Проблемы этногенеза восточных славян кратко. Проблема этногенеза восточных славян кратко


Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления и эволюции восточнославянской государственности.


Содежание:

1.Введение.

2.Особенности славянского расселения.

3. Споры о происхождении Русской княжеской династии.

4. Образование Древнерусского государства.

5. Список используемой литературы:

1.Введение

Россия в своих основных чертах сформировалась в рамках Мос­ковского государства. Однако она имеет глубокие исторические корни из славянской цивилизации, в Древней Руси.

Образование древнерусского государства - одна из наиболее важ­ных и сложных научных проблем отечественной истории. Исследова­телями разработаны различные концепции его природы и генезиса. I (о похоже, что вопрос «Откуда есть пошла русская земля?», постав­ленный древнерусским летописцем Нестором, оказался одним из веч­ных вопросов нашей истории.

Проблема происхождения Древней Руси связана в первую очередь с вопросом происхождения народа, ее создавшего. Сегодня она оста­ется одной из самых дискуссионных в отечественной историографии, (охраняет свою актуальность и приобретает политическую окраску в условиях роста национального самосознания русского, украинского, белорусского и других народов, населяющих пространства Руси-Рос­сии-бывшего СССР.

Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового един­ства. Анализ лексики древнеславянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянскую языко­вую общность, занимавшую территорию к югу от линии Западная Двина - Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами.

В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделя­ется праславянская группировка. Во II-IV вв. ее соседями являются два крупных межэтнических объединения, возглавляемых на юге го­тами и на западе вандалами. Известный петербургский ученый Г.С. Лебедев утверждает, что в составе или в контакте с этими обра­зованиями праславяне прошли важный этап этнической консолида­ции: к IV в. относятся первые известия о политической активности венедов и антов".

Нам представляется уместным остановиться здесь на наименова­нии славян в те далекие времена. Ведь само наличие названия служит определенным свидетельством возникновения этнического самосо­знания, без которого невозможно существование этнической общнос­ти. Название «славяне» появится лишь в VI в. Античные авторы упо­минали славян под именем венедов, готские хронисты называли их антами (некоторые авторы полагают, что антами славян называли степняки), византийцы - склавинами. По мнению И.М. Дьяконова, к IV-V вв. праславяне разделились на три группы: венеды - на западе, склавины - на юге, анты - на востоке

Великое переселение народов, проходившее с IV по VII в., сущест­венно изменило этническую картину мира. Магистральным путем для движения этносов с востока на запад стало Северное Причерноморье. Кочевые племена волна за волной накрывали Восточную и Среднюю Европу. Гунны в IV-V вв. разгромили державу готов, тогда готы, гепиды, вандалы и др., теснимые степняками, двинулись на запад и юго-запад, «взламывая границы Римской империи» (Г.С. Лебедев).

В образовавшуюся географическую нишу и устремились прасла­вяне, в ходе мощной экспансии заселившие огромные пространства. Начиная с V-VI вв. они фиксируются (и археологически, и письмен­ными источниками) на территории от южного побережья Балтийско­го моря на севере до Дуная на юге, от Вислы и Одера на западе до среднего Днепра и Дона на востоке. Они дошли до верховьев Волги, до Адриатики, проникли на Пелопоннес и в Малую Азию.

Период древнеславянского единства заканчивается в последней четверти I тыс., когда славянская общность распадается на три ветви: восточную, западную и южную. «Таким образом, в отличие от своих арийских собратьев, например романцев и германцев, славяне сравнительно поздно выходят на поприще мировой истории. Подобное за­паздывание способствовало длительному сохранению близости языка, духовной и материальной культуры, основных черт общественного устройства славянских народов»

Самостоятельная история восточных славян начинается в VIII- IX вв. К этому времени восточнославянские племена полян, древлян, волынян и дреговичей занимают лесостепь и леса днепровского пра­вобережья, тиверцы и уличи - Прикарпатье и междуречье Прута, Днестра, Южного Буга, северяне и радимичи - днепровское левобе­режье, вятичи - бассейн верхнего течения Оки, кривичи - верховья [непра, Волги, Западной Двины и Псковщину, ильменские словене - территорию к северу от Ладожского озера почти до озера Белого, бе­рета Чудского озера и Ильмень-озера.

2.Особенности славянского расселения:

Освоение громадной территории Восточной Европы;

Удаленность от основных очагов цивилизации;

Соприкосновение с этносами, находившимися на более низкой ступени развития;

Сохранение в местах своего обитания местного населения, в пер­вую очередь угро-финских племен;

Перманентный характер славянской колонизации;

Ассимиляция части угро-финских и балтских племен.

В ходе расселения славян на территории Восточной Европы за­кладывались предпосылки для формирования древнерусской народ­ности. Особенности расселения влияли на становление государствен­ности, характер социально-экономического и политического строя.

Реки Восточной Европы, по берегам которых селились восточные славяне, стали связующей нитью между "Европой и Азией, севером и югом Европы. Уже с VIII в. великий волжский путь связывал восточных славян с племенами Среднего Поволжья и дальше через Каспийскоеморе - со странами Востока. Днепровский путь вел в Византию.

А к концу IX в. как волжский, так и днепровский путь «из варяг в греки» продолжились на север вплоть до Прибалтики, превратившись тем самым в торговые пути общеевропейского значения.

Становление восточнославянской государственности происходило в постоянных столкновениях с восточными и юго-восточными кочев­никами и полукочевниками, в первую очередь с Булгарией и Хазар­ским каганатом.

В VI в. в евразийских степях началась смена языков по мере того, как с исторической сцены уходили ираноязычные скифы, сарматы, саки, а принадлежавшие им ранее территории оказывались под влас­тью тюркоязычных народов. В VI в. тюркоязычные авары (обры, по русской летописи) создали в южнорусских степях Аварский каганат, объединивший кочевые племена. Он был разбит франками в VIII в. Великие авары-обры исчезли без следа. А в Приазовье образовался сильный протоболгарский союз племен тюркской лингвистической группы, называемый Болгарским царством. В результате его распада часть племен под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок осела в среднем течении Волги, где образовала государство Волжская Болгария (Булгария). С середины VII в. она соседствовала с исключительно сложным и в чем-то таинственным историческим феноменом - Хазарским каганатом. История появления его такова.

С середины VI до середины VIII в. крупнейшим политическим об­разованием на Востоке был Тюркский каганат. Центром его первона­чально был союз алтайских племен, принявших название «тюрк», ставшее этнонимом для народов, говоривших на родственных языках. Затем каганат распался на Восточный и Западный. Первый находился между Сырдарьей и Маньчжурией, второй простирался от Алтая до степей Причерноморья. Его преемником и стал Хазарский каганат, занимавший Нижнее Поволжье, степи Северного Кавказа, Причерно­морья и частично Крым. Превратившись в VIII в. в крупнейшее по­литическое образование, каганат стал соперничать с Византией и Арабским халифатом в борьбе за Кавказ, Причерноморье и славян­ские земли. Хазары сумели создать яркую культуру, вобравшую в себя традиции многих племен и народов, населявших территорию от Китая до Византии. Города Итиль, Саркел, Семендер были важными цент­рами европейской торговли. Хазарская торговля оживила древние пути из Причерноморья в Византию и расширила общение с азиат­ским миром.

Духовную основу государства составляло язычество, но постепен­но под влиянием Византии здесь начинает распространяться христи­анство, а под давлением Арабского халифата - мусульманство. Пере­селившиеся сюда в VII в. евреи (по одним источникам, они пришли из Византии, по другим - с арабского Востока) принесли с собой иудаизм. Он был провозглашен официальной религией каганата, хотя и распространился только среди верхушки общества. В целом в государстве сохранялась веротерпимость.

История противостояния Руси и Хазарского каганата - сложная, многозначная, не во всем понятная. Роль хазар в истории Руси при­нято было оценивать негативно: они совершали набеги на славянские земли и заставляли славян платить им дань. Действительно, с IX в. и до середины 60-х гг. X в. между Русью и каганатом шла постоянная и острейшая борьба. Но оценки этих событий современными специалистами различаются. Обобщая их, выделим следующие.

Сторонники первой точки зрения считают, что хазары «разбойни­чали по закону», т.е. обложили славянские племена небольшой данью. В то же время существование на востоке стабильного политического объединения гарантировало славянские земли от недавних катастроф, когда невесть откуда появившаяся дикая орда могла в течение одного

дняя спалить, разорить, уничтожить все созданное и накопленное в течениедесятилетий 1 .

Исследователь В.Я. Петрухин отмечает, что «хазарское иго способствовало расцвету славянской культуры в Среднем Поднепровье, т.к. славяне были избавлены от набегов степняков» 2 . Более того, новое государственное образование восточных славян, по его мнению, вызревало в тени более сильного соседа. Как только сосед начал проявлять признаки слабости, славяне стали освобождаться от зависимости каганата.

Этногенезом славян занимаются антропология, археология, лингвистика, антропонимика и многие другие науки.

В общих чертах славяне, как общность людей, возникли и развивались подобно другим этническим группам, населявшим территорию Западной и Центральной Европы. В период палеолита это были племена, которые объединяла необходимость совместной добычи еды и защиты от притязаний других племен. На этом этапе славяне в отдельную этническую группу еще не выделились. Во всяком случае, проследить ее ученым не удается. Проблемы этногенеза начались примерно с XII-X веков до нашей эры.

В указанное время появляются которые совместно владеют имуществом и более-менее справедливо распределяют добычу. Знания и умения людей от поколения к поколению растут и примерно к VI-V тысячелетию они усовершенствуют оружие, одомашнивают первых животных, а в дальнейшем осваивают земледелие. Важнейшим событием на этом этапе стало открытие металлов, сперва меди, затем бронзы, а позже железа. Проблема этногенеза восточных славян получает новое развитие. Кто освоил науку изготовления металла и имел для этого сырье, оказался в более выгодном положении. Остальные либо покупали или выменивали желаемое, либо отвоевывали.

Проблема этногенеза восточных славян этого периода видна в несовпадении, а порой и противоречивости результатов исследований, проводящихся разными науками. К счастью, другие народы, например, греки, к тому времени были необычайно развиты, возводили мраморные храмы, строили сложные ирригационные системы, бассейны, канализацию, прекрасно знали письменность. Благодаря записям древнегреческих ученых, можно уверенно сказать, что к середине VI века до нашей эры славяне уже существовали. Византийские историки разделяли их на склавинов и антов, живших за пределами северной границы Византии. Ареал их обитания лежал между Днепром (Иорданом) и Дунаем (Истром) с одной стороны, а с другой тянулся от Вислы (Висклы), Эльбы и Одера (Прокопия). Для умных греков наши предки, жившие в домах, похожих на землянки и не знавшие даже письменности, казались варварами. На самом деле умели делать и украшать орнаментами глиняную посуду, рисовать, создавать различные фигурки, в основном, зверей и птиц, имели основы религии. К сожалению, в этот период они отказались от веры в реинкарнацию и начали кремировать покойников, что затрудняет археологические изыскания.

Геродот, помимо антов и склавинов, упоминает венедов, народ, живший в низовьях Висклы. Венедов многие ученые считают собственно славянами. Кто именно из индоевропейских племен, населявших европейские территории, является их предком, наука ответа не дает. Проблема этногенеза восточных славян кроется в малоизученности данного вопроса из-за нехватки данных. Лингвисты основывают развитие этноса восточных славян на изучении общих слов и терминов, встречающихся у многих народов, и по языковым признакам связывают славян с италийцами и прабалтами.

Генетики основывают свои выводы на изучении мужской Y-хромосомы, которая обязана хранить информацию об общих предках. Проблема этногенеза восточных славян тут заключается во множественных скрещиваниях генетического фонда племен, что связано с миграциями и бесконечными захватническими войнами. Генетики с большой вероятностью балтов называют предками славян в целом. При этом северные славяне связываются с угро-финнами, западные с кельтами, а южные с фракийцами. Прародиной для восточных славян определяют территорию современной Украины. Это подтверждается археологическими раскопками и детальным изучением пражско-корчаковской и пражско-пеньковской культур. Хотя другие связывают славян с то есть, с готами. В те жесткие времена между племенами происходили частые кровопролитные сражения.

Славяне, под нажимом обстоятельств, уходили на неосвоенные территории, расселяясь по берегам рек и озер, чем обусловлены названия древних общин. Возникли вятичи, кривичи, древляне, поляне и другие. Люди окружали свои поселения рвами, обносили высокими крепкими стенами. Называться они стали княжествами, потому что правили там князья. В военное время это были князья-военачальники. Им помогала верная дружина, набиравшаяся из народа. В мирное время правление осуществляли князья союзов общин, власть которых была значительно многостороннее. Решать дела общин князьям помогал совет старейшин и народные собрания, называвшиеся вече.

К этому времени окончательно сформировалась языческая религия.

Язычество восточных славян корнями уходит в тотемизм и фетишизм. Праславяне верили, что произошли от каких-либо животных, в них же могли превращаться. Они изготавливали тотемы поклонения (маленькие фигурки животных, которые находят при раскопках). Многие русские сказки, например, сказка о царевне-лягушке, это косвенно подтверждают. Также славяне поклонялись объектам природы, деревьям, водоемам, лесам и так далее. Впоследствии произошло выделение духов предков как объектов для поклонения. Появляются водяные, лесовики, домовые. Последний этап язычества - вера в богов. У славян были боги природы и явлений, главным из которых являлся и молний Перун. Поклоняясь ему и другим языческим возводили капища (открытые площадки для проведения ритуалов), совершали обряды, по отдельным источникам сопровождавшиеся человеческими жертвоприношениями.

Дальнейшее разделение труда, развитие торговли, рост благосостояния одних слоев населения и обнищание других подводило общество к рождению государственности. Первым таким государством у древних славян стала Киевская Русь.

На вопрос Проблема этногенеза восточных славян заданный автором Полина Александровна лучший ответ это В любом учебнике по истории России с древнейших времен.. . разбирается эта проблема.. .
Этногенез - момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.
К восточнославянским народам относят русских, украинцев и белорусов, а также субэтнические группы малой численности: поморы, казаки донские, ка-заки запорожские, казаки-некрасовцы, русскоустьинцы, марковцы и некоторые другие. Территория проживания этих народов компактна, ограничена с запада Польшей, прибалтийскими странами, странами Скандинавии, с севера - Северным Ледовитым океаном, далее с востока реками Двина и Волга и с юга - Черным морем. Основная часть приходится на Восточноевропейскую равнину, ко-торая диктует основной ландшафт территории (равнины, зона лиственных ле-сов) . Климат умеренный.
Предыстория восточных славян начинается с III тыс. до н. э. Племена про-тославян уже знали мотыжное земледелие и скотоводство. Установлено, что в рамках IV тыс. до н. э. скотоводческо-земледельские племена, носители Балка-но-Дунайской археологической культуры, занимали область нижнего течения Днестра и Южного Буга.
Следующим этапом было расселение "трипольских" племен - III тыс. до н. э. Это были племена с развитым для своего времени скотоводческо-земледельческим хозяйством, обитатели огромных поселков.
Историческим центром восточного славянства издавна было Среднее Поднепровье, где проживали поляне. Их восточными соседями были северяне, далее находились земли радимичей, вятичей. К западу от полян проживали древляне и дреговичи. Западные пределы расселения восточнославянских племён достигали Прикарпатья, где проживали белые хорваты, и р. Западный Буг, вдоль течения которой простирались земли волынян. Северную группу восточнославянских племён составляли кривичи, полочане и новгородские сяовене. Пределы их расселения охватывали Верхнее Поволжье, просторы Валдая, побережье Западной Двины, бассейн Ильменя и Чудского озера. В междуречье Днестра и Дуная, на юго-западе Причерноморья, проживали тиверцы, соседями которых к востоку от Днестра были уличи.
Хозяйство восточных славян основывалось на земледелии. Славяне выращивали просо, ячмень, пшеницу, рожь. Знали они также бобы, горох, лён и прочие культуры, в частности гречиху. Наряду с земледелием важное место в хозяйстве занимало животноводство. Вспомогательную роль играли охота и рыболовство. Высокого уровня и восточных славян достигли различные ремёсла. В отдельные отрасли довольно рано выделились добыча железной руды и обработка железа. Выплавляли его в специальных горнах, сооружённых из глины. Переработка железа в готовые изделия осуществлялась в кузницах. С помощью кузнечных инструментов здесь изготавливались разнообразные сельскохозяйственные орудия труда, деревообрабатывающие инструменты, бытовые изделия, оружие. В быту славяне широко использовали глиняную посуду. В XVI-XVII вв. основные виды посуды - горшки, миски, сковородки - изготавливались вручную в домашних условиях и обжигались на открытом огне. Развитие земледелия, специализа­ция ремесленного производства способствовали формированию в славянском обществе обмена и торговли.
Но протяжении VIII-IX вв. у восточных славян образовались первые территориально-политические объединения - союзы племён, бывшие своеобразными зародышами государств. Верховным органом плененного самоуправления у славян было вече. Дальнейшее развитие родоплеменной организации предопределяло появление сперва выборной, а затем наследственной княжеской власти. Так возникли племенные княжения.
На рубеже VIII-IX вв. у восточных славян формировались основы государственности. На страницах византийских и европейских хроник начали появляться упоминания о русах, стране русов, которую возглавляет каган, или царь.

Этническое ядро нашей страны изначально составили племена, принадлежавшие к восточнославянской общности и проживавшие в V - VII вв. на территории Восточно-Европейской равнины. Проблема этногенеза, под которым понимают процесс формирования этнической общности (народа), остаѐтся до настоящего времени одной из самых сложных проблем в исторической науке.

Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно истории формирования славянского этноса. История древних славян изучается на основании данных многих наук, и, прежде всего, лингвистики, истории, археологии, палеоантропологии, генетики.

Сложность исследования вопросов этногенеза и древней истории славянских племен заключается, в первую очередь, в отсутствии достоверных письменных источников. Самыми ранними письменными источниками, упоминающими славянские племена, являются византийские источники, относящиеся к периоду середины VI в.: в них говорится о племенах антов и склавинов, которые могли быть предками восточных славян. Византийские историки в своих данных опирались на римских авторов I - II в. н.э., упоминавших в качестве предков славян племена венедов, и таким образом отодвигавших праславян ко времени существования Древней Римской империи.

Но при этом отсутствуют указания, к какой этнической группе - народу - относятся перечисленные племена, также как и сведения об истории этих народов, их передвижениях и исторической их родине. В самом раннем из собственно известных славянских источников - Повести временных лет, созданной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII в., - повествование, относящееся к древнеславянской истории, носит во многом мифологический характер. Данные лингвистики позволяют говорить о выделении праславянского этноса из индоевропейской языковой семьи в широком временном диапазоне: со II тыс. до н.э. до первых веков н.э.

При этом они устанавливают языковую связь с другими народами индоевропейской языковой семьи, говоривших на анатолийском, индоиранских, армянском, греческом, италийских, кельтских, германских, балтских и др. языках. Общность народов устанавливается на уровне терминологии, относящейся к производственной деятельности, социальной сфере и религии, что позволяет говорить о сходной организации общественной жизни. Ареал распространения языковой группы очень широк - от Азии до севера Западной Европы. Отдельные народы, в том числе, возможно, и славяне, расселились в эпоху бронзы (III - I тыс. до н.э.) на территории Центральной Европы.

Изучение этногенеза славян является одной из сложнейших проблем археологии. В настоящее время археологические изыскания позволили выявить ряд собственно славянских археологических культур, получивших распространение на территории Центральной и Восточной Европы, начиная с V в. н.э. Что касается более ранних культур, то вопрос - можно ли их носителей отнести к представителям славян или их предков - до сих пор остается спорным. Итак, проблема этногенеза славян связана с установлением происхождения, истории формирования и ареала обитания древних славянских племен. В исторической науке сложилось несколько точек зрения относительно истории происхождения древних славян.

Наиболее обоснованными являются две концепции. Согласно миграционной концепции, славяне являются мигрантами, переселившимися на Восточно-Европейскую равнину с другой территории. В рамках данного подхода сформировалось несколько точек зрения. Так называемая «дунайская» концепция была изложена ещѐ Нестором в Повести временных лет, где в качестве прародины славян указывались дунайские территории: в результате нападения воинственных племен «волохов» славяне вынуждены были мигрировать с территории Дуная в Приднепровье. Эта летописная версия нашла развитие в трудах таких выдающихся русских историков XIX в., как Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, которые утверждали, что восточные славяне переселились с Дуная и расселились на Восточно-Европейской (Русской) равнине в V - VI вв. н. э.

Позже академик О.Н. Трубачев, опираясь на лингвистические изыскания, также отстаивал точку зрения о выделении в эпоху бронзы праславянских племен из индоевропейской общности на севере Балкан в районе Дуная и их последующем переселении на территорию Восточно-Европейской равнины. В рамках «прибалтийской» версии, нашедшей отражение в исследованиях М. В. Ломоносова, А. Г. Кузьмина, славяне также рассматриваются в качестве мигрантов, однако родиной их называются земли древних балтов. В более позднее время ученые - лингвисты (например, В.Н. Топоров) выстраивали свои доказательства на основе близости балтских и славянских языков. По мнению этих ученых, по отношению к балтскому языку славянский язык является более поздним или, более того, представляет собой прабалтийский южно-периферийный диалект. Соответственно, делался вывод о том, что славяне, как народность, сформировались на территории, близкой к местам обитания балтских племен, и впоследствии мигрировали на восток.

Наряду с миграционной существует и автохтонная концепция происхождения восточнославянского этноса. Советский историк академик Б.А. Рыбаков, основываясь на данных археологии, доказывал, что славяне как этнос сформировались на территории Восточной Европы и являются еѐ исконным населением. При этом возникновение разногласий в определении праславянской территории (прародины славян) - Дунай или Балтика - он объяснял тем, что праславяне расселились очень широкой полосой в Центральной и Восточной Европе: от Судет, Татра и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга. Ученые-археологи, разделяющие данную точку зрения, считают некоторые археологические культуры, обнаруженные на территории Восточной Европы, в том числе России, и относящиеся ко времени I тыс. до н.э., собственно славянскими, подчеркивая, тем самым, автохтонность славян относительно данной территории. В контексте автохтонной концепция вероятными местами этногенеза восточных славян называется Белоруссия, северная и центральная части Украины, юго-запад России. Однозначно установленным следует считать факт проживания в V - VI в. н.э. славянских племен на территории от верхней и средней Вислы до среднего Днепра. Подобные выводы подтверждаются данными археологии. На территории расселения славянских племен прослеживается преемственность последовательно сменявшихся археологических культур, относящихся к V-VI вв.

В последние десятилетия XX в. в ходе археологических раскопок были обнаружены памятники, позволяющие говорить о более раннем, чем V - VI вв., времени появления славян на территории Восточной Европы. В 80- х гг. XX в. были идентифицированы и отнесены к особой культуре памятники так называемого киевского типа конца II - IV вв., обнаруженные в Среднем Поднепровье и бассейне левых притоков Днепра, Десны и Сейма (Курская область), вплоть до истоков Северского Донца. Многие ученые (например, Р.В. Терпиловский., Н.С. Абашина и др.) указывают на прямую преемственность киевской археологической культуры с вышеперечисленными славянскими культурами V - VI вв. В VI в. н.э. на европейской территории славянские миграции приобрели массовый характер.

Славяне заселили подунайские земли, Мезию, Фракию, Фессалию, до владений древней Спарты и островов Средиземного моря. Из бассейна Балтики славяне двигались в западном направлении, в сторону реки Эльбы (славянской Лабы), и в восточном - по направлению к Ильмень-озеру. Именно в этот период произошло разделение древнеславянских племен на три основные ветви: западных (Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой: словаки, чехи, поляки, лужицкие сербы), южных (Балканы: сербы, хорваты, черногорцы, македонцы, болгары) и восточных славян (восток и север Восточно-Европейской равнины: русские, украинцы, и белорусы). Помимо определения исторической родины славян и период оформления славянского этноса, важным представляется выявление особенностей формирования самого этноса и его антропологическая история. Данные палеоантропологии и генетики свидетельствуют об этническом единстве славянских племен, проживавших на территории Восточной Европы в V - VI вв. и в более позднее время.

Славянский этнос сформировался на основе слияния двух ветвей европеоидной расы: южной (чехи, словаки, украинцы) и северной (белорусы и русские). Наиболее близкими к славянам народами являются потомки балтов - литовцы и латыши. Кроме того, в этногенезе славян приняли участие представители других этнических общностей - угро-финны (северные территории), кельтские народы (западные славяне), скифы (северное Причерноморье), фракийцы (Балканы) и т.д. Со времени складывания народности и по мере расширения ареала обитания славянские племена вступали в контакты с соседними племенами, оказавшими в разной степени влияние на формирование этноса, его образа жизни, языка, культуры. К племенам и народам, принявшим участие в формировании древнерусской народности, по мнению многих учѐных, можно отнести, помимо балтов и угро-финнов, ещѐ и скифов (VIII в. до н.э. - III в.н.э.), сарматов (III - IV вв н.э.), гуннов (IV в. н.э.), хазар (IV - V вв), болгар (V - VIII вв.), авар (VI - VII вв.), венгров (VII - X вв.), печенегов (VIII - X вв.), половцев (IX - XIII вв.).

К концу VI в., ко времени закрепления древних славян на вновь занятых территориях, относится формирование основных союзов славянских племен. Согласно Повести временных лет таких союзов насчитывалось свыше десяти. Большинство самоназваний племен связаны с местами и условиями их обитания. Так, на обширных равнинах Приднепровья проживали поляне; в лесах - древляне; осевшие по Двине и ее притоку Полоте - полочане; проживавшие в болотистой местности между Припятью и Двиной славяне получили название дреговичи (возможно, от дрега - болото), от реки Буг произошло название племени бужан.

Среди восточнославянских племен известны также словене, основавшие Новгород на озере Ильмень; северяне, проживавшие по Десне; вятичи, расселившиеся вдоль течения Оки; тиверцы (нижнее течение Днестра), радимичи (бассейн р. Сож), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги) и др. У различных славянских племен складывались свой диалект, особенности организации общественной жизни, хозяйственной деятельности, бытовой и духовной культуры. Большое влияние, прежде всего, на хозяйственную деятельность, оказывали условия проживания: на открытых равнинах и степных пространствах получило развитие скотоводство, в лесных районах - охота, бортничество (сбор дикого меда), вблизи рек - рыболовство. Широкое развитие получили ремесла - гончарное, кузнечное, а также домашняя промышленность - ковроткачество, изготовление холста и пошив одежды, шорное и скорняжное дело. Однако основным видом хозяйственной деятельности являлось всѐ же земледелие.

Наиболее распространѐнными возделываемыми культурами были зерновые (рожь, овес, ячмень, гречиха), бобовые (горох, бобы). Выращивали также коноплю и лен. Славянам были известны и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька. Славяне имели достаточно развитую земледельческую культуру, собственные приемы и методы ведения земледельческих работ. На степных пространствах получило развитие переложное земледелие: участок использовался в течение 2-3 лет, затем оставлялся.

В лесных и лесостепных районах господствовало подсечно-огневое земледелие: участок предварительно освобождался от деревьев путем вырубки, выкорчевывания и выжигания леса. Зола от сгоревших деревьев способствовала усилению плодородия почв. После 2-3 летнего использования участок также оставлялся и для посевов освобождался новый. В VII в. н. э. у восточных славян складывается двухпольная система севооборота, предусматривающая разделение земельного участка на две половины и их поочередное использование. К концу VIII в. двухполье практически повсеместно было вытеснено трехпольной системой севооборота, при которой имело место чередование пара, озимых и яровых культур, что способствовало более медленному истощению почвы.

По некоторым данным, с VIII в. славяне практиковали унавоживание почвы, что способствовало увеличению продуктивности земледелия. Славяне использовали довольно широкий арсенал земледельческих орудий различного назначения: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, жернова. В VIII - IX вв. появился плуг с железным лемехом, а в лесных зонах - соха. И плуг и соха с незначительными изменениями просуществовали в русской земледельческой культуре вплоть до ХХ в. В качестве тягловой силы использовался скот.

Переход к более передовым системам земледелия, использование плуга и сохи позволили увеличить производительность сельскохозяйственного производства, способствовали интенсификации труда и появлению излишков, что, в свою очередь, напрямую отразилось на уровне экономического развития земледельческого хозяйства восточных славян. Основу социальной организации составляла община (вервь) - объединение людей, основанное на совместном ведении хозяйственной деятельности. Общинные традиции, сохранившиеся вплоть до ХХ в., стали одной из фундаментальных основ русской культуры и цивилизации, что объяснялось не только менталитетом и особенностями религиозных воззрений, но и вполне объективными причинами: тяжестью и большим объѐмом земледельческих работ, требовавших приложения усилий большого коллектива, необходимостью следить за правильным распределением и использованием земли.

Община выступала в качестве основной административной единицы: на общинных сходах решались наиболее важные правовые, военно-политические и хозяйственные вопросы. Первоначально повсеместно господствовала родовая община, представлявшая собой объединение больших патриархальных семей на основе кровнородственного признака, для которого характерно было равенство всех его членов, наличие общинной собственности, совместное ведение хозяйственной деятельности и равное распределение продуктов труда. По мере расширения ареала обитания, увеличения численности членов общины, и, главное, интенсификации земледельческого труда, родовая община приходит в упадок: всѐ большую самостоятельность получают малые семьи. К концу VIII в. на смену родовой приходит соседская община, объединявшая хозяйства малых семей. Члены соседской общины совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами. Малые семьи вели самостоятельную хозяйственную деятельность и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда. В дальнейшем, семейная собственность стала основой для формирования частной собственности. Неравномерность развития отдельных малых хозяйств, так или иначе, способствовала расслоению общинников и появлению групп наиболее зажиточных и беднейших членов общества. В результате формируется господствующий слой, пополнявшийся первоначально за счет представителей родовой знати, занятой в управлении отдельными племенами. Политический строй догосударственного периода славянской истории эволюционировал от общинных (вечевых) традиций до режима военной демократии.

Если на начальном этапе управление делами племени осуществлялось общим собранием его членов - вече, - то впоследствии руководящая роль стали сосредотачиваться в руках отдельных личностей - старейшин, вождей. Военная демократия подразумевала наличие по главе восточнославянских племен военачальников, т. е. князей, главной задачей которых была организация защиты земель общины и ее жителей от внешних врагов. Князья руководили дружиной, т.е. военными отрядами, состоявшими из свободных общинников. Власть князя первоначально была номинальной и не выходила за рамки функций военного вождя.

При этом вожди избирались или заменялись всем обществом. Частые конфликты между племенами за земельные угодья, постоянные нападения соседних племен на славянские земли способствовали возрастанию роли и значения князя и его дружины. Необходимость отвлечения от сельскохозяйственных работ для ведения боевых действий негативно сказывалось на эффективности труда, поэтому дружинники постепенно порывали с земледельческим производством и становились как бы профессиональными военными. Со временем дружина превратилась в специализированный военный отряд, подчинявшийся непосредственно князю. Пользуясь главенствующим политическим положением, вожди занимали обширные, наиболее плодородные земли, также обогащаясь за счет захватнических походов на соседние племена.

Князья и дружинники образовывали военно-служилую знать, превратившуюся постепенно в политически и экономически господствующий социальный слой (позже класс, сословие). С течением времени князья стали выполнять не только военные, но и управленческие, судебные функции в том или ином племени и его поселениях. Славяне образовывали как постоянные, так и временные поселения на свободных землях. Основной вид жилища - полуземлянка с бревенчатыми или нередко камышовыми крышами. Как правило, в целях безопасности славяне устраивали свои жилища на островах, по высоким берегам рек. С VIII в. у восточных славян получили развитие укрепленные поселения - «грады» (от «городить», «огораживать»), ставшие основой для возникновения первых городов. Среди наиболее древних славянских городов, упоминаемых в Повести временных лет, можно назвать Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Полоцк и др. Наличие большого числа городов объясняет одно из названий восточнославянских земель - Гардарика (страна городов), бытовавшее среди скандинавских племен IX - XII вв. Первые города являлись не только укрепленными крепостями, за стенами которых население укрывалось во время набегов, но также и центрами ремесленного производства, культурной жизни.

В них, как правило, концентрировалась племенная знать, воинские дружины, ремесленники, торговцы, что способствовало дальнейшему расслоению общества. Жилища в городах - деревянные дома, более прочные и добротные, чем сельские избы. Немногочисленные улицы благоустраивались: на землю укладывались деревянные настилы, позволявшие свободно передвигаться в сырую погоду. Города стали центрами международной торговли. В силу своего географического положения восточнославянские земли являлись местом пересечения важнейших торговых путей.

Наиболее важным из них был широко известный еще с VI в. великий водный торговый путь из «варяг в греки» - путь из Скандинавии в Византию, который проходил почти через всю территорию расселения восточнославянских племен и устанавливал связь восточных славян с греческими причерноморскими колониями, а через них - с Византией. Путь шел с севера на юг, от Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро, далее по реке Волхов и озеру Ильмень, из него по реке Ловать, затем мелкими речками и волоком к верховьям Днепра и далее по Днепру к Черному морю. Товарооборот на этом пути был огромным: из скандинавских стран вывозили железную руду, моржовую кость, изделия из китовой кожи, оружие; из стран Западной Европы - предметы роскоши и вино; из Прибалтики - янтарь; из Византии - вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, ткани, книги, предметы искусства. Другой международный речной путь «из варяг в персы», проходивший по притокам верхней Волги и далее по этой реке в земли волжских булгар и через Хазарский каганат в Каспийское море, устанавливал связь со Средней Азией и арабским миром. Славянские племена являлись поставщиками разнообразных мехов («мягкого золота»), льна, меда, воска, кож, смолы, хлеба, предметов ремесленного производства, оружия.

Необходимо подчеркнуть, что торговые пути играли важную роль не только в процессе укрепления международных торговых отношений, но и способствовали культурному обмену между двумя цивилизационными центрами - Востоком и Западом, - обогащая русскую культуру элементами этих двух разных архетипических комплексов, что в последствии во многом определило своеобразие и уникальность собственно русской цивилизации. Особенности материальной и духовной культуры восточнославянских племѐн во многом объяснялись условиями их обитания. Кроме собственно этнической специфики в одежде, головных уборах, во внешнем виде жилища, можно проследить влияния народов, с которыми контактировали славяне. Сходная ситуация сложилась и в лингвистической культуре, в которой присутствуют элементы различных языковых групп.

Характерные особенности организации общественной жизни в условиях общины (патриархальный уклад, традиционные формы судопроизводства и права и т.д.) сближают славян с другими народами, находившимися на уровне родового строя. Вместе с тем, восточнославянские племена имели духовную культуру, отличавшуюся уникальной мифологией, религиозными воззрениями, фольклором. Религией восточных славян было язычество, подразумевавшее политеизм и наличие множества культов.

Наиболее ярко проявился природный культ, выражавшийся в обожествлении сил природы. Среди множества божеств наиболее почитаемыми были бог огня и неба - Сварог, бог грозы - Перун, бог солнца - Ярило, бог ветра - Стрибог. Особенности хозяйственной деятельности объясняют широкое развитие культа Рода и рожениц - бога и богинь плодородия, Велеса - бога скотоводства, Мокоши - богини плодородия и ткачества. В честь наиболее почитаемых богов совершались различные обряды, в том числе жертвоприношения. Каждое из восточнославянских племен имело своего бога - покровителя, наиболее почитаемого из всего пантеона.

Помимо природного культа в славянской культуре сложился особый культ предков, погребальный культ. В славянской религиозной культуре нашел отражение анимизм (вера в духов), который, в соединении в природным культом, способствовал появлению целого ряда мелких духов и божеств, населявших определенную природную среду: водяные, лешие, русалки. Некоторые духи выполняли охранительные функции (домовой), другие - представляли собой нечистую силу (упыри). Получил распространение тотемизм - вера в животных-первопредков. Особенно почитались такие животные и птицы, как медведь, конь, лебедь, орѐл, сокол.

Изображения животных использовались для отпугивания нечистой силы и сохранились до наших дней на гербах. Широкое распространение получил фетишизм, основанный на наделении сверхъестественными силами неодушевленных предметов, выразившийся, прежде всего, в традициях идолопоклонничества. На местах совершения религиозных культов - капищах - устанавливались деревянные или каменные идолы (кумиры) - изображения божеств, к которым обращались во время проведения религиозных обрядов. Магия и связанные с ней ритуалы также получили широкое развитие в славянской среде, в том числе лечебная, охранительная, любовная и т.д. Годовой цикл языческих праздников был построен по солнечно- хозяйственному принципу: главные праздники были приурочены к основным положениям солнца - зимнему и летнему солнцестоянию, весеннему и осеннему равноденствию, которым отвечали основные циклы сельскохозяйственных работ.

Жречество как особый закрытый социальный слой в славянской культуре не сложилось: в организации и проведении культа значительную роль играли «ведуны», т.е. знающие люди - волхвы. Главой языческого культа был вождь, а затем князь. Восточные славяне на ранних этапах существования не имели сложившейся письменной системы, поэтому основной формой передачи культурной информации оставалась устная традиция. Славяне развивали собственную мифологию, раскрывавшую особенности миросозерцания и мировосприятия народа. Широко развиты были песенный и повествовательный жанры. Итак, восточнославянские племена во второй половине I тыс. н.э. представляли собой сложившуюся этническую общность, отличавшуюся уникальной хозяйственной, материальной и духовной культурой.

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения, хозяйственной жизни, быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

Римские историки Плиний Старший и Тацит (I в. н. э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами. При этом Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые уничтожали пленных. Многие современные историки видят в венедах древних славян, еще сохранявших свое этническое единство и занимавших территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной Польши.

Византийские авторы VI в. были более внимательны к славянам, поскольку те, окрепнув к этому времени, начали угрожать безопасности Византийской империи. Византийский автор Иордан возводит современных ему славян – венедов, склавинов и антов – к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения. Разделение это происходило в VI-VIII вв. В это время относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и «давлением» других племен, так и из-за взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (угро-финны, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства – восточной, западной и южной – участвовали представители всех групп, зафиксированных Иорданом.

Другую важную группу источников по истории славян составляют древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.). Нестор пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру. Приход славян с Дуная на Днепр он объяснял нападением на них воинственных соседей – «волохов», вытеснивших славян с прародины.

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень. Эта версия подтверждается данными археологии и лингвистики.

В связи с этим возникает второй важный вопрос нашей темы – Расселение восточных славян к VIII в.

Нестор в «Повести временных лет» говорит о следующих восточнославянских племенных союзах:

● ПОЛЯНЕ. Поселились в Среднем Поднепровье «в полях» и потому так и были прозваны;

● ДРЕВЛЯНЕ. Жили от полян к северо-западу в лесах;

● СЕВЕРЯНЕ. Обитали к востоку и северо-востоку от полян по рекам Десна, Сула и Северский Донец;

● ДРЕГОВИЧИ. Поселились между Припятью и Западной Двиной;

● ПОЛОЧАНЕ. Поселились в бассейне р. Полоты (приток Западной Двины);

● КРИВИЧИ. Жили в верховьях Волги и Днепра;

●РАДИМИЧИ и ВЯТИЧИ. По летописи, произошли от рода «ляхов» (т.е. поляков) и были приведены, скорее всего, своими старейшинами – Радимом, который «пришел и сел» на реке Соже (это приток Днепра), и Вятко – на реке Оке;

●ИЛЬМЕНСКИЕ СЛОВЕНЕ обитали на севере, а именно в бассейне оз. Ильмень и р. Волхов;

● БУЖАНЕ, или ДУЛЕБЫ (с X в. они назывались ВОЛЫНЯНАМИ) поселились в верховьях р. Буг;

● БЕЛЫЕ ХОРВАТЫ. Поселились в Прикарпатье;

● УЛИЧИ. Расселились между реками Южный Буг и Днестр;

● и наконец – ТИВЕРЦЫ. Заняли территорию между реками Днестр и Прут.

Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором в «Повести временных лет».

Занятия восточных славян

Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (или подсечно-огневое ) земледелие: на освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры (рожь, овес, ячмень). При этом использовали естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения зем­ли участок забрасывали и осваивали новый. Это требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие . Переложное земледелие схоже с подсекой, но связанно со сжиганием НЕ деревьев, а полевых трав.

С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие. Оно было основано на использовании плуга с железным лемехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся вплоть до начала XX в.

Славяне занимались также скотоводством и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развивались также ремесла , которые еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля . Она развивалась как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Верования восточных славян

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество. Язычество – это обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов вообще произошло в глубокой древности – в эпоху верхнего палеолита, т.е.около 30 тысяч лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюциюобщественной жизни. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга.Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. Оно затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. До нас дошли по большейчасти христианские антиязыческие сочинения.

В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род как божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную: небо,землю и подземную обитель предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя и свои пантеоны богов. У разных племен боги были схожи по типу, но различны по имени. При рассмотрении богов мы будем использовать их полянские имена.

В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога – бога неба – и его сыновей – Даждьбога (у других племен – Ярило, Хорс) и Стрибога – богов солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы и дождя, «творец молний». Перун особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал укрепляться.

В языческий пантеон входили также Велес (или Волос) покровитель скотоводства и храни­тель подземного мира предков. Макошь (или Мокошь) – богиня плодо­родия; и другие.

Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был «населен» многочисленными берегинями, русалками, лешими и прочими существами.

У исследователей нет точных данных о языческих жрецах. Видимо, ими были летописные волхвы, боровшиеся в XI в. с христианством. Главой языческого культа был вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах – капищах – богам приносились жертвы, включая человеческие (слово «капище» произошло от старославянского «капь» – изображение, идол). По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре.

К X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного разви­тия славян.

Общественное устройство восточных славян можно охарактеризовать как «военную демократию». Византийский автор Прокопий Кесарийский (VI в. н.э.) писал: «Эти племена не управляются одним человеком, а издревле живут в народоправстве. Поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща». Скорее всего, речь здесь идет о собрании общинников (т.е. мужчин-воинов), которое получило название «вече» . На этих собраниях решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей – «военных предводителей». При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Т.о., в рассматриваемый период славяне переживали последний период общинного строя – эпоху военной демократии. Этот период предшествовал образованию государства.

Кроме того, происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владевших всеми угодьями сообща, приходит соседская (земледельческая) община. Она также состояла из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями. Но малые семьи вели здесь самостоятельное хозяйство и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда.

Сведения о первых князьях мы получаем из «Повести временных лет». Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих «княжений». Так, например, в отношении полян им записана легенда о князьях-основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

В трудах арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куябе, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с поселениями на месте будущего Киева, второй – Новгорода, где жили ильменские словене. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Скорее всего, все центры представляли собой предгосударственные образования, включавшие в себя ряд племенных союзов. Однако эти местные княжения были мало связаны друг с другом, соперничали между собой и потому не могли противостоять мощным внешним си­лам: единым хазарам и даже разрозненным варягам.

Обобщим сказанное выше …

1. Миграции, контакты с местным населением и переход к осёдлости на новых землях приводили к складыванию восточнославянского этноса.

2. Основой хозяйственной деятельности восточных славян стало земледелие, возрастала роль промыслов и внешней торговли.

3. Усложнялись верования восточных славян. На смену синкретическому Роду – главному богу славян-охотников – с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. Однако всё более ощущается несоответствие существовавших культов потребностям развития восточнославянского мира.

4. Начался переход от родовой демократии к военной, от родовой общины к земледельческой.

5. До середины IХ вв. славяне сохраняли основы общинного строя: общинная собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций и обычного права, вечевая демократия. В то же время происходили изменения, вызванные как собственным внутренним развитием славян, так и влиянием внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия для образования государства .