существовал обычай, по которому продавали детей в раб­ство. Называлось это «закладывать детей», если через три года родители не могли выкупить ребенка, то он становился рабом.

Вопросы:

1. Каковы причины бедственного положения народа, по мнению древнекитайского вельможи? Как он предлагает его улучшить?

2. Как историк характеризует рабство в древнем Китае?

Полибий. «Всемирная история» (об управлении римским государством)

В римском государстве было три власти: консулы, сенат и народное соб­рание, но между ними было равномерное и правильное распределение обя­занностей, что невозможно было решить какое это государство: аристокра­тическое, монархическое или демократическое. Власть консулов может по­казаться монархической или царской; сенат и его решения могут создать впечатление об аристократическом управлении; если же примем во внима­ние положение народа и его Народное собрание, то можно признать Рим­ское государство демократическим.

Консулы в мирное время, пока не выступают в поход с легионами, реша­ют все государственные дела. Все магистраты, за исключением народных трибунов, находятся в подчинении консулов. Они же созывают народные собрания, осуществляют приготовления к войне, набирают армию, назнача­ют военных командиров. Исходя из этого, вправе назвать Римское государ­ство монархией, или царством.

Сенат, во власти которого находится казна и все расходы и доходы. Толь­ко постановления сената необходимы на расход денег и их приход. Сенат ведает и всеми опаснейшими преступлениями, как: измена, заговор, злона­меренное убийство, изготовления ядов и др. Отправление и принятие по­сольств и объявление войны также функции сената. Исходя из этого, госу­дарство может показаться аристократическим во время отсутствия консула, ибо почти все дела римлян решаются сенатом.

Что же остаётся для участия народа в государственном управлении? Толь­ко народ имеет право награждать и наказывать. Только народ постановляет смертные приговоры и замену их добровольным изгнанием. Почётные должности гражданам также дарует Народное собрание, оно же решает вопро­сы войны и мира. Следовательно, важнейшая часть управления в Римском государстве принадлежит народу и что такое государство есть демократия.

Вопросы:

  1. Как историк характеризует распределение функций государственной власти в Древнем Риме?
  2. Каковы полномочия и привилегии народного собрания? Кто мог в нем участвовать?

Из воспоминаний М. В. Родзянко:

«Петроград перед самой войной был объят революци­онными эксцессами. <...>

Однако за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожаю­щим, когда маленькой братской нам Сербии могущест­венной соседкой Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для неё ультиматум, как волшеб­ством сметено было революционное волнение в столице. <...> Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражён переменой настроения жителей сто­лицы.

Вместе с этим, в самом начале войны правительство стало на совершенно ложную точку зрения. В целях укре­пления монархического начала и престижа царской власти, правительство полагало, что войну должно и может вы­играть одно оно - царское правительство, без немедлен­ной организации народных сил в целях объединения всех в великом деле войны.

Я смело утверждаю, что в течение трёхлетней войны это убеждение правительства не изменилось ни на йоту.

Путём здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа здоровые понятия о том, что несёт за собою насто­ящая война, какие последствия могут быть от поражения России и насколько необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизни, ни кро­ви для достижения победы. Ошибочная точка зрения не­правильно понятых своих государственных задач, постоян­ное опасение, как бы путём организации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и ко­ренной ошибкой всей внутренней политики нашего пра­вительства...»

Вопросы:

1. Определите название и годы войны, о которой идёт речь в воспоминаниях. Назовите причины участия России в этой войне. Кто был царём в этот период?

Из воспоминаний участника строительства Сталин­градского тракторного завода:

«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельство­вать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строитель­ную площадку. <...> Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своём участ­ке работы делала всё возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек. <...>

Страна была охвачена пафосом строительства. Порази­телен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь.

Сейчас уже трудно представить условия, в которых на­чинались эти гигантские работы. Ведь механизации не су­ществовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котло­ванов под фундаменты цехов выполнялись артелями граба­рей. <...> И вся их „техника" состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты. <...>

С развёртыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строи­тельства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: «Догнать и перегнать американские темпы в строи­тельстве". Вот тут и началось социалистическое соревнова­ние. На стройку пришло много молодёжи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад. <...>

Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым её шагом было введение непрерыв­ной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отды­хали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки - не могли смириться с нарушением „завета от­цов"».

Вопросы:

1. Как называется экономический процесс, связанный с первой пятилеткой, участником которой был автор текста? Кто был руководителем страны в эти годы?

2. На основе текста и знаний по истории назовите причины недовольства части рабочих сво­им положением.

Средневековый город возникал на земле феодалов и должен был подчинятся. Бывшие крестьяне переселившиеся в город, оказывались в личной зависимости от феодала, они приносили с собой свои обычаи и навыки общинного устройства. Феодал стремились извлечь из города как можно больше доходов, городск. промысла торговля этому способствовали.

Коммунальное движение – это борьба между городами и феодалами, происходившая повсюду в Зап. Европе в X-XIIIв.в. Первоначальный этап борьбы за освобождение от тяжелых форм феодального гнета, за сокращение поборов и торговые привилегии.

Последующий этап – политическая борьба за обретение городского самоуправления и права. Исход борьбы определял степень независимости города по отношению к сеньору, но эта борьба велась не против феод. системы в целом, а против конкретных сеньоров.

Способы борьбы: 1) выкуп отдельных волостей и привилегий (фиксировался в хартиях),

2) длительная (иногда вооруженная) борьба в которой вмешивались короли, императ. и крупные феод. При этом коммун. борьба сливалась с др. конфликтами и была важной составной частью политич. жизни. Зап. Европы. Коммунальные движения в разных странах происходили по разному и приводили к разным результатам. Города Южн. Франции обрели независимость без кровопролития в IX-XII в. Марсель в течение столетия был независимой аристократич. республикой до конца XIII в., когда его взял граф. Прованса Карл Анжуйский. Верховные государи не желали полной независимости городов. Многие города сред. Италии (Венеция, Генуя, Флоренция и др.) в XI-XII вв. становились городами-государствами. В Милане – центре ремесла и торговли, который управлялся епископом, в серед. 50-х годов XI в. коммун. движение вылилось в гражд. войну против епископа и перемешалось с еретическими движениями вальденцев и катаров. В конце XI в. город получил статус коммуны, но борьба продолжалась и в последующее время.

Императорские города – аналоги коммун в Германии XII – XIII вв. Формально подчинялись императору, но на деле были независимыми городскими республиками (Любек, Нюрнберг и др.). Управлялись городскими советами могли объявлять войну, заключать мир, чеканить монету.

Многие города Сев. Франции и Фландрии стали самоуправляющимися городами – коммунами в результате упорной и вооруж. борьбы с сеньорами. Они выбирали из своей среды совет и его главу – мэра и других должностных лиц, имели собственный суд, ополчение, финансы, устанавливали налоги. Города-коммуны освобождались от выполнения сеньориальных повинностей (взамен этого они выплачивали сеньору небольшой ежегодный денежную ренту). Города-коммуны нередко сами выступали в качестве коллективного сеньора по отношению к жившим на близлежащей территории крестьянам

Иначе складывалась судьба городов, которые находились на королевских землях . Короли (впрочем, как и светские и духовные феодалы) не желали предоставлять городам статус самоуправляющихся коммун. На город король смотрел как на свою собственную казну. Практически ни один город, который находился на территории королевских земель, не получил полного самоуправления. В этом плане показательна судьба французского города Лана. О коммунальном движении в Лане, Амьене и Суассоне интересные сведения оставил «первый средневековый историк» Гвиберт Ножанский . Лан был богатый торговый центр Северо-восточной Франции, который в числе первых вступил в начале XII в. в борьбу за коммунальные свободы. Апофеозом этой борьбы стало восстание 1112 г. Гвиберт Ножанский относился к коммунальным движениям резко отрицательно: «Коммуна – это новое и отвратительное слово заключается в том, что все, обязанные выплачивать господам поголовный побор в качестве обычной сервильной повинности, вносят его раз в год, а совершившие какое-либо правонарушение уплачивают штраф. Все же прочие цензуальные поборы, налагаемые на сервов, полностью отменяются». В результате восстания 1112 г. Лан, находившийся на королевской земле, получает коммунальные свободы, самоуправление, независимость, но не надолго. Король эдиктом отменяет коммунальные свободы, и Лан вновь возвращается под юрисдикцию королевской администрации. В такой постоянной борьбе между королем и городом проходят годы и века. Коммунальные свободы (или часть их) то возвращались городу, то снова отменялись. Наконец в XIV в. король Людовик XII полностью лишает Лан коммунальных свобод, и город становится королевским. Но даже те города, которые получили независимость или имели ее до этого, такие как Париж, Лондон, Оксфорд, Кембридж, находились под бдительным оком чиновников центральной власти. Такая форма самоуправления, когда за независимым вроде бы городом постоянно наблюдает представитель центральной власти, характерна для северных регионов Западной Европы (Скандинавские страны, Ирландия, многие города в немецких землях, Венгрия). Большинство, особенно мелких, городов, в результате коммунального движения остались в зависимости от сеньоров. При всей разнице результатов коммунального движения для городов Западной Европы их объединяло одно общее достижение – жители городов Западной Европы освободились от крепостной зависимости, они стали свободными. Именно после коммунального движения сложилась традиция, согласно которой прожив в городе год и один день, человек становился свободным. Однако немало значительных и богатых городов не могли добиться полного самоуправления (Скандинав. страны, города Германии, Венгрии, Византия никогда не имела самоуправ. городов. Права и вольности средневекового города были схожи с иммунитетными привилегиями и носили феод. характер. Города составляли замкнутые корпорации и превыше всего ставили собственные интересы.

Важнейший итог коммунальной борьбы – освобождение от личной зависимости бежавших в город зависимый крестьянин. В процессе развития городов в феодальной Европе сложилась сословие горожан – бюргеров, от слова Burg – город. Это сословие не было единым, внутри него существовал патрициат, слой состоят торговцев, ремесленников, домовладельцев, рядовые труженики и городские плебство XII-XIII вв. Усиливалось сопротивление крестьян феодальному гнету, в XIV-XV вв. – пик расцвета феод. системы города и горожане держали ведущую роль в области средневековой торговли и ремесел, создании связей и общеностей нового типа. Они влияли на аграрный строй и развитие феод. гос. Велика была роль города в развитии средневековой культуры.

Цехи. Городское ре­месло развивалось, совершенствовалось несравненно быстрее, нежели сельское хозяйство и ремесло деревенское, домашнее. Примечательно также, что в городском ремесле внеэкономичес­кое принуждение в виде личной зависимости работника не было необходимостью и быстро исчезло. Характерной особенностью ремесла и других видов деятельнос­ти во многих средневековых городах Западной Европы была кор­поративная организация: объединение лиц определенных профес­сий в пределах каждого города в особые союзы - цехи, гильдии, братства. Ремесленные цехи появились почти одновременно с са­мими городами во Франции, Англии, Германии - с XI - начала XII в. Конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса. Поэто­му главной функцией цехов стало утверждение монополии на дан­ный вид ремесла. В большинстве городов принадлежность к цеху яв­лялась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой глав­ной функцией цехов являлось установление контроля над произ­водством и продажей ремесленных изделий. Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-марки и усадебные мастерские-магистерии. Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работни­ком и одновременно собственником средств производства, ремесло передавалось по наследству. Одной из важных функций цеха было регулирование отношений мастеров с под­мастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохож­дение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избран­ных должностных лиц строго регламентировал производство: вида и качества. Нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья в каждой мас­терской, регулировали цены на ремесленные изделия и т.д. До конца 14 в. цехи в западной Европе охраняли ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов. Каждый цех имел своего святого покровителя, цасовню или церковь. Расслоение горожан привело к появлению городской «аристократии» - по финансовому цензу, ремесленники и мелкие торговцы со временем вступали в борьбу с патрициатом за власть в городе, к ним присоединялись наемные работники и беднота. В 13-14 в. – цеховые революции. В 14-15 в. низшие слои городов поднимают восстания против городской олигархии и цеховой верхушки во Флоренции, Перудже, Сиене, Кёльне.