Киселев реформатор. Аграрные реформы П


КИСЕЛЁВА РЕФОРМА 1837-41, реформа управления государственными крестьянами в Российской империи, проведённая П. Д. Киселёвым. Распространялась на более чем 8 миллионов душ мужского пола (по ревизии 1835-36) различных категорий незакрепощённых крестьян: свыше 5,1 миллионов государственных крестьян, свыше 1,2 миллиона однодворцев и около 11 тысяч принадлежавших им крестьян, около 554 тысяч «малороссийских казаков», около 374 тысяч «войсковых обывателей», около 651 тысячи крестьян западных губерний, около 188,6 тысяч крестьян Крыма и Кавказа. По отношению к остальному населению Российской империи эти категории крестьян составили 34,6%. Киселева реформа готовилась в марте 1835 Секретным комитетом «Об улучшении состояния крестьян разных званий» (учреждён в 1835), а затем 5-м отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии под управлением П. Д. Киселёва (1836). Летом 1836 проведена ревизия государственных деревень Курской, Московской, Псковской и Тамбовской губерний, представлявших различные в экономическом отношении регионы. В 1837 году во всеподданнейшем докладе императору Николаю I Киселёв наметил основные направления реформы: «устройство правильной и справедливой администрации», устранение крестьянского малоземелья, упорядочение податей, создание сельских школ, организация медицинской и ветеринарной помощи и др. В 1838 году по инициативе Киселёва издано «Учреждение об управлении государственным имуществом в губерниях», распространившееся на оброчных государственных крестьян великорусских губерний и послужившее основой для издания других постановлений: об управлении государственными имуществами в западных губерниях (Виленской, Гродненской, Витебской, Могилёвской, Минской, Киевской, Волынской, Подольской) и Белостокской области, об управлении государственными имуществами в Закавказском крае и об управлении государственными имуществами в Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерниях. Создавалась 4-ступенчатая система управления: губерния - округ - волость - сельское общество. В каждой губернии учреждалась Палата государственных имуществ, состоявшая из хозяйственного и лесного отделений. Округ возглавлял окружной начальник, имевший двух помощников: по заведованию государственными крестьянами и по лесной части. В зависимости от численности государственных крестьян округ государственных имуществ охватывал один или несколько уездов. Округа подразделялись на волости (около 6 тысяч душ мужского пола в каждой). Сохранялись органы крестьянского самоуправления - волостной сход, состоявший из представителей домохозяев (один от каждых 20 дворов), избиравшееся сходом сроком на 3 года волостное правление в составе волостного головы и двух «заседателей» - по хозяйственной и по полицейской части. Волости подразделялись на сельские общества (1,5 тысячи душ мужского пола в каждом). Сельское общество включало одно или несколько селений. Сельский сход состоял из представителей домохозяев от каждых 5 дворов и избирал сроком на 3 года сельского старшину, а для исполнения полицейских функций - сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов). Для разбора мелких тяжб и проступков крестьян учреждались выборные волостные и сельские «расправы» (суды), которые руководствовались нормами обычного права и состояли из судьи и нескольких заседателей (так называемые добросовестные).

Киселева реформа сохраняла общинное землепользование с периодическими переделами земли внутри общины, оброчную повинность с учётом доходности крестьянского надела. Для уравнения оброчных платежей в соответствии с доходностью земли было предусмотрено составление земельных кадастров (при П. Д. Киселёве кадастр был составлен в 19 губерниях, в которых к 1855 оброчная подать была переложена с душ на землю). Для устранения малоземелья в государственной деревне предусматривалось наделение крестьян землёй из государственного резерва, а также переселение в малонаселённые губернии. В западных губерниях у государственных крестьян ликвидирована барщина и к 1848 году упразднена арендная система (практика сдачи казённых селений арендаторам). К 1843 году для наделения безземельных крестьян землёй выделено свыше 500 тысяч га, малоземельным отведено свыше 2 млн. га, переселено из малоземельных губерний 170 тысяч душ мужского пола, которым передано свыше 2,7 миллионов га. В больших селениях созданы кассы мелкого кредита, из которых ежегодно выдавалось нуждавшимся крестьянам на льготных условиях до 1,5 миллионов рублей. На случай неурожаев было создано свыше 3,3 тысяч хлебных запасных магазинов. Киселева реформа способствовала становлению крестьянского самоуправления.

Не всё задуманное П. Д. Киселёвым удалось реализовать в срок и в полном объёме [в 1838 перестроено управление в 5 губерниях Центральной России, к 1841 - ещё в 19 (по другим данным, в 18; планировалось в 35 губерниях)). Опыт Киселева реформы впоследствии использован при проведении крестьянской реформы 1861 года.

Источн.: Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т. 12. № 10834. Т. 13. № 11189. Т. 14. № 12165, 12166, 13035. Т. 16. № 14157, 14643.

Лит.: Историческое обозрение 50-летней деятельности Министерства государственных имуществ. 1837-1887. СПб., 1888. Ч. 1-5; Князьков С. А. Граф П. Д. Киселев и реформа государственных крестьян // Великая реформа. М., 1911. Т. 2; Иванов Л. М. Государственные крестьяне Московской губернии и реформа Киселева // Исторические записки. М., 1945. Т. 17; Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева. М.; Л., 1946-1958. Т. 1-2.

XIX век в истории нашего государства ознаменован серьезными переменами, к которым оно двигалось на протяжении длительного промежутка времени. Все более важным становилось решение крестьянского вопроса. Несмотря на то, что Николай I был реакционным и довольно консервативным правителем, он внес свой вклад в дальнейшее решение назревшей проблемы.

В 1837 году началось осуществление реформы в государственной деревне и продолжалось оно до 1841 года. Мероприятия были довольно масштабными и затрагивали приблизительно 19 млн. человек (27% населения). Именно столько государственных крестьян насчитывалось к середине XIX века. Они принадлежали казне государства, за пользование землей платили оброк (в некоторых районах отрабатывали барщину), а также несли разнообразные повинности в пользу государства – подушную подать, рекрутскую повинность, натуральные и денежные налоги.

Предпосылки проведения реформы

Наиболее важными причинами, побудившими Николая I к проведению изменений, явилось серьезное недовольство крестьян своим зависимым бесправным положением, а также получение в казну не всей суммы податей с крестьян.

Казенные крестьяне не имели самоуправления, их могли сдавать в аренду частным лицам вместе с государственными имениями. Помимо разного рода налогов, их привлекали к строительству и ремонту дорог, к починке мостов. Не имея никакого права голоса, будучи фактически самым бедным и многочисленным слоем населения, крестьяне выражали свое недовольство бунтами.

Система налогообложения была произвольной и неупорядоченной. Государству было бы выгоднее иметь крестьян, способных платить налоги и четко понимающих, сколько они должны внести в казну. За 20 лет до начала реформы с государственных крестьян в виде податей был собран 391 млн. рублей, при недоимках в 33 млн. рублей. В течение 20 лет после проведения реформирования сборы увеличились до 506 млн. рублей, а недоимки уменьшились до 17 млн. рублей.

Изначально Николай I не стремился уделять внимание решению сложного крестьянского вопроса. Однако со временем он все больше убеждался в необходимости изменений. Довольно опасно было игнорировать назревшую проблему, так как небольшие волнения среди крестьян могли перерасти в серьезное восстание. Все глубже император понимал, насколько негативно крепостное право сказывается на развитии страны в экономическом и военном отношениях.

Вопрос о ликвидации всей крепостной системы разом рассматриваться еще не мог. Высшее сословие – дворяне – не были готовы к масштабным изменениям. Попытки серьезно повлиять на их положение могли обернуться катастрофой для Николая I, а также для государства в целом. Если дать крестьянам свободу, сохранив при этом землю за помещиками, первые либо начнут требовать землю силой, либо, будучи вынуждены наниматься на работу, попадут в кабалу к хозяину. Выкупать землю у помещиков, чтобы после предоставить ее крестьянам, государство также было не готово, так как это потребовало бы огромных денежных затрат. В силу этих трудностей, было принято решение о частичных преобразованиях.

Наименее опасным представлялось реформирование государственной деревни, не связанной с дворянами и их интересами. Государь рассчитывал на улучшения после реформ и предполагал, что изменения послужат хорошим образцом для помещиков.

Подготовка проекта реформы (1835-1837гг.)

Для подготовки реформы в 1835 году создается V отделение императорской канцелярии, во главу которого назначается граф Павел Дмитриевич Киселев. Павел Дмитриевич, обладавший широкими познаниями в политических вопросах, стремился доказать Николаю I необходимость реформирования системы. Киселев, как сторонник разумного управления государством, считал необходимым улучшить существующий строй через проведение постепенных изменений.

Будучи молодым, он составлял проект по реформированию крепостной системы для Александра I, в котором излагал мысли по упразднению крепостничества. Также известно, что Павел Дмитриевич общался с южным обществом декабристов и был согласен с их идеями. Ему удалось убедить Николая I в необходимости реформ.

На этапе подготовки к осуществлению масштабных мероприятий (летом 1836г) проводилась ревизия государственных земель нескольких наиболее важных губерний. Киселеву также удалось получить материалы из Австрии и Пруссии, в которых освещался опыт решения проблем, связанных с крестьянами.

Весной 1837г. была проведена проверка результатов ревизии. Эти итоги вместе с выводами Киселева после его личных исследований были собраны в доклад, где обозначались наиболее важные направления будущих изменений:

создание министерства для проведения реформы;

организация правильного управления;

решение вопроса о нехватке земли у крестьян;

создание четкой системы налогообложения;

увеличение числа школ, медицинских учреждений, строительство дорог.

Внедрение усовершенствований в государственной деревне (1837-1841гг.)

Следует отметить, что основными целями реформы являлись:

Повышение уровня жизни крестьян;

Улучшение сбора налогов;

Создание примера управления крестьянами для помещиков


Зимой 1837 года управление крестьянами было передано из «Министерства финансов» в созданное в том же году «Министерство государственных имуществ», главой которого на протяжении 18 лет станет П.Д. Киселев.

Систему управления крестьянами было решено сделать 4-ступенчатой: наиболее крупной административной единицей стала губерния, затем округ, волость и, наиболее малой, стало сельское общество.

В губерниях для управления крестьянами организовывались палаты государственных имуществ. Управление округа доверялось окружному начальнику и чиновникам. В волостях (6 тыс. жителей мужского пола) и сельских обществах (1500 душ) крестьяне получили самоуправление. Теперь они имели право собираться на сходы и избирать из своего числа тех, кто будет заниматься решением насущных вопросов. В волостное управление избирался волостной голова, а также два заседателя. В сельских обществах выбирали сельского старшину и сотских с десятскими для осуществления правоохранительных функций. Судебные функции на местах осуществляли выборные волостные и сельские суды.

Пользование землей у крестьян оставалось общинным, однако не у всех земельные наделы соответствовали установленным нормам. В связи с этим крестьян наделяли государственной землей из резерва, переселяли из густонаселенных областей в менее освоенные.

Система государственных повинностей была приведена к более упорядоченной форме, а натуральные налоги полностью заменялись денежными. Теперь крестьяне обязаны были платить строго установленный оброк, величина которого зависела от величины земельного надела и доходности хозяйства. Для определения размеров платежей в 19 губерниях проводились работы по учету земель и закрепленных за ними крестьян.

Благодаря реформе, государственных крестьян освободили от некоторых видов повинностей, таких как починка и строительство дорог, поставка продовольствия в армию. Также отменялась практика аренды государственных земель и государственных крестьян.

Благосостояние государственной деревни стремились улучшить путем поднятия качества социально-хозяйственной жизни. Министерством за государственный счет организовывалось строительство сельскохозяйственных школ, где крестьян обучали новым приемам ведения сельского хозяйства. Создавались и специальные фермы для распространения этих приемов среди крестьян. Открывались начальные школы, больницы, ветеринарные лечебницы, строились дороги. На случай неурожая создавались семенные фонды и продовольственные склады.

Результаты проведения реформы

Итоги проведения реформы неоднозначны, хотя нельзя не отметить их довольно демократический характер. Павел Дмитриевич Киселев в своем отчете в 1843 году отметил, что крестьянам, не имевшим земли, государство выделило 500 тыс. десятин земли, а малоземельным было передано 2 млн. десятин. В крупных селах организованы кредитные кассы, где нуждающиеся могли получить на льготных условиях небольшие суммы денег. Такими кассами каждый год выдавалось до 1,5 млн. рублей. Для предотвращения голода в случае отсутствия урожая создано более 3 тыс. продовольственных складов (магазинов).

Наделы крестьян действительно увеличились, а развитие сельскохозяйственных работ пошло в рост. Государство обеспечило крестьян более благоприятными условиями жизни, содействовало улучшению образования в деревне. За всем этим последовало увеличение производительности крестьян.

К отрицательным последствиям проведенных мероприятий следует отнести усиление налогового гнета, вызвавшего в 1841-1843 гг. массовые крестьянские волнения. Да, налогообложение приняло более четкие формы, но вместе с тем оно увеличилось, так как следить за выплатами или невыплатами налогов государству стало проще. Такой надзор требовал привлечения большего числа чиновников, что привело к увеличению затрат на аппарат управления крестьянами.

В целом, несомненно, проведенные Николаем I мероприятия были довольно прогрессивны для своего времени. Император не рискнул осуществить более серьезные шаги в решении крестьянской проблемы, однако опыт, накопленный в процессе реформирования государственный деревни, использовался позже Александром II и государственными деятелями при подготовке реформы 1861 года.

С 1837 – 1841 гг . под руководством Киселева проводилась реформа в государственной деревне. Главная задача реформы – приблизить положение государственных крестьян к состоянию «свободных сельских обывателей, поднять их благосостояние, повысить их налогоспособность . Николай заявил в 1842 г.: «Крепостное право есть зло, для всех очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным». Надо постепенно решать крестьянский вопрос , разрабатывать проекты, искать пути безболезненно решения крестьянского вопроса. Для Николая сохранение крепостного права было злом», но крестьянские бунты и оппозиция дворянства – зло еще большее. Решить крестьянский вопрос так, чтобы и «волки были сыты, и овцы целы», было нельзя.

Указ об обязанных крестьянах 1842 года разрешал помещикам по своему желанию (рекомендательный характер) освобождать крестьян без земли, при этом помещики должны были дать крестьянам землю в наделы за повинности . Этот указ был более консервативным, чем указ о вольных хлебопашцах, т.к. разрешал освобождать крестьян без земли. Однако и этот указ не имел широкого применения , что являлось доказательством заинтересованности дворян в сохранении крепостного права, обеспечивавшего их хозяйства бесплатной рабочей силой.

С 1848 г. вопрос об освобождении крестьян больше не рассматривался. Почему не удалось решить крестьянский вопрос в эпоху Николая I?

Консерватизм высшей бюрократии, не заинтересованной в преобразованиях

Нерешительность императора

Не привлекли общество к решению крестьянского вопроса

Император и правящие круги стремились укрепить самодержавие; они опасались, что отмена крепостного права приведет к ограничению самодержавия

Эпоха Николая I – время политической и социальной стабильности, правящие круги верили в величие России, официальная идеология создала иллюзию силы российского государства; поражение в Крымской войне показало, что Россия – «колосс на глиняных ногах», что страна уступает по уровню экономического развития странам Западной Европы.

Отказ от решения крестьянского вопроса, сохранение крепостного права – одна из причин отставания России.


Тайные общества декабристов: культурно-исторические факторы возникновения

1. Важнейшим культурно-историческим фактором формирования вольнолюбивой интеллигенции было предоставление дворянству свободы по Указу о вольности дворянства 1762 г. и Жалованной грамоте дворянству 1785 г. Эти документы привели к формированию независимой от власти дворянской интеллигенции. Социальная и духовная независимость обусловили свободу нравственного выбора, самостоятельное формирование своего культурного мира.



2. Образование и воспитание в высококультурных дворянских семьях – важная причина формирования поколения декабристов . В дворянских семьях давали религиозное воспитание . Культурные люди стремились воспитать у своих детей высокие нравственные принципы, многие их которых определялись системой православных ценностей.

3. Значимым культурно-историческим фактором формирования нового поколения интеллигенции, создавшей тайные политические организации, было развитие просвещения . Развитие системы образования привело к формированию слоя культурного дворянства. Декабристы в основной своей массе были хорошо образованными людьми. Лунин так оценил движение декабристов: «Мыслящие восстали на умственный подвиг , толпы восставали на рукопашный бой». В.А. Федоров привел в своей работе сведения об уровне образованности декабристов: «37 из них являлись студентами и «вольнослушателями» Московского университета, 23 – учились в Университетском благородном пансионе, 24 – окончили Московское учебное заведение для колонновожатых (офицеров Генерального штаба), основателем и руководителем которого был прогрессивный общественный деятель и писатель, отец декабристов Александра и Михаила Муравьевых, Н.Н. Муравьев. Будущие декабристы учились в Царскосельском лицее, Петербургском педагогическом институте (с 1819 г. университет), в которых преподавало немало профессоров с передовыми взглядами…». Большинство дворян предпочитали давать своим детям домашнее образование.

4. Чтение произведений западных мыслителей . В начале алесандровского царствования было разрешено ввозить в Россию произведения западных мыслителей.



5. Самообразование . Многие декабристы занимались самообразованием. Круг их чтения – книги по политической экономии, истории, философии. Зная европейские языки, они читали работы западных мыслителей на языке оригинала. Благодаря образованию и самообразованию будущие декабристы получили представления о возможном демократическом устройстве общества, правовом государстве и правопорядке . Круг общения с друзьями способствовал воспитанию у них представлений о дружбе, братстве, чести, достоинстве. Впоследствии оценивая «дней александровых прекрасное начало», декабристы приветствовали меры правительства по распространению просвещения.

6. Декабристы восприняли многие идеи французского и русского Просвещения . Русское дворянство проявляло большой интерес к образу жизни Запада, а образованное меньшинство штудировало работы европейских мыслителей. Основными формами контакта с Западом были поездки за границу, обучение детей у гувернеров, приезжавших в Россию из европейских стран, ввоз западной литературы, переводы на русский язык и издание книг европейских ученых и писателей.

7. Патриотизм. Главной ценностью молодых людей - будущих декабристов было благо родины . Развитое гражданское сознание было главной чертой субкультуры декабристского поколения интеллигенци и. Гражданское сознание формировалось у будущих декабристов уже в ранние юношеские годы. Стремление посвятить свою жизнь служению отчизне стало главным побудительным мотивом политической деятельности декабристов . А.М. Муравьев, посвящая свои записки жене и детям писал им, что он «пострадал за прекрасное и благородное дела и с мужеством носил оковы за свободу своей родины». Он мотивировал вступление в тайное общество молодых людей горячим желанием блага отечеству. Он отмечал, что патриотически мыслящие молодые люди сознательно обрекали себя на жертву ради России, они не стремились к приобретению личных благ .

Будущие декабристы ощущали себя гражданами своей отчизны, а не подданными .

8. Исключительно большую роль в формировании у декабристов гражданского мировоззрения сыграла война 1812 года. По мысли Ю.М. Лотмана, война 1812 года отразилась на жизни всех сословий русского общества. Она началась в обстановке общественного подъема . Тильзитский мир 1807 года и союз с Наполеоном русское общество восприняло как ущемление национального достоинства . Большинство русского общества было охвачено резкими антинаполеоновскими настроениям и. Бонапартизм русских свободолюбивых людей сменился патриотизмом . 1812 год изменил взаимоотношения между офицерами и солдатами. Офицерская молодежь оказалась гораздо ближе к солдатам. Офицеры, как пишет Лотман, увидели в солдатах соучастников в историческом событии . Они вместе переносили трудности войны. Молодые мыслящие офицеры осознали роль народа в войне. Они понимали, что усилий государства было бы недостаточно, если бы народ не поднялся на борьбу с агрессоро м. Они заговорили о бедственном положении народа . Именно в период войны 1812 года многие будущие декабристы осознали необходимость отмены крепостного права. Они осуждали крепостное право с нравственных позиций как «дикое состояние» . Лунин считал, что победу в войне одержал народ. В дни войны для Лунина было характерно жертвенное настроение, он хотел ценой своей жизни ускорить победу России.

По мнению И.Д. Якушкина, война 1812 года пробудила русский народ к сознанию своей силы . Война способствовала формированию у молодых офицеров психологии героев, спасителей отечества. Они понимали, что участвуют в великих событиях, решающих судьбы народов. В годы войны молодые офицеры почувствовали всю силу их любви к России. В.Е. Якушкин в своих воспоминаниях о декабристах писал: «Сильное возбуждение патриотизма естественно вызвало и вообще усиление общественных интересов и общественных стремлений. Люди были … оторваны от своих мелких личных интересов, …сразу поставлены в середину широкого и важного общественного, государственного, народного дела…».

Война 1812 года ускорила развитие политического сознания мыслящей молодежи, осознанию насущных проблем России, заставила молодых офицеров задуматься над вопросом о судьбе отечества и русского народа . Декабрист А.А. Муравьев-Апостол писал о влиянии войны на умственное развитие будущих декабристов: «Мы были дети двенадцатого года». В войне приняли участие 115 будущих членов тайных обществ .

Чувство национальной гордости, вызванное войной 1812 года, усилило интерес русского общества к истории своей страны, языку русского народа, его культуре . Образованное дворянство в послевоенный период стало изучать народную культуру. Начался сбор фольклора.

Поколение декабристов появилось на сцене русской общественной жизни после войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг. Познакомившись с жизнью общества на Западе, молодые офицеры смогли понять преимущества европейской цивилизации. Во время заграничных походов офицеры поняли, что Россия отстала от Запада .

9. Все декабристы, участвовавшие в заграничных походах отмечали, что, сравнив Россию с Западом, они стали понимать, что в России многое неблагополучно, необходимы преобразовани я.

10. Война 1812 г. и заграничные походы подняли авторитет Александра I . Но Александр не провел реформы, что привело к созданию тайных обществ . В армии после окончания военных действий он пользовался всеобщей любовью. Мыслящее дворянство ждало от императора реформ и надеялось оказать содействие государству в проведении преобразований. Ему был известен либеральный образ мыслей Александра I и его намерения дать России конституцию и отменить крепостное право. С.П. Трубецкой утверждает, что тайные политические общества стали создаваться, когда мыслящие люди разочаровались в политике императора . Декабристы относились к Александру I как к человеку, на чьи слова нельзя положиться. Первое противоречие, выделенное автором записок, - дарование конституции Польше, а России – военные поселения. «Польша получила конституцию, а Россия в награду за свои героические усилия в 1812 году получила – военные поселения!» Второе противоречие – освобождение крестьян прибалтийских «провинций» и утверждение, что «свободные начала могут быть основой счастья народов», с одной стороны, с другой – равнодушное невнимание к положению русских крестьян. «А когда русские крепостные прибегли к защите от притеснений помещиков – военная экзекуция была ответом, который они получали». Третье противоречие в политике государя, отмеченное декабристом, - разговоры о религии по всякому поводу, а на деле – лишение собственности и свободы своих подданных, безучастие к зверствам, совершаемым мусульманскими фанатиками над православными. А.М. Муравьев осуждал политику репрессий, к которой обратилась власть вскоре после войны 1812 года. «Забыв свой долг перед Россией, Александр в конце своего царствования предоставил все отрасли управления страной известному Аракчееву, который сам был поглощен недостойной страстью. Этот наперстник, враждебный всякому прогрессу, подбирает подчиненных, достойных его. Цензура, с своей стороны, стала бессмысленной, ввозу книг из-за границы препятствовали всякими способами. Профессора наших университетов были преданы под инквизиторскую власть. Совершались неслыханные несправедливости». А.М. Муравьева возмущало беззаконие в деятельности чиновников: «Бессилие законов, которые не были собраны и которых никто не мог знать, лихоимство, продажность чиновников – вот печальное зрелище, представляемое Россией». Из записок Муравьева следует, что мыслящие люди обвиняли Александра I в нелюбви к России и преклонении перед иностранным. Муравьев обратил внимание на те факты, которые свидетельствовали о попрании Александром I прав русского народа. «Чтобы понравиться властелину, нужно быть иностранцем или носить иностранную фамилию. Наши генералы, оказавшие стране услуги в 1812 году, Раевский, Ермолов и прочие, были в пренебрежении или держались под подозрением». И.Д. Якушкин в своих записках писал о слухах, которые распространились в Петербурге об императоре; говорили о том, что монарх ненавидит Россию: «…он ненавидит Россию, и это было вероятно после всех его действий в России с 15-го года». По убеждению И.Д. Якушкина, император Александр – «в Европе покровитель и почти корифей либералов, в России был не только жестоким, но что хуже всего – бессмысленным деспотом».

Критически относясь к российской действительности, молодые офицеры не хотели мириться с самодержавным произволом, лихоимством чиновников, бесправием народа, с существованием военных поселений, тяжелыми условиями службы солдат, с некомпетентностью и произволом судей .

Таким образом, обращение Александра I к политике реакции было для мыслящего дворянства неожиданным, стало одним из важнейших факторов возникновения политического либерализма в России. Молодые офицеры решили взять на себя ответственность за проведение преобразований в стране.

Основными ценностями декабристов были достоинство и свобода личности, благо народа, любовь к отечеству. Своей целью декабристы считали деятельность на благо России. Декабристы не ограничивались рассуждениями о благе народа. Они были людьми действия. Они проявили готовность посвятить свою жизнь служению народу. Движение декабристов носило жертвенный характер. Добровольно и сознательно они принесли в жертву свои жизни служению отчизне. Таковы были политические и этические истоки возникновения декабризма.

Декабристские организации

Социальный состав офицеры русской армии.

Союз спасения. 1816 – 1817 гг.

Создан в Петербурге. Инициатор создания – Александр Муравьев (23 года, полковник Гвардейского штаба). Входили молодые офицеры: Никита Муравьев, братья М.И. и С.И. Муравьев-Апостоы, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель. Был принят статут – устав общества. С этого времени оно получило название «Общество истинных и верных сынов отечества ». В общество входили 30 офицеров .

Цели : введение конституции и отмена крепостного права. Не было четких представлений о программе преобразований, не было ясности, какими средствами можно достичь цели. Члены общества еще надеялись, что Александр I даст конституцию, тем более, что он обещал в 1818 г. в Варшаве во время открытия польского сейма дать России конституцию. Члены общества хотели поддержать императора, если он введет конституцию. Но офицеры были разочарованы реальной политикой императора. Реформ не последовало. В 1817 г. стало известно о восстании крестьян в Новгородской губернии, не желавших их перевода в военные поселяне. Якушкин предложил убить царя: он проберется в царские покои, из одного револьвера убьет императора, а из другого себя, это убийство будет иметь характер дворянской дуэли. Разгорелись споры декабристов по вопросу об убийстве императора. Члены общества приняли решение отказаться от убийства царя, так как их организация малочисленна и они все равно не смогут прийти к власти и провести реформы, даже если удастся совершить цареубийство. Члены общества решили ликвидировать «Союз спасения» и создать новую организацию.

Наряду с частными мерами правительство пыталось решить и более общую задачу постепенного освобождения крестьян и возвращения им гражданских прав. В процессе перехода крестьян «от состояния крепостного до состояния свободы» намечалось три этапа. На первом этапе предполагалось ограничить барщину тремя днями в неделю; на втором -- ввести законодательное регулирование крестьянских повинностей; на третьем -- предоставить крепостным личную свободу без наделения их землей. Каких-либо сроков освобождения крепостных установлено не было. Начать преобразования планировалось с реформирования государственной деревни, а затем распространить этот опыт на частновладельческие имения. Таким образом, речь фактически шла о двуединой реформе: результаты изменений в положении казенных крестьян должны были стать мощным орудием воздействия на дворянство.

Сам проект так и не был реализован, но его обсуждение выдвинуло на ключевые позиции в разработке правительственного курса по крестьянскому вопросу Павла Дмитриевича Киселева (1788-1872). В 1829-1834 гг. Киселев возглавлял гражданское и военное управление Дунайских княжеств. Проведенные под его руководством реформы были высоко оценены царем. В 1836 г. Киселев возглавил V отделение императорской канцелярии, созданное для разработки нового положения об управлении государственными крестьянами, а с 1837 г. стал первым министром государственных имуществ. Николай I считал его своим «начальником штаба по крестьянской части». Поэтому проведенная в 1837-1841 гг. реформа государственной деревни получила название «реформы Киселева».

Важным направлением реформы была перестройка системы управления казенными крестьянами. Кроме создания в рамках Собственной его императорского величества канцелярии V отделения и учреждения министерства государственных имуществ, в каждой губернии образовывались местные палаты государственных имуществ. Губернии делились на округа, которые в свою очередь объединяли несколько волостей государственных крестьян (около 6 тыс. душ мужского пола). Собиравшийся периодически волостной сход избирал на три года волостное правление, волостного голову и писаря. Волости подразделялись на сельские общества (около 1,5 тыс. душ в каждом). Сельский сход избирал сельского старшину, а для исполнения полицейских функций -- сотских и десятских. Рассмотрение крестьянских имущественных исков на небольшие суммы и дел о незначительных правонарушениях было поручено волостным и сельским расправам (судам).

Для ликвидации малоземелья Министерство государственных имуществ организовало переселение крестьян в малонаселенные губернии, а также выделяло им дополнительные земли из государственного фонда.

Власти стремились осуществить систему «попечительства» над крестьянами: строились школы, больницы, ветеринарные пункты, создавались образцовые фермы для распространения среди крестьян новейших агротехнических знаний, расширялась общественная запашка для увеличения страховых резервов на случай чрезвычайных ситуаций. Были учреждены специальные кредитные кассы, которые выдавали крестьянам «вспомогательные» ссуды.

Главная цель реформы -- приблизить положение государственных крестьян к состоянию «свободных сельских обывателей» -- оказалась выполненной. В итоге проведенных преобразований уровень жизни казенных крестьян несколько вырос, недоимки сократились, увеличились земельные наделы. Эти позитивные изменения сопровождались ростом бюрократического аппарата и созданием системы мелочной чиновничьей опеки над государственной деревней.

Период властвования Николая I в истории России называют периодом реакции и консерватизма. Действительно, после разгрома декабристского бунта император всячески стремился укрепить империю, делая это по большей части силовыми методами. Сам царь осознавал, что только такими методами страну не успокоить, поэтому пошел на ряд преобразований, одной из которых стала реформа Киселева.

Накануне преобразований

Начало царствования преемника Александра ознаменовалось мощным восстанием, в котором участвовали в том числе и привилегированные слои российского общества. Оно крайне напугало нового императора, поэтому по отношению к заговорщикам были приняты самые строгие меры, а пятеро руководителей бунта были казнены. В ходе начавшегося следствия Николай увидел всю неприглядную картину внутреннего положения страны. Либеральные слои высшего общества настаивали на проведении широких реформ, с чем царь категорически не был согласен. Однако он сделал небольшие уступки общественному мнению, так, была удалена одиозная фигура Александровского правления граф Аракчеев. Но на самом деле это не было концом, дело аракчеевщины продолжили многие последователи графа, оставшиеся у власти, которые пользовались полным доверием Николая.

Первые шаги Николая I

Но все же император окружил себя и поистине прогрессивно мыслящими людьми. Это были Е. Ф. Канкрин и П. Д. Киселев. С этими фигурами и связаны основные преобразования николаевской эпохи. В начале своего царствования император особого внимания не придавал крестьянскому вопросу, но с течением времени царь и его окружение все больше склонялись к мысли, что крепостное право - это зло, и помещики находятся на пороховой бочке новых бунтов. Но кардинально решать вопрос правительство опасалось, поэтому была ставка на эволюционное и осторожное реформирование. Одним из этих шагов должна была стать реформа государственной деревни Киселева. Павел Дмитриевич был известен как последовательный сторонник отмены крепостного права, в течение 20-30-х годов XIX века несколько раз подавал записки на высочайшее имя с предложениями по улучшению положения крестьян. Поэтому Николай счел его кандидатуру вполне подходящей для решения крестьянского вопроса.

Реформа Киселева

Специально для проведения реформ в 1837 году было образовано Министерство государственных имуществ, руководителем которого был назначен граф П. Д.Киселев. Суть реформы Киселева сводилась к созданию компетентной администрации, которая бы полностью разбиралась в крестьянском вопросе, а также улучшение быта и хозяйственной жизни крестьян. Сразу после назначения граф приступает к преобразованиям. В первую очередь он изменил систему управления крестьянами. В губерниях вводились специальные казенные палаты, им в свою очередь подчинялись округа, состоявшие из нескольких уездов. Кроме того, реформа Киселева предполагала внедрение волостного и сельского самоуправления, особый суд для решения малозначительных правонарушений в среде крестьян. Также была введена в действие новая система налоговых сборов, ее главная идея - учет доходности крестьянского хозяйства.

Идеи и реализация реформы

Киселева этим не исчерпывалась. По прямому настоянию графа во многих сельских округах стали открываться лечебные и образовательные учреждения, с малоземельем пытались бороться путем Крестьянские общины уезжали в другие регионы страны, при этом получали небольшое денежное возмещение на первое время. Это направление крестьянской политики не получило большого развития, семьи крестьян не желали покидать родные края. Главное положение реформы Киселева подразумевало повышение агротехнического уровня в обработке земли, повышение доходности крестьянского хозяйства. С этой целью членов сельской общины учили передовым способам земледелия, однако крестьяне с большим недоверием относились ко всем нововведениям, что приводило чиновников в состояние недовольства, и зачастую применялись административные меры в отношении крестьянской общины.

Последствия преобразований

Одним из последствий политики решать вопросы управленческими решениями стало широкое внедрение посадки картофеля. Частые неурожаи и голод должны были уйти в прошлое. Губернские и волостные чиновники принудительным способом изымали у крестьян лучшие земли, заставляя сажать на них картофель, урожай конфисковывали и перераспределяли по собственному усмотрению, порой даже отсылали в другие населенные пункты. Таким образом власти пытались застраховаться на случай неурожаев, это явление получило название общественной запашки. Но крестьянское сообщество увидело в этом попытку введения государственной барщины, по всем казенным деревням прокатилась волна бунтов с требованием отменить общественную запашку. В этом направлении реформа Киселева потерпела крах.

Недовольство помещичьих кругов

Вообще, преобразования шли с большими пробуксовками, в первую очередь это было связано с тем, что большинство помещиков относилось к ним с большими опасениями, а некоторые и вовсе выражали недовольство политикой графа Киселева. Их опасения сводились к тому, что улучшение положения увеличит желание их крепостных перейти в разряд государственных. Но если с этим они еще худо-бедно мирились, то широкие планы Павла Дмитриевича по личному освобождению крестьян от крепостной зависимости, наделение их небольшими земельными участками и точное определение размеров оброка и барщина вызывали у них яростное недовольство. Реформа государственной деревни Киселева признавалась большей частью помещиков вредной, это вызывало опасение и в правительстве. По мнению реакционных министров начало демонтажа крепостного права могло привести к росту общественного движения по всей стране. Этого больше всего остерегался Николай I, поэтому все дальнейшие попытки разрешить крестьянский вопрос были отложены по указанию императора на отдаленную перспективу.

В целом за все правление Николая Павловича реформа Киселева была единственной значимой попыткой разрешить она во многом подготовила почву для будущей ликвидации крепостного права, и немаловажную роль в этом сыграл Павел Дмитриевич Киселев.