Прорастание семян. Урок-исследование "условия прорастания семян" Какие главные условия необходимые для прорастания семян


Новичкам-огородникам следует знать, какие условия нужны для прорастания семян. Одной земли и воды недостаточно, чтобы подготовить будущую рассаду. Окружающее пространство должно соответствовать параметрам жизни конкретного растения. В природе учитывают время года, местность, а также монтируют парники при необходимости.

Окружающая среда и регион

Прежде чем начать определять, какие условия нужны для требуется узнать, способно ли растение жить в этой местности. Можно его выращивать дома, но вдруг оно вытянется до огромных размеров... Поэтому требуется ознакомиться с описанием свойств выбранной культуры и особенностями высаживания. Учитывается структура грунта, число поливов в день, добавление подкормки в почву.

Часто перечисленные моменты отличаются при рассмотрении вопроса о том, какие условия нужны для прорастания семян экзотических растений. В северных районах они могут расти только в условиях парника. В южных природа более благоприятна, высаживать их можно в открытые грядки. Но гарантий нормального роста никто дать не сможет, если не соблюдались требуемые предписания.

В последнем случае важную роль играет ещё один фактор — количество солнечных дней в году. Это не забывают учитывать при рассмотрении вопроса о том, какие условия нужны для прорастания семян. Поэтому место высаживания оборудуют специальными лампами дневного света, выполняющими дополнительную функцию — обогрева почвы. Температура очень важна при получении маленьких ростков нового растения.

Что требуется?

Рассмотрим, какие факторы важны для прорастания семян в домашних условиях. Не каждое растение вырастает даже при должном уходе. Создавая необходимые условия, повышают их шансы на выживание. Для интенсивного роста требуется:

  1. Плодородная почва — продается в специализированном отделе огородника в гипермаркетах или цветочном магазине. Она должна отвечать требованиям безопасности для человека, быть обработанной от болезнетворных микроорганизмов. Часто на упаковке описан состав смеси.
  2. Определенная температура — часто выше комнатной.
  3. Воздух — чистый, незагазованный.
  4. Отсутствие рядом мощных излучателей электромагнитных и тепловых волн.
  5. Достаточное количество солнечного или искусственного света в сутки.
  6. Питание почвы водой и минеральными веществами.

Воздух

Обязательно подразумевают наличие кислорода. Он участвует в обменных процессах всех живых клеток. Для растений его присутствие является жизненно необходимым. Ростки вытягиваются из земли, потребляя огромное количество воздуха. При его нехватке значительно замедляется процесс развития клеток, а при полном его отсутствии может начаться омертвение растения.

Кислород важен не только для растений, но и для любого живого существа. Не рекомендуется использовать свечи и другой открытый огонь в комнате с рассадой. Если же приходится так поступать, следует чаще проветривать помещение. Когда накрывают почву пленкой, не закупоривают плотно место высадки семян. Воздух должен поступать к поверхности почвы.

Свет

Солнечные лучи - основа всего живого на Земле. Все растения стремятся ввысь, к солнцу, и скорость роста зависит от постоянства освещения. Для прорастания семян необходимо учитывать этот фактор. Выпускаются специальные лампы, являющиеся заменителями естественного света.

Ночью растения вырабатывают углекислый газ. Поэтому не рекомендуется размещать рассаду в спальных помещениях. При большом количестве комнатных растений наутро часто болит голова от нехватки кислорода. Нужно обеспечить постоянный приток воздуха к почве с семенами.

В полной темноте некоторый рост растений все же наблюдается. Но получаемые ростки не способны в дальнейшем полноценно развиваться. Они становятся хрупкими, безжизненными. Цвет их листьев приближен больше к желтоватым, чем к зеленым оттенкам.

Вода

Что говорит биология? Прорастание семян устроено таким образом, что основные силы для деления клеток черпаются из воды. Химические процессы не могут проходить без жидкости, поэтому следует планово поливать рассаду. Часто дают семенам прорасти без земли, в воде. Этот процесс менее длителен. Как только появились первые корешки, высаживают полученную рассаду в почву.

Растение состоит, как и тело человека, большей частью из воды. Она питает клетки необходимыми минералами, участвует в обмене и процессах роста, выводит продукты распада. Благодаря жидкости происходит растворение полезных веществ в почве. Но под влиянием тепла семена могут прорасти ещё на стадии хранения.

Для этого им нужна повышенная влажность воздуха, свет и комфортная температура. Однако в памяти растений находится механизм, воспринимающий времена года. Так, при оттепели весной начинают расти семена даже в полной темноте подвального помещения. Они способны воспринимать смену сезонов.

Тепло

Активный рост происходит, когда температура для прорастания семян выше 20 градусов тепла, в идеале - не ниже 25. Холод затягивает процесс выращивания рассады. Южные регионы богаты растительностью, её многообразие порой поражает. Это связано с теплым климатом, обеспечивающим интенсивный рост клеток.

В северных регионах растительность замирает с приходом холодов. Только с приходом тепла снова все оживает. В комнате всегда плюсовая температура, поэтому основной заботой становится обеспечение правильного освещения. Действие низких температур можно проверить путем помещения сосуда с семенами в холодильник. Процесс их роста значительно замедлится.

Если под влиянием теплых солнечных лучей первые ростки появляются на следующий день или к вечеру, то в холодном месте, при температуре не выше +3 градусов, первые признаки роста можно будет увидеть только через пять дней.

Дополнительные меры

Условия прорастания семян соблюдать нужно в любом случае, тогда понадобится минимум времени для получения здоровых саженцев. Дополнительными мерами служит создание благоприятного состава почвы для роста конкретного вида растения. Некоторые культуры требуют определенной (нейтральной, слабокислой или другой) среды для роста. Тут имеет значение показатель pH. Чаще его значение находится в пределах от 5 до 8.

Растения не любят застоя воды, поэтому обильно поливать семена не рекомендуется. Учитывается отвод лишней влаги из почвы. Снизу горшков проделывают небольшие отверстия. Верхние слои почвы периодически рыхлят для проникновения кислорода сквозь уплотненную водой землю.

Класс: 6

Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.

Задачи:

Образовательные

  • Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.
  • Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

Развивающие

  • Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.
  • Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы
  • Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.
  • Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Элементы осваиваемых компетенций

  • формирование навыков работы с различными источниками информации, самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, преобразовывать ее;
  • владеть способами совместной деятельности в группе, паре, выступать с устным сообщением;
  • обозначать свое понимание и непонимание по отношению к изучаемой проблеме, выступать устно о результатах своего исследования, организовывать самооценку своей учебной деятельности, рефлексию.

Оборудование: информационные листы, результаты опытов (лабораторное оборудование), мультимедийный проектор, презентация , набор семян, таблицы, картинки "Удивительное рядом", DVD диск "Условия прорастания семян", магнитофон, телевизор.

План урока

Давай пройдемся медленно по лугу
И "Здравствуй!"
Скажем каждому цветку.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С. Вургун

1. "Во мне есть все, я должен стать красивым, большим зеленым, как родитель мой. Пока - покой. И я пока счастливый. А мир вокруг хоть тесный, но живой" (Семя).

(демонстрация слайда 3) Почему семя - зачаток нового растения? (беседа).

2. Тесты: выберите правильные утверждения.

1. При прорастании семена поглощают углекислый газ и выделяют кислород. (-)

2. При прорастании зародыш питается запасом питательных веществ эндосперма или семядолей. (+)

3. Проросшие зерновки пшеницы имеют сладковатый вкус. (+)

4. Проросток растения образуется в результате деления клеток зародыша. (+)

5. Мелкие семена лучше прорастают и дают сильные проростки. (-)

6. При дыхании семян выделяется тепло. (+)

7. Сухие семена не дышат. (-)

8. Проростки двудольных растений имеют мочковатую корневую систему. (-)

9. Для прорастания семян необходимы влага, воздух, тепло. (+)

10. Первым у проростка появляется корень. (+)

(Ученики работают в тетради, если не уверены в ответе цифру обводят кружочком).

Учитель: возникли у вас трудности, вопросы? В ходе сегодняшнего урока мы ответим на все вопросы.

- Нам предстоит заполнить схемы:

1. условия прорастания; (на доске схемы)

2. Типы прорастания.

Выяснить каковы этапы прорастания семян?

Для работы сформированы группы. Каждая группа заранее получила задания и с помощью опытов, получив определенный результат, сделать вывод о роли определенного фактора окружающей среды в прорастании семян. Использовав информацию, учащиеся каждой группы объясняют значение определенного фактора в прорастании семян. Делают записи в тетрадях, обсуждают проблемные вопросы, делают вывод.

II. Осмысление:

1. Условия прорастания семян.

Рассказ учителя. Оказывается, у большинства растений семена, попавшие в почву, не могут начать прорастать сразу. Им необходим период покоя - время, в течение которого происходит дозревание зародыша семени уже вне плода. Когда период покоя завершен, семена, попав в благоприятные условия, могут начать прорастать. Это означает, что находящийся в семени, зародыш начинает расти и развиваться. Например, огурцы могут начать прорастать, пролежав в покое несколько лет. О таких семенах мы можем сказать, что они долго не теряют свою всожесть, то есть способность прорастать. По-другому можно сказать, что у них большой срок годности (обычно его указывают на пакетиках с семенами). Всхожесть, т.е. способность семян к прорастанию в соответствующих условиях определяется процентами семян, из которых развились нормальные проростки. Демонстрация опытов по определению всхожести семян. (СЛАЙД 4)

Что такое прорастание? (СДАЙД 5)

Основная функция семян - распространение и размножение растений. Для того чтобы дать жизнь новому растению, семя должно прорасти. Прорастание семян - процесс роста зародыша. Появившееся при прорастании семени молодое растение называют проростком.

Для того чтобы семя проросло, зародыш должен быть живым.

Какое семя прорастет? (СЛАЙД 6)

(На рисунке заштрихованы погибшие части семени).

Почему гибнут семена? Выдвигаются гипотезы: от механических повреждений, воздействия вредителей и болезней, длительности хранения. При сборе необходимо соблюдать условия для сохранения семян живыми, а также правильно их хранить.

Какие условия необходимы, чтобы зародыш стал развиваться?

Отчет 1 группы. "Роль воды в прорастании семян".

В два стакана помещают одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставляют сухими, а во второй немного воды. Через 3-4 дня в стакане, где была вода, семена проросли.

ВЫВОД: Вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества семени.

(Ученики других групп после просмотра фильма рецензируют выводы первой группы)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки, питаясь, начинают делиться и увеличиваться в размерах. Зародыш использует растворимые соединения и семя прорастает.

Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды. (СЛАЙД 7)

Семена засухоустойчивых растений (просо) поглощают воды в несколько раз меньше собственного веса, семена огурцов и кабачков поглощают воды больше, чем просо. А вот семена риса, который всегда растет "стоя в воде", очень хорошо прорастает под водой.

Отчет II группы. "Роль кислорода в прорастании семян".

В два стакана положили семена. В один - налили воды так, чтобы частично закрывала семена, в другой воды до краев. Оставили в тепле. Через несколько дней получили результат: семена частично залитые водой набухли и проросли, а полностью залитые водой - набухли, но не проросли.

ВЫВОД : толща воды в стакане не пропускала к семенам воздух. Не получая кислорода, семена и зародыш погибли. (СЛАЙД 7) Демонстрация фильма и рецензирование вывода.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Зачем нужен кислород? Для роста зародыша нужна энергия, которая заключена в питательных веществах. Во время дыхания под действием кислорода энергия освобождается и используется зародышем для роста. Этот процесс сопровождается выделением тепла.

Дыша и сухие семена, если они живые. Но у сухих семян это процесс идет очень слабо. Поэтому следует сохранять семена в хорошо проветриваемых помещениях, содержать их в бумажных пакетах или мешках, но не упаковывать в полиэтиленовые пакеты, которые не пропускают воздух.

Отчет III группы. "Роль температуры в прорастании семян".

Одну часть семян поместили в теплое место, другую - в холодильник. Спустя несколько дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, а семена в холодильнике лишь слабо проклюнулись, а некоторые не проросли.

ВЫВОД: при проращивании необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена. Демонстрация фильма и обсуждение вывода.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

На прорастание семян влияют температурные условия. Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15, +18 градусов, это теплолюбивые растения. Их чаще сначала проращивают дома и в виде рассады уже высаживают в теплое время на грядки. Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса. Это холодостойкие растения. Перечисленные особенности учитываются при определении сроков посева. (СЛАЙД 8)

Заполнение схемы "Условия прорастания" в тетради и на доске. Демонстрация (СЛАЙДА 9)

Это важные условия необходимые для прорастания семян.

Как вы думаете, будут ли влиять еще какие-либо факторы на прорастания семян?

Влияние глубины заделки семян в почву. Демонстрация фильма и обсуждение. (СЛАЙД 10)

При посадке семян необходимо учитывать глубину заделки в почву.

При посадке семян необходимо учитывать:

1. Глубина заделки зависит от размера семени:

а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.

б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм

в) крупные сеют на глубину до 5 см

г) средних размеров - на глубину 2-3 см

2. Глубина заделки семян зависит от качества почвы.

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой - влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

(СДАЙД 11). Распредели глубину заделки семян.

(Ученикам на столе предложены семена, которые необходимо классифицировать по глубине заделки в почву).

Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян.

Демонстрация фильма и его обсуждение с учениками.

Вывод : размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.

Влияние света на прорастание семян.

Но есть некоторые исключения. Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный не даст всходы на свету, также не прорастут на свету фацелия, клоповник, персидская вероника.

Некоторые семена прорастаю только на свету. Семена петуньи гибридной прорастут только на свету.

Семена растений, произрастающих в чрезмерно увлажненных местах, болотах прорастут при наличии света. Но для большей части семян присутствие света необязательно.

Мы добавляем к нашей схеме еще факторы, влияющие на прорастание семян.

Но чтобы семена остались живыми к моменту посадки, необходимо соблюдать условия хранения семян.

  1. Семена закладывают на хранение хорошо просушенными. (Задает вопрос "Почему?", учащиеся отвечают). В период прорастания семена активно дышат, выделяется энергия и тепло, семена нагреваются и могут от высокой температуры погибнуть, потерять всхожесть. Во влажных условиях могут появиться болезни, плесень, что тоже приводит к гибели семян. В зернохранилищах устанавливают вентиляцию, помещение систематически проветривают.
  2. Семена перед хранением обрабатывают специальными препаратами от болезней и вредителей.

Также агротехника посева имеет большое значение.

  • Необходимо знать сроки посева семян.
  • Глубина заделки семян разных размеров.
  • Рыхление почвы перед посевом для сохранения влаги и воздуха.
  • Отношение семян к температурным условиям во время проращивания.
  • Свойства почвы

Поверхностное повреждение твердых оболочек некоторых семян (клевера, люпина, донника) в специальных машинах для ускорения всхожести семян. К зародышу быстрее проникает вода и воздух, а это ускоряет прорастание семян.

2. Этапы прорастания семян.

Типы прорастания семян. Работа со схемой на доске и СЛАЙДОМ 13 .

Различают два типа прорастания - подземное и надземное. Чем отличаются? Какой тип прорастания более совершенен и почему?

Вывод делают ученики:

Надземное прорастание - семядоли выносятся на свет и становятся зелеными (фасоль, редис). Подземное - семядоли остаются в почве (горох, пшеница, подсолнечник).

СЛАЙД 14. При прорастании зерновок злаков семядоля остается в семени, а через почву, как таран, пробивается первый лист, защищая почку от повреждений.

Вывод : подземное считается более совершенным, так как обеспечивает защиту от поедания животными, вытаптываний, колебаний температур и других неблагоприятных факторов.

Семена тех растений, у которых семядоли выносятся наружу, не должны при посеве заделываться глубок, так как всходы не смогут пробить толстый слой почвы и погибнут.

III. Рефлексия.

1. Тесты, которые были предложены в начале урока. СЛАЙД 15.

Ученики распределяют в таблице цифры вопросов в три колонки на информационных листах. Что Вам было уже известно? Какая информация была для вас новой? С чем вы не согласны? Что оказалось наиболее важным? Что необходимо запомнить?

2. Синквейн и стихотворение учеников.

3. Работа с презентацией: (СЛАЙДЫ 16 по 20).

В 6-м классе мы начали изучать раздел биологии - ботанику - науку о растениях. С каждым уроком мы все больше получаем информации о растениях и сегодняшний урок не исключение.

Мы узнали, что растения являются основными поставщиками кислорода для всего живого на Земле (слайд 16). Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Мы не устаем восхищаться ими (слайд 17 ).

Растения являются источником пищи для всех гетеротрофов - животных, человека. Мы используем в пищу зеленые части растений, фрукты, овощи, ягоды, грибы, семена (слайд 18, 19).

Но чтобы продолжать использовать дары растений, человек должен бережно относиться к природе (слайд 20).

4. Дифференцированные задания.

1 и 2 уровень:

Выберите правильный ответ:

А 1. Вода необходима для прорастания семян потому, что: 1) в воде находятся минеральные вещества 2) в воде растворены органические вещества 3) зародыш может использовать только растворенные в воде питательные вещества 4) при прорастании необходимо увеличить массу семян.

А 2. В опыте, выясняющем необходимость света для прорастания семян, были получены следующие результаты: семена проросли и на свету, и в темноте. Следовательно: 1) оба условия необходимы для прорастания семян 2) свет необходим для прорастания семян 3) свет не нужен для прорастания семян 4) опыт ничего не показал.

А 4. Какие условия нужны для прорастания семян? 1) вода, свет, тепло 2) питательные вещества, целый зародыш, вода, тепло и воздух 3) почва 4) свет.

А 5. Чем питается зародыш прорастающего семени в первое время? 1) водой и минеральными веществами почвы 2) водой 3) питательными веществами, отложенными в эндосперме или семядолях 4) ничем не питается.

А 6. Требуется наиболее высокая температура (выше 10 градусов) для прорастания семян растений: 1) ячменя 2) ржи 3) моркови 4) дыни.

В 1. Определите последовательность событий при прорастании семени фасоли:

А) появление семядолей и стебелька с почечкой

Б) появление зеленых листочков

В) появление корешка

Г) сбрасывание семядолей

Д) набухание семени

С 1. Какие из семян можно сажать глубже, чем остальные, и почему? Семена лука, огурца или фасоли.

Ответы : А 1-3; А 2 - 3; А 3 - 1; А 4 - 2; А 5 - 3; А 6 - 4; В 1 - ДВАБГ; С 1 - фасоли, так как содержит большой запас питательных веществ.

3 уровень:

Творческие задачи.

1. Учитель биологии попросил учеников собрать семена календулы. Школьники собрали семена в полиэтиленовый пакет, плотно завязали его, чтобы не рассыпать. Через несколько дней они сдали семена учителю. Однако, вместо хороших семян, учитель увидел почерневшие и влажные семена. Что произошло с семенами? Какую ошибку допустили школьники?

2. Каков биологический смысл пословицы: "От худого семени не жди доброго племени"? Мелкие и щуплые семена имеют маленький зародыш, содержат небольшой запас питательных веществ, прорастают медленно и недружно, дают маломощные всходы. Урожай семян таких растений низкий.

3. Вы - агроном хозяйства. Будете ли Вы учитывать экспозицию склонов (северная или южная) при проведении агротехнических приемов (посев, уборка) на склоновых землях? Почему? Склоны северной стороны и южной экспозиции получают неодинаковое количество солнечной энергии. Южные склоны обогреваются больше, северные - меньше. Поэтому на южных склонах посев и уборку следует проводить раньше, а на северных позже.

4. Различают два типа прорастания семян: надземный - семядоли выносятся на поверхность почвы и подземный - семядоли остаются в почве. А) какой тип прорастания семян более совершенен и почему? Б) Учитывают ли особенности прорастания семян при возделывании растений? Подземное прорастание семян считается более совершенным, так как обеспечивает семядолям защиту от поедания животными, вытаптывания, колебаний температуры и других. Семена тех растений, у которых семядоли выносятся наружу, не должны заделываться при посеве глубоко, так как всходы не смогут пробить толстый слой почвы и погибнут.

5. Почему так говорят? "Сей овес в грязь, будешь князь" или "Весенний день год кормит". Весной почва быстро высыхает и с посевом семян опаздывать нельзя. Иначе снизится урожай из-за несоблюдения условий посева семян.

6. Почему, прежде чем засыпать зерно в хранилище, его просушивают, проветривают и охлаждают? Во влажном и теплом хранилище семена не сохранятся. Они начнут прорастать, нагреваться, покрываться плесенью и гнить.

Взаимопроверка 1 и 2 уровня. Выставление оценок

5. СЛАЙД 21 . Посмотрите, пожалуйста, на гномов. У них у всех разное настроение. Какой гном наиболее близок к Вам по настроению? Какого гнома Вы забрали бы с собой, уходя сегодня с урока?

6 . Домашнее задание параграф 38, записи в тетради. Дополнительно: кроссворд, составить тесты по п. 38.

Литература.

  1. Н.Ф. Бодрова "Изучение курса "Растения. Грибы. Лишайники" - Воронеж, 2008
  2. Н.И. Галушкова "Биология. Бактерии. Грибы. Растения" - Волгоград, 2007
  3. Д.И. Трайтак "Книга для чтения по биологии. Растения" - М.: Просвещение, 1996
  4. С.Н. Лебедев "Уроки биологии с применением информационных технологий" - М.: Глобус, 2009
  5. С.Л. Островский "Как сделать презентацию" Первое сентября, 2010
  6. А.В. Хуторской "Ключевые компетенции на уроках естественнонаучного цикла" - М.: ЦДО "Эйдос" 2009
  7. Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии"

Позволя-ет проростку быстро стать самостоятельным. Для посева необходимо знать условия прорастания семян данного вида и их всхожесть, т. к. от этого зависят сроки посева и нор-ма высева.

Образование семян — важ-нейшее условие существования цветковых растений . Однако для развития нового растения из зародыша необходимо, что-бы семя проросло. Для этого требуются определенные усло-вия. Семена большей части видов растений начинают про-растать после периода покоя при наличии тепла, воздуха и воды.

Температура

Семенам разных видов для прорастания нужна разная температура (рис. 169). Семена необходимо высе-вать в определенные сро-ки, когда воздух и по-чва прогреются до опре-деленной температуры. Рожь, пшеница, морковь и редис, на-пример, прорастают даже в холодной почве, а огурцы и томаты — только в теплой.

Влажность почвы

В сухом месте семена не прораста-ют даже в тепле — без влаги семя не набухнет и кожура не лопнет. Вода также необходима семенам для процессов пре-вращения сложных веществ в более простые. Растворенные в воде вещества поступают в зародыш.

Кислород

Проросток

Молодое растение, развивающееся из семени, называется проростком.

Питание проростка

При прорастании семени первым появляется корень , чтобы обеспечить растение водой и ми-неральными веществами. Как только появятся молодые зеленые листочки, в них сразу начинается фотосинтез — процесс создания органических веществ на свету. С этого момента рост и развитие нового растения уже не зависят от запасных веществ семени.

У семян некоторых растений (например, лилий, погремков) фор-мируется недоразвитый зародыш, состоящий из нескольких клеток. Такие семена должны естественным путем дозреть уже после отделе-ния от материнского организма. Поэтому семена лилий нельзя высе-вать в первую весну после созревания, так как они не способны к про-растанию.

Учитель: Рагимова Арзу Магеррамовна.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 44 г. Томска

Предмет: биология.

Класс: 6, общеобразовательный.

Тема: Условия необходимые для прорастания семян.

Приложение к уроку: презентация.

Форма урока: урок с элементами проектно-исследовательских технологий.

Урок по теме «Условия необходимые для прорастания семян» проводится в 6-м классе в разделе изучения темы «Семя».

Актуальность .

На современном этапе обучения необходимо особо обратить внимание на индивидуальное развитие личности, поиск и развитие творческих способностей учащегося, обучению навыкам самостоятельного решения поставленных перед собой задач. Формировать у учащихся способность самостоятельно мыслить, применять знания, уметь планировать деятельность, ставить вопросы и уметь находить на них ответы. Умение эффективно сотрудничать в разнообразных мини группах. Все это неизбежно должно привести к поиску и внедрению новых педагогических форм и технологий в образовании. Одними из таких форм – исследовательская и проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Сущность исследовательского метода заключается в организации учителем поисковой, творческой деятельности учащихся для решения новых проблем и проблемных задач. Назначение данного метода - полноценное усвоение школьниками опыта творческой деятельности

С помощью исследовательского метода организуется творческое усвоение знаний, т. е. этот метод учит школьников применять известные им знания для решения проблемных задач и добывания новых знаний в результате такого решения. Кроме того, он обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску этих методов. Очевидно, что исследовательский метод является условием формирования интереса, по­требности в самостоятельной, творческой деятельности у уча­щихся

Характер заданий при исследовательском методе: домашние практические задания; решение аналитических проблем; задания кратковременные и предполагающие необходимый определенный срок (неделю), задания групповые.

На уроке-исследовании ставлю две цели:

1) Обучение предмету (дидактическая цель).

Задачи:

способствовать приобретению учащимися

Общеучебных умений (работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т. д.);

Специальных знаний и умений (усвоение фактического материала по предмету);

Интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и т. д.).

Задачи:

формировать у учащихся исследовательские знания и умения:

Знание специфики и особенностей процесса научного познания,

ступеней исследовательской деятельности;

Знание методики научного исследования;

Умение выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод.

Оборудование: семена фасоли, гороха, чашки Петри, химические стаканы, компьютер с мультимедийным проектором.

Подготовка к экспериментальной части урока:

Класс делится на 7 групп (одна из них экспертная). В работе участвует весь класс.Деление по группам проходит по принципу добровольности, что позволяет снять возможные проблемы межличностного общения учащихся.

Каждая группа носит научное название: ботаники; юннаты; практики; юные химики; юные агрономы, юные исследователи, ученый совет. Перед каждой группой учитель ставит цели, знакомит с теоретическим материалом, методикой постановки и проведения эксперимента.

За 10-14 суток до урока экспертные группы учащихся под руководством учителя закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. В ходе эксперимента учащиеся наблюдают за прорастанием, ухаживают за прорастающими семенами и проростками, делают фотографии объектов изучения, готовят выступления в соответствии с заданиями.

Основные этапы урока.

Этапы урока

Тема исследования

Временная реализация

Погружение в тему через проблемную задачу.

ботаники

“Какое строение имеют Семена фасоли и пшеницы?”

“Какие условия необходимы для прорастания семян?”

практики

Чем же питается зародыш в начале прорастания

юные химики

дышат ли семена?

юные агрономы

почему семена высевают в разные сроки?

юные исследователи

ученый совет

экспертная

Обобщение после каждого выступления

Группы работают по предложенному алгоритму. Перед ее началом необходимо произвести распределение ролей для более эффективной работы: руководитель группы(лидер), постановщики эксперимента, человек, анализирующий результаты, докладчик или содокладчики.

Алгоритм работы группы:

1.Сформулировать цель исследования.

2.Поставить исследовательские задачи.

3. Выдвинуть версии, гипотезы, обозначить проблемы.

4. Провести эксперимент.

5. Зафиксировать результат.

6. Оформить результат

7.Сделать вывод (анализ, обобщение)

8. Представить результат исследования.

Ход урока

1 час (40 мин.)

Погружение (3 мин).

Вступительное слово учителя. В 6-м классе мы начали изучать раздел биологии – ботанику – науку о растениях. С каждым уроком мы все больше получаем информации о растениях, и сегодняшний урок - не исключение.

Мы знаем, что растение начинает свою жизнь с семени. А как дать жизнь семени, какие условия необходимы для прорастания семян и является темой сегодняшнего урока. И так открыли тетради и запишем тему урока «Прорастание семян».

Перед вами ставится задача, ответ на нее вы должны дать в конце урока.

В энциклопедии для детей и школьников в разделе археологические раскопки написано: «Учёные нашли семена пшеницы, которые пролежали в земле более 1000 лет и не проросли, хотя способность к прорастанию не потеряли. Почему это произошло? Ведь обычно семена прорастают через несколько дней после посева».

Для решения этой проблемы нам помогут группы, которые вели исследовательскую работу.

ботаники;

практики;

юные химики;

юные агрономы.

юные исследователи.

На уроке присутствует ученый совет, который подведет итог работы всех групп и решит, справились ли мы с проблемным вопросом.

Ботаники. Наша группа изучала вопрос “Какое строение имеют Семена фасоли и пшеницы?”

Рассмотрим сухой плод пшеницы – зерновку. Продолговатое зерновка пшеницы снаружи одета золотисто-желтым кожистым околоплодником, который так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Если разрезать зерновку пшеницы вдоль, на срезе видно, что большую часть зерновки составляет мучнистый эндосперм, клетки которого содержат питательные вещества. Зародыш пшеницы маленький, рассмотреть его можно только под лупой. Он имеет корешок, стебелек и почечку. Но семядоля у него одна. Она не содержит запаса питательных веществ, плотно прилегает к эндосперму и похожа на тонкую пластинку. Когда семя прорастает, питательные вещества из клеток эндосперма поступают к зародышу через семядолю.

Итак, семя пшеницы имеет:

околоплодник, сросшийся с семенной кожурой; зародыш; эндосперм.

Рассмотрим строение семени фасоли. Снаружи семя покрыто семенной кожурой. Она защищает семя от чрезмерного пересыхания. Если взять набухшее в воде семя фасоли и снять с него кожуру, под семенной кожурой обнаружится зародыш. Он состоит из двух семядолей и расположенных между ними корешка, стебелька и почечки.

Итак, семя фасоли состоит из семенной кожуры и зародыша, а запасы питательных веществ находятся в семядолях.

Растения, семена которых состоят из одной семядоли, называются однодольными.

Растения, семена которых состоят из двух семядолей, называются двудольными.

Учитель. Спасибо ботаникам за интересную информацию.

Вопрос классу - Как называется процесс образования молодого растения из семени - прорастанием.

Оказывается, у большинства растений семена, попавшие в почву, не могут сразу прорасти. Им необходим период покоя – время, в течение которого происходит дозревание зародыша семени уже вне плода. Семена сосны должны отдохнуть почти целый год, промерзнуть зимой и отогреться в лучах весеннего солнца. Когда период покоя закончен, семя готово начать свою работу по превращению в молодое растение. Семена ивы могут прорасти сразу, как только упадут с дерева на землю.

А так же семена должны обладать всхожестью, т. е. способностью к прорастанию в соответствующих условиях. Всхожесть определяется процентом семян, из которых развились нормальные проростки.

А что называется прорастанием?

Прорастанием семян называют их переход от состояния покоя к вегетативному росту зародыша и формированию из него молодого растения.

Итак, мы узнали, как ведут себя семена, когда только начинают прорастать. А что же происходит дальше (видеофильм прорастание семян)

Краткое описание фильма.

1. При прорастании семени первым из него появляется маленький корень? Для того, чтобы выглянуть наружу, ему приходится разорвать семенную кожуру.

2.Если семя находится в почве, корешок всегда растет вертикально вниз. Вслед за этим в зародыше семени начинается активный рост стебелька. Сначала, вылезая из-под земли на свет, он образует петлю, которая постепенно распрямляется и выносит на поверхность сильно "похудевшие" семядоли.

3. Между ними хорошо видна почка. Она тоже выросла и начала зеленеть.

И так ребята запишем в тетрадях.

По способу прорастания растения делятся на два типа:

1. подземный тип,

2. надземный тип.

При любом типе прорастания из зародыша семени развивается молодое растение. Оно называется "проросток".

Проросток образуется благодаря усиленному делению образовательной ткани зародыша. В дальнейшем из проростка вырастет взрослое растение, способное к размножению, и все повторится вновь и вновь.

А как получить здоровый проросток, полноценный и крепкий? Ответ на этот вопрос искали наши группы экспертов

юннаты; практики; юные химики; юные агрономы, юные исследователи.

Цель наших исследований «Изучение условий прорастания семян»

1 группа Юннаты

Нашу группу заинтересовал вопрос: “Какие условия необходимы для прорастания семян?”

В два стакана поместили одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставили сухими. Во второй немного налили воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане, где была вода, семена проросли. В стакане без воды семена не изменились.

Опыт показывает: Для прорастания семян необходима вода”

Вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества.

Для прорастания семян разных растений требуется различное количество воды. Например, семена гороха поглощают в 1,5 раза больше своей массы. Поэтому семена гороха и некоторых овощных растений перед посевом намачивают. Зерновкам кукурузы требуется в 2 раза меньше их массы.

Мы взяли два блюдца, положили на них одинаковое количество грамм гороха и кукурузы. Залили оба блюдца одинаковым количеством воды. Через некоторое время мы сравнили блюдца. В блюдце, где лежали семена гороха, воды не было. А на блюдце, где лежали семена кукурузы, вода осталась. И после этого мы точно убедились, что для каждого растения нужно разное количество воды .

Мы провели следующий опыт. В два стакана поместили немного семян. Первый стакан до краев наполнили водой. Во втором стакане семена лишь смочили. Стаканы прикрыли стеклом и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане с небольшим количеством воды семена проросли. В стакане же, наполненном водой, семена набухли, но не проросли, а погибли. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый семенам для дыхания.

Семенам разных растений необходимо различное количество воздуха. Семена риса и тимофеевки прорастут даже под водой при очень малом количестве воздуха, растворенного в ней. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха, и под водой они не прорастают.

В два стакана поместили немного семян. На дно каждого стакана

налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Стаканы накрыли стеклами. Один стакан поместили в теплое место, другой на холод, в холодильник. Когда семена, помещенные в теплое место проросли, сравнили их с семенами, помещенными в холодильник. Мы увидели, что семена в холоде не проросли.

Опыт показывает, что для прорастания семян нужно тепло.

Если семенам достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут, в конце концов погибнут. Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другим мало. Например, семена огурцов, тыквы прорастут при температуре +15ْ , +18ْ С, а семена перца при +25ْ С. Семена гороха, редиса, укропа сходят при температуре +2, +5ْ С. Эти особенности семян учитываются при определении сроков посева. Растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах называют холодостойкими.

Учитель. А сейчас мы составим схему “Типы растений по отношению к температуре”.

Ученик записывает схему на доске, а ребята в тетради.

Учитель. А нужен ли свет для прорастания семян?

Отношение прорастание семян к свету можно проверить простейшим опытом. Мы взяли две тарелки и на каждую из них положили тряпочку, смочили ее и поместили на каждую из них для проращивания по 20 семян фасоли. Накрыли влажной тряпочкой. Затем в одну тарелку поместили в темноту (в шкаф), другую оставили на свету. Дней через 7 увидели, что семена фасоли, которые содержались в темноте, развились лучше и проросло их больше, чем на свету.

Опыт подтверждает, что для прорастания семян свет не нужен.

Но есть некоторые исключения. Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный не даст всходы на свету, также не прорастут на свету фацелия, клоповник, персидская вероника.

Некоторые семена прорастаю только на свету. Это семена череды, табака, семена растений, произрастающих в чрезмерно увлажненных местах, болотах.

Но для большей части семян присутствие света необязательно.

Учащиеся фиксируют их в тетрадях

Учитель. Молодцы юннаты! Ребята! А теперь давайте вспомним, при каком процессе растениям свет необходим

Ответ - фотосинтез.

Какое вещество образуется в процессе фотосинтеза.

Ответ – крахмал.

Чем же питается зародыш в начале прорастания? Послушаем практиков.

Практики. В ходе исследовательской работы мы выяснили, что в момент прорастания зародыш использует заключенные в себе запасы питательных веществ. При прорастании семян крахмал, содержащийся в эндосперме, под действием особых веществ превращается в сахар, который растворим в воде, раствор сахара притекает к зародышу. В этом легко убедится, если попробовать на вкус проросшие зерновки пшеницы или ржи. Они имеют сладковатый вкус.

Значение питательных веществ в прорастаниях семян легко проверить на опыте.

На влажную подстилку из марли мы положили одинаковые по размеру семена фасоли. Когда они набухли, отрезали семядоли. Мы убедились, что без семядолей проросток не растет. Ведь в семядолях содержатся питательные вещества, без которых проросток не сможет жить. Если отрезать одну семядолю, у проростка останется лишь половина всех запасенных питательных веществ, и от недостатка питания он будет хилым и слабым.

Из этого опыта можно сделать следующий вывод: “Чем больше питательных веществ, тем крупнее проросток ”. Вот почему проросток фасоли выросший из целого семени, значительно превосходит по размеру остальные проростки.

. Поэтому для посева надо брать крупные семена.

Учитель. Ребята! А дышат ли семена? Про свои исследования нам расскажет группа “юные химики”.

Юные химики. Человеку и животным для дыхания нужен кислород. Кислород поддерживает горение. Зажженная лучина хорошо горит, потому что в воздухе содержится кислород. это происходит потому, что при дыхании выделяется углекислый газ, не поддерживающий горение.

Мы уже знаем, что для прорастания семян необходим воздух. Дышат ли семена? Нужен ли кислород для дыхания? Какой газ выделяется при дыхании семян? Чтобы ответить на эти вопросы поставим опыт.

Мы взяли 2 банки из бесцветного прозрачного стекла. В одну из них положили сухие непроросшие семена, а в другую – такое же число проросших семян. Обе банки плотно закрыли крышками и поставили в темное место. На следующий день проверили, изменился ли состав воздуха с семенами? Опустили в банку зажженную спичку, прикрепленную к проволоке. Спичка продолжает гореть, потому что в бутылке с сухими семенами воздух остался почти неизменным. Непрорастающие семена дышат слабо, и поэтому запас кислорода в бутылке сохранился почти полностью. Затем открыли бутылку с проросшими семенами и опустили свечу до самого дна. Свеча погаснет, потому что прорастающие семена израсходовали для дыхания кислород из воздуха, находившегося в бутылке, и выделили большое количество углекислого газа.

Опыт показывает, что прорастающие семена поглощают кислород и выделяют углекислый газ, то есть дышат. Это естественно, так как растения – живые организмы.

Вывод: Кислород воздуха – важное условие прорастания семян и развития проростка.

Семена дышат днем и ночью. Вовремя выделяется тепло. Если в банку с прорастающими семенами, хорошо закрытую со всех сторон ватой и войлоком, опустить термометр, легко заметить повышение температуры.

Тепло, выделяющееся при дыхании семян, нагревает их. Особенно много тепла выделяется при дыхании прорастающих семян. Сырые проросшие семена дышат энергичнее непроросших. Сложенные толстым слоем сырые семена прорастают и быстро разогреваются. Зародыши таких семян не погибают. Семена теряют всхожесть. Чтобы этого не происходило, семена убирают на хранение только сухими и хранят в сухих, хорошо проветриваемых помещениях. Доступ воздуха к семенам должен быть постоянным. Это необходимо и для сухих семян, хотя дышат они слабее, чем прорастающие. Такие условия для хранения семян создаются в современных зернохранилищах. (элеваторах).

Учитель. Спасибо группе химиков. Ребята! Какие же условия необходимы для прорастания семян?

Ученики. Для прорастания семян необходимы следующие условия: вода, воздух, тепло, температура и питательные вещества семени.

юные исследователи.

Мы получили задание пронаблюдать влияние сока алоэ на прорастание семян и сравнить результаты.

Мы получили информацию от учителя, сок алоэ является. биогенным стимулятором которые влияют на рост зародыша.

На основе этой информации мы решили пронаблюдать, как будет действовать на прорастание семян фасоли свежий сок алоэ.

Для этого мы заложили опыт: с водой (контрольный), с добавлением свежего сока

Была поставлена цель: пронаблюдать, как будет действовать на деление и рост клеток зародыша семян фасоли сок алоэ.

Первый этап - с водой (контрольный), второй вариант – во влажную среду чашки Петри добавили произвольно несколько капель (5-6) сока алоэ из листа,:

Таблица 1. Прорастание семян фасоли.

Вода (контроль)

Сок алоэ (свежий)

Как видно из таблицы, скорость прорастания семян выше в первый день наблюдалась в чашке с водой. Во второй день заметный скачок в прорастании семян мы увидели в чашке со свежим соком алоэ, где в конечном итоге на третий день проросли все семена.

Таким образом , сок из листьев алоэ способствует более быстрому прорастанию семян и доказали, что сок алоэ является биогенным стимулятором.

Мы будем продолжать свою работу. А в частности с разными семенами и в разных концентрациях сока алоэ.

Учитель . Спасибо нашим исследователям

Следующий этап это посадка семян.

Ранней весной высевают семена только холодостойких растений (пшеница, овес, ячмень, горох). Семена этих растений прорастают при низкой температуре и обилии влаги.

Семена растений, более требовательных к теплу, приходится высевать, когда почва достаточно прогреется. Однако с посевом семян теплолюбивых растений (кукуруза, фасоль, огурцы, тыква, дыня, томат) запаздывать тоже нельзя.

Высевать семена надо на определенную глубину.

Глубина заделки семян зависит от размера и свойств почвы. Чем крупнее семена, тем глубже их сеют. В крупных семенах достаточно питательных веществ и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени.

Практикой установлено, что мелкие семена репы, лука надо сеять на глубину 1–2 см, семена средних размеров, например семена редиса, огурцов, – на глубину 2–4 см. крупные семена фасоли, гороха, бобов требуют глубины 4–5 см. если крупные семена посеять менее глубоко, им не хватит влаги.

Учитель. Стремясь вырастить растения, человек создает все условия, необходимые для прорастания семян, а чтобы получить хороший урожай, надо соблюдать сроки посева семян и глубину их заделки в почву. Об этом нам расскажет группа агрономов.

Агрономы. Наша группа получила задание ответить на вопросы: почему семена высевают в разные сроки? Отчего зависит глубина заделки семян?

Наша группа проделала следующий опыт: мы взяли 2 стакана и посадили в один маленькие зерна пшеницы, а во второй – большие. Всего мы посадили 6 зерен (3 маленьких и 3 больших). В начале насыпали слой земли в 2 см, затем посадили первое зерно, потом еще насыпали земли 2 см – посадили второе зерно, еще насыпали 2 см и посадили третье зерно. Все засыпали слоем земли в 1 см и полили. Тоже самое проделали и с большими зернами. Через 3 дня появился первый проросток тот, который находился ближе к поверхности, на следующий день появился второй проросток, посаженный вслед за первым проросшим, на третий день появился проросток, посаженный самым первым, то есть глубже всех. Аналогичная картина наблюдалась и с большими зернами.

Вывод: глубина заделки семян – один из самых важных факторов посева семян.

На глубину заделки семян влияют и свойства почвы. В песчаные почвы семена сеют несколько глубже, чем в глинистые. В верхних слоях песчаной почвы очень мало влаги. Поэтому семена, посеянные в такую почву неглубоко, будут страдать от недостатка влаги. Воздух в песчаной почве проникает на большую глубину, и влага лучше сохраняется в более глубоких слоях.

Глинистая почва более плотная и тяжелая. Уже совсем близко к поверхности в ней мало воздуха, а влаги достаточно и в верхних слоях. Поэтому в глинистую почву не рекомендуется сеять семена слишком глубоко. Строгое соблюдение сроков и правил проведения посевных работ имеет большое значение для повышения урожайности возделываемых растений.

Из эксперимента сделали вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.

Учитель. Ребята! А если созданы все условия для прорастания семян. А семена не проросли. Почему?

Ответ. Семена не проросли, потому что содержали погибший зародыш.

Учитель. Прорости и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем.

Я думаю, вы не забыли о вопросе, который я задала вам в начале урока. Так почему семена пшеницы, которые пролежали в земле более 1000 лет и не проросли, хотя способность к прорастанию не потеряли., Почему это произошло?

Ответ – для этого необходимо было соблюдать все условия прорастания семян.

Теперь настало время предоставить слово ученому совету.

Ученый совет. Очень было интересно на уроке. Ребята в группах провели много исследовательской работы, продемонстрировали много опытов и мы узнали, что для прорастания семян необходимы следующие условия: вода, воздух, тепло и питательные вещества. А я прочитаю стихотворение составленные ребятами нашего класса с помощью интернета.

Растения дают нам жизнь
Об этом знают даже дети
Но как же появляются
Растения на свете?

Вырастают они из семян,
Что мы видели с вами не раз
Но почему же, спросите вы,
Не прорастают они каждый раз?

Ответ мой будет очень прост
Найдете в книге вы:
«Для прорастания семян
Условия нужны!»

И первое, конечно же
Наличие воды,
А во-вторых,
Тепло,
Будь хоть зима, хоть лето
И воздух, чей состав так сложен
Для прорастания им нужен.

И если все это сложить
Солнце, воздух и вода
Немного времени
И с вами, увидим, как из семя
Такой знакомый человеку
Зеленый маленький листочек
Покажет тоненькую ручку.

Учитель. Спасибо ученому совету, я думаю, что вы все согласны с их выводами.

Какие опыты, проведенные группами экспертов, больше запомнились, произвели впечатление? Какие эксперименты вам захотелось повторить? Давайте сформулируем главное, что выделили на уроке. Что на уроке было интересным? А что на уроке было важным? Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

Учащиеся отвечают на вопросы, делятся впечатлениями от увиденного, высказывают желания провести самостоятельно эксперименты, позволяющие установить условия прорастания семян. Учитель спрашивает у желающих поставить эксперименты в домашних условиях ход работы и алгоритм постановки того или другого опыта.

Спасибо всем группам. Молодцы!

Д/з : § 11, ответить на вопросы.

Спасибо за урок. Урок окончен. Всего доброго.

Список использованной литературы:

1. Иванов средства в народной медицине . – М.: Военное издательство, 1992.

2. Верзилин с домашними растениями. - М.: Педагогика – Пресс, 1995.

3. Папковская научных исследований: Курс лекций.- Минск: Информпресс, 2002.

4..www. golden-yc. *****/pages/13.html.

Для прорастания семян необходимы вода, воздух, тепло и для многих растений свет.

Особенно большое стимулирующее действие на прорастание семян оказывает красный свет.

Вода проникает под кожуру семени через маленькое отверстие - семявход, в результате чего семя набухает. Потребность в воде для набухания в первую очередь зависит от состава семян. Семена, богатые жиром, поглощает 30-40% воды от всей массы, богатые крахмалом 50-70%, семена с большим количеством белка - около 90% воды. Вода необходима также для растворения питательных веществ семени, которые потребляет растущий зародыш. Набухание семян сопровождается интенсивной деятельностью ферментов. В семенах запасные питательные вещества находятся в форме сложных органических соединений. Например, для того чтобы твердый полисахарид крахмал мог быть использован зародышем, необходим гидролиз его под влиянием фермента диастазы, который осахаривает крахмал до растворимого дисахарида мальтозы. Другие сложные вещества также расщепляются под действием соответствующих групп ферментов. При этом освобождается энергия, используемая в биохимических процессах проростка.

Прорасти и дать начало новому растению могут только семена с живыми зародышами.

Причины гибели зародышей различны:

  1. от поражения вредными насекомыми;
  2. от поражения плесневыми грибами;
  3. от пересыхания во время хранения;
  4. от слишком длительного хранения и т.д.
Итак, при прорастании семени можно выделить ряд последовательно происходящих процессов:
  1. семена поглощают большое количество воды и набухают;
  2. при благоприятной температуре и доступе воздуха - О2 (необходимого для дыхания, которое быстро усиливается) ферменты клеток семян переходят из неактивного состояния в активное;
  3. под действием ферментов нерастворимые запасные вещества превращаются в растворимые (крахмал - в сахар, жиры - в глицерин и жирные кислоты, белки - в аминокислоты);
  4. зародыш, используя растворимые органические вещества, трогается в рост, причем сначала растет корешок, а затем побег.

Период покоя

- необходимое условие для прорастания семян. Покой может быть вынужденный, связанный с отсутствием необходимых условий для прорастания (покой сухих семян). Органический покой определяется свойствами самого семени. В большинстве случаев в таких семенах протекают метаболические процессы (дыхание иногда рост зародыша), но прорастание заторможено. Такие семена, даже в условиях, благоприятных для прорастания, не прорастают совсем, или прорастают плохо. Способность семян находиться в вынужденном покое или органическом покое выработалось у растений в процессе эволюции как средство переживания неблагоприятного для роста проростка времени года. Поэтому далеко не все семена обладают способностью прорастать сразу после созревания (семенам яблони, клена нужен длительный покой).]

Основные причины, препятствующие прорастанию семян:

  1. водонепроницаемость кожуры;
  2. наличие в околоплоднике веществ, ингибирующих прорастание;
  3. недоразвитие зародыша;
  4. физиологический механизм торможения прорастания.

Основные методы нарушения периода покоя:

  1. стратификация - семена смешивают с влажным песком - процесс подготовки семян к прорастанию;
  2. скарификация - повреждение кожицы для ускорения прорастания;
  3. промывание водой-с целью удаления из семян веществ, тормозящих прорастание;
  4. обработка физиологически активными веществами (гиббирилином, цитокинином).

Семена могут прорасти только при определенной температуре: озимая рожь - при 2-4 градусах, а семена огурцов - при 15-16 градусах. Требовательные к теплу растения высевают позже, когда почва достаточно прогреется.

Еще очень важным условием для прорастания семян является воздух, поэтому семена обязательно нужно высевать в рыхлую землю, в которой содержится достаточное количество кислорода. Кислород необходим для окислительно-восстановительных процессов в клетках. Эти процессы стимулируют деление и рост клеток зародыша.

Выводы:

1.Для того, чтобы семена проросли, необходим воздух, вода, тепло.
2. Если какого-либо условия не будет - семена не прорастут.