Роль символических образов в поэме А.Ахматовой «Реквием. «История страны и судьба народа в поэме А



Эпоха, которую описывает Анна Ахматова в произведении "Реквием", удивляет количеством жизненных трудностей, трагедий, испытаний, выпавших на долю простого народа. Страна пережила очень много событий за 1930-1940е годы. Они нашли свое отражение в различных видах искусства.

В поэме "Реквием" хорошо видны приметы того времени. А.А. Ахматова мастерски подбирает пронзительные слова, заставляющие проникнуться атмосферой произведения. "Там все говорили шепотом", - пишет поэтесса. Это указывает на страх людей. Страх говорить громко. Страх говорить. "...свойственного нам всем оцепенения", - отмечает А. Ахматова. Люди чувствовали себя растерянными, пребывали в оцепенении. Столица нашей страны, по мнению автора, стала дикой. Изображение этой существенный приметы времени развивается, в финале произведения одичалой является не только столицы, но и женщины, ведь их "Улыбка вянет на губах покорных, // И в сухоньком смешке дрожит испуг".

Одной из хорошо заметных примет того времени являются тюрьмы.

Их было очень много, что подчеркивает А. Ахматова: "И ненужным привеском болтался, // Возле тюрем своих Ленинград".

1930-1940е годы предстают в воображении читателя страшными, мрачными, пугающими. А. Ахматова превосходно пронесла напряженное настроение через всю поэму. В каждом её слове чувствуется боль, мука, страдание, и это тоже примета того времени. Строительство нового не обходится без разрушения старого. Однако каким сложным, кровавым и болезненным оказалось разрушение старого строя! Приметы времени, которыми пропитана поэма, позволяют воссоздать жизнь и чувства людей данного времени. Я восхищена произведением А. Ахматовой "Реквием". Она смогла отобразить приметы времени, создать образ женщины в те года и сотворить шедевр русской поэзии.

Оценка сталинской эпохи.

Даже на сегодняшний день ведется достаточно много споров о том, какое влияние оказала сталинская эпоха на нашу страну: положительное или отрицательное?

По-моему мнению , несмотря на то, что в период правления Иосифа Сталина был совершен большой скачок в развитии промышленности, строительства и образования, данный период времени все же, мне кажется, является отрицательным, так как он повлек за собой много крови и бед для населения СССР.

Во-первых, на XV съезде ВКП(б) 1927 года было принято решение о проведении коллективизации сельскохозяйственного производства в СССР – ликвидации единоличных крестьянских хозяйств и объединении их в колхозы. Фоном для перехода к коллективизации стал кризис хлебозаготовок 1927 года. Широко распространилось представление о том, что крестьяне придерживают хлеб.

Коллективизация сопровождалась так называемым «раскулачиванием». Мероприятия властей по проведению коллективизации привели к массовому сопротивлению среди крестьян. Начался массовый забой скота, отказ от вступлений в колхозы. Уже в первый день проведения ОГПУ арестовало около 16 тысяч кулаков. Всего за 1930-1931 годы на спецпоселения было отправлено 381 026 семей общей численностью 1 803 392 человека. За 1932-1940 годы в спецпоселения прибыло ещё 489 822 раскулаченных. Сотни тысяч людей умерли в ссылке. В одном только марте 1930 года ОГПУ насчитало 6500 бунтов, 800 из которых было подавлено с применением оружия.

Во-вторых, в 1932 году ряд регионов СССР поразил голод, называемый «самым страшным злодеянием Сталина». Жертвами голода стали самые простые труженики, ради которых и совершались социальные эксперименты. Количество погибших составило 6-8 миллионов человек.

По мнению ряда историков, голод 1932-1933 годов был искусственным: как заявил А. Рогинский, государство имело возможности для снижения его масштабов и последствий, но не сделало этого. Первопричиной голода стало укрепление колхозного строя и политического режима репрессивными методами.



В-третьих, на 1937-1938 годы пришёлся период массовых репрессий («Большой террор»). Кампания была инициирована и поддержана лично Сталиным и нанесла чрезвычайный вред экономике и военной мощи Советского Союза. Под подозрение попали целые группы населения: бывшие «кулаки», бывшие участники разнообразных внутрипартийных оппозиций, лица целого ряда иностранных СССР национальностей, подозревавшиеся в «двойной лояльности», и даже военные.

Вместе с умершими в этот период в ГУЛАГе, исправительно-трудовых учреждениях и тюрьмах, а также политическими заключёнными, расстрелянными по уголовным статьям, количество жертв за 1937-1938 годы составило около 1 млн человек.

Таким образом , за период 1921-1953 через ГУЛАГ прошло до 10 миллионов человек, а всего с 1930 по 1953 годы, по данным разных исследователей, только по политическим обвинениям было арестовано от 3,6 до 3,8 млн. человек, из них расстреляно 748-786 тысяч человек. Также в данный период СССР лишился многих талантливых деятелей культуры, искусства и науки. Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что сталинская эпоха нанесла урон по отношению к населению и в какой-то степени развитию СССР.

Игорь Васильевич Курчатов – советский физик, создатель советской атомной бомбы. Родился 8 января 1903 в городе Сим.

Он является основателем и первым директором Института атомной энергии с 1943 по 1960 годы, а также одним из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях.

Одновременно с учёбой в Симферопольской мужской казённой гимназии окончил вечернюю ремесленную школу, получил специальность слесаря и работал на небольшом механическом заводе Тиссена.

В сентябре 1920 года поступил в Таврический университет на физико-математический факультет.

С 1930 года заведующий физическим отделом Ленинградского физико-технического института.

В феврале 1960 года Курчатов приехал в санаторий Барвиха, чтобы навестить своего друга академика Харитона. Присев на лавочку, они заговорили, вдруг возникла пауза, и когда Харитон посмотрел на Курчатова, тот был уже мёртв. Смерть наступила из-за эмболии сердца тромбом.

После смерти 7 февраля 1960 года тело учёного было кремировано, а прах помещён в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Igor Kurchatov – soviet physicist, founder of the Soviet atomic bomb. He was born on January 8, 1903 in of Shem.

He is the founder and first director of the Institute of Atomic Energy from 1943 to 1960, as well as one of the founders of the use of nuclear energy for peaceful purposes.

Along with his studies at the Simferopol gymnasium breech men he graduated from the evening craft school, got a locksmith profession and worked in a small mechanical factory Thyssen.

In September 1920, he entered the Tauride University in the Physics and Mathematics Faculty.

Since 1930, the head of the physical department of the Leningrad Physico-Technical Institute.

In February 1960, Kurchatov arrived to the Barvikha sanatorium to visit his friend Academician Khariton. Sitting on the bench, they started talking, all of a sudden there was a pause, and when looked at Chariton Kurchatov, he was already dead. Death was due to thrombus embolism heart.

After the death of 7 February 1960 the scientist"s body was cremated and the ashes placed in the Kremlin wall on Red Square in Moscow.

Тема суда времени и исторической памяти в поэме «Реквием».

Все времена имеют своих летописцев. Именно таким поэтом-летописцем была и Анна Ахматова. Неповторимую и искреннюю поэзию она оставила после себя. Эмоциональный дневник и правдивейшую летопись времени представляет ее лучшая поэма “Реквием”.

«Реквием» - произведение о гибели людей, страны, основ бытия. Самое частое слово в поэме - «смерть». Она всегда близко, но никогда не совершается. Человек живет и понимает, что надо жить дальше, жить и помнить.

Последние слова написанного в 1957 году текста к поэме («Вместо предисловия») - прямая цитата из этого стихотворения. Когда одна из женщин, стоявших рядом с А. Ахматовой в очереди, едва слышно спросила: «А это вы можете описать?» Она ответила: «Могу».

Постепенно рождались стихи о страшном времени, которое пережито было вместе со всем народом. Они-то и составили поэму «Реквием», ставшую данью скорбной памяти о загубленных в годы сталинского произвола людях.

Читая великие страницы, поражаешься мужеству и стойкости женщины, сумевшей не только все это достойно пережить, но и переплавить свои и людские страдания в стихи.

Подымались, как к обедне ранней,

По столице одичалой шли,

Там встречались мертвых бездыханней,

Солнце ниже и Нева туманней,

А надежда все поет вдали.

Приговор...

И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отделена.

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идет... Шатается... Одна...

Ни один правдивейший документ истории не дает такого эмоционального накала, как произведение Анны Ахматовой.

Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

Поэма писалась с перерывами двадцать шесть лет, менялась жизнь, старше и мудрее становилась Ахматова. Произведение, как лоскутное одеяло, собрано из острейших эпизодов российской действительности. Годы репрессий легли на страну и души людей неизгладимой болью.

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

В небольшой по объему поэме Анне Андреевне удалось философски осмыслить и передать настроение трагичнейшего эпизода русской истории, когда ломались судьбы и жизни миллионов граждан страны. Благодаря мужеству А. Ахматовой и подобным ей мы знаем правду о том страшном времени.

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском, болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки,

Звезды, смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных «Марусь».

23. Библейские образы и мотивы в поэме Ахматовой «Реквием»

«Реквием» – единственное произведение о лагерях, репрессиях, сталинщине, которое писалось и издавалось именно тогда, когда говорить об этом было нельзя. Это памятник всем жертвам беззакония в момент торжества всех этих беззаконий. Ахматова мечтала о том, чтобы «Реквием» (1936-40) был опубликован в книге «Бег времени», но это не осуществилось. В Россию он пришел только в конце 1980-х гг.

Личное горе лирической героини (воплощается через внутренние переживания и конкретные обстоятельства); слияние голоса автора с голосами многих женщин; судьба ЛГ – символ эпохи, памятник; горе матери и крестные муки богоматери; муки сына ≈ муки Христа.

Главное – страдания не сына, а матери. Перестановка акцентов. Никто из евангелистов, описывающих страдания Христа, не говорит о матери. Взгляд читателя именно на мать. Полемизирует с евангелистами, главной фигурой делает фигуру матери.

Картины апокалипсиса («перед этим горем гнутся горы…»); река Нева – библейская река Вавилонская (сидит и плачет народ) => Ленинград – чужая страна. Образ звезды – надвигающийся апокалипсис. Связана со смертью (V, VIII) + это кремлевские звезды (символ эпохи). X – Распятие – это кульминация. Распятие Христа. Концентрированно вмещает в себя всю поэму. Мотив окаменения – сквозной мотив. Центральный образ этой поэмы становится мать (в сцене распятия Иисус на втором плане, на первом – мать). Страшно, невозможно смотреть на материнское горе. => Ахматова полемизирует с евангелистами (главная фигура – матери).

История создания: Ахматова не могла писать; она боялась. Его должны были запоминать близкие друзья Ахматовой (Л.К. Чуковская и др.). Сначала это не называлось поэмой; это могло быть только циклом. Только постепенно стало понятно, что единая героиня, единый сюжет, сквозные образы (русских рек (Дона, Енисея), библейские образы) делают его поэмой. Причеть над мертвым сыном, когда выносят из дома, опускают в могилу и т.д. Ахматова полностью соблюдает жанровый канон (причеть, реквием (поминовение, панихида)). Конфликт смерти и памяти – сюжетообразующий. Героиня бы хотела, чтобы победила смерть, потому что так жить она уже не может; но поэма заканчивается образом памятника, т.е. надо жить, чтобы помнить.

Главное – мысль по этому поводу самой Ахматовой (называла «Реквием» поэмой).

Арест сына стал катализатором создания Реквиема (1935). 1957 – год смерти Ежова, пересмотр произведения, добавление «вместо предисловия».

1961 год – эпиграф. Предваряет определенный настрой и содержит эпическое обобщение. Глобальный, эпический уровень обобщение.

Поэма: сквозные мотивы и образы (смерть, библейские образы, память, безумие); композиция (12 частей) – ориентация на жанровый канон реквиема как на образец (в т.ч. музыкальный и фольклорный); единая лирическая героиня; 2 эпиграфа и вступление. Авторское определение (поэма). Лироэпическая поэма. У Ахматовой разные типы плача, которые соответствуют жанру реквиема. Это целостное законченное произведение (ориентация на жанровый образец, музыкальность). Единая образная система, единая лирическая героиня – мать и жена. Композиция: обобщение ← образ матери ← тема сына → образ матери→ обобщение. У произведения есть название, эпиграфы и вступление => это некая целостность + авторское свидетельство (сначала не думала, что это будет поэма, но сама позже назвала поэмой).

Лирическая героиня. Ее лики . Эволюция: плач, рыдание – безумие – оцепенение – понимание – смирение.

Героиня многолика – глобальное обобщение (стрелецкая женка, казачка и др.); история воспринимается как общезначимая, эпическая. Личного «я» нет, и в то же время оно везде. Образ женского страдания; памятник всем жертвам беззакония. Сюжет выстраивается, но он ориентируется на сюжет музыкального произведения. Движение, конфликт между смертью и памятью возникает с самого начала. Героиня призывает смерть.

Мотив безумия; смерти (желтый месяц, льется тихий Дон) – мифологические образы. Но они не ощущаются как вечные, очень конкретно вписаны.

Преломляются жанр плача и колыбельной.

«Реквием» и «Путем всея земли» - дилогия. + «Поэма без героя» - трилогия. Сквозные образы.

(350 слов) «Реквием» Анны Ахматовой невозможно воспринимать как просто лирическую поэму. Сам слог написанного не позволит этого сделать – каждая строка передаёт мучительное оцепенение русского народа, внезапно поражённого сталинскими репрессиями. Это именно эпическое произведение, наполненное историческими аллюзиями и отсылками, поэтому в нем важное место занимает тема времени.

Сложный для страны период Ахматова переживает не только как поэт, посвятивший своё творчество верному служению обществу и стремящийся максимально точно передать блуждающие в нём настроения, но и как любой человек того времени – мать, живущая в постоянном мучительном ожидании приговора для своего единственного сына Льва Гумилёва. Его арестовывали трижды, и каждый раз наказание становилось всё суровее: от простого заключения до приговора к расстрелу, заменённого ссылкой. Лев расплачивался за то, что был сыном своего отца – Николая Гумилёва, белогвардейца и контрреволюционера. Месть новой власти, обращенная даже к детям врагов, – характерная черта того мрачного лихолетья.

Композиция поэмы неоднородна, литературные приёмы резко отличаются друг от друга. Это объясняется тем, что «Реквием» писался поэтапно, его части не были рождены на свет в один или даже два года, на это потребовалось несколько лет. Вначале Ахматова не планировала писать цельную работу о том, что навсегда въелось в их с народом общее сердце. Таким образом, тема времени прослеживается не только в содержании, но и в форме произведения: каждая часть представляет собой слепок с определенного исторического периода из жизни новой страны; каждая несет настроение, меняющееся в зависимости от того, что происходит с заключенными.

«Реквием» является памятником главной жертве – русскому народу. Особенное значение Ахматова придаёт женской жертвенности – все годы она стоит плечом к плечу у тюремных стен с отчаявшимися матерями и овдовевшими жёнами. Поэтесса основную часть «Реквиема» посвящает развитию данной темы: читатель видит, как меняется их настроение от надежды и веры до безумных обращений к Богу и «благодарностей» за унизительное распятие всей страны. Перед нами проходит череда таких «времен», когда женщины отчаянно ждали своих близких, но заставали лишь прощание, во время которого никто не смел смотреть им в глаза. Так автор изображает трагическую преемственность эпох: новое время оказалось хорошо забытым старым, той же тиранией, что была при царях, сброшенных с корабля современности. Поэтому поэтесса говорит о памятнике – назидании новым людям, которые не должны допустить этот ужас вновь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Разделы: Литература

К уроку :

  • портрет А. Ахматовой,
  • стенд, оформленный фотографиями 30-40 гг.

На доске:

  • тема урока,
  • эпиграф к уроку

Познавательные

  • Разобрать произведение.
  • Показать через обращение к слову атмосферу времени.

Развивающие

  • Через обращение к художественному произведению раскрыть личностные позиции А.Ахматовой.

Воспитательные

  • Воспитание гражданской позиции у подростков, таких личностных качеств, как: мужество, стойкость, верность.

Ход урока

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Слово учителя:

"Руки, спички, пепельница - обряд прекрасный и горестный. Это был обряд при знакомстве с поэзией Ахматовой в 30-е годы, а в частности с поэмой "Реквием": В те годы, Анна Андреевна жила, завороженная застенком.. Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из "Реквиема" тоже шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот: внезапно, посреди разговора, она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш, потом громко произносила что-нибудь светское: "Хотите чаю?" или "Вы очень загорели", потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. "Нынче ранняя осень", - громко говорила А.Ахматова и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей",- так вспоминала Лидия Чуковская в своих "Записках об Анне Ахматовой". Она вспоминала, что часто, выходя на улицу, она повторяла эти стихи, чтобы не забыть.

30-е годы оказались для Ахматовой тяжким испытанием. Она оказалась свидетелем чудовищных репрессий, обрушившихся на многих ее друзей, на ее семью:

1) был арестован сын - студент Ленинградского университета.

2) затем - и муж - Н.Пунин.

Сама Ахматова жила в постоянном ожидании ареста. В длинных очередях провела она, чтобы сдать передачу сыну.

Продолжать писать во времена, когда стишок на клочке бумаги мог обернуться смертным приговором, доверять свой труд верным друзьям, готовым учить стихи наизусть, чтобы их сохранить, мог только человек, абсолютно убежденный в важности и нужности поэзии. Спасительное для нее творчество стало в результате спасительным и для многих читателей.

Чтение эпиграфа

Учитель: обращаемся к "Реквиему" гл "Вместо предисловия"

"А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом".

Теперь обращаемся к самому произведению

"Реквием" - не просто ряд стихотворений, это единое целое.

Анализ произведения.

1 глава "Посвящение" - чтение учителем или заранее подготовленным учеником

Видна ли атмосфера того времени?

Можно ли сразу узнать настроение, мысли людей, живших в то время?

Атмосфера, само время сразу встает перед нами в серых красках, что-то мрачно- тяжелое нависает над людьми, что-то гнетет их. "Тюремные затворы", "смертельная тоска", "шаги тяжелые", "столица одичалая", "постылый срежет" - все это не может радовать, вызывать эмоции, все это делает людей рабами. Рабами серости, мрака.

"Вступление" дополняет "Посвящение" - анализ после прочтения.

Можно ли по этому стихотворению узнать историю 30-х г? Чем жила страна?

"Осужденных полки", "паровозные гудки" и.т.д. Эта глава без прикрас говорит о несправедливости времени, о массовых репрессиях, о том, что людей держали не только в тюрьмах, но и отсылали в Сибирь. Нет жизни, есть смерть.

Не резкий ли переход от эпохи к личному? Возникает образ женщины. Кто она?

Ахматова говорит не о тех, а за тех, которые составляют большинство. Пройдя все муки ада, она солидарна со всеми женщинами, кому выпала эта доля. Это прощание с мужем носит обобщающий характер.

Что напоминает это стихотворение?

Детскую песню

Почему она просит о молитве за нее?

Чтобы у нее хватило сил, чтобы прибавилось сил все выдержать, так как она знает, что впереди много трудностей.

Учащиеся анализируют сами после прочтения.

В этих главах она не верит, что это происходит с ней, это происходит с кем-то другим. Она на себя смотрит со стороны. Она просит завесить "черным сукном", чтобы не видеть всего происходящего

Как меняется образ женщины? Почему?

После сдержанности наступает взрыв эмоции, крик, нет гордости. Так как касается это сына, самого дорогого человека, и природа к ней неблагосклонна

И тогда в 6 главе наступает оцепенение, здесь намек на выход из этого ада - крест высокий.

Почему эта глава озаглавлена "Приговор"?

Потеря последней надежды, ожидания чего-то светлого, остается одно - позвать смерть.

Поэтому очень логичным является появление стихотворений 8,9 ("К смерти").

8, 9 главы. Анализ

Ответ:

Зазывает смерть. Широко дверь ей отворяет. В безумии она познает глубину одиночества.

Учитель: Много лет назад,1914-1916гг, Ахматова говорила о моментах счастья, которые она хотела бы пронести через всю жизнь, какой бы сложной она ни была, но сейчас ей не дано взять даже воспоминания о сыне.

Почему обращается Ахматова после безумия к библейским мотивам? "Распятие" - случайно ли это стихотворение?

Нужен ли эпилог? Почему она боится забыть все это? В чем перекликается "Эпилог" с "Посвящением"? Какой характер носит образ женщины?

Учитель:

В "Эпилоге" 1,2 стихотворении возникает образ Матери, который носит обобщающий характер.

1 стихотворение говорит, что делает страх и несвобода с женщинами, с матерями - превращает в старух. Образ женщины ассоциируется со страной (Россией), которая устала от этого, но еще сильна, с эпохой, (серой- седой).

"Эпилог" подхватывает все моменты, которые были рассыпаны по всему произведению.

Память - спасение от духовной гибели для всего народа.

В этот момент, когда у нее уже нечего отнять, она обнаруживает силу (2 стихотворение из "Эпилога") "Реквием"- это путеводитель по жизни того времени, по истории, точный, до мелочей, отразивший все самые страшные приметы времени.

Д/з написать творческую работу.

Варианты тем:

  • "Приметы времени", "Судьба страны и женщины по поэме А. Ахматовой "Реквием"
  • "Судьба русской женщины в 30-40-е гг. по поэме А.Ахматовой "Реквием".