Немецкий язык б1. Уровни английского языка: от A1 до C2, от Beginner до Proficiency


* - уровни знания английского, французского, итальянского, испанского и других европейских языков.

Очень часто взрослые люди, приходящие на курсы английского языка, не могут адекватно оценить свой уровень. Большинство из них говорят, что хотели бы начать с уровня попроще, а еще лучше с нуля.

Одна девушка, придя обучаться, попала на базовый уровень. На первом занятии она категорично сообщила, что не знает ничего кроме алфавита и «My name is». Через три месяца она обогнала своих одногруппников и блестяще сдала экзамен. Еще через год, пройдя программу, рассчитанную на два года, она сдала экзамен на сертификат уровня достаточного для работы и учебы заграницей. Был ли это результат упорного труда или ранее приобретенных знаний, скорее всего и то и другое. Этот случай не единственный, поэтому зачастую студенты начинают мигрировать из группы в группу в поисках подходящего уровня. Разумеется, бывает и наоборот, когда человек переоценивает свои возможности и просится на уровень заведомо выше, чем позволяют его знания. Это также неправильно и нежелательно, поскольку далеко не всегда работает формула «тянуться за теми, кто сильнее», чаще человеку, которому многое непонятно, поскольку он не имеет соответствующей базы, становится тяжело и неинтересно учиться.

Одна из основных систем определения уровня владения языком - это CEFR (Common European Framework of Reference for Languages). CEFR или Общеевропейская система оценки знания иностранных языков - система, разработанная Советом Европы, используется для определения уровня владения иностранным языком.

Смысл CEFR – метод оценки и обучения, применимый для всех европейских языков. В CEFR уровни делятся на 6: А (А1 и А2) – элементарное владение, B (B1 и B2) - самостоятельное владение, C (C1 и C2) – свободное владение.

Система CEFR используется, в том числе, и в английском, немецком и испанском языках.

Уровни знания английского языка (таблица)

Таблица уровней знания иностранных языков составлена руководством школы "Белый Кролик", при копировании указывайте ссылку на наш сайт.

Уровень по CEFR Уровень владения английским Кэмбриджский экзамен (для английского языка) Что это значит (на примере английского)
- Absolute Beginner (начинающий с нуля) - Если вы никогда не изучали английский язык (не сложилось или изучали, но немецкий или французский), смело можете назвать себя Absolute Beginner (начинающий с нуля). В этом случае добро пожаловать на курс, который начнется прямо с алфавита.
- False Beginner (псевдо-начинающий) - Если вы изучали английский в школе или в другом учебном заведении, но это было давно и неправда, и вы уже благополучно все забыли, то вы – False Beginner (псевдо-начинающий). Ваше обучение начнется не с алфавита и счета от одного до десяти, а с простых предложений и основных времен.
А1 Уровень выживания (Breakthrough) Elementary (начальный) - Если уроки английского в школе оставили какой-то отпечаток, и вы помните некоторые слова и фразы, можете, не торопясь, сообщить о себе основную информацию и понять простой вопрос, пусть и не с первого раза, то вам нужно идти на уровень Elementary (начальный).
А2 Предпороговый уровень (Waystage) Pre-intermediate (подготовительный средний) KET Если вы не испугаетесь иностранца, обратившегося к вам на английском языке, а попросите его повторить вопрос и не только поймете, но сможете объяснить, как найти ближайшую гостиницу, если вы примерно помните количество времен в английском языке, можете прочитать простой текст и написать короткую записку, то ваш уровень называется Pre-intermediate (подготовительный средний).
В1 Пороговый уровень (Threshold) Intermediate (средний) PET Если вы можете более или менее уверенно выражать свои мысли, знаете и используете большинство распространенных грамматических конструкций, читаете простые книги, периодически заглядывая в словарь и в состоянии написать приятелю подробное письмо на тему «Как я провел лето», вы находитесь на уровне Intermediate (средний).
B2 Пороговый продвинутый уровень (Vantage) или pre-B2 Pre-Upper-Intermediate (подготовительный высокий) - Если вы говорите уверенно, но с ошибками, в состоянии обсудить почти любую тему, не особенно заботясь о богатстве своего словарного запаса, вы неплохо знаете грамматику, но не всегда правильно ее применяете, если вам указывают на ошибку вы говорите «ой» и тут же вспоминаете нужное правило, можете написать практически любой текст, хотя не всегда различаете стили (например, вставляете разговорную лексику в официальное письмо), понимаете большую часть разговорной речи, и даже пытаетесь читать книги без словаря, то у вас скорей всего уровень Pre-Upper-Intermediate (подготовительный высокий).
B2 Пороговый продвинутый уровень (Vantage) Upper-Intermediate (высокий) FCE Если вы твердо знаете грамматику, за исключением нюансов, и не только знаете, но и более менее правильно ее применяете, если вы в состоянии смотреть фильмы и передачи в оригинале, читаете английских классиков (кроме Диккенса), беседуете с носителями языка для удовольствия, и владеете различными стилями английской письменной речи, то у вас типичный Upper-Intermediate (высокий).
С1 Уровень профессионального владения (Effective Operational Proficiency) или pre-C1 Pre-Advanced (почти продвинутый) - Если вы уже не мальчик, но еще не муж, т.е. предыдущий уровень вы уже покорили, но не используете английский также свободно, как свою родную речь, и незнакомы с основными нюансами английской грамматики (исключениями), то прежде чем отправится покорять уровень Advanced, лучше попробовать свои силы на уровне Pre-Advanced (почти продвинутый).
С1 Уровень профессионального владения (Effective Operational Proficiency) Advanced (продвинутый) CAE Если вы читаете в оригинале не в образовательных целях, а исключительно ради удовольствия, смотрите английские фильмы в оригинале, потому что перевод не передает всего богатства шуток, знаете не только основную грамматику, но нюансы и исключения, и давно уже используете язык не в качестве цели, а в качестве средства, то у вас уровень Advanced (продвинутый).

Чтобы узнать ваш уровень знания языка пройдите пробное занятие с преподавателем. 30 минут - бесплатно!

Изучение любых языков всегда разбито по уровням, так же и с немецким языком. В немецком языке существуют следующие уровни: A1, A2, B1, B2, C1, C2

Начальными уровнями считаются A1, A2. Средний уровень в немецком — B1, B2,. Ну и высокие уровни языка — C1, C2.

Итак, рассмотрим подробнее каждый уровень и что он дает, изучающему немецкий язык.

Сколько потребуется времени для освоения каждого уровня?

Для начала, каждый из уровней подразделяется еще на под-уровни. А каждый под-уровень требует 90 часов изучения языка. Таким образом на освоение каждого полного уровня вам потребуется:

Уровень A1 состоит из А1.1 и А1.2. На изучение всего уровня 180 академических часов.

Уровень А2 = А2.1+ А2.2.

Уровень В1=B1.1+ B1.2 + B1.3.

Уровень В2=B2.1 + B2.2 На изучение 180 академических часов.

Уровень С1= C1.1+ C1.2 + C1.3 На изучение 270 академических часов.

Уровень С2=C2.1 + C2.2 На изучение 180 академических часов.

Уровни немецкого языка A1-A2:

Начнем конечно же с начальных уровней A1/2. Эти два уровня дают элементарные знания немецкого языка, самые базовые. Также вам они понадобятся, если вы собираетесь замуж/жениться на гражданине/нке Германии - в этом случае (если вы вообще не знаете немецкий язык) вам нужно будет сдавать экзамен на Сертификат Start Deutsch A1-2 (о том, что это и как сдавать подробно в моей другой статье).

Благодаря владению уровнем A1 вы сможете:

    демонстрировать начальные, очень базовые знания языка

    понимать простые обиходные предложения, фразы

    отвечать на простые повседневные вопросы и задавать их. Например, сможете спрашивать у людей откуда они, как дела, кого они знают, что у них есть.

    представить себя и других людей кому-либо

    поддержать элементарную беседу, при условии, что собеседник говорит с вами медленно и четко.

    Узнать нужную для себя информацию (в аэропорту, такси и др.)

    писать простые открытки, анкеты, вносить свою личную информацию в регистрационный листок (к примеру, в отеле).


Уровень А2
чем-то похож на А1, только уже чуть больше лексики, грамматики. Владея уровнем А2 вы сможете:

    понимать часто употребляемые/разговорные фразы

    понимать отдельные более сложные предложения (например, информацию о вашем собеседнике, его семье, покупках, работе и т. д.), также общую информацию в ходе беседы

    поддерживать беседу о повседневных житейских делах (но все же будешь понимать недостаточно для того, чтобы вести беседу самостоятельно)

    рассказать в простых предложениях о Вашем образовании, происхождении, близких людях и элементарных бытовых потребностях

    писать короткие записки/письма личного характера (к примеру, письменно поблагодарить кого-либо за что-либо)

B1, B2 : это уже уровни посерьезнее во всех планах.


Тут вы получаете намного больше грамматики, лексики, аудирование тоже будет сложнее. Надо будет конечно потрудиться. Но постепенно вы привыкните и этот уровень вам тоже покажется, в последствии, не таким уж и сложным.

Что вы получите, освоив уровень B1?

Вы научитесь:

    понимать содержание и главную мысль сложных текстов на темы, с которыми приходится иметь дело в жизни (это школа, учеба, работа, дом, отдых и др.).

    понимать о чем идет речь в теле/радио передачах, а также некоторые немецкие песни (понимать будете не конкретно всё всё, а общую идею и возможно что-то конкретно). При этом речь говорящих на немецком должна быть четкой и уже относительно медленной для того, чтобы вы всё хорошо поняли.

    Поддерживать и задавать тему беседы. Сможете участвовать в диалогах/дискуссиях на интересную и знакомую ля вас тему без предварительной подготовки (к примеру, хобби, отдых, путешествия, семья, текущие события, работа, учеба)

    выражать свои мысли, эмоции, точку зрения,рассказывать о своих впечатлениях и мечтах, правда в несложных предложениях.

    Писать письма личного характера, на знакомые и интересующие вас темы, при этом, выражая свои эмоции, переживания, планы на будущее и впечатления

Теперь перейдем к уровню В2 - это уже более продвинутый уровень по сравнению с вышеперечисленными. Чаще всего такой уровень языка позволяет работать в Германии, не имея серьезного языкового барьера между работодателем и коллегами.

Обладая уровнем В2, вы сможете:

    понимать довольно сложные и развернутые доклады тексты, лекции на профессиональную тему и не только

    понимать основное и уже более детальное содержание фильмов, новостей, репортажей

    понимать статьи и современную прозу

    без подготовки участвовать в диалогах, отстаивать свое мнение, говорить достаточно бегло

    высказываться по широкому кругу вопросов

    писать подробные сообщения/письма/эссе/доклады на практически любые, интересующие вас темы

C1, C2:

Эти уровни уже самые сложные и профессиональные. К ним нужно усердно готовиться и не опускать руки, даже, если что-то не получается (это, в принципе, касается изучения всех уровней).

Уровень С1 - является уровнем профессионального владения немецким языком. Какими знаниями, умениями и навыками вы будете обладать, преодолев данный уровень?

Вы сможете:

    понимать практически все теле-программы/радио-передачи, фильмы

    понимать любые, даже логически нечеткие сообщения

    понимать большие художественны и нехудожественные тексты (+их стилистику), техническую литературу

    спонтанно и бегло говорить, не задумываясь о подборе слов на любую тему/речь будет полна разнообразием языковых средств

    выражать свои мысли в письменной форме, подробно освещать свою точку зрения и взгляды

    излагать в письмах/письменных докладах/эссе свою точку зрения и четко и ясно раскрывать суть проблемы и важные моменты

    также в письменной речи использовать различные языковые стили

Ну и последний и сложнейший уровень немецкого языка C2. Это уровень владения языком в совершенстве. И, кстати, не каждый немец может этим уровнем похвастаться.

Уровень C2, в принципе, можно и не описывать. Достигнув его, вы сможете абсолютно свободно, без каких-либо проблем общаться, выражать мнения, дискутировать, понимать, читать, писать всё, что угодно и на какие угодно темы. Это уровень идеала и получив его, вы можете уже считать себя немцем, хоть и не настоящим.

Добрый день друзья, сегодня я представляю вашему вниманию статью на тему — экзамен по немецкому языку b1 в Гётте-институте.

Из этой статьи Вы узнаете:

Для кого?

Этот международный экзамен, его надо сдавать для подтверждения своего уровня владения языком. Так же это хороший уровень для поиска работы в немецко-говорящих странах.

Поздние переселенцы, кто не декларировала немецкую национальность с рождения, должны предоставить сертификат Гётте-института Б1, а так же пакет .

Где вы можете его сдать? В самом ближайшем к вашему месту проживания филиалу этого института. Я сдавала в городе Сергиев – Посад, Московская область, хотя сама живу в городе Дмитров. Час езды на машине.

Аудитория в Гётте-институте в г. Сегиев- Посад

Я учила язык долго, с перерывами, на многих курсах. Поэтому, хорошо понимаю, что такое выучить язык. Язык можно выучить и быстро, если есть , хороший преподаватель или курсы, и не делать больших перерывов в обучении. Или медленно.

Учите, как можете, главное учите и сдавайте. Меня постоянные напоминания о том, что я должна учить язык регулярно расстраивали, так как я этого не могла делать и не хотела, поэтому учила, как могла.
И вам желаю удачи!

Кто готов к экзамену?

Как понять, готовы ли вы? Если вы прошли учебники А1, А2 и начали Б1, скорее всего вы можете немного разговаривать и можете готовиться к экзамену, если нет, то скорее записывайтесь на курсы в школе Melene, там вы за пару недель разговоритесь. Я именно так и сделала.

Курс подготовки к Start Deutsch A1, A2, B1, B2, TestDaF. Первый урок бесплатный, можно посмотреть на преподавателя, обсудить свои пожелания и принять решение.

Для начала я занималась по общим книгам, и на курсах. А перед экзаменом взяла консультацию по подготовке. Так же сделал мой муж при подготовке к А1. Я об этом еще подробно расскажу в следующей статье.

Четкое деление языка на уровни А1,А2, Б1,Б2, С1,С2, достаточно условно. Когда начинаем учить язык на уровне А1, эти же слова будут и в уровне А2, Б1 и дальше, потому что это часто употребляемые слова. Например, да, нет, я хочу, я могу, я имею. Так же переходя на уровень А2 вы автоматически захватываете некоторые правила и слова из следующих и предыдущих уровней.

Легче всего ориентироваться по книгам, которые вы проходите, но подготовка, по моему мнению, эффективнее на курсах. Там коллектив, сравнение, желание выделиться, развивается способность воспринимать язык от разных людей с разными голосами и манерой разговора.

Если я, например, открою книгу С2, то конечно я знаю много слов из этой книги, но выполнять задания мне будет сложно и я это буду делать долго. А если открою книгу А1 , то наоборот слишком быстро и мне станет скучно. Делая задания в книгах А2 и Б1 я буду чувствовать себя наиболее комфортно и задания выполню и что-то новое узнаю или вспомню.

Структура экзамена.

Экзамен Goethe-Zertifikat B1 состоит из четырех модулей:

  1. Чтение (Lesen)
  2. Аудирование (Hören)
  3. Письмо (Schreiben)
  4. Разговор (Sprechen), устный парный экзамен.

Экзамен проводится всегда по единым правилам в любой точке мира.
Сдавать модули можно сразу все вместе или по отдельность. Чаще всего первый раз сдают весь экзамен, и если что-то не получилось сдать, то в следующий раз сдают только ту часть, которую не сдали.

Сертификат по всем отдельным модулям является так же действительным, как и единый.
Т.е. ничего страшного, если не получилось сразу сдать все модули, сертификат по четырем отдельным модулям имеет такую же силу. Ваши шансы на признание поздним переселенцем или для поиска работы не уменьшаться.

Экзамен Goethe-Zertifikat B1 – как для взрослых людей, так и для молодежи.
Сдавать его могут все желающие независимо от возраста и наличия гражданства Германии.

  • Goethe-Zertifikat B1 для молодежи, это экзамен для подростков с 12 лет;
  • Goethe-Zertifikat B1 для взрослых с 16 лет

Структура экзамена Б1 в Гётте-институте на немецком языке

Как подсчитать результат экзамена

В каждом задании есть определенное количество заданий, если задание выполнено верно, то засчитывается балл, если нет, то нет. И потом общее количество баллов по модулю переводится в процентное соотношение. Где 100% — это все задания, а «Х» — выполненные верно.

Надо выполнить 60 % в каждом модуле для того, чтобы экзамен считался сданным.
И в зависимости от того сколько баллов вы набрали выше 60, будет проставлена оценка по каждому модулю.

  • 100-90 Sehr gut
  • 89-80 Gut
  • 79-70 Befriedigend
  • 69-60 Ausreichend
  • 59-0 Nicht Bestanden

Я съездила на консультацию и сделала там один экземпляр примерного экзамена и потом еще домой взяла один и дома репетировала. Сложно было на аудировании, и волнение сильное было на говорении.
Балы я получила такие.
Аудирование (Hören) — 67
Чтение (Lesen) — 93
Письмо (Schreiben) — 94
Разговор (Sprechen) — 75

Это я, Глухова Наталья. Получила сертификат Гётте-института B1 в городе Сергиев Посад.

Для меня экзамен был средней сложности. Я была готова хорошо. Волновалась я конечно очень сильно, я была беременна. Сейчас моему сыну 1,4.

Надеюсь, вам моя статья поможет настроиться и сдать его легко!

Я сдавала экзамен в 2016 году, а статью написала только сейчас, так как старалась много другой информации рассказать вам. Поэтому пишите обязательно в комментариях, если есть какие-то изменения, чтобы помочь друг другу. И я вас очень прошу после сдачи и при подготовке, напишите, как всё прошло у вас, чтобы я увидела обратную связь.

Если вы уже заметили, то для вас Германии переводит преподаватель и филолог Геннадий Гоначаров, который сможет помочь, если есть какие-то сложности в понимании правил при подготовке к экзамену. А я вам помогу по формату экзамена и выбору более легких предложений и фраз. Обращайтесь, вместе мы сможем всё!

Подписывайтесь на мой блог. Каждый день выходят новые статьи о Европе, об иностранных языках, перевод новостей из Германии. Так же вас ждет подарок — словарь по трем языкам, английскому, немецкому и французскому с русской транскрипцией.

Еще одна проверка, знаете ли вы уже язык на уровне Б1? Посмотрите видео моего любимого блогера Шарлотты. Если вы поняли половину и больше, скорей всего этот уровень у вас в кармане.))) Проверим? Пишите в комментариях, поняли что-то или нет?


С вами была Наталья Глухова! Желаю вам удачи и победы!

Делитесь полезной информацией нашего блога с друзьями и родственниками и изучайте иностранный язык вместе!

Прежде чем начать рассказ об уровнях английского языка, нужно сразу условиться, что их нельзя загнать в строго определенные рамки. Вам никто не сможет сказать, что если вы выучите еще 15 слов, то ваш уровень будет уже не начальный, а средний. И вообще, никто не судит об уровне владения языком только по объёму словарного запаса. Поэтому, если вам сказали, что вы успешно сдали экзамен на уровне Intermediate, то с полной уверенностью можете хвастаться друзьям, что у вас уровень Upper-Intermediate, ну т. е. его начальная часть.

Неискушенному в методике преподавания человеку может показаться, что в классификации уровней владения языком творится абсолютная неразбериха. Так, например, если вы возьмете знаменитое пособие по грамматике "English Grammar In Use" Мёрфи (вариант в синем переплете), на обложке которого написано "for intermediate students" (для студентов среднего уровня), то заметите, что этот учебник охватывает материал, которого вполне хватит на сдачу экзамена FCE, к которому на курсах готовят студентов продвинутого (Advanced) уровня. Напрашивается логичный вопрос: не существует ли несколько классификаций уровней английского языка? Давайте разберемся в их классификации и приоткроем немного завесу над мистикой, витающей над определением уровня английского языка.

Существует аккредитированная европейской коммисией по образованию организация ALTE (The Association of Language Testers in Europe), которая разработала общую шкалу уровней владения иностранными языками. Эта шкала разбивает всех студентов на шесть уровней: A1 (Breakthrough level), A2 (Level 1), B1 (Level 2), B2 (Level 3), C1 (Level 4) и C2 (Level 5), охватывая промежуток от базового до практически совершенного уровня владения языком.

К этой шкале привязаны кембриджские экзамены. Британские издатели словарей для изучающих английский язык, справочников и сборников упражнений по грамматике, словарному запасу, и т. д. также опираются на эту шкалу. В целом, ее используют почти для всех типов учебных пособий, кроме одной большой группы: базовых курсов английского языка.

Говоря простым языком, базовые учебные курсы английского - это всем нам известные Top Notch, True Colors, Headway, Cutting Edge, Streamline English, True to Life, Reward и т.д. Эти серии учебников используют свою шкалу уровней английского языка. Состоит она из шести уровней: Beginner или Basic, Elementary , Pre-Intermediate , Intermediate , Upper-Intermediate и Advanced . На эту шкалу ориентируются практически все курсы английского языка , использующие коммуникативный подход.

Можно ли узнать соответствие данной шкалы и той, что предложена ALTE ? Да, примерное соотношение представлено в таблице ниже.

Сравнительная таблица уровней английского языка

Уровни ALTE Уровни по учебным пособиям Headway, Cutting Edge и др. Экзамены
A1 Breakthrough Beginner (Basic) -
Elementary
A2 Level 1 Pre-Intermediate
B1 Level 2 Intermediate
Upper-Intermediate
B2 Level 3 Advanced FCE (First Certificate in English)
IELTS 5.0-5.5
TOEFL
570-610 (PBT), 230-255 (CBT)
C1 Level 4 - CAE (Certificate in Advanced English)
IELTS 6.0-7.0
TOEFL
630-677 (PBT), 270-300 (CBT)
C2 Level 5 CPE (Certificate of Proficiency in English)
IELTS 7.5-9.0

Как видно из таблицы, уровень Advanced, который предлагают практически все языковые курсы, соответствует всего лишь среднему уровню по шкале ALTE .
Сразу оговоримся, что не стоит расстраиваться, уважаемые изучающие английский язык, так как все организации и учебные заведения, работающие с людьми, для которых английский язык не родной, знакомы с нижеприведенной шкалой и знают об этих различиях в уровнях. А если вы собираетесь учиться в ВУЗе англоязычной страны или устроиться на престижную работу, напрямую связанную с применением языковых знаний, то об уровне языка вас там особо и спрашивать не будут - им нужны будут результаты TOEFL , IELTS и т.д.

Все эти экзамены имеют свою градацию и соответствуют последним уровням по шкале ALTE . В случае подготовки к TOEFL или IELTS речь, как правило, идет о сдаче экзамена на определенный балл. Курсы подготовки к кембриджским экзаменам - FCE, CAE, CPE - длятся не менее учебного года каждый, при этом подразумевается, что каждый из этих уровней выводит вас на качественно новую ступеньку владения языком. Certificate of Proficiency in English (CPE) - документ, подтвердающий то, что вы владеете английским языком почти так же свободно, как и родным.

Последний уровень, которого можно достичь - Post-Proficiency. Он описывает людей, которые знают английский язык практически в совершенстве, на уровне образованного носителя языка. На этом уровне при общении на английском языке могут возникнуть трудности только культурного плана: например, смысл шутки может ускользнуть, если она обыгрывает цитату из какой-нибудь телепередачи, фильма или книги. Студент уровня Post-Proficiency чрезвычайно редко ошибается, используя английский язык, но при этом много практикуется, чтобы не потерять навыки. Далее градации уровней уже нет, вас просто назовут "native English speaker".

Ниже приводится описание уровней владения английским языком в соответствии с рекомендациями British Council:

Уровень Beginner

Беседа

  • произносить свое имя и личные данные
  • отвечать на элементарные вопросы (как тебя зовут, сколько тебе лет и т.п.)
  • считать до ста

Понимание

  • Знать алфавит и уметь произносить по буквам слова
  • Понимать элементарные предложения и вопросы

Уровень Elementary

Беседа

  • Узнавать и предоставлять краткую информацию о себе и других
  • Узнавать и предоставлять краткую информацию не личного характера
  • Выразить свои мысли так, чтобы Вас поняли и попросить прояснить ту или иную ситуацию, чтобы Вам стало ясно, о чём идёт речь
  • Выражать простые идеи и чувства
  • Говорить с произношением, которое будет всем понятно
  • Пользоваться языком для общения и разрешения проблем в любой англоговорящей стране

Понимание

  • Улавливать основной смысл аудирования на уроке
  • Понимать основные ключевые моменты аудирования
  • Читать короткие тексты и улавливать основные идеи.

Письмо

  • Правильно составлять предложения
  • Написать открытку, e - mail , небольшой запрос или уведомление
  • Составить краткую характеристику о себе
  • Грамотно начать телефонный разговор

Уровень Pre Intermediate

Беседа

  • Говорить с чётким произношением
  • Предоставлять информацию личного и отвлечённого характера
  • Ясно объяснить, что Вы чего-то не понимаете
  • Понять объяснение тех или иных вопросов в ситуации недопонимания
  • Чётко выражать свои мысли и чувства
  • Оперировать основными ситуациями общения

Понимание

  • Понимать основную идею текста
  • Чётко различать ударение, звуки и интонацию
  • Читать несложные тексты и понимать основные идеи

Письмо

  • Описать ситуацию, место или человека
  • Сформулировать своё отношение к предметам, проблемам и людям
  • Написать открытку, официальное\неофициальное письмо, e - mail , запрос, извинение или прошение
  • Написать о себе
  • Чётко и грамматически слаженно выстроить предложение путём согласования слов друг с другом

По окончании этого уровня слушатели могут пройти подготовку к сдаче международного Кембриджского экзамена PET (Preliminary English Test).

Уровень Intermediate

Беседа

  • Узнавать чужое мнение, отношение и эмоции и высказывать свои
  • Выражать непонимание ситуации и просить о разъяснении
  • Высказывать свои идеи в простой форме
  • Изъясняться с чётким и понятным для окружающих произношением
  • Выразить эмоции и чувства при помощи ударения и интонации
  • Правильно сочетать слова в предложении в разговорном и письменном английском языке

Понимание

  • Понимать основные идеи в упражнениях на аудирование на занятии
  • Понимать основные моменты и общий смысл из контекста и распознавать содержание
  • Узнавать и различать произношение человека, говорящего на английском языке
  • Совершенствовать способность понимать и отличать неофициальную и официальную письменную и устную речь в различных ситуациях

Письмо

  • Заполнять различные бумаги: декларации, анкеты и т.д.
  • Писать письма, открытки
  • Писать информационные официальные и неофициальные письма
  • Излагать на письме последовательность событий, писать истории
  • Описывать людей, места и ситуации
  • Дополнять изложение той или иной ситуации личными комментариями
  • Просто и грамматически верно выражать мысли и отношение

Уровень Upper Intermediate

Беседа

  • Фиксировать и предоставлять информацию при различных обстоятельствах
  • Использовать официальный и неофициальный язык в различных ситуациях
  • Дискутировать с двумя людьми или более и уметь поддержать беседу
  • Улавливать собственные недочёты и ошибки в произношении
  • Говорить с небольшим количеством грамматических и лексических ошибок и уметь их исправить во время беседы (с пояснением)

Понимание

  • С первого раза понимать основные идеи текста
  • Понимать на слух отношения и эмоции, выражаемые в тексте
  • Улавливать различные региональные акценты
  • Воспринимать и вести телефонный разговор
  • Читать газеты и журналы и понимать основные ключевые моменты
  • Различать стили: разговорный, официальный, уличный и т.д.
  • Делать выводы из прочитанного

Письмо

  • Написание официальных и неофициальных писем
  • Писать элементарные инструкции и наставления
  • Составить краткий обзор фильма или истории
  • Оперировать простыми и сложными синтаксическими конструкциями
  • Пользоваться различными стилями в написании писем, историй
  • Чётко и грамматически верно выражать мысли, чтобы слушатель легко понял сказанное

По окончании этого уровня студенты могут пройти подготовку и сдать международные Кембриджские экзамены IELTS (International English Language Testing System), FCE (First Certificate in English) и американский экзамен TOEFL (Test of English as a Foreign Language).

Уровень Advanced

Беседа

  • Использовать официальный и неофициальный стили к месту и ко времени
  • Говорить с ограниченным числом грамматических и лексических ошибок
  • Бегло говорить на различные темы
  • Знать и уметь применять на практике идиоматические выражения и устоявшиеся фразы или словосочетания
  • Оперировать фонологическими особенностями языка, уметь выделить интонацией или поставить логическое ударения в соответствии с законами языка на том месте предложения, внимание собеседника на которое Вы хотите обратить.

Понимание

  • Понимать ключевые моменты с первого раза и распознавать отношение и мнение говорящего к проблематике
  • Оценивать интонацию и делать выводы о чувствах и эмоциях говорящего

Письмо

  • Написать официальные и неофициальные письма, e - mail и передавать собственные чувства и эмоции в соответствии с канонами этикета
  • Написать повествование
  • Написать дискурсивные эссе, т.е. путем логических умозаключений
  • Составить отчёты, написать статьи и обзоры книг, фильмов, событий

По окончании этого уровня студенты могут сдать Кембриджский экзамен CAE (Certificate in Advanced English), а также подготовиться к экзамену CPE (Certificate of Proficiency in English).

  • CEFR – универсальная шкала для определения уровня владения иностранным языком (в том числе и английским), появившаяся в 2007 году и получившая широкую популярность. Сейчас большинство курсов и экзаменов приведены в соответствие с CEFR.
  • CEFR состоит из 6 уровней: A1 (самый низкий уровень), A2, B1, B2, C1, C2 (самый высокий уровень)
    Уровень CEFR определяется не знанием конкретных правил или слов, а тем, что человек может сделать, используя иностранный язык.
  • Очень приблизительно уровни можно описать так: A1 – короткие заученными фразы, A2 – очень простые предложения, с уровнем B1 уже можно комфортно путешествовать, а начиная с B2 – использовать английский в работе, C1 – уровень хорошего преподавателя английского, C2 – образованного носителя языка.
  • Каждый следующий уровень требует примерно вдвое больше усилий, чем предыдущий. Если A1 можно достичь за 100–200 часов занятий, то для C2, как и для любого мастерства, нужны тысячи часов практики.

Как вы определяете свой уровень владения английским? Говорите «Пожалуй, хороший», или «Ну так… средненько»? Используете названия ступеней на английском: «Intermediate, пожалуй, будет»? Или вспоминаете классическую формулу «читаю и перевожу со словарем»? Сегодня давайте познакомимся с самой известной шкалой оценки языковых навыков.

Если вы сталкивались с ситуацией, где нужна оценка уровня английского или, например, если вы подбирали себе языковые курсы, то вы, наверняка, встречали загадочные обозначения A1, B2, C1. Что это? Морской бой на очень маленьком поле? Не совсем. Это уровни CEFR – шкалы, используемой в Европе для определения уровня владения языком.

Знание языка на определенном уровне может быть совсем разным для разных языков. Неудивительно, ведь все языки разные – в одном есть развитая система грамматических времен, но зато слова не изменяются. В другом – всего три времени, но вот над падежами и склонениями придется попотеть. В третьем – грамматика примитивна, но каждое слово – это не набор букв, а уникальная картинка (иероглиф). Для каждого из них «я знаю этот язык на среднем уровне» будет означать совсем разный набор умений и навыков.

Что было до того, как появилась шкала CEFR? В каждой стране определением уровней знания местного языка, как правило, занималась отдельная организация (обычно, самая уважаемая в деле изучения языков) – это институт Сервантеса в Испании, институт Гете в Германии, Кембридж в Великобритании. Учебники и курсы, тесты и экзаменов, соответственно, разрабатывались под эти уровни, индивидуальные для каждой страны и каждого языка. При этом сравнить знание английского на уровне intermediate, немецкого на уровне Mittelstufe и китайского на уровне «джонгдэнг» (中等) было практически невозможно.

И вот, в 1991 году в Швейцарии (что не случайно – это страна с 4 государственными языками) на научном симпозиуме было принято решение разработать универсальную шкалу, которую можно будет использовать для оценки уровней знания любого языка. Долго ли, коротко (наука – дело небыстрое), к 2003 году был запущен пилотный проект такой шкалы, а в 2007 году финальная версия шкалы CEFR была официально представлена на конференции в Кембридже. В последующие годы практически все курсы и экзамены всех европейских языков (и некоторых неевропейских) были приведены в соответствие с новой шкалой.

Как устроена CEFR

Шкала CEFR состоит из 3 больших уровней знания языка: A, B и C – они называются, соответственно:

  • Basic user («базовый пользователь языка», вы можете понимать и использовать какие-то простые элементы языка)
  • Independent user («независимый пользователь языка», на этом уровне вы можете общаться «без словаря»; хорошо ли плохо ли, но можете донести практически любую мысль)
  • Proficient user («свободный пользователь», на этом уровне вы уже приближаетесь к носителям языка; вы не только можете говорить о чем угодно, но и делать это «красиво», вас становится приятно слушать).

Каждый из этих уровней разбивается еще на два, которые уже обозначаются буквами – получаются A1, A2, B1, B2, C1, C2 – всего 6 уровней. Такое количество уровней выбрано не случайно: чтобы, с одной стороны быть достаточно детальной и показывать разные градации в знании языка, с другой – уровни должны быть не слишком близкими, чтобы возможно было отличить их друг от друга.

В ситуациях, когда более мелкое дробление все таки необходимо, вы можете увидеть что-то типа A2.1, A2.2 или B1+. Официально в CEFR таких уровней нет, но вы можете увидеть их в названиях уровней разных школ и курсов, когда надо разбить один уровень на несколько.

Как в CEFR оценивается уровень знания языка

CEFR использует так называемый action-oriented approach, т.е. «подход, ориентированный на действие». Для определения уровня используются не знание каких-то специальных грамматических структур или слов, а «что может сделать». Не «выучил present perfect и 100 слов из темы ‘мой город’», а «может понять основную мысль при общении на знакомые темы – работа, школа, досуг».

Вот как, например, выглядит такое «могу сделать» для уровня А2:

Понимаю отдельные предложения и часто встречающиеся выражения, связанные с основными сферами жизни (например, основные сведения о себе и членах своей семьи, покупках, устройстве на работу и т. п.). Могу выполнить задачи, связанные с простым обменом информацией на знакомые или бытовые темы. В простых выражениях могу рассказать о себе, своих родных и близких, описать основные аспекты повседневной жизни.

Видите, «могу рассказать о себе и близких» – и не так уж важно, какое грамматическое время вы будете использовать, главное, чтобы собеседник вас понял – ведь в этом и есть конечная цель владения иностранным языком – обмениваться информацией, а не учить правила.

Аспекты владения языком (чтение, письмо и т.д.)

Шкала CEFR дает не только общую картину того, что студент может делать на каждом из уровней, но и может отдельно оценить 5 составляющих языка (их еще называют аспектами, навыками или компетенциями): чтение, понимание на слух, умение говорить на языке, умение использовать язык для разговора, письмо.

Внимательный читатель возможно, заметил, что так называемое «говорение» (я знаю, что такого слова нет в русском языке, но для навыка «speaking» это самый близкий перевод, не придирайтесь) в этом списке фактически упомянуто два раза. Один навык – это именно умение говорить (когда вы, допустим, рассказываете что-то со сцены или на камеру), а другой – умение вести беседу: взять слово, попросить уточнить, ответить, пошутить в конце концов.

Однако вернемся к описанию аспектов. Вот как выглядит, например, понимание письменной речи (т.е. чтение) для того же уровня А2:

Я понимаю очень короткие простые тексты. Я могу найти конкретную, легко предсказуемую информацию в простых текстах повседневного общения: в рекламах, проспектах, меню, расписаниях. Я понимаю простые письма личного характера.

Как видите, такое описание подходит для любого языка, совершенно не обязательно английского. И действительно: CEFR применяется для оценки уровня уже более 30 языков – и среди них не только европейские: среди языков, для которых применяется CEFR есть и японский, и корейский, и китайский; в списке можно даже найти такую экзотику, как галисийский (язык одной из областей Испании) и эсперанто (самый популярный в мире искусственный язык).

Уровни знания английского CEFR

Теперь, собственно, давайте посмотрим на сами эти уровни. Официальные описания вы найдете по ссылке в конце материала, а здесь я попробую пересказать описание этих уровней на основе своего опыта. Можете использовать эти описания для примерной самооценки своего уровня, хотя не забывайте, что качественную объективную оценку могут дать только такие вещи, как международные экзамены.

О примерах речи для разных уровней: я попытался в 2-3 предложениях показать, на какие темы и какими словамии может говорить студент того или иного уровня. В сети есть более детальные описание грамматики и лексики по уровням (смотри ссылку в конце).

Пара слов о названиях уровней. Здесь я привожу оригинальные названия уровней, с которым CEFR был изначально создан. В последствие названия уровней поменялось на более привычные нам beginner, elementary и т.д. – об этом чуть позже.

A1 (Breakthrough)

Понимание на слух
Вы понимаете лишь знакомые короткие фразы, сказанные медленно и четко – про вас, про родственников, про то что находится вокруг. Разговор возможен, но собеседнику нужно быть готовым не только говорить медленно и очень четко, но и повторять сказанное, перефразировать, используя все более простые конструкции.

Если же вы присутствуете при разговоре двух носителей языка, то едва ли поймете больше, чем 2-3 случайных слов. Фильмы и сериалы в оригинале… скажем так: с таким же успехом их можно было бы смотреть с выключенным звуком.

Коммуникация
Относительно уверенно вы можете оперировать такими вещами, как цифры, цены, время, цвета – и, может быть, несколько других базовых тем. Для заполнения дыр в словарном запасе обеим сторонам диалога приходится прибегать к помощи жестов, мимики и тыканья пальцем в окружающие предметы.

Чтение
Чтение ограничивается знакомыми словами, именами, иногда короткими предложениями – в случае, если что-то похожее уже встречались раньше. Даже словарь не сильно помогает: знание отдельных слов часто недостаточно, чтобы понять даже о чем в принципе идет речь, любая чуть-чуть продвинутая грамматическая конструкция безнадежно поставит в тупик. Если уж что-то и можно почитать на этом уровне – это будут детские книжки с картинками, причем от картинок будет получено не меньше информации, чем от слов.

Речь
Не составляют проблем базовые «социальные фразы» – приветствия, прощания, благодарность, извинения. Вы можете сообщить базовую информацию о себе, о родственниках, о чем-то что запомнилось из учебника, простейшие описания и повествования. Это, скорее, всего даже не законченные предложения, а просто набор слов, которые удалось вспомнить и как-то слепить вместе. Если в предложении нет ошибок – это, скорее всего, везение. Даже между такими обрывочными предложениями будут заметные паузы, во время которых вы с усилием скребете по сусекам собственной памяти. Произношение на этом этапе, как правило, тоже оставляет желать лучшего, так что вам тоже иногда приходится повторять сказанное, чтобы быть понятым.

Пример речи: My name is Dima. I live in Moscow. I want to buy this.

Письмо
Простейшие вещи, например, заполнить анкетные поля «имя», «национальность», «адрес», «дата рождения» и т.п. Любые незнакомые данные будут представлять сложность. Вы может переписать несложный текст, написанный кем-то другим.

A1 – самый первый уровень шкалы CEFR, на котором говорящему особенно и нечем похвастаться. Глядя на описание, можно подумать, что речь идет о трехлетнем ребенке, а не о взрослом человеке – и, кстати, это чувство неловкости и беспомощности и является самым главным тормозом для студентов.

Впрочем, есть две хорошие новости. Во-первых, обратите внимание на официальное название этой ступени – Breakthrough, то есть прорыв. И это не спроста. Да, разница между A1 и свободно говорящим огромна. Но между тем, кому понимает хоть что-то, и тем, кто не понимает вообще – разница еще больше!

Вторая хорошая новость в том, что А1 – это ступень, которая останется позади быстрее всего. Наслаждайтесь тем, как ваш английский заметно улучшается буквально каждую неделю – через некоторое время о таких темпах прогресса вы будете только мечтать.

A2 (Waystage)

Понимание на слух
Понимание на слух по-прежнему остается в рамках нескольких тем, но таких тем становится уже больше – покупки, транспорт, работа, образование. Если речь идет о знакомой теме, вы вполне можете понять основную идею короткого и простого предложения.

Фильмы по-прежнему недоступны. Знакомые слова уже встречаются почти в каждой фразе, но знаний и опыта пока не хватает, чтобы соединить их в цельную мысль.

Коммуникация
Разговор начинает быть похожим на разговор – с длинными паузами для поиска нужного слова, с показыванием пальцем и жестами вместо слов, которые вы еще не знаете. Слушая носителя, есть шанс понять основную идею – о чем идет речь, случилось ли что-то хорошее или плохое и т.п. Практически все подробности все еще недоступны. Самому активно вести и поддерживать беседу тоже пока не получается.

Чтение
Вы можете прочитать и понять, хотя и с усилием, короткие простые тексты – особенно в там, где помогает контекст или «международные» слова. На этом уровне вы уже можете находить нужную информацию из реальных ежедневных материалов: объявлений, меню, расписаний. Простые детские книжки (те, в которых по одному предложению на страницу) уже волне доступны, но те, где на странице по абзацу, еще сложноваты.

Речь
Информацию о себе вы можете дополнить деталями о профессии, образовании, родном городе; можете рассказать о прошлых событиях, планах, рассказать простую историю. Фразы начинают соединяться в логические структуры с использованием but, because, and, or. Речь становится связной, хотя предложения все еще сравнительно короткие. Кроме заученных грамматических конструкций и фраз, вы начинаете экспериментировать, сами группируя слова в словосочетания и фразы. И хоть редко такой эксперимент обходится без ошибок, но собеседник, скорее всего, поймет, что имелось в виду. Слушать такую речь, уже вполне возможно, но пока что тяжело – чтобы уловить смысл требуется дополнительная концентрация внимания.

Пример речи: On Friday I will go to watch a movie. I work on a marketing company in Moscow.

Письмо
Вы можете написать несколько фраз на английском, но пока это лишь самые простые вещи – короткое письмо, сообщение в чате, простой комментарий в социальных сетях и т.д. Большинство анкет уже не представляют трудностей.

A2, уровень, где вы можете связать несколько слов, но в очень простые, примитивные фразы. За исключением нескольких знакомых тем, все остальное дается с трудом. Вашего английского хватит, чтобы справиться с некоторыми жизненными ситуациями, но далеко не со всеми.
Название этой ступени Waystage (стадия пути?) – честно признаюсь, не понимаю, а авторы толком не объясняют. Предположу, что оно как-то связано с тем, что вы уже достигли определенного прогресса, уже покинули точку отправления, но какого-то существенного уровня, где английский начинает приносить практическую пользу, еще не достигли — хотя это лишь мои домыслы.

B1 (Threshold)

Понимание на слух
Когда вы слушаете четко произнесенную с естественной скоростью речь (например, ведущий, читающий новости или закадровый голос документального фильма) вы успешно понимаете основную мысль сказанного, хотя незнакомых слов еще много. Живая речь с дополнительными сложностями в виде нечеткого произношения, сильного акцента, тембра, посторонних шумов – пока что дается с трудом.
Драматические фильмы, фильмы на сложные темы по-прежнему непонятны. А вот, например, комедийные сериалы становятся доступны, особенно, если есть возможность перемотать и послушать еще раз непонятные фрагменты.

Коммуникация
B1 – уровень английского, достаточный для того, чтобы не испытывать сложностей при путешествиях. Список тем, в которых вам в той или иной степени знаком, расширился уже до путешествий, увлечений, текущих событий. Если тема вам знакома, вы можете принять участие во вполне себе содержательном разговоре. Коммуникация становится относительно надежной. В важных и сложных ситуациях вы можете повторить сказанное собеседником, чтобы убедиться, что правильно его поняли. В свою очередь у собеседника в основном нет проблем вас понять, несмотря на ошибки и акцент.
На этом уровне уже возможно сделать несложную презентацию или доклад перед аудиторией. Впрочем, речь должна быть написана заранее и отрепетирована, а вопросы из зала могут остаться непонятыми.

Чтение
«Взрослая» неадаптированная литература пока недоступна, но вот книги, рассчитанные на подростков, книги с большим количеством диалогов и небольшим количеством «умных» слов уже по зубам. У вас появляется важный навык – вы начинаете видеть структуру предложения, понимать, какую роль в нем играет незнакомое слово – вам становится доступна «лингвистическая догадка».

На этом уровне инструкция или компьютерная программа на английском не вызовет проблем (хотя некоторые слова придется посмотреть в словаре).

Речь
Вы соединяете предложения в осмысленную структуру, в связное повествование. Вы можете описать события, дать объяснения, высказать предположение, можете пересказать содержание фильма или книги, выразить свое мнение. Жесты и мимика для объяснения незнакомых слов уступают место объяснению словами. Вы уверено обращаетесь со знакомыми грамматическими конструкциями, но когда знаний грамматики не хватает, вы скорее всего используете копию структуры родного языка, и скорее всего это будет ошибкой. Впрочем, вы уже сами чувствуете, когда запутались и пытаетесь найти альтернативный способ построить фразу.

Пример речи: I’ve been studying English for a year. If you want to go there, you need to take a bus. We need to get to the airport at least two hours before the departure.

Письмо
Вы можете написать недлинный связный текст из нескольких предложений (электронное письмо, развернутый комментарий в социальной сети). Впрочем, такие вещи, как стиль письма, интересные языковые обороты все еще недоступны.

B1 уровень – это уровень, достаточный для «выживания» в англоязычной среде. Вы можете справиться с любой ситуацией путешествуя или живя за границей. Вы можете поговорить практически на любую ежедневную тему, а вот лексика для чего-то более специального будет, скорее всего, незнакома. Впрочем, вы начинаете преодолевать это, объясняя одни слова другими, уже не используя жесты.

Самое главное, что происходит на этом уровне – ваше знание набирает достаточно «критической массы», чтобы двигаться дальше практически самостоятельно. Конечно, курсы и учебники лишними не будут, но теоретически вы можете продолжать изучение английского, просто смотря несложные фильмы и сериалы, «впитывая» в себя иностранный язык. Официальное название уровня Threshold, пороговый, как раз описывает этот качественный переход.

B2 (Vantage)

Понимание на слух
На уровне B2 становятся понятны на слух практически любые материалы – обычный разговор, лекции, публичные выступления, фильмы и сериалы – за исключением тех случаев, когда диктор использует темп быстрее обычного или какую-то изысканную лексику или специальные термины. Впрочем, в этом случае вы уже или неплохо можете догадаться о значении слова, или догадаться о его написании, чтобы посмотреть в словаре.
B2 – это уровень, когда фильмы и сериалы на английском смотришь «для удовольствия», просто чтобы посмотреть интересное кино, а не для того, чтобы потренировать английский. Если что-то и остается непонятым, это редко мешает просмотру.

Коммуникация
На этом уровне становится возможен нормальный разговор с носителем – вы можете понять его точку зрения, высказать и отстоять свою. Все еще медленнее, чем на родном языке, но без таких очевидных пауз, как на предыдущих уровнях: даже если вы не можете найти нужное слово, вы умеете обойти эту проблему, почти не привлекая к этому внимания. Вы можете принимать участие в массовых дискуссиях, самостоятельно инициировать разговор, говорить продолжительное время с почти постоянным темпом. В то же время, совсем гладкой речь назвать пока нельзя – да, предложения выходят от вас почти без задержек, но в их содержании есть некоторая «дерганность».

Чтение
Большинство современных книг и прочих материалов (статьи, сайты) вам почти полностью понятны. Да, незнакомые слова встречаются то там, то тут, но едва ли они становятся серьезным препятствием.

Речь
Вы можете говорить на самые разные темы – от бытовых до профессиональных (там где вы имеете профессиональный опыт на английском). Можете в деталях рассказать о чем-то, представить аргументы за или против определенной точки зрения или подхода. Набор грамматических конструкций уже достаточно обширен. Вы уже не делаете ошибок, которые препятствуют пониманию, а остальные вы сами можете поправить, если имеете на это достаточно времени.

Пример речи: It shouldn’t be a problem for him, he has done similar tasks before. I haven’t been told about these new requirements, it can be a problem finishing the project in time. Her boyfriend dumped her, so let’s go out and try to cheer her up.

Письмо
Вы можете написать связный текст среднего размера – небольшое эссе, отчет, развернутое электронное письмо.

B2 – уровень, необходимый для работы на английском – здесь вы уже можете свободно общаться с коллегами и излагать свои мысли – как в устной, так и в письменной форме. Название уровня – Vantage (точка обзора) символизирует момент, когда студент может уже оглянуться на изученный им английский язык свысока, увидеть достигнутый результат в новом свете.

С1 (Effective Operational Proficiency)

Понимание на слух
Вы можете еще свободнее понимать речь на слух, в том числе если фрагменты ее отсутствуют или трудно различимы (из-за акцента, тембра, громкости). C1 узнает многие идиомы, фразеологические обороты и сленг (по крайней мере тот, что иностранцы знают в этом возрасте и социальном статусе), понимаете ссылки из популярной культуры, чувствуете различия в стиле.

Просмотр фильмов и сериалов на английском требует столько же усилий, сколько и фильм или сериал на родном языке.

Коммуникация
К свободе в общении, которая появилась еще на предыдущем уровне, добавляется легкость, с которой вы теперь это делаете. Практически все, что вы можете сказать на родном языке, вы можете выразить и на английском. Темп речи, связность, естественность интонации почти не отличаются от речи носителя языка.

Чтение
Вы можете читать уже достаточно сложные тексты – как художественные, так и публицистические. Даже специализированные материалы не вызывают большой трудности (в случае, конечно, если используемые термины знакомы среднему носителю языка). В прочитанном художественном английском тексте вы начинаете видеть и ценить стиль, которым он написан.

Речь
Английский – больше не препятствие на пути к выражению своих мыслей. Вы можете выступать с достаточно объемной речью, структурированные по темам и подтемам, заостряя внимания на отдельных пунктах и подводя к нужному заключению; вы можете свободно общаться на английском на бытовые темы; вы можете говорить практически о чем угодно, используя для этого подходящие слова, грамматические конструкции, стиль. Все это вы можете делать без подготовки, прямо в момент разговора.

Впрочем, вы еще не на уровне носителя языка – изредка, но в вашей речи могут встречаться обороты, неестественные для носителя, оговорки, неточности. Они совершенно не влияют на общение, просто выдают в вас не носителя языка.

Пример речи: Brexit is quite a challenge for the country, but it may end up being beneficial in the long run. When it comes to the environmental issues, I think it’s the international efforts that have the biggest impact. What you are suggesting maybe a right thing to do in certain cases, but in our situation I prefer being risk averse.

Письмо
Вы не только способны написать связный текст, среднего размера, вы можете пользоваться разными стилями, в зависимости от необходимости – от формального для официальной деловой переписки до неформального для разговора со знакомыми и друзьями.

Если посмотреть на разницу между C1 и B2 – может показаться, что рост сильно замедлился. Действительно, у C1 показатели лишь немного лучше, чем у предыдущей ступени, да и новых навыков у C1 практически не появилось. Самое главное, что отличает эту ступень – это «легкость»: может быть C1 делает не намного больше предыдущего уровня – но от студента на этом уровне английский язык не требует усилий (или, вернее, столько же усилий, сколько потребовал бы родной язык).

Название этого уровня – Effective Operational Proficiency, эффективное операционное владение показывает, с одной стороны именно это – английский язык для вас стал инструментом, которым вы можете эффективно пользоваться, с другой стороны – насколько мало усилий создатели CEFR вложили в придумывание названия для этого уровня.

С2 (Mastery)

Понимание на слух
Нельзя сказать, что понимание на слух сильно улучшается на уровне C2: как и на предыдущем уровне вы спокойно можете слушать разговор носителей языка, понимать англоязычные фильмы и сериалы. Фактически, ваше восприятие на слух соответствует восприятию на слух носителя языка.

Коммуникация
Как и на уровне C1, вы можете свободно принимать участие в разговоре на английском на равных с носителем, различие между вашей речью и речью носителя стало еще меньше. То же самое с фильмами и сериалами – если и раньше сложности возникали редко, сейчас они возникают еще реже.

Речь
Если в пассивных навыках (там, где надо понимать английский – чтение и понимание на слух) между C1 и C2 практически нет различий, то в активных навыках (там, где английский надо производить самому – то есть речь и письмо) есть заметная разница. Если на предыдущем уровне вы приобрели легкость – разговор на английском дается вам так же легко, как на родном языке, то C2 – это уровень, где к легкости прибавляется точность и грация. Вы «играете» своим английским, выбирая эффектные обороты, используя интересные идиомы, предложения точны и красивы; «хорошо сказал» – думают собеседники. Лишь едва уловимый акцент может выдать в вас человека с неродным английским языком.

Не привожу здесь пример речи – грамматические конструкции и лексика практически не отличаются от того, что уже было на C1.

Письмо
Как и в случае с речью, C2 – это уровень, где ваш английский приобретает «блеск», а вы – мастерство, отсюда и название этого уровня, Mastery. В письменной речи вы используете интересные обороты, играете стилями. Читать то, что вы написали – не только легко и понятно, но еще и приятно.

C2 – уровень на которым к легкости в использовании английского добавляется мастерство. Вы не просто с легкостью выражаете свои мысли – вы делаете это в запоминающейся и интересной форме. Фактически, ваш английский становится неотличим от английского языка хорошо образованного, владеющего словом носителя языка.

На C2 еще больше всего видна главная проблема высоких уровней – разница с предыдущими уровнями особенно и не заметна, а вот усилий, чтобы перевалить с C1 на C2 нужно едва ли не столько же, сколько было нужно для достижения C1.

CEFR и традиционные названия уровней английского

После появления шкалы CEFR, к ней были приведены предыдущие стандарты владения многими иностранными языками. В том числе уровни английского языка. Были поставлены в соответствие с CEFR и старые, привычные названия уровней – beginner, начинающий, upper-advanced выше среднего и так далее. Впрочем, многие уровни, например «разговорный» или «свободный» – это скорее субъективная оценка, чем реальное название уровня. В следующей таблице я попытался расположить все «альтернативные» названия уровней английского относительно ступеней шкалы CEFR.

CEFR Другие названия (EN) Другие названия (RU)
Starter, True Beginner Нулевой, «в школе учил немецкий/французский»
A1 Beginner, False Beginner Начальный, «уровень выживания», «учил в школе, но все забыл»
A2 Elementary Элементарный, базовый, «читаю и перевожу со словарем»
Pre-intermediate Ниже среднего, начальный средний, слабый средний
B1 Intermediate Средний, «разговорный», «пороговый»
B2 Upper-intermediate Выше среднего, «могу пройти собеседование»
C1 Advanced Продвинутый, «свободное владение»
C2 Upper-Advanced, Proficiency Профессиональный, «уровень носителя», «в совершенстве»

Глядя на эту таблицу, действительно понимаешь, что создание CEFR было хорошей идеей – на замену этому буйству открытых к интерпретации названий. Хотя в реальности такие описания, как «свободный» или даже «читаю и перевожу со словарем» могут быть намного понятнее, чем академически строгие C1 или A2 – не забывайте об этом, когда указываете свой уровень в резюме.

Время, необходимое, чтобы выучить английский до определенного уровня

Сама по себе шкала CEFR не дает ответа, сколько нужно времени, чтобы достигнуть того или иного уровня. Очевидно, это зависит от кучи факторов – от студента, от преподавателя, от мотивации, выполнения домашних заданий и много чего еще. Однако какую-то оценку сделать все-таки возможно. Университет Кембриджа (тот, который проводит кембриджские экзамены – FCE, CAE и так далее), например, утверждает, что расстояние между двумя соседними ступенями CEFR можно преодолеть за 200 часов guided learning (что-то типа «обучения по структурированной программе»). Первая ступень при этом занимает чуть меньше времени, последняя – чуть больше. Вот сколько, согласно этим данным, потребуется для достижения каждого из уровней:

Уровня A1 здесь нет – если я правильно понимаю, потому, что Кембридж не принимает экзамены на уровне A1. Так что и не спрашивайте.

При всей моей любви к Кембриджу и кембриджским экзаменам, позволю себе предложить альтернативную точку зрения. Вот из каких соображений я исхожу:

  • Расстояние между ступенями не одинаково. Каждая следующая ступень вдвое выше предыдущей. Другими словами, чем дальше вы учитесь – тем сложнее будет даваться переход на следующий уровень. Для достижения его нужно будет потратить вдвое больше усилий, чем для достижения предыдущего. Технари назвали бы такую шкалу «логарифмической».
  • Для каждой ступени поставим широкие границы. Нижняя – это когда вы еле-еле, со скрипом, но дотянули до заветного уровня. Верхняя – когда уже освоились и готовы двигаться дальше.
  • «Обучение по программе» – это, конечно здорово. Но далеко не всегда обучение проходит исключительно в классе. В случае с иностранным языком очень большое значение имеют такие вещи, как разговорная практика и экспонирование (то есть время, когда вы находитесь в языковой среде): чтение, фильмы и сериалы. Но и книжки с грамматикой здесь должны быть – как же без них. Поэтому я предлагаю считать временем изучения языка не то время, когда вы вот «учитесь», сидя в классе или открыв учебник, а вообще любую деятельность, во время которой вы фокусируетесь на английском языке – книги, сериалы, переписка, интернет-сайты на английском.
  • Для определения самой верхней границы возьмем известный «принцип 10.000 часов», который говорит, что практически в каждом деле, чтобы достичь мастерства, необходимо 10.000 часов практики.

Вот что у меня получилось:

Уровень Часы практики
A1 150-300
A2 300-600
B1 600-1200
B2 1200-2500
C1 2500-5000
C2 5000-10000

Вы знаете, мой скромный опыт изучения иностранных языков говорит мне, что это очень даже похоже на правду.

Одно интересное наблюдение, которое можно сделать, глядя на эту таблицу. Если вы действительно хотите достичь мастерства – будьте готовы потратить на это кучу времени и сил. 10000 часов, чтобы вы понимали – это час в день в течение 27 лет. Еще один забавный расчет: за то, время, которое нужно, чтобы вырасти с C1 до C2 (будем считать это около 5000 часов), вы можете освоить с десяток других иностранных языков, правда только до уровня А2.

Итак, уровни от A1 до С2, о которых вы могли слышать от знакомых преподавателей или представителей языковых школ – это уровни знания языка по так называемой шкале CEFR, или, как ее еще называются «Общеевропейской шкалой языковых компетенций».
Эта шкала основана не на знаниях каких-то наборов слов или грамматических конструкций, а на том, что может сделать изучающий язык на том или ином уровне. Именно поэтому шкала CEFR универсальна – ее можно применить к любому языку.

Дополнительная информация

Обзор CEFR для учителей английского языка, Introductory Guide to the CEFR for English Language Teachers (на английском, 12 страниц, все по делу):
http://www.englishprofile.org/images/pdf/GuideToCEFR.pdf

На этой странице собраны описания грамматических конструкций и детальные примеры речи по уровням CEFR (на английском)
https://www.stgiles-international.com/student-services/level-descriptors/

Компетенции CEFR (на русском языке):
https://mipt.ru/education/chair/foreign_languages/articles/european_levels.php

Википедия о CEFR (на английском).