Митрополит из «эстонского Бирюлево. Митрополит Корнилий (Попов)


Корнилий

епископ Волгодонский и Сальский

(Синяев Владимир Александрович)

Страна: Россия

Биография: Родился 22 декабря 1976 г. в Куйбышеве (Самаре), воспитывался в верующей православной семье. С трехлетнего возраста посещал Петропавловскую церковь, в 14 лет в Покровском кафедральном соборе г. Куйбышева стал иподиаконом у архиепископа Евсевия (ныне митрополит Псковский и Великолукский). Вскоре стал также исполнять послушания алтарника и келейника владыки Евсевия. Продолжал нести эти послушания до окончания средней школы.

По благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия 3 июля 1993 г. в Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре пострижен архиепископом Евсевием в малую схиму с именем Корнилий. Затем еще год оставался алтарником и иподиаконом архиепископа Самарского Сергия.

6 июня 1994 г. рукоположен во иеродиакона в Иоанно-Предтеченском храме г. Самары.

31 июля 1995 г. в Покровском кафедральном соборе рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма села Ореховка Алексеевского района Самарской области.

В 1997 г. переведен в клир церкви во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Самары и получил послушание строить в рабочих кварталах Безымянки первый на то время православный храм. 22 июня 1999 г. назначен настоятелем строящейся церкви во имя святого равноапостольного князя Владимира г. Самары.

В 2000 г. возведен в сан игумена.

В 2003 г. по благословению председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) был назначен временным членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.

С 1 июня 2007 г. исполнял послушание благочинного Самарского городского Приволжского округа Самарской епархии, курировал работы по возведению нескольких храмов благочиния, завершил строительство второго храма на территории своего прихода.

15 сентября 2009 г. назначен настоятелем прихода во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Самары.

3 марта 2010 г. назначен благочинным Самарского городского Центрального округа Самарской епархии.

Окончил Самарскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. В 2009 г. окончил Самарскую гуманитарную академию.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 70) избран епископом Волгодонским и Сальским.

9 сентября 2011 г. в Тронном зале Патриарших покоев кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Корнилия (Синяева) во епископа Волгодонского.

11 сентября 2011 г., в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, за Божественной литургией в Троицком соборе г. Щелково Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Корнилия (Синяева) во епископа Волгодонского и Сальского.

Образование:

Самарская духовная семинария.

Киевская духовная академия.

2009 г. — Самарская гуманитарная академия.

Глава Волгодонской епархии (Правящий архиерей)

По иатериала сайта Волгодонской епархии

Из утренней почты:

"Обращение к Святейшему Патриарху Кириллу от верных чад Волгодонской и Сальской епархии.

Ваше Святейшество!

Обращаются к вам верующие люди, представители казачества, Волгодонской и Сальской
епархии. 7 лет назад Вашим указом, к нам прислали епископа Корнилия (Синяева). Мы
много раз писали Вам, докладывали о положении дел в нашей епархии, но на все просьбы
получали только отписки Ваших секретарей что все хорошо, а мы якобы вводим Вас в
заблуждение. Видимо епископ Корнилий имеет больших покровителей, которым возит
ежеквартально чемоданы денег и которые не доносят до Вас правдивую информацию о его
делах и положении в епархии. Многим известно что он мечтает о белой шапке митрополита
и хочет поскорее уехать. Сделайте ему такой подарок, Ваше Святейшество, пусть он
поскорее покинет наши чужие для него края, все верующие люди вздохнут с облегчением.

Сей нечестивый епископ поставил во главу угла своей деятельности езду по приходам и
грабеж церквей. Его не интересует общественная деятельность, встречи с молодежью,
студенчеством, с главами муниципальных районов, он их попросту избегает. Жадный,
наглый и просто хам, всем рассказывает о своем раннем подстриге, а на самом деле ни дня
не был нигде в монастыре, не имеет никакого опыта управления.
Достаточно просто посмотреть епархиальный сайт там сплошная показуха и имитация
деятельности. За время своего пребывания он ни разу не встретился с молодежными
сообществами города, не ответил на их вопросы. Неудивительно что в нашем молодежном
городе нет в храмах молодежи, они все у сектантов и баптистов, которые не боятся выходить
в народ со своими лжеучениями. Недавно был праздник 9 мая, ему даже не дали слова на
митинге, стоял просто на трибуне и все. Из за него в городе все отворачиваются от церкви.
Ни бизнес сообщество, ни власти не хотят с ним общения, он не смог ни с кем наладить
диалог из за его тупости, наглости и психического поведения. Всего его 7 лет нахождения
тут это деградация и разложение церкви.
Приезжая на какой либо приход, он не хочет встречаться с главами поселений, депутатами,
чиновниками. Для него проще приехать получить свой гонорар, рассказать одну и ту же
проповедь однообразную и уехать на другой приход. Совершенно безграмотный, психически
и телесно больной человек, который непонятно каким образом получил такой высокий сан.
С такими епископами вся концепция чтобы епископ был «ближе к народу» терпит крах. На
самом деле, на примере епископа Корнилия можно утверждать, что он стал ближе не к
народу а к деньгам! Народ он боится, избегает, на прием простому человеку к нему
невозможно попасть.
Вся его деятельность, фальшивка и показуха для Вас и это не трудно понять если
разобраться что конкретно он сделал за все время своего нахождения тут. Результаты этой
«деятельности» крайне удручающие.
Начнем с самого простого, это туалета. Его просто нет на территории кафедрального собора.
Люди которые приходят на богослужения с детьми, им просто некуда сходить в туалет и это
факт. Кафедральный собор среди недели постоянно закрыт, открывают его только в
воскресенье и в большие праздники и то, только тогда когда служит епископ Корнилий.
Мы готовы это подтвердить фотографиями что среди недели собор закрыт, что нет туалета.
В будние дни открыт нижний храм, который находится в подвале. Почему горожане не
имеют право среди недели прийти в собор поставить свечи, помолиться?

Почему они должны идти куда то в подвал? Собор Рождества Христова это подарок
Ростовской РОАЭС городу Волгодонску, и это достояние всего города и жителей а никак не епископа Корнилия.
Там в верхнем храме все в золоте и он просто боится что что то там могут украсть,
а посадить охранника и свечницу он не хочет, потому что им нужно платить.
Пару лет назал на местном новостном портале люди писали и возмущались о том что в
праздник Крещения Господня, сразу после литургии, когда вышел епископ Корнилий, всех
людей попросту выгнали и закрыли на ключ верхний храм. Отправили в нижний храм, опять
в подвал. Такой наглости, хамства, жадности местные жители не видели никогда. Понятное
дело что после таких поступков люди отворачиваются от церкви и уходят к сектантам,
которые отворяют двери для каждого человека и встречают всех чуть ли не с гитарами.
Моральный и психический облик епископа Корнилия вызывает так же очень большие
вопросы. Он ведет себя на богослужениях как истеричная, беременная баба, может орать на
своих подчиненных, психовать и все это видим мы, прихожане храмов. Все его
приближенные которые приехали с ним из Самары разбежались, постоянно меняются
иподиаконы, сотрудники, никто не выдерживает его отвратительное поведение. Зачем
рукополагать таких больных психически людей нам непонятно.
Как только Владыка прибыл к нам на кафедру, Его везде сопровождает как «супруга»
местный священник Антоний Савенков. Данный священник является ключарем собора
Рождества Христова и благочинным. Он имеет жену, и троих несовершеннолетних детей.
Владыка Корнилий в добровольно-принудительном порядке приблизил его к себе, начал
заставлять его сопровождать везде. Его постоянно не было дома, матушка одна с детьми
находилась, терпела все это долго время. Сейчас он отправил ее и детей в область, подальше,
чтобы не мешалась что называется и таскается с епископом Корнилием везде, живет с ним в
одном доме. Бросил семью и сопровождает его везде и всюду. Среди верущих людей
поползли слухи, что епископ Корнилий женился и все в таком духе, но понятно что речь
идет о нездоровой связи монаха епископа и женатого молодого священника, который бросил
семью, детей, променял их на жизнь рядом с Корнилием. У Владыки Корнилия были монахи
келейники, но он их всех повыгонял, а этого Антония пригрел. Таким образом Владыка
разрушил семью священника и не считает это чем то плохим, с амвонов храмов продолжая
учить людей. Стыдно и обидно все это наблюдать, что такие нечестивцы, скрытые
гомосексуалисты, проникают в нашу церковь и своим поведением разрушают ее,
отворачивая множество людей.

Ваше Святейшество!
Слезно молим, избавьте нас, нашу епархию, от этого нечестивца епископа Корнилия.
Пришлите независимую комиссию чтобы она проинспектировала, пообщалась с людьми
верующими в том числе и с матушкой Антония Савенкова, которая была брошена с детьми,
и вы увидите что все о чем мы Вам сообщаем это правда.
Пусть он получит сан митрополита и уедет подальше от нас вместе со своим любовником
Антонием. Он замучал грабить все приходы и возить чемоданами деньги в Москву.
С любовью и почтением, к Вам, казаки, прихожане храмов Волгодонской и Сальской
епархии.
М.Петренко, А.Матвеев, И.Прокофьев и многие другие.

P.S. Ваши обращения, жалобы, письма,
обращенные к ушам Его Святейшества,
присылайте на [email protected]

Митрополит Корнилий (Константин Иванович Титов, родился 1 августа 1947 г.)

Предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви (с 2005 г.) с титулом — митрополит Московский и всея Руси .

Будущий предстоятель РПсЦ митрополит Московский и всея Руси Корнилий родился в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье с именем в честь равноапостольного Константина Великого (именины 3 июня). До революции Орехово-Зуево был одним из городов Богородского уезда и находился на территории известного района расселения старообрядцев, известного как Гуслицы .

В городе находилось несколько церквей и домашних молелен, принадлежащих старообрядцам. В одной из них и молились предки будущего митрополита. Дом Титовых, что по улице Володарско-го, в котором Константин появился на свет и вырос, находился рядом с домами известных старообрядцев Морозо-вых и Зиминых. С Зимиными Титовы дружили семьями. С раннего дет-ства бабушка, Мария Никола-евна , водила внука в церковь Рожества Богородицы, кото-рая располагалась на улице Куз-нецкой. В народе этот храм был известен как «черная мо-ленная», поскольку ее клир в свое время составляли старообрядческие иноки. К сожале-нию, эта моленная в 1973 году была сожжена, когда городские власти начали реконструкцию города. Тем не менее даже в эти суровые годы жители города продолжали хранить веру предков. В доме Титовых всегда были иконы и старинные церковные книги, хотя во время атеистических гонений их хранить было небезопасно.

Окончив 8 классов средней школы, из-за материальных трудностей Константин сразу устроился на работу. Стал учеником токаря на Литейно-механическом заводе Орехово-Зуевского хлопчатобумажного комбината — предприятия, в свое время основанного известными старообрядческими промышленниками Морозовыми. На Литейно-механическом заводе будущий митрополит проработал 35 лет , совмещая работу с учебой в вечерней школе, техникуме, а затем в Московском автомеханическом институте, который окончил в 1976 году. Трудовая деятельность Константина Титова продолжалась до 1997 года. Последние годы он работал начальником ОТК — отдела технического контроля завода. Так сложились обстоятельства жизни будущего владыки, что ухаживая за боль-ной матерью (он был единствен-ный сын), он не женился. А потом, когда её не стало, он обратил все свои устремления к Церкви Христовой. Тут на практике пригоди-лись его знания и труды для возрождения орехово-зуевского храма по улице Куз-нецкая. Здесь он познакомился с настоя-телем — отцом , который и по сей день вот уже почти 30 лет окормляет Орехов-скую общину. Знакомство с отцом Леонтием помогло Константину встать на путь церковного служения.

В 1991 году Константина Ивановича избрали председателем церковного совета Орехово-Зуевской старообрядческой общины храма . В мае 1997 года, оставив светскую работу, он дал обет безбрачия и был поставлен в сан диакона. Рукоположение совершил митрополит (Гусев). 7 марта 2004 года в Москве, в , митрополит (Четвергов) рукоположил диакона Константина в сан иерея. Местом его служения был назначен храм Рожества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуеве, где он исполнял обязанности второго священника.

21 октября 2004 года на Освященном Соборе иерей Константин был избран кандидатом в епископы на Казанско-Вятскую кафедру. 14 марта 2005 года о. Константин принял иноческий постриг с наречением имени Корнилий . 7 мая 2005 года в Покровском кафедральном соборе митрополит Андриан в сослужении епископов Новосибирского, Евмения Кишиневского и Германа Дальневосточного рукоположил священноинока Корнилия в сан епископа Казанского и Вятского. 21 июля, в день празднования явления Казанской иконы Богородицы, был совершен чин его восхождения на Казанскую кафедру.

18 октября 2005 года Освященный Собор, собравшийся в Москве для выборов нового Предстоятеля Церкви вместо упокоившегося митрополита Андриана, избрал епископа Корнилия митрополитом Московским и всея Руси. Голосование пришлось проводить трижды. Другими кандидатами были архиепископ Костромской и Ярославский (Витушкин) и епископ Донской и Кавказский . Лишь с третьего раза 58-летний епископ Корнилий набрал более двух третей голосов, необходимых для избрания.

Владыка позиционирует себя как сторонник продолжения курса своего предшественника, митрополита Андриана (Четвергова). Вскоре после избрания митрополитом заявил:

Усилия митрополита Андриана, направленные на преодоление изоляции старообрядчества от современной духовной и культурной жизни России, по мере моих сил я буду стараться продолжать. Ведь только так мы можем донести до нашего народа правду об истинной православной вере, не претерпевшей реформ.

За годы предстоятельства владыки Корнилия были упрочнены положительные тенденции в жизни Церкви. Стало традицией регулярное совершение архипастырских визитов во все епархии Церкви с совершением архиерейских богослужений, возведение в священные степени епископов, иереев, диаконов, чтецов, свещеносцев. Так, митрополит рукоположил на Дальневосточную епархию епископа (Артемихина), на Казанско-Вятскую епархию — епископа (Дубинова), на вновь образованную Томскую — епископа Григория (Коробейникова). В 2016 году митрополит рукоположил епископа Саву (Чаловского) на новообразованную Казахстанскую епархию. За прошедшие годы со своего посвящения в сан митрополита владыка Корнилий возвел в священные степени более 50 священников, диаконов, более ста чтецов и свещеносцев.

Одной из ярких примет этого времени стало значительное число новоосвященных храмов.

Так, 3 февраля 2007 года митрополит Корнилий возглавил освящение нового , построенного по проекту и благословению митрополита Андриана. Престол храма был освящен во имя образа Богородицы «Всем Скорбящим Радость ».

4 мая 2007 года владыка Корнилий совершил освящение утвержденного престола и .

22 августа 2008 года митрополит Корнилий возглавил праздничное богослужение в Введенском храме Николо-Улейминского монастыря. После чтения часов был совершен чин освящения храма, а затем отслужена Архиерейская Литургия.

27 декабря 2009 года, в Неделю святых праотец, митрополит Корнилий освятил в селе Афанасьево Кировской области .

6 июня 2010 года во время визита митрополита Московского и всея Руси по Уральской епархии состоялось освящение Больше-Сосновского района Уральской епархии.

6 сентября 2010 года в с. Селиванихе Орехово-Зуевского района Московской области митрополит Корнилий совершил освящение .

23 сентября 2010 года в городе Уральске (Казахстан) под руководством митрополита Корнилия открылись торжества, приуроченные к обретению мощей святителя Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского. В храме Уральской старообрядческой общины был отслужен молебен святителю Арсению с чином соборного облачения и омовения святых мощей. 25 сентября состоялось освящение храма. Восстановленный храм, в котором в начале века служил святитель Арсений, как и до революции был освящен .

8 июня 2011 года совершен чин освящения храма в селе Безводном. Как и до революции, его престол был освящен .

6 июня 2013 года, на праздник преподобного Симеона Столпника, митрополит Московский и всея Руси Корнилий освятил Воскресенского района Московской области.

15 июня 2013 года преосвященный митрополит освятил Донской и Кавказской епархии (Волгоградской области).

4 августа 2013 года митрополит Корнилий освятил придел и второй алтарь Казанского храма во имя святителя Арсения Уральского села Безводное Нижегородской и Владимирской епархии.

29 сентября 2013 года в городе Хмельницком (Украина) состоялось освящение нового храма Русской Православной старообрядческой Церкви. Митрополит Московский и всея Руси Корнилий и архиепископ Киевский и всея Украины освятили новопостроенный .

24 октября 2014 года в селе Егоровке Фалештского района (Молдавия) освящен новый старообрядческий .

11 мая 2014 года митрополит Московский и всея Руси Корнилий совершил освящение престола и . Эта церковь, получившая освящение во имя святителя Николы, Мир-Ликийских чудотворца, перенесения честных его мощей, была построена в начале XX века и совсем недавно передана Русской Православной старообрядческой Церкви.

5 июля 2015 г. митрополит Корнилий освятил храм в районном центре Владимирской области . Новый храм освящен во имя Воздвижения Честного Креста Христова.

13 декабря 2015 года владыка совершил освящение во имя святых чудотворцев и безсребреников Козьмы и Дамиана.

Главным событием архипастырского визита в Крым стало освящение , которое раньше носило название Русская Мама. Это событие состоялось 27 мая 2016 года.

28 июня 2016 года в городе Малая Вишера Новгородской области митрополит Корнилий освятил новый .

В ходе архипастырских поездок митрополит встречается с главами республик, областей, районов и муниципалитетов. На этих встречах решаются важнейшие вопросы жизни старообрядческой Церкви: предоставление земли под строительство храмов, реставрация памятников церковной архитектуры, возвращения церковных зданий в пользование Церковью, а также разнообразные социальные и просветительские проекты, которые осуществляются совместно государством и старообрядческими общинами.

Большое внимание в последнее десятилетие митрополит уделял вопросу возрождения духовно-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода ». При содействии и финансовой помощи московских властей здесь проведены масштабные строительно-реставрационные работы в Покровском и храмах, доме Причта и колокольне Успения Пресвятой Богородицы. 1 февраля 2015 года в духовном центре Русской Православной старообрядческой Церкви, что на Рогожском, состоялось знаковое событие: освящение в Москве. Храм был освящен во имя Воскресения Христова. Таким образом, ему было возвращено первоначальное историческое имя. Надо отметить, что это единственный храм в старообрядчестве, освященный во имя этого величайшего события в истории человечества, и возвращение храму его исторического наименования было инициативой самого митрополита Корнилия.

За годы предстоятельства митрополита Корнилия Московское старообрядческое Духовное Училище подготовило одиннадцать выпусков. Юноши и девушки, закончившие МсДУ, теперь трудятся на церковном и церковно-общественном поприще.

Под председательством митрополита Корнилия ежегодно созываются Освященные Соборы и Советы Митрополии, на которых обсуждаются и принимаются решения по важнейшим вопросам церковной жизни.

В годы предстоятельства митрополита Корнилия активно развивается издательская деятельность. За эти годы издано 50 номеров журнала «Вестник Митрополии ». Кроме собственно «Вестника», неоднократно издавались приложения к нему в виде буклетов, посвященных особым церковно-общественным событиям, таким как, например, поездка делегации Московской Митрополии в Пустозерск, визит митрополита Корнилия к Агафье Лыковой, празднование на Рогожском 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года и другим. Созданный во время предстоятельства митрополита Корнилия музейно-архивно-библиотечный отдел митрополии ведет широкую научную и издательскую деятельность. Изданы многие тома трудов таких известных старообрядческих авторов, как архиепископ Иоанн (Картушин), еп. Аресений (Швецов), еп. Михаил (Семенов). Одной из добрых традиций, установившихся во время предстоятельства митрополита Корнилия, стала церемония награждения авторов, издателей, журналистов за вклад в публицистическую, творческую, информационную и просветительскую деятельность, посвященную теме старообрядчества. За эти годы в число награжденных вошло около 100 ученых, писателей и работников кино.

В последние годы предстоятельства митрополита Корнилия взаимоотношения с Белокриницкой Митрополией развиваются в духе братского взаимопонимания и доверия. Свидетельством тому стало посещение делегациями Белокриницкой митрополии праздника св. жен-мироносиц в Москве, неоднократные встречи митрополитов в Белой Кринице и визит в 2013 году митрополита в Казань для участия в торжествах, посвященных Казанскому образу Пресвятой Богородицы.

Владыка Корнилий активно поддерживает межстарообрядческое сотрудничество, выступает за добрососедские отношения и взаимодействие с другими старообрядческими согласиями. Так, 23-24 июня 2016 года в Московском Доме Национальностей прошла международная «Старообрядчество, государство и общество в современном мире ». В мероприятиях конференции приняли участие официальные делегации основных старообрядческих согласий — Русской Православной старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и Древлеправославной Поморской Церкви, представители старообрядческих общественных движений и СМИ.

В президиуме конференции присутствовали предстоятели Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий, Русской Древлеправославной Церкви патриарх Московский и всея Руси . Древлеправославную Поморскую Церковь представлял председатель Центрального совета ДПЦ Латвии отец Алексей Николаевич Жилко .

Митрополит Корнилий и государство

Динамично развиваются отношения между Русской Православной старообрядческой Церковью и государством. Митрополит Корнилий является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации . 22 февраля 2013 года в Екатерининском зале Кремля Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин наградил Митрополита Московского и всея Руси Корнилия государственной наградой — орденом Дружбы . Эта высокая государственная награда вручается гражданам Российской Федерации, а также гражданам иностранных государств за особые заслуги в укреплении мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами; плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей; активную деятельность по сохранению, приумножению и популяризации культурного и исторического наследия России.

26 февраля 2013 года в своей резиденции в Ново-Огарево Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин встретился с Митрополитом Корнилием, Московским и всея Руси. В начале беседы владыка Корнилий поблагодарил Президента России за предоставленную возможность личной встречи и обратил внимание на ее важность и историческую уникальность для всего старообрядческого мира. В ходе встречи митрополит Корнилий познакомил В.В. Путина с современным положением РПсЦ и с признательностью отметил, что Старообрядческая Церковь сегодня имеет возможность для свободного развития, и государство оказывает поддержку во многих вопросах.

16 марта 2017 года состоялась официальная встреча митрополита Корнилия с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В приветственном слове митрополит Корнилий выразил благодарность президенту Российской Федерации за внимание к нуждам Церкви и помощь в проведении в 2016 году в Москве международной конференции, где впервые встретились представители старообрядчества всего мира.

В ходе встречи Владимир Путин и митрополит Корнилий обсудили вопросы о грядущем праздновании 400-летия со дня рождения священномученика протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры в основных центрах празднования — на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы. Также в рамках национальной политики были затронуты проблемы взаимодействия с соотечественниками за рубежом. Кроме того, двустороннему обсуждению подлежал вопрос о возвращении Русской Православной старообрядческой Церкви здания старообрядческого .

31 мая 2017 года, накануне 70-летия Владыки, духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви, Рогожскую слободу, Владимир Владимирович Путин . Цель этого визита — ознакомление со старообрядческим духовным центром РПСЦ, осмотр его храмов и территории. В ходе встречи глава государства побывал на выставке «Сила духа и верность традиции », которая рассказывает о вкладе старообрядчества в сохранение культурного наследия. На выставке представлены уникальные памятники XVI-XX веков , хранящиеся в митрополии старообрядческой церкви и Покровском кафедральном соборе.

Митрополит Корнилий на протяжении нескольких лет постепенно строит свои взаимоотношения с государственной властью. На разном уровне, небольшими шагами митрополит утверждает свой авторитет в обществе, а соответственно и авторитет всего старообрядчества. Это особенно важно, потому что до митрополита Корнилия в РПсЦ был некоторый период, когда отношения с властями и обществом не были для старообрядцев приоритетными. Однако служение митрополита Корнилия совпало с готовностью старообрядцев строить новые отношения с государством, по-новому заявить о себе в обществе. Кроме этого, митрополит Корнилий оказался единственным представителем старообрядцев, который смог общаться с властями.

Митрополит Корнилий ревностно исполняет свой архипастырский долг, регулярно совершает архиерейские богослужения в Кафедральном Покровском Соборе г. Москвы. Он часто посещает общины Московской епархии, а также нередко бывает во всех епархиях Русской Православной старообрядческой Церкви. Внимательно относится к проблемам церковной жизни, ответственно подготавливает и рукополагает кандидатов во священные степени, возглавляет освящение многих построенных храмов. Будучи сам талантливым проповедником, архипастырь целенаправленно развивает и поддерживает в Церкви проповедническую, просветительскую и издательскую деятельность, духовное образование. Владыка очень радеет о том, чтобы результат этих трудов был направлен как внутрь Церкви, на оживление духовной жизни христиан, так и во вне, в мир, для проповеди всему человечеству истин Богом данной правой веры.

За время первосвятительского служения владыки Корнилия в Церкви особенно проявилась соборность. Это выражается не только в том, что регулярно проводимые Освященные Соборы стали реальным органом управления Церкви, но и в том, что Церковь открыто и свободно обсуждает вопросы своей внутренней жизни и каждый её член получил право соборного голоса. Владыка Корнилий известен своей открытостью и отзывчивостью. Он уважителен и смирен со своими собратьями-архиереями, по-отечески относится к подчиненным ему священнослужителям — священникам, диаконам и чтецам. Готов для общения со всяким христианином, внимателен к людям разного ранга и положения, национальности и вероисповедания. Владыка образован и начитан, открыт ко всему новому. При огромных моральных и физических нагрузках, владыка Корнилий ведет скромный и строгий образ иноческой жизни, энергичен и жизнерадостен, непритязателен в бытовых вопросах.

Епископ Юрьевский и Вельядский .

Биография

Царь Иван Грозный , завоёвывая ливонские города , везде приказывал устраивать православные церкви с принтами и употреблял все меры для распространения Православия между коренными жителями страны - эстами и латышами . Чтобы упрочить достигнутые успехи в Ливонии, было решено открыть в Юрьеве Ливонском епископскую кафедру, на которую и был возведён игумен Корнилий.

В октябре 1570 года, вскоре по своём рукоположении, епископ Корнилий из Москвы прибыл в Новгород , может быть, проездом на свою епархию, а через два года снова посетил Новгород, чтобы представиться бывшему там государю, и вслед за ним отправился в Москву.

Неизвестно, сколько лет пребывал на кафедре епископ Корнилий. В 1578 году Юрьевскую кафедру уже занимал другой епископ - Савва, присутствовавший в декабре 1578 года на московском Соборе.

Епископ Корнилий нередко отождествляется с преподобным Корнилием, игуменом Псково-Печерского монастыря , умерщвлённым по повелению Ивана Грозного. Ни Новгородская третья летопись , ни синодик Псково-Печерского монастыря не отождествляли личность Юрьевского епископа с преподобным Корнилием. Преподобный Корнилий был убит в 1570 году, и в печерском синодике день его памяти отнесен к 20 февраля, а день кончины епископа Корнилия к 5 числу того же месяца. Ещё одним подтверждением тому, что епископ Корнилий занимал Юрьевскую кафедру и после смерти прп. Корнилия Псково-Печерского, служит запись 1576 года на рукописной книге Слов Василия Великого из собрания Е. Е. Егорова: «В лето 7084 при священном епископе Корнилье дал сию книгу Великого Василья в церковь боголепного Преображенья, дал Еуфим, ище чернец часовик, в Юрьев Ливонской».

Напишите отзыв о статье "Корнилий (епископ Юрьевский)"

Ссылки

  • Русский биографический словарь : В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918.

Отрывок, характеризующий Корнилий (епископ Юрьевский)

Ростов сделался не в духе тотчас же после того, как он заметил неудовольствие на лице Бориса, и, как всегда бывает с людьми, которые не в духе, ему казалось, что все неприязненно смотрят на него и что всем он мешает. И действительно он мешал всем и один оставался вне вновь завязавшегося общего разговора. «И зачем он сидит тут?» говорили взгляды, которые бросали на него гости. Он встал и подошел к Борису.
– Однако я тебя стесняю, – сказал он ему тихо, – пойдем, поговорим о деле, и я уйду.
– Да нет, нисколько, сказал Борис. А ежели ты устал, пойдем в мою комнатку и ложись отдохни.
– И в самом деле…
Они вошли в маленькую комнатку, где спал Борис. Ростов, не садясь, тотчас же с раздраженьем – как будто Борис был в чем нибудь виноват перед ним – начал ему рассказывать дело Денисова, спрашивая, хочет ли и может ли он просить о Денисове через своего генерала у государя и через него передать письмо. Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. Борис заложив ногу на ногу и поглаживая левой рукой тонкие пальцы правой руки, слушал Ростова, как слушает генерал доклад подчиненного, то глядя в сторону, то с тою же застланностию во взгляде прямо глядя в глаза Ростову. Ростову всякий раз при этом становилось неловко и он опускал глаза.
– Я слыхал про такого рода дела и знаю, что Государь очень строг в этих случаях. Я думаю, надо бы не доводить до Его Величества. По моему, лучше бы прямо просить корпусного командира… Но вообще я думаю…
– Так ты ничего не хочешь сделать, так и скажи! – закричал почти Ростов, не глядя в глаза Борису.
Борис улыбнулся: – Напротив, я сделаю, что могу, только я думал…
В это время в двери послышался голос Жилинского, звавший Бориса.
– Ну иди, иди, иди… – сказал Ростов и отказавшись от ужина, и оставшись один в маленькой комнатке, он долго ходил в ней взад и вперед, и слушал веселый французский говор из соседней комнаты.

Ростов приехал в Тильзит в день, менее всего удобный для ходатайства за Денисова. Самому ему нельзя было итти к дежурному генералу, так как он был во фраке и без разрешения начальства приехал в Тильзит, а Борис, ежели даже и хотел, не мог сделать этого на другой день после приезда Ростова. В этот день, 27 го июня, были подписаны первые условия мира. Императоры поменялись орденами: Александр получил Почетного легиона, а Наполеон Андрея 1 й степени, и в этот день был назначен обед Преображенскому батальону, который давал ему батальон французской гвардии. Государи должны были присутствовать на этом банкете.

Исполнилось 90 лет. Дата впечатляющая: владыка Корнилий, старейший из митрополитов Русской Православной Церкви, не находится на покое, а продолжает управлять вверенной ему Церковью, сохраняя в ней мир и согласие, несмотря на серьезные вызовы извне. Вся жизнь митрополита была посвящена служению Христу и Его Церкви. На этом пути всегда есть трудности и беды – владыка Корнилий познакомился с ними с детства.

Недавно таллинский режиссер Олег Беседин снял фильм «Дорога к Богу», рассказывающий о жизни митрополита Корнилия. Мы беседуем с Олегом Александровичем как о фильме, так и – по большей части – о его главном герое.

90-летняя молодость

– Олег, чем именно владыка Корнилий так привлек твое внимание, светского вообще-то режиссера?

– Ну, «светский» – это не обязательно «советский» или «атеистический». Этот фильм я начал снимать еще три года назад. Сначала мы хотели рассказать историю митрополита Корнилия, просто записывая его интервью. Записали много: получилось больше 20 часов интервью с владыкой. Рассказывая о своей жизни, митрополит рассказал и об истории Православия в Прибалтике, обо всех архиереях, с которыми он был знаком, служил с ними вместе, о довоенной и военной жизни в Эстонии, о советском периоде, о тех гонениях, которые были в хрущевское время, о своем заключении в лагере, о том, как он попал туда из Вологды, о преследованиях христиан, об издевательствах над ними, о возрождении церковной жизни и многом другом.

И когда владыке Корнилию исполнилось 90 лет, мы посчитали, что будет совершенно справедливым, если мы сделаем полноценный фильм о самом старшем в Русской Православной Церкви митрополите, который возглавляет Эстонскую Церковь. Владыка Корнилий – это человек удивительной судьбы, человек, который всю свою жизнь был с Богом. С младенчества он воспитывался в Православии – его родители уделяли этому, пожалуй, главное внимание. Владыка Корнилий обладает прекрасным чувством юмора: беседуя с ним, понимаешь, что молодость он ничуть не утратил в свои девяносто. Интересно получается: человеку 90 лет, а он молодой. Хотя молодой по-особому все-таки: его слово метко и веско, он столько пережил, что иначе и быть не может.

«Нормальные христианские чудеса»

– Владыка Корнилий рассказывал о своем детстве в Эстонии?

– Да, конечно. Еще мальчиком Вячеслав Якобс (мирское имя владыки) с отцом Михаилом Ридигером, батюшкой будущего , ходил по концентрационным лагерям, находившимся в Эстонии, и помогал нашим военнопленным. Отец Михаил Ридигер исповедовал, причащал русских солдат, всячески помогал им. Вообще о том, как православные священники в Эстонии спасали пленных русских солдат, можно сделать отдельный фильм.

Таких случаев – я бы назвал их «нормальными чудесами, естественными для христианства», – в жизни владыки Корнилия много.

На Александро-Невском кладбище был храм, в один из дней 1944 года там шла служба, там же находился и отец Вячеслав, будущий митрополит. Неожиданно ему передали, что ему необходимо срочно пойти к такому-то человеку – нужно было, кажется, исповедовать больного прихожанина. Отец Вячеслав быстро собрался и пошел к больному, и через несколько минут Таллин подвергся бомбардировке, в которой кладбищенский храм был разрушен, и все находившиеся там люди погибли. А только священников там было 14 человек… Потом на пепелище церкви была найдена икона святого благоверного князя Александра Невского, абсолютно не пострадавшая, – отец Вячеслав сохранил ее, сейчас она находится в таллинской Казанской церкви. Таких случаев – я бы назвал их «нормальными чудесами, естественными для христианства», – в жизни владыки Корнилия много, и они свидетельствуют, на мой взгляд, о благом Промысле Божием – не только в жизни владыки, но и в возглавляемой им сейчас Эстонской Церкви.

«У них Православие в крови»

– С 1951 по 1957 год отец Вячеслав Якобс служил в Вологодской епархии. Служение в северных российских пределах закончилось для него новым испытанием – заключением. Об этом в фильме тоже рассказывается?

– Судьба владыки складывалась так, что он служил и здесь, в , потом, в 1950-х годах, переехал служить в Вологду – с этим городом у него связаны, пожалуй, одни из самых ярких и добрых воспоминаний. Он много рассказывал о том, какие замечательные люди там жили, он называл Православие органичным для северных русских людей. Рассказывал и о том, как ему приходилось пешком ходить по деревням и селам Вологодчины, совершать требы, иногда и тайно крестить, об их гостеприимстве и истовости в христианстве.

Судьба была к нему довольно жестокой: за веру он попал в заключение. Причем сначала ему дали максимум по «его» статье: 15 лет. Но адвокатам удалось сократить срок заключения до 10 лет, а потом, в результате изменений в советском государстве и смягчения гонений на христиан, он вышел на свободу через три года. Выйдя из лагеря, он вернулся в Таллин.

«Компенсация» не по адресу

– В фильме дочь владыки рассказывает о забавном эпизоде: отец Вячеслав подал телеграмму о своем приезде, и на вокзале встречать его собрался узкий круг людей. Оказалось, что в одном с ним поезде ехал и какой-то крупный советский чин – того встречали с цветами и оркестром на перроне. Священник выходит из вагона – за плечами лагерь, следствие – и слышит торжественную музыку, приветствия радостной толпы, видит цветы, плакаты. Невесело смеясь, посчитали это своеобразной «компенсацией» от советской власти за «некоторые бытовые неудобства» в жизни и уехали поскорее домой.

Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница", Таллинн

Спокойное эстонское чудо

– Недавно в Таллине был построен новый православный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». Почему именно такое посвящение?

Антиквар сказал, что у него есть нечто интересное, и показал… спасенную из храма подворья Пюхтицкого монастыря икону Божией Матери «Скоропослушница».

– Во время хрущевских гонений в Таллине был разрушен дивный храм подворья Пюхтицкого монастыря. И тут было еще одно «естественное чудо»: отец Вячеслав, зайдя просто так, из интереса, в антикварную лавку в Тарту, разговорился с продавцом-эстонцем. Тот ему сказал, что у него есть что-то, что, может быть, заинтересует священника, и показал ему спасенную из этого храма . Священник обомлел. Взяв символическую цену за икону, эстонец тщательно упаковал ее, чтобы все думали, что это картина, и отдал отцу Вячеславу. Долгое время икона хранилась дома в семье Якобсов; опасаясь очередных гонений, ее тщательно скрывали. Но раз в неделю перед иконой проходили частные молебны, на которых были только близкие друзья и родственники. С этой иконой связано и возведение в таллинском районе Ласнамяэ нового храма – владыка передал ее в этот храм, освященный в прошлом году Святейшим Патриархом Кириллом. А сам храм и построен в честь иконы Богородицы «Скоропослушница» – десятки тысяч православных со всей Эстонии приходят, приезжают сюда.

Верность

Эстонские власти обещали митрополиту многое, если он возглавит отделенную от Москвы церковь, но владыка Корнилий остался верен Московскому Патриархату.

– О заслугах митрополита Корнилия можно говорить долго, но, во-первых, это действительно займет много времени, а во-вторых, он сам очень не любит, когда звучат такие хвалебные речи.

– Тем не менее, и тут уж пусть владыка потерпит, нужно сказать, что одной из самых главных его заслуг можно смело назвать его верность Русской Православной Церкви. Несмотря на все эти политические, экономические изменения, приведшие к распаду большой страны, он остался верен матери-Церкви, Московскому Патриархату. Когда пришла бумага из Москвы, что епископ Корнилий становится митрополитом, то к владыке немедленно пришли из правительства Эстонии с предложением возглавить Эстонскую Православную Церковь, но не подчиняющуюся Москве. То есть ту, что сегодня подчиняется Константинопольскому Патриархату. В этом случае обещали всякое содействие: и материальную поддержку от государства, и передачу в собственность всех храмов (сейчас Православная Церковь их арендует), естественно, и моральную поддержку от правительства, что очень существенно в такой стране, как Эстония. Знающий эстонские традиции, владеющий эстонским языком, пользующийся доверием, влиянием и уважением в обществе, митрополит Корнилий остался верен Московскому Патриархату. Избежав того страшного раскола, который произошел на Украине после «перестройки» и после неугодных Филарету Денисенко выборов Патриарха Московского и всея Руси. А владыка не побоялся неизбежных трудностей – материальных и психологических – и сохранил лучшие традиции Русской Церкви в Эстонии. Эти традиции, кстати, как замечают многие приезжающие из России, были бы очень полезны, если бы на них обращали больше внимания и в самой России. Митрополит, повторюсь, очень скромный человек, непритязательный. Ну, например, он живет не в каких-нибудь там архиерейских хоромах-резиденциях, а в двухкомнатной квартире в Ласнамяэ. Кстати, райончик этот в Таллине особым почетом не пользуется – что-то вроде Бирюлево в Москве.

«Недостойный митрополит»

– Еще пример. Не могу сказать, что фильм наш – мировой шедевр, да и делался-то он по просьбе владыки скромным, но, тем не менее, когда закончилась его премьера, митрополит обратился к зрителям: «Братья и сестры, имейте в виду: я этого фильма недостоин!» Дал просто понять, что все достижения, заслуги и т.п. – это вопрос твоего доверия Богу, даже тогда, когда на тебя обрушиваются страдания и испытания. А таких испытаний у него было много – будь то в личной жизни, будь то в церковной. Ну, и вот – когда митрополит говорит о своем недостоинстве, ничуть не «смиренничая» при этом, говорит честно, глядя тебе в глаза, то получается даже такая проповедь, к которой невозможно не прислушаться, и хочется ей следовать, вот и всё.

Русский язык владыки просто завораживает: настоящий русский язык, который, увы, забыт многими за годы советской власти и нынешнего разброда

– А тяжело было снимать фильм?

– Скорее, монтировать. Мы хотели сначала вообще сделать только беседу, монолог владыки – его русский язык просто завораживает: настоящий русский язык, который, увы, забыт многими за годы советской власти и нынешнего разброда. Но все-таки решили сделать фильм более подвижным: современный зритель очень сильно и быстро утомляется, когда видит одного человека, пусть и интересно рассказывающего, пусть и снятого несколькими камерами, в разных ракурсах. Так что мы сделали закадровый голос, попросили поучаствовать в фильме младшую дочь владыки (старшая умерла, и это было одним из самых тяжких испытаний), его школьного друга – рассказать о нем. А школьный друг очень помогал владыке: он слал ему в лагерь посылки, причем такие, которые были самыми нужными там, – он сам сидел, поэтому прекрасно знал, что требуется в заключении в первую очередь.

Каждому времени – свой подвиг

– Работа над фильмом была для тебя привычной, или же ты открыл что-то новое, важное?

– Знакомясь с жизнью нашего митрополита, ты просто понимаешь, через что люди проходят, чтобы сохранить верность Христу. Понимаешь, что наша жизнь – это скопище соблазнов, так называемых «благ» всевозможных, и требуется способность к самоотречению, чтобы устоять перед ними. Заодно задумаешься: что сложнее – пойти за веру в тюрьму, в лагерь или же выстоять перед соблазнами сегодня, в век совершенно религиозного культа комфорта и консюмеризма. Мне кажется, что соблазны становятся более опасными, чем даже тюрьма. Там всё было четко и ясно: ты знаешь и видишь, где враг, где горе, где радость, где измена, где верность. Здесь же всё, по-моему, хитрее: с одной стороны, действительно нужно заботиться о материальном достатке, с другой же стороны, не возводить его в культ, прикрываясь благовидными измышлениями. Но, ближе познакомившись с жизнью митрополита Корнилия, все-таки приходишь к выводу: для каждого времени свойственны свои соблазны, все они из одного, очень мутного, источника, точнее – тихого омута. И победить эти соблазны в одиночку человек не может – только опираясь на руку Христа.

Часто диву даешься: как это митрополит Корнилий шутит, улыбается, иногда и иронизирует? Наверное, просто потому, что за руку Христа он держится крепко. Надеюсь, в своем фильме мы смогли об этом рассказать.