Скачать презентацию на тему закон кулона. Презентация на тему "закон кулона"


УРОК ФИЗИКИ В 10 КЛАССЕ

  • Электризация. Закон Кулона
  • Учитель Кононов Геннадий Григорьевич
  • СОШ № 580 Приморский район
  • г. Санкт-Петербург
ПЛАН УРОКА
  • Строение атома
  • Электризация тел
  • Закон сохранения заряда
  • Закон Кулона
  • Самостоятельная работа (6мин)
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  • 1. Свет, радиоволны, телевидение
  • 2. Удерживает атомы и молекулы
  • 3. Силы упругости и трения
  • 4. Химические реакции
  • 5. Электродвигатели
ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ
  • 1. При электризации заряжаются оба тела в ней участвующие
  • 2. Электризация – это процесс получения телами зарядов при взаимодействии (трение, удар, прикосновение, облучение)
  • 3. Степень электризации характеризуется знаком и величиной электрического заряда
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЗАРЯД – это физическая величина, определяющая силу электромагнитного взаимодействия обозначается буквой q, измеряется в кулонах Наименьший электрический заряд принадлежит электрону и называется элементарным зарядом е = -1,6 ·10 Кл

СТРОЕНИЕ АТОМА

  • В центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого вращаются электроны
  • Заряд протонов в ядре равен заряду электронов, вращающихся вокруг ядра, поэтому атомы нейтральны.
  • Атом способен терять электроны (положительный ион), или присоединять лишние (отрицательный ион)
ОБРАЗОВАНИЕ ИОНОВ ВЫВОДЫ
  • Существует два рода электрических зарядов, условно названных положительными и отрицательными.
  • Заряды могут передаваться от одного тела к другому. (В отличие от массы тела электрический заряд не является неотъемлемой характеристикой данного тела. Одно и то же тело в разных условиях может иметь разный заряд).
  • Одноименные заряды отталкиваются, разноименные – притягиваются. (В этом также проявляется принципиальное отличие электромагнитных сил от гравитационных. Гравитационные силы всегда являются силами притяжения).
ЭЛЕКТРОСКОП Электрометр – прибор, для обнаружения и измерения электрических зарядов. Состоит из металлического стержня и стрелки, которая может вращаться вокруг горизонтальной оси. Стержень со стрелкой изолирован от металлического корпуса. При соприкосновении заряженного тела со стержнем электрометра, электрические заряды одного знака распределяются по стержню и стрелке. Силы электрического отталкивания вызывают поворот стрелки на некоторый угол, по которому можно судить о заряде, переданном стержню электрометра. ЭЛЕКТРОСКОП Перенос заряда с заряженного тела на электрометр. ДЕЛИМОСТЬ ЗАРЯДА закон сохранения электрического заряда.
  • В изолированной системе алгебраическая сумма зарядов всех тел остается постоянной:
  • q 1 + q 2 + q 3 + ... +q n = const. Применения:
  • Ядерные реакции
  • Реакция диссоциации
ЗАДАЧА 1
  • Два одинаковых шарика, имеющих заряды 3е и – 7е привели в соприкосновение и развели в стороны. Каков стал заряд на шариках?
  • Дано: Решение
  • Q1 = 3e Q1 + Q2 = q1 + q2 q1 = q2 Q2 = - 7e q1 = (Q1 + Q2):2 q1 , q2 - ? q1 = q2 = (3е – 7е):2 = - 2е
ЗАКОН КУЛОНА

F – сила взаимодействия (Н)

k = 9·10 - коэффициент

q1, q2 – заряды тел (Кл)

ε – диэлектрическая

проницаемость среды

r – расстояния между

зарядами (м)

1 ЗАКОН КУЛОНА

  • Силы взаимодействия неподвижных зарядов прямо пропорциональны произведению модулей зарядов и обратно пропорциональны квадрату расстояния между ними
  • Силы взаимодействия подчиняются
  • третьему закону Ньютона: F1 = - F2 Они являются силами отталкивания при одинаковых знаках зарядов и силами притяжения при разных знаках
ЗАДАЧА 2 С какой силой взаимодействуют два точечных заряда 10нКл и 15нКл, находящихся на расстоянии 5см друг от друга? ЗАДАЧА 2
  • Дано: Си Решение
  • q1 = 10нКл 10·10 Кл q2 = 15нКл 15·10 Кл r = 5см 0,05м F - ? Ответ:0,54мН

ЗАДАЧА 3 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  • 1. Написать фамилию и вариант
  • 2. Дается 6 вопросов и по 4 ответа 3. Правильный ответ только один
  • 4. За подсказывание и за пользование чужим результатом ответа оценка снижается
  • 5. На каждый вопрос дается 1 минута (60с)
  • 6. Слайды сменяются автоматически.
Время истекло
  • 1. Время, отведенное на выполнение работы истекло.
  • 2. Проверьте наличие фамилии и номера варианта
  • 3. Сдали свои работы
  • 4. Спасибо, за ваш труд
  • 5. Правильные ответы разберем на
  • следующем уроке
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
  • §85 – 88
  • Выучить формулы и определения

В конце XVIII Кулон установил на опыте количественный закон взаимодействия электрических зарядов. Для заряженных тел произвольной формы такого закона сформулировать нельзя, поскольку сила взаимодействия протяженных тел зависит от их формы и взаимного расположения. Но иногда размеры тела пренебрежимо малы по сравнению с расстоянием до других зарядов. Такое заряженное тело называют точечным зарядом. Для точечных зарядов возможно сформулировать закон взаимодействия, имеющий общее значение. В результате своих опытов Кулон установил, что сила взаимодействия двух точечных зарядов направлена вдоль линии, соединяющей оба заряда, обратно пропорциональна квадрату расстояния между зарядами и пропорциональна величине обоих зарядов. Таким образом: F=k·(q1·q2)/r2. В этой формуле k - коэффициент пропорциональности, зависящий от выбора системы единиц. В системе СИ k=1/4pe0=9·109 н·м2/k2. Единица измерения электрического заряда в системе СИ - [Кулон]. В любой замкнутой системе заряженных тел алгебраическая сумма зарядов остается постоянной. Это закон сохранения зарядов. Между заряженными телами, входящими в данную систему, заряды могут перераспределяться в результате соприкосновения тел.

Закон Кулона

Подготовила:

Климанова Ольга Геннадьевна

Учитель физики

МОУ Захаровская СОШ № 2


  • Используя физическую модель – «точечный заряд», установить количественную зависимость взаимодействия двух неподвижных заряженных тел, находящихся в вакууме.

Задачи урока

Образовательные:

  • сформировать знания обучающихся о точечном заряде, о силе взаимодействия между зарядами;
  • показать зависимость силы взаимодействия между электрическими зарядами от их значения и от расстояния между ними;
  • разъяснить физический смысл закона Кулона;
  • указать границы применимости закона;
  • научить решать задачи на применение закона Кулона.

Развивающие:

  • развивать у обучающихся умения наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать познавательные объекты, делать выводы;
  • развивать умение осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать у обучающихся ответственность;
  • самостоятельность.

Шарль Огюстен Кулон (1736-1806)

Французский инженер и физик, один из основателей электростатики.

Изобрел (1784) крутильные весы и открыл (1785) закон двух неподвижных точечных заряженных тел.

Экспериментальные исследования Кулона имели основополагающее значение для формирования учения об электричестве и магнетизме.


Точечный заряд

Точечными зарядами называют заряженные тела размеры которых много меньше расстояния между ними.


Опыт Кулона

При сообщение шарикам a и b одноименных зарядов они начинают отталкиваться друг от друга. Чтобы удержать шарики на фиксированном расстоянии, упругую проволоку закручивают на некоторый угол. По углу закручивания проволоки определяют силу взаимодействия шариков.

Крутильные весы позволили изучить зависимость силы взаимодействия заряженных шариков от значений зарядов и от расстояния между ними.


Формулировка закона Кулона

Сила взаимодействия двух точечных зарядов в вакууме прямо пропорциональна произведению модулей зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояний между ними.

Для вакуума: ε = 1


  • Что определяет закон Кулона?
  • Как записывается закон Кулона для взаимодействия зарядов в вакууме?
  • Какая величина характеризует влияние среды на силу взаимодействия между зарядами?
  • Запишите закон Кулона для взаимодействия зарядов с учетом среды в системе СИ?
  • Чему равен коэффициент пропорциональности в законе Кулона?
  • Как изменится сила кулоновского взаимодействия двух точечных зарядов при увеличении каждого заряда в 3 раза, если расстояние между ними уменьшить в 2 раза?

  • С какой силой взаимодействуют два заряда по 10 нКл находящиеся на расстояние 3 см друг от друга?
  • На каком расстояние друг от друга заряды 1мкКл и 10 мкКл , взаимодействуют с силой 9мН.

Рефлексия

Продолжи фразы:

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались…
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…

Домашнее задание

§ 87 – 88, упр. 16

Спасибо за внимание!

Шарль Огюстен Кулон

1736 - 1806


Детство, годы учебы

Шарль Огюстен Кулон родился 14 июня 1736 года во французском городе Ангулеме. Его отец, правительственный чиновник, вскоре после рождения Шарля переехал с семьей в Париж, где некоторое время занимал доходную должность по сбору налогов.

Однако вскоре он разорился и вернулся на родину, на юг Франции, в Монпелье. Шарль с матерью остался в Париже. В конце 1740-х годов его

поместили в одну из лучших школ того времени - «Коллеж четырех наций», известный также как Коллеж Мазарини.


Детство, годы учебы

Уровень преподавания в колледже был достаточно высоким, большое внимание уделялось математике. Юный Шарль настолько увлекся точными науками, что решительно воспротивился намерениям его матери избрать для него профессию медика, или, в крайнем случае, юриста. Конфликт из-за этого стал настолько серьезен,

что Шарль покинул Париж и переехал к отцу в Монпелье.


Военный инженер

В Монпелье еще в 1706 году было основано научное общество, второе после столичной академии. В феврале 1757 года 21-летний Кулон прочитал там свою первую научную работу «Геометрический очерк среднепропорциональных кривых» и вскоре был избран адъюнктом по классу математики.

Но это приносило лишь моральное удовлетворение, нужно было выбирать дальнейший путь. Посоветовавшись с отцом, Шарль избрал карьеру военного инженера. После

сдачи экзаменов (достаточно трудных, так что подготовка к ним потребовала девяти месяцев занятий с преподавателем) Шарль Кулон направился в Мезьер, в Военно-инженерную школу, одно из лучших высших технических учебных заведений того времени.


Военный инженер

Обучение в Школе велось с практическим уклоном: кроме математики и физики изучались и многие прикладные дисциплины - от строительного дела до вопросов организации труда

(слушателям поручалось руководство бригадами крестьян, мобилизованных на общественные работы). Кулон окончил Школу в 1761 году. Хотя отзыв о нем руководителя Школы выглядит местами отнюдь не восторженно («Его работа об осаде хуже средней, рисунки сделаны очень плохо, с подчистками и пометками... Он полагает, что древесину для лафетов и повозок можно просто найти в лесу...»), Шарль Кулон был одним из лучших выпускников.


Первые 10 лет службы

Получив чин лейтенанта, Шарль Кулон был направлен в Брест, один из крупных портов на западном побережье Франции. В Бресте Кулону были поручены картографические работы, связанные с возведением и перестройкой укреплений на побережье. Меньше, чем через два года Кулону

пришлось экстренно включиться

в работы по возведению крепости на острове Мартиника в Вест-Индии для защиты его от англичан.


Первые 10 лет службы

Кулон, под начальством которого работали почти полторы тысячи человек, оказался перед лицом множества весьма сложных задач. Условия работы были трудными, климат - очень тяжелым, людей не хватало, да и те, кто

оставался, тяжело болели. Сам Кулон за восемь лет работы на острове тяжело болел восемь раз и впоследствии вернулся во Францию с сильно подорванным здоровьем. Приобретенный им большой опыт достался дорогой ценой.


После возвращения на Родину

Вернувшись во Францию, Кулон в 1772 году получает назначение в Бушен. Условия работы здесь были намного легче, и появилась возможность вновь продолжить научную деятельность.

В 1775 году Парижская академия наук объявила конкурсную задачу: «Изыскание лучшего способа изготовления магнитных стрелок, их подвешивания и проверки совпадения их направления с

направлением магнитного меридиана». Задача о наилучшем устройстве компаса и подвеса магнитной стрелки увлекла Кулона. И в 1777 году Шарль Кулон становится победителем конкурса, посвященного разработке прибора для исследования магнитного поля Земли, и тут же погружается в другую большую работу: в исследование трения.


В Париже

В 1781 году исполнилось давнишнее желание Кулона: его перевели в Париж, где 12 декабря 1781 Шарль Огюстен был избран в академики по классу механики.

В столице на Шарля Кулона почти сразу же обрушилось множество дел, в том числе, и административных. Некоторые из них имели и политическую окраску, и одно из них даже

закончилось для Кулона недельным заключением в тюрьму аббатства Сен-Жермен де Пре.

Однако несмотря на нехватку времени, Кулон продолжает заниматься научной деятельностью. Он сформулировал законы кручения; изобрёл крутильные весы, которые сам же применил для измерения электрических и магнитных сил взаимодействия.


Закон Кулона

В 1784 году Шарль Кулон представил в академию свою работу, мемуар о кручении тонких металлических нитей, а 1785-1789 годах - семь мемуаров по электричеству и магнетизму, где и был сформулирован

закон взаимодействия электрических зарядов и магнитных полюсов, названный впоследствии законом Кулона.

Экспериментальное обоснование закона Кулона составляет содержание первого и второго мемуаров. Там ученый формулирует фундаментальный закон электричества: «Сила отталкивания двух маленьких шариков, наэлектризованных

электричеством одной природы, обратно пропорциональна квадрату расстояния между центрами шариков».


Личная жизнь

Когда именно Кулон стал семейным человеком, неясно. Известно лишь, что жена ученого Луиза Франсуаза, урожденная Дезормо, была значительно моложе его. Официально их брак был зарегистрирован лишь в 1802 году, хотя первый сын Кулона, названный в честь отца Шарлем Опостеном, родился в 1790 году. Второй сын, Анри Луи, родился в 1797 году.

К концу 1793 года политическая обстановка в Париже еще более обострилась.

Поэтому Шарль Кулон решил перебраться подальше от Парижа. Он вместе с семьей переезжает в свое поместье близ Блуа. Здесь ученый проводит почти полтора года, спасаясь от политических бурь.


Последние годы

Последние годы жизни Шарль Кулон посвящает организации новой системы образования во Франции. Поездки по стране окончательно подорвали здоровье

ученого. Летом 1806 года он заболел лихорадкой, с которой его организм уже не смог справиться. Кулон скончался в Париже 23 августа 1806 года.

Шарль Кулон оставил довольно значительное наследство супруге и сыновьям. В знак уважения к

памяти о Кулоне оба его сына были определены на государственный счет в привилегированные учебные заведения.

Гало зимой. Световой, или солнечный, столб. Вид наблюдаемого гало. Ознакомиться с явлением. Гало. Гало обычно появляется вокруг Солнца. Световое явление. Метод изучения. Мистическое значение знамений. Вклад в изучение и систематизацию гало. Русские народные приметы. Гало – физическое явление. Четыре солнца засияли над русской землей. Определить природу явления.

«Воздействие ультразвука» - Не воспринимается человеческим ухом. Ультразвуковые волны влияют на растворимость вещества и в целом на ход химических реакций. Частота колебания Менее 20 Гц. Ультразвуковые волны могут образовывать строго направленные пучки. Ультразвук. С помощью ультразвука определяют расстояния находят пищу и обнаруживают врагов. Планктоны. Ультразвук оказывает влияние на человека. Спазмолитическое действие. Влияние инфразвука на организм людей.

«Формулировка закона Ома» - Закон Ома. Сопротивление. Удельное сопротивление. Расчет сопротивления проводника. Электрическое сопротивление. Единицы измерения. Формула сопротивления проводника. Формула и формулировка закона Ома. Закон Ома для участка цепи. Рассмотрим электрическую цепь. Формулы. Закон Ома для полной цепи. Треугольник формул. Удельное сопротивление проводника. Вольт. Сопротивление проводника. Проволока.

«Высокая влажность воздуха» - Специалисты в области экологии и здоровья человека. Влажность воздуха. Вред влажности воздуха. Абсолютная влажность воздуха. Вред высокой влажности воздуха. Средства устранения вреда влажности воздуха. Относительная влажность воздуха. Влажность воздуха для человека. Вред влажности воздуха для механизмов, машин. Польза влажности воздуха. Теплоотдача резко сокращается.

«Виды тепловых двигателей» - Три основные части теплового двигателя. Передает количество теплоты Q1 рабочему телу. Тепловой двигатель – устройство, преобразующее внутреннюю энергию топлива в механическую энергию. Один конец ствола сильно нагревали на огне. Кто и когда изобрёл? Как устроены тепловые двигатели? Пар, расширяясь, с силой и грохотом выбрасывал ядро. Тепловые двигатели. С 1775 по 1785 г – фирмой Уатта построено 56 паровых машин.

«Процесс кипения» - Формула. Кипение в быту и промышленности. Процесс кипения. Удельная теплота парообразования. Можно ли заставить кипеть воду, не нагревая. Q=Lm. Процессы нагревания и кипения. Газы и твёрдые тела. Как происходит процесс кипения. Температура кипения жидкости. Применение. Вещество. Приготовление пищи. Реши задачи. Определение. Давление. Температура кипения. Кипение. Сходство и различие. Температура жидкости.