Образ родины земли русской в тарасе бульбе. Образ Тараса Бульбы в повести "Тарас Бульба"


Образ Родины и героизм ее защитников в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цели:
Обучающие: ознакомить школьников с исторической основой повести, помочь понять основную идею произведения.
Развивающие: совершенствовать навыки анализа текста, чтения прозаических отрывков наизусть и выразительного чтения эпизодов, умение работать в группах.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, уважения к ее истории, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных чувств личности.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, презентация, мультимедийные средства.

Ход урока.

1. Слово учителя.
Сегодня мы продолжаем изучение одного из сложных по своей проблематике произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Человеческий и творческий лик Гоголя не однозначен по своей сути, поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о феномене Гоголя, загадке его искусства, тайне его личности, о направлении и смысле его духовного и художественного развития. Творчество писателя было полно жаждой познания России, истоков характера русского человека. Загадку личности Гоголя может постигнуть только тот, кто, оставшись наедине с писателем не просто прочитает, а переживет его произведения. Итак, давайте все вместе попытаемся осмыслить основную идею повести «Тарас Бульба» и ответим на вопрос:
- Как в повести отразилась любовь Н.В. Гоголя к своей Родине? Почему Н.В. Гоголь, родившийся в Малороссии, считал своей Родиной Россия, а себя русским писателем?
2. Презентация на тему «Образ Родины и героизм ее защитников в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
3. Выразительное чтение наизусть учащимся фрагмента из повести «Описание степи днем».
Ответ на вопросы:
- Почему Белинский сказал о Гоголе: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…?»
- Какие слова и выражения из описания степи особенно живописны?
4. Образ Запорожской Сечи. (групповая работа)
- Каковы обычаи и законы Сечи?
- Каков характер запорожцев?
- Какие черты в запорожцах привлекают и отталкивают?
С одной стороны, это была республика, как замечает Н.В. Гоголь, странная республика согласно потребностям того века. В общественном устройстве Сечи нет сословной и зависимости людей друг от друга, нет имущественных оков. Это была военная организация вольного народа, противопоставленная миру вражды и рабства. Здесь народ избирает правителей, защищающих их интересы. Воинская служба в Сечи – это не принуждение, а добровольное служение Отечеству.
С другой стороны, Н.В. Гоголь не идеализирует казаков. Сечь населяют самые разные люди: бывшие преступники, образованные и необразованные, богатые и бедные, желающие самоутвердиться и любящие воевать. Казацкая жизнь – принципиально бессемейная. История в гоголевской повести творится мужчинами, причем достаточно жестокими в отношении друг к другу.
5. Прославление боевого товарищества. Аналитическая беседа.
- Что служит объединяющим началом для казаков? (Всех их объединяет товарищество и православная вера).
- Прочитайте выразительно речь о товариществе (глава IX). Читает подготовленный ученик.
- Что заставило героя произнести эту речь?
- Какие убеждения, высказанные Тарасом можно считать высоконравственными?
- Почему Бульба обращается к казакам с этой речью перед сражением?
Проанализируйте лексику, синтаксис и интонацию речи.
Во-первых, он хотел избавить товарищей от уныния, а во-вторых, хотел, чтобы они достойно встретили мученическую смерть. Недаром именно в смерти, по словам Тараса, сказывается величие русской души: .
Приведите примеры анафоры, риторического обращения, параллелизма, антитезы, сравнения.
6. Героическая смерть казаков (глава IX). Речь героев (групповая работа). Аналитическая беседа.
- Каково влияние речи Тараса на запорожцев?
- Проанализируйте предсмертные реплики казаков. Что общего в этих репликах?
- Почему Н.В. Гоголь делает высказывания похожими?
- Какие вопросы Тарас троекратно задает запорожцам?
- Какой смысл имеют эти слова?
- Какие элементы фольклора созвучны боевым репликам Тараса?
Речь Тараса производит на запорожцев сильнейшее впечатление: в них заговорило лучшее, «что бывает в сердце у человека». Героизмом в бою с поляками, самоотверженностью, готовностью прийти на помощь товарищу запорожцы подтвердили слова Тараса. Их предсмертные слова похожи потому, что запорожцы составляют единое целое, сражаются и умирают не за себя, а за веру, за Родину, за товарищей. Поэтому в их предсмертных речах о себе нет ни слова. В этом казаки сходны с героями русского эпоса.
7. Предательство Андрия (глава VI, IX). Групповая работа.
- Почему Андрий изменил своей отчизне?
- Проанализируйте монолог Андрия со слов «На что мне отец, товарищи, отчизна?» до конца главы VI.
- Какими речевыми средствами передано душевное состояние влюбленного героя?
- Какие слова, синтаксические конструкции и интонации говорят о его решительности?
Сопоставьте монолог Андрия с авторским отступлением в последнем абзаце главы VI.
- Почему автор называет Андрия рыцарем?
Причины предательства Андрия кроются в его характере. Душа Андрия открыта всему миру: он способен видеть прекрасное, сострадает человеку, даже если он враг. Он не может жить только войною, он выбирает ценности мирской жизни красоту и любовь. Рыцарство для Тараса – воинская отвага, верность казацкому долгу и отвращение к нежбе. Рыцарство для Андрия – это преклонение перед возлюбленной, желание служить ей. Переход Андрия на сторону противника с точки зрения запорожцев – измена, предательство, потому что они ценили коллективистские ценности. Но с точки зрения вечных ценностей Андрий делает совй выбор ради любви, во имя служения женщине. Это его индивидуальный выбор. Переживания любви связано с религиозными переживаниями Андрия:. Автор осуждает предательство Андрия: . С точки зрения Тараса, Остапа, других казаков, Андрий заслуживает смерти, потому что предательство достойно самого резкого осуждения. Тарас сожалеет о сыне, но не сожалеет о его смерти.
8. Смерь Остапа (глава 11). Две жизни – две судьбы. Групповая работа.
- Почему автор описывает подробно жизнь Остапа?
- Что дало Остапу силы выстоять?
- Почему Остап в свой смертный час обращается к отцу?
- Какого человека хотел он видеть перед смертью?
- Как относится Тарас к смерти сына?
В поведении Остапа перед смертью есть сознание своей правоты, героическая самоотверженность, твердость духа. Он не издает «ни крика, ни стону», несмотря на жестокие пытки. Хотя перед смертью .
Остап просит о духовной поддержке, и она к нему приходит, потому что он умирает смертью героя. В этом и заключается главное отличие гибели двух братьев: один гибнет как герой, а другого казнят как преступника.
9. Смерть Тараса Бульбы (глава XII). Групповая работа.
Аналитическая беседа (продолжение).
- Прочитайте выразительно фрагмент взятия в плен и смерти Тараса (глава XII).
- Как Н.В. Гоголь описывает его духовную мощь и преданность Родине?
- Найдите детали психологического портрета Тараса. Почему они важны для понимания его характера?
Даже перед лицом смерти Тарас проявляет истинное величие: он не думает о себе, все мысли его – о товарищах, Родине, смерти он не боится. Так он сам следует словам, сказанным когда-то о товариществе. Умирает Тарас духовно не побежденный. В образе Тараса господствует одна психологическая черта6 преданность общему делу, этому отдаются все душевные и физические силы фольклорного богатыря. Однако судьба Тараса не только героична, но и трагична. Он лишается сыновей и однополчан, поэтому не случаен в финальной сцене образ дерева без вершины: счастья победы Бульба так и не испытал, личного счастья тоже.
10. Подведение итогов урока.
Итоговый вопрос:
- В чем патриотический пафос повести «Тарас Бульба»?
В повести мы видим героическое и поэтическое прошлое Украины. Основное содержание повести – борьба запорожцев за свою независимость. Образ Родины в повести связывается с героическим эпосом, а казаки предстают как свободный и гордый народ – настоящие богатыри. Отношение друг к другу основано на боевом братстве, им свойственны истинные ценности: сила, смелость, красота, любовь, патриотизм, стремление к подвигу. В этом заключается актуальность произведения в наши дни.
11. Рефлексия.
- Чему научила нас повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?
Литература.
1. Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей образовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: Вако, 2015
3. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах. Т.2. М.: «Русская книга», 1994
4. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. – М.: Вако, 2007
5. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «ТИД» Русское слово – РС, 2000

Повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя – историческое произведение, повествующее о процветании казачества Запорожской Сечи. Автор восхищается казаками – и смелостью и удальством, юмором и верностью родине.

Центральная тема повести


Патриотизм, пожалуй, центральная тема повести. И главным патриотом выступает знатный казак Тарас Бульба. Он воспитывает двоих сыновей в лучших традициях казачества, с молоком матери они впитывают любовь к родной земле. До последней капельки крови Бульба предан товариществу и ждет того же от своих детей. Жизнь казаков в постоянных переездах, битвах и удалом веселье кажется для него идеальной.

Остап и Андрий – радость и гордость стареющего героя. Едва отучив сыновей в гимназии, Бульба тут же бросает их в омут «настоящей жизни» — везет в Запорожскую Сечь. Во время сражений с поляками сыновья проявляют себя как настоящие воины и Бульба гордится ими.

Предательство Андрия и смерть Остапа

Но судьба поворачивает так, что Андрий влюбляется в полячку и переходит на сторону врага. Этот факт больно ранит Бульбу, но он не показывает вида – сражается еще яростнее и рьянее. Много думает он о поступках сына, пытается хоть как-то оправдать его поступок, но не может.

У него не укладывается в голове, ка можно предать своих, как можно покинуть родину и семью ради плотского увлечения. Андрий отныне – позор для отца, некто без имени и без прошлого, продавший товарищество и землю, которая взрастила его. За столь величайший грех может быть лишь одно наказание – смерть.

Без тени сомнения Тарас своими же руками убивает Андрия – патриотизм одерживает верх над простыми человеческими чувствами. Можно представить, как сильна его любовь к Родине.

Вскоре отец лишается и второго сына – Остапа, обреченного на мучительную гибель на городской площади на глазах зевак. Утратив все, чем он жил, Бульба продолжает сражаться ради мести, борясь с врагами не на жизнь, а насмерть.

Сила духа Тараса Бульбы

Оказавшись в плену у поляков, Тарас под угрозой смерти продолжает помогать казакам. Последние слова Бульбы о величии православной русской веры, о необъятной силе родины восхищают и заставляют содрогнуться. Образ Тараса Бульбы напоминает нам о долге перед родиной, о нашей любви к родной земле, о патриотизме.

Разделы: Литература

Урок проводится по учебнику для 7-х классов общеобразовательных учреждений, Москва "Просвещение", автор-составитель В.Я. Коровина с использованием интерактивной доски или проектора, текста повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба", тетради.

Тема урока: "Остап и Андрий в бурсе. Степь как образ Родины в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".

Цели урока:

  • показать формирование характеров Остапа и Андрия в бурсе;
  • показать степь как образ Родины;
  • пробудить чувство любви к Родине, восхищение красотой природы,
  • развивать умение давать монологический ответ на поставленный вопрос;
  • развивать умение анализировать эпизод и объяснять его место в сюжете произведения;
  • развитие устной речи: использовать в речи различные средства выразительности.

Ход урока

Учитель. Братья росли, и в 12-летнем возрасте их привезли в Киев, отдали на учение в бурсу, как это, очевидно, было заведено в казацких семьях. Шире и сложнее становятся связи с миром, богаче и разностороннее представления о нем. Время пребывания Остапа и Андрия в бурсе - это время взросления, переход от подростка к юноше, когда активно идет процесс формирования личности, становления характера, начинают определяться нравственные критерии, когда вот-вот встанет вопрос: кем быть? Каким быть? Какие нравственные качества нужно в себе выработать, чтобы стать настоящим человеком?

Центральный вопрос нашего урока: В какой мере бурса способствовала или, наоборот, мешала их правильному формированию и что делали в этом направлении сами Остап и Андрий?

Проверка домашнего задания.

Устное сообщение на тему: "Какими вы представляете условия жизни в бурсе?"

Вывод: Бурса - особый мир, во многом страшный. Отупляющая и оглупляющая "долбня" сочеталась с культом грубой силы. Плохое "содержание", частые наказания голодом, беспрестанная порка ("припарки") рождали в бурсаках предприимчивость, сообщали их характерам твердость.

Проверка домашнего задания.

Устное сообщение на тему: "Остап в бурсе".

Прослушав сообщение, учащиеся записывают вывод в тетрадь.

Вывод: Сложные взаимоотношения сложились у Остапа с бурсацкой наукой. Уже в бурсе у Остапа проявляются такие качества, как упорство, целеустремленность. Остап - надежный товарищ и друг. Ему можно верить, на него можно положиться. Он не подведет, не выдаст, всегда придет на выручку. Его любят, уважают, охотно слушаются. Он простой, без лукавства и хитрости. Из него выйдет настоящий боевой казак, девизом которого станут "война и пиршество".

Проверка домашнего задания.

Устное сообщение на тему: "Андрий в бурсе".

Учитель. Особо нужно отметить слова Гоголя о живости и большей развитости чувств у Андрия. Не одна жажда подвига владела им - его волновала жажда любви, что необычно в то бранное время, когда женщина была "каким-то странным существом в этом сборище безжизненных рыцарей". Обратить внимание на то, каким потрясением было для впечатлительного и пылкого юноши представшее перед ним видение: "Он оторопел. Он глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою еще больше размазывал".

Учитель. Итак, каков же Андрий в бурсе?

Учащиеся записывают вывод в тетрадь.

Вывод. Учился без напряжения, охотно и легко. Отличался изобретательностью и живостью характера. Умел увертываться от наказания. Жаждал подвига, отличался безумной смелостью, большой физической силой, вспыльчивостью, гордым нравом. Не сносил оскорбления. Больше, чем у Остапа, развито чувство прекрасного. Жажда любви, внутренняя неудовлетворенность, желание чего-то неизведанного отдаляет от товарищей. Был потрясен встречей с полячкой, думает о ней беспрестанно. Именно здесь кроется завязка той драмы, которая закончилась трагической и позорной смертью Андрия.

Вывод. Мужествен, силен, ловок, полон отваги. Но человек неустойчивый, пребывает в каком-то смутном ожидании, в общении с окружающими больше личностного, субъективного. Привлекает пылкость чувств, неотразимое юношеское очарование. Настораживает отъединенность от товарищей. Его жизненный путь - не обычный путь казака.

Учитель. Следующий этап в изучении образов Остапа и Андрия - их жизнь в Запорожской Сечи, когда окончательно складываются их характеры. Сбылась самая большая мечта их жизни. Не такой уж долгой была дорога в Сечь, но они запомнили эту дорогу, наверное, на всю жизнь.

Описание степи читает подготовленный ученик.

Учитель. Найдите в тексте слова, которые передают богатство чувств Гоголя, его отношение к степи.

Вывод: любование и любовь, восхищение и изумление - чувства, которые переполняют душу автора.

Учитель. В чем видит Гоголь чарующую красоту степи, чем он восхищается и как передает свое восхищение?

Учитель. Какой вид искусства напоминает пейзаж?

Вообразите себя художником, который на основании описания Гоголя рисует большое полотно - степь днем.

Учитель. Что должна напоминать степь на картине? Какой основной образ проходит через все описания и самой, и неба над степью?

(Образ моря, океана)

Учитель. Подтвердите это текстом.

Учитель. Кроме необъятности, безбрежности, чем еще поражает гоголевская степь?

(Буйством красок, пестротой, яркостью)

Учитель. Проследите по тексту, как меняется степь вечером и ночью самостоятельно.

Учитель. Найдите в тексте два понравившихся образа и объясните их.

Учитель. Каких людей, какие характеры должна была породить степь?

Вывод. Образ степи для Гоголя - это образ Родины. Ради нее казаки и совершают свои подвиги и, если надо, умрут, защищая ее. Привольные, бескрайние степные просторы помогают понять характеры запорожцев. В такой степи могут жить лишь мужественные, сильные, смелые, гордые люди, наделенные широкой душой и щедрым сердцем. Степь - Родина героев, богатырей-запорожцев.

Гоголь выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий зрительный образ степи.

Вывод. Этим вопросом открывается тема подвига в повести Гоголя, тема служения Отчизне.

Образ степи дан Гоголем как образ матери-Родины, породившей могучие богатырские характеры. Стоит оборваться этой связи, и человек гибнет, превращается в "подлую собаку".

С образом степи и образом казаков неразрывно слит образ Запорожской Сечи, бесконечно близкой и дорогой казакам.

Домашнее задание.

Выучить наизусть или пересказать близко к тексту описание степи во 2 главе (по выбору: степь днем, вечером, ночью).

Рассказать о нравах и обычаях Запорожской Сечи. Ответить на вопрос: почему Гоголь относился к ней восторженно?

Тарас Бульба". Глава 2.
"Черт вас возьми, степи, как вы хороши!"
Художник А. Герасимов. 1952


Черт вас возьми, степи, как вы хороши! В историю литературы Гоголь вошел как первооткрыватель красоты украинской природы. В историю литературы Гоголь вошел как первооткрыватель красоты украинской природы. В описании степи сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. В описании степи сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами.














«…изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы…» «…изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы…»


«Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень пробегала по нем, и она становилась темно-зеленою… По небу, из голуба- темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота…» «Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень пробегала по нем, и она становилась темно-зеленою… По небу, из голуба- темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота…»




Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев.

Урок второй

«Бранное, трудное время…». Степь как образ родины в повести Гоголя.

Цель : создать условия для развития нравственно- эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения образа степи как образа родины в повести.

Задачи:

- воссоздание картины эпохи, изображенной в повести; выявление качеств характера героев и обстоятельств, оказавших влияние на их становление;

Формирование навыка анализа эпического произведения, выразительного чтения и пересказа, работы с текстом, чтения по ролям;

Развитие нравственно-эстетических вкусов учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

Осознают понятия «художественный образ», «пейзаж в художественном произведении»,

Распознают художественно-изобразительные средства, выделяют зрительные и слуховые образы в художественном тексте,

Выразительно воспроизводят текст.

Метапредметные:

Оценивают результаты своей – чужой деятельности, анализируют собственную работу, планируют свои действия; определяют цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;(регулятивные УУД)

Умеют определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умеют с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли; (коммуникативные УУД)

Умеют группировать и систематизировать материал, ориентируются в тексте, находят нужную информацию, умеют выдвигать гипотезы и планировать деятельность; (познавательные УУД)

Личностные:

Соотносят свое понимание родины с трактовкой писателя,

Осознают понятие «родина» как эмоционально-художественный образ

Оборудование: иллюстрации Т. Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями» и П. П. Соколова «Возвращение из бурсы», видеопроектор, компьютер.

ХОД УРОКА

    Обращение к домашнему заданию. Чтение эпизода встречи Тараса с сыновьями по ролям.

    Лексическая работа.

Учащиеся перед уроком знакомятся с содержанием плаката (толкование непонятных слов), вывешенного на стенде «Сегодня на уроке», и задают вопросы подготовившему его ученику.

3. Анализ первой главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

О чем свидетельствует внутреннее убранство хаты Тараса Бульбы?

* Выразительное чтение от слов «Все было чисто, вымазано цветной глиною... » до слов «… и потому, что не в обычае было позволять школярам ездить верхом ».

Добротная хата Тараса свидетельствует о рачительности хозяйки; различные предметы на стенах, по полкам и углах – о полной мужества и доблести бранной жизни хозяина.

Какие предметы времени проявляются в описании отношения Тараса к жене?

*Выразительное чтение эпизода от слов « В самом деле, она была жалка…» до слов «…в этом сборище безжизненных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой».

Высшей ценностью для мужчины той эпохи были бранные подвиги. Время требовало твердости и даже жестокости, порой несовместимых с нежными чувствами к жене, детям, к родному дому.

*Чтение по ролям эпизода от слов «А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой!»

Слов «Козак не на то, чтобы возиться с бабами».

Что является главным достоинством настоящего казака? Почему встреча отца и сыновей после долгой разлуки обернулась потасовкой?

Для Тараса Бульбы и Остапа физическая сила и способность к поединку – достоинство первостепенное («… что за человек ты в кулаке!»).

Какими предстают Остап и Андрий в этой сцене?

Остап не может терпеть насмешки Тараса. Чувство собственного достоинства, готовность постоять за себя побуждают его проучить обидчика.

Внутреннее состояние Андрия в этом эпизоде неясно. Мы отчетливо видим его позу: «Что стоишь и руки опустил?» Тарас дразнит его (« Что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?»), называет его « мазунчиком».

Какие чувства испытывает Андрий в этот момент?

Продолжите ряд слов: волнение, страх…

Как раскрывается характер Андрия в этом эпизоде? Почему он не откликнулся на поддразнивания Тараса?

Андрий –натура нервная, чуткая, впечатлительная. Драка в счастливый момент встречи кажется Андрию неуместной. Поднять руку на Тараса не позволяет ему уважение к отцу. Андрий уже в этом эпизоде обособлен, замкнут.

Сопоставление иллюстрации Т. Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями» и П. П. Соколова «Возвращение из бурсы».

На рисунке Т.Г. Шевченко Тарас добродушно - ироничен, задирист, притворно изумлен, даже артистичен: он внешне являет собой фигуру весьма колоритную. Остап угрожающе засучивает рукава, отнюдь не собираясь прощать обиду; огорченная мать робко стоит в стороне, с упреком и мольбой смотрит она на Тараса. На иллюстрации П. П. Соколова изображена потасовка между отцом и сыном в разгаре; разошедшийся Тарас приглашает принять в ней участие и младшего сына; мать обнимает Андрия, со страхом и укоризной глядя на мужа.

Встреча отца с сыновьями характерна для того « бранного, трудного времени, когда начали разыгрываться схватки и битвы на Украине », и является как бы своеобразной прелюдией к произведению

В чем проявляется внутреннее сходство между Остапом и Тарасом?

Решительность, открытость, искренность в проявлении чувств свойственны и отцу, и сыну.

Почему Тарас так пренебрежительно относится к книжкам, букварям, «философиям», хотя его замечания выдают в нем человека образованного?

Воинская отвага и доблесть для него выше интеллектуальных занятий и страсти к познанию.

Как характеризует героя его приказ принести к столу не пампушек, а всего барана, «медов сорокалетних», чистой горелки побольше, чтобы «играла и шипела, как бешеная»?

Герой не признает полумеры ни в чем. Способность много съесть и выпить – один из признаков героя-богатыря.

Как раскрывается характер Тараса в авторской характеристике?

* Выразительное чтение эпизода от слов «Тарас был один из числа коренных, старых полковников…» до слов «Когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства».

Лексическая работа

- Какое значение приобретает в данное характе ристике слово коренной?

Характер героя складывается в постоянной борьбе не только за собственную честь, но и за достоинство тех, кто нуждается в защите. В такой борьбе не может быть компромисса, она требует умения не давать никому пощады, принимать жесткие решения.

Почему Тарас принимает решение ехать в Сечь вместе с сыновьями?

*Выразительное чтение эпизода: « Он сначала хотел было отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля».

Воинский дух силен в старом Тарасе. Хотя он резок, крут, упрям, его поступки иногда граничат с самодурством, но Тарас любит родную землю, ценит людей мужественных, смелых и отважных и стремится участвовать в общем деле.

*Выразительное чтение эпизода от слов « Бурсаки вдруг преобразились…» до слов «… они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом».

Как отзываются герои на слезы матери?

Мать кинулась к Андрию, в его лице она прочла «более какой-то нежности». Эта маленькая деталь позволяет предположить, что Андрий мягче, сердечнее Остапа.

Обращение к домашнему заданию . Зачитываются предложения, в которых особо подчеркнуто чувство матери при расставании с сыновьями.

« Одна бедная мать не спала».

«Она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться».

«И слезы остановились в морщинках, изменивших ее когда-то прекрасное лицо».

«Она сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне».

«Она со слезами готовила все, что нужно к завтраку…»

«Бедная мать! Она как увидела их, она и слова не могла промолвить, и слезы остановились в глазах ее».

«Мать, слабая как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая на п

«Она схватила его за стремя, она прилипнула к седлу его и с отчаяньем во всех чертах не выпускала его из рук своих».

«Она со всею легкостью дикой козы, несообразной ее летам, выбежала за ворота…»

Назовите глаголы, предающие переживания матери в первой главе повести. Охарактеризуйте чувства героини.

Не спала, превратилась в одно зрение, терпела, не сводила глаз, не могла промолвить слова, выбежала за ворота…

Глубокое страдание, боль, отчаяние, беспомощность испытывает бедная женщина, расставаясь с сыновьями. Душа ее полна страшных предчувствий, но остановить беду не в силах. Законы того времени не позволяли женщине перечить мужу.

Прочитайте выразительно отрывок от слов «Одна бедная мать не спала…» до слов «…он задумал оттого так скоро ехать, что много выпил». Проследите, как стилистически выделено местоимение «Она».

Местоимение «она» открывает предложения, в которых передано описание чувств героини. Автор не называет имени матери, что делает образ максимально обобщенным. Участь матери в повести – это доля всех матерей того времени.

    Степь как образ родины в повести Гоголя.

Обращение к домашнему заданию. Выразительное чтение описания степи.

Чтение фрагментов, в которых переданы краски степи, звуки и запахи степи, описания обитателей степи, воздуха, неба над степью Днепра.

Краски степи. Зеленая, девственная пустыня. «Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою». «Неизмеримые волны диких растений; зелено-золотой океан, по которому брызнули миллионы разных цветов». «Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще».

Запахи и звуки степи. « Испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием». «Пестрые суслики оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе…Весь их треск, свист, стрекотанье, -все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух».

Обитатели степи. «Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их…. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем…»

Воздух, небо, над степью. «По небу, изголуба- темному, как будто исполинской кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щек… На них прямо гляделин ночные звезды. Иногда ночное небо освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу».

Днепр. «Вот он сверкает вдали и темною полосою отделился от горизонта. Он веял холодными волнами и расстилался ближе, ближе и, наконец, обхватил половину всей поверхности земли. Это было то место Днепра, где он дотоле спертый порогами, брал наконец свое и шумел, как море, разлившись по воле; где брошенные в середину его острова вытесняли его еще далее из берегов и волны его стлались широко по земле, не встречая ни утесов, ни возвышений".

Итоги работы

Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное множество, ветер приводит их в дви жение, и взору представляется живая волнообразная поверхность, создающая впечатление бесконечности.

Пестрота и яркость красок, их многообразие слепят взор. Основной фон степной поверхности – «зелено-золотой», с брызгами миллионов разных цветов. Мир степи живет своими законами. Эта жизнь проявляется во всем: в крике лебедя, в полете чайки, в величественном течении Днепра, в сиянии звезд. Автор стремился передать не само по себе многообразие звуков, красок, а целостное впечатление, возникающее при виде этой картины.

Какова внутренняя связь между описаниями мыслей и характеров героев и величественной картиной степи?

Герои погружены в свои мысли. Степь, как мать, принимает своих сыновей, пытаясь утешить, передать им свою неиссякаемую энергию. Степь и казаки близки друг другу. Казаки сродни птицам, стремительным и быстрым, живущим в степных просторах, привыкшим к воле, к воздуху и солнцу.

В каких словах передано отношение автора к степи?

«Степь чем дальше, тем становилась прекраснее. Ничего в природе не могло быть лучше. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь».

Любовь, восхищение, изумление, восторг переполняют душу автора. Описание степи в высшей степени эмоционально, оно не только лирически окрашено, но и патетически взволнованно.

Только ли красота природы вызывает эти чувства?

И необыкновенная красота природы, и осознание того, что это удивительное место на земле- милая сердцу родина, вызывает восторг автора и его героев. Степь- обобщенный образ родины. Ради нее казаки совершают свои подвиги.

Степь –мать для героев повести Н. В. Гоголя. Какими качествами характера должны обладать сыновья, чтобы быть достойными такой матери?

Только лишь мужественные, сильные, гордые люди, наделенные широкой душой и щедрым сердцем, могут быть достойны матери-степи.

    Итоги урока.

Тарас с сыновьями и другие герои повести Н. В. Гоголя –люди своего времени. Их характеры складывались в борьбе за свободу и независимость родины. Мужество, сила духа, отвага, героизм- основные качества характера героев.

В чем источник силы героев?

Источник силы – родные места, степь, родина, взрастившая эти богатырские характеры. С ней герои, как с родной матерью, связаны кровными узами.

    Домашнее задание.

Найти эпизоды, в которых наиболее отчетливо проявились характеры героев.

Исследовательская работа с текстом по вариантам:

1 вариант. Выписать слова, характеризующие отношение Андрия к сражению, из эпизода от слов «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей…» до слов «И это добрый – враг бы не взял его - вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка».

2 вариант. Выписать слова, характеризующие отношение Остапа к сражению, из эпизода от слов «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь…» до слов «…говорил старый Тарас,- ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!»

Индивидуальное задание

Подготовить художественный пересказ эпизода последней ночи Андрия среди казаков.

Подготовить выразительное чтение эпизода от слов «Отворились ворота…» до слов «Беда, атаман, окрепли ляхи, прибыла на подмогу свежая сила!..»

Оформить плакат с указанием значения слов аргамак, аркан, витязь, гайдук, гоголь, дебелый, епанча, зерцала, казан, костел, кречет, ксендз, курухман, латник, литавры, магистрат, магнат, мазница, малеванная, навперейны, оселедец, осокорь, охочеокманные, пищаль, саламата, сулея, фашина, фашинник, хоругвь, хорунжий, чобот, чуприна, шляхта, яр, ячанье.