На все изменения в общественной. Изменения в общественной жизни


Понимается переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое. Наиболее важными факторами социальных изменений выступают:

  • изменения среды обитания;
  • динамика численности и структуры народонаселения;
  • напряженность и конфликты из-за ресурсов или ценностей;
  • открытия и изобретения;
  • перенос или проникновение культурных образцов других культур.

По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные. Под эволюционными понимаются постепенные, плавные, частичные изменения общества, которые могут охватывать все сферы жизни — экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную. Эволюционные изменения нередко принимают форму социальных реформ , которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни.

Эволюционные концепции объясняют социальные изменения в обществе эндогенными или экзогенными причинами. Согласно первой точке зрения происходящие в обществе процессы рассматриваются по аналогии с биологическими организациями.

Экзогенный подход представлен в первую очередь теорией диффузии. т.е. «просачиванием» культурных образцов из одного общества в другое , что становится возможным благодаря проникновению внешних влияний (завоевания, торговли, миграции, колонизации, подражания и др.). Любая из культур в обществе испытывает на себе влияние других культур, в том числе и культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией.

Под революционными понимаются относительно быстрые (по сравнению с социальной эволюцией), всесторонние, коренные изменения общества. Революционные преобразования носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Следует отметить, что отношение к социальной революции социологии и других общественных наук неоднозначно. Например, марксисты рассматривали революцию как закономерное и прогрессивное явление в истории человечества, считая ее «локомотивом истории», «высшим актом политики», «праздником угнетенных и эксплуатируемых» и т.д.

Среди немарксистских теорий необходимо выделить теорию социальной революции . По его мнению, ущерб, наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим, чем вероятная польза, поскольку революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией. Согласно теории циркуляции элит Вильфредо Парето , революционную ситуацию создает деградация элит, которая находится у власти слишком долго и не обеспечивает нормальную циркуляцию — замену на новую элиту. Теория относительной депривации Тедаlappa объясняет возникновение социальной напряженности в обществе разрывом между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого, что приводит к появлению социальных движении. И наконец, теория модернизации рассматривает революцию как кризис, возникающий в случае, когда процессы политической и культурной модернизации общества осуществляются в разных сферах жизнедеятельности неравномерно.

В последние годы социологи все больше внимания уделяют циклическим социальным изменениям. Циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение какого-либо промежутка времени. Конечная фаза цикла как бы повторяет первоначальную, только в других условиях и на другом уровне.

Среди циклических процессов выделяют изменения по типу маятника, волновые движения и спиралевидные. Первые считаются наиболее простой формой циклических изменений. Примером может служить периодическая смена у власти консерваторов и либералов в некоторых европейских странах. В качестве примера волновых процессов можно привести цикл техногенных инноваций, который достигает своего волнового пика, а затем идет на убыль, как бы затухает. Самым сложным из циклических социальных изменений является спиралевидный тип, поскольку предполагает изменение по формуле: «повторение старого на качественно новом уровне» и характеризует социальную преемственность различных поколений.

Помимо циклических изменений, происходящих в рамках одной социальной системы, социологи и культурологи выделяют циклические процессы, охватывающие целые культуры и цивилизации. Одной из таких наиболее цельных теорий жизни общества является циклическая теория , созданная российским социологом Н.Я. Данилевским. Все культуры мира он подразделял на «неисторические», т.е. не способные быть подлинными субъектами исторического процесса, создавать «самобытную цивилизацию», и «исторические», т.е. создающие особые, своеобразные культурно-исторические типы.

В своем классическом труде «Россия и Европа» Данилевский, используя исторический и цивилизационныи подходы к анализу общественной жизни, выделил 13 культурно-исторических типов общества: египетский, китайский, индийский, греческий, римский, мусульманский, европейский, славянский и др. Основу выделения «самобытных цивилизаций» составляет своеобразное сочетание в них четырех главных элементов: религии, культуры, политического и общественно-экономического устройства. При этом каждая из названных цивилизаций проходит в своем развитии четыре основные фазы, которые, условно говоря, можно назвать зарождением, становлением, расцветом и упадком.

Аналогично рассуждал немецкий социолог Освальд Шпенглер. который в работе «Закат Европы» выделил в истории человечества восемь специфических культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко-римская, арабская, западноевропейская, майя и зарождающаяся русско-сибирская. В его понимании цикл жизни каждой культуры проходит два этапа: восходящая («культура») и нисходящая («цивилизация») ветви развития общества.

Позднее его английский последователь Арнольд Тойнби в своей книге «Постижение истории» несколько модернизирован циклическую модель исторического процесса. В отличие от Шпенглера с его «лоскутным одеялом отдельных культур», Тойнби считает, что мировые религии (буддизм, христианство, ислам) объединяют в единый процесс развитие отдельных цивилизаций. Динамику исторического процесса он связывает с действием «закона вызова и ответа», согласно которому общество развивается благодаря тому, что способно адекватно отвечать на вызовы складывающихся исторических ситуаций. Тойнби выступает противником технического детерминизма и видит развитие общества в прогрессе культуры.

К циклическим теориям также относится социокультурная динамика П. Сорокина , в которой дается весьма пессимистический прогноз развития современного западного общества.

Еще одним примером циклических теорий является концепция «мир-экономики» И. Валлерстайна (р. 1930), согласно которой, в частности:

  • страны третьего мира не смогут повторить путь, пройденный государствами — лидерами современной экономики:
  • капиталистическая мир-экономика, зародившаяся около 1450 г.. в 1967-1973 гг. вступила в неизбежную завершающую фазу экономического цикла — фазу кризиса.

В настоящее время социологи подвергают критике представления об однолинейном характере социальных процессов, подчеркивая, что общество может изменяться самым неожиданным образом. И происходит это в случае, когда прежние механизмы уже не позволяют социальной системе восстановить свое равновесие, а инновационная активность масс не укладывается в рамки институциональных ограничений, и тогда общество оказывается перед выбором дальнейшего варианта своего развития. Такое разветвление или раздвоение, связанное с хаотичным состоянием общества, называется социальной бифуркацией , означающей непредсказуемость общественного развития.

В современной отечественной социологии все более утверждается точка зрения, согласно которой исторический процесс в целом и переход общества из одного состояния в другое в частности всегда предполагает многовариантность, альтернативность общественного развития.

Виды социальных измений общества

Социология выделяет социальные и культурные изменения, происходящие в современных обществах.

К социальным изменениям относятся сдвиги в социальной структуре:

  • возникновение новых социальных групп, слоев и классов;
  • уменьшение численности, места и роли «старых слоев» (например, колхозников);
  • изменения в области социальных связей (характер взаимоотношений и взаимодействий, отношений власти, лидерства в связи с возникновением многопартийности);
  • изменения в области телекоммуникаций (мобильная связь, Интернет);
  • изменения в активности граждан (например, в связи с признанием права частной собственности и свободы предпринимательства).

Особую группу изменений мы наблюдаем в политической области:

  • изменение роли представительного учреждения (Государственной думы) и правительства РФ;
  • формирование многопартийности и устранение от руководства страной единственной партии;
  • официальное признание Конституцией идеологического плюрализма.

К социальным изменениям относятся также культурные изменения. Среди них:

  • изменения в области материальных и нематериальных ценностей (идеи, верования, навыки, интеллектуальное производство);
  • изменения в области социальных норм — политических и правовых (возрождение древних традиций, обычаев, принятие нового законодательства);
  • изменения в области коммуникаций (создание новых терминов, словосочетаний и т. п.).

Социальное развитие общества

С проблематикой социальных изменений тесно связаны понятия « » и « ». Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношении, институтов, норм и ценностей. Социальному развитию присущи три характерные черты:

  • необратимость, означающая постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен;
  • направленность — те линии, на которых совершается это накопление;
  • закономерность — не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен.

Социальный прогресс предполагает такую направленность социального развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. В целом под социальным прогрессом понимается совершенствование социального устройства общества и улучшение условий жизни человека.

Процессом, противоположным прогрессу , является регресс, он означает возвращение к предшествующему уровню развития общества. Если прогресс рассматривается как глобальный процесс , характеризующий движение человечества на всем протяжении общественного развития, то регресс — процесс локальный, затрагивающий отдельное общество в исторически небольшом отрезке времени.

В социологии для определения прогрессивности того или иного общества обычно использовались два наиболее общих критерия:

  • уровень производительности труда и благосостояния населения;
  • степень свободы личности. Но в последнее время российские социологи все чаше высказывают точку зрения о необходимости критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономической и социально-политической деятельности людей. В результате сегодня в социологии выявился третий критерий социального прогресса — уровень нравственности в обществе , который может стать интегративным критерием социального прогресса.

Завершая данный вопрос, отметим, что современные теории прогресса обращают внимание на то, что для спасения цивилизации необходима человеческая революция в форме изменения отношения человека к себе и другим, становление культурного универсализма (Н. Бердяев, Э. Фромм, К. Ясперс и др.). Перспективы развития современной цивилизации будут позитивными только в том случае, если в центре внимания в XXI в. окажутся не машины, а люди. Перспективными могут быть признаны такие изменения, которые способствуют подлинной гармонии между личностью, обществом и природой.

«Общество в Средневековье» - Последствия походов. 1096 г.- 1099 г. Тяжелейший удар был нанесен по Византии. Крестовые походы. Некоторые Крестоносцы остались в Палестине и основали государства по европейскому образцу. 1202-1204. Торговые связи между Востоком и Западом укрепились. Досуг – турниры, охота. 1188-1192. Рыцарство. Католический Запад не сумел удержать христианские святыни.

«Одежда Средневековья» - Внимание уделяется ювелирным украшениям. Сравните. Повседневная и праздничная одежда. Доспехи. Женские средневековые платья. Матерчатый доспех. Стиль одежды. Тенденция к созданию облегающей одежды. Период готики. Одежда Средневековья. Пластинчатые доспехи. Кольчужные доспехи. Доспех предоставлял достаточьно неплохую защиту.

«Возникновение средневековых городов» - Возникновение городов. Мясник. Изменения в хозяйстве. Почва стала реже истощаться. Феодалы и горожане. Развитие хозяйства и его последствия. Возникновение Средневековых городов. Выделение ремесла из сельского хозяйства. Деньги. Торговцы и ремесленники. Европейские города. Дайте правильный ответ.

«Европа в Средние века» - Короли. Роль церкви в Средние века. Абсолютная монархия. Корпорация. Раннефеодальная монархия. Вассалы. Сеньоры. Структура средневекового общества. Отношения между феодалами и крестьянами. Сословно-представительная монархия. Понятие « Средние века». Феодализм, его основные черты. Натуральное хозяйство.

«Викторина «Средние века»» - Горожане – это выходцы из деревни. Открытия, изобретения. Крестьянское восстание во Франции. Средневековый город. Участники крестовых походов. Сеньоры стремились привлечь в город больше людей. Что такое крестовые походы. Военные походы. Церковь владела огромными территориальными богатствами. Борьба чешского народа.

«Средневековое общество» - Сословие. Экономическая зависимость. Социальный строй. Владелец поместья. Замок. Принудительные обязанности. Жители деревни. Крестьянский дом. Крестьянский скот. Жизнь Средневековой деревни. Вынесение судебного приговора. Средневековая деревня. Феодал. Крестьяне. Деревенская церковь. Поместье повинности.

Всего в теме 15 презентаций

В условиях революции органы печати работали с перебоями, и свежие газеты в Курган не поступали, поэтому информация о событиях в столице приходит в город с некоторой задержкой. Первыми на события в столице реагируют солдаты 34-го запасного Сибирского полка: уже к 5 марта они занимают все социально значимые объекты в городе, а именно, телефонную станцию, железнодорожную и почтово-телеграфную конторы. 6 марта на Троицкой улице Кургана проходит демонстрация, поддержавшая достижения революции и свержение монархии. В отставку уходит городской голова Фёдор Васильевич Шветов, полиция и судебные учреждения распускаются.

Образование Советов стало важнейшим результатом революции: в первых числах марта был образован Курганский Совет солдатских депутатов, вслед за ним Совет рабочих депутатов. 12 марта 1917 года они объединились в единый орган – Курганский Совет рабочих и солдатских депутатов.

В Шадринске к середине марта 1917 года был создан Военный комитет. Его организатором стала группа большевиков 139-го запасного полка во главе с военнослужащими А.А. Ждановым и Н.М. Уфимцевым. Шадринская партийная группа с самого начала работала под руководством Уральского комитета большевиков, который находился в Екатеринбурге. Члены партийной группы вели активную работу среди солдат гарнизона и рабочих города, яро пропагандируя сопротивление и неприязнь к внутренней и внешней политике Временного правительства.

В первой половине апреля 1917 года в состав военного комитета вошли представители рабочих Шадринска. 22 мая 1917 года фактически на базе военного комитета был образован Шадринский Совет рабочих и солдатских депутатов.

В апреле-мае 1917 года возникли Советы рабочих депутатов в Мишкино, Шумихе, Щучье, Чумляке и других местах.

В противовес Советам 7 марта офицерский состав курганского гарнизона создаёт Комитет общественной безопасности или КОБ, который поддерживает Временное правительство. КОБы создавались по всей стране также активно, как и Советы, и на первом этапе революции сотрудничали с ними. Кроме поддержки Временного правительства КОБы обеспечивали общественную безопасность, осуществляли контроль за работой типографий, пресекали монархические выступления.

Позднее других организовалось зауральское крестьянство: первое заседание Курганского совета крестьянских депутатов состоялось 15 июля, председателем Совета был избран прапорщик 34-го Сибирского стрелкового запасного полка Константин Матвеевич Петров .

В течение всего марта и апреля в крае велась активная работа по созданию всевозможных съездов и союзов. Например, кроме Советов и КОБов появились съезд представителей кооперативов Западной Сибири, крестьянский уездный съезд, общество солдаток. Происходит оживление профсоюзов. Для защиты своих интересов в нашем крае создаются Союз учащихся, профсоюз плотников, Союз увечных воинов, легковых извозчиков, городских служащих. Идея самоорганизации захватила даже те слои населения, которые ранее никогда не проявляли общественную активность, например, домашняя прислуга. На 11 июня в Кургане было назначено собрание всех кухарок, сторожей, кучеров, дворников, нянек, прачек, горничных и т.п., чтобы организовать свой профессиональный союз – союз домашней прислуги.

Временное правительство учредило на местах должности своих полномочных представителей – комиссаров. Например, Курганский уезд должен был подчиняться комиссару Временного правительства по Кургану и Курганскому уезду. Им стал Иосиф Антонович Михайлов .

Вскоре начинается подготовка к введению земств в Курганском уезде.

В эти месяцы продолжали работать и привычные для местного населения органы государственной власти: городские думы, городские и уездные управы. И старые, и разнообразные новые органы местной власти действовали одновременно, то находя компромиссы, то противоборствуя друг с другом. Это позволяет называть политическую систему региона не просто двоевластие м, как в центре страны, а многовластием.

Оживляется деятельность политических партий: многопартийность – характерная черта общественно-политической жизни страны в 1917 году. Эсеры, социал-демократы, кадеты – все эти и другие партии были представлены в политическом спектре Южного Зауралья.

В начале мая начинается подготовка к выборам в Курганскую городскую думу, которые состоялись 2 июля 1917 года. Предвыборная кампания была хорошо освещена в местных газетах, в которых публиковались списки кандидатов по каждому округу, подробно сообщалось о проведении собраний и агитационной работы. О заинтересованности и отклике населения можно судить по данным о регистрации и явке избирателей: «По спискам гражданским – 12682, по военным – 2837. В выборах участвовало 5150 избирателей. Избрано 40 гласных от пяти партий». Таким образом, можно заметить, что явка на выборы была невелика и составила около 33% от зарегистрированных избирателей. Возможно, сказалось недоверие населения к этому органу местного самоуправления.

Большинство курганцев доверили свои голоса «Объединенным социалистам» , которые получили в Городской Думе 29 мандат ов. «Граждан-избирателей 3-го участка г. Кургана» в обновленном органе самоуправления представляли 5 гласных , «Группу торгово-промышленников и домовладельцев» – 2 гласных и «Трудовую группу мещан» – 1 гласный. Социальный и профессиональный состав народных избранников был весьма разнообразен: это учителя и чиновники, врачи и общественные деятели, священник и рабочий депо. Гласными были избраны Курганский уездный комиссар Временного правительства эсер И.А. Михайлов и председатель Совета рабочих и солдатских депутатов эсер Т.П. Белоногов. В состав Думы вошли наиболее уважаемые представители общественности, многие из которых уже имели большой стаж работы в качестве депутатов: М.К. Сажин, П.П. Успенский , Г.М. Легких. Таким образом, по политическому составу Дума оказалась социалистической.

13 июля 1917 года состоялось первое заседание обновленной Курганской городской думы. Городским головой единогласно был избран Михаил Константинович Сажин. Предстояло выбрать городскую управу и членов Продовольственного комитета, создать думские комиссии по разным отраслям хозяйства, назначить начальника милиции. Только после этого можно было приступить к непосредственной деятельности или, как называли это сами гласные, решать задачи «культурного благосостояния города».

Почти одновременно формируется новый состав Шадринской Думы. В выборах, которые прошли 9 июля 1917 года, участвовали 55% избирателей. Активность шадринцев, таким образом, оказалась чуть выше, чем курганцев. 26 июля 1917 года состоялось первое заседание Шадринской городской Думы, которую возглавил социалист Н.М. Притыкин.

В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. До настоящего времени нет полной ясности относительно деталей и обстоятельств этого избрания. Версии об альтернативных кандидатурах, обсуждавшихся в узком кругу "партийных старцев", еще не нашли своего подтверждения. Как бы то ни было, избрание Горбачева -- самого молодого в ту пору члена высшего политического руководства -- свидетельствовало о желании части партаппарата несколько модифицировать дряхлеющую тоталитарную систему.

Начало радикальных реформ в области государственного управления, широких социально-политических, экономических преобразований связано с решениями апрельского Пленума ЦК КПСС, где было заявлено, по существу, о начале политики перестройки.

По своей сути начатые преобразования не затрагивали основ ни политического, ни хозяйственного механизма, а скорее ставили задачу придания им более либерального характера, способного открыть, по замыслу реформаторов, как бы второе дыхание существующей системе.

Провозглашенный курс с самого начала не был подкреплен четко разработанной программой преобразований. Поэтому спустя год была выдвинута несколько иная стратегия реформ, получившая название "перестройка". Термин "ускорение" быстро исчез из официальной лексики. Следует отметить, что термин "перестройка" не был новым в партийном языке, он широко применялся партийной номенклатурой в 20--30-е гг. для обозначения сталинской внутрипартийной кадровой политики, направленной на очищение партийных рядов от социально и идейно чуждых элементов. Тем не менее следует констатировать, что стратегия "перестройки", сформулированная впоследствии в различных документах ЦК КПСС, съездов народных депутатов, работах авторитетных ученых и политиков, приобрела достаточно широкое признание в советском обществе и за рубежом. Этому способствовало главным образом то, что, несмотря на существенные недостатки, половинчатость, непоследовательность реформаторской политики, под перестройкой понимался весь комплекс перемен в советском обществе, а максимально расплывчатая формулировка данного явления позволяла каждому понимать его по-своему и, что особенно важно, принимать самым широким слоям населения, включая консервативные круги.

Не имея достаточного представления о конечных целях и тем более о путях и методах преобразований, а также для популяризации идеи перестройки, руководство страны открывает как бы общесоюзную дискуссию по важным вопросам внутренней и внешней политики. Так формируется политика гласности. Основные проявления политики гласности:

  • -- снятие цензуры и разрешение издания новых газет;
  • -- возникновение многочисленных общественных объединений в поддержку перестройки;
  • -- широкое обсуждение нового правительственного курса на массовых митингах граждан;
  • -- развертывание на страницах периодических изданий дискуссий о выборе пути общественного развития.

Новые идеи встречали как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей. Заменены Председатель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компартий большинства союзных республик и т. д. Из состава Политбюро были выведены наиболее преданные брежневской политике деятели и введены новые люди. Часть партаппарата твердо стояла на позициях "социалистического выбора" и "руководящей роли КПСС". Реформаторское крыло, также не преодолевшее традиционную партократическую фразеологию, делало упор на "общечеловеческие ценности".

XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение преобразований в экономике, на обновление форм и методов работы политических структур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задач совершенствования социалистического общества.

Поначалу робко, а затем все сильнее в прессе, других средствах массовой информации стали звучать критические мотивы. В это время лейтмотивом стало "возвращение к ленинским нормам" -- сверхмифологизированной идеальной модели социализма. 70-летие октябрьских событий 1917 г. положило начало нарастающей волне антисталинизма. Накануне юбилея впервые проявился "феномен Ельцина" -- первого секретаря Московского горкома КПСС, выступившего с критикой нерешительности обновленческих процессов. Отставка Ельцина и массовое распространение слухов вокруг этого события привели к глухим, но уже явно различимым требованиям расширения политики гласности.

В 1985--1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения был наказан ряд бывших государственных деятелей.

При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А. Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30--начале 50-х гг. граждан. Реабилитированы многие невинно осужденные люди. В результате сделан мощный прорыв в прошлое, открыты неизвестные страницы истории Советской России. Все это, естественно, меняло оценки, подходы к пропаганде. Многим людям с трудом приходилось преодолевать стереотипы в восприятии истории и современности. Реабилитационный процесс непосредственно задевал и множество ученых, идеологических работников, сделавших карьеру на "разоблачении" различных "уклонов".

В условиях демократических преобразований произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. Состоялось несколько встреч М. С. Горбачева с Патриархом Русской православной церкви Пименом и представителями других религиозных конфессий. В 1988 г. прошли юбилейные торжества в связи с 1000-летием крещения Руси. Зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовные учебные заведения. Увеличились тиражи издаваемой религиозной литературы.

Верующим возвращались отобранные у них ранее культовые здания. Органы власти дали разрешение на строительство новых храмов. Деятели церкви получили возможность наряду со всеми гражданами участвовать в общественной жизни. Несколько видных церковных иерархов избраны депутатами Верховного Совета страны.

Разработано и утверждено новое законодательство о культах. Его появлению предшествовала дискуссия на страницах периодической печати по вопросу о том, как должны строиться государственно-церковные отношения

Новый Закон "О свободе совести" закрепил курс на либерализацию отношения государства к религии.

Демократизации общественно-политической жизни способствовало введение альтернативных выборов партийных секретарей (вскоре партаппарат добился отмены решения об альтернативных выборах). На первом этапе перестройки Горбачев балансировал между тремя группами в партократической элите:

  • 1) соратниками Брежнева;
  • 2) партократами-обновленцами;
  • 3) реформаторами, близкими по взглядам к европейским социал-демократам.

В конце 80-х гг. преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников перестройки по вопросу о задачах развития страны. Сторонниками административно-командной системы высказывались мнения о том, что "гласность не должна наносить ущерба интересам государства, общества и правам человека". Большинство делегатов поддержало точку зрения М. С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразования политической системы общества. Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества.

Тем не менее конституционная реформа сыграла важную роль в демократизации политической системы, перераспределив высшую власть в пользу демократического органа -- Съезда народных депутатов и Верховного Совета, избираемого из депутатов съезда.

Таким образом, была восстановлена по образцу Конституции 1918 г. двухуровневая система представительных органов. Однако сохранялось неравное представительство граждан страны в высшем органе. Хотя часть народных депутатов избиралась прямым голосованием, значительное число "народных избранников" проходило в высший законодательный и представительный орган страны по спискам партийных, профсоюзных и других общественных профессиональных организаций. К этому следует добавить закрепленный порядок непрямого избрания на утвержденный в 1990 г. пост Президента СССР. Данные ограничения демократических прав граждан свидетельствовали о непоследовательности преобразований, опасении тогдашнего руководства КПСС потерять монополию на власть в стране.

Таким образом, учреждался новый орган власти -- Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках.

В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял Закон об изменении системы выборов в Советы.

Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе.

Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их числе -- Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю. Н. Афанасьев, Ю. Черниченко. / Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его Председателем был избран М.С. Горбачев.

Председатель должен был все больше исполнять роль спикера (т. е. ведущего), который выявляет позиции сторон, депутатских групп, порой согласовывает их, но в целом вынужден проводить линию большинства. Это в значительной степени влияло на возможность самостоятельных действий Горбачева. Являясь одновременно Генеральным секретарем ЦК КПСС, он неизбежно должен был считаться со значительной частью партийного аппарата, не принимавшего ряда нововведений последних лет. Эта часть аппарата упорно рассматривала инициатора перестройки сначала как партийного работника и только после этого -- как государственного деятеля.

Необходимо было укрепить институты государственной власти. В прессе стало обсуждаться предложение о введении института президентства.

Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев первоначально негативно относился к этой идее. Лишь после того, как в 1989 г. оппозиционная консервативному большинству Верховного Совета Межрегиональная группа стала активно пропагандировать идею президентства, Горбачев и его окружение перехватили инициативу у оппозиции.

В значительной степени это было связано с тем, что были решены два главных вопроса: о способе выборов Президента и кандидатуре на этот пост. Традиционно в странах с президентской формой правления президент избирается всеобщим голосованием граждан, имеющих право голоса. Такой порядок избрания и был предложен для включения в Конституцию в качестве основного. Однако к марту 1990 г. было подготовлено предложение, когда именно съезд, приняв конституционные изменения, сделал исключение для первого Президента и избрал Президента СССР непосредственно на съезде. Что касается персональной кандидатуры, то она была ясна -- М. С. Горбачев. Ослабление власти коммунистической номенклатуры вело к перетеканию властных полномочий в руки лично Горбачева.

Парадоксом было то, что чем больше властных функций сосредоточивал Горбачев в своих руках, тем меньше ему оказывали поддержку старые партийно-коммунистические структуры, эту власть терявшие. Тем более что выборы в республиканские высшие органы власти в ряде республик уже не дали им "контрольного пакета".

Таким образом, составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым Президентом СССР в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран М. С. Горбачев).

В целом в основе явного провала реформ были серьезные причины, главная из которых -- непоследовательность, непродуманность действий реформаторов. Преобразования, начавшиеся сверху, как свидетельствуют декларативные документы, и ряд удачных шагов реформаторов, несомненно, предполагали демократизацию всех сфер жизни огромного государства, системы его управления в целом (удаление из руководства наиболее консервативных функционеров, введение системы альтернативных выборов и тайного голосования по кандидатурам на руководящие посты в партийных.органах). Партийные реформаторы при этом, как могли, приспосабливали изменяющуюся под давлением общественности структуру государственной власти, преследуя одну цель -- сохранение своей монополии на власть. Сегодня можно с известной долей уверенности констатировать, что попытки решения двух задач -- модернизации структуры государственной власти и сохранения партийной монополии на власть -- были обречены на неудачу.

С приходом к власти Н.С. Хрущева начались заметные изменения в общественно-политической жизни страны. Прекратились массовые репрессии. На XX съезде КПСС в феврале 1956 Хрущев выступил с докладом, разоблачающим культ личности Сталина. 30 июня 1956 по этому поводу было принято постановление ЦК. Оно способствовало проведению ряда мероприятий по укреплению законности в стране.

Началась реабилитация невинно пострадавших людей. Придя к власти, Хрущев постарался внести существенные коррективы и в сферу международных отношений. Новые отношения внешней политики были сформулированы им в докладе на XX съезде партии в 1956. Главными принципами здесь были следующие: признание разнообразия путей построения социализма, возможность мирного сосуществования государств с различным общественным строем. С одной стороны, проявления «оттепели» - большей свободы, исчезновение страха перед диктатором давали толчок для развития творческой мысли. С другой - по-прежнему сильным оставался надзор административных и партийных органов.

Середина 50-х характеризуется, прежде всего, расширением внешних связей советской науки и художественной культуры. Многие советские театры, оркестры, другие творческие коллективы побывали на гастролях за рубежом. В период «оттепели» возникли новые литературно-художественные журналы («Юность», «Молодая гвардия» и др.), новые театры.

В литературу, изобразительное искусство, кино пришли молодые силы, не боявшиеся говорить правду о жизни. В хрущевское десятилетие в СССР успешно развивалась и наука. Позиции нашей страны в области фундаментальных исследований, в физике, математике и особенно в освоении космоса были признаны всем миром. Определенные успехи имели место и в гуманитарных науках. На страницах специальных, общественно-политических журналов печатались статьи по острым проблемам истории, философии, велись научные дискуссии. Все это способствовало развитию общественной мысли, а также поднимало престиж российской науки за рубежом.

Но уже в начале 60-х «оттепель» заметно пошла на убыль. Некомпетентность и непоследовательность главы государства в вопросах идеологии и культуры умело использовали консерваторы в партийном и государственном аппарате.

Значение оттепели в жизни советского общества трудно переоценить. Этот период времени воспитал целое поколение, впоследствии, в 80-е гг., активно участвовавшее в серьезных реформаторских процессах, названных «перестроечными».

Попытки демократизации общественно-политической жизни в 1950-х -- первой половине 1960-х гг.

В 1952 г. прошел XIX съезд ВКП(б). Он принял решение изменить название партии: Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) стала называться Коммунистической партией Советского Союза (КПСС).

Изменения в общественно-политической жизни начались после смерти И.В. Сталина (март 1953 г.). Сразу же были предприняты шаги по преодолению культа личности. Из средств массовой информации изымались материалы, прославлявшие Сталина, осуществлялись меры по укреплению законности и правопорядка. Теперь граждане СССР могли быть лишены свободы только по приговору суда.

После смерти И.В. Сталина разгорелась жестокая борьба за власть. В результате внутрипартийной борьбы на руководящие посты в партии и государстве выдвинулся Н.С. Хрущев, выступивший инициатором дальнейшей демократизации советского общества. Наиболее ощутимые изменения в общественно-политической жизни СССР и БССР начались после XX съезда КПСС, прошедшего в феврале 1956 г. На его закрытом заседании Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Доклад вызвал неоднозначную реакцию, но, после того как он прозвучал, перемены в жизни общества стали неизбежными.

Наиболее значительным результатом нового политического курса стала реабилитация жертв культа личности Сталина. За 1956--1961 гг. Верховный суд БССР и Трибунал Белорусского военного округа реабилитировали десятки тысяч жителей республики, многих посмертно. Среди них были известные государственные и общественные деятели, работники науки и культуры (В.Г. Кнорин, Н.Ф. Гикало, Н.М. Голодед, В.Ф. Шарангович и др.), рабочие и крестьяне.

Однако не все изменения в общественно-политической и социально-экономической жизни страны вели к положительным результатам.

Внутренняя политика, проводимая руководителем государства Н.С. Хрущевым, отличалась противоречивостью и волюнтаризмом (деятельностью, которая не учитывает объективные обстоятельства и характеризуется произвольными решениями личности, ее осуществляющей).

Разработанная в 1961 г. на XXII съезде КПСС программа построения коммунизма предусматривала создание его материально-технической базы за 2 десятилетия. Нереальность поставленной цели была очевидной для специалистов даже в те годы, особенно в условиях ухудшения экономической ситуации в начале 1960-х гг. Не оправдала себя и реорганизация структуры Компартии, в соответствии с которой партийные организации разделились на промышленные и сельские.

Период середины 1950-х -- начала 1960-х гг. был отмечен усилением государственного давления на церковь. В 1959--1963 гг. власти закрыли несколько сотен православных храмов Беларуси. Были закрыты храмы других конфессий, созданы преграды для поступления в духовные семинарии, назначена слишком большая арендная плата за пользование монастырскими строениями. В средствах массовой информации вновь развернулась кампания по дискредитации религии и роли церкви. Многочисленные непродуманные реформы и реорганизации, проведенные по инициативе Н.С. Хрущева, вызвали недовольство почти всего советского общества. В 1964 г. он был отстранен от власти.

С 1956 по 1965 г. партийную организацию Беларуси возглавлял К.Т. Мазуров. Этот талантливый руководитель в сложных условиях того времени отстаивал интересы белорусского народа, а также личные взгляды, которые не всегда совпадали с позицией высшего руководства партии.