Исторические типы брачности. Исторические формы брака


В результате освоения материала главы студент должен: знать

  • демографические понятия, связанные с брачностью;
  • основные причины повышения разводимости; уметь
  • выбирать необходимые методы оценки брачности и разводимости для реализации поставленных задач;
  • решать задачи, связанные с оценкой брачности и разводимости; владеть
  • системой показателей оценки брачности и разводимости;
  • навыками поиска информации, необходимой для оценки брачности и разводимости.

Основные понятия брачности

Брак - это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям.

Вступление в брак - индивидуальный акт образования брачного союза между мужчиной и женщиной.

Под формами брака понимают конкретные вариации брачных союзов, в которые вступают или вступали мужчины и женщины. Среди форм брака различают моногамию (однобрачие) и полигамию (многобрачие).

Моногамия , или моногамное супружество , - брак одного мужчины с одной женщиной.

Полигамия , или полигамное супружество , - брак одного мужчины с несколькими женщинами (полигиния , или многоженство) или брак одной женщины с несколькими мужчинами (полиандрия , или многомужество). Специальные историко-этнографические исследования показали, что полигамия в истории имела гораздо более широкое распространение, чем моногамия. По данным американского социолога Дж. Мердока, число культур с преобладанием полигамии почти в 4 раза превышает число тех культур, где преобладала моногамия. Наиболее распространенная форма полигамии - полигиния, практикующаяся в странах, население которых исповедует ислам. Полиандрия существует у некоторых народов Индии и Тибета, преимущественно в виде фратернальной полиандрии - брака одной женщины с несколькими братьями.

Современная тенденция состоит в том, что распространенность полигамии снижается, на смену ей приходит моногамия. Во многих мусульманских странах, где религиозная мораль допускает и поощряет полигинию (многоженство), последняя запрещена законом или ограничена.

В настоящее время все большее распространение получает серийная моногамия (последовательная моногамия), т.е. повторные, главным образом послеразводные, браки мужчин и женщин. Серийная моногамия отражает нарастание институционального кризиса семьи, последствия которого столь угрожающе проявляются в современной динамике демографических процессов.

Брачность - это процесс образования брачных (супружеских) пар в населении; включает вступление в первый и повторные браки. В сочетании с процессами овдовения и разводимое™ брак определяет воспроизводство брачной структуры населения.

Демографическое значение брачности:

  • тесно связана с воспроизводством населения;
  • важнейший демографический фактор рождаемости, формирования семьи и изменения семейной структуры населения.

Основные количественные характеристики процесса брачности:

  • доля лиц в каждом поколении когда-либо вступавших в брак или доля не вступавших (безбрачие);
  • возраст вступления в первый брак;
  • доля лиц, вступавших в повторный брак после развода и после овдовения (степень компенсации разводимое™ и овдовения);
  • интервал между разводом (овдовением) и повторным браком.

На уровень брачности влияют:

  • господствующие ценности данного общества;
  • юридические факторы (особенно закрепление в правовых нормах установленного в данном обществе минимального брачного возраста, который в законодательстве различных стран колеблется от 12-14 до 21-22 лет);
  • допустимость разводов и их процессуальная сложность.
  • религиозные нормы, например целибат (обязательный обет безбрачия по религиозным соображениям), степень их распространенности.

Источниками информации о брачности служат: результаты статистической обработки записей актов гражданского состояния, данные переписей населения и специальных обследований .

Заключение брака - один из основных параметров брачности, а прекращение брака - разводимое™ и овдовения. В демографии каждый такой факт рассматривается как демографическое событие и как изменение брачного состояния, а последовательность таких фактов в поколении - как демографический процесс.

В российском законодательстве брак регламентируется Семейным кодексом РФ от 1995 г. № 223-ФЗ. Юридические последствия вызывает лишь брак, зарегистрированный в предусмотренном законом порядке

(в отличие от фактического брака, церковного брака). Большое значение при заключении брака имеет решение вопроса о режиме имущества будущих супругов - общности или раздельности семейного имущества. Кроме того, предусматривается заключение специального брачного договора.

С точки зрения права браком считается только свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью образования семьи, с обязательным соблюдением установленных законом требований и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. Для демографии брак интересен как предусловие создания семьи и рождения детей.

Демография интересуется наличием действительных и эффективных брачных (супружеских) отношений независимо от того, зарегистрирован ли брак в соответствии с принятыми в той или иной стране правилами и законами или нет, т.е. фактическим браком.

В семейном праве под фактическим браком понимается официально не зарегистрированный брак, сожительство , т.е. совместное проживание в одном домохозяйстве двух взрослых людей, не связанных браком или родственными отношениями, но имеющих эмоциональные и сексуальные отношения.

Мотивы, согласно которым люди юридически не оформляют свои отношения, могут быть различны. Можно выделить следующие типы сожи- гельств и сожительствующих :

  • «эмоционально захваченные», но еще не готовые к браку;
  • собирающиеся вступить в брак и живущие совместно в ожидании этого;
  • живущие вместе по экономическим причинам (бедняки);
  • рассматривающие сожительства как постоянную альтернативу браку.

Демографию интересует и юридическая форма брака, поскольку с этим

понятием связано такое явление, как внебрачная рождаемость.

Наличие или отсутствие официальной регистрации брачных отношений, юридического их оформления - важный индикатор состояния семьи как социального института. В последние десятилетия наблюдается рост числа случаев отказа от официальной регистрации брака, распространение сожительств. Это свидетельствует об углубляющемся кризисе семьи, о деградации семейных ценностей, в результате чего обостряется общественное неблагополучие и распространяются девиантные формы социального поведения. Дело не только в увеличении во многих странах мира (в том числе и в России) числа и доли внебрачных рождений, хотя это само по себе порождает многочисленные социальные проблемы, связанные в первую очередь с неполноценной социализацией детей из так называемых материнских семей. Возможность жить в сожительствах, без легализации брачных отношений разъедает в сознании многих ценность законного брака и семьи как социальных установлений, как единственно нормативных форм совместной жизни .

Брачное состояние - это положение лица по отношению к институту брака, определяемое в соответствии с обычаями и правовыми нормами страны.

  • 1) лица, никогда не состоявшие в браке;
  • 2) лица, состоящие в браке и живущие в нем;
  • 3) вдовые и не вступившие в новый брак;
  • 4) разведенные и не вступившие в новый брак;
  • 5) лица, состоящие в браке, но не живущие вместе;
  • 6) лица, не состоящие в браке, но живущие вместе;
  • 7) случаи, которые невозможно классифицировать.

Данные основные категории брачного состояния выделяются в большинстве разработок статистических данных. При браке, разводе, овдовении происходит переход лица из одной категории брачного состояния в другую, совокупность таких переходов - процесс воспроизводства брачной структуры населения , которое в демографии рассматривается как составная часть воспроизводства населения.

Распределение населения по категориям брачного состояния необходимо при изучении брачности, прекращения брака, формирования и развития семьи, а также процессов рождаемости и смертности. Брачное состояние лица определяется при переписи или обследовании населения по принципу самоопределения (т.е. со слов опрашиваемых)

1. Сущность брака, его типы и формы

2. Брачность, показатели брачности.

3. Развод и разводимость

Вопрос 1. Сущность брака, его типы и формы

Брак – это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям.

С точки зрения права, браком считается только свободный союз мужчины и женщины, заключенный с целью образования семьи с обязательным соблюдением установленных законом требований и порождающий между супругами взаимные личностные и имущественные права и обязанности.

В России действительным признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния. Обязательная государственная регистрация была установлена в декабре 1917 г. с принятием Декрета ЦИК и СНР РСФСР «О гражданском браке». В настоящее время порядок вступления в брак регулируется Семейным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 8 декабря 1995 г.

Однако в любом обществе существуют случаи супружеских союзов, не оформленные в соответствии с законом. Это незарегистрированный брак, называемый гражданским браком или сожительством. Такой брак основан на фактических брачных отношениях безотносительно к их юридической форме. Нерегистрируемые браки занимают существенное место в демографическом анализе, т.к. демографию интересует не столько юридическая форма брака, сколько его реальность и эффективность в воспроизводстве населения.

Зарегистрированный и незарегистрированный браки рассматриваются как альтернативные типы брачных отношений.

В настоящее время наиболее распространены две формы брака:

Моногамный (однобрачие) – брак одного мужчины с одной женщиной.

Полигамный (многобрачие) – брак одного мужчины с несколькими женщинами (полигиния , или многоженство) или брак одной женщины с несколькими мужчинами (полиандрия , или многомужество).

Полиандрия, в основном, существует в виде брака одной женщины с несколькими братьями, распространена у народов Индии и Тибета.

В настоящее время получает распространение так называемая серийная моногамия , т.е. повторные, главным образом, послеразводные браки мужчин и женщин.

Заключение брака является результатом брачного отбора. Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных потенциальных брачных партнеров (брачного круга) отбирается единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе».

Следует отметить, что человек становится возможным брачным партнером для других людей только по достижении установленного законом или обычаем брачного возраста.

Брачный возраст в РФ, установленный законом – 18 лет для мужчин и женщин. Согласно Семейному Кодексу РФ, органы местного самоуправления вправе при наличии уважительных причин разрешить вступать в брак при достижении возраста 16 леи, а в исключительных случаях – до 16 лет.

Вопрос 2. Брачность, показатели брачности.

Брачность – процесс образования брачных (супружеских) пар в населении. В сочетании с процессами разводимости и овдовения брачность определяет воспроизводство брачной структуры населения.

Брачность относится к числу процессов, которые образуются повторными событиями. В брак можно вступить на протяжении всей жизни неограниченное число раз (исключение составляют лишь те культуры, в которых повторные браки запрещены).

В демографии процесс брачности описывается системой показателей, которые с разных сторон характеризуют тенденции ее формирования и изменения:

1. Абсолютное число браков (S браков)– это общее число браков, заключенных за определенный период времени (обычно за год). Сравнение абсолютного числа браков за последовательные периоды позволяет судить об общих тенденциях изменения брачности в стране или регионе.

Более точными характеристиками процесса брачности являются относительные показатели, позволяющие оценить интенсивность данного процесса в пересчете на 1000 населения.

2. Общий коэффициент брачности является наиболее употребительным среди других относительных показателей брачности, он равен отношению числа заключенных браков за определенный период к общему числу человеколет, прожитых населением за этот период:

где K бр – общий коэффициент брачности; S браков – число заключенных браков; S ср t - общее число человеколет, прожитых населением за период времени; S ср - среднегодовое население; t – длина периода.

Общий коэффициент брачности зависит от демографической структуры, т.к. в знаменателе - все население , т.е. и дети до 15 лет, и разведенные, и вдовые и те, кто состоит в браке. Доли разных структур по признаку брачности сильно влияют на общий коэффициент брачности, поэтому его называют грубым коэффициентом.

3. Специальные коэффициенты брачности рассчитываются отдельно для всего населения в бракоспособном возрасте (16 лет и старше), а также для бракоспособного населения (отдельно мужчин и женщин, не состоящих в браке).

Специальный коэффициент брачности для всего населения рассчитывается по формуле:

где S всех муж. 18+ - среднегодовая численность мужчин в бракоспособном возрасте, не состоящих в браке (холостых, вдовых, разведенных).

Аналогично рассчитываются специальные коэффициенты брачности для женского бракоспособного населения.

Брак - это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям. Исторически брак прошел длительный многовековой путь развития и смены одних его форм другими. Эти исторические изменения описываются в специальной историко-этнографической и историко-социологической литературе, к которой и следует обращаться тем, кто интересуется этими вопросами.

Говоря о браке, необходимо прежде всего отметить неоднозначность трактовки этого понятия в праве и других общественных науках.

С точки зрения права, браком считается только свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью образования семьи с обязательным соблюдением установленных законом требований и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Для демографии брак интересен прежде всего как предусловие создания семьи и рождения детей, а также процессов рождаемости и смертности.

При этом демография традиционно интересуется не столько юридической формой брака как узаконенного союза мужчины и женщины, сколько наличием действительных и эффективных брачных (супружеских) отношений независимо от того, зарегистрирован ли брак в соответствии с принятыми в той или иной стране правилами и законами или нет, т.е. фактическим браком.

В семейном праве под фактическим браком понимается официально не зарегистрированный брак, т. е. сожительство. Эту разницу в употреблении одного и того же термина в разных науках следует иметь в виду. Вместе с тем демографию интересует и юридическая форма брака, поскольку с этим понятием связано такое явление, как внебрачная рождаемость.

Наличие или отсутствие официальной регистрации брачных отношений, юридического их оформления, является чрезвычайно важным индикатором состояния семьи как социального института. Наблюдающийся в последние десятилетия рост числа случаев отказа от официальной регистрации брака, распространение сожительств свидетельствуют (вместе с другими аналогичными явлениями) об углубляющемся кризисе семьи, о деградации ценностей фамилизма, ценой которых является обострение общественного неблагополучия, нарастание девиантных форм социального поведения. И дело не только в увеличении во многих странах мира (в том числе и в России) числа и доли внебрачных рождений, хотя это само по себе порождает многочисленные социальные проблемы, связанные в первую очередь с неполноценной социализацией детей из так называемых «материнских» семей. Сама возможность жить в сожительствах, без легимизации брачных отношений разъедает в сознании многих ценность законного брака и семьи как социальных установлений, как единственно нормативных форм совместной жизни.

В том, что касается брака и брачных отношений, существует терминологическая путаница, которая возникла из-за некритического переноса юридической терминологии в демографию и разобраться в которой не всегда просто. В частности, выражение фактический брак иногда употребляют как синоним сожительства, противопоставляя его зарегистрированному браку. В таком же контексте, с другой стороны, употребляют порой и выражение гражданский брак, понимая под ним брак незарегистрированный.

Удивительно, что не только разные энциклопедические справочники трактуют эти понятия по-разному, но даже в пределах одного и того же словаря в статьях разных авторов порой можно найти взаимоисключающие трактовки этих терминов. До 1917 г. под гражданским браком понимали брак, заключенный без совершения соответствующего религиозного обряда (венчания и т.п.).

Чтобы избежать этой путаницы, следует под гражданским браком понимать брак зарегистрированный, а о сожительстве говорить в тех случаях, когда брачные отношения существуют вне юридически признанной, легитимной формы. Что касается термина фактический брак, то независимо от его употребления в праве, за пределами чисто юридической терминологии он должен использоваться только для констатации наличия действительных и эффективных брачных отношений безотносительно, настойчиво повторю еще раз, к их юридической форме. Противопоставление фактического брака зарегистрированному основано на недоразумении: наличие юридической формы отнюдь не означает, что нет фактических брачных отношений и, наоборот, наличие фактических (т.е. реальных, действительных) брачных отношений отнюдь не означает, что последние никак юридически не оформлены.

Типы брака - зарегистрированный и фактический - не являются взаимоисключающими. Большинство зарегистрированных браков являются также и фактическими, а большая часть фактических - зарегистрированными. Однако среди зарегистрированных браков есть фиктивные браки, которые были юридически оформлены не для создания семьи, а ради приобретения жилищных, имущественных или других прав. Некоторые из зарегистрированных браков фактически уже распались, но де-юре продолжают существовать, поскольку развод еще не оформлен. Нередки случаи, когда кто-то состоит в зарегистрированном браке с одним человеком, а в фактическом - с другим. Поэтому как альтернативные типы можно рассматривать только зарегистрированный и незарегистрированный брак. Синельников А.Б. Брак // Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 45.

Под видами или формами брака понимают конкретные вариации брачных союзов, в которые вступают или вступали мужчины и женщины. Среди видов брака прежде всего различают моногамию (однобрачие) и полигамию (многобрачие.). Моногамия, или моногамное супружество, - это брак одного мужчины с одной женщиной.

Полигамия, или полигамное супружество, - это брак одного мужчины с несколькими женщинами (полигиния, или многоженство) или брак одной женщины с несколькими мужчинами (полиандрия, или многомужество). Вопреки широко распространенному мнению, специальные историко-этнографические исследования показали, что полигамия (полигиния) в истории имела гораздо более широкое распространение, чем моногамия: по данным американского социолога Дж. Мэрдока, число культур с преобладанием полигамии почти в 4 раз превышает число тех культур, где преобладала моногамия. При этом наиболее распространенной формой полигамии является полигиния, до сих пор широко практикующаяся в странах, население которых исповедует ислам.

Что касается полиандрии, или многомужества, то распространенность этой формы брака крайне незначительна. Она существует у некоторых народов Индии и Тибета, преимущественно в виде т.н. фратернальной полиандрии, т.е. брака одной женщины с несколькими братьями.

Современная тенденция состоит в том, что распространенность полигамии снижается, на смену ей приходит моногамия. В настоящее время даже в многих мусульманских странах, где религиозная мораль допускает и, более того, поощряет полигинию (многоженство), последняя запрещена законом.

В настоящее время все большее распространение получает т.н. серийная моногамия (некоторые авторы говорят о последовательной моногамии), т.е. повторные, главным образом послеразводные браки мужчин и женщин. Это явление достигло таких масштабов, что многие исследователи, а еще больше журналисты и политики, перестали считать брак пожизненным союзом мужчины и женщины (у них существует идиосинкразия на само слово пожизненный), рассматривая его как временный альянс, который может быть расторгнут в любое время по желанию любого из супругов. И серийная моногамия сама по себе, и примирительное отношение к ней как к нормативному явлению отражают нарастание институционального кризиса семьи, последствия которого столь угрожающе проявляются в современной динамике демографических процессов.

Заключение брака является результатом, финальной стадией брачного отбора. Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности (пространства) возможных, потенциальных брачных партнеров(которую иногда называют брачным кругом) так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный, партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе».

Брачный круг - совокупность возможных брачных партнеров.

Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны как пространство возможных брачных партнеров, так и степень свободы индивидуального выбора.

В первом отношении, т. е. в том, как определяется пространство возможных брачных партнеров, все культуры различаются по тому, допускаются или нет в них повторные браки.

Если повторные браки не допускаются, как это имеет место в культурах традиционной, жесткой моногамии, если, иначе говоря, человек, состоящий или состоявший в браке и выбывший из него, не может в силу действия социокультурных, моральных и правовых запретов вновь вступить в брак или хотя бы рассчитывать на это, то пространство возможных брачных партнеров образуют только те индивиды, которые не состоят в браке или даже (в более сильном варианте, существующем в некоторых культурах) никогда в нем не состояли. Человек вступает в это пространство по достижении установленной обычаем или законом зрелости и покидает его, вступив в брак.

Если же повторные браки допускаются, если допускается, иными словами, серийная моногамия, то совокупность, из которой производится отбор брачного партнера, является предельно широкой и включает в себя как не состоящих, так и состоящих в браке.

Правилом здесь является то, что человек, мужчина или женщина, постоянно доступен для брака, независимо от того, состоит он в браке или нет. Как пишет американский социолог Б. Фарбер, «каждый человек, по крайней мере, теоретически, всегда является потенциальным супругом для всех других лиц противоположного пола. Здесь важно то, что состояние в браке ничуть не ограничивает человека в том смысле, что он продолжает оставаться возможным супругом в позднейших браках».

Но в любом случае человек, как уже сказано, становится возможным брачным партнером для других людей только по достижении установленного законом или обычаем брачного возраста.

Брачный возраст в Российской Федерации, установленный законом, - 18 лет для мужчин и для женщин. Органы местного самоуправления при наличии уважительных причин вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить вступить в брак тем, кто достиг возраста 16 лет. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены порядок и условия, при которых вступление в брак может быть разрешено, в виде исключения, до 16 лет.

Брачный возраст - минимальный брачный возраст, начиная с которого закон или обычай допускает вступление в брак. В большинстве стран мира Б. в. устанавливается законодательно с учетом возраста половой зрелости, психологической и социальной зрелости вступающих в брак, а также традиций, обычаев и др. условий данной страны. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 34.

В нашем обществе, т. е. в обществе европейского, западного типа, историческая тенденция состоит в переходе от строгой моногамии, когда вступление в повторный брак даже в случае овдовения было затруднено (особенно для женщин) к моногамии серийной, когда повторные браки становятся обычным делом.

Например, в России с 1980 г. по 1996 г. доля вступивших в повторный брак увеличилась для мужчин с 18,9 до 28,4%, а для женщин - с 17,9 до 27,8%, затем, правда, несколько снизившись, соответственно до 28,0 и 26,9% в 1998 г. При этом подавляющее большинство повторных браков было заключено после развода (более 80% всех повторных браков как для мужчин, так и для женщин). В крупнейших городах доля вступающих в повторный брак еще выше: например, в Москве в 1991 г. брак был повторным для 36,4% мужчин и для 32,1% женщин, причем на долю послеразводных приходилось 90% повторных браков мужчин и 88% повторных браков женщин.

Аналогичные данные можно привести и по США. В этой стране в середине 1980-х гг. около 46% всех заключаемых браков были повторными по крайней мере для одного партнера.

Во втором отношении, т. е. в том, что касается степени свободы индивидуального выбора, между различными обществами также существуют большие отличия. В некоторых культурах, а в прошлом - практически повсюду, преобладают браки, организуемые родителями или другими родственниками, под чьей опекой находятся молодые люди. В других доминирует «свободный» выбор, когда основными его «агентами» являются сами вступающие в брак. Однако в любом случае вступление в брак, выбор брачного партнера не являются произвольными. Они подчиняются действию определенных факторов культурного, социального, психологического и даже отчасти социально-биологического характера.

Вступление в брак означает, с социологической точки зрения, смену одного из социальных статусов, которыми обладает каждый человек, в данном случае - смену брачного статуса, или брачного состояния. Демография как наука о воспроизводстве населения интересуется как самим массовым процессом формирования брачных союзов (и их распадом), т. е. массовым процессом смены брачных статусов - брачностью, разводимостью, овдовением, - так и распределением населения по брачным статусам, т. е. брачной структурой. Вопросы брачной структуры рассматривались в главе. В следующих параграфах этой главы мы рассмотрим основные характеристики главного компонента массового процесса смены брачных статусов - брачности, разводимости.

Брачность - это процесс образования супружеских пар в населении.

Бракоспособное население - это совокупность мужчин и женщин,

потенциально способных вступить в брак, то есть не состоящих в браке

и находящихся в возрасте старше брачного совершеннолетия.

Безбрачие - отсутствие факта вступления в брак в течение всей жизни индивидуума.

Развод -это расторжение брака при жизни обоих супругов в органах записи актов гражданского состояния или, в особо предусмотренных законодательством случаях, по решению суда.

Консенсуальный брак - брак, в котором мужчина и женщина сожительствуют друг с другом, но юридически не оформляют свой брак. Информация о наличии таких браков собирается в процессе проведения переписи населения или социологического обследования на основе самоопределения мужчин и женщин. Обязательным условием признания такого брака является проживание супругов в совместном домохозяйстве,

  1. Исторические типы брачности.

Выделяются страны с так называемым европейским ( для которого характерны болепоздние браки и более высокая доля безбрачия в населении. Высокий воз-раст вступления в брак был особенно характерен для мужчин, так как им необходимо было накопить первоначальный капитал для создания семьи, то есть создать экономическую базу для формирования нового домохозяйства). Европейский тип можно разделить на западноевропейский и восточноевропейский. В странах с западноевропейским типом брачности существенная доля населения не вступает в брак на протяжении всей жизни: доля окончательного безбрачия равна в среднем по странам

  • 15% для мужчин и 17% для женщин (это страны Франция, Голландия, Германия, Швеция, Испания, Финляндия). А в восточноевропейских странах не состоящих в браке практически нет (Босния, Болгария, Россия, Румыния, Сербия). В возрастах 20–24 года в европейских странах около
  • 75% женщин еще не замужем, тогда как в восточноевропейских странах в этой возрастной группе 75% женщин уже состоят в браке.

Азиатский (с низкой долей безбрачия, низким возрастом вступления в брак для женщин), и Латиноамериканским типами брачности (с высокой долей фактических браков, консенсуальных).

Россию по возрасту вступления в первый брак и уровню безбрачия скорее можно отнести к азиатскому. По темпам изменения характеристик брачности выделяют также так называемый японский тип брачности: значительный и быстрый рост возраста вступления в брак

В истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами, каждая из которых соответствовала определенному уровню развития общества. Сексуальные отношения в первобытном человеческом стаде были неупорядоченными, 174

что вносило дезорганизацию в его жизнь, порождало острые конфликты и препятствовало единству действий. Объективной необходимостью, по мнению Ф. Энгельса, становилось «обуздание зоологического индивидуализма, смягчение остроты конфликтов между членами первобытного коллектива».

Интуитивно люди пришли к пониманию необходимости табу - запретов, которые помогали бы держать инстинкты в определенных рамках. Введение запретов можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества и социально регулируемыми отношениями между полами. Одними из первых возникли ограничения в выборе сексуального партнера. В некоторых обществах было запрещено заключать браки в рамках своего племени, в других, наоборот, - с представителями чужих племен. Предписания о выборе партнера в пределах определенной группы называются эндогамией , а за ее пределами - экзогамией. Примером экзогамии является имевший широкое распространение запрет кровосмесительных браков между близкими родственниками (инцест). Существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии:

  • ? она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались больные дети;
  • ? жизнь требовала расширить социальные контакты, иметь связи с другими человеческими объединениями;
  • ? необходимо было достичь социального мира внутри рода, вынести за его пределы конфликты, возникавшие в брачных отношениях.

Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех этих обстоятельств. Но запреты кровнородственных браков существовали не везде: в семьях египетских фараонов, наоборот, браки между братьями и сестрами поощрялись.

Существуют и другие виды эндогамии и экзогамии. Так, в кастовых обществах распространена строгая установка на выбор супруга в рамках своей касты. Тем самым общество сохраняет закрытый характер. Нередко можно встретить расовую эндогамию. Еще в XIX в. в США невозможно было встретить семью, в которой супруги имели бы разный цвет кожи. В конце XX в., по свидетельству социолога Н. Смелзера, 3% негров были женаты на белых женщинах и 0,1% белых мужчин имели жен-негритянок. В сословном обществе существует сословная эндогамия (запрет на брак с человеком низшего сословия). Среди верующих людей распространена религиозная эндогамия (при вступлении в брак предпочтение отдается представителям своей веры, так как разделяемые общие ценности облегчают взаимопонимание в семье) .

Постепенно было установлено ограничение и на количество партнеров в супружестве. Самыми ранними в истории человечества считаются полигамные браки, заключенные между несколькими партнерами. Эта форма брака и сегодня еще имеет значительное распространение: по свидетельству социолога Д. Мердока, исследовавшего 565 различных обществ, полигамия встречалась в 80% из них.

Полигамия существует в трех формах: групповой брак (взаимные супружеские отношения связывают одновременно нескольких мужчин и женщин); полигиния (мужчина может состоять в браке с несколькими женщинами); полиандрия (женщина может иметь одновременно несколько мужей). Наиболее распространенной формой брака является полигиния. Ее можно встретить в Пакистане, Афганистане, Египте, Казахстане, Киргизии, Монголии, Австралии и африканских странах. В нашей стране она встречается у некоторых народностей Севера. Менее распространена полиандрия. Д. Мердок предположил, что это вынужденная форма брака, которая встречается в обществах с низкой продолжительностью жизни женщин, например в племенах, умерщвляющих родившихся девочек.

Переход общества к моногамии (браку одного мужчины с одной женщиной) чаще всего объясняется соображениями рациональности и экономической выгодой, стремлением церкви организовать жизнь полов в соответствии с религиозными канонами, ответственностью родителей за воспитание детей и развитием морали, появлением частной собственности и необходимостью решения проблемы ее наследования. Становление моногамных браков сопровождалось закреплением в общественной морали и законах идеи об их предпочтительности. В современных обществах западного типа супружество прочно ассоциируется с моногамным браком.

  • Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 411.