Бунин антоновские яблоки проблемы егэ. Смысл произведения «Антоновские яблоки


Аргументация своего мнения по выбранной проблеме — одна из важнейших задач при написании сочинения-рассуждения. Поскольку аргументы из литературы оцениваются выше, очень важно подготовить их заранее. На данной странице я привожу ряд аргументов по нескольким популярным проблемам.

ПРОБЛЕМА: Подлость, предательство, бесчестие, зависть.

  1. А.С. Пушкин, роман «Капитанская дочка»

Швабрин- дворянин, но он бесчестен: мстит Маше Мироновой за отказ, во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести и достоинстве провоцирует его на измену: он переходит в стан мятежника Пугачева.

  1. Карамзин «Бедная Лиза»

Эраст, возлюбленный героини, предал свои чувства к девушке, выбрав материальное благополучие

  1. Н.В Гоголь, повесть «Тарас Бульба»

Андрий, сын Тараса, оказавшись в плену любовных чувств, предает отца, брата, товарищей, Родину. Бульба убивает своего сына, так как не может жить с таким позором

  1. А.С. Пушкин, трагедия «Моцарт и Сальери»

Завистливый Сальери, завидуя успеху великого композитора Моцарта, отравил его, хотя считал его своим другом.

ПРОБЛЕМА: Чинопочитание, угодничество, раболепие, приспособленчество.

1. А.П.Чехов, рассказ «Смерть чиновника»

Чиновник Червяков заражен духом чинопочитания: Чихнув и обрызгав лысину генерала, он настолько испугался, что после неоднократных унижений и просьб умер от страха.

2. А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»

Молчалин, отрицательный персонаж комедии, уверен, что нужно угождать всем без исключения. Это позволит подняться по карьерной лестнице. Ухаживая за Софьей, дочерью Фамусова, он преследует именно эту цель.

ПРОБЛЕМА : Взяточничество, казнокрадство

  1. Н.В. Гоголь, комедия «Ревизор»

Городничий, как и все чиновники уездного города, — взяточник и казнокрад. Он убежден, что все вопросы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза.

  1. Н.В. Гоголь, поэма «Мертвые души»

Чичиков, оформляя купчую на «мертвые» души, дает взятку чиновнику, после чего дело идет быстрее.

ПРОБЛЕМА: Хамство, невежество, лицемерие

  1. А.Н. Островский, драма «Гроза»

Дикой- типичный хам, который оскорбляет всех окружающих. Безнаказанность породила в этом человеке полнейшую разнузданность.

  1. Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»

Госпожа Простакова свое хамское поведение считает нормальным, поэтому люди вокруг нее «скоты» и «болваны».

  1. А.П. Чехов, рассказ «Хамелеон»

Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед теми, кто стоит выше него по служебной лестнице, и чувствует себя хозяином положения, перед теми, кто находится ниже.Это отражено в его поведении, которое меняется в зависимости от ситуации.

ПРОБЛЕМА : Разрушительное влияние денег (материальных благ)на душу человека, накопительство

  1. А.П. Чехов, рассказ «Ионыч»

Доктор Старцев, в молодости перспективный и талантливый врач, превращается в накопителя Ионыча. Главная страсть его жизни- деньги, которые стали причиной нравственного разложения личности.

  1. Н.В.Гоголь, поэма «Мертвые души»

Скупой помещик Плюшкин олицетворяет полную духовную деградацию. Страсть к накопительству стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, сам Плюшкин просто потерял человеческий облик.

ПРОБЛЕМА : Вандализм, беспамятство

  1. И.А. Бунин «Окаянные дни»

Бунин и представить себе не мог, что зверство и вандализм, принесенные революцией, превратят людей в обезумевшую толпу, разрушающую все на своем пути.

  1. Д.С. Лихачев, книга «О добром и прекрасном»

Русский академик был возмущен, когда узнал, что на Бородинском поле был взорван памятник на могиле Багратиона. Это ужасный пример вандализма и беспамятства.

  1. В. Распутин, повесть «Прощание с Матерой»

Во время затопления деревень под воду уходили не только жилища людей, но и церкви, погосты, что является страшным примером вандализма.

ПРОБЛЕМА : Роль искусства

  1. А.Т. Твардовский, поэма «Василий Теркин»

Фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовых газет, где публиковались главы поэмы. Значит, ободряющее слово порой было важнее пищи.

Наташа Ростова прекрасно поет, в эти моменты она становится необыкновенно красивой,и люди, окружающие ее, тянутся к ней.

  1. А.И. Куприн, рассказ «Гранатовый браслет»

Слушая «Лунную сонату» Бетховена, Вера испытала благодаря безнадежно влюбленному Желткову чувство, подобное катарсису. Музыка пробудила в ней сочувствие, сострадание, желание любить.

ПРОБЛЕМА : Любовь к Родине, ностальгия

  1. М.Ю. Лермонтов, стихотворение «Родина»

Лирический герой любит свою отчизну такой, какая она есть, и готов пройти со своим народом все испытания.

  1. А. Блок, стихотворениеие «Россия»

Для лирического героя Блока любовь к родине подобна любви к женщине. Он верит в великое будущее своей страны.

  1. И.А. Бунин, рассказы«Чистый понедельник», «Антоновские яблоки»

И.А. Бунин в 20-м году покинул Россию навсегда. Чувство ностальгии преследовало его всю жизнь.Герои его рассказов вспоминают великое прошлое России, которое безвозвратно утеряно: историю, культуру, традиции.

ПРОБЛЕМА : Верность данному слову (долгу)

  1. А.С. Пушкин, роман «Дубровский»

Маша, обвенчанная с нелюбимым человеком, отказывается нарушить клятву верности,данную в церкви, когда Дубровский старается ее спасти.

  1. А.С. Пушкин, роман «Евгений Онегин»

Татьяна Ларина, верная своему супружескому долгу и данному слову, вынуждена отказать Онегину. Она стала олицетворением нравственной силы человека.

ПРОБЛЕМА: Самопожертвование, сострадание, милосердие, жестокость, гуманизм

  1. М.А Булгаков, роман «Мастер и Маргарита»

Маргарита, любящая Мастера, несмотря ни на что, верна своему чувству, она готова на любые жертвы. Женщина летит на бал к Воланду, чтобы спасти любимого. Там же она просит освободить от страданий грешницу Фриду.

  1. А.И. Солженицын, рассказ «Матренин двор»

Матрена всю жизнь жила для людей, помогала им, ничего не прося взамен. Автор называет ее «правидницей», человеком, живущим по законам Бога и совести

  1. Л. Андреев, рассказ «Кусака»

Приручив собаку и оставив ее на зиму в дачном поселке, люди проявили свой эгоизм, показали, насколько они могут быть жестокими.

Казак Гаврила, потеряв сына, полюбил, как родного, чужого человека, врага. Ненависть к «красным» переросла в отцовскую любовь и заботу.

ПРОБЛЕМА : Самовоспитание, самообразование, самоанализ, самоусовершенствование

  1. И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»

Нигилист Базаров полагал, что «каждый человек сам себя воспитывать должен». А это удел сильных людей.

  1. Л.Н. Толстой, трилогия «Детство. Отрочество. Юность»

Николенька – автобиографический герой. Как и сам автор, он стремится к самоусовершенствованию, к творческой самореализации.

  1. М.Ю. Лермонтов, роман «Герой нашего времени»

Печорин в своем дневнике беседует с самим собой, оценивает свои поступки, анализирует жизнь, что свидетельствует о глубине этой личности.

  1. Л.Н. Толстой, роман «Война и мир»

Писатель показал нам «диалектику души» Болконского и Безухова, рассказал, насколько сложен путь человека к истине, правде, любви. Его герои совершали ошибки, мучились, страдали, но в этом и заключается идея самоусовершенствования человека.

ПРОБЛЕМА : Мужество, героизм, нравственный долг, патриотизм

  1. Б.Васильев, «А зори здесь тихие»

Девушки-зенитчицы, уничтожая отряд диверсантов, погибли, несмотря на численное превосходство врага.

  1. Б.Полевой, «Повесть о настоящем человеке»

Летчик Алесей Маресьев, благодаря силе духа и мужеству, не только выжил после ампутации ног, но и стал полноценным человеком, вернулся в свою эскадрилью.

  1. Воробьев, повесть «Убиты под Москвой»

Кремлевские курсанты, проявив мужество и героизм, выполнили свой патриотический долг, обороняя подступы к Москве. Лейтенант Ястребов- единственный, кто остался в живых.

  1. М.Шолохов, рассказ «Судьба человека»

Герой рассказа Андрей Соколов прошел всю войну: храбро сражался, был в плену, бежал. Он с честью выполнил свой гражданский долг. Война отняла у него семью, но, к счастью, судьба подарила ему встречу с Ванюшкой, ставшим ему сыном.

  1. В. Быков «Журавлиный крик»

Василий Глечик, ещё совсем мальчик, во время войны не оста­вил позицию. Мысль о спасении была для него неприемлемой. Он не нарушил приказ комбата, вы­полнил его ценой собственной жизни, остался верен присяге и долгу перед родиной.

«Антоновские яблоки» - рассказ Бунина, вышедший в свет в 1900 году. Произведение построено на лирическом монологе-воспоминании. Какова основная тема «Антоновских яблок» Бунина? Что за события вдохновили писателя на создание этого произведения?

Иван Бунин

Анализ «Антоновских яблок», как и любое подобное задание, следует начинать с краткой информации об авторе. В литературу Иван Бунин вошел не как прозаик, а как поэт. Однако дебютный сборник стихов, который был опубликован в Орле, не вызвал особой реакции критиков. Признание Бунин получил после издания книги «Листопад», в которую тоже вошли исключительно стихотворения.

Иван Бунин оставил глубокий и яркий след в русской литературе. В своих лирических произведениях продолжил классические традиции А. Фета, Я. Полонского, А. Толстого. В рассказах и повестях показал, нередко с ностальгическим настроением, и оскудение дворянских усадеб, и жестокий лик деревни, и гибельное забвение нравственных основ жизни. Классиком русской литературы Бунин стал, благодаря таким прозаическим произведениям, как «Жизнь Арсеньева», «Лёгкое дыхание», «Окаянные дни», «Антоновские яблоки».

Анализ художественного произведения не может обойтись и без краткой истории создания произведения. Как возник замысел рассказа?

История создания «Антоновских яблок»

Иван Алексеевич Бунин задумал написать это произведение ещё в начале девяностых годов XIX века. Тогда он гостил в имении своего родственника. Однажды вышел на крыльцо и почувствовал удивительный, неповторимый запах яблок. Вместе с тем он испытал ностальгию по крепостным временам.

При анализе «Антоновских яблок» следует сказать, что в этом произведении автор воспел старый помещичий быт. Основная тема рассказа - лирические воспоминания о дворянской культуре. Ностальгией по прошлому пронизаны многие произведения Бунина, в том числе и «Антоновские яблоки».

Анализ творчества писателя предполагает изложение основных фактов из его биографии. Как известно, Бунин покинул Россию. Но произошло это спустя много лет после публикации рассказа. Однако уже в начале столетия Россия была не той, что изображена в произведении «Антоновские яблоки». Герои Бунина - это образы из прошлой, более счастливой жизни.

Выселки

Лирический герой вспоминает прошлое. В его воображении возникает ранняя золотая осень, поредевший сад, ни с чем не сравнимый аромат яблок. Автор вспоминает Выселки - деревню, которая со времен его дедушки известна в округе как самая богатая. Дома здесь были крепкие, кирпичные. Имелась и небольшая усадьба с яблоневым садом.

Арсений Семёныч

Вспоминает герой и людей, которых уже давно нет на свете. А прежде всего покойного родственника Арсения Семёныча. Это был заядлый охотник. В его доме собиралось много народу. Стол ломился от яств, а после обеда хозяин вместе с гостями отправлялся на охоту. Трубил рог, взвывали собаки. Автору вспоминается езда верхом, крики охотников...

Прошли годы

Но того, о чём вспоминает лирический герой, давно уж нет. Деревня всё так же стоит. Что она без хозяев? Арсений Семёныч застрелился. Владелица усадьбы и яблоневого сада умерла. Настало царство обедневших дворян.

Счастливые времена остались в прошлом. Теперь дворяне уже не те, они обеднели. Правда, по-прежнему собираются друг у друга по вечерам. Но жизнь никогда не станет прежней. Показана суровая деревенская действительность. И автор задается вопросом, как жить теперь. Но и это жизнь не так плоха… И снова автор предается красочному описанию сельского быта , ещё ничего не подозревая о том, что и мелкопоместному дворянству существовать осталось совсем недолго.

Анализ

Какие поднял Бунин проблемы в «Антоновских яблоках»? Автор показал, как уходит в прошлое патриархальный мир, разоряются, исчезают деревенские усадьбы. В своем произведении писатель сделал своего рода исследование исторически сложившихся устоев русской деревни, попытался уловить причины их распада, понять, что несет новая жизнь каждому отдельному человеку.

Рассказ «Антоновские яблоки» удивительно поэтичен. Однако лирический герой словно скрыт от читателя. Его история остаётся неизвестной. Читателю известно лишь то, что мужики называют его «барчуком». Акцент в произведении делается на ассоциациях, воспоминаниях о прошлом .

Когда человек ближе к природе, его быт и отношения с окружающими проще. Бунин ярко показал в этом рассказе идею гибельной и обреченной красоты. Проносится через все произведение мысль об общности судеб дворянства и крестьянства. Ведь всем в одинаковой мере грозит гибель.

Образ России

Книга «Антоновские яблоки» - это своеобразный взгляд на Россию. Для одних родной край ассоциируется с антоновскими яблоками, медом и утренней свежестью. Для других - с морозным зимним утром. Как никто другой, Бунин сумел открыть красоту России, нежность родной природы. Ведь даже читатели, которые никогда не были в деревне и с трудом могут представить запах яблок, проникаются сельскими старопомещичьими пейзажами, созданными этим писателем.

Критика

В литературном обществе рассказ вызвал неоднозначную реакцию. Максим Горький, прочитав произведение Бунина, сказал, что автору удалось «спеть красиво, задушевно, сочно». Однако Буревестнику революции не понравилась идея Бунина. Он выразил категорическое несогласие с философской концепцией произведения. С недоумением встретила «Антоновские яблоки» самая читаемая столичная газета . Известный публицист отметил: «Бунин пишет обо всём, что попадается ему под руку, а потому дочитаться до главного невозможно».

Через пять лет после публикации рассказа в журнале «Жупел» появилась пародия Куприна. В этом эссе были такие слова: "Г де ты, прекрасное время антоновских яблок, крепостных душ, выкупных платежей?". Существует версия, что пародия стала местью Куприна на «дворянина по матушке» - именно так однажды аристократ-Бунин имел неосторожность назвать своего коллегу. К слову сказать, свое сатирическое произведение Куприн назвал вовсе не поэтично - «Пироги с груздями».

1. Проблема влияния на человека подлинного искусства

1.В русской литературе найдется немало великих произведений, способных воспитать человека, сделать его лучше, чище. Читая строки повести Пушкина «Капитанская дочка», мы вместе с Петром Гриневым проходим путь испытаний, ошибок, путь познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия. Не случайно автор предваряет повесть эпиграфом: « Береги честь смолоду». Читая великие строки, хочется следовать этому правилу.

2. Проблема нравственности

1.Проблема нравственности – одна из ключевых в русской литературе, которая всегда учит, воспитывает, а не просто развлекает. «Война и мир» Толстого – это роман о духовных исканиях главных героев, идущих к высшей нравственной правде через заблуждения и ошибки. Для великого писателя духовность – главное качество Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского. Стоит прислушаться к мудрым советам мастера слова, учиться у него высшим истинам.

2. На страницах произведений русской литературы найдется немало героев, главное качество которых – духовность, нравственность. Вспоминаю строки рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор». Главная героиня - простая русская женщина, которая «не гналась за обзаводом», была безотказной и непрактичной. Но именно такие, по мнению автора, - праведники, на которых держится наша земля.

3. К сожалению, современное общество больше стремится к материальному, чем к духовному. Неужели все повторяется? Вспоминаю строки В.В. Маяковского, который сетовал на то, что «из Петрограда исчезли красивые люди», что многих не волнует чужая беда, они думают «нажраться лучше как», спрятаны, подобно дамочке из стихотворения «Нате!» в «раковину вещей».

3 Проблема отношения человека к родине, малой родине

1 Проблему отношения к своей малой родине поднимает В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой». Защищают свой остров от затопления те, кто истинно любит родную землю, а чужаки готовы надругаться над могилами, сжечь хаты, которые для других, например для Дарьи, не просто жилище, а родной дом, где умирали родители и рождались дети.

2 Тема родины – одна из главных в творчестве Бунина. Покинув Россию, он до конца своих дней писал только о ней. Вспоминаю строки «Антоновских яблок», проникнутые грустным лиризмом. Запах антоновских яблок стал для автора олицетворением родины. Россия показана Буниным многообразной, противоречивой, где вечная гармония природы сочетается с человеческими трагедиями. Но какой бы ни была Отчизна, отношение к ней Бунина можно определить одним словом - любовь.

3.Тема родины - одна из главных в русской литературе. К родной земле обращается безымянный автор «Слова о полку Игореве». Родина, Отчизна, ее судьба волнуют летописца. Автор не сторонний наблюдатель, он скорбит о ее судьбе, призывает князей к единству. Только о милой родине все мысли воинов, восклицающих: «О Русская земля! Уже ты за холмом!»

4.«Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца!» - восклицает в одной из своих публицистических статей К.Паустовский. Он никогда не смог бы променять розовеющий закат на Ильинском омуте на прекрасные пейзажи Франции или улицы древнего Рима.

5. В одной из своих статей В. Песков приводит примеры нашего бездумного, непростительного отношения к родной земле. Мелиораторы оставляют ржавые трубы, дорожники – рваные раны на теле земли «Хотим ли мы видеть такой свою родину? – приглашает нас В.Песков к раздумью.

6. В своих письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев призывает сохранять памятники культуры, считая, что любовь к родине, родной культуре, языку начинается с малого _ «с любви к своей семье, к своему жилищу, своей школе». История, по мнению публициста – это «любовь, уважение, знание»

4. Проблема одиночества

1.Наверное, человеку свойственно быть иногда одиноким, непонятым. Хочется порой вскрикнуть вслед за лирическим героем В.В. Маяковского: Нет людей. Понимаете крик тысячедневных мук. Душа не хочет немая идти, А сказать кому?

2. Мне кажется, иногда в одиночестве виновен сам человек, отделивший себя, подобно Родиону Раскольникову, герою романа Достоевского, гордыней, стремлением к власти или преступлением. Надо быть открытым, добрым, тогда найдутся люди, которые избавят тебя от одиночества. Искренняя любовь Сони Мармеладовой спасает Раскольникова, дает надежду на будущее.

3. Страницы произведений русской литературы учат нас быть внимательными к родителям, старикам, не делать их одинокими, как Катерина Ивановна из рассказа Паустовского «Телеграмма». Настя опоздала на похороны, но, мне кажется, она будет наказана судьбой, потому что больше у нее никогда не будет возможности исправить свои ошибки.

4. Читаю строки М. Ю. Лермонтова: « Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить…: Это строки из стихотворения «Одиночество», написанные в 1830 году. События жизни, характер поэта способствовали тому, что мотив одиночества стал одним из главных в творчестве гения русской поэзии.

5. Проблема отношения к родному языку, слову

1. Вспоминаю строки из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Одно из лирических отступлений говорит о бережном отношении автора к русскому слову, которое «так замашисто и бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало». Гоголь восхищается русским словом и признается в любви к его создателю – русскому народу.

2. Гимном слову звучат строки гениального стихотворения Ивана Бунина «Слово». Поэт призывает: Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь.

3. К. Паустовский в одной из своих статей рассказывает о волшебных свойствах и богатстве русского слова. Он считает что «русские слова сами по себе излучают поэзию». В них, по мнению писателя, скрыт многовековой опыт народа. Надо учиться у писателя бережному и вдумчивому отношению к родному слову.

4. «Россияне убивают русский язык» - так называется статья М. Молиной, которая с возмущением говорит о том, что в нашу речь проникают жаргонные слова, всякого рода «блатнячина». Порой к многомиллионной аудитории обращаются на языке, больше уместном в тюремной камере, чем в цивилизованном обществе. М.Молина считает, что первейшая задача нации - не дать погибнуть языку.

6. Проблема состояния современного телевидения, влияния телевидения на человека

1.Как жаль, что так мало показывают действительно стоящих программ, спектаклей, фильмов. Никогда не забуду впечатления от фильма «Чучело» по повести В. Железникова. Подростки часто бывают жестокими, а повесть, как и фильм, учит добру, справедливости, терпимости по отношению к другому, пусть и непохожему на тебя.

2. Хотелось бы, чтобы на телевидении показывали больше добрых, светлых фильмов. Сколько раз смотрю фильм «А зори здесь тихие», созданный по повести Бориса Васильева, а впечатление остается таким же сильным, как в первый раз. Старшина Федот Васков и пять юных девушек принимают неравный бой с шестнадцатью немцами. Особенно потряс меня эпизод смерти Жени:красота схлестнулась со смертью в борьбе за свободу и победила. Именно такие произведения учат нас быть патриотами, а не эгоистами, думать о важном, а не о том, сколько модных вещей у очередной эстрадной звезды.

7. Проблема экологии, влияния природы, ее красоты на внутренний мир человека, влияние природы на человека

1. Роман Чингиза Айтматова «Плаха»- предупреждение человечеству о том, что мир может исчезнуть.Вечные Моюнкумы поражают красотой пейзажей. Здесь тысячи лет обитали животные и птицы в полной гармонии. Но вот человек изобрел оружие, и льется кровь беспомощных сайгаков, гибнут в огне звери. Планета погружается в хаос, зло берет верх. Писатель просит нас задуматься о том, что хрупкий мир природы, его существование в наших руках.

2. Читая повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», понимаешь, как неотделимы друг от друга природа и человек. Писатель предупреждает нас, как хрупки озера, реки, острова, леса – все, что мы зовем Родиной. Меч судьбы занесен над Матерой, прекрасным островом, обреченным на затопление. Дарья Пинигина, героиня повести, чувствует личную ответственность перед умершими предками за все, что происходит вокруг. Писатель говорит о неразрывности экологических и нравственных проблем. Если нет любви к земле, родившей тебя, если не ощущаешь кровную связь с природой, не видишь ее красоту, тогда плоды цивилизации становятся злом, а человек из царя природы становится, по мнению писателя, безумцем.

3. В одной из своих публицистических статей В.Солоухин говорит о том, что мы не замечаем чистоты воздуха, изумрудного цвета травы, воспринимая все как должное: «Трава она и есть трава, ее много». Но как страшно смотреть на обожженную антифризом землю, зияющую чернотой. Надо беречь такой привычный и хрупкий мир – планету Земля.

8. Проблема милосердия, гуманизма

1.Страницы произведений русской литературы учат нас быть милосердными к тем, кто в силу разных обстоятельств или социальной несправедливости оказались на дне жизни или в трудной ситуации. Стоки повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», повествующие о Самсоне Вырине, впервые в русской литературе показали, что любой человек заслуживает сочувствия, уважения, сострадания, на какой бы ступени социальной лестницы он не находился.

2.В одной из своих публицистических статей Д. Гранин рассуждает о том, что милосердие, к сожалению, уходит из нашей жизни. Мы разучились сострадать, сочувствовать. «Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности», пишет публицист. Он уверен, что это чувство надо воспитывать в человеке с детства, потому что, если оно не употребляется, то «слабеет и атрофируется».

3.Вспомним рассказ Шолохова «Судьба человека». «Присыпанные пеплом» глаза солдата увидели горе маленького человека, не очерствела русская душа от бесчисленных потерь

9. Проблема отношения «отцов» и «детей» 1.Вечную проблему конфликта поколений рассматривает на страницах романа «Отцы и дети» И. С. Тургенев. Базаров, представитель молодого поколения, стремится исправить общество, но пожертвовать при этом кое-какими «мелочами» -любовью, традициями предков, искусством. Павел Петрович Кирсанов не может увидеть положительных качеств своего соперника. В этом и есть конфликт поколений. Молодежь не прислушивается к мудрым советам старших, а «отцы», в силу возраста, не могут принять новое, часто прогрессивное. Каждому поколению, на мой взгляд, надо идти на компромисс, чтобы избежать противоречий.

2. Героиня повести В. Распутина «Последний срок» старуха Анна мучается не от того, что ей скоро умирать, а оттого, что фактически распалась семья. Что между ее детьми чувствуется отчуждение. .

11 Проблема жестокости современного мира, людей; проблема насилия

1. Строки романа Достоевского «Преступление и наказание» учат нас великой истине: жестокость, убийство, «Кровь по совести», изобретенная Раскольниковым – абсурд, потому что только Бог может даровать жизнь или лишать ее. Достоевский говорит нам, что быть жестоким, преступать великие заповеди добра и милосердия – значит губить собственную душу.

2.Героиня рассказа В. П. Астафьева «Людочка» приехала в город работать. Над ней жестоко надругались, и девушка мучается, но не находит сочувствия ни у матери, ни у Гавриловны. Человеческий круг не стал для героини спасательным, и она покончила с собой.

3. Жестокость современного мира врывается в наши дома с экранов телевизоров. Ежеминутно льется кровь, корреспонденты смакуют подробности катастроф, словно стервятники, кружат над телами погибших, приучая наши сердца к равнодушию и агрессии.

12 Проблема истинных и ложных ценностей.

1.В маленьком рассказе А.П.Чехова «Скрипка Родшильда» ставятся важные вопросы нравственности. Яков Бронза, гробовщик, считает убытки, особенно если кто-то смертельно болел, но не умер. Даже со своей жене, которой он не сказал ни одного доброго слова, он снимает мерку, чтобы изготовить гроб. Только перед своей смертью герой понимает, что такое истинные убытки. Это отсутствие добрых отношений в семье, любви, милосердия и сострадания. Только это и есть истинные ценности, ради которых стоит жить.

2.Вспомним бессмертные строки «Мертвых душ» Гоголя, когда Чичиков на балу у губернатора выбирает, к кому подойти – к «толстым» или «тонким». Герой стремится только к богатству, причем любой ценой, поэтому присоединяется к «толстым», где находит все знакомые лица. Это его нравственный выбор, определяющий дальнейшую судьбу.

13 Проблема чести, совести.

Проблема совести – одна из главных в повести В.Г.Распутина «Живи и помни». Встреча с мужем – дезертиром становится для главной героини, Настены Гуськовой, и радостью, и мукой. До войны они мечтали о ребенке, и вот теперь, когда Андрей вынужден скрываться, судьба дает им такой шанс. Настена же чувствует себя преступницей, потому что муки совести ни с чем не сравнить, поэтому героиня совершает страшный грех – бросается в реку, губит и себя, и неродившееся дитя.

2. В русской литературе найдется немало великих произведений, способных воспитать человека, сделать его лучше, чище. Читая строки повести Пушкина «Капитанская дочка», мы вместе с Петром Гриневым проходим путь испытаний, ошибок, путь познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия. Не случайно автор предваряет повесть эпиграфом: « Береги честь смолоду». Читая великие строки, хочется следовать этому правилу.

14 Проблема духовной ценности книги в воспитании и образовании человека

1.Книга была и остается важным фактором в воспитании и образовании человека. Она учит нас любви, чести, добру, милосердию. Всплывают в памяти строки стихотворения Пушкина «Пророк», в котором великий поэт определил миссию поэта, писателя, миссию искусства слова -«глаголом жечь сердца людей». Книги учат нас прекрасному, помогают жить по законам добра и совести.

2.Есть вечные книги, на которых воспитывалось не одно поколение. Сроки рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» повествуют о Данко, который своим горящим сердцем осветил путь людям, показывая нам пример истинной любви к человеку, пример бесстрашия и бескорыстия.

15 Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой

1.На страницах русской литературы найдется немало примеров, когда герои произведений стоят перед выбором между добром и злом, правдой и ложью. Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников одержим дьявольской идеей. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - задается он вопросом. В его сердце идет борьба темных и светлых сил, и только через кровь, убийство и страшные духовные муки он приходит к истине, что не жестокость, а любовь, милосердие могут спасти.

2.Зло, принесенное людям, по мнению великого писателя Ф.М.Достоеского, всегда оборачивается против самого человека, убивая часть души. Петр Петрович Лужин, герой романа «Преступление и наказание»- приобретатель, деловой человек. Это подлец по убеждениям, ставящий во главу угла только деньги. Этот герой – предупреждение нам, живущим в 21 веке, что забвение вечных истин всегда ведет к катастрофе.

3. Герой рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» навсегда запомнил урок. Обманув бабушку. Самым страшным наказанием для его совести стал пряник» конем», который бабушка все же купила мальчику, несмотря на его проступок.

4. Известный ученый-литературовед Ю.М. Лотман в одной из своих публицистических статей, обращаясь к студентам, молодежи, утверждал, что у человека возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора. Важно, чтобы этот выбор был продиктован совестью.

16 Проблема фашизма, национализма

1.Проблему национализма поднимает в своей повести «Ночевала тучка золотая» Анатолий Приставкин. Автор, повествуя о репрессиях по отношению к чеченцам, осуждает разделение людей по национальному признаку.

17 Проблема наркомании

Проблема наркомании – прежде всего проблема нравственности. Герой романа Чингиза Айтматова «Плаха» Гришан, главарь группы ребят, собирающих и распространяющих наркотики, не думает о том, что губит чьи-то жизни. Для него и ему подобных главное – нажива, деньги. Перед молодыми парнями встает выбор: с кем идти- с Гришаном или Авдием, который пытается их спасти. К сожалению, они выбирают зло. Рассказывая об этом, автор говорит об актуальности проблемы наркомании, о ее нравственных истоках. 18 Проблема увлечения компьютерами, компьютерная зависимость

1.Нельзя остановить цивилизацию, но никакой компьютер никогда не заменит ни живого общения, ни хорошей книги, заставляющей думать, а не просто скачивать готовую информации. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» можно перечитывать много раз. Его экранизация мне не понравилась, показалась грубой подделкой. О вечной любви, о древнем Ершалаиме, Иешуа и Понтии Пилате надо читать самому, вдумываясь в каждое слово. Только тогда можно понять то, что хотел нам сказать автор.

19 Проблема материнства

1.Мать пойдет на все ради своего ребенка. Героиня романа Максима Горького «Мать» стала революционеркой, открыла для себя новый мир, мир совершенно иных человеческих отношений, научилась читать для того, чтобы быть ближе к сыну, которому она во всем доверяла, правду которого разделяла безоговорочно.

2.В своей публицистической статье «Прости меня, мама…» писатель А.Алексин уверен, что нужно вовремя, при жизни матерей сказать им все доброе, сделать для них все возможное, потому что матери отдают детям последнее и никогда ничего не требуют.

20 Проблема влияния массовой культуры на человека

1.Так называемая массовая культура даже книги пытается сделать одноразовыми, удобными для прочтения. Полки книжных магазинов пестреют романами Устиновой, Дашковой и тому подобным. Однообразные сюжеты, похожие герои. Жаль, что нет спроса на стихи, на произведения духовного содержания. Не приносят они такого дохода, как книжки в мягких обложках. Беру томик Блока и поражаюсь его глубине, неповторимости. Разве оно не современно? Мы копируем Запад, вместо того чтобы идти своим путем. Блок же говорит об избранности России: Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью

(Аргументы составлены учителем МОБУ СОШ № 19 г. Кореневска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной)

«Антоновские яблоки» И. Бунина - панорамное изображение жизни помещиков, в котором нашлось место и для рассказа о крестьянском быте. Особенность произведения - насыщенные пейзажные зарисовки, от которых веет неповторимыми осенними запахами. Это яркий образец поэтической прозы в русской литературе. Рассказ есть в программе ЕГЭ, поэтому важно запомнить основные сведения о нем. Изучают «Антоновские яблоки в 11 классе. Предлагаем качественный анализ произведения И. Бунина.

Краткий анализ

Год написания - 1900.

История создания - В 1891 г. И. Бунин гостил в усадьбе брата Евгения. Как-то, выйдя на улицу, писатель уловил запах антоновских яблок, который и напомнил о временах помещиков. Сам рассказ был написан только спустя 9 лет.

Тема - В повести можно выделить две темы: осень в деревне, вольная жизнь помещиков, наполненная романтикой деревенских просторов.

Композиция - Организация рассказа особенная, так как в нем очень слабо представлена событийная канва. Главную роль играют воспоминания, впечатления, философские размышления, основой для которых служат пейзажи.

Жанр - Рассказ-эпитафия.

Направление - Сентиментализм.

История создания

История создания произведения связана с поездкой писателя к брату Евгению. В загородной усадьбе И. Бунин уловил запах антоновских яблок. Аромат напомнил Ивану Алексеевичу о жизни помещиков. Так возник замысел рассказа, который писатель реализовал лишь спустя девять лет, в 1900 г. «Антоновские яблоки» вошли в цикл эпитафий.

Впервые рассказ увидел мир в год написания в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге. Критика восприняла его положительно. Но публикация не ознаменовала конец работы. И. Бунин продолжал шлифовать свое творение на протяжении двадцати лет, поэтому существует несколько вариантов «Антоновских яблок».

Тема

Чтобы уловить суть рассказа «Антоновские яблоки» анализ его следует начинать с характеристики основной проблемы.

Все произведение охвачено осенней темой . Автор раскрывает красоту природы в эту пору и изменения, которые осень приносит в человеческую жизнь. А. Бунин переходит к описанию помещичьей жизни. Важную роль в раскрытии обеих тем играет образ антоновских яблок. Эти плоды символизируют детство, старину, ностальгию. В символическом значении скрывается и смысл названия рассказа.

Особенности произведения связаны с тем, что ведущую роль в нем играет лирическая составляющая. Не зря автор выбирает форму повествования от первого лица единственного числа. Так читатель может максимально приблизится к рассказчику, увидеть мир его глазами, понаблюдать за его чувствами и эмоциями. Рассказчик произведения напоминает лирического героя, которого мы привыкли видеть в стихотворениях.

Сначала рассказчик описывает раннюю осень, щедро «присыпая» пейзаж народными приметами. Такой прием помогает воссоздать деревенскую атмосферу. В начальном пейзаже появляется образ антоновских яблок. Их собирают крестьяне в садах мещан-садовников. Постепенно автор переходит к описанию мещанского шалаша и ярмарки возле него. Это позволяет ввести в произведение колоритные крестьянские образы. Заканчивается первая часть описанием осенней ночи.

Вторая часть снова начинается пейзажем и народными приметами. В ней. И. Бунин рассказывает о стариках-долгожителях, как бы намекая на то, насколько слабее его поколение. В этой же части читатель может узнать, как жили богатые крестьяне. Рассказчик описывает их жизнь с восторгом, не скрывая, что и сам хотел бы так пожить.

Воспоминания возвращают рассказчика ко временам, когда была жива его тетка-помещица. Он с упоением рассказывает, как приезжал в гости к Анне Герасимовне. Ее усадьба была окружена садом, в котором росли яблоки. Герой детально описывает интерьер теткиного дома, обращая особое внимание на запахи, главный из которых - аромат яблок.

Третья часть произведения И. Бунина «Антоновские яблоки» - рассказ об охоте, это единственное, что « поддерживало угасающий дух помещиков». Рассказчик описывает все: сборы на охоту, сам процесс и вечернее застолье. В этой части появляется еще один герой - помещик Арсений Семенович, который приятно удивляет внешностью и веселым нравом.

В заключающей части автор рассказывает о смерти помещицы Анны Герасимовны, помещика Арсения Семеныча и стариков. Вместе с ними, кажется, умер и дух старины. Осталась только ностальгия и «мелкопоместная жизнь». Тем не менее, И. Бунин делает вывод, что она тоже хороша, доказывая это описанием мелкопоместного быта.

Проблематика произведения сконцентрирована около мотива угасания помещичьего духа и гибели старины.

Идея рассказа - показать, что в старине была особая прелесть, поэтому потомки должны сберечь ее хотя бы в памяти.

Основная мысль – человеку дороги те воспоминания, которые берегутся в его сердце с детства и юности.

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Написано оно в форме воспоминаний лирического героя. Главную роль в рассказе играют не события, а несюжетные элементы - пейзажи, портреты, интерьеры, философские раздумья. Они тесно переплетаются, взаимодополняются. Главным инструментом для их создания являются художественные средства, в наборе которых есть как авторские, так и фольклорные.

Выделить элементы сюжета - экспозицию, завязку, развитие событий и развязку - трудно, так как они размываются указанными несюжетными составляющими.

Формально текст делится на четыре части, каждая из которых посвящена тем или иным воспоминаниям рассказчика. Все части связаны главной темой и образом рассказчика.

Жанр

План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. «Антоновские яблоки» - рассказ-эпитафия. В произведении невозможно выделить конкретные сюжетные линии, все герои связаны с рассказчиком, система образов неразветвленная. Исследователи считают рассказ эпитафией, так как в нем идет речь об «умершем» помещичьем духе.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 272.

>Сочинения по произведению Антоновские яблоки

Любовь к родине

Одной из главных тем, которые поднимаются в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки», является тема любви к родине. Эти чувства автор выражает особенным образом. Для него они проявляются, прежде всего, в привязанности к русскому быту (как дворянскому, так и крестьянскому), а также в восхищении красотами дорого сердцу края.

Главный герой произведения с любовью описывает наступление осени в родных Выселках. Ее приход в деревню всегда сопровождался сочным запахом спелых антоновских яблок. Больше всего этот запах чувствовался у летнего шалаша, в котором жили два брата-мещанина.

Герой подробно рассказывает об убранстве их жилища: «В шалаше устроены постели, стоит одноствольное ружье, позеленевший самовар, в уголке - посуда». Он часто любил бывать летом в этом доме и по-прежнему приходит сюда в сентябре, чтобы поговорить с хозяевами, полюбоваться звездным небом и выстрелить в ночной тишине из ружья, слушая, как по всему поселку раздается гулкое эхо.

Восторг у рассказчика вызывает и быт простых русских мужиков, он даже немного завидует им. Герой-дворянин и сам хотел бы целый день косить, молотить, а потом отдыхать прямо на гумне. Нравятся ему и русские праздники. В такие дни жители деревни отправляются на ярмарку или в гости к своим родственникам, чтобы отобедать у них бараниной с медом и брагой.

Особенно дороги главному рассказчику русские старопомещичьи усадьбы, в которых до сих пор ощущается дух крепостничества, в хорошем смысле этого слова. Ему нравятся эти крепкие и приземистые постройки, запущенный сад, окружающий дом тетки Анны Герасимовны, темные уютные комнаты этого жилища все с тем же неизменным запахом антоновки.

Всей душой герой тяготеет к русской охоте. Прежде, во времена его детства, это занятие было единственным, что «поддерживало угасающий дух помещиков». Охотиться было принято в начале октября, когда отшумел сезон дождей и, вновь, установилась ясная, теперь уже по-настоящему прохладная погода.

С каким восторгом вспоминает рассказчик о том, как он вместе с друзьями своего красавца-шурина Арсения Семеновича отправлялся в такие дни загонять зверя. Как было приятно с компанией бравых охотников прокатиться по осеннему лесу под лай собак и шум выстрелов, а затем уже поздно вечером прийти в дом совершенно незнакомого холостяка-помещика, чтобы поужинать и заночевать у него.

Именно такой видит, помнит и любит герой свою родину, и сердце его не может желать ничего иного. Вот только эти времена давно уже прошли. Многие знакомые рассказчика умерли, их дворянские гнезда разорились, а некогда богатые Выселки обнищали, и теперь в деревне наступило «царство мелкопоместных».

Герою грустно оттого, что невозможно вернуть светлые дни его юности, но он настолько сильно любит родной край, что и в новой «нищенской мелкопоместной жизни» находит свои прелести. Это все та же охота, но уже в одиночестве, простые песни деревенских жителей, работающих в поле или на кухне в хозяйском доме, приятный шум идущей полным ходом молотьбы и широкие бескрайние поля, которые вот-вот уже засыплет первым снегом. Одного только не хватает рассказчику - это запаха антоновских яблок, который теперь уже почти исчез из усадеб.