Сфинкс в Египте: секреты, загадки и научные факты. Кот сфинкс: происхождение породы и подвиды Сфинкс биография


Попробуем разобраться в цели его создания и методах его строительства. Узнаем, что говорят в научном мире о возрасте Сфинкса. Что он скрывает внутри и какую роль играет по отношению к пирамидам? Отсеем вымысел и предположения, оставим только научно подтверждённые факты.

Краткое описание Сфинкса в Египте

Сфинкс и 50 реактивных самолётов

Большой Сфинкс. Египет Автор: Most likely Hamish2k, the first uploader — Most likely Hamish2k, the first uploader, CC BY-SA 3.0, Ссылка

Сфинкс в Египте — самая грандиозная сохранившаяся скульптура древности. Длина туловища составляет 3 купейных вагона (73,5 м), а высота — 6 этажный дом (20 м). Автобус меньше, чем одна передняя лапа. А вес 50 реактивных авиалайнеров равен весу исполина.

Блоки, из которых сложены лапы, были добавлены в период Нового царства, для восстановления первоначального облика. Священная Кобра, нос и ритуальная борода — символы власти фараонов — отсутствуют. Фрагменты последней выставлены в Британском музее.

Рядом с ухом можно наблюдать остатки оригинальной тёмно-красного цвета краски.

О чём могут говорить странные пропорции?

Одна из главных ненормальностей фигуры заключается в непропорциональности головы и туловища. Похоже, что верхняя часть была несколько раз переделана последующими правителями. Есть мнения, что сперва голова идола была либо овна, либо сокола и позже перешла в человеческую форму. Реставрации и поновления за многие тысячи лет могли уменьшить голову или увеличить туловище.

Где находится Сфинкс?

Памятник находится в некрополе Мемфиса рядом с пирамидальными строениями Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Мицерин) примерно в 10 км от Каира, на западном берегу реки Нил на плато Гиза.

Бог наоборот или что символизирует гигант

В Древнем Египте фигура Льва олицетворяла власть фараонов. В Абидосе, кладбище первых египетских царей, археологи обнаружили около 30 скелетов взрослых людей, которым не было 20 лет, и… кости львов. Боги древних египтян всегда изображались с телом человека и головой животного, а здесь наоборот: голова человека размером с дом на теле льва.

Может это говорит о том, что мощь и сила льва соединились с человеческой мудростью и способностью управлять этой силой? Но кому принадлежали эти сила и мудрость? Черты чьего лица высечены в камне?

Разгадка секрета строительства: интересные факты

Ведущий египтолог мира Марк Ленер провёл 5 лет рядом с загадочным существом, исследуя его самого, материалы и породу вокруг. Он составил подробную карту статуи и пришёл к однозначному выводу: статуя вырезана из известняка, который лежит в основании плато Гиза.

Сначала выдолбили траншею в виде подковы, оставив в центре огромную глыбу. А потом скульпторы из неё вырезали памятник. Блоки весом до 100 тонн для строительства стен храма перед Сфинксом брали отсюда же.

Но это лишь часть разгадки. Другая — как именно они это делали?

Вместе с Риком Брауном, специалистом по древним инструментам, Марк воспроизвёл изображённые на рисунках гробниц возрастом более 4000 лет орудия труда. Это были медные зубила, двуручный пестик и молот. Затем этими орудиями они вырезали из известнякового блока деталь монумента: недостающий нос.

Этот эксперимент позволил подсчитать, что над созданием загадочной фигуры могли трудиться сто скульпторов в течении трёх лет . При этом их сопровождала целая армия рабочих, которые создавали орудия труда, оттаскивали породу и делали другие необходимые работы.

Кто сломал нос колоссу?

Когда Наполеон прибыл в Египет в 1798 году, он увидел загадочное чудовище уже без носа, что доказывают рисунки 18-го столетия: лицо было таким задолго до прибытия французов. Хотя можно встретить мнение, что нос отбили военные французы.

Есть и другие версии. Например, называется стрельба турецких (по другим источникам — английских) солдат, мишенью которых был выбран лик истукана. Или есть история, рассказывающая о фанатичном суфийском монахе в 8 веке нашей эры, который долотом изуродовал “кощунственного идола”.


Фрагменты ритуальной бороды египетского Сфинкса. British Museum, Photo from EgyptArchive

Действительно, есть следы от вбитых клиньев в переносицу и около ноздри. Впечатление, что кто-то забивал их специально, чтобы отломать деталь.

Пророческий сон царевича у Сфинкса

От полного разрушения памятник спасли, укрывшие его на тысячелетия, пески. Попытки восстановить колосса предпринимались, начиная с Тутмоса IV. Существует легенда, как во время охоты, отдыхая в полуденной тени сооружения, сын царя заснул и увидел сон. Гигантское божество обещало ему корону Верхнего и Нижнего царств и взамен просило освободить от поглощающей пустыни. Гранитная Стела Сновидения, установленная между лапами, хранит эту историю.


Рисунок Великого Сфинкса 1737 г. Худ. Фредерик Норден

Царевич не только откопал божество, но и окружил его высокой каменной стеной. В конце 2010 года египетские археологи раскопали участки кирпичной стены, которая растянулась на 132 м вокруг монумента. Учёные считают, что это дело рук Тутмоса IV, желающего защитить статую от заносов.

История о горе-реставрации Сфинкса в Гизе

Несмотря на усилия, сооружение вновь оказалось засыпанным. В 1858 г. частично песок был очищен Огюстом Мариеттом, основателем Египетской службы древностей. А в период с 1925 по 1936 гг. французский инженер Эмиль Барайз завершил расчистку полностью. Возможно, впервые божественный зверь опять подвергся воздействию стихий.

Также очевидно, что статуя разрушается из-за ветра, влажности и выхлопных газов из Каира. Осознавая это, власти пытаются сохранить древний памятник. В прошлом веке, в 1950 году был начат огромный и дорогостоящий проект реставрации и консервации.

Но на начальном этапе работ, вместо пользы, был лишь причинён дополнительный ущерб. Цемент, который использовался для ремонта, как оказалось позже, был несовместим с известняком. За 6 лет в структуру было добавлено более 2000 известняковых блоков, была проведена химическая обработка, но… положительного результата это не принесло.

Как М. Ленер догадался, кого изображает Большой Сфинкс Египта


Раскопки храма Хефрена (на переднем плане).
Хеопская пирамида находится на заднем плане.
Фотография Анри Бечард, 1887

Гробницы фараонов с течением времени меняют свою форму и величину. Появляются и . А Большой Сфинкс единственный.

Значительное число египтологов считают, что он представляет фараона Хефрена (Хавра) из четвёртой династии, т.к. недалеко был найден подобный небольшой каменный силуэт с его лицом. Также совпадают размеры блоков гробницы Хафра (примерно в 2540 г. до н. э.) и чудовища. Несмотря на их утверждения, никто не знает наверняка, когда и кем было установлено это изваяние в Гизе.

Марк Ленер нашёл ответ и на этот вопрос. Он изучил строение храма Сфинкса, который находится в 9 метрах. В дни весеннего и осеннего равноденствия, солнце на закате соединяет два святилища храма и пирамиду Хафра, одной линией.

Религия древнего египетского царства была основана на поклонении Солнцу. Местные жители поклонялись истукану как воплощению Бога Солнца, называя его Хор-Эм-Акхет. Сопоставив эти факты, Марк определяет первоначальное назначение Сфинкса и его личность: лицо Хафра, сына Хеопса, смотрит с фигуры бога, который защищает путешествие фараона в загробный мир, делая его безопасным.

В 1996 г. нью-йоркский детектив и эксперт по идентификации выявил, что сходство более заметно со старшим братом Хефрена Джедефре (или сына по другим данным). Прения на эту тему все еще продолжаются.

Сколько же всё-таки лет гиганту? Писатель против учёных


Исследователь Джон Энтони Уэст

Сейчас ведутся оживленные дебаты по поводу датировки памятника. Писатель Джон Энтони Уэст (John Anthony West) первый заметил на теле льва следы водной эрозии. На других строениях плато наблюдается ветровая или песчаная эрозия. Он связался с геологом и доцентом Бостонского университета Робертом Шохом (Robert M. Schoch), который, изучив материалы, согласился с выводами Уэста. В 1993 году была представлена их совместная работа “Тайна Сфинкса”, получившая премию “Emmy” за лучшее исследование и номинацию на лучший документальный фильм.

Хотя в нашу пору эта территория засушливая, около 10 000 лет назад климат там был влажный и дождливый. Уэст и Шох пришли к заключению, что для образования обнаруженных последствий водной эрозии, возраст Сфинкса должен быть от 7000 до 10 000 лет .

Учёные отклонили теорию Шоха как сильно ошибочную, указывая на то, что когда-то распространенные сильные дождевые бури на территории Египта прекратились прежде появления скульптуры. Но остаётся вопрос: почему только на этой конструкции Гизы были замечены признаки разрушений под воздействием воды?

Спиритические и сверхъестественные толкования о предназначении Сфинкса

Известный английский журналист Пол Брантон (Paul Brunton) провёл много времени, путешествуя в Восточных странах, жил с монахами и мистиками, изучал историю и религию Древнего Египта. Он исследовал царские гробницы, встречался со знаменитыми факирами и гипнотизёрами.

Его любимый символ страны, загадочный гигант, поведал ему свои тайны во время ночи, проведённой в Великой пирамиде. Книга “В поисках мистического Египта” рассказывает, как однажды ему открылась тайна всего сущего.

Американский мистик и пророк Эдгар Кейси (Edgar Cayce) уверен в теории, которую можно прочесть в его книге об Атлантиде. Он указал, что рядом со Сфинксом хранятся секретные знания атлантов.


Набросок Виван Дювона 1798 г. Изображает человека, вылезающего из отверстия на вершине.

Писатель Роберт Баувал (Robert Bauval) опубликовал в 1989 г. статью о том, что три пирамиды в Гизе относительно Нила образовали своего рода трехмерную «голограмму» на земле трех звезд пояса Ориона и Млечного пути. Он разработал сложную теорию о том, что все сооружения данной области совместно с древними Писаниями представляют собой астрономическую карту.

Наиболее подходящее положение звёзд на небосводе для этой интерпретации было в 10500 до н. э.. Эта дата по понятным причинам оспаривается египтологами, поскольку ни один археологический артефакт, датированный этими годами, здесь не был откопан.

Новые загадки Сфинкса в Египте?

Существуют различные легенды о тайных ходах, связанных с этим артефактом. Исследования Флоридского и Бостонского университетов, а так же университета Васэда в Японии выявили различные аномалии вокруг фигуры. Хотя, не исключено, что это — природные особенности.

В 1995 г. рабочие, ремонтируя близлежащую автостоянку, наткнулись на ряд туннелей и дорожек, две из которых погружаются в подземелье недалеко от каменного тела человеко-зверя. Р. Баувал убеждён, что эти сооружения — ровесники.

В период с 1991 по 1993, изучая повреждения на памятнике с помощью сейсмографа, группа Энтони Уэста обнаружила правильной формы полые пространства или камеры, расположенные на глубине нескольких метров между передними конечностями и по обе стороны таинственного образа. Но разрешения на более глубокое изучение получено не было. Тайна подземных комнат осталась пока не разгаданной.

Сфинкс в Египте продолжает волновать пытливые умы. Много домыслов и предположений существует вокруг самого древнего памятника на нашей планете. Узнаем ли мы когда-нибудь кто и зачем оставил этот след на Земле?

Интересно знать Ваше мнение, напишите его в комментарии.
Поделитесь с друзьями в социальных сетях, чтобы обсудить тайны и загадки Сфинкса Египта при встрече.
Читайте больше интересных материалов на Дзен канале Архитектура .

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Персонаж легенды об Эдипе .

Египетский сфинкс

Древнейшие изображения человекольва были обнаружены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются 10-м тыс. до н. э.

Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства , наиболее ранние изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II . Одна из самых больших монолитных статуй мира - изваяние сфинкса (Большой сфинкс) , которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе .

Существовало три распространенных варианта сфинксов:

  • Классическим вариантом египетского сфинкса был андросфинкс с лицом человека, как правило, высокопоставленной особы - например, фараона .
  • Храмы бога Хора украшали сфинксами с головой сокола - иеракосфинксами
  • Близ храмов Амона устанавливались сфинксы с мордой барана - криосфинксы .

Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа . Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз , Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть . По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её . Её изображение было на шлеме Афины . В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами» .

Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога , данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли .

По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её . По ещё одному истолкованию, это амазонка , первая жена Кадма , укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом .

Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс», пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс» .

Индия

В период эллинизма мотив «человекольва» распространился далеко на восток Азии. В Индии для обозначения таких скульптурных изображений используют целый ряд терминов, например, «пурушамрига». Обереги с телом льва и лицом человека находят на юге Азии повсюду вплоть до Филиппин и Цейлона . С каждым новым веком азиатские изображения становятся всё более самобытными и всё менее напоминают греческие прототипы.

Новое время

«Французский сфинкс»

Мотив сфинкса вернулся в европейское искусство в эпоху маньеризма , когда его систематически использовали художники школы Фонтенбло , работавшие при дворе Франциска I . У сфинкса Нового времени, как правило, поднятая голова, обнажённая женская грудь и жемчужные сережки . Это своего рода фантастический штрих, которым архитекторы XVII-XVIII вв. освежали строгие регулярные парки королевских и аристократических резиденций.

Подобные сфинксы вдохновлялись гротескными фресками Domus Aurea - нероновского дворца, найденного в XV веке. Мотив легко был включен в иконографический корпус классических мотивов арабесков, и распространился по Европе посредством гравюр в XVI-XVII веках. Сфинксы украшают фрески ватиканской лоджии Рафаэля (1515-20). Во французском искусстве сфинксы впервые появляются в искусстве Школы Фонтенбло в 1520-30-х годах, и прослеживаются в эпоху барокко и позднего Регентства (1715-1723). Благодаря французскому влиянию сфинкс становится повсеместным садово-парковым украшением по всей Европе (Бельведер (Вена) , Сан-Суси (Потсдам), Дворец Браницких (Белосток), Ла-Гранха (Испания) и вариант позднего рококо в португальском Дворце Келуш).

Сфинкс в искусстве классицизма

Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма начиная с интерьеров Роберта Адама и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтической «египтомании ».

Сфинксы стали являлись атрибутом неоклассического убранства, причем произошло возвращение к упрощённому раннему варианту, более похожего на роспись гротесок. Масоны считали их символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс - частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов.

Именно в этот период многочисленными изображениями сфинкса украсился Санкт-Петербург (см., например, Египетский мост). В 1832 г. на набережной Невы перед Академией художеств были установлены парные сфинксы, перевезённые из Египта . Тот же мотив использован при проектировании памятника жертвам политических репрессий .

С 1800 года в Петербурге под руководством А. Ф. Лабзина действовала масонская ложа «Умирающий сфинкс ». В США сфинксы до сих пор устанавливают у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

См. также

  • Человеколев - древнейшее скульптурное изображение животного.
  • В честь Сфинкса назван астероид (896) Сфинкс (англ.) русск. , открытый в 1918 году.

Напишите отзыв о статье "Сфинкс"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сфинкс

– Милая Натали, – сказала княжна Марья, – знайте, что я рада тому, что брат нашел счастье… – Она остановилась, чувствуя, что она говорит неправду. Наташа заметила эту остановку и угадала причину ее.
– Я думаю, княжна, что теперь неудобно говорить об этом, – сказала Наташа с внешним достоинством и холодностью и с слезами, которые она чувствовала в горле.
«Что я сказала, что я сделала!» подумала она, как только вышла из комнаты.
Долго ждали в этот день Наташу к обеду. Она сидела в своей комнате и рыдала, как ребенок, сморкаясь и всхлипывая. Соня стояла над ней и целовала ее в волосы.
– Наташа, об чем ты? – говорила она. – Что тебе за дело до них? Всё пройдет, Наташа.
– Нет, ежели бы ты знала, как это обидно… точно я…
– Не говори, Наташа, ведь ты не виновата, так что тебе за дело? Поцелуй меня, – сказала Соня.
Наташа подняла голову, и в губы поцеловав свою подругу, прижала к ней свое мокрое лицо.
– Я не могу сказать, я не знаю. Никто не виноват, – говорила Наташа, – я виновата. Но всё это больно ужасно. Ах, что он не едет!…
Она с красными глазами вышла к обеду. Марья Дмитриевна, знавшая о том, как князь принял Ростовых, сделала вид, что она не замечает расстроенного лица Наташи и твердо и громко шутила за столом с графом и другими гостями.

В этот вечер Ростовы поехали в оперу, на которую Марья Дмитриевна достала билет.
Наташе не хотелось ехать, но нельзя было отказаться от ласковости Марьи Дмитриевны, исключительно для нее предназначенной. Когда она, одетая, вышла в залу, дожидаясь отца и поглядевшись в большое зеркало, увидала, что она хороша, очень хороша, ей еще более стало грустно; но грустно сладостно и любовно.
«Боже мой, ежели бы он был тут; тогда бы я не так как прежде, с какой то глупой робостью перед чем то, а по новому, просто, обняла бы его, прижалась бы к нему, заставила бы его смотреть на меня теми искательными, любопытными глазами, которыми он так часто смотрел на меня и потом заставила бы его смеяться, как он смеялся тогда, и глаза его – как я вижу эти глаза! думала Наташа. – И что мне за дело до его отца и сестры: я люблю его одного, его, его, с этим лицом и глазами, с его улыбкой, мужской и вместе детской… Нет, лучше не думать о нем, не думать, забыть, совсем забыть на это время. Я не вынесу этого ожидания, я сейчас зарыдаю», – и она отошла от зеркала, делая над собой усилия, чтоб не заплакать. – «И как может Соня так ровно, так спокойно любить Николиньку, и ждать так долго и терпеливо»! подумала она, глядя на входившую, тоже одетую, с веером в руках Соню.
«Нет, она совсем другая. Я не могу»!
Наташа чувствовала себя в эту минуту такой размягченной и разнеженной, что ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее и забыла с кем и куда она едет. Попав в вереницу карет, медленно визжа колесами по снегу карета Ростовых подъехала к театру. Поспешно выскочили Наташа и Соня, подбирая платья; вышел граф, поддерживаемый лакеями, и между входившими дамами и мужчинами и продающими афиши, все трое пошли в коридор бенуара. Из за притворенных дверей уже слышались звуки музыки.
– Nathalie, vos cheveux, [Натали, твои волосы,] – прошептала Соня. Капельдинер учтиво и поспешно проскользнул перед дамами и отворил дверь ложи. Музыка ярче стала слышна в дверь, блеснули освещенные ряды лож с обнаженными плечами и руками дам, и шумящий и блестящий мундирами партер. Дама, входившая в соседний бенуар, оглянула Наташу женским, завистливым взглядом. Занавесь еще не поднималась и играли увертюру. Наташа, оправляя платье, прошла вместе с Соней и села, оглядывая освещенные ряды противуположных лож. Давно не испытанное ею ощущение того, что сотни глаз смотрят на ее обнаженные руки и шею, вдруг и приятно и неприятно охватило ее, вызывая целый рой соответствующих этому ощущению воспоминаний, желаний и волнений.
Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня, с графом Ильей Андреичем, которого давно не видно было в Москве, обратили на себя общее внимание. Кроме того все знали смутно про сговор Наташи с князем Андреем, знали, что с тех пор Ростовы жили в деревне, и с любопытством смотрели на невесту одного из лучших женихов России.
Наташа похорошела в деревне, как все ей говорили, а в этот вечер, благодаря своему взволнованному состоянию, была особенно хороша. Она поражала полнотой жизни и красоты, в соединении с равнодушием ко всему окружающему. Ее черные глаза смотрели на толпу, никого не отыскивая, а тонкая, обнаженная выше локтя рука, облокоченная на бархатную рампу, очевидно бессознательно, в такт увертюры, сжималась и разжималась, комкая афишу.
– Посмотри, вот Аленина – говорила Соня, – с матерью кажется!
– Батюшки! Михаил Кирилыч то еще потолстел, – говорил старый граф.
– Смотрите! Анна Михайловна наша в токе какой!
– Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой. – Друбецкой сделал предложение!
– Как же, нынче узнал, – сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых.
Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и увидала, Жюли, которая с жемчугами на толстой красной шее (Наташа знала, обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом, рядом с матерью.
Позади их с улыбкой, наклоненная ухом ко рту Жюли, виднелась гладко причесанная, красивая голова Бориса. Он исподлобья смотрел на Ростовых и улыбаясь говорил что то своей невесте.
«Они говорят про нас, про меня с ним!» подумала Наташа. «И он верно успокоивает ревность ко мне своей невесты: напрасно беспокоятся! Ежели бы они знали, как мне ни до кого из них нет дела».
Сзади сидела в зеленой токе, с преданным воле Божией и счастливым, праздничным лицом, Анна Михайловна. В ложе их стояла та атмосфера – жениха с невестой, которую так знала и любила Наташа. Она отвернулась и вдруг всё, что было унизительного в ее утреннем посещении, вспомнилось ей.
«Какое право он имеет не хотеть принять меня в свое родство? Ах лучше не думать об этом, не думать до его приезда!» сказала она себе и стала оглядывать знакомые и незнакомые лица в партере. Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него столпившись стояла самая блестящая молодежь Москвы, и он видимо первенствовал между ними.
Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя.
– Узнала? – спросил он. – И откуда он взялся, – обратился граф к Шиншину, – ведь он пропадал куда то?
– Пропадал, – отвечал Шиншин. – На Кавказе был, а там бежал, и, говорят, у какого то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова: ну с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan, [Персианин Долохов,] да и кончено. У нас теперь нет слова без Долохова: им клянутся, на него зовут как на стерлядь, – говорил Шиншин. – Долохов, да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели.
В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.

Каждая цивилизация имеет свои символы, которые считаются неотъемлемыми частями народа, его культуры и истории. Сфинкс Древнего Египта - бессмертное доказательство могущества, силы и величия страны, немое напоминание о божественном происхождении его властителей, канувших в века, но оставивших на земле образ вечной жизни. Национальный символ Египта считается одним из самых великих архитектурных памятников прошлого, до сих пор наводящим невольный страх своей внушительностью, ореолом тайн, мистических легенд и вековой историей.

Памятник в цифрах

Сфинкс египетский известен всем и каждому жителю на земле. Памятник вырублен из монолитной скалы, имеет тело льва и голову человека (по некоторым источникам - фараона). Длина статуи составляет 73 м, высота - 20 м. Символ могущества королевской власти расположен на плато Гизы западного побережья реки Нил и окружен широким и достаточно глубоким рвом. Глубокомысленный взор Сфинкса устремлен на восток, в сторону той точки небес, где восходит Солнце. Памятник много раз оказывался под покровом песка и был не раз отреставрирован. Статуя была полностью очищена от песка только в 1925 году, поразив воображение жителей планеты своим масштабом и размерами.

История изваяния: факты против легенд

В Египте Сфинкс считается самым загадочным и мистическим памятником. Его история на протяжении многих лет вызывает бурный интерес и особое внимание историков, писателей, режиссеров и исследователей. Каждый, кому довелось прикоснуться к вечности, которую олицетворяет статуя, предлагает свою версию ее происхождения. Местные жители называют каменную достопримечательность «отцом ужаса» по причине того, что Сфинкс является хранителем множества таинственных легенд и излюбленным местом туристов - любителей загадок и фантастики. По мнению исследователей, история Сфинкса насчитывает более 13 веков. Предположительно, он был построен для того, чтобы зафиксировать астрономический феномен - воссоединение трех планет.

Миф о происхождении

До сих пор не существует достоверных сведений о том, что же символизирует это изваяние, для чего оно было построено и когда. Отсутствие истории заменяется легендами, которые передаются из уст в уста и рассказываются туристам. Тот факт, что в Египте Сфинкс является древнейшим и самым большим памятником, порождает о нем таинственные и нелепые истории. Существует предположение, что статуя охраняет надгробия величайших фараонов - пирамиды Хеопса, Микерина и Хефрена. Другая легенда гласит, что каменное изваяние символизирует личность фараона Хефрена, третья - что это статуя бога Гора (бог неба, получеловек, полусокол), наблюдающего за восхождением своего отца - Бога Солнца Ра.

Легенды

В древнегреческой мифологии Сфинкс упоминается в качестве безобразного чудовища. По версии греков, легенды Древнего Египта об этом монстре звучат так: существо с телом льва и головой человека породили Эхидна и Тифон (женщина-полузмея и великан с сотней драконьих голов). Оно имело лицо и грудь женщины, тело льва и крылья птицы. Чудовище обитало недалеко от Фив, подстерегало людей и задавало им странный вопрос: «Кто из живых существ утром передвигается на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» Никто из дрожащих от страха странников не мог дать Сфинксу вразумительного ответа. После чего монстр приговаривал их к смерти. Однако наступил тот день, когда мудрый Эдип смог разгадать его загадку. «Это человек в детстве, зрелости и старости» - ответил он. После этого сокрушенное чудовище бросилось с вершины горы и разбилось о скалы.

По второй версии легенды, в Египте Сфинкс был когда-то Богом. Однажды небесный правитель попал в коварную ловушку песков, именуемую «клеткой забытья», и уснул в ней вечным сном.

Реальные факты

Несмотря на загадочный подтекст легенд, реальная история не менее мистична и таинственна. Согласно первоначальному мнению ученых, Сфинкс был построен в одно время с пирамидами. Однако в древних папирусах, из которых была почерпнута информация о застройке пирамид, нет ни одного упоминания о каменном изваянии. Известны имена архитекторов, строителей, создавших грандиозные усыпальницы для фараонов, но имя человека, подарившего миру Сфинкс египетский, до сих пор остается неизвестным.

Правда, через несколько столетий после создания пирамид возникают первые факты о статуе. Египтяне зазывают ее «шепес анх» - «живой образ». Больше никакой информации и научного объяснения этих слов ученые дать миру не смогли.

Но в то же время культовый образ таинственного Сфинкса - крылатой девы-чудовища - упоминается в греческой мифологии, многочисленных сказках и преданиях. Герой этих сказаний, в зависимости от автора, периодически меняет свой облик, выступая в одних версиях получеловеком-полульвом, а в других - крылатой львицей.

История о Сфинксе

Очередной головоломкой для ученых стала летопись Геродота, который в 445 г. до н.э. описал в мельчайших подробностях процесс застройки пирамид. Он поведал миру интересные истории о том, как воздвигались сооружения, в течение какого времени и сколько рабов было задействовано в их строительстве. Повествование «отца истории» коснулось даже таких нюансов, как питание невольников. Но, как ни странно, Геродот, ни разу не упомянул в своем труде каменный Сфинкс. Ни в одном из последующих записей факт возведения памятника также не был обнаружен.

Помог пролить ученым свет на труд римского писателя Плиния Старшего «Естественная история». В своих записях он рассказывает об очередном очищении памятника от песка. Исходя из этого, становится ясно, почему Геродот не оставил миру описание Сфинкса - памятник на тот момент был погребен под слоем песчаных наносов. Так сколько же раз он оказывался в песчаной ловушке?

Первая «реставрация»

Судя по надписи, оставленной на каменной стеле между лапами чудища, фараон Тутмос I потратил год на освобождение памятника. Древние письмена рассказывают о том, что, будучи принцем, Тутмос уснул крепким сном у подножия Сфинкса и увидел сон, в котором ему явился бог Хармакис. Он предсказал принцу восхождение на трон Египта и приказал освободить изваяние из песочной ловушки. Спустя некоторое время Тутмос благополучно стал фараоном и вспомнил о данном божеству обещании. Он приказал не только откопать гиганта, но и отреставрировать его. Таким образом, первое возрождение легенды Египта произошло в XV в. до н.э. Именно тогда мир узнал о грандиозном сооружении и уникальном культовом памятнике Египта.

Доподлинно известно, что после возрождения Сфинкса фараоном Тутмосом его в очередной раз откапывали при царствовании династии Птоломеев, при римских императорах, захвативших Древний Египет, и арабских правителях. В наше время он был вновь освобожден от песков в 1925 году. До сей поры статую приходится очищать после песчаных бурь, так как она является важным туристическим объектом.

Почему у памятника отсутствует нос?

Несмотря на древность скульптуры, она практически сохранилась в первоначальном виде, воплощающем Сфинкс. Египет (фото памятника представлено выше) сумел сохранить свой архитектурный шедевр, но не сумел защитить его от варварства людей. У изваяния нет в данный момент носа. Ученые предполагают, что один из фараонов по неизвестной науке причине приказал отбить нос у статуи. Согласно другим источникам, памятник повредила армия Наполеона, обстреляв его лицо из пушки. Англичане же откололи бороду чудища и переправили ее в свой музей.

Однако в обнаруженных позднее записях историка Аль-Макризи от 1378 года говорится о том, что каменное изваяние уже не имело носа. По его словам, один из арабов, желая искупить религиозные грехи (В Коране запрещалось изображение человеческих лиц), отколол нос гиганта. В ответ на подобное злодеяние и надругательство над Сфинксом пески начали мстить людям, наступая на земли Гизы.

В итоге ученые пришли к выводу, что в Египте Сфинкс лишился носа в результате сильных ветров и наводнений. Хотя и это предположение не нашло до сих пор реального подтверждения.

Ошеломляющие секреты Сфинкса

В 1988 году, в результате воздействия едкого заводского дыма, от памятника откололась приличная часть каменной глыбы (350 кг). ЮНЕСКО, обеспокоившись внешним видом и состоянием туристического и культурного объекта, возобновили ремонт, тем самым открыв дорогу новым исследованиям. В результате тщательного изучения каменных блоков пирамиды Хеопса и Сфинкса японскими археологами была выдвинута гипотеза о том, что памятник был построен гораздо раньше великой усыпальницы фараона. Вывод стал ошеломляющим открытием для историков, которые предполагали, что пирамида, Сфинкс и другие погребальные сооружения - современники. Вторым, не менее удивительным открытием, стал обнаруженный под левой лапой хищника длинный узкий тоннель, соединенный с пирамидой Хеопса.

После японских археологов древнейшим памятником занялись гидрологи. Они обнаружили на его теле следы эрозии от большого водного потока, который двигался с севера на юг. После ряда исследований гидрологи пришли к выводу, что каменный лев был безмолвным свидетелем разлива Нила - библейской катастрофы, которая произошла около 8-12 тысяч лет назад. Американский исследователь Джон Энтони Уэст объяснил следы водной эрозии на теле льва и их отсутствие на голове доказательством того, что Сфинкс существовал еще во времена ледникового периода и датируется любым периодом до 15 тыс. года до н. э. По мнению французских археологов, история Древнего Египта может похвалиться древнейшим памятником, существовавшим даже во времена гибели Атлантиды.

Таким образом, каменное изваяние говорит нам о существовании величайшей цивилизации, которой удалось воздвигнуть столь величественное сооружение, ставшее бессмертным образом Прошлого.

Преклонение древних египтян перед Сфинксом

Фараоны Египта регулярно совершали паломничества к подножию гиганта, который символизировал великое прошлое их страны. Они приносили жертвы на алтарь, который находился меж его лап, воскуривали благовония, получая от гиганта немое благословение на царство и трон. Сфинкс был для них не только воплощением бога Солнца, но и священным образом, который даровал им наследную и законную власть от предков. Он олицетворял могущественный Египет, история страны отражалась в его величественном виде, воплощая каждый образ нового фараона и превращая современность в составляющую вечности. Древние письмена прославляли Сфинкса в качестве великого бога-творца. Его образ воссоединял прошлое, настоящее и будущее.

Астрономическое объяснение каменного изваяния

По официальной версии, Сфинкс бы построен в 2500 году до н. э. по приказу фараона Хефрена в период правления Четвертой Правящей династии фараонов. Громадный лев расположился среди других величественных сооружений на каменном плато Гизы - трех пирамид.

Астрономические исследования показали, что расположение статуи выбрано не по слепому наитию, а в соответствии с точкой пересечения пути небесных светил. Он служил экваториальным пунктом, указывающим точное расположение на горизонте места восхода Солнца в день весеннего равноденствия. Согласно мнению астрономов, Сфинкс был построен 10,5 тысяч лет тому назад.

Примечательно, что пирамиды Гизы располагаются на земле в точно таком же порядке, как три звезды на небосводе в том году. По преданию, Сфинкс и пирамиды зафиксировали то положение звезд, то астрономическое время, которое называли первым. Так как небесным олицетворением правившего на тот момент, был Орион, рукотворные сооружения были построены с целью изображения звезд его пояса, дабы увековечить и зафиксировать время своей власти.

Великий Сфинкс как туристический объект

В настоящее время гигантский лев с головой человека привлекает миллионы туристов, жаждущих воочию увидеть легендарную, окутанную мраком многовековой истории и множеством мистических преданий каменную скульптуру. Интерес к ней всего человечества обусловлен тем, что тайна создания статуи так и осталась нераскрытой, погребенной под песками. Трудно представить, сколько тайн хранит в себе Сфинкс. Египет (фото памятника и пирамид можно увидеть на любом туристическом портале) может гордиться своей великой историей, выдающими людьми, грандиозными памятниками, правду о которых их создатели унесли с собой в царство Анубиса - бога смерти.

Велик и внушителен громадный каменный Сфинкс, история которого так и осталась неразгаданной и полной тайн. Все так же устремлен спокойный взгляд изваяния вдаль и все так же невозмутим его облик. Сколько веков он является безмолвным свидетелем человеческих страданий, тщеславия правителей, горестей и бед, постигших египетскую землю? Сколько же тайн хранит в себе Великий Сфинкс? К сожалению, на все эти вопросы на протяжении многих лет так и не найдено ответов.

Сфинкс – самая большая статуя в Египте . Большой Сфинкс в Египте — монолитная скульптура из известняка. Ее не строили из кирпичей определенной формы и размеров, а вытесывали из одного монолитного камня плато Гизы: уже позднее нижняя часть сфинкса была покрыта камнями для защиты от разрушений. Если брать Египетскую цивилизацию, то Сфинкс – олицетворение силы и власти фараона (человека — бога) на земле.

Статуя представляет собой тело льва с головой человека (фараона) и имеет в длину более 70 м., а в высоту 20 м. Откалывая камни от плато, в 9 метрах от лап Сфинкса параллельно возводили Храм Сфинкса , руины которого можно наблюдать и сейчас. Предполагается, что это Храм Солнца, т.к. в нем симметрично друг другу расположены 2 святилища и 24 колоны (аналогия 24 часам в сутках). Во время весеннего и осеннего равноденствия солнце образовывало прямую линию между восточным и западным святилищем. Далее она проходила через плечо статуи сфинкса и тянулась к южному углу Второй пирамиды Гизы (Хафру) – туда, где садилось солнце. Эти предположения позволяют ученым выдвинуть теорию о том, что Вторая пирамида Гизы, Сфинкс и Храм Сфинкса были построены при фараоне Хафру (Хефрен) в 2575-2465 гг до н.э. и именно его лицо изображено на Сфинксе.

Очередная теория опровергает факт того, что лицо сфинкса — это лицо фараона Хефрена (Хафру). Для этого была проведена детальная работа по сравнению Лица великого Сфинкса Гизы и статуи фараона Хефрена из музея в Каире . Несмотря на то, что внешний вид Сфинкса пострадал от времени (отсутствует нос), было четко выявлено несоответствие. Более того, изучение черт лица статуи Сфинкса привели к выводу, что лицо относится к африканской расе. А это приводит к очередной теории, что до того, как это место стало пустыней, северную Африку населял народ Зулу. Быть может действительно лицо сфинкса — это лицо черного африканского короля или королевы?! Эту теорию подтверждает еще и факт водной эрозии, которая вымывала мягкие породы известняка на протяжении многих тысячелетий, разрушая первоначальную гладкую поверхность знаменитой статуи. А такие климатические условия были на территории Египта задолго до фараонов и древней цивилизации Египта, приблизительно в 9000 гг. до н.э (36 тыс. лет до н. э).

Есть еще одна теория, согласно которой Египет является хранителем знаний великой цивилизации Атлантиды. По этой теории, в середине 11 тысячелетия до н.э. (36 тыс. лет до н.э.) в Гизе был устроен огромный тайник погибшей Атлантиды . И вход в него находится у правой передней лапы Сфинкса . Это упоминается в пророчествах Эдгара Кейси, а так же при сканировании указанной области японскими учеными: обнаружены пустоты. Возможно, вскоре нас ждут открытия, которые перевернут представление об истории.

Первая реставрация сфинкса была в эпоху нового царства (1500 год до н.э.). В это время статуя была утоплена в песке по шею. Тутмос IV велел воздвигнуть две кирпичные стены, достигавшие 8 метров в высоту, чтобы они защищали сфинкса от песка пустыни. Скульптура была откопана, укреплена камнями и раскрашена в красный, синий и желтый цвета. Между лапами была установлена статуя Тутмоса на гранитной стеле, на которой оставлены надписи. Однако ветер, песок и время опять утопили в песке монументальный памятник истории, а результат очередных откопок, который дошел до наших дней, был завершен только в 1925 году.

Сфинкс – хранитель Гробниц Фараонов и их тайн . Три величественные пирамиды: Хеопса, Хефрена и Микерина – это часть обширного некрополя Гизы. Ежедневно поздно вечером на плато Гиза проходит грандиозное представление – захватывающее светомузыкальное шоу, где лучи прожектора выхватывают из темноты памятники древней цивилизации и все это зрелище сопровождает рассказ о каждом из них.

Большой Сфинкс (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Египет
  • Туры на майские по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Одной из самых древних мировых скульптур, без сомнения, можно назвать статую Сфинкса. К тому же это еще и одна из самых загадочных скульптур, ведь тайна Сфинкса до сих пор до конца не разгадана. Сфинкс - это существо с женской головой, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка. Одно из крупнейших изображений Сфинкса находится на западном берегу Нила, рядом с египетскими пирамидами в Гизе.

Практически все, что связано с египетским Сфинксом, вызывает споры у ученых. До сих пор неизвестна точная дата происхождения этой скульптуры и совершенно непонятно, почему сейчас у статуи отсутствует нос.

Статуя, сделанная из известковой скалы, выглядит монументально и величественно. Стоит отметить ее внушительные размеры: длина - 73 метра, высота - 20 метров. Сфинкс смотрит на Нил и восходящее солнце.

Практически все, что связано со Сфинксом, вызывает споры у ученых. До сих пор неизвестна точная дата происхождения этой скульптуры и совершенно непонятно, почему сейчас у статуи отсутствует нос. Неизвестно и значение слова: в переводе с греческого «сфинкс» означает «душительница», но что вкладывали в это имя древние египтяне, остается загадкой.

Египетских фараонов было принято изображать в виде грозного льва, который не пощадит ни одного врага. Именно поэтому считается, что Сфинкс охраняет покой погребенных фараонов. Автор скульптуры неизвестен, но многие исследователи считают, что это Хефрен. Правда, данное суждение весьма спорное. Сторонники теории ссылаются на то, что камни скульптуры и расположенной рядом пирамиды Хефрена одинаковые по размеру. Кроме того, недалеко от статуи было найдено изображение этого фараона.

Интересно, что у Сфинкса нет носа. Конечно, когда-то эта деталь существовала, но причина ее исчезновения до сих пор неизвестна. Возможно, нос был утрачен во время битвы войск Наполеона с турками на территории пирамид в 1798 году. Но, если верить датскому путешественнику Нордену, Сфинкс выглядел так уже в 1737 году. Существует версия, что еще в 14 веке какой-то религиозный фанатик изуродовал скульптуру, чтобы выполнить завет Мухаммеда о запрете изображения человеческого лица.

У Сфинкса отсутствует не только нос, но еще и накладная церемониальная борода. Ее история тоже вызывает споры ученых. Одни считают, что борода была изготовлена значительно позже, чем сама скульптура. Другие же полагают, что борода была сделана в одно время с головой и что древние египтяне просто не имели технических возможностей для последующего монтажа деталей.

Разрушение скульптуры и ее последующая реставрация помогли ученым найти интересные факты. Так, например, японские археологи пришли к выводу, что Сфинкс был построен раньше пирамид. Кроме того, они обнаружили под левой лапой статуи туннель, уходящий в сторону пирамиды Хефрена. Интересно, что впервые об этом туннеле упоминали еще советские исследователи.

Долгое время загадочная скульптура находилась под толстым слоем песка. Первые попытки откопать Сфинкса были предприняты еще в древности Тутмосом IV и Рамзесом II. Правда, особых успехов они не достигли. Лишь в 1817 году Сфинксу освободили грудь, а уже спустя более 100 лет статую раскопали полностью.

Адрес: Nazlet El-Semman, Al Haram, Giza