Г старый самбор. Город Старый Самбор (Украина)


Старый Самбор, 2015

Львовская область

Населённый пункт под названием Самбор возник в период Древнерусского государства в 1071 г. и входил в состав Галицкого, а с 1199 года - Галицко-Волынского княжества. Во время монголо-татарского нашествия он был разрушен захватчиками, после чего часть его жителей переселилась в посад Погонич. За последним постепенно закрепилось название Новый Самбор, а позднее Самбор , а старый населённый пункт получил название Старый Самбор, или Старый Город.
В Старом Самборе находилась резиденция галицкого князя, а впоследствии короля Руси Льва Данииловича Галицкого. Он был похоронен в 1301 году в Спасском монастыре, недалеко от города.

В 1553 году город получил магдебургское право. Старый Самбор являлся королевским городом и центром волости, в XV-XVIII вв. входил в состав Перемышльской земли Русского воеводства.
После первого раздела Польши в 1772 году Старый Самбор в составе Королевства Галиции и Лодомерии отошёл к Австро-Венгрии. В 1782-1867 гг. он входил в Самборский округ, а с 1867 года стал центром уезда.
В 1837 году землетрясение полностью уничтожило город. С этого времени он перестал играть значительную роль в регионе.
Во время первой мировой войны в конце сентября 1914 года Старый Самбор был занят частями 8-й русской армии и находился в её руках до начала 1915 г.
С 1919 г. город под юрисдикцией Польши, с 1939 г. - в составе УССР.

Первая информация о евреях Старого Самбора отностися к 1519 г., когда король Зигмунд I сообщает самборскому старосте, вместе с другими старостами, что евреям разрешается жить везде, где они пожелают. Поэтому они смогли поселиться и в Старом Самборе. Две еврейские общины - Самбора и Старого Самбора - будучи удаленными друг от друга на 20 километров, не прерывали связи между собой. В Старом Самборе не было ни еврейской больницы, ни средней школы, поэтому евреи лечились и учились в Самборе. Евреи называли город Altstadt (идиш - Старый Город).

В 1553 г. город получает Магдебургское право и становится еврейским центром для окружающих его штетлов и сел - Хирова, Старой Соли, Фельштына, села Стрелки.

Перед Первой мировой войной главой еврейской общины был Ицхак Горовиц. В 1920-х гг. в Старом Самборе проживало около 500 еврейских семей, и еще 500 эмигрировали в США. Тогда в городе около 90% жителей были евреями, 18% - украинцы и 2% - поляки.

Несмотря на общую бедность, было в Старом Самборе несколько успешных еврейских семей, например, семьи Лам и Авердам, которые разбогатели в австрийские времена, потому что имели определенные концессии от австрийского правительства за проезд через город. Семья Лам имела даже частную синагогу, которая была размещена в их доме в центре города. Ее называли «Ламовкой». Доктор Йосеф Лам, член Первого Кнессета в Израиле, происходил из этой известной в Старом Самборе семьи.

Учитывая значительное численное превосходство еврейского населения, городскими головами этого штетла были евреи. На рубеже веков, вплоть до Первой мировой войны, мэром был Аарон Авердам. Во время войны он уехал в Вену, а когда вернулся в Галичину, то поселился в Самборе. Когда город отошел к Польше, польские власти стали назначать мэром поляка.

Еще до захода в город немцев местные националисты убили около 10 евреев на еврейском кладбище. 30 июня 1941 года Старый Самбор был захвачен немецкими войсками. Все еврейское население было депортировано в гетто Самбора, где почти все - 2 300 человек - погибли. Спаслось лишь 15 человек.

В 1910 г. в Старом Самборе было основано общество «Сафа Брура», которое организовало еврейскую библиотеку и еврейскую школу. Участники общества начали сионистское движение в Старом Самборе. В 1918 г. было организовано отделение партии Поалей Цион.

В межвоенное время в Старом Самборе активно развивалось молодежное еврейское движение. В 1928 г. здесь было основано отделение га-Шомер га-Цаир. Другая молодежная организация га-Ноар га-Циони, основанная в 1930 году, сразу насчитывала около 50 молодых людей. В том же году Михаэлем Фроммом в Старом Самборе была основана Сионистская трудовая партия Гитахдут, а в 1933 году она основала и свое молодежное отделение Гордония.
В 1935 г. основывается отделение ревизионистской партии и ее молодежного отделения Бейтар.

В межвоенное время раввином Старого Самбора был рабби Хаим Ицхак Ерухам (похоронен в Самборе). Он сделал Старый Самбор хорошо известным в еврейском мире. Хасидским Адмором перед II Мировой войной был рабби Альтер Сафрин, который активно распространял хасидизм в окрестностях, особенно в селах.

Каждый год в курортную местность Спас возле Старого Самбора на отдых приезжал хасидский Адмор с Садгоры Аарон Фридман. По субботам у него собиралось огромное количество хасидов со всей округи и даже из-за границы.

Когда я была в Самборе, то узнала, что это название дали переселившиеся жители во время татаро-монгольского нашествия в память о сожжённом врагом городе. Первоначальный Самбор несколько раз горел и восставал из пепла, становясь Старым Самбором. И не удивительно, ведь основан он в 11 веке. Как же теперь живёт Старый Самбор на пороге своего 1000-летия?

И вот я в старинном провинциальном городе, который включен в Государственный список исторических населённых пунктов Украины, иду по главной улице, названной в честь короля Руси Льва Галицкого, чья резиденция была здесь в 13 веке.

Немного меня расстроили внезапно набежавшие грозовые тучи, а зонтик я ношу только в солнечные дни, и как только я его выкладываю из сумки, то обязательно меня настигает в пути дождь. Пришлось забежать в магазин и купить еще один зонт, который уже через 2 минуты был сложен — ливень так же внезапно закончился, как и начался. И второй зонт будет в сумке носиться так же в ясные дни.

Город сразу привлек внимание покрашенными в разные цвета фасадами домов.

Как мне нравится, когда указаны даты постройки на зданиях! Вот сразу видно, что это здание построено в 1914 году, и по 1946 год было детским приютом, о чем свидетельствует табличка. Теперь тут разместился детский сад.

В небольшом парке есть детская площадка и парковая скульптура ушедшей эпохи. То, что это памятник чабану, можно догадаться, ведь рядом с ним белая овечка.

И еще один скверик с необычными лавочками и ограждениями.

Молодые старосамборцы обучаются в этом колледже.

Церковь святого Николая построена в 1832 году, но основана более 700 лет назад. Стены украшены витражами и мозаикой, изображающие библейские сюжеты.

Службы правят поочередно православная и греко-католическая общины. Староста Евгений готовился к службе, был очень любезен и разрешил мне сфотографировать внутри помещение храма.

Евгений рассказал о святыне и о памятном знаке, который находится на церковной территории. При строительстве храма обнаружили остатки старых захоронений. Что это за могилы, никто не скажет. Старый Самбор не обходили стороной войны, восстания и эпидемии. В память о погибших земляках установлена мраморная плита.

Старую деревянную церковь разобрали и на её месте построена часовня.

У входа на кладбище — сразу 2 часовни, одна из них частная.

Поднимаясь по дороге в гору, я оглядывалась, любуясь открывающейся панорамой по ту сторону Днестра. Вдали виднелись генераторы ветряных электростанций.

Случайно обнаружила кладбищенскую часовню, построенную в 1907 году. Она отреставрирована, сохранилась надпись на польском языке..

В этот день была панихида по погибшим защитникам Украины, и к мемориалу воинам УПА, находящемуся в конце кладбища, сходились люди, много было военных.

Спускаясь с горы, можно было снова глядеть — не наглядеться на бескрайние просторы Прикарпатья, но я спешила в исторический центр города.

На площади Рынок было тихо и безлюдно. А в средние века здесь шумели ярмарки, ведь Старый Самбор был торговым центром. Досадно, что не сохранилась самая древняя ратуша Украины, не пережившая военное лихолетье.

У городских дворняг — сиеста на новой тротуарной плитке. А совсем недавно площадь была вымощена брусчаткой из речного камня.

Архитектурной доминантой площади является костёл, построенный в 1890 году на месте своих предшественников. Ведь город был и религиозным центром. Сейчас святыня очень плотно зажата другими постройками. Костёл был закрыт, и, на мой взгляд, несколько запущен.

Музей «Бойкивщина», к сожалению, был тоже закрыт. Видимо, нужно заранее звонить и предупреждать о посещении.

У казначейства представительный вид.

Фахверковая конструкция, что редко встретишь в Украине, использована при строительстве здания, где сейчас расположен магазин.

Ещё один зелёный уголок с памятником Т. Г. Шевченко назван в честь нашего национального поэта.

Зная, что в Старом Самборе есть полуразрушенная синагога, я пошла на поиски этого религиозного объекта. Это одно из немногих культовых сооружений, что не разрушились во время Второй мировой войны. Но теперь синагога в забвении. Построенная в конце 19 века, она, как говорится, немой свидетель трагических событий и истории еврейского народа.

Кинотеатр имени Т. Г. Шевченко построен в 1953 году на месте сгоревшей в начале 20 века городской Ратуши. Со двора напоминает какое-то фортификационное сооружение. Не знаю, как он теперь задействован, но заросли травы перед крыльцом зрители не вытоптали.

Я ещё раз пожалела, что не удалось попасть в музей, где можно было бы узнать городские краеведческие подробности.

Потом я пошла в другую часть города, по пути запечатлев фотоаппаратом школу и Народный дом.

Прошла по мосту через Днестр, берущего начало в этих краях, и ещё только набирающего силу, пока без больших порогов и водоворотов. Но даже на такую, не очень полноводную реку, я не могла наглядеться.

Небольшая церковь находится в глубине построек. Была закрыта. Или такой день выпал мне, что все двери закрыты?

Сфотографировала для коллекции понравившийся колодец возле церкви.

На обратном пути остановилась возле железнодорожного вокзала 1904 года постройки. Это двухэтажное кирпичное здание, крыша с заостренным кверху фронтоном и украшена элементами в стиле барокко. Такие вокзалы часто можно увидеть в Прикарпатье, где железная дорога была построена в конце 19 — начале 20 века. На данный момент на этой станции пассажиропоток немногочисленный из-за отсутствия поездов дальнего следования. Отсюда можно уехать электричкой во Львовском направлении или в Солотвино Закарпатской области.

Вот, кажется, всё увидела, но не везде удалось зайти. Город мне понравился, чистый и тихий, а впечатлениями делюсь с вами.

Город Старый Самбор находится на территории государства (страны) Украина , которая в свою очередь расположена на территории континента Европа .

В каком регионе (области) находится город Старый Самбор?

Город Старый Самбор является частью региона (области) Львовская область.

Характеристикой региона (области) или субъекта страны является обладание целостностью и взаимосвязью её составных элементов, в том числе городов и других населённых пунктов, входящих в состав региона (области).

Регион (область) Львовская область является административной единицей государства Украина.

Численность населения города Старый Самбор.

Численность населения в городе Старый Самбор составляет 5 603 человек.

Год основания г.Старый Самбор.

Год основания города Старый Самбор: 1199 год.

Телефонный код города Старый Самбор

Телефонный код города Старый Самбор: +380 3238. Для того, что позвонить в город Старый Самбор с мобильного телефона, необходимо набирать код: +380 3238 и затем непосредственно номер абонента.