Бежавшая из россии с детьми коза попросила помощи.


Как стало известно «Шторму», 12 февраля участница арт-группы «Война» Наталья Сокол обратилась к детскому омбудсмену Анне Кузнецовой. В официальном обращении на сайт уполномоченного по правам ребенка Сокол попросила оказать содействие в «эвакуации из Германии» и возвращении на родину.

Она написала, что не может вернуться в Россию из-за уголовного дела, «сфальсифицированного» в отношении нее и Воротникова и связанного с их участием, в частности, в акции «Дворцовый переворот». Сокол отметила, что это дело четырежды закрывали по реабилитирующим обстоятельствам, однако в 2016 году возбудили в пятый раз.

Другая сложность, по словам Сокол, состоит в том, что ее паспорт, водительские права, удостоверение сотрудника МГУ и документы на старшего сына были изъяты в 2010 году в Москве и до сих пор не возвращены. Она пояснила, что все это вкупе с заочным арестом и объявлением в розыск не позволило зарегистрировать второго ребенка, родившегося в 2012 году. У третьего ребенка — только сертификат о рождении, выданный в швейцарском Базеле в 2015 году. Таким образом, российское гражданство есть лишь у старшего сына Воротникова и Сокол — Каспера Ненаглядного.

«В Берлине, где находимся сейчас, мы не имеем места жительства и вынуждены ютиться в лодке без электричества, отопления, воды, туалета и, в силу отсутствия у нас легального статуса, без средств к существованию. Вдобавок мой муж пропал 27 января с.г. после полицейской облавы, и с тех пор у меня нет никаких сведений о нем. Мои попытки найти здесь юридическую помощь или привлечь внимание общественности безуспешны» , — написала художница (текст заявления есть в распоряжении редакции).



Воротников действительно исчез 27 января после того, как полиция попыталась задержать художников, самовольно занявших одно из жилых помещений в Берлине. Сокол пыталась выяснить, где он находится и даже ходила в тюрьму «Моабит», чтобы передать продукты. Однако там отказались принимать в качестве «передачки» ногу косули. Журналистка Олеся Герасименко, по словам Сокол, переслала в «Моабит» на имя Воротникова 10 евро, деньги не вернулись. Из этого можно сделать вывод, что художник все-таки находится в тюрьме.

Сейчас в эмигрантских кругах Берлина активно обсуждают возможность обращения в службу опеки, которая может отобрать у Сокол детей и передать их в специализированное учреждение. По мнению русскоязычной интеллигенции, дети не могут нормально развиваться, живя на улице, обучаясь воровству и другим криминальным ремеслам и усваивая от родителей «токсичное крымнашистское» мировоззрение.

Воротников и Сокол шесть лет живут в Европе на нелегальном положении, так как не хотят обращаться за политическим убежищем.




Сокол рассказала, что московские знакомые передали ей небольшую сумму через увлеченного современным искусством врача Дмитрия Холланда, однако тот предпочел оставить эти средства себе.

Воротников и Сокол всегда вели антиобщественный образ жизни, возводя отказ от использования денег в ранг морального императива. Они воровали в том числе премиальные продукты, дорогую технику и дизайнерскую одежду, приучая к тому же своих малолетних детей. Это не вызывало раздражения у окружающих до тех пор, пока художники не начали декларировать свои пропутинские взгляды.

В конце 2000-х «Война» провела несколько громких акций, одна из которых в 2011-м была удостоена государственной премии «Инновация».

На Войну в Берлине. Январь 2018

Saykhan Tsintsaev 14 фев Ср 13:36

— Наталья, здравствуйте. Меня зовут Сайхан, я журналист издания News.Ru из Москвы. Меня заинтересовала ваша история и я хотел бы написать о вас. Что вы скажете об этом?

Коза:
— Здравствуйте, пишите.

15 фев Чт 6:25
— Спасибо, что ответили. А у вас связь работает? Мы могли бы по телефону пообщаться?

Коза
— Телефона нет.

— А тут вы можете аудиосообщение присылать? Ну чтобы вам не писать много.

— Я не против написать.

— Да, еще мы хотели бы вам немного помочь. Если вы не откажитесь, скинем 30 евро детишкам.

— Обойдусь.

— Ну это детишкам как подарок небольшой. Собственно, хотелось бы узнать, где вы сейчас находитесь?

— В мачке сижу.

— Извините, а что такое Мачок?

— Макдачная, здесь фривайфай.

— Все равно не понял что это)

— Макдак.

— Ааа. Что случилось с Олегом? Есть ли информация о нем?

— Никакой информации об Олеге получить не удалось. Но у меня ограниченные возможности. И они давно исчерпаны. Полагаю, что его могли конвоировать в Швайц, это из разумных версий. Или он пытается связаться со мной через положнякового адвоката, а тому пох.

— Смотрите, я хочу в общем описать вашу проблему. Поэтому мне нужно больше подробностей.

— Я полчаса здесь.

— В каком вы городе?

— Берлин.

— Там вы в каком статусе? Где живете?

— В лодке. Нелегально.

— А средства есть на детей и еду?

— Без средств.

— Детей сколько?

— Какого они возраста?

— Мне говорили, что вы вроде бы обращались к Кузнецовой. Но в инете я не нашел нигде про это ничего. Это так?

— Ааа, спасибо. Я полагаю, вам никто не ответил еще? А обращение было написано от имени арт-группы или от вас лично?

— На меня вышли люди от Кузнецовой, предложили помощь, если я заявку напишу. Я написала. Требуется обращение на имя омбудсмена, как формальный повод, чтобы Кузнецова взялась за дело.

— Заявку о чем? Я просто вот что пытаюсь понять. С вами на связь вышли ее люди, попросили написать и вы написали или вы сами сначала сделали обращение и к вам обратились по его следам с просьбой написать заявление?

— Так, а чем обещали помочь?

Коза паркует детскую коляску на крыше , в которой живет с детьми, скрываясь от немецкой полиции. Берлин, Руммельсбургский залив, февраль 2018

— «Наташ, есть люди, которые Вам хотели бы помочь. Очень наверху Ваш вопрос может решиться. Через детского омбудсмена. Нужна ли Вам помощь по возвращению в Россию? Примите ли Вы ее? Здесь очень обеспокоены Вашей ситуацией. Подумайте. И если решите, то приступим».

— О круто. Надеюсь, вам все-таки помогут. Давайте вернемся к Олегу, пока вы не ушли из макдака. Вы говорили, что он может быть в Швайц. Вы имели ввиду Швейцарию?

—Одна из версий, да.

— А почему туда? И за что?

—Мы из концлагеря оттуда бежали.

— Ааа. А вы не обращались в госорганы? В Германии. О том, что его забрали.

— Без юриста это бесполезно и небезопасно. Я пробовала через разных людей, но есть версия, что он не назвался.

— Не назвался?

— Его не опознали.

— Если его не опознали, то смысл задерживать?

— Как неопознанного нелегала.

— А он наверняка не будет называться сам, да?

— Есть, говорю, такая версия. Я пытаюсь понять, почему он не вышел на связь.

— По поводу акций, которые вы проводили в России. Как вы сейчас, после стольких испытаний и потрясений относитесь к этому всему? Наверняка вспоминаете прошлое. Вы жалеете о прошлом?

Коза, Вор и князь Карел Шварценберг на в ресторане «Лувр», Прага, октябрь 2016

— То, что мы делали, — золотые страницы современного искусства.

— Хорошо сказано) Я к тому, что мне говорили, что вы вроде поменяли свои взгляды с мужем.

— Мы отказались срать на Россию из-за бугра, и это стало проблемой.

— А как это стало проблемой?

— Мы попали здесь в изоляцию.

— Вам говорили продолжать акции против властей России в Европе?

— Нам поступали предложение от спецслужб.

— Американских или?

— Нет. Здешних, а там хз.

— Что они хотели?

— Чтобы мы устраивали нападения на посольства РФ.

— А взамен?

— Будут деньги дом в чикаго много женщин и машин.

— Я правильно понимаю, что вы отказались это сделать ввиду своих моральных соображений? Чтобы не нападать против России по желанию других стран. А здесь вы это делали - потому что тем самым самовыражались. И это было искусство.

— Мы патриотическая группа, что видно и из названия.

— Если у вас получится участвовать в выборах предстоящих, за кого бы вы проголосовали?

— В смысле если мы вернемся до марта?

— Ну да.

— Мы занимаемся этим вопросом уже несколько лет, и слышимость пока не очень.

— Ну и даже если не вернетесь, за кого вы бы проголосовали? Пошли бы вы на выборы вообще?

— Давайте предположим, что вы все-таки пошли на выборы в этом году.

— А в этот раз необходимости и вовсе нет.

— Есть мнение о том, за кого вы могли бы проголосовать? Вы верите в легитимность этих выборов?

— Да там и без легитимности все в порядке.

— В каком смысле?

— Вопрос решенный.

— Я спрашиваю у вас, у основателя патриотической группы. Поэтому задаю эти вопросы. Вы поддерживаете, что вопрос уже решенный?

— Определенно.

— И если вы вернетесь в Россию, вы будете продолжать акции?

— Тут два варианта: либо акции, либо министром культуры.

— Вы хотите стать министром культуры? Я правильно понял?

— Коллективным.

— Это как?

— Мы же группа.

— Но по закону РФ, ведомство может возглавить только один человек. А не группа. Разве что вы можете все работать в самом министерстве.

— Видно будет.

— А почему вы это хотите? Что вы, к примеру, мне, рядовому гражданину, предложите, если станете министром?

— Сейчас в России возникла очень интересная культурная ситуация.

— Принципиально отличная от Запада, например.

— Что это за ситуация?

— Если говорить об акционизме, то можно планировать акции национального масштаба

— А в чем будут идеи акций? Их суть, мысль?

— У русского общества формируется идентичность.

— Это да, согласен с вами.

— Это могли бы быть идеологические проекты, захватывающие широкие слои населения.

— Вы против идентичности всех и за то, чтобы люди развивались личностями со своим мнением. Да?

— Нас как коллектив больше интересует коллективные действия.

— Да, но я пытаюсь понять суть этих коллективных акций. Или их суть и есть в том, что они коллективные. А какой смысл, наполнение и идеи акций без разницы?

— Поскольку сейчас художники несколько оттерты от общества — в силу разных причин, — то формируется излишне негативная идеология, преимущественно против чего-то. Это потому, что работу не доверяют художникам и ее вынуждены делать чиновники, технологи, затейники всякие, но у этих людей иной тип дарования — не художественный, не пластичный. И получаются грандиозные проекты, но с точки зрения формы, пластики, — не доведенные до конца, недооформленные, недодуманные. Пример — бессмертый полк.

— Прекрасная задумка, единящая. Но по форме это идущее кладбище, то есть, переводя на язык масскульта — а все мы живем в масскульте, — это парад зомби. Здесь явно недоработка в чисто художественном плане.

— А как вы предложили бы его провести?

— Нас не столько парады интересуют. Я привела как пример.

— Пример, когда художников зачем-то убирают. А зачем? Ведь это неисчерпаемый ресурс. И совершенно незатратный.

— Предположим, у вас не получится с минкультом и вы снова начнете акции. Вы не боитесь, что в этом случае вам перестанут оказывать помощь?

— А нам и не оказывают.

— Ну вроде собираются ведь.

— Хрен их знает.

— Я имею ввиду,что если начнут оказывать помощь, не получится с минкультом и вы начнете акции.

— Они сильно опасаются, что это очередная наша провокация и они вляпаются, а потом всем будет смешно.

— Как бы какой смысл властям вам помогать, если вы проводите акции против них?

— Искусство не против. нельзя так сказать: против.

— А как лучше?

— Искусство — это создание новой культурной ситуации, которой до этого просто не существовало. Смотрите: мы без копейки денег, на коленке, шарахаясь по подвалам, воспитали гражданское общество 2012 года. Но ведь можно двигаться в разных направлениях, если у государства есть интерес.

— Понял вас. А почему вы считаете, что «они» вас опасаются? Вы полагаете, что власти России боятся вас? Ваших акций?

— Они не нас опасаются, а подозревают, что мы что-то замышляем и втягиваем их.

— Вам сейчас кто-либо помогает? Хоть как-то. Хоть чем-то?

— Что бы вы передали нашим читателям? Молодым людям и девушкам. Есть ли у вас какой-нибудь культурный посыл для них?

— А что у вас за аудитория?

— Она очень разнообразна. Но мы себя позиционируем как независимое СМИ. Мы не за, ни против кого-либо.

— Старая песенка, такой журналистики давно нет, если была. Я хочу сказать им: не проебите момент. Было время, совсем недавно, когда русская нация стояла на грани вымирания. В культурном и духовном плане в том числе. Этот момент переломлен. Неожиданно для многих наших «партнеров», которые уже надели черные похоронные костюмы и строгие галстуки и расселись по краям вырытой ямы для трапезы. Ну они падаль любят. Тут оказалось, что пациент жив. Мистер дедушка Путин это блестяще продемонстрировал. Тем самым став фигурой исторической. Берите типа пример. Но без фанатизма. У России есть историческая миссия. Если мир не станет несколько-полярным, то есть высокая вероятность, что все ебнется. Возможно, именно Россия может выстроить мир будущего, а не только вотку жрать. Тут талант и работа художника очень пригодятся, потому что художник рисует наиболее убедительную и правдивую картинку будущего. Но пока художников используют для иллюстрации простой истины: и так будет с каждым, кто не слушается. Это странно. Как-то недальновидно, поскольку с другой стороны бугра делается огромная ставка на контемпорари арт. Сейчас в западных элитах бродит идея создания новой религии на базе современного искусства.

— Ооо. Ничего себе.

— Уже сейчас арт-центры становятся все масштабнее и больше напоминают торовые центры, в том числе по количеству посетителей. Людей туда приучают ходить как в храм. Приходят реально толпы и смотрят на инсталляцию: тысяча велосипедов или гора семечек подсолнуха. Наше время — время ренессанса религиозного мировоззрения, случившегося довольно неожиданно. В школе нам казалось, что бога нет. Современным тинейджерам так не кажется. Это может принимать разные формы, в том числе форму ИГИЛа. Важно другое: религия вернулась в мир, значит за нее надо бороться. Делать ставку исключительно на РПЦ — неплохо, но абсолютно недостаточно. Для телеаудитории на диване пойдет, но образованных людей, активных и т.п. на это не купишь. А они тоже взыскуют религиозного. В ногу со временем. Запад предлагает скучную модель: совриск — это сместь голливуда и шоппинг молла. Ну а хуле они еще могут предложить? У них вместо сердца дырка. У русских в этом смысле огромное преимущество, поскольку русское искусство традиционно высокодуховно и нравственно, имеет мессианскую природу. Это надо юзать.

— Да. Спасибо вам, Наталья. У вас есть карта банковская?

— Как бы вам тогда помочь?

— Сейчас этот вопрос диспутируется. По идее нужен чел в берлине. Предыдущая попытка закончилась провалом.

— Есть у вас кто-нибудь надежный?

— Надежного нет, оттого и в жопе. Московские знакомые нашли тюремного врача в Берлине, и тот сразу же согласился передать деньги на переезд с лодок, получил их 31 января и молчок.

— Это который вам не передал? Как зовут этого мудака?

— Дмитрий Холланд его зовут, маньячина редкостный.

— Я подумаю, кого вам можно отправить. А по какому адресу эта лодка? Примерно.

—Руммельсбургский залив, но лучше не детализировать.Тут интеллигенты вынашивают идею, как меня сдать, а детей отобрать.

— А лодка с крышей хоть? Вам не холодно там?

— Крыша, но стены брезентовые. Правда есть каюта. К утру становится дико холодно. Как нарочно мороз, вчера залив застыл. Больше денег нужно какое нибудь теплое жилье с вменяемым владельцем.


https://www.сайт/2018-02-16/uchastnica_art_gruppy_voyna_natalya_sokol_prosit_ombudsmena_pomoch_ey_vernutsya_v_rossiyu

Участница арт-группы «Война» Наталья Сокол просит омбудсмена помочь ей вернуться в Россию

С сайта арт-группы "Война"

Участница популярной арт-группы «Война» Наталья Сокол, которая в настоящее время находится в Германии, обратилась к уполномоченному по правам ребенка в России Анне Кузнецовой с просьбой помочь ей вернуться на родину, передает «Фонтанка» . Эту информацию 16 февраля подтвердили в аппарате детского омбудсмена. «На данный момент аппарат Уполномоченного направил запрос в консульский отдел МИД. Ждем разъяснения по ситуации», — уточнили в пресс-службе Кузнецовой.

Сейчас Сокол находится в Берлине. Россию Наталья Сокол вместе со своим мужем Олегом Воротниковым (также участником «Войны») покинула в 2013 году. Сначала супруги и их дети проживали в Италии, а затем перебрались в Германию. В Европе они живут нелегально.

В конце января появилась информация об исчезновении Воротникова, который якобы пропал после предпринятой им, а также несколькими другими художниками, попытки самозахвата жилого помещения.

Арт-группа «Война» получила известность после проведения в конце «нулевых» годов ряда скандальных акций, самые известные из которых «*** в плену у ФСБ» и «Дворцовый переворот». В результате первой акции на разводной части Литейного моста, который расположен поблизости от здания ФСБ, появилось изображение фаллоса. В ходе «Дворцового переворота» активисты группы перевернули несколько полицейских машин. В России против участников этих акций было возбуждено несколько уголовных дел.

Как хорошо всё начиналось! Они были молоды, веселы, бесстрашны, озорны. Арт-группа «Война» делала, что хотела: её участники брали штурмом отделение милиции, выпускали в Таганском суде тысячи мадагаскарских тараканов, переворачивали милицейские машины, целовали милиционеров в общественном транспорте, жгли автозаки, проводили акцию «... (пенис. - сайт) в ПЛЕНу у ФСБ». В день рождения Че Гевары группа нарисовала фаллос на Литейном мосту, и во время развода мостов он поднялся напротив здания Федеральной службы безопасности. За это «Войне» присудили премию «Инновация» в области «Произведение визуального искусства», а курировало «Инновацию» Министерство культуры РФ. Дело было в 2011 году, теперь такое невозможно представить.

Судьба участников «Войны» сложилась по-разному. Надежда Толоконникова отсидела и стала знаменитостью, её фотография появилась на обложке The Times, Le Figaro назвала её женщиной года. Мария Алёхина отбыла свой срок и подружилась с православным активистом Энтео, а жизни возглавлявших питерскую «Войну» Олега Воротникова и Натальи Сокол обернулись печально.

Наше государство, против которого они, на свой лад, бунтовали, оказалось куда милосерднее и теплее, чем западные демократии, на которые они уповали. Упования были теоретическими, на Западе ни Воротников, ни Сокол раньше не жили, а когда дело дошло до практики, выяснилось, что к маргиналам он безжалостен.

В России они могли жить, как птицы небесные, дразня власть, питаясь, чем Бог пошлёт, чудесным образом находя стол и кров. Человек, выпавший из социальной структуры, живущий вне принятых обществом рамок, делающий то, что подпадает под статью «Хулиганство», в нашей жёсткой стране некоторое время назад мог считаться свободным художником и вести весёлую, полную приключений жизнь. Что было бы, захвати «Война» отделение полиции в Берлине, куда перебрались Воротников и Коза? Последствия оказались бы крайне печальными - но их обстоятельства и так не хороши.

На Западе лихие акционисты оказались бомжами, они нищенствовали, воровали, жили, где придётся, - художества обернулись реальностью, та была ужасна. То, что они делали в России, уже кажется детской игрой, забавами перед лицом снисходительно глядящего на них бронзового великана, олицетворяющего государство: что ему забавы не имеющих ни кола, ни двора неудачников? Олег Воротников и Наталья Сокол не нанесли ему вреда, зато собственные жизни разрушили - игры оказались плохими. Жизнь на Западе подвела под всем этим жирную черту: арт-партизаны превратились в лузеров.

Наталья Сокол, сооснователь известной в России арт-группы «Война», рассказала о том, что спецслужбы Германии предлагали им с супругом устраивать нападения на российские посольства. По словам женщины, за отказ от сотрудничества семья оказалась в полной изоляции. А совсем недавно исчез её муж..

Добрый день, Наталья. Вообще, где вы сейчас находитесь?

Здравствуйте. Прямо сейчас я нахожусь в макдаке, в Берлине. У меня нет телефона, а здесь удаётся воспользоваться Интернетом. Я здесь нахожусь нелегально. У меня нет денег на еду, жильё и вообще на что-либо. При этом со мной трое детей. Младшему ребёнку два года. Документов у меня тоже нет никаких, они арестованы в Москве ещё в далёком 2010 году.

Если у вас нет денег на жильё и еду, где вы ночуете?

Тут у залива стоит лодка. В ней и проводим время.

Не холодно? Дети не мёрзнут?

У лодки есть стены, но они брезентовые. Правда, есть ещё каюта. Но всё равно к утру здесь становится дико холодно. Как нарочно мороз. Вчера вообще залив весь застыл. Нужны деньги на какое-нибудь тёплое жильё с вменяемым владельцем.

facebook.com/kozavoina

Вам кто-нибудь помогает?

Была недавно одна попытка, которая закончилась провалом. Знакомые из Москвы собрали деньги и передали их тюремному врачу Дмитрию Холланду. Он получил деньги 31 января, и с тех пор от него нет никаких вестей. Он маньячина редкостный. Мне не только не помогают, тут интеллигенты вообще вынашивают идею, как меня сдать и отобрать детей, чтобы отдать их в органы опеки.

Во время полицейской облавы Вор (прозвище супруга Натальи Олега Воротникова. - сайт) оказал сопротивление. И мне удалось вместе с детьми уйти через окно. После этого о нём нет никакой информации. У меня ограниченные возможности, и они давно исчерпаны. Полагаю, что его могли конвоировать в Швейцарию, откуда мы сбежали из «концлагеря». Это одна из разумных версий. Я не обращалась никуда в госорганы, потому что без юриста это небезопасно и вообще бесполезно. Но у меня есть версия, что люди, которые его забрали, не опознали его личность. И он сам, по всей видимости, не стал говорить, кто он. Получается, что он может быть в статусе неопознанного нелегала.

Недавно в СМИ вышла информация о том, что вы обращались за помощью к уполномоченному при президенте по правам ребёнка. Есть ли какая-либо реакция с их стороны?

На меня вышли люди от Кузнецовой. Они сказали, что помогут, если я напишу заявление на имя омбудсмена. Это как формальный повод, чтобы Кузнецова взялась за дело. Прислали такую СМС: «Наташ, есть люди, которые Вам хотели бы помочь. Очень наверху Ваш вопрос может решиться. Через детского омбудсмена. Нужна ли Вам помощь по возвращению в Россию? Примете ли Вы её? Здесь очень обеспокоены Вашей ситуацией. Подумайте. И если решите, то приступим». И я написала заявление. Пока никаких движений от них не было.

Вы известны в стране по масштабным антироссийским акциям. Спустя годы вы пережили много сложностей и потрясений. Не жалеете о прошлом? Игра стоила свеч?

То, что мы делали, - золотые страницы современного искусства.

facebook.com/kozavoina

Я к тому, что, насколько мне известно, вы сменили свою радикальную позицию в отношении России...

Мы отказались гадить на Россию из-за бугра, и это стало для нас проблемой. Потому что мы просто попали здесь в изоляцию. Нам поступали предложения от немецких спецслужб. Они хотели, чтобы мы устраивали нападения на посольства России. Взамен предлагали дом в Чикаго, много денег, машин и женщин. Мы отказались. Мы патриотическая группа, что видно из названия.

Если вы вернётесь в Россию, будете продолжать акции?

Тут два варианта. Либо акции - либо стать министром культуры. Но если говорить об акционизме, то можно планировать акции национального масштаба. Это могли бы быть идеологические проекты, захватывающие широкие слои населения. У нас сейчас все художники оттёрты от общества - в силу разных причин. Это потому, что работу не доверяют художникам, и её вынуждены делать чиновники. Но у этих людей иной тип дарования. Нехудожественный, непластичный. И в итоге получаются грандиозные проекты, не доведённые до конца. К примеру, акция «Бессмертный полк». Задумка тут прекрасная. Но по сути это идущее кладбище, парад зомби. Тут явно недоработка в художественном плане.

facebook.com/kozavoina

Если вы снова начнёте проводить акции, не боитесь, что вам перестанут оказывать помощь?

Нам её и так сейчас не оказывают. Не знаю. Они сильно опасаются, что это очередная наша провокация и они вляпаются и всем потом будет смешно. Но мы не против них. Искусство не против. Это создание новой культурной ситуации, которой до этого просто не существовало. Мы без копейки денег, на коленке, шарахаясь по подвалам, воспитали гражданское общество 2012 года. Но ведь можно двигаться в разных направлениях, если у государства есть интерес.

В своё время за вами последовало много молодёжи. Что бы вы сейчас им сказали?

Я хочу сказать им - не упустите момент. Было время, когда русская нация стояла на грани вымирания. В культурном и духовном плане в том числе. Этот момент переломлен неожиданно для многих наших «партнёров», которые уже надели чёрные похоронные костюмы и строгие галстуки, а также расселись по краям вырытой ямы для трапезы. Но оказалось, что пациент жив. Мистер дедушка Путин это блестяще продемонстрировал, став тем самым фигурой исторической. Возможно, именно Россия может выстроить мир будущего, а не только водку жрать. Тут талант и работа художника пригодится. Потому что художник рисует наиболее убедительную и правдивую картинку будущего. Но пока художников используют для иллюстрации простой истины: и так будет с каждым, кто не слушается. Это странно, поскольку с другой стороны «бугра» делается огромная ставка на современное искусство. Наше время - время ренессанса религиозного мировоззрения. В школе нам казалось, что Бога нет. А современным тинейджерам так не кажется. И это может принимать разные формы. В том числе форму ИГИЛ (организация запрещена на территории РФ) . Но важное другое: религия вернулась в мир, значит, за неё надо бороться. Делать ставку исключительно на РПЦ неплохо, но недостаточно. У русских огромное преимущество перед Западом. Поскольку русское искусство традиционно высокодуховное и нравственное. И это надо юзать.

12 марта 2018 2018-03-12T12:05:00Z 2018-03-12T12:05:00Z

Фото: Art-group "Voina"

Многие из вас слышали про арт-группу "Война" в связи с Pussy Riot. Другие в курсе наиболее заметных акций: кому-то, например, запомнился нарисованный на Литейном мосту в Питере гигантский член ("Хуй в ПЛЕНу у ФСБ"). Некоторым знакомо имя Петра Верзилова. Но основатели "Войны" говорят, что Верзилов и Pussy Riot, если вкратце, – "не тру". О том, что собой представляет настоящая "Война", знают немногие.

Оказывается, художники (или как бы вы их назвали?) уехали из России ещё в 2012 году и с тех пор скитаются по Европе. После ряда скандалов и постоянного воровства они с тремя детьми оказались на улице и теперь живут на старой лодке в Берлине. Основатель "Войны" и вовсе пропал.

Хочу показать вам крутой репортаж о том, как арт-группа пришла к такой жизни. Неделю назад текст был опубликован Би-би-си . Для вашего удобства перепостил его со значительными сокращениями:

Январская ночь, пять минут первого. В Москве празднуют Старый новый год. В Берлине на детской площадке в полутьме 38-летняя Наталья Сокол, также известная под прозвищем Коза, крутит в тележке из супермаркета своих дочерей – шестилетнюю Маму и двухлетнюю Троицу. Те довольно повизгивают.

Левой ногой она успевает отбивать мяч, который ей посылает из угла поля сын, восьмилетний Каспер – мать еще днем обещала поиграть с ним в футбол. Кудрявая, скуластая, тонкой кости – только живот слегка заметен под пуховиком: Сокол беременна четвертым.

Рядом в шляпе стоит ее муж, отец семейства, грузный, статный Олег Воротников - основатель и лидер одной из самых успешных арт-групп 2000-х годов:

"Нам даже приятно, что ты приехала. Мы здесь в полной изоляции. Ни с кем не общаемся. Нас все боятся, никто не разговаривает".

Известная дерзкими акциями против полиции и силовиков арт-группа "Война" уехала из России в 2012 году. В Европе им предлагали убежище, работу, выставки. Но через семь лет скитаний и после десятков ссор с кураторами и правозащитниками, забытая многими, "Война" оказалась на лодке в Берлине без света и воды. В январе пропал ее основатель – Олег Воротников.


Фото: Art-group "Voina"

Их бывший соратник Петр Верзилов вспоминает, что Вор (такое прозвище закрепилось за Воротниковым) с гордостью говорил об образе жизни "Войны": "Мы хуже цыган" . Типичными кочевниками называет их и активист Артем Чапаев – московский приятель, у которого они долго жили.

Они могли воровать деликатесы по составленному хозяевами "вписок" перечню, забивали холодильник, а сами ели что попало. Каша с остатками рыбы и овощей, матрас в углу, ночевки в гараже, где хозяин отрубил отопление, – вещи, важные для образа "Войны".

"Устроить свой быт как искусство, по своим принципам, а вот все эти левые идеи, правые, фашистские, антифашистские, оппозиционные или пропутинские вообще не важны".

Воротников, по словам знакомых, накопил на подмосковной ферме 700 литров свиных фекалий и носился с идеей арендовать машину-ассенизатор, чтобы залить ими храм Христа Спасителя. Поливалку хотели арендовать на киностудии "Мосфильм".

Это была одна из инициатив Воротникова, которую саботировали Верзилов и Толоконникова. После нескольких конфликтов художники разругались, и весной 2010 года Воротников с женой уехали творить в Петербург. Месяц спустя на Литейном мосту в Санкт-Петербурге появилось 65-метровое изображение мужского полового органа. Ночью при разведении моста рисунок поднялся напротив здания ФСБ.

В сентябре 2010 года "Война" устроила в Петербурге "Дворцовый переворот", перевернув несколько милицейских машин. За эту акцию [Леонида] Николаева и Воротникова обвинили по статье "хулиганство" и отправили в СИЗО, но в феврале 2011 года выпустили под залог. Из петербургского СИЗО под подписку о невыезде Воротников с Николаевым вышли звездами.

"Мы думали, что выйдя из тюрьмы, увеличим массу сторонников, а оказалось, что все, наоборот, разбежались, да еще и воровать трудно стало - заходишь в мушник (так на сленге "Войны" называется магазин), а тебя там узнают".

В 2012 году известный польский художник-акционист Артур Жмиевский пригласил Воротникова и Сокол курировать Биеннале современного искусства в Берлине. "Война" потребовала заключить контракт и на 11-месячного Каспера, а своим вкладом в мероприятие предложила считать нелегальный въезд в Евросоюз с грудным младенцем на руках – незадолго до поездки Коза родила дочь Маму.

"Мы хотели по-серьезному: нелегальное пересечение с документацией, а потом выложить эти записи на Биеннале со словами: "Вот, пожалуйста, нас хотели поймать, а не тут-то было!".

На переговорах в Минске Жмиевского их предложение не устроило, и он, посоветовавшись с юристами, участвовать в акции отказался.

В итоге через пять месяцев "Война" в усеченном составе (Леонид Николаев вернулся в Россию) приехала в Берлин самостоятельно. Они смогли пересечь границы Евросоюза с двумя детьми, будучи в розыске в России, без загранпаспортов и виз. По словам Воротникова, организовать "коридор" им помогли некие украинские "авторитеты", поклонники творчества "Войны".

Добравшись до Биеннале, они предложили организаторам новые акции. Среди них – "Бесплатный супермаркет": 20 активистов каждый день выставки ходят, как на работу, с 8:00 до 17:00 в магазин и воруют дорогой алкоголь, икру, прочую "элитную еду", а потом выкладывают ее в павильоне, где взять это может любой желающий.

"Жмиевскому идея сначала понравилась. Но снова решили посоветоваться с юристами. Я им тогда сказал: "А чего вы нас позвали-то? Ну, делайте дальше свои декоративные выходки". Жмиевский заявил, что он законопослушный гражданин. Мы поругались и уехали".

Они начали готовить поездку обратно. "Но "коридор", по которому выезжали, закрылся , – говорит Вор. – Промедление было тактической ошибкой. Мы не воспользовались отъездом как новым плацдармом, а скрывали свое существование. В итоге нам сейчас задают вопрос, а есть ли мы" .
"Вообще Вор был настроен перенести акции "Войны" на европейскую почву, сделав их еще более радикальными, заняться прямым действием, – говорит их знакомая, художница и ЛГБТ-активистка Мария Штерн, агендер, называющее себя Серое Фиолетовое и говорящее о себе в среднем роде. – Но не нашел там единомышленников. Европейские художники борются с несправедливостью, повесив картинку с ребенком из Африки в своей новенькой галерее".

Из Германии семью пригласили в Австрию. "Тогда на нас делали большую ставку. Ждали, что мы сломаемся и будем на Россию с****ть [гадить]" , – говорит Коза. Правозащитники нашли им двухэтажную квартиру в центре Вены.
"Мы жили в апартаментах, как у Васильевой (осужденная по резонансному делу о финансовых махинациях в российском министерстве обороны - Би-би-си). П**** [ужас] просто, – хохочет Воротников. – Мы не знали, что делать с пятикомнатной квартирой с джакузи, так что у нас была велосипедная и гардеробная - но не как у Ксении Собчак, а просто н***й [вся] заваленная до потолка на***нными [ворованными] шмотками".

Весной 2014 года их пригласили в Амстердам участвовать в фестивале OpenBorder в огромной католической церкви. В письме Воротникову и Сокол организаторы сообщили, что выставка эта – о железном занавесе, который скоро падет в России, мероприятие, критикующее аннексию Крыма и давление на либеральные СМИ. Художники ответили категорическим отказом.

"Группа "Война" занимает по Крыму принципиально иную, противоположную позицию, – сообщил Воротников, старый нацбол и поклонник Эдуарда Лимонова, в ответном письме. – Мы счастливы, что Крым присоединился к России, и рады за крымчан. Я так просто горжусь страной, впервые за долгое время. Это не все. Я годами твердил о непрофессионализме либеральных СМИ – "Ленты.ру" и "Дождя" в особенности. И я приветствовал наконец их запоздалое ужимание".

Организаторы фестиваля отказались комментировать Би-би-си свое общение с "Войной", назвав их "очень неприятными людьми".

Их сосед и приятель Чапаев напоминает об одной из акций "Войны" – попытке вынести из магазина тушку курицы во влагалище активистки.

"Она была сделана, чтобы охладить пыл слишком полюбившей их либеральной тусовки. Большая фига в лицо, мол, у нас своя повестка, не надо нас в свою программу вписывать. То же самое - Крым, – говорит Чапаев. – Ну и Вор, конечно, должен был оценить референдум. В аннексии Крыма для него есть что-то ленинское, это же его девиз: любая движуха лучше порядка".

– А почему "Крым наш"? – спрашиваю я самого Воротникова.

– Мы проснулись в Вене. Было солнечное утро. Я прочел в новостях об итогах референдума. У меня было такое радостное настроение. Начал читать реакцию либералов. И представил: вот я просыпаюсь и начинаю стонать: "Как? Крым стал русским?" Что? Ну п***ц [кошмар]! Я понял, что у меня нет таких ощущений. Мне это понравилось.

30 апреля организаторы голландского фестиваля, по словам Сокол, разослали переписку о Крыме по европейским арт-кураторам. На просьбу Би-би-си подтвердить или опровергнуть эти слова Сокол организаторы фестиваля ответили: "Без комментариев". Квартиру в Вене попросили освободить под ремонт. Через неделю акционисты уже ехали в поезде Вена – Венеция.

По легенде Вор начал воровать, когда студентом рассыпал пачку риса, купленную на последние деньги. Позже это стало идеологией "Войны". Воровство в сетевых гипермаркетах для них – способ борьбы с капитализмом, при котором цены на продукты якобы осознанно завышены, что делает еду недоступной для многих. Но в Европе такие анархические идеи резко осуждаются. За воровство в магазинах художникам грозят тюремные сроки: от недели до восьми лет.

Тем не менее за всю историю существования "Войны" активистов ни разу не судили за воровство. В Петербурге в случаях неудачи они дрались с охранниками, в Европе до этого не доходило. Каменные лица, дорогая одежда, детская коляска, в капюшон которой удобно запихивать продукты – их сложно заподозрить.

Зимним вечером 2018 года в Берлине в ответ на мои вопросы они заходят в дорогой винный бутик со словами "Пойдем с нами". Спасибо, говорю, я лучше здесь с коляской постою. Через минуту возвращаются родители с бутылкой итальянского красного.

"Секрет неуловимости "Войны" – в скорости. 23 секунды на член на мосту, девять секунд на автозак, – отвечает Вор на мой удивленный взгляд. – Первые две минуты охранник тебя не замечает и можно делать, что угодно. Это и на акциях работает, и в мушниках". По его словам, семья каждый раз "выносит примерно на 400 евро, и это без вина".

"Я не понимаю, чего все так боятся. И акций, и воровства, – рассуждает Воротников. – Все же просто делается, это не шахматные партии разыгрывать. Вот все говорят, что мы ****нутые [поехавшие]. Но мы воруем каждый день, мы физически не можем себе позволить быть ****нутыми [поехавшими] - для этого дела требуется холодный разум, концентрация, внимательность. На самом деле все хотят воровать, но все с*** [боятся]".


Морозилку в сквоте они забивали килограммовыми пачками дорогого мороженого "Мовенпик". Младшая, Троица, так привыкла в Швейцарии к морепродуктам, что теперь ест пельмени, как мидии: разрывает тесто, откладывает его в пустую тарелку, а начинку съедает. Дети могут заехать на скейтах в магазин Adidas, надеть модные шапки и уехать, не срывая ценники.


Фото: Art-group "Voina"

Все наворованное "Война" раскладывает, фотографирует и выкладывает в "Фейсбук" и "Инстаграм" с подробным описанием, из какого региона яблоки, сколько стоит овечий сыр и что за загадочные ягоды в той коробочке. Кто-то внимательно дочитывает до конца, у кого-то перехватывает дух от возмущения, но равнодушных остается мало.

Летом 2014 года анархисты в Венеции, незнакомые с этими искусствоведческими выкладками, злились, что гости воруют деликатесы из соседних магазинов. Вор с Козой в ответ называли их палаццо наркопритоном, а самих итальянских анархистов – наркоторговцами.

Кроме того, хозяев сквота в Венеции бесила принудительная документация их быта. А "Война" всю свою жизнь, как художественную акцию, постоянно снимает на камеру, записывает на диктофон и фотографирует. Архив – священная для них вещь, и при переездах именно о его потере они сокрушаются больше всего.

В итоге принудительное выселение "Войны" закончилось дракой с анархистами на воспетой Бродским набережной Неисцелимых и в самом палаццо. Туристы вызвали полицию.


Фото: Art-group "Voina"

Воротникова забрали сначала в больницу, где ему зашили разбитую голову, а оттуда повезли на арест по запросу Интерпола: он тогда разыскивался за разбрызгивание мочи на полицейских на "Марше несогласных" 31 марта 2011 года в Петербурге.


Фото: Art-group "Voina"

Из-за внимания итальянских СМИ к "Войне" анархистам пришлось выпустить объяснительный пресс-релиз: "Стала очевидной несовместимость их стиля жизни с нашими принципами доверия, уважения и взаимопомощи по отношению к тем, с кем вместе живешь" .

Пока Вор сидел в венецианском СИЗО, палаццо с мозаичным полом, беременная Коза с двумя детьми спала под деревом возле церкви. Так "Война" впервые оказалась на улице, что потом повторялось не раз.

Под новый 2015 год они оказались в Риме, простуженные вломились в первый попавшийся сарай и лежали там на ветоши с температурой под 40 градусов. Каждое утро в 8:00 к сараю на старом "Бьюике" подъезжала его хозяйка, пенсионерка.

"Она возила всех четверых по общежитиям и приютам в надежде сбагрить, но при виде глубоко беременной Козы нас никто не брал, – вспоминает Вор. – Мы в это время строчили письма всем подряд в поисках вписки. Дописались до "Кабаре Вольтер" (легендарный клуб-кафе в Швейцарии, считается местом создания дадаизма – Би-би-си) в Цюрихе и началась наша швейцарская история".

По мнению Серого Фиолетового, русские акционисты, в том числе из "Войны", заново принесли на просторы Европы открытое и неприрученное современное искусство – художественную лень прямого действия:

"Это лень и отказ, не сводимые к мирному сосуществованию с капитализмом при условии достатка и благополучия арт-тусовки или же маргинальной анонимности анархистских сообществ – но открытые, предполагающие готовность к прямой конфронтации".

Жизнь "Войны" оно ставит в один ряд с выступлениями на западных выставках Олега Кулика и Александра Бренера, которые бешено ругались с организаторами. Но они радикальнее, считает искусствовед:
"Группа отказалась от статуса беженцев, игнорирует госграницы и бюрократию, ворует только самое дорогое. Они настоящие практики лени и отказа, последовательно превращают весь свой образ жизни в художественную акцию".

В апреле 2015 в Базеле родилась Троица – третий ребенок "Войны". Коза всегда рожала без врачей, и весь процесс художники превращали в акцию: снимали, фотографировали, выкладывали в интернет. А плацента, которой питался Каспер, пять лет хранилась в морозилке у Чапаева. Он выкинул ее, только когда сдал квартиру перед отъездом в Азию.

В мае 2015 года, через три дня после рождения Троицы, семья нашла жилье. При посредничестве Адриана Нотца, директора "Кабаре Вольтер" в Цюрихе, "Войну" поселили в мансарде в доме на Вассерштрасе – сквоте, занятом местными анархистами и леваками. Здесь, помимо привычных косых взглядов соседей из-за набитой "Мовенпиком" морозилки, начались проблемы с детьми.


Фото: Art-group "Voina"

"Когда нас видели в Швейцарии после 20:00 с коляской на улице, прохожие останавливались и спрашивали, что у нас случилось, крутили пальцем у виска", – говорит Коза.

"Дети здесь так страшно маргинализированы, как нигде в России. Иметь ребенка на Западе – это отягчающее обстоятельство, – почему-то уверен Воротников. – Мы производим не больше шума, чем любая семья с тремя детьми. Но ты должен своего ребенка держать в узде, чтобы жирной соседке было удобно смотреть телевизор. Да мне на***ь [наплевать]. Гей-пара, живущая под нами, жаловалась, потому что дети бегали днем по квартире. Если в лифте ребенок нажал не на ту кнопку, они могут схватит за руку и начать на него орать. А мы такого терпеть не будем. Они своих детей с самого рождения в систему встраивают. А потом европейцы все время спрашивают, почему у вас такие жизнерадостные дети, ведь у вас такая сложная жизнь".

Жильцы дома думали, что беженцы из России поживут там пару дней и уедут в лагерь для мигрантов просить убежища. Что по-прежнему не входило в планы "Войны". Как следует из полицейских рапортов, через год швейцарцы поняли, что русские художники не намерены "встраиваться в систему", и начались скандалы. Детей "Войны" обвиняли в воровстве туалетной бумаги, соседям не нравился шум по ночам и грязная посуда на общей кухне.

В Швейцарии "Война" снова оказалась слишком анархистской. Русские со своей стороны считали базельцев конформистами.

"Война" довела ситуацию до абсурда, – писали в местной газете Schweiz am Wochenende. – Они оккупировали уже оккупированный дом. Создали свой сквот внутри сквота. Соседи, которые еще недавно активно боролись с полицией, не раз угрожали им вызовом той самой полиции".

На общем домовом собрании мигрантов решили выселить силой. И заранее объявили об этом своим гостям, посоветовав уезжать в депортационный лагерь.


Фото: Art-group "Voina"

На самом деле к этому моменту "Война" уже думала о том, чтобы просить убежища. Но Вор с Козой не хотели оказаться в лагере вместе с детьми. По словам Серого Фиолетового, которое тогда жило неподалеку и часто общалось с "Войной", в марте к ним в Базель из Тульской области приезжала мать Воротникова. Акционисты просили ее пожить в Швейцарии с внуками, пока они сами сидят в лагере и ждут решения властей. Но бабушка Каспера, Мамы и Троицы отказалась. Вор устроил скандал. Громкая ночная ссора Воротникова с матерью в Базеле стала последней каплей в чаше терпения их соседей.

16 марта в мансарду, где жили Вор, Коза и дети, поднялись 10 человек, не раз участвовавших в уличных беспорядках в Европе. В руках они держали щиты из дерева, палки и газовые баллончики. Они не знали, что "Война" готовилась к нападению, включив заранее камеру слежения. Видео с нее стало главным доказательством в суде над нападавшими.

Началась драка с Воротниковым, ему залили газом лицо и связали по рукам и ногам, Сокол из квартиры вытащили за волосы. Плачущие дети спрятались в палатке-ракете, куда швейцарские анархисты швырнули мусорное ведро и пару поленьев, а потом вытащили детей по одному и отправили на улицу. Голую по случаю купания девятимесячную Троицу положили в коляску. Остальные активисты ходили по квартире, собирая ноутбуки и планшеты. Кто-то вызвал полицию.

Прокуратура Базеля возбудила уголовное дело. Через год семерых нападавших приговорили к условным срокам до года, остальных оправдали. "Война" после выселения оказалась в лагере для мигрантов.

В Швейцарии это бывшее подземное бомбоубежище с трехэтажными койками в комнатах 4 на 4 метра без окон. Выходить откуда можно с 9:00 до 18:00, на входе каждый раз обыскивают каждого, в том числе детей.


Фото: Art-group "Voina"

В центре семье полагалось быть до тех пор, пока их прошение об убежище не будет рассмотрено. Такие решения могут приниматься за год-полтора. Коза, страдающая клаустрофобией, назвала это место концлагерем. И через три дня "Война" снова сбежала.

Они уехали в Нюрнберг, где по просьбе знакомых их приютил 40-летний одинокий нацист. Но отношения не заладились с самого начала. Воротников, объявив себя антифашистом, отказывался с ним здороваться за руку и разговаривать.

Акционисты поехали в Чехию, где жили в семи разных городах. Там они успели поругаться с самой известной арт-группой "Сто говен", либерально настроенные члены которой не поняли, почему Воротников таскает из магазина самый дорогой свиной окорок, если они договорились с продавцами о выдаче просроченных на пару дней продуктов.

Еще лидер группы возмущенно написал в своем "Фейсбуке", что подопечные брали у него деньги, но продолжали воровать. "Войну" снова выгнали на улицу. Говорить с Би-би-си о русских художниках чешские акционисты отказались. Резкое "Без комментариев" – самый популярный ответ людей, которых пытаешься расспросить о сути конфликтов с "Войной".

После очередного задержания Воротникова миграционной полицией 21 сентября 2016 года, когда судьбу российских художников обсуждали всей Чехией, за него вступился один из самых популярных политиков страны, бывший министр иностранных дел, меценат, либерал и граф Карел Шварценберг. "Экстрадиция будет преступлением, лучше я спрячу Олега Воротникова с детьми у себя дома", – сказал он журналистам.

А на следующий день после приглашения в чешских газетах вышло скандальное интервью лидера "Войны", в котором он помимо прочего сказал: "Какая Чехословакия была чудесная страна! А Америка превратила чехов в валютных проституток. Когда-то у вас была высокая культура, добрый чистый юмор, а сейчас что? Чехия увязла в 90-х. Вы так и не вышли из них" .

"Я такого ада там наговорил, – хохочет Воротников. – Переводчик в ужасе предлагал взять свои слова обратно, мол, посмеялись и ладно. А я ему говорю, как так, я же старался! На следующий день все это вышло и начался полный ад в нашей жизни. Нам отказывали все, юристы не отвечали, начали писать, что мы не настоящая "Война", что мы грабим и убиваем".

Но граф Шварценберг свое обещание сдержал, и несколько месяцев "Война" прожила в его замке "Орлиное гнездо" XIII века постройки, одной из главных туристических достопримечательностей юга Чехии. Половина замка была открыта для посетителей, а во второй половине жили они.

Второй замок неподалеку, в Чимелице, художникам отдали под студию. Под окнами гуляли павлины. Никаких конфликтов на этот раз не было. Один раз им оставили записку с просьбой мыть посуду. Но в январе художники переехали в центр Праги – по их словам, чтобы отправить Каспера в школу.

Квартиру на Староместской площади им выделил цыганский барон. С ним они сдружились на почве выступлений за закрытие свинофермы, работавшей на месте концлагеря для цыган на земле Шварценбергов.


Фото: Art-group "Voina"

По словам художников, за квартирой с самого начала следили, и когда Воротникова в марте 2017 объявили в национальный розыск в Чехии по запросу об экстрадиции в Россию, "Война" съехала в заброшенный дом в цыганском гетто. А потом уехала из страны. "С тех пор начались наши пи****цовые [многотрудные] скитания" , – говорит Коза.

После предупреждения о "неадекватном характере "Войны", которые разъяренные итальянские анархисты, швейцарские правозащитники и леваки распространили по всем организациям Европы, им отказывали даже те, кто поначалу соглашался помочь. Сквот в Берлине, куда они приехали из лесов, окружающих Лейпциг, был последним полноценным местом их жительства. Через месяц их выгнали.

Европа Воротникова разочаровала.

"Чехи – полнейшие е****аты [недоумки], деревенские фашисты, все ложатся спать в 21:00, мне один раз надо было позвонить человеку, а приятель мне говорит: "Ты что, сейчас 21:04, уже нельзя". Мы поругались, – бурчит он. – Италия – красивая страна, только люди там м**кие [дурацкие]. Как обезьяны скачут по этим руинам. Не римляне далеко. Немцы не самые плохие, но есть одно правило: если попадешь в германскую систему и если хоть раз ослушаешься, то тебе будет очень х**о [худо]".

В декабре 2017 года художники зашли в одно из берлинских кафе с вопросом, нет ли у кого места для ночлега. Одна из посетительниц отвела их на причал и показала укрытую брезентом лодку. Там "Война" оставалась до тех пор, пока не ударил мороз.


Фото: Art-group "Voina"

Ночью акционисты укрывались старым театральным занавесом. Чтобы помыться, Вор нырял в реку. В это время в Берлине с ними был американский режиссер – снимал документальный фильм о художниках. Вместе они взломали дворницкую во дворе одного из жилых комплексов и встретили там новый 2018 год.

"Чего не понимают некоторые имитаторы художников в России? Что настоящий зэка должен стремиться к свободе. В тюрьму можно идти, если тебя поймают. Нельзя идти в тюрьму добровольно. Свобода превыше всего. "Войну" ***й [не] поймаешь. "Война" неуловима".

Воротников и Сокол явно гордятся, что сохранили первоначальную идеологию и образ жизни группы. Так через семь лет после раскола стало понятно, что "Война" разделилась не на московскую и питерскую фракции, а на анархистскую и коммерческую.
"Это б****и [шлюхи] продались и ради медийного эффекта в тюрьму пошли, очень горько было наблюдать, – добавляет Коза, имея в виду осужденных на два года участниц Pussy Riot. Надежда Толоконникова отказалась говорить с Би-би-си о бывших соратниках, объяснив это желанием "не навредить".

"Пойми, группа "Война" – это два е***тых [отмороженных] человека, которые всех пинками заставляли делать акции. Мало кто выдерживал больше одной акции. У нас люди сбегали прямо посредине акции, представляешь? Так что никаких друзей у нас в России не было. Мы никогда и ни с кем толком не общались. Мы всех х***сили [ругали]".


– Вы классические юродивые.

– Это слишком примитивно. Мы великие художники. Европейские анархисты живут в соцжилье и получают велфер. А мы – махновцы, флибустьеры.

"Помощь со стороны Вор принимает как само собой разумеющееся. При этом самих людей отталкивает с презрением. Детям они позволяют всё, никаких ограничений, – вспоминает работавший с "Войной" журналист Павел Гриншпун. – А благодарности от них никакой не дождаться. Во многом это причина бытового и юридического кошмара, в котором они живут. Этот странный микс наглости, дикой уверенности в том, что мир им должен, не без обаяния. В этом есть что-то религиозное, это их крестный путь".

В конце нашей встречи в Берлине на прощание Воротников сказал: "Есть у меня ощущение, что скоро что-то нехорошее случится". Через две недели после стычки с полицией, которую вызвали жители дома с дворницкой, он пропал. Чтобы выяснить, нет ли Воротникова в СИЗО Берлина, сочувствующие судьбе "Войны" перевели в изолятор 10 евро на его имя. Деньги вернулись на счет с пометкой "Адресат не опознан". Коза осталась на лодке с тремя детьми.


Фото: Art-group "Voina"

Они спят в верхней одежде, а утром идут в "Макдоналдс" отогреваться, вечера проводят в прачечной. Все мытарства Коза по-прежнему фотографирует и выкладывает на своей странице в "Фейсбуке". Через неделю русские эмигранты, живущие в Берлине, начали обсуждать вопрос о вызове органов опеки и изъятии детей.

Коза собрала из комментариев сплошной текст и вывесила его отдельным постом под заголовком "Донос российского эмигранта пятой волны на группу "Война" в детское гестапо". Она написала обращение к детскому омбудсмену России Анне Кузнецовой, сходила на эфир к Андрею Малахову и раздает интервью российским и немецким газетам.

Текст: Олеся Герасименко, Русская служба Би-би-си