И кант жил в каком веке. Философия иммануила канта


😉 Приветствую новых и постоянных читателей! Господа, продолжаем знакомиться с историями успешных людей. В статье «Иммануил Кант: краткая биография, интересные факты» о главных этапах жизненного пути известного немецкого ученого.

Иммануил Кант: биография

Он родился 22 апреля (знак зодиака — Телец) 1724 г. в Кенигсберге (Калининград), куда его дедушка эмигрировал из Шотландии. В то время это был очень космополитичный город. Родители Канта были набожными лютеранцами со скромным достатком.

В семье Иммануил был четвертым ребенком. Он рос со своим младшим братом, старшей сестрой и двумя младшими сестрами в рабочем районе в пригороде Кенигсберга среди чернорабочих, мелких владельцев магазинов и мастеров. Как и его отец, он не отличался крепким здоровьем.

В 1737 г. умерла его мать. Мальчик выделялся среди сверстников, особенно в изучении греческого и латинского языков. Уже в 13-летнем возрасте юноша проявлял признаки своей легендарной настойчивости; он был целеустремленным в своем обучении.

В 1740 г., в 16 лет он поступает в Кенигсбергский университет. Здесь он познакомился с талантливыми профессорами, которые открыли перед молодым ученым, мир философской и научной мысли.

О скромной жизни великого ученого

В последующие 7 лет Иммануил не только углубил изучение математики, он также продолжил свое увлечение методологией различных наук. В 1746 г. умер его отец, и Кант понял, что не может закончить обучение, так как у него нет средств.

Он покидает родной город (в 1747 г.) и начинает учить детей из богатых семей Юдшена (ныне поселок Веселовка). Молодой ученый также посвятил большую часть своего времени работе над своей диссертацией. В 1755 г. — получает степень приват-доцента.

Должность внештатного доцента, которую он занимал в течение следующих пятнадцати лет, не приносила прибыли. Ученый был вынужден жить на небольшие деньги, которые платили ему студенты. В конце концов он вынужден был подрабатывать помощником библиотекаря по несколько часов в неделю в библиотеке королевского замка.

Кант мог позволить себе лишь небольшую комнату со скромными условиями жизни. После чтения лекций по географии, минералогии, физике, педагогике, антропологии и философии он наслаждался чтением газет за чашкой кофе.

Иногда он отдыхал, играя в бильярд или в карты, изредка выпивал одну-две кружки пива с друзьями. Вечером Кант возвращался в свою комнату к своему столу, стулу, кровати и нескольким избранным книгам. Единственное, что украшало его стены, был портрет французского теоретика Ж.-Ж. Руссо.

Философия Иммануила Канта

Суждения Канта в этот ранний период его жизни были сформированы под влиянием провокационных идей Руссо и рационализма Лейбница. Но он был также глубоко потрясен достижениями ученого и теолога . В то время работы Ньютона только начали изучаться в Кенигсбергском университете.

Вскоре ученый издает несколько книг и множество эссе по метафизике, этике, эстетике, логике и других наук, включая астрономию. Кант использовал принципы Ньютона в своей гипотезе о первичной туманности, которая лучше всего объяснила происхождение вселенной и не потеряла своей актуальности до сих пор.

В 1764 г. — Кант издал свое «Изучение степени ясности принципов естественной теологии и морали». Он рассматривает религиозный культ как «идолопоклонство». Он уверен, что религия как государственный институт развращает людей, порождает лицемерие.

Работа свидетельствует, что Кант понял пределы рационалистического: в частности, он начал чувствовать несоответствия логических демонстраций, выполненных такими рационалистами, как Вольф, который предполагал, что доведение ложного суждения обязательно подразумевало, что спорное ему положение должно быть верным.

Предчувствия Канта указывают, что даже в раннем периоде творчества он уже двигался к диалектическому пониманию правды, которая позже станет его методом мышления.

Кант стал очень известным преподавателем. Он был популярным профессором среди студентов не только потому, что его живой учебный метод включал провокационные идеи, но также и благодаря юмору. Эффективность обучения у него и устойчивая репутация интересного автора привлекли много студентов в Кенигсберг.

Альма-матер

В 1770 г. (когда Канту было 46 лет) его alma mater приняла его как полноправного члена факультета: он был утвержден профессором логики и метафизики. Он продолжал работать в Кенигсбергском университете в течение следующих 27 лет, в 1786 г. стал его ректором.

Кенигсберский университет

В возрасте 57 лет философ закончил свою самую большую работу, «Критический анализ чистого разума». Его труд является диалектическим и тонким; с одной стороны, это делает «чистый разум» предметом критического анализа, а с другой - это использование «чистого разума» для развития в соответствии с запросами.

Основная идея Канта - то, что ум играет активную роль в структурировании действительности. Разум дает структуру объектов, поскольку они должны соответствовать структуре ума, чтобы быть воспринятыми первым.

Кант отвергает идеи догматических метафизиков-рационалистов ( , Спинозы, Лейбница) и скептицизм эмпириков (Локка, Беркли, Юма). Он использует необычный метод анализа суждений и методологий.

Свою философию Кант разделил на 4 части (вопроса):

  1. Что я могу знать? (метафизика).
  2. Что я должен делать? (мораль).
  3. На что я смею надеяться (религия).
  4. Что такое человек? (антропология).

Последние годы жизни

Философ Иммануил Кант несомненно один из самых известных мыслителей мира. Например, в своей монументальной работе «Критика чистого разума» он показал, как можно использовать способности разума к познанию, чтобы определить границы этих самых способностей.

Его жизнь представляет интерес для невропатологов по нескольким причинам: у него был специфический тип личности; он страдал от головной боли; умер со слабоумием. Кант был человеком легендарного спокойствия и педантичности.

Например, его утренние прогулки происходили всегда в одно и то же время. Жители говорили, что можно сверять часы, когда он проходил рядом.

Он всегда ходил тем же маршрутом и даже проходил одинаковое количество шагов. Он страдал от головных болей, которые были, вероятно, мигренью. Долго считалось, что люди с навязчивым типом индивидуальности часто страдают от мигрени. А в последние годы жизни у Канта появились четкие признаки слабоумия.

Рассматривались разные причины, например, сосудистая деменция или медленно растущая опухоль, такая как лобовая менингиома. Поскольку у него были отмечены нарушения когнитивной функции, наличие галлюцинаций и повторяющаяся утрата сознания.

Философ никогда не был женат. Его имя можно найти в списке знаменитых Кант скончался 12 февраля 1804 г. Ему было 79 лет. Симптомы душевнобольных имели многие гении.

Иммануил Кант: краткая биография и философия (видео):

, Спиноза

Последователи: Рейнгольд , Якоби , Мендельсон , Гербарт, Фихте , Шеллинг , Гегель , Шопенгауэр , Фриз , Гельмгольц , Коген , Наторп , Виндельбанд , Риккерт , Риль, Файхингер , Кассирер , Гуссерль , Хайдеггер , Пирс , Витгенштейн , Апель , Стросон, Куайн и многие другие

Биография

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог». Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант закончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет . Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в - , он разработал и опубликовал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности , не утратившую актуальности до сих пор.

Добрая воля - чистая (безусловная воля). Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для того, чтобы породить эту волю нужен разум.

Категорический императив

Нравственный закон - принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления - императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) - поступки хороши в особых случаях, для достижения определенных целей (советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).

"поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом".

"поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству".

"принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы".

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент.

Идея права и государства

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных.

В учении о государстве Кант развивал идеи Ж.Ж.Руссо: идею народного суверенитета (источник суверенитета - монарх, которого осуждать нельзя, т.к. "не может поступать не по праву").

Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: "рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь".

Государство (в широком смысле) - объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Все государства имеют три власти:

  • законодательная (верховная) - принадлежит только объединенной воле народа;
  • исполнительная (действует согласно закону) - принадлежит правителю;
  • судебная (действует согласно закону) - принадлежит судье.

Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица). Истинная республика - система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.

В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз приближает человечество к идее вечного мира.

Вопросы Канта

Что я могу знать?

  • Кант признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту возможность способностями человека, т.е. познать можно, но не всё.

Что я должен делать?

  • Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы.

На что смею надеяться?

  • Надеяться можно на себя и на государственные законы.

Что такое человек?

  • Человек - это высшая ценность.

О конце сущего

В "Берлинском ежемесячнике" (июнь 1794 г.) Кант опубликовал свою статью. Идея конца всего сущего представляется в этой статье как моральный конец человечества. В статье говорится о конечной цели человеческого бытия.

Три варианта конца:

1) естественный - по божественной мудрости.

2) сверхъестественный - по непонятным для людей причинам.

3) противоестественный - по человеческой неблагоразумности, неправильного понимания конечной цели.

Сочинения

  • Akademieausgabe von Immanuel Kants Gesammelten Werken (нем.)

Русские издания

  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 1 . - М., 1963, 543 с (Философское наследие , Т. 4)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 2 . - М., 1964, 510 с (Философское наследие, Т. 5)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 3 . - М., 1964, 799 с (Философское наследие, Т. 6)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 1 . - М., 1965, 544 с (Философское наследие, Т. 14)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 2 . - М., 1965, 478 с (Философское наследие, Т. 15)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 5 . - М., 1966, 564 с (Философское наследие, Т. 16)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 6 . - М., 1966, 743 с (Философское наследие, Т. 17)
  • Иммануил Кант. Критика чистого разума . - М., 1994, 574 с (Философское наследие, Т. 118)
  • Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным; Примеч. Ц. Г. Арзаканяна. - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 736 с ISBN 5-699-14702-0

Русские переводы, доступные в сети

  • Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука (перевод: М. Иткина)
  • Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения

Переводчики Канта на русский язык

О нем

См. также

Ссылки

И, в той или иной мере, на всю последующую философскую мысль.

Родился 22 апреля 1724 в Кенигсберге (Восточная Пруссия) в семье шорника Иоганна Георга Канта. Родители Канта былия протестантами (исповедовали пиетизм), что не могло не сказаться на становлении взглядов философа. В 1730 Кант поступил в начальную школу, а осенью 1732 – в Коллегиум Фридерицианум (Collegium Fridericianum), пиетистскую государственную церковную гимназию на латинское отделение.

24 сентября 1740 зачислен студентом Кенигсбергского университета. Факультет, на котором он учился, точно не известен. Предположительно, это был факультет теологии, хотя некоторые исследователи, на основе анализа списка предметов, которым он уделял наибольшее внимание, называют медицинский. Один из его преподавателей, Мартин Кнуцен, познакомил Канта с концепцией Ньютона, благодаря чему появилась первая работа – Мысли об истинной оценке живых сил , завершающая его ученические годы. После выхода книги в свет Кант послал экземпляры швейцарскому ученому и поэту Альбрехту Галлеру и математику Леонарду Эйлеру , но ответа не получил. В 1743 Кант покинул Кенигсберг и стал домашним учителем сначала в семье пастора Андрема в Юдшене (Литве), затем – помещика фон Хюльзена, и графа Кайзерлинга. Кант стремился собрать средства для независимой жизни и академической карьеры. Именно в этот период создана рукопись по астрономии Космогония или попытка объяснить происхождение мироздания, образование небесных тел и причины их движения общими законами развития материи в соответствии с теорией Ньютона на конкурсную тему, предложенную Прусской академией наук. Но он так и не решился принять участие в конкурсе.

Кант возвратился в Кенигсберг в 1753 с надеждой начать карьеру в Кенигсбергском университете. Одновременно с работой над диссертацией Об огне (De inge ), за которую он 12 июня 1755 получил степень доктора философских наук, он печатал статьи в сборнике «Еженедельные кенигсбергские сообщения», в которых рассматривал отдельные вопросы физической географии. Также в 1754 опубликована Космогония… и Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения . Эти статьи подготовили выход в свет космологического трактата Всеобщая естественная история и теория неба, или попытка истолковать строение и механистическое происхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона , в котором Кант показывает, как из первоначального хаоса материальных частиц, творцом которых является бог, под влиянием материальных причин могла образоваться наша солнечная система. Продумана и подготовлена большая часть была заранее, в те годы, когда Кант работал учителем. В этом труде он за сорок лет до Лапласа выдвинул небулярную космогоническую теорию. Во Всеобщей естественной истории и теории неба мир определяется как бесконечный не только в пространственном смысле, но и в смысле становления. Формирующий принцип не может перестать действовать – из этого предположения возникла теория Канта – Лапласа. Кроме того, в данной работе Кант исходил из взаимозависимости теории и эмпирии, опыта и умозрения. Он приходит к выводу, что гипотеза, спекуляция должна выйти за пределы содержания данных при условии, что полученные ею результаты будут совпадать с данными опыта и наблюдения. В этой же работе первый раз упоминалось понятие практического разума, который понимался как общее нравственное назначение человека, а также сумма знаний о мире и человеке – стремясь к идеалам Просвещения, человек должен понять, что он часть природы и, в конечном счете, возвысится над ней, чтобы оправдать свое место в творении.

Книга осталась неизвестной широкой публике из-за несчастной случайности: ее издатель обанкротился, склад был опечатан и книга так и не попала в продажу.

Для того чтобы получить право читать лекции, Канту недостаточно было докторской степени. Ему предстояло пройти габилитацию – защиту специальной диссертации в публичной дискуссии, что он с успехом сделал 27 сентября 1755. Диссертация называлась Новое освещение первых принципов метафизического познания (Principiorum primorum cognitionis metaphysicae nova dilucidatio ) и была посвящена поиску связи естествознания с философией, мышления с опытом. В ней Кант исследовал установленный Лейбницем принцип достаточного основания, различие между основанием бытия предмета и основанием его познания, реальным и логическим основанием. Свобода понималась им как сознательная детерминация поступка, как приобщение воли к мотивам разума в русле лейбнианско-вольфианской философии. Вообще же, докритический период характеризуется обращением Канта к естественнонаучным вопросам, физико-математической сфере. Предмет его интереса – Земля, ее положение в космосе.

После защиты Кант, наконец, получил разрешение читать лекции. Первую лекцию он прочел осенью 1755 в доме профессора Кипке, где тогда жил. В первый год доцентуры читал лекции по логике и метафизике, по физической географии и общему естествознанию, по проблемам теоретической и практической математики и механики, иногда по двадцать восемь часов в неделю.

Во время войны Пруссии с Францией, Австрией и Россией Кенигсберг был захвачен русскими войсками и присягнул на верность российской императрице Елизавете Петровне. Кант читал для российских офицеров фортификацию и пиротехнику. Почти ничего не писал из-за большой нагрузки, кроме ряда небольших, всего по несколько страниц, работ, каждая из которых, однако, интересна и содержит оригинальную точку зрения. К ним относятся: Новая теория движения и покоя , посвященная основам механики, Новые замечания для пояснения теории ветров . Одной из них, Monadologia physica Физическая монадология , в которой защищается новая форма атомистики, он претендовал на экстраординарную (без оклада) профессуру. Казалось бы, у Канта была возможность получить это назначение, которое избавило бы его от материальной зависимости – умер профессор философии Кипке. Но на освободившееся место претендовало еще пять соискателей. 14 декабря 1758 Кант написал письмо на имя русской императрицы Елизаветы с просьбой определить его на пост ординарного профессора логики и метафизики Кенигсбергской академии. Однако место получил математик Букк, который был старше по возрасту и преподавательскому стажу.

В 1759 пишет Опыт некоторых рассуждений об оптимизме , в котором Кант стремился найти решение проблемы наилучшего мира (спор между Руссо и Вольтером о лучшем из миров). Жан-Жак Руссо стал для Канта вторым Ньютоном. Работа 1762 – Наблюдения над чувством возвышенного и прекрасного принесла ему славу модного автора. Этот год стал переломным для философа. Хотя он и продолжал интересоваться естественными и точными науками (в 1763 закончил Опыт введения в философию понятия отрицательных величин ), но теперь главным для него стали не частные вопросы, а принципы изучения природы в целом. Работа связана с понятием силы – как оно дано у Лейбница и как оно дано у Ньютона. Частный вопрос возможности действия силы на расстоянии переходил в спор о сущности силы. Эта работа послужила предтечей Трактата о методе – первой философско-физической работы Канта, попытки установить метод натурфилософии.

В 1763 Берлинская академия наук предложила конкурсную тему, которая привлекла к себе внимание философских кругов Германии: «Способны ли метафизические науки к такой же очевидности, как математические?». За решение этой задачи взялись такие мыслители как Ламберт , Тетенс и Мендельсон. Для Канта проблема была особенно интересна. Предварительно, в 1762 им были написаны статьи Единственно возможное обоснование для доказательства бытия Бога и Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали (последняя была опубликована только в 1764), чтобы аргументировать и представить свое отношение к теологии. Доказательство бытия Бога, основанное на целесообразности устройства мира, он находит «наиболее соответствующим как достоинствам, так и слабости человеческого рассудка». При этом доказательстве Бог – зодчий материи, но сама материя признается отдельной, независимой от Бога сущностью, что влечет изначальный дуализм. Надо исходить не из построения действительного, чтобы открыть в нем свидетельство высшей воли, формировавшей последнее по собственному желанию, – нужно опираться на знание высших истин и, исходя из них, обрести доступ к достоверности абсолютного бытия. Для этого стоит основываться на общих и необходимых связях, нерушимых нормах, как для конечного, так и для бесконечного ума. Кант в данном случае о необходимом и случайном говорит еще на языке Лейбница. Можем ли мы достичь достоверности абсолютного существования? На этот вопрос Кант отвечает утвердительно. Доказательством является тот факт, что если б не было абсолютного бытия, то не могло бы быть и идеальных отношений, соответствия или противоположности между ними. Уже то, что материя существует и упорядочивается примерно одинаковыми понятиями (существуют такие построения как прямоугольник и круг) является доказательством существования абсолютного бытия.

К разработке проблемы, предложенной Берлинской академией, он приступил после завершения Единственно возможного обоснования …, так как увидел непосредственную связь между этим вопросом и своей работой. Теперь он не просто обращается к объекту познания, он требует от себя отчета о своеобразии того познания, посредством которого объект предлагается и сообщается знанию. В конкурсе Кант не победил, первую премию получил Мозес Мендельсон, но про работу Канта было сказано, что она заслуживает величайшей похвалы. Оба сочинения, Канта и Мендельсона, были опубликованы в Трудах Академии.

В 1764 Канту исполнилось 40 лет. Он все еще приват-доцент, следовательно, не получает денег от университета. Ни чтение лекций, ни публикации не давали возможности преодолеть материальную неопределенность. По свидетельству Яхмана, ему приходилось продавать книги из своей библиотеки для того, чтобы удовлетворять самые насущные потребности. Тем не менее, вспоминая об этих годах, Кант называл их временем самого большого удовлетворения в своей жизни. Он проводил много времени в обществе, участвовал в светский жизни. Гаман говорит в 1764, что у Канта в голове множество замыслов мелких и крупных работ, но при той суете развлечений, которой он придается, он, вряд ли их завершит. Преподавание Канта в это время тоже носило оттенок светскости. Он стремился в своем образовании и преподавании к идеалу широкого практического знания о человеке.

Это привело к тому, что Канта продолжали считать «светским философом» даже тогда, когда полностью сменились формы его мышления и образ жизни. Студенты, как пишет Боровский, обращались к нему по всем вопросам жизни: с просьбой прочесть им курс красноречия, с просьбой придать погребению кенигсберского профессора должную торжественность и т.п. По решению прусского правительства ему предложили в 1764 занять кафедру поэзии в Кенигсберском университете: в его обязанности входила бы цензура всех стихотворений «на случай» и подготовка немецких и латинских carmina – песен для академических празднеств. Несмотря на трудное положение, Кант отказался. Через некоторое время он добился должности библиотекаря с жалованием в 62 талера.

К концу 1760-х Кант стал известен уже и за границами Пруссии. В 1766 он написал работу Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика – направленную против мистика Сведенборга , а также с критикой метафизики. В 1768 – работу О первом основании различия сторон в пространстве , в которой начал отходить от лейбницевско-вольфианских установок.

В 1769 профессор Хаузен из Галле намеревался издать Биографии знаменитых философов и историков 18 века в Германии и за ее пределами . Кант был включен в сборник, и Хаузен обратился к нему за материалом. Почти одновременно пришло приглашение на работу в Эрланген на кафедру теоретической философии. Кант отклонил это предложение вместе с предложением, пришедшим в январе из Иены. Философ сослался на привязанность к дому, родному городу и на проблески близкой вакансии – освободилась должность профессора математики. 31 марта 1770 специальным указом короля он назначен ординарным профессором логики и метафизики. Это место Кант занимал до самой смерти и исполнял свои обязанности с присущей ему пунктуальностью.

Предварительно Кант защитил диссертацию, необходимую для занятия этой должности, О формах и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира , в которой разводит в разные стороны чувственный и умопостигаемый миры. Некоторые исследователи именно эту работу считают переломной. Чувственность дает нам: «…причины познаний, выражающих отношение предмета к особым свойствам познающего субъекта…». В письме к Ламберту, которое сопровождало дарственный экземпляр диссертации, Кант предлагает создать специальную дисциплину с задачей очертить границы чувственного познания. Эту задачу он выполнил в Критике чистого разума , которая вышла в свет только через 11 лет, в мае 1781.

В Критике чистого разума Кант обращается к природе познания как такового. Он хотел выяснить, что вообще означает вопрос о бытии. Каких конкретных результатов может добиться метафизика, отвечая на этот вопрос – это волновало Канта и в более ранних трудах. Кант отталкивается от критики гносеологии как эмпирического, так и рационалистического толка. Их порок в том, что и та и другая начинают с набора утверждений о действительности, о природе вещей и души. Кант же в качестве исходного берет не предмет, а специфическую закономерность познания – наш собственный рассудок. Рассудок, обрабатывая полученный опыт, оперирует суждениями. Суждения бывают аналитические и синтетические. С помощью аналитических суждений уже имеющийся опыт упорядочивается. Это анализ уже имеющегося знания, разъясняющий понятия о вещах. Напротив, благодаря синтетическим суждениям рассудок в состоянии получать знания, недоступные в непосредственном опыте. Такие суждения могут быть сделаны на основе уже имеющегося накопленного опыта – их Кант называет апостериорными, основанными на эмпирических знаниях о мире. Но опытные суждения, привязанные к конкретным условиям опыта, могут обладать только условной или сравнительной всеобщностью. Априорные суждения – безусловные, независимые от всякого опыта, т.е. необходимые. Только синтетические априорные суждения могут быть прочным основанием для науки. Синтетическими являются математические суждения, естествознание заключает в себе априорные синтетические суждения как принципы. Метафизика тоже должна заключать в себе подобные суждения для того, чтобы быть строгой наукой.

Объективные законы характеризуют и определяют понятия опыта в процессе его синтеза. Синтез необходим для того, чтобы представить объект, данный в чувственном опыте. Например, чтобы помыслить такой объект как дом, мы должны представить себе все его четыре стороны, хотя в непосредственном опыте такое невозможно. Явления могут быть схвачены только через синтез многообразного, а создание синтетического единства возможно благодаря таким конструктам, как пространство и время. Они априорны и являются формами синтеза, поскольку только в рамках пространства и времени возможно помыслить опыт в его непрерывности и полноте. Способы синтеза Кант рассматривает во втором разделе Критики чистого разума – Трансцендентальной аналитике. Он называет 12 категорий, напоминающих категории Аристотеля , которые являются первоначальными чистыми понятиями синтеза: единство, множественность, целокупность, реальность, отрицание, ограничение, присущность и самостоятельное существование, причинность и зависимость, общение, возможность, существование, необходимость. Следующая часть книги – Трансцендентальная диалектика , в которой Кант стремился устранить ложные объекты познания. Если в двух предыдущих частях Кант развивал свои взгляды, защищая от юмовского скептицизма возможность познания, то в диалектике подвергается критике претензия на познание разумом того, что находится за пределами опыта. В целях этой критики Кант рассматривал четыре антиномии (антиномия – логическая конструкция, в которой с один и тот же тезис может быть как доказан, так и опровергнут): о границах мира, о простом и сложном, о свободе и необходимости и о Боге. Для того, чтобы показать бессмысленность попыток познания этих предметов, он доказывает как их необходимость, так и опровержение их необходимости, тем самым относя их к ноуменам (вещам, непознаваемым средствами рассудка). Рассудку даны лишь феномены – данные, получаемые из опыта и являющиеся отражениями вещей – в-себе, – а не сама способность созерцания. Если мы не можем познать ноумены, нам остается только принять их как постулаты познания. Парадокс теории феноменов и ноуменов заключается в том, что человек сам по себе одновременно является и тем и другим. Он включен в физический мир и имеет выход за его пределы, то есть является вещью-в-себе.

Поскольку книгу ждали давно, ее выход не вызвал сенсации, скорее, она была принята без интереса. Лишь изредка доходили жалобы на непонятность. Для того, чтобы популяризовать идеи Критики Кант пишет переложение книги, которое называет Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться в качестве науки . Книга вышла в свет весной 1783. Этот труд значительно короче Критики , но не более понятен, следовательно, тоже непопулярен. Популяризация труда была, наконец, осуществлена в 1785 пастором Шульцем, который выпустил книгу Разъясняющее изложение «Критики чистого разума». В 1787 Критика издана повторно. Кант был избран ректором университета и членом Берлинской академии.

В середине восьмидесятых годов Канта начал интересоваться философией истории и права. В ноябре 1784 вышла статья Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане , в которой излагаются основные социально-политические идеи. Позднее он разрабатывал эти идеи в первой части Метафизики нравов , в статье Предполагаемое начало человеческой истории и в трактате К вечному миру (1795). Кантовский подход опирается на концепцию естественного права. Все люди равны перед законом. Цель законов – всеобщее правовое гражданское общество, главная задача которого – исключать любую возможность несправедливости, гарантировать естественные права человека. Основное право человека – право на свободу, которая может сосуществовать со свободой всех. Однако государство контролирует не только права граждан, но и их обязанности по отношению к государству. Основная обязанность гражданина – соблюдать законы социума. Главное лицо государства – монарх. Он воплощает собой закон и справедливость. Однако, Кант, принимая тот факт, что монарх все-таки остается человеком и способен на ошибки, настаивает на необходимости разделения властей.

Правовая теория Канта базируется на его этической концепции. В 1785 он написал Основания метафизики нравственности , а в 1788 – Критику практического разума , содержащую формулировку его этических взглядов. Практический разум – разум, способный быть сам по себе основой для действия, его первопричиной. Все в мире подчинено физической необходимости, в том числе и человек. Но человек, кроме всего прочего, обладает автономной доброй волей, которая является таковой независимо от обстоятельств. Возможность последовать этой доброй воле делает человека свободным от физической необходимости, дает ему возможность совершить поступок, не включенный в качестве звена в цепь необходимости, но начинающий новую цепь. Особое значение приобретает в такой концепции роль мотива: чем руководствовался человек, совершая действия – моральным мотивом или склонностью, обстоятельствами. Соответственно, было ли оно моральным и свободным или вынужденным. Совершая поступок, человек руководствуется императивами. Кант различает категорические и гипотетические императивы. Гипотетические императивы – императивы умения, рецепты достижения определенных социальных целей и благ. Категорические императивы или законы нравственности – принципы доброй воли, априорные и независимые от обстоятельств, поступая в соответствии с которыми мы выходим за границы физической необходимости. Категорический императив звучит так: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

Подобная концепция возникла как логическое продолжение линии, начатой Критикой чистого разума и как продолжение общей критики эвдемонизма – противоположение склонности и долга. Главное понятие концепции – высшее благо, моральный порядок, в основе которого лежит принцип заслуженного счастья. Нравственно развитый субъект – вечно совершенствующийся член сверхчувственного мира, устроенного благим и справедливым миродержцем.

Кант продолжал работу в области естествознания. За два года до начала конкурса он написал работу Метафизические начала естествознания и две статьи: О вулканах и луне и Нечто о влиянии Луны . Он принимал посильное участие и в практических исследованиях: например, с его именем связано сооружение в Кенигсберге первого громоотвода.

Но Кант не остановился на двух «Критиках…», он чувствовал, что между миром свободы и этики должно быть еще одно звено. В 1787 он сообщил своему другу Рейнгольду об открытии нового всеобщего принципа духовной деятельности: принципе удовольствия и неудовольствия. Таким образом, выделяются три основных способности человеческой психики: познавательная, волевая и оценочная. Познавательная рассматривается в Критике чистого разума , волевая – в Критике практического разума , а оценочная в книге Критика способности суждения . Кант задумывал закончить работу в 1788, но потребовалось еще два года, чтобы ее издать.

Критика способности суждения рассказывает об особом типе суждения – суждениях вкуса, которые с одной стороны незаинтересованы, с другой стороны, непознавательны, не относятся ни к области природы, ни к области свободы, но связаны со сверхчувственным. Книга состоит из двух частей: Критика эстетической способности суждения и Критики телеологической способности суждения . Первая часть содержит теорию прекрасного и возвышенного. Опыт прекрасного – особое бескорыстное удовольствие, которое мы испытываем при созерцании формы объекта. Отношение к данному объекту не как к средству, не в отношении к некоторому теоретическому понятию, возбуждает свободную игру познавательных способностей, которая приводит воображение в гармонию с рассудком. Чувство гармонии – формальная целесообразность объекта. Если созерцательное удовольствие связано с объектом для большого количества людей, объект называют прекрасным. Возвышенной вещь называется в том случае, если никакой образ, создаваемый нами, не соответствует ее идее. Вторая часть поясняет телеологическую доктрину и учение об идеях разума. В ней Кант формулирует антиномию, первая максима которой: «Всякое возникновение материальных вещей и их форм надо рассматривать как возможное только по механическим законам». Вторая максима: «Некоторые продукты материальной природы нельзя рассматривать как возможные только по механическим законам» (суждение о них требует совершенно другого закона каузальности, а именно закона конечных причин), основу синтеза целевой и причинной каузальности Кант ищет, в конечном счете, в человеке – именно человек, оставаясь подчиненным законам причинности, может строить царство целей и создавать целевую каузальность.

Семидесятилетний философ вступил в конфронтацию с властями. Причиной послужило написание ряда статей против догматов церкви. Последней каплей стала статья Конец всего сущего . Несмотря на это, в 1794 философа избирает своим членом Российская Академия наук. Публично обвинять всемирно известного ученого было невозможно – в октябре 1794 Кант получил выговор от короля, но приказ с требованием отказаться от публичного выражения своей точки зрения на данную тему пришел, как частное письмо. Кант решил, что в данном случае молчание является долгом подданного.

Кант продолжал публиковать статьи и работы. В период с 1795 по 1798 он написал К вечному миру , Об органе души , Метафизика нравов , Оповещение о скором подписании договора о вечном мире в философии , О мнимом праве лгать из человеколюбия , Спор факультетов .

Силы ученого убывали, он постепенно сокращал количество лекций. Последняя лекция была им прочитана 23 июня 1796.

В ноябре 1801 философ окончательно расстался с университетом. Его состояние резко ухудшилось. Еще в 1799 Кант распорядился относительно собственных похорон: просил, чтобы они состоялись на третий день после кончины и были скромными. Умер 12 февраля 1804 в Кенигсберге.

Издания: Лекции по этике . М., изд. «Республика», 2000; Основы метафизики нравственности . М., изд. «Мысль», 1999; Сочинения на немецком и русских языках . М., изд. «АО KAMI», 1994; Антропология с прагматической точки зрения . СПб., изд. «Наука», 2002; Критика чистого разума . Симферополь, изд. «Реноме», 1998; Сочинения в 6 томах, М., изд. «Мысль», 1965.

Анастасия Блюхер

1. Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

Докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

Критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.

В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:

"Критика чистого разума";

"Критика практического разума";

"Критика способности суждения".

2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате

вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц.

Природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

Природа находится в постоянном изменении и развитии;

Движение и покой относительны;

Все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции.

В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:

Механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;

Данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

3. В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.

В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма - невозможности познания окружающей действительности.

Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности - бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность - объект, а субъект познавательной деятельности - человек, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.

Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ

Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. .

В мире нет ничего простого.

Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ

Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.

Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.

Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА

Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего.

Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий - разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

апостериорное знание;

Априорное знание;

"вещь в себе".

Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу". Любое изэтих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория относительности поставила ее под сомнение.

"Вещь в себе" - одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

4. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

Внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аффицирование") на органы чувств человека;

Органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;

Целостная картина окружающего мира, возникающая вразуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира - "вещей в себе", но не их внутреннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

Собственные (внутренние для разума) границы, за которыми

возникают неразрешимые противоречия - антиномии;

Внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

5. Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы - образы от непознаваемых "вещей в себе" - окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

Формы чувственности;

Формы рассудка;

Формы разума.

Чувственность - первый уровень сознания. Формы чувственности - пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок - следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории - предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий - количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. 6. Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого - высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

Данными классами являются:

Количество;

Качество;

Отношение;

Модальность.

(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.)

количества - единство, множество, цельность;

Качества - реальность, отрицание, ограничение;

Отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

Модальность - возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.

первые две категории каждого из четырех классов - противоположные характеристики свойства класса, третьи - их синтез. Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез -ограничение и т. д.

Согласно Канту с помощью категорий - предельно общих характеристик всего сущего - рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

7. Наряду с "чистым разумом" - сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет "практический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении - "Критика практического разума".

Главные вопросы "Критики практического разума":

Какой должна быть мораль?

Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим

выводам:

чистая нравственность - признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;

Между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;

Мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".

В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:

Человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;

Человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

8. В своей третьей книге критического периода - "Критика способности суждения" - Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности:

целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);

Целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл - в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);

Целесообразности духа (наличие Бога).

9. Социально-политические взгляды И. Канта:

Философ считал, что человек наделен изначально злой природой;

Видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);

Был сторонником распространения демократии и правового порядка - во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами;

Осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;

Считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

10. Историческое значение философии Канта в том, что им было:

Дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);

Выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, "вещи в себе");

Выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;

Выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;

Осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

нем. Immanuel Kant

немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии

Краткая биография

Крупнейший немецкий ученый, философ, основатель немецкой классической философии, человек, чьи труды оказали огромное влияние на развитие философской мысли XVIII и последующих столетий.

В 1724 г., 22 апреля, Иммануил появился на свет в прусском Кенигсберге. С этим городом будет связана вся его биография; если Кант и покидал его пределы, то на небольшое расстояние и ненадолго. Будущий великий философ родился в небогатой многодетной семье; отцом его был простой ремесленник. Одаренность Иммануила заметил доктор теологии Франц Шульц и помог ему стать учащимся престижной гимназии «Фридрихс коллегиум».

В 1740 г. Иммануил Кант становится студентом Кенигсбергского университета «Альбертину», однако смерть отца помешала ему отучиться полностью. В течение 10 лет Кант, материально обеспечивая семью, работает домашним учителем в разных семьях, покинув родной Кенигсберг. Непростые житейские обстоятельства не мешают ему заниматься научной деятельностью. Так, в 1747-1750 гг. в центре внимания Канта была собственная космогоническая теория происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, актуальность которой не утрачена до настоящего времени.

В 1755 г. состоялось его возвращение в Кенигсберг. Канту наконец удалось не только закончить университетское образование, но и, защитив несколько диссертаций, получить степень доктора и право заниматься преподавательской деятельностью как доцент и профессор. В стенах своей альма-матер он проработал четыре десятка лет. До 1770 г. Кант трудился экстраординарным доцентом, после - ординарным профессором кафедры логики и метафизики. Философские, физические, математические и другие дисциплины Иммануил Кант преподавал студентам вплоть до 1796 г.

Год 1770-ый стал рубежом и в его научной биографии: он делит его творчество на т.н. докритический и критический периоды. Во втором был написан ряд фундаментальных трудов, которые не просто пользовались огромным успехом, но и позволили Канту войти в круг выдающихся мыслителей столетия. К области гносеологии относится его работа «Критика чистого разума» (1781), этики - «Критика практического разума» (1788). В 1790 г. было опубликовано затрагивающее вопросы эстетики сочинение «Критика способности суждения». Мировоззрение Канта как философа формировалось в определенной мере благодаря изучению сочинений , Юма и ряда других мыслителей.

В свою очередь, влияние трудов самого Иммануила Канта на последующее развитие философской мысли сложно переоценить. Немецкая классическая философия, основателем которой он являлся, в дальнейшем включила в себя крупные философские системы, разработанные Фихте, Шеллингом, Гегелем . Испытало на себе воздействие учения Канта романтическое движение. В философии Шопенгауэра также прослеживается влияние его идей. Во второй половине XIX ст. было весьма актуальным «неокантианство», в веке XX философское наследие Канта повлияло, в частности, на экзистенциализм, феноменологическую школу и др.

В 1796 г. Иммануил Кант перестал читать лекции, в 1801 г. уволился из университета, но не прекращал научной деятельности до 1803 г. Мыслитель никогда не мог похвастаться железным здоровьем и нашел выход в четком распорядке дня, неукоснительном следовании собственной системе, полезным привычкам, которые удивляли даже педантичных немцев. Кант так и не связал свою жизнь ни с одной из женщин, хотя не имел ничего против прекрасного пола. Размеренность и аккуратность помогли ему прожить дольше, чем многие его ровесники. Скончался в родном Кенигсберге 12 февраля 1804 г.; похоронили его в профессорском склепе городского кафедрального собора.

Биография из Википедии

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Иммануил с самого детства отличался слабым здоровьем. Его мать старалась дать сыну максимально качественное образование. Она поощряла в сыне любознательность и фантазию. До конца жизни Кант вспоминал о матери с большой любовью и благодарностью. Отец же воспитал в сыне любовь к труду. Под попечением доктора теологии Ф. А. Шульца, заметившего в нём одарённость, окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум» (de:Collegium Fridericianum), а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет. Там было 4 факультета - теологический, юридический, медицинский и философский. Неизвестно точно, какой факультет выбрал Кант. Сведений об этом не сохранилось. Биографы разнятся в своих предположениях. Интерес к философии у Канта проснулся благодаря профессору Мартину Кнутцену. Кнутцен был пиетистом и вольфианцем, увлечённым английским естествознанием. Именно он вдохновил Канта на написание работы по физике.

Эту работу Кант начал на четвёртом году учёбы. Эта работа шла медленно. У молодого Канта было мало знаний и навыков. Он был беден. Его мать к тому времени умерла, а отец еле сводил концы с концами. Кант подрабатывал уроками; кроме того, ему старались помогать богатые одноклассники. Также помог ему пастор Шульц и родственник по материнской линии, дядя Рихтер. Есть сведения, что именно Рихтер взял на себя большую часть расходов по опубликованию дебютной работы Канта - «Мысли об истинной оценке живых сил». Кант писал её 3 года и 4 года печатал. Работа была полностью допечатана лишь в 1749 году. Работа Канта вызвала различные отклики; среди них было немало критики.

Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, он на 10 лет становится домашним учителем в Юдшене (ныне Веселовка). Именно в это время, в 1747-1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.

В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии. Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента - на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу.

Период господства Российской империи над Восточной Пруссией был наименее продуктивным в творчестве Канта: за все годы из-под пера философа вышли лишь несколько эссе, посвящённых землетрясениям, но сразу же после его окончания Кант издал целую серию работ.

В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей. Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии (Иммануил Кант после полученного отказа весьма интенсивно занимался частными уроками: он преподавал даже фортификацию и пиротехнику).

Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами; так, в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов.

С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин - философских, математических, физических.

Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

  • что я могу знать? (метафизика);
  • что я должен делать? (мораль);
  • на что я смею надеяться? (религия);
наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача - что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет).

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

  • «Критика чистого разума» (1781) - гносеология (эпистемология)
  • «Критика практического разума» (1788) - этика
  • «Критика способности суждения» (1790) - эстетика

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Говорил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог - то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно беседовал с женщинами, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.

Существует мнение, что Кант иногда проявлял юдофобию.

Кант писал: «Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков… девиз Просвещения».

Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

Этапы научной деятельности

Кант прошёл в своём философском развитии два этапа: «докритический» и «критический». (Эти понятия определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год; «Критика практического разума», 1788 год; «Критика способности суждения», 1790 год).

I этап (до 1770 года) - Кант разрабатывал вопросы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами:

  • разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 год);
  • наметил идею генеалогической классификации животного мира, то есть распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения;
  • выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
  • изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) - занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Философия

Гносеология

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», априорный, или внеопытный). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений - «Как возможны синтетические суждения априори?». Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти суждения Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл понятий. Аналитические и синтетические суждения различаются тем, вытекает ли содержание предиката суждения из содержания его субъекта (таковы аналитические суждения) или, наоборот, добавляется к нему «извне» (таковы синтетические суждения). Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» - «из опыта».

Аналитические суждения всегда априорны: опыт для них не нужен, поэтому апостериорных аналитических суждений не бывает. Соответственно, опытные (апостериорные) суждения всегда синтетичны, поскольку их предикаты черпают из опыта содержание, которого не было в субъекте суждения. Что касается априорных синтетических суждений , то они, согласно Канту, входят в состав математики и естествознания. Благодаря априорности, эти суждения содержат всеобщее и необходимое знание, то есть такое, которое невозможно извлечь из опыта; благодаря синтетичности, такие суждения дают прирост знания.

Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь - всеобщность и необходимость - не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности разума (в широком смысле). Выявление этой деятельности разума в отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием. «Я называю трансцендентальным… познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов…», - пишет Кант.

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует исходить из того, что не наши познавательные способности соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: разум является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того чувственного содержания («материи»), которое даётся миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности разума) - вещь-в-себе, и мир как он дан в явлении, то есть в опыте.

В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это априорные формы чувства (чувственного созерцания)- пространство (внешнее чувство) и время (внутреннее чувство). В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. На вопрос, как возможна чистая, то есть теоретическая, математика, Кант отвечает: она возможна как априорная наука на основе чистых созерцаний пространства и времени. Чистое созерцание (представление) пространства лежит в основе геометрии (трёхмерность: например, взаиморасположение точек и прямых и других фигур), чистое представление времени - в основе арифметики (числовой ряд предполагает наличие счёта, а условием для счёта является время).

Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез. Рассудок, согласно Канту, имеет дело с априорными категориями, которые суть «формы мышления». Путь к синтезированному знанию лежит через синтез ощущений и их априорных форм - пространства и времени - с априорными категориями рассудка. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить» (Кант). Познание достигается путём соединения созерцаний и понятий (категорий) и представляет собой априорное упорядочение явлений, выражающееся в конструировании предметов на основе ощущений.

  • Категории количества
    • Единство
    • Множество
    • Цельность
  • Категории качества
    • Реальность
    • Отрицание
    • Ограничение
  • Категории отношения
    • Субстанция и принадлежность
    • Причина и следствие
    • Взаимодействие
  • Категории модальности
    • Возможность и невозможность
    • Существование и несуществование
    • Необходимость и случайность

Чувственный материал познания, упорядоченный посредством априорных механизмов созерцания и рассудка, становится тем, что Кант называет опытом. На основе ощущений (которые можно выразить констатациями типа «это жёлтое» или «это сладкое»), которые оформляются через время и пространство, а также через априорные категории рассудка, возникают суждения восприятия: «камень тёплый», «солнце круглое», затем - «солнце светило, а потом камень стал тёплым», и далее - развитые суждения опыта, в которых наблюдаемые объекты и процессы подведены под категорию причинности: «солнце вызвало нагревание камня» и т. д. Понятие опыта у Канта совпадает с понятием природы: «…природа и возможный опыт - совершенно одно и то же» представление я мыслю , которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть одним и тем же во всяком сознании». Как пишет И. С. Нарский, трансцендентальная апперцепция Канта - это «принцип постоянства и системной организации действия категорий, вытекающей из единства применяющего их, рассуждающего „я“. (…) Она есть общая для… эмпирических „я“ и в этом смысле объективная логическая структура их сознания, обеспечивающая внутреннее единство опыта, науки и природы».

В «Критике» много места уделяется тому, как представления подводятся под понятия рассудка (категории). Здесь решающую роль играют способность суждения, воображение и рассудочный категориальный схематизм. Согласно Канту, между созерцаниями и категориями должно быть посредствующее звено, благодаря которому абстрактные понятия, каковыми являются категории, оказываются способными организовывать чувственные данные, превращая их в законосообразный опыт, то есть в природу. Посредником между мышлением и чувственностью у Канта выступает продуктивная сила воображения . Эта способность создаёт схему времени как «чистого образа всех предметов чувств вообще». Благодаря схеме времени существует, например, схема «множественности» - число как последовательное присоединение друг к другу единиц; схема «реальности» - бытие предмета во времени; схема «субстанциальности» - устойчивость реального предмета во времени; схема «существования» - наличие предмета в определённое время; схема «необходимости» - наличие некоего предмета во всякое время. Продуктивной силой воображения субъект, по Канту, порождает основоположения чистого естествознания (они же - наиболее общие законы природы). Согласно Канту, чистое естествознание есть результат априорного категориального синтеза.

Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений . Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности; по Канту, оно возникает благодаря активной творческой деятельности бессознательной продуктивной силы воображения.

Наконец, описав эмпирическое применение рассудка (то есть применение его в опыте), Кант задаётся вопросом возможности чистого применения разума (рассудок, согласно Канту - низшая ступень разума, применение которой ограничивается сферой опыта). Здесь возникает новый вопрос: «Как возможна метафизика?». В результате исследования чистого разума Кант показывает, что разум, когда он пытается получить однозначные и доказательные ответы на собственно философские вопросы, неизбежно ввергает себя в противоречия; это означает, что разум не может иметь трансцендентного применения, которое позволило бы ему достигать теоретического знания о вещах в себе, поскольку, стремясь выйти за пределы опыта, он «запутывается» в паралогизмах и антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которых одинаково обосновано); разум в узком смысле - как противоположность оперирующему категориями рассудку - может иметь только регулятивное значение: быть регулятором движения мысли к целям систематического единства, давать систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание.

Кант утверждает, что решение антиномий «никогда нельзя найти в опыте…».

Решением первых двух антиномий Кант считает выявление ситуации, при которой «сам вопрос не имеет смысла». Кант утверждает, как пишет И. С. Нарский, «что к миру вещей в себе вне времени и пространства свойства „начала“, „границы“, „простоты“ и „сложности“ не применимы, а мир явлений никогда не бывает нам дан во всей полноте именно как целостный „мир“, эмпирия же фрагментов феноменального мира вложению в эти характеристики не поддаётся…». Что касается третьей и четвёртой антиномий, то спор в них, согласно Канту «улаживается», если признать истинность их антитезисов для явлений и предположить (регулятивную) истинность их тезисов для вещей в себе. Таким образом, существование антиномий, по Канту, является одним из доказательств правоты его трансцендентального идеализма, противопоставившего мир вещей в себе и мир явлений.

Согласно Канту, всякая будущая метафизика, которая хочет быть наукой, должна принимать во внимание выводы его критики чистого разума.

Этика и проблема религии

В «Основах метафизики нравственности» и «Критике практического разума» Кант излагает теорию этики. Практический разум в учении Канта - единственный источник принципов морального поведения; это разум, перерастающий в волю. Этика Канта автономна и априорна, она устремлена на должное, а не на сущее. Её автономность означает независимость моральных принципов от внеморальных доводов и оснований. Ориентиром для кантовской этики являются не фактические поступки людей, а нормы, вытекающие из «чистой» моральной воли. Это этика долга . В априоризме долга Кант ищет источник всеобщности моральных норм.

Категорический императив

Императив - правило, которое содержит «объективное принуждение к поступку». Нравственный закон - принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления - императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки эффективны для достижения определённых целей (например, удовольствия или успеха).

Принципы морали восходят к одному верховному принципу - категорическому императиву , предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели (например, требование честности). Категорический императив гласит:

  • «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом » [варианты: «поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»];
  • «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству » [вариант формулировки: «относись к человечеству в своём лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда как к цели и никогда - только как к средству»];
  • «принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы »: следует «совершать всё, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы».

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Существование человека «имеет в себе самом высшую цель…»; «… только нравственность и человечество, поскольку оно к ней способно, обладают достоинством», - пишет Кант.

Долг есть необходимость действия из уважения к нравственному закону.

В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

  • человек как явление;
  • человек как вещь в себе.

Поведение первого определено исключительно внешними обстоятельствами и подчиняется гипотетическому императиву. Поведение второго должно подчиняться категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться и практическими интересами, и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу, и так возникает «антиномия практического разума».

В качестве условий применимости категорического императива в мире явлений Кант выдвигает три постулата практического разума. Первый постулат требует полной автономии человеческой воли, её свободы. Этот постулат Кант выражает формулой: «Ты должен, значит ты можешь». Признавая, что без надежды на счастье у людей не хватило бы душевных сил исполнять свой долг вопреки внутренним и внешним препятствиям, Кант выдвигает второй постулат: «должно существовать бессмертие души человека». Антиномию стремления к счастью и стремления к добродетели Кант, таким образом, разрешает путём перенесения надежд личности в сверхэмпирический мир. Для первого и второго постулатов нужен гарант, а им может быть только Бог, значит, он должен существовать - таков третий постулат практического разума.

Автономность этики Канта означает зависимость религии от этики. Согласно Канту, «религия ничем не отличается от морали по своему содержанию».

Учение о праве и государстве

Государство - объединение множества людей, подчинённых правовым законам.

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных. Кант признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чём угодно, только повинуйтесь».

Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица).

В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Он высказывается за создание равноправного союза народов. Кант считал, что такой союз приближает человечество к осуществлению идеи вечного мира.

Учение о целесообразности. Эстетика

В качестве соединительного звена между «Критикой чистого разума» и «Критикой практического разума» Кант создаёт «Критику способности суждения», в центре внимания которой - понятие целесообразности. Субъективная целесообразность, согласно Канту, присутствует в эстетической способности суждения, объективная - в телеологической. Первая выражается в гармонии эстетического предмета.

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей - прекрасное и возвышенное. Эстетическое - это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное - это совершенство, связанное с формой. У Канта прекрасное выступает как «символ нравственно доброго». Возвышенное - это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного - шторм. Пример математически возвышенного - горы. Гений - это человек, способный к воплощению эстетических идей.

Телеологическая способность суждения связана с понятием живого организма как проявления целесообразности в природе.

О человеке

Воззрения Канта на человека отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 год). Главная её часть состоит из трёх разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.

Человек - это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание.

Человек - это высшая ценность, это личность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет его только тогда, когда рассматривает своё «Я» не как весь мир, а только как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.

Человек может иметь неосознанные представления - «тёмные». Во мраке может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений.

От сексуального чувства (страсти) мутится разум. Но у человека на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма.

Анализу Канта подверглось такое понятие, как гений. «Талант к изобретению называютгением».

Память

  • В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Иммануила Канта кратеру на видимой стороне Луны.
  • Популярные биографии