Личность как систему черт рассматривал дж олпорт. Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, РэймондКеттел и Ганс Айзенк


В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • стадии развития личности по Г. Олпорту;
  • основные понятия теории Г. Олпорта;

уметь

Анализировать структуру личности ребенка с позиции теории Г. Олпорта;

владеть

Навыками анализа практического применения теории Г. Олпорта.

Введение в теорию развития личности Гордона Олпорта

Своеобразие позиции Гордона Олпорта определяется, на наш взгляд, его пониманием того, что любая точка зрения на развитие человека оказывается в конечном итоге ограниченной. Он писал: "Хорошо, что существуют последователи Локка и Лейбница, позитивисты и персоналисты, фрейдисты и неофрейдисты, объективисты и феноменологи. Ни те, кто предпочитает модели (математические, животные, механические, психиатрические), ни те, кто их отвергает, не могут быть правы во всех деталях, но важно, что каждый может свободно выбрать собственный способ работы.

Осуждения заслуживает только тот, кто хотел бы запереть все двери, кроме одной. Вернейший способ утратить истину – верить в то, что есть некто, уже полностью владеющий ею". Поэтому главную задачу психологии он видел в том, чтобы найти новое, не жертвуя при этом прежними достижениями. Такая точка зрения на психологию нашла отражение в комплексной концепции развития личности. Анализ подхода Г. Олпорта позволяет выделить в этом процессе три линии.

Развитие чувства Я

Первая линия связана с развитием чувства Я. Я, по Г. Олпорту, – одна из главных загадок человека. Многие философы и психологи пытались ее разрешить, но так и не смогли дать однозначного ответа. Вместе с тем у каждого есть свое понимание и переживание собственного Я. Олпорт назвал этот феномен "чувство Я". Процесс развития чувства Я характеризуется тем, что первоначально младенец не отделяет себя от остального мира, т.е. не воспринимает себя как отдельное Я. Этот период Г. Олпорт называет самоцентричным. Самоцентричность проявляется в том, что младенец, переживая какие-либо приятные или неприятные воздействия, реагирует на них непосредственно. Например, он может взять свою ногу в рот. Он берет ее точно так же, как и любой другой доступный ему предмет. Если при этом ребенок укусит себя за ногу и почувствует боль, то громко закричит. Данные действия и реакции указывают на то, что малыш еще не различает предметы и собственное тело как принадлежащие разным пространствам: внешнему миру и миру самого ребенка. Около восьми месяцев младенец начинает реагировать на свое отражение в зеркале. Он подолгу смотрит, пытается до него дотянуться, играть с ним. Подобный факт свидетельствует в пользу того, что ребенок еще не различает Я и не-Я. Он просто не знает, что это его отражение. Постепенно, по мере возрастания двигательной активности, для него начинает выступать та часть действительности, которая не принадлежит Я ребенка. Так, в возрасте года ребенок реагирует на появление чужих, незнакомых людей. Другими словами, пробует устанавливать грань между тем, что ребенок знает (что ему знакомо), и тем, что выступает за пределами его границ. Однако эти границы еще очень неточны. По Г. Олпорту, более или менее отчетливыми они становятся к полутора годам.

Развитие собственного Я начинается с ощущения своего тела или телесности. Эти ощущения формируют так называемое телесное Я. Телесное Я возникает в связи с напряжением мышц, суставов и внутренних органов. Постепенно с повторением ощущений, вызываемых напряжением, обусловленным необходимостью поддерживать определенную позу, ребенок начинает их запоминать и узнавать (идентифицировать). В итоге такие впечатления оформляются в представления о собственном теле, или в телесное Я. Г. Олпорт подчеркивал, что эти представления не только входят в образ Я человека, но и сохраняются на всю жизнь и составляют одну из базовых характеристик личности.

Следующее направление в развитии чувства Я связано с самоидентичностью. Каждый из нас, просыпаясь утром, устанавливает эту самоидентичность, просто говоря: "Я проснулся". При этом имеется в виду, что просыпается тот же самый человек, который был вчера, и позавчера, и т.д. Точнее сказать, самоидентичность – это ощущение себя как неизменного во времени, сохраняющего свои самые важные качества. Г. Олпорт говорил, что самоидентичность появляется на втором году жизни. Развитию самоидентичности прежде всего способствуют три обстоятельства. Первое – это имя ребенка. Взрослые называют ребенка одним и тем же именем, подчеркивая, что это один и тот же человек. Кроме того, взрослый играет с ребенком и спрашивает его, где находятся глазки, носик и т.д., указывая на постоянство расположения частей тела. И третье – это вещи и одежда ребенка. Ребенок с гордостью показывает свои ботиночки, а взрослый с радостью говорит: "Ой, какие у тебя ботиночки!" Не секрет, что маленькие дети переживают, когда их имя произносится неправильно. За этим, как подчеркивал Г. Олпорт, стоит стремление к самоидентичности. Идея самоидентичности отражает тот факт, что ребенок постепенно научается понимать себя как особую целостность. Целостность ребенка отличается от целостности других вещей и объектов.

По мере взросления ребенок учится различать Я и не-Я. Первоначально границы между этими сферами у ребенка еще не такие отчетливые, как у взрослого человека. Например, для ребенка увиденный во сне пугающий объект является таким же реальным, как и встреченная на улице собака. Поэтому ребенок может испытывать одинаково сильное чувство страха и к реальной собаке, и к увиденному во сне объекту. Сложность границ между Я и не-Я проявляется в эмоциональных реакциях детей. Воспитатели малышей часто сталкиваются с таким явлением: после того как заплакал один ребенок, вскоре плачет уже вся группа, т.е. происходит эмоциональное заражение. Г. Олпорт считал, что эмоции ребенка не всегда отражают состояние самого ребенка и принадлежат ему, они могут быть внешними. Наиболее ярко неполная самоидентичность проявляется в игре. Когда ребенок играет, принимая ту или иную роль, он как бы выходит за пределы своего Я и страстно переживает эту ситуацию.

В качестве еще одного направления развития чувства Я, кроме самоидентичности, выделяется самоуважение. Самоуважение как компонент развития чувства Я приводит к тому, что ребенок стремится сам подействовать на окружающий мир. При этом он старается более точно почувствовать границы между Я и не-Я. Г. Олпорт подчеркивал, что любознательный малыш двух лет может за считанные минуты устроить беспорядок в доме. Поэтому взрослые часто препятствуют самостоятельной детской активности ребенка. Однако за таким стремлением физически воздействовать на окружающий мир стоит важная для ребенка задача: определить, что ребенок может сделать самостоятельно, а что для него остается недоступным. Часто можно наблюдать следующую ситуацию: ребенок пытается что-то сделать, и тут же к нему на помощь приходит взрослый и выполняет трудное для ребенка действие (например, достает какую-то вещь, открывает кран и т.д.). Реакция же ребенка на эту помощь негативна, потому что ребенок в этот момент переживает нарушение самоуважения со стороны взрослого. Особенно остро развитие самоуважения наблюдается в период двухтрех лет, когда ребенок стремится все делать самостоятельно или, как говорит Г. Олпорт, автономно. Ярким проявлением стремления к автономии является негативизм. Негативизм можно рассматривать как надежный признак развития детского самосознания. Он проявляется прежде всего как сопротивление ребенка таким действиям взрослого, как кормление, одевание, наведение порядка. В этих случаях ребенок рассматривает практически любое предложение взрослого как угрозу собственной целостности. Между тремя и четырьмя годами ребенок овладевает выражением "Я тебя побью". Его употребление является показателем, что ребенок начинает отделять себя от другого и при этом стремится увеличить самоуважение, подчеркивая, что он сильнее другого. В это же время начинает развиваться чувство соперничества с другими. Г. Олпорт отмечает, что если взрослый стыдит ребенка, то тем самым он разбивает его самоуважение. Поэтому, делая замечание, нужно соблюдать особый такт, чтобы не нанести обиду детскому Я.

Проявлением самоуважения является чувство гордости ребенка за совершенное дело. Таким образом, к четырем годам развитие чувства Я сопровождается появлением трех важных компонентов: чувства телесного Я, ощущением непрерывной самоидентичности и чувством самоуважения, гордости. В следующих возрастах, в период от четырех до шести лет, происходит усиление телесного Я. Ребенок начинает более остро переживать всякого рода отрицательные воздействия на его телесное Я (например, любые физические наказания). В этот период происходит расширение Я. Этот процесс характеризуется тем, что ребенок распространяет свое Я на все окружение: "мой папа", "мой велосипед", "мой дом" и т.д.

После четырех лет начинает активно строиться образ Я ребенка. Под образом Я ребенка понимается представление ребенка о себе. Образ Я является новой компонентой чувства Я. Ребенок понимает, что Я – это тот, кто "хороший", "послушный" и т.д. Главная особенность образа Я заключается в том, что он выступает фундаментом для принятия на себя собственных целей, чувств и моральных ценностей. Важно, чтобы образ Я был положительным.

Следующий этап в развитии чувства Я Г. Олпорт связывал с временным промежутком от 6 до 12 лет. Основная задача развития в это время заключается в том, что у ребенка появляется группа сверстников. Это ведет к усилению чувства самоидентичности, расширению Я и развитию образа Я. Перед ребенком встает необходимость подчиняться не только требованиям родителей, но и стандартам, которые характеризуют поведение детей в группе. Например, речь ребенка в общении со сверстниками может существенно отличаться от выражений, употребляемых дома. Точно так же ребенок может по-разному дома и в группе относиться к различным явлениям, которые его окружают. Такое столкновение приводит к тому, что ребенок вынужден все время осознавать, в какой ситуации он находится и какие стандарты здесь следует принимать. По Г. Олпорту это приводит к тому, что ребенок становится мыслителем, т.е. он не просто думает, а понимает, что думает не кто-то, а именно он.

Диспозициональная теория личности (Гордон Олпорт)

В основе диспозиционального направления персонологии лежат два главных принципа:

1. Люди обладают определенным набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. Эти предрасположенности и есть диспозиции или черты личности . Это означает, что люди обладают определенным постоянством в своих поступках, мыслях и эмоциях. Черты личности люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них.

2. Нет двух людей, абсолютно похожих друг на друга. Главный теоретик диспозиционализма – Гордон Олпорт – считал, что каждая личность уникальна и ее уникальность лучше всего может быть понята через определение конкретных черт личности.

Главной задачей Олпорта было именно определение самого понятия личности. В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт проанализировал более 50 различных определений личности. В результате Олпорт приходит к выводу «Личность – это объективная реальность » вместе с тем, такое определение крайне неточно, поэтому Олпорт развивает его. «Личность – это динамическая организация всех психофизических систем внутри индивида, которые определяют характерное для него поведение и мышление ». Важно, что Олпорт делает упор на динамичности личности. Таким образом, личность – не статичная сущность, поведение человека постоянно меняется и эволюционирует. Одновременно с этим Олпорт упирает на то, что в структуре личности присутствуют и чисто психические и соматические элементы. Кроме того, личность, по Олпорту - это не готовая картина, а определенное русло, в котором функционирует и развивается человек.

Олпорт отмечал, что в качестве синонимов личности часто используются термины «характер» и «темперамент».

Характер в понимании Олпорта – это социальная сторона психики, связанная, в первую очередь, с моральными стандартами или системой ценностей. Характер, по сути, есть понятие этическое.

Темперамент , наоборот, - некий первичный материал, из которого строится личность. Темперамент включает в себя в основном генетически обусловленные аспекты эмоциональности человека. Темперамент – это одна из единиц одаренности личности, поэтому он может стимулировать, а может ограничивать развитие личности.

Черта личности

Олпорт в своей концепции выводит понятие черты личности , которую он считал наиболее валидной единицей анализа для изучения индивидуальности. Черта личности – нейропсихическая структура, способная преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные формы поведения. Таким образом, черта личности – склонность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций .

Например, если человек общителен, то он будет без конца болтать и дома, и на работе, и в кругу друзей. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Черты – это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обуславливающих множество похожих реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызывать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций может иметь одинаковое функциональное значение.

Черты личности характеризуются следующими свойствами:

1. Черта личности – не только обозначение, она существует в реальности и играет важную роль в жизни каждого человека.

2. Черта личности есть нечто более обобщенное, чем привычка или условный рефлекс. Фактически, черты личности предопределяют развитие привычек, а привычки, слившись воедино, образуют черту личности (например, опрятность).

3. Черта личности является определяющим элементом поведения. Черты личности побуждают такие формы поведения, в которых данные черты наиболее полно проявились бы.

4. Существование черт личности можно установить эмпирически. Несмотря на то, что черты личности нельзя наблюдать непосредственно, их можно «выследить», изучая анамнез или историю болезни, биографию, а также статистически.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт, т.е. черты как бы перекрывают друг друга. Например, проницательность и чувство юмора очень связаны между собой, хотя это все же разные вещи.

6. Черта личности может выступать как индивидуальная и как типологическая характеристика. В первом случае нужно рассматривать влияние конкретной черты на жизнь индивида, а во втором – построить валидную школу по этой черте и на ее основе изучать индивидуально-типологические различия.

8. То, что поступки или даже привычка не согласуются с чертой личности, не говорит об ее отсутствии. Это несоответствие может быть обусловлено временными или казуальными факторами.

Перечисленные свойства черт относятся к так называемым общим чертам личности , которые в той или иной мере присущи всем людям и, по существу, легко изменяемы и могут быть использованы для сравнения людей между собой. Кроме общих черт существуют так называемые индивидуальные, т.е. такие, которые не допускают сравнения с другими людьми.

Олпорт предложил выделять три типа диспозиций (черт личности):

1. Кардинальные диспозиции настолько характерны для человека, что практически все поведение человека можно свести к ее влиянию. Такая черта не может оставаться скрытой, она всегда заметна для окружающих. Примерами существования кардинальных диспозиций являются т.н. харизматические личности: Скрудж, Дон Жуан, Макиавелли.

2. Центральные диспозиции . Не столь всеобъемлющие, но все же довольно яркие черты личности. Это особые строительные блоки индивидуальности. Центральные диспозиции можно сравнить с теми главными качествами, которые мы приводим в резюме. Число центральных диспозиций относительно невелики. Герберт Уэллс считал, что их всего две: стремление к порядку и противоположному полу.

3. Вторичные диспозиции . Это менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и менее пригодные для характеристики личности черты. Это, например, предпочтения в еде и одежде.

Проприум

Конечно сами черты личности, разделяемые между собой, не дают целостной характеристики личности. Должно существовать нечто, объединяющее и цементирующее индивидуальность. Это термины такого уровня, как Эго или стиль жизни. Эти термины очень неточны и содержат очень много семантических неясностей. Поэтому Олпорт вводит новый термин – проприум .

Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся качество индивидуальности . Это то качество личности, которое человек на основе субъективного опыта осознает как главное. Фактически проприум – это аналог самости Юнга. Олпорт считал, что проприум не дается человеку с рождения, а развивается, проходя семь стадий. В течение каждой стадии развиваются так называемые проприотические функции , а в результате их окончательной консолидации формируется Эго.

1. В течение первого года жизни младенцы начинают осознавать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий и т.п. Эти повторяющиеся ощущения образуют телесную самость . В результате младенцы начинают отличать себя от других объектов. Олпорт считал, что телесная самость служит базой для самосознания.

2. Самоидентичность . Это второй аспект проприума, который развивается тогда, когда ребенок осознает самого себя в качестве определенного и постоянно важного лица. Наиболее важной точкой формирования самоидентичности становится осознание своего имени. Но в этот момент самоидентичность не формируется окончательно, а непрерывно развивается до тех пор, пока не стабилизируется в зрелости.

3. Самоуважение . Формируется в течение третьего года жизни и возникает от того, что ребенок делает что-то самостоятельно. Таким образом, самоуважение зависит от успешного выполнения ребенком заданий родителей.

В противоположность самоуважению может сформироваться чувство стыда. В результате 4-5 лет самоуважение становится чувством соревновательности и зависит от признания сверстников.

4. Расширение самости . Начинается примерно с 4-х летнего возраста. Связано с тем, что ребенок понимает, что ему принадлежат не только его тело, но и окружающие предметы. Ребенок начинает понимать значение собственности. Понимает слово «мой».

5. Образ себя . Развивается примерно в 5-6 лет. Ребенок понимает, что его родители, учителя, друзья и т.д. хотят видеть его «таким». В этом возрасте ребенок начинает понимать разницу между «я хороший» и «я плохой». Вместе с тем образ взрослого «Я» недостаточно развит в этом возрасте. Ребенок недостаточно четко понимает разницу между «я есть» и «я должен быть».

6. Рациональность . В возрасте с 6 лет до начала переходного возраста ребенок осознает, что он способен принимать решения и эффективно управлять своим поведением. Появляется коллективное и формальное мышление. Но ребенок еще не достаточно доверяет самому себе, он считает, что его семья, родственники и ровесники всегда правы. Эта стадия развития проприума отличается высоким конформизмом, моральным и социальным послушанием.

7. Проприативное стремление . Формируется в подростковом возрасте. Главная проблема подростка – найти себе жизненные цели и устремления. Подросток осознает, что будущее можно не только «хотеть», но и организовать. Однако в юности и ранней зрелости это стремление развито не полностью и поэтому развертывается новый этап поиска самоидентичности новое самосознание.

Кроме описанных, Олпорт предложил еще один этап развития проприума – познание самого себя . Он утверждал, что этот аспект проприума стоит над всеми остальными и синтезирует их. Познание самого себя позволяет человеку осознать объективную сторону своего «Я».

Функциональная автономия

В теории Олпорта важное место занимает мысль о том, что развитие личности должно подчиняться некой мотивации. По Олпорту любая теория личности основывается на анализе мотивации. Он предложил следующие главные требования, которым должна отвечать любая теория мотиваций:

1. Согласованность. Олпорт не соглашался с Фрейдом в вопросе о роли детства в формировании взрослой личности. Мотивы прошлого не объясняют ничего, если они не являются мотивами настоящего.

2. Дифференцированность мотивов. До Олпорта многие теоретики утверждали, что все поведение можно свести к действию одного единого мотива – либидо, стремление к превосходству и т.д. Олпорт считал, что это не верно, т.к. мотивы слишком разнообразны, чтобы их можно было свести к одному.

3. Сила высших психических функций. Олпорт считал, что важнейшим условием понимания мотивов поведения является анализ перспективных целей, намерений и представлений человека. Ключом к пониманию вопроса являются вопросы «Что ты хочешь делать?», «Как ты собираешься этого добиться?» и т.п.

4. Уникальность мотивов. Олпорт считал, что мотивы различных людей выдерживают лишь относительное сравнение между собой. Может быть определен мотив лишь для конкретного человека.

Описанные выше критерии составляют концепцию функциональной автономии . Во многих отношениях она составляет ядро ее теории черт личности. Концепция функциональной автономии означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами. Прошлое это прошлое человека, с ним ничто не связывает. По Олпорту личность свободна от прошлого – связь с прошлым чисто историческая, а не функциональная.

Различают два типа функциональной автономии:

1. Устойчивая . Связана с условно и безусловнорефлекторными механизмами ЦНС. Это механизмы нейрогуморальной регуляции, они не меняются на протяжении жизни и необходимы для выживания организма. К этому типу автономии относятся различные физиологические привычки: есть, спать и т.п. в одно и то же время.

2. Собственная функциональная автономия. Относится к приобретенным интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям. Это главная система мотивации, которая заставляет человека развиваться и расти как личность. Причем собственная автономия не нуждается в постоянном подкреплении, она существует независимо от этого.

Олпорт предположил, что процессы собственной автономии подчиняются трем психологическим принципам:

1. Принцип энергетики . Собственная автономия возможна, потому, что уровень энергии, которым обладает человек, превышает необходимый для простого выживания. Например, нормальный человек стремиться не только удовлетворить свои материальные потребности, но и духовные интересы.

2. Принцип преодоления и компетенции. По Олпорту зрелым людям психологически присуща мотивация преодоления и извлечения уроков для себя. Вывод: любое поведение, ведущее к повышению уровня компетенции индивида, включается в структуру его собственной мотивации.

3. Принцип проприума . Все собственные мотивы уходят своими корнями в структуру Эго данного индивида. В результате человек строит свою жизнь вокруг проприума, стараясь усилить свое Эго.

Зрелая личность

В отличие от других психологов Олпорт никогда не занимался психопатологией. При этом он считал, что нельзя построить теорию здоровой личности на основе наблюдения за больными. Критерием психического здоровья Олпорт считал «зрелость» личности . Он полагал, что созревание человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс «становления». Поведение зрелой личности всегда функционально автономно и обусловлено сознательными мотивами. В противоположность, невротическая личность (незрелая) руководствуется, в основном, неосознанными мотивами. Олпорт предложил, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами.

1. Всесторонность. Зрелый человек может представить себя со стороны. Он активно участвует в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеет хобби, интересуется политическими и религиозными вопросами. Одним из главных свойств зрелого человека является удовлетворенность собой и любовь к себе .

2. Душевная теплота. Зрелый человек способен к теплым, сердечным отношениям. Олпорт считал, что существует два типа близких межличностных отношений: дружеская интимность и сочувствие. Интимность проявляется в способности вызывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, но избегать ревности. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям между собой и другими, позволяет демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиций, а также общность со всеми людьми.

3. Эмоциональная спокойность и самоприятие. Зрелый человек имеет положительное представление о самом себе и способен без ущерба для психики относится к разочарованиям и раздражениям, а также к собственным объективным недостаткам. Зрелый человек может справляться с собственным эмоциональным состояниям так, что это не наносит урон окружающим. Выражая свои мнения и чувства, зрелый человек считается с тем, как это влияет на других.

4. Реалистичность, опыт и амбиции. Зрелый человек хочет видеть вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. Зрелый человек обладает значительной квалификацией и компетенцией в тех делах, которыми он занимается. Важное дело для такого человека может временно отодвигать на задний план личные цели и желания. Такие люди стремятся к достижению лично значимых и реалистичных целей.

5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора . У взрослого человека имеется четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. К себе взрослый человек относится с определенной долей иронии, что препятствует напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству. Юмор – это защита от тревоги и абсурда. Чувство юмора позволяет человеку посмеяться над окружающими и над самим собой, продолжая ценить себя.

6. Цельность. Зрелый человек имеет целостную картину мира. Такой индивид хорошо представляет свое место в мире и имеет свою собственную теорию смысла жизни, которая состоит из системы нравственных ценностей, содержащей главную цель жизни. Зрелый человек имеет набор ценностей, который служит основой его жизни.


Теорию Гордона Олпорта (1897-1967) часто относят к диспозициональному направлению, согласно которому:

1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации;

2) каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других людей.

В своей персонологической концепции Г. Олпорт рассматривает человека как сложную "открытую" систему, в иерархической организации которой он выделяет следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности.

Особое место в этой сложно организованной системе занимает мотивационно-потребностная сфера. В ней выделяются два уровня функционирования: уровень мотивов нужды и уровень высших мотивов, или мотивов развития.
Принцип так называемого гомеостазиса - стремления к устранению напряжения - применим лишь к низшему уровню мотивационной системы (мотивам нужды). Формы истинно личностного бытия (стремление к новым целям, постановка творческих задач, актуализация чувства инициативности и ответственности и др.) не укладываются в формулу гомеостазиса. Поиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию - характерные черты мотивов развития.

Системы высших мотивов входят в центральное ядро личности - Я - и преобразуются в системы ценностей человека. Стремление к самоактуализации и самореализации относятся к мотивам развития и являются изначально заложенными в человеке потребностями. Мотивы развития порождают обращенную в будущее систему целей, реализация которых обеспечивает формирование новых возможностей человека. Человек, по Олпорту, обращен в свое будущее.

"Для того, чтобы понять личность, всегда необходимо обращаться к тому, чем она может оказаться в будущем, ибо каждое состояние личности ориентировано в направлении будущих возможностей".

Развитие личности по Олпорту ассоциируется с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в процессе развития человека связи между старыми и новыми мотивами сохраняются, при этом характер этих связей имеет историческую, но не функциональную природу. Функционально они не тождественны.

Принцип функциональной автономии мотивов позволяет рассматривать новые мотивы как самостоятельные единицы психики человека, относительно независимые от более ранних форм (инстинктов и рефлексов).
Введением этого принципа Олпорт противопоставляет свой взгляд на мотивационную структуру личности бихевиористической точке зрения, согласно которой новые мотивы (драйвы) возникают в результате сочетания того или иного стимула с удовлетворением врожденных потребностей, т.е. с точки зрения поведенческой психологии высшие, духовные потребности человека являются дериватами его органических состояний. Так, по словам необихевиористов Н. Миллера и Д. Долларда вторичные побуждения "служат фасадом, за которым скрыты функции лежащих в их основе врожденных побуждений".

Образование новых мотивов Олпорт объясняет превращением средств деятельности в ее цели и мотивы. Иными словами, объекты и действия, которые некогда выступали для человека лишь в качестве средства достижения определенных целей, начинают сами по себе вызывать интерес и обретают собственную мотивационную силу.
Развитие мотивационной сферы в единстве с формированием обобщенных навыков поведения ведет, согласно Олпорту, к формированию основных свойств личности, называемых им чертами. Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Это такие психологические особенности, которые преобразуют множество стимулов и обуславливают множество эквивалентных ответных реакций. Например, агрессивный человек склонен интерпретировать нейтральные стимулы как угрожающие, робкий - в каждом человеке видит потенциального критика, носителя морали.

Черты рассматриваются Олпортом в качестве единиц анализа личности. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиняющимися, другие приобретают характер кардинальных и центральных черт. И те, и другие в совокупности составляют фокус личности.

Кардинальные - черты, которые преобладают в поведении человека практически во всех ситуациях, центральные являются типичными для человека, но проявляются не во всех ситуациях. Согласно Олпорту, центральных черт бывает не больше 5-10.
Главной целью психологии личности Олпорт считает исследование неповторимости каждого человека. Он утверждал, что характерным свойством человека является его уникальность. "Индивидуальность - есть основная характеристика человеческой природы".
Неповторимость каждого индивида выражается им через введение понятия личностной диспозиции как слияния нескольких черт в неповторимый гештальт. В этом смысле личность можно изучать только с помощью идиографических методов исследования. Однако столь односторонний подход к человеку не был присущ Олпорту. Наоборот, он предлагает исследовать личность и идиографическими техниками, получая уникальное знание об индивиде, и номотетическими методами, утверждая универсальные законы и закономерности.

Олпорт характеризует свою теорию как "конкретно приложимую к бесконечно разнообразным формам личностного существования и в то же время достаточно абстрактную для того, чтобы служить в качестве унифицирующего принципа для новой отрасли науки" (Allport G. Personality. A Psychological Interpretation. N.Y., 1938. P. IX).

Выделяя общие принципы развития личности (например, принцип функциональной автономии мотивов, общие качества личности - черты, установки, Я) мы неизбежно пользуемся номотетическим методом анализа научных данных. Но при качественном анализе личности мы сталкиваемся со своеобразной организацией ее свойств и качеств, уникальным стилем поведения, строением структуры Я. Исследование личности под таким ракурсом требует применения идиографического метода, использующего понятия "особенный", "единичный", "индивидуальный". Индивидуальным может быть не только особое сочетание неповторимых черт личности, но и путь, направление ее развития, при этом сам принцип перехода от стадии к стадии остается общим.

Процесс развития личности Олпорт сопоставляет со сменой одной формы единства, целостности личности другой. Он выделяет три стадии в развитии единства личности:

Детская стадия;

Стадия относительной дифференциации;

Стадия интегрированного единства.

На первой стадии ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу "все или ничего". На второй стадии это динамическое единство нарушается и возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов (в подростковом возрасте неструктурированными могут оказаться цели, мотивы, установки). На третьей стадии в процессе общения и деятельности на основе дифференциации и соподчинения отдельных свойств личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я.
"С развитием дифференциации и интеграции постепенно развивается и важное ядро самосознания" (Allport G. Personality. A Psychological Interpretation. N.Y., 1938. P. 345). Самосознание является необходимым для стремления личности к поставленным целям. Эта характеристика присуща "Я". ""Я" является субъективным регулятором того единства, которым может обладать личность" (Там же).

Олпорт считал, что критерием проявления единства личности является постоянство поведения человека в разных ситуациях, причем именно в тех ситуациях, где включенность Я максимальна. Проверка этого предположения проводилась им в эксперименте. В первой серии испытуемые решали задачи в нейтральной ситуации, без включенности Я. Во второй серии при предъявлении тех же задач, менялись условия: испытуемым говорили, что результаты решения задач повлияют на их репутацию в колледже. Постоянство общих черт личности выявилось именно по второй серии, где включенность Я была максимальной.

Проблема развития личности является центральной для всего гуманистического направления, причем движение человека к самореализации и самоактуализации связано не столько с потребностью в редукции напряжения, установлением равновесия и желанием покоя, сколько с его нарушением, с планированием все более трудных задач. Этих же позиций придерживались и другие гуманистические психоолги - Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.



Теории личностных черт - направление в психологии, базирующееся на идее о том, что люди предрасположены вести себя определенным образом в различных ситуациях. Такого рода предрасположенность, сформировавшуюся в процессе развития конкретной личности, в рамках данного направления обычно и называют чертами.

Первая развернутая концепция черт личности была разработана на рубеже 30-х - 40-х гг. XX века уже упоминавшимся в статье о гуманистичеком направлении в психологии американским психологом Г. Олпортом. Согласно его представлениям, черта личности не только обусловливает определенную поведенческую реакцию на широкий спектр внешних стимулов, субъективно воспринимаемых как схожие, но и является мотиватором, побуждающим человека искать и создавать явления внешнего мира (например социальные ситуации), адекватные наличествующей черте.

Г. Олпорт разделял черты на общие, или измеряемые, которыми обладает множество людей в большей или меньшей степени, и индивидуальные, или морфологические, уникальные для каждого индивида и наиболее полно, с точки зрения Г. Олпорта, отражающие особенности его личности. В дальнейшем, развивая свою теорию, Г. Олпорт стал применять термин «черты личности» только для обозначения общих черт, а для черт индивидуальных он ввел новый термин - индивидуальные диспозиции. Г. Олпорт различал три вида индивидуальных диспозиций: кардинальные, центральные и вторичные.

Кардинальные диспозиции - максимально генерализированная, первазивная (всепроникающая) черта личности, определяющая всю жизнь человека. Ею наделены очень немногие люди, которые, как правило, становятся широко известными именно благодаря наличию кардинальной диспозиции. Более того, имена этих людей становятся нарицательными для определенного стиля жизни или поведенческих стратегий, например, дон Жуан, Фома Неверующий, маркиз де Сад и т. п.

Черты могут выделяться во всех сферах индивидуальности ‑ в личности, характере, интеллекте, но мы сосредоточимся в этой главе на изучении черт личности. Г.Оллпорт выделил следующие восемь основных характеристик черт личности.

1. Черта личности ‑ это не только номинальное, но и реальное обозначение. То есть они действительно существуют в людях, а не являются результатом теоретических выкладок.

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Привычки, объединяясь, сливаются в черты.

3. Черта личности является движущим элементом поведения. То есть черты склоняют человека создавать или искать ситуации, в которых они могут проявиться.

4. Существование черт можно установить эмпирически. И, хотя они не поддаются непосредственному наблюдению, психологические методы позволяют их обнаружить.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Перекрываясь, они проявляются в еще более обобщенных характеристиках поведения.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. И отрицательный полюс выраженности черты ‑ это не всегда «плохо», а положительный ‑ не всегда «хорошо».

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.

8. Несогласованность некоторых поступков с чертой не является доказательством ее отсутствия у человека.

Центральные диспозиции - хорошо узнаваемые другими людьми устойчивые характеристики, позволяющие достаточно полно и точно описать личность. На основании результатов своих исследований Г. Олпорт пришел к выводу, что количество центральных диспозиций для каждого конкретного индивида колеблется в пределах от пяти до десяти. Центральные диспозиции наиболее универсальны и в содержательном плане близки к чертам личности.

Вторичные диспозиции - менее устойчивые и менее узнаваемые по сравнению с центральными. К ним обычно относятся вкусовые предпочтения, ситуативно обусловленные краткосрочные установки и т. п.

По своим убеждениям Г. Олпорт был близок к представителям гуманистического направления. В силу этого в своих работах он предвосхитил многие принципы гуманистической психологии. В частности, Г. Олпорт настаивал на необходимости изучения психически здоровых людей, введя понятие зрелая личность. С его точки зрения, поведение зрелого субъекта автономно и осознанно, в то время как личностно незрелый, невротичный индивид руководствуется неосознанными мотивами, связанными с детскими переживаниями. Согласно Г. Олпорту, зрелая личность развивается в процессе становления, продолжающегося всю человеческую жизнь. Он также был привержен принципу холизма, рассматривая здоровую личность как интегрированное целое разнородных частей. Организующее и объединяющее начало в человеческой природе, одновременно являющееся главной движущей силой развития личности, Г. Олпорт обозначал как проприум.

Развивая теорию черт, Г. Олпорт внес существенный вклад в развитие социальной психологии, в частности, в изучение проблемы адаптации и социального влияния. Его труды «Природа предвзятости» и «Психология слухов» стали классическим работами по данной проблематике. Заинтересовавшись в контексте изучения зрелой личности проблемой ценностей, он на базе типологии ценностей Э. Шпрангера еще в 1931 г. разработал «Тест изучения ценностей», модификации которого до сих пор находят применение в организационной психологии.

Дальнейшее развитие теорий черт связано с творчеством Г. Айзенка и Р. Кеттела. Если Г. Олпорт, ставя во главу угла индивидуальные диспозиции, использовал, главным образом, идиографический метод исследования, направленный на углубленное изучение конкретного человека, то Г. Айзенк и Р. Кеттел, опирались, прежде всего, на позволяющий выявить закономерности, характерные для значительных по своему составу сообществ. С этой целью они обследовали большие выборки испытуемых и использовали для выявления закономерностей сложные математические процедуры, в частности, факторный анализ. При этом и Г. Айзенк, и Р. Кеттел исходили из убеждения, что основная функция психологии является прогностической, т. е. главной задачей выступает необходимость предсказать поведение человека в той или иной ситуации.

Г.Айзенк считал, что все элементы или черты личности объединены в иерархическую структуру и могут быть сведены к универсальным суперчертам. Поскольку такие сперчерты в большей или меньшей степени присущи всем людям, он обозначил их как типы. Первоначально Г. Айзенк выделил два типа: экстраверсия - интроверсия и нейротизм - стабильность.

Первый тип непосредственно связан с процессами возбуждения и торможения, или, в терминах Г. Айзенка, «корковой активацией». С его точки зрения, интроверты более возбудимы, чем экстраверты, в силу чего склонны избегать сильной внешней стимуляции, связанной, в частности, с социальными ситуациями. Экстраверты, испытывая дефицит возбуждения, напротив, постоянно ищут дополнительных стимулов во внешней среде.

Второй тип отражает особенности реакции нервной системы на тот или иной стимул. Люди, склонные к нейротизму острее, чем стабильные личности реагируют на стресс и иные вызывающие беспокойство ситуации, и их реакция носит более устойчивый и длительный характер. При определенном внешнем сходстве психологического «наполнения» этих двух типов, Г. Айзенк характеризует их как ортогональные измерения личности, т. е. считает, что между ними отсутствует корреляционная связь.

Впоследствии Г. Айзенк добавил к двум исходным типам третий - психотизм, связанный с интенсивностью выработки андрогенов. Однако к настоящему времени данное предположение остается во многом гипотетическим, не имеющим достаточного эмпирического подтверждения. Предполагается, что высокий уровень психотизма опосредствует склонность к нонкомформизму, а в крайних случаях к девиантному поведению.

Г. Айзенком разработан ряд психодиагностических методик для выявления индивидуальных особенностей по трем типам личности. Наиболее известен из них «Личностный опросник Айзенка» (EPQ), его использование существенно продвинуло исследования психопатологии и криминального поведения.

Р. Кеттел, в отличие от Г. Айзенка, разрабатывавшего свою схему на базе предварительно сформулированных допущений, считал, что выявить универсальные черты личности можно исключительно эмпирически, сведя посредством факторного анализа массив данных, полученных в результате обследования большого числа испытуемых различными методиками, к минимально возможному числу переменных. Таким образом, по мнению Р. Кеттела, можно свести многообразные и изменчивые поверхностные черты, наблюдаемые и фиксируемые извне, к ограниченному количеству универсальных и стабильных исходных черт, конфигурация и выраженность которых и определяет сущность личности.

В результате длительных многоплановых исследований Р. Кеттел выделил 16 исходных черт или личностных факторов, которые легли в основу разработанной им и получившей широкое распространение психодиагностической методики «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF).

Дальнейшие исследования в данном направлении, в частности, работы американских психологов П. Коста и Р. Мак-Крэ, привели к вычленению пяти исходных факторов, получивших название «Большая пятерка». В нее вошли нейротичность (N), экстраверсия (E), открытость (O), согласие (A), сознательность (C). Для измерения степени выраженности каждого фактора был разработан опросник NEO - PI. Модель «Большой пятерки» получила широкое распространение в организационной психологии и психологии менеджмента не только благодаря своей простоте, но и достаточно высокой валидности и прогностической надежности.

Несмотря на это, практически все теории личностных черт неоднократно подвергались жесткой критике. В частности, в адрес Г. Олпорта выдвигались упреки в эклектичности и чрезмерной приверженности идеографическому методу исследования. Более того, сама идея черт подвергалась сомнению. В частности, в работах У. Мишеля приводились серьезные доказательства того, что поведение опосредствуется ситуационными факторами в гораздо большей степени, чем личностными чертами.

Концепции Г. Айзенка и Р. Кеттела многим специалистам представляются слишком сложными, перегруженными статистическими процедурами и при этом излишне «углубленными» в нейрофизиологию, в силу чего они тяжело адаптируются к практическому применению. Более того, неоднократно высказывались сомнения в надежности и валидности теста 16 PF, несмотря на огромный объем выборки испытуемых и мощный статистический аппарат, на которых базировалась его разработка.

Тем не менее работы апологетов теорий черт стали, по сути дела, классикой современной психологии, а разработанные ими психодиагностические методики до сих пор используются в социально-психологических исследованиях самого широкого спектра применения.

Биографический очерк

Гордон Уиллард Олпорт (Gordon Willard Allport), младший из четырех братьев, родился в Монтесуме, штат Индиана, в 1897 году. Вскоре после рождения Гордона его отец, бывший сельским врачом, перевез семью в Огайо, и младший Олпорт получил начальное образование в бесплатных сельских школах Кливленда. Он описывал атмосферу в своей семье как пронизанную чувствами доверия и привязанности, а также особого уважения к труду в духе протестантизма.

<Гордон Олпорт (1897-1967).>

С раннего возраста Олпорт был способным ребенком; он характеризовал себя как социально изолированного индивида, особенно успешного в словесности и плохо подготовленного физически. По настоянию старшего брата Флойда, бывшего в то время аспирантом-психологом в Гарвардском университете, он поступает после окончания школы в тот же университет.

Хотя Олпорт и окончил несколько курсов по психологии в Гарварде, специализировался он все же в экономике и философии. Учась на старших курсах, он участвовал в разработке ряда проектов волонтерской службы. После окончания учебы в 1919 году Олпорт принял предложение преподавать социологию и английский язык в Роберт-Колледже в Константинополе, Турция. Со следующего года он получает стипендию младшего научного сотрудника за дипломную научную работу по психологии, представленную по окончании Гарварда.

В 1922 году Олпорту присвоена докторская степень по психологии. Его диссертация, посвященная чертам личности, была первым исследованием такого рода, выполненным в Соединенных Штатах. В течение следующих двух лет Олпорт занимался исследовательской работой в университетах Берлина и Гамбурга в Германии и в Кембридже в Англии. Вернувшись из Европы, он два года работал преподавателем в Гарвардском университете на факультете социальной этики. Здесь он вел курс «Личность: ее психологические и социальные аспекты». Это был первый в Соединенных Штатах курс по психологии личности.

В 1926 году Олпорт занял должность ассистента-преподавателя психологии в Дартмутском колледже, где он проработал до 1930 года. Тогда же он получил приглашение из Гарварда на работу в той же должности на факультете социальных отношений. В 1942 году ему было присвоено звание профессора психологии, и вплоть до самой смерти в 1967 году он продолжал занимать этот пост. За свою продолжительную блистательную карьеру в Гарварде Олпорт оказал влияние на несколько поколений студентов своим популярным курсом лекций. Он получил также признание как «старейшина американских научных изысканий по проблемам личности».

Олпорт был плодовитым автором. Среди его широко известных публикаций такие, как «Личность: психологическая интерпретация» (1937); «Человек и его религия» (1950); «Становление: основные положения психологии личности» (1955); «Личность и социальные конфликты» (1960); «Стиль и развитие личности» (1961) и «Письма Дженни» (1965). Он является также соавтором двух широко используемых личностных тестов: «Изучение реакции A-S» (совместно с Ф. X. Олпортом, 1928) и «Изучение ценностей» (в соавторстве с П. Е. Верноном, 1931; переработано Г. Линдсеем в 1951 и повторно в 1960). Полный перечень его трудов можно найти в работе «Человек в психологии» (1968а). Его автобиография представлена в 5-м томе «Истории психологии в автобиографиях» (Allport, 1967, р. 3-25).

Что такое личность

В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. Он делает вывод, что адекватный синтез существующих определений может быть выражен в фразе: «Человек - это объективная реальность» (Allport, 1937, р. 48). Данное определение настолько же всеобъемлюще, насколько вместе с тем и неточно. Признавая это, Олпорт пошел несколько дальше в своем заявлении о том, что «личность - это нечто, и она что-то делает. Личность - то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивидуума» (Allport, 1937, р. 48). Избегая определения личности как сугубо гипотетического понятия, Олпорт утверждал, что это реальная сущность, отнесенная к индивидууму.

Однако остается вопрос: какова природа этого нечто ?Олпорт (1937) ответил на этот вопрос, предложив в результате многократных корректировок точное определение личности: «Личность - это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление» (Allport, 1961, р. 28). Что означает все это? Во-первых, «динамичная организация» предполагает, что поведение человека постоянно эволюционирует и изменяется; согласно теории Олпорта, личность - не статичная сущность, хотя здесь и имеет место некая основополагающая структура, которая объединяет и организует различные элементы личности. Ссылка на «психофизические системы» напоминает нам, что при рассмотрении и описании личности следует учитывать как элементы «разума», так и элементы «тела». Использование термина «определяет» является логическим следствием психофизической ориентации Олпорта. По сути дела, смысл этого выражения заключается в том, что личность включает «определяющие тенденции», при появлении соответствующих стимулов дающие импульс поступкам, в которых проявляется истинная природа индивидуума. Слово «характерное» в определении Олпорта лишь отражает первостепенную значимость, придаваемую им уникальности любого человека. В его персонологической системе нет двух людей, похожих друг на друга. И наконец, под словами «поведение и мышление» подразумеваются все виды человеческой активности. Олпорт полагал, что личность выражает себя тем или иным образом во всех наблюдаемых проявлениях поведения человека.

Приводя это концептуальное определение, Олпорт отмечал, что термины характер и темперамент часто использовались как синонимы личности. Олпорт объяснил, как каждый из них можно легко отличить от собственно личности. Слово «характер» традиционно вызывает ассоциацию с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности. Например, когда мы слышим, что у кого-то «хороший характер», то в данном случае речь идет о том, что его личностные качества социально и/или этически желательны. Таким образом, характер и в самом деле есть понятие этическое. Или, по формулировке Олпорта, характер - это оцененная личность, а личность - это неоцененный характер (Allport, 1961). Следовательно, характер не следует рассматривать как некую обособленную область внутри личности.

Темперамент, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и физической конституцией), из которого строится личность. Олпорт считал понятие «темперамент» особенно важным при обсуждении наследственных аспектов эмоциональной природы индивидуума (таких, как легкость эмоционального возбуждения, преобладающий фон настроения, колебания настроения и интенсивность эмоций) (Allport, 1961). Представляя собой один из аспектов генетической одаренности личности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности. Согласно взглядам Олпорта, образно говоря, «из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь». Таким образом, как и во всяком хорошем определении личности, в концепции Олпорта ясно сформулировано, чем она является по сути, а что не имеет к ней никакого отношения.

Концепция черты личности

Как указывалось в начале данной главы, с точки зрения диспозиционального подхода, не существует двух совсем одинаковых людей. Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Олпорт дает в своей концепции «черты» ,которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изучения того, что представляют собой люди и как они своим поведением отличаются друг от друга.

Что такое черта личности? Олпорт определял черту как «нейропсихическую структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения» (Allport, 1961, р. 347). Проще говоря, черта - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций .Например, если кто-то по сути своей робок, он будет склонен оставаться спокойным и сдержанным во многих различных ситуациях - сидя в классе, за едой в кафе, занимаясь уроками в общежитии, делая с друзьями покупки. Если, с другой стороны, человек в основном дружелюбен, он будет скорее разговорчивым и общительным в тех же самых ситуациях. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Черты - это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение. Для иллюстрации этой мысли Олпорт приводит в качестве примера случай с вымышленным мистером Маккарли, главной психологической особенностью которого является «боязнь коммунизма» (Allport, 1961). Эта его черта делает равнозначными для него такие «социальные стимулы», как русские, афро-американцы и соседи-евреи, либералы, большинство преподавателей колледжа, организации борьбы за мир, ООН и т. д. Всем им он наклеивает ярлык «коммунистов». Мистер Маккарли может поддерживать ядерную войну с русскими, писать враждебные письма в местные газеты о чернокожих, голосовать за экстремистских политических кандидатов и политиков правого крыла, примкнуть к ку-клукс-клану или обществу Джона Берча, критиковать ООН и/или принимать участие в любом из целого ряда других подобных враждебных действий. На рис. 6-1 схематично показан этот диапазон возможностей.

Рис. 6-1. Универсальность черты определяется равнозначностью стимула, приводящего в действие данную черту, и ответных реакций, ею обусловленных. (Источник: адаптировано из Allport, 1961, р. 322)

Нет необходимости говорить, что человек может участвовать в подобных акциях, не обязательно обладая чрезмерной враждебностью или страхом перед коммунистами. И кроме того, любой, кто голосует за кандидатов правого крыла или является противником ООН, не обязательно подпадает под ту же самую личностную категорию. Однако этот пример показывает, что черты личности формируются и проявляются на основе осознания сходства. То есть многие ситуации, воспринимаемые человеком как равнозначные, дают толчок к развитию определенной черты, которая затем сама инициирует и выстраивает разнообразные виды поведения, эквивалентные в своих проявлениях данной черты. Эта концепция эквивалентности стимула и реакций, объединенных и опосредованных чертой, и является главной составляющей теории личности Олпорта.

Согласно Олпорту, черты личности не связаны с небольшим числом специфических стимулов или реакций; они являются генерализованными и устойчивыми. Обеспечивая сходство ответов на многочисленные стимулы, черты личности придают значительное постоянство поведению. Черта личности - это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения. Это жизненно важная составляющая нашей «личностной структуры». В то же самое время черты личности могут быть и определяющими в рисунке поведения человека. Например, доминирование как личностная особенность может проявляться лишь тогда, когда человек находится в присутствии значимых других: со своими детьми, с супругом или близким знакомым. В каждом случае он немедленно становится лидером. Однако черта доминирования не активируется в ситуации, когда этот человек обнаруживает десятидолларовую купюру на пороге приятельского дома. Подобный стимул вызовет скорее проявление честности (или, наоборот, нечестности), но не доминантности. Таким образом, Олпорт признает, что индивидуальные особенности укрепляются в социальных ситуациях, и добавляет: «Любая теория, рассматривающая личность как нечто стабильное, фиксированное, неизменное, неверна» (Allport, 1961, р. 175). Точно так же вода может иметь форму и структуру жидкости, твердого тела (лед) или субстанции вроде снега, града, слякоти - ее физическая форма определяется температурой окружающей среды.

Следует, однако, подчеркнуть, что черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. На самом деле люди активно выискивают социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей. Человек, обладающий выраженной предрасположенностью к общению, не только является прекрасным собеседником, когда находится в компании, но и проявляет инициативу в поиске контактов, когда оказывается в одиночестве. Иными словами, человек не является пассивным «респондентом» на ситуацию, как мог бы полагать Б. Ф. Скиннер, скорее наоборот, ситуации, в которых личность оказывается чаще всего, - это, как правило, те самые ситуации, в которые она активно стремится попасть. Эти две составляющие функционально взаимосвязаны. Подчеркиванием взаимодействий между диспозициями человека и ситуационными переменными теория Олпорта в значительной мере приближается к теориям социального научения Альберта Бандуры и Джулиана Роттера (глава 8).

Черты» черт

Можно сказать, что в системе Олпорта сами черты личности характеризуются «чертами», или определяющими характеристиками. Незадолго до своей смерти Олпорт опубликовал статью, озаглавленную «Еще раз о чертах личности» (Allport, 1966), в которой он суммировал все данные, способные дать ответ на вопрос: «Что такое черта личности?» В этой статье он предложил восемь основных критериев ее определения.

1. Черта личности - это не только номинальное обозначение. Черты личности - не вымысел; они являются весьма реальной и жизненно важной частью существования любого человека. Каждый человек имеет внутри себя эти «обобщенные стремления к действию». Помимо «страха перед коммунизмом», можно назвать такие явно узнаваемые черты личности, как: «боязнь капитализма», «агрессивность», «кротость», «искренность», «непорядочность», «интроверсия» и «экстраверсия». Основной акцент здесь Олпорт делает на том, что эти личные характеристики реальны :они действительно существуют в людях, а не являются лишь теоретическим измышлением.

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности нашего поведения. Привычки, будучи устойчивыми, относятся к более специфическим тенденциям, и поэтому они менее обобщены как относительно ситуаций, «запускающих» их в действие, так и относительно поведенческих реакций, обусловленных ими. Например, ребенок может чистить зубы дважды в день и продолжать это делать, так как в этом его поощряют родители. Это привычка. Однако с течением времени ребенок может приучиться также расчесывать волосы, стирать и гладить одежду и прибирать свою комнату. Все эти привычки, слившись воедино, могут сформировать такую черту, как опрятность.

3. Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения. Как уже отмечалось, черты не дремлют в ожидании внешних стимулов, способных их пробудить. Они скорее побуждают людей к такому поведению, в котором данные черты личности наиболее полно проявятся. Например, студентка колледжа, в значительной мере обладающая такой чертой, как «общительность», не сидит просто так в ожидании вечеринок, чтобы пообщаться. Она их активно выискивает и таким образом выражает свою общительность. Итак, черты личности «выстраивают» действие индивидуума.

4. Существование черт личности можно установить эмпирически. Несмотря на то, что черты личности нельзя наблюдать непосредственно, Олпорт указывал на возможность подтверждения их существования. Доказательство может быть получено посредством наблюдений за человеческим поведением на протяжении длительного времени, изучения историй болезни или биографий, а также с помощью статистических методов, которые определяют степень совпадения отдельных реакций на одни и те же или сходные стимулы.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Ни одна черта не является островом». [Имеется в виду фраза английского поэта Джона Донна (1572-1631) «Никто из нас не остров» (No man is an island). (Прим. ред. )] Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой. Скорее личность представляет собой некий набор перекрывающих друг друга черт, лишь относительно независимых друг от друга. Чтобы проиллюстрировать это, Олпорт приводил в качестве примера исследование, в котором такие черты, как проницательность и чувство юмора, в высшей степени коррелировали друг с другом (Allport, 1960). Ясно, что это разные черты, но они, тем не менее, как-то связаны. Поскольку результаты корреляционного анализа не дают возможности делать выводы о причинных связях, мы можем предположить: если у человека сильно развита проницательность, то весьма вероятно, что он может подмечать абсурдные аспекты человеческой жизни, что и приводит к развитию у него чувства юмора. Более вероятно, однако, согласно Олпорту, что черты перекрываются изначально, так как человек склонен реагировать на события и явления обобщенным образом.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. Несмотря на тот факт, что многие черты (например, искренность, верность, жадность) подвергаются конвенциональному социальному оцениванию, они все же представляют истинные особенности индивидуума. В идеальном варианте исследователь должен сначала обнаружить наличие определенных черт у испытуемого, а затем подыскать нейтральные, а не оценочные слова для их обозначения. По мнению Олпорта, персонологи должны изучать личность, а не характер.

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе. В качестве иллюстрации возьмем застенчивость. Как и любую другую черту личности, ее можно рассматривать как в аспекте уникальности, так и универсальности. В первом случае мы будем изучать влияние застенчивости на жизнь данного конкретного человека. Во втором случае мы будем изучать эту черту «универсально», путем построения надежной и валидной «шкалы застенчивости» и определения индивидуальных различий по параметру застенчивости.

8. То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. В качестве иллюстрации рассмотрим Нэнси Смит, которая являет собой пример опрятности и аккуратности. Ее безупречный вид и безукоризненность в одежде бесспорно указывают на такую черту, как аккуратность. Но эту черту никоим образом нельзя было бы заподозрить в ней, если бы мы посмотрели на ее письменный стол, квартиру или машину. В каждом случае мы увидели бы, что ее личные вещи разбросаны, беззаботно раскиданы, выглядят крайне неряшливо и небрежно. Чем вызвано такое явное противоречие? По Олпорту, имеются три возможных объяснения. Во-первых, не у каждого человека черты имеют одинаковую степень интегрированности. Черта, являющаяся главной у одного, может быть второстепенной, либо вовсе отсутствовать у другого. В случае с Нэнси аккуратность могла ограничиваться лишь ее собственной персоной. Во-вторых, один и тот же индивидуум может обладать противоречивыми чертами. Тот факт, что Нэнси последовательна по отношению к своему внешнему виду и неряшливо относится к своим вещам, предполагает ограниченное проявление аккуратности в ее жизни. В-третьих, существуют случаи, когда общественные условия гораздо в большей мере, чем личностные черты, являются первостепенными «движителями» к определенному поведению. Если Нэнси мчится, чтобы успеть, к примеру, на самолет, она может вообще не обращать внимания на то, что прическа растрепалась или платье по ходу дела утратило опрятный вид. Поэтому, примеры того, что не все поступки Нэнси соответствуют присущей ей склонности к аккуратности, не являются доказательством, что такой склонности в ней вовсе не существует.


Похожая информация.