Положение конституции рсфср 1918. Конституции рсфср, cccр, россии


История государственного управления в России Щепетев Василий Иванович

Конституция РСФСР 1918 г. – первая Конституция Советского государства. Создание аппарата государственного управления

Конституция РСФСР 1918 г. – первая Конституция Советского государства.

Создание аппарата государственного управления

Победа советской власти на большей части территории Российской империи к весне 1918 г. привела к необходимости подготовки и принятия основополагающего юридического документа, закрепляющего в законодательстве сложившиеся общественные отношения и фактически сформировавшиеся структуры власти, которые определялись понятием диктатура пролетариата (Советы, партия, профсоюзы).

В конституционном регулировании нуждалась сложившаяся в первые месяцы советской власти система органов власти и управления в центре и на местах. Конституция являлась свидетельством легитимности, стабильности новой власти, обязательным атрибутом государства, так же как флаг, герб, гимн.

Решение о подготовке Конституции было принято на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г.

3 июля 1918 г. Комиссия ЦК РКП(б) под председательством В. И. Ленина рассмотрела и одобрила большевистский проект, а 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов практически без обсуждения принял первую советскую Конституцию. 19 июля 1918 г. она была опубликована и с этого дня вступала в силу.

Структурно Конституция состояла из 6 разделов, 17 глав, 90 статей.

Разделы были следующие: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения; 3. Конструкция советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное право; 5. Бюджетное право; 6. О гербе и флаге РСФСР.

Основная задача Конституции РСФСР, говорилось в статье 9, заключается в установлении диктатуры пролетариата «в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти».

Конституция закрепляла национально-государственный принцип государственного строительства. В ней фиксировались политические права и свободы, которыми могли пользоваться только трудящиеся. Вместе с тем обязанность трудиться и всеобщая воинская повинность возлагались на всех граждан. Оружие доверялось только трудящимся.

Характерной особенностью Конституции 1918 г. являлось распространение всех политических прав на иностранцев, проживающих на территории России и не пользующихся чужим трудом, а также то, что местные Советы могли предоставлять российское гражданство таким иностранцам.

Конституция закрепила следующую структуру государственного аппарата РСФСР.

Всероссийский съезд Советов являлся высшим органом государственной власти. Состоял из представителей городских и губернских съездов Советов. Созывался не реже двух раз в год. Статья 27 предусматривала возможность созыва чрезвычайных съездов.

Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) стал высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Избирался Всероссийским съездом и был перед ним ответствен, при ВЦИК имелся Президиум. ВЦИК образовывал Советское правительство, созывал Всероссийский съезд Советов.

Ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК подлежали все вопросы общегосударственного значения:

– общее руководство внутренней и внешней политикой РСФСР; установление и изменение границ; принятие в союз новых субъектов Федерации или признание их выхода;

– объявление войны и заключение мира;

– утверждение бюджета;

– установление основ организации вооруженных сил, общегосударственных налогов и повинностей;

– издание общегосударственного законодательства;

– судоустройство и судопроизводство.

К исключительному ведению Всероссийского съезда Советов относились: а) установление, дополнение и изменение основных начал Конституции; б) ратификация мирных договоров.

Правительство РСФСР – Совет народных комиссаров (СНК) – осуществляло общее управление делами республики. СНК наделялся распорядительными и законодательными полномочиями. Однако все постановления СНК, имевшие крупное общеполитическое значение, представлялись на утверждение ВЦИК.

Отраслями государственного управления руководили 18 наркоматов.

Органами советской власти на местах стали областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, а в период между съездами – соответствующие исполнительные комитеты (исполкомы). Низовое звено советской государственной системы составляли Советы депутатов и их исполкомы, образуемые в городах и селениях.

К компетенции местных органов советской власти Конституция относила:

– проведение в жизнь решений высших органов советской власти;

– заботу о развитии хозяйства и культуры;

– разрешение всех вопросов, имевших исключительно местное значение.

Конституция оформила принципы советской избирательной системы. Правом избирать или быть избранными в Советы всех степеней пользовались все граждане, не эксплуатирующие чужого труда, достигшие 18 лет. Вместе с тем были лишены избирательных прав отдельные категории граждан по политическим причинам.

В целях обеспечения руководящей роли рабочего класса и политического контроля выборы в Советы были открытыми, многостепенными и неравными (например, норма представительства на Всероссийский съезд Советов была 1 депутат от 25 тыс. городских и 1 депутат от 125 тыс. сельских избирателей).

В целом Конституция РСФСР 1918 г. имела большое историческое значение. Это была первая в истории Конституция Советского государства. Она послужила образцом для разработки основных законов других социалистических государств, возникших на территории бывшей Российской империи. Все последующие советские конституции сохраняли преемственность идей и принципов Конституции РСФСР 1918 г.

Конституция 1918 г. закрепила принцип национально-территориальной федерации, провозгласила «добровольный и честный союз народов России», «свободный союз свободных наций, как федерацию Советских национальных республик». Федерация в России мыслилась как переходный период на пути к мировому союзу, преодолению национальных различий и к мировой революции.

В документах того времени неизменно присутствуют формулировки о «волеизъявлении народов», о «национально-государственном строительстве» и т. д. Фактически же создание новых республик и их договоры с РСФСР осуществлялись иначе: процесс проходил на уровне партийных органов разного уровня.

За период с лета 1918 по 1920 г. на территории бывшей Российской империи возникло более 20 национальных образований (республик и областей).

В 1919 г. ВЦИК РСФСР издал Декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Декрет признавал необходимым провести объединение военного командования и военной организации, Советов народного хозяйства, железнодорожного управления, финансов путем соглашений между ЦИК и СНК республик. Гражданская война помешала выполнению этого проекта, однако модель союза была в целом выработана.

В целом же в 1918–1922 гг. федеративное развитие шло по пути заключения двусторонних договоров между независимыми республиками и РСФСР, а вернее, между партийными органами этих республик.

В 1920–1921 гг. между республиками, заключившими договоры, были удалены таможенные границы, их территории стали рассматриваться как единое внутригосударственное пространство.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

1. Создание Советского государства. Становление и развитие Советского государственного управления Оказавшись в центре мирового и национального кризиса, который закончился распадом Российской империи и Гражданской войной, Россия избрала совершенно новый путь

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Кризис государственного управления. Распад СССР и создание СНГ С мая 1990 г. начался бурный процесс создания различных политических партий. Однако какого-либо серьезного развития партийное строительство не имело. Многие из возникших политических партий объединились на

Из книги Апокалипсис XX века. От войны до войны автора

КОНСТИТУЦИЯ 1918 ГОДА Государство должно иметь основной закон - Конституцию. Каждая из республик в 1922 году уже имела свою конституцию. Советская Россия имела Конституцию, принятую 10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов. Она состояла из шести разделов. Первый

Из книги Расправа над СССР - предумышленное убийство автора Буровский Андрей Михайлович

Конституция 1918 года Государство должно иметь основной закон – Конституцию. Каждая из республик в 1922 году уже имела свою Конституцию. Советская Россия имела Конституцию, принятую 10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов. Состояла из шести разделов. Первый включал

Из книги Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории). автора Зимин Александр Александрович

Создание общерусского государственного аппарата Важнейшим итогом общественно-политического развития России к началу XVI в. было завершение создания единого государства, ставшего одной из могущественнейших европейских держав того времени. На рубеже XV–XVI вв. наряду с

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

§ 10. ПЕРВАЯ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСТИТУЦИЯ Конституция 1492 г. является первой общегосударственной хартией вольностей. Шляхетскому классу всего государства она давала также права и преимущества, которые делали для него ненужным местные конституционные акты.

автора Автор неизвестен

37. РАЗВИТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ОКТЯБРЕ 1917 г. – ИЮЛЕ 1918 г. СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА Большевики, придя к власти, провозгласили право наций на самоопределение. Воспользовавшись этим уже в 1917 г. независимость получила Финляндская

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

41. «ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ». РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1918 Г. ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ ПО КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1918 г «Декларация прав народов России» была принята 2 ноября 1917 г. Она имела важное значение для реализации на практике права наций на

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

42. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 г.: ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЦИИ, ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ Конституция РСФСР 1918 г. установила, что субъектами (членами) советской федерации являются автономные областные союзы, которые создаются следующим

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

51. ОБРАЗОВАНИЕ СССР. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 г. УК РСФСР 1922 г Первый шаг на пути объединения советских социалистических республик был сделан в 1919 г., когда был создан их военно-политический союз при главенстве РСФСР. К 1922 г. существовало уже две советские федерации:

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1918, июль Первая конституция РСФСР Формально революция установила равенство граждан России перед законом и друг перед другом. На самом деле произошел раскол общества на полноценных и неполноценных граждан. Конституция РСФСР (июль 1918 г.) ввела понятие «лишенец», т. е.

автора Автор неизвестен

60. ФРАНКФУРТСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1849 г. КОНСТИТУЦИЯ ПРУССИИ 1850 г В условиях революции, произошедшей в ряде европейских государств в 1848 г., во Франкфурте-наМайне собралось общегерманское Национальное собрание, принявшее в 1849 г. Конституцию Германской империи.

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

61. СОЗДАНИЕ СЕВЕРО-ГЕРМАНСКОГО СОЮЗА 1866 г. ОБРАЗОВАНИЕ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ И ЕЕ КОНСТИТУЦИЯ 1871 г В 50-60-х гг. XIX в. Пруссия все явственнее захватывала роль лидера германского объединения В 1861 г. Союзным сеймом Германского союза было принято Общегерманское торговое

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том шестой автора Коллектив авторов

2. СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА Советское государственное строительство. Важным условием успешного строительства нового социалистического общества и утверждения советского государственного строя на Украине было установление тесного

Из книги История государства и права России автора Тимофеева Алла Александровна

Тема 10. Создание советского государства и права (октябрь 1917 – 1918 гг.) План1. Октябрь 1917 г.: точки зрения. Второй Всероссийский съезд советов.2. Причины утверждения «диктатуры власти». Специфика властных структур после Октября 1917 г.3. Конституция РСФСР 1918 г.4. Особенности

В этой статье мы постараемся кратко рассмотреть первоначальную в истории нашей великой державы Конституцию. Принята она была 10 июля 1918 года. Конституция фиксировала наиболее существенные правовые основы того времени. Большая их часть разрабатывалась во время Октябрьской революции. Это, например, декреты, провозглашенные Лениным, декларация прав трудящихся, постановления о создании тех или иных советских органов и тд. Все эти нормативные акты и послужили толчком к созданию конституции. По мере их накопления, власти осознанно пришли к решению упорядочить их.

Конституцией провозглашалась новая для России форма государственности - диктатура пролетариата в форме советской власти. Ее основной задачей было осуществление принципов социалистического государства в стране. Она также предполагала выборы местных советов всеобщим голосованием. Однако в выборах могли участвовать только граждане, не эксплуатирующие чужой труд. Советская Россия официально провозглашалась Российской Федеративной Социалистической республикой (РСФСР).

Граждане также получали равные права не зависимо от национальности, пола и расы. Представлялась помощь политическим беженцам из других государств. Жители страны получали ряд свобод, о которых раньше и не мечтали. Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд советов. На нем обсуждались вопросы, игравшие большую роль для государства. Например, обсуждались экономические и другие достижения страны за определенный период. Также вводились поправки в Конституцию, издавались новые декреты и указы. В промежутках между съездами работал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). В него входили представители из всех советских республик, сам орган занимался реализацией планов, принятых во время съезда советов. Вообще, большевистская власть была против разделения властей, именно поэтому органы имели схожие полномочия и устройство.

Помимо прав, сформулированных в виде четырех свобод (свобода совести, печати, собраний и союзов), Конституция оглашала и обязанности граждан. К ним, прежде всего, относятся обязанность трудиться и защищать социалистическое Отечество. Жители также имели право на бесплатное образование. Так как Конституция того времени носила классовый характер, население страны делилось на трудящихся и тех, кто их эксплуатирует. В категорию эксплуататоров входили все те, кто жил на доходы, полученные не собственным трудом. В соответствии с новой идеологией, за трудящимися оставалось большинство прав, в то время как за нетрудящимися оставалось лишь только их часть. При этом государство могло лишить определенных лиц конституционных прав.

В экономическом плане Конституция объявляла национализацию собственности. Земля и орудия для ее обработки, полезные ресурсы стали общенародным достоянием. Промышленность находилась в ведении рабочих, все банки стали принадлежать государству. В политическом плане важно отметить, что церковь отделялась от государства и школы, так как это влияло на общественную жизнь. Выборы, по своей сути, не являлись равными, тайными и всеобщими. Были отдельные списки занятых в каком-либо деле граждан, имевших избирательное право и не имевших его. Так, рабочий завода старше 18 лет мог спокойно участвовать в выборах, священник или служащий в бывшей полиции же такой привилегии не имели. В самом конце Конституции были представлены символы РСФСР. Это были герб, изображавший серп и молот на красном полотне в лучах солнца и флаг социалистической республики, представленный красным знаменем, в левом углу которого, были золотые буквы «РСФСР».

Данная Конституция послужила основой для всех ее последующих версий и была первым шагом к построению коммунизма. Даже сейчас современное право опирается на некоторые из положений данной Конституции.

В Конституции 1918 года нашли свое отражение коренные принципы советской демократии. Ленин отмечал, что в обществе, разделенном на антагонистические классы, не может быть "чистой", бесклассовой демократии. В этом отношении, говорил он, советская демократия, как и буржуазная, - демократия классовая. Но на этом и кончается сходство. Все дело в том, для какого класса существует та или иная демократия. Буржуазная демократия есть демократия для буржуазии, для эксплуататорского меньшинства. Советская демократия есть демократия для трудящихся, для подавляющего большинства народа.

Пролетариат, взяв государственную власть и установив свою диктатуру, обеспечивает демократию не только для себя, но и для трудящихся масс вообще, то есть в первую очередь для своего союзника, трудящегося крестьянства, в особенности беднейшего.

Принятие Конституции совпало с началом Гражданской войны. Советы, которые существовали перед Гражданской войной были совсем иными по своему характеру, чем те, что вышли из нее. До лета 1918 года советы были многопартийными, и нельзя сказать, что эта многопартийность была декоративной. Многие советы, в особенности сельские, да и волостные съезды советов, не были подконтрольны большевикам. В них было сильно влияние эсеров, левых и правых, беспартийных - тех, кого называли "мелко буржуазным" или "кулацким" элементом. Такие советы не устраивали большевиков, полагавших, что право говорить от имени трудового народа принадлежит только им. Зажиточные крестьяне стали отстраняться от работы в Советах.

Основные принципы Конституции были сформулированы в шести разделах:

  • 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
  • 2. Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики
  • 3. Конституция советской власти (организация советской власти в центре и на местах)
  • 4. Активное и пассивное избирательное право
  • 5. Бюджетное право
  • 6. О гербе и флаге РСФСР
  • 19 июля 1918 года с момента опубликования в "Известиях" ВЦИК Конституция РСФСР вступила в действие - этот основной закон должен быть распубликован всеми местными органами советской власти и выставлен во всех светских учреждениях на видном месте.

V Всероссийский съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование.

В первом раздели Конституции, определялась социальная основа новой государственности - "Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам".

Статья 18 Конституции и раздел I Кодекса законов о труде, говоря о труде как обязанности, имели в виду, возможность применения государственного принуждения к лицам, уклонявшимся от этой обязанности. Такие меры предусматривались, прежде всего, против эксплуататоров, не желавших трудиться, ибо основная масса рабочих и крестьян смотрела на труд не как на обязанность, а как на жизненную необходимость. Однако и среди трудящихся были такие элементы, которые пытались уклониться от общественно полезного труда. Перевоспитывая тех и других, Советское государство не останавливалось перед принудительными мерами, которые сами по себе так же несли воспитательную функцию.

Конституция признавала труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашала лозунг "Не трудящийся да не ест". Конституция отразила федеративный принцип государственного устройства РСФСР " Советы областей, отличающихся особым бытом и национальными составом, могут объединятся в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы".

Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов.

Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции РСФСР заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.

В целях обеспечения за трудящимся действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

Взяв курс на расширение социальных прав трудящихся (на труд, отдых, образование, медицинскую помощь, социальное обеспечение в случае болезни и в старости), большевики, на первый взгляд, делали качественный скачок в борьбе за лучшую жизнь для всех людей. Однако отрыв политических и социальных прав от гражданских (неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, права на участия в выборах центральных и местных органов власти и т.д.) и лишение или ограничение прав так называемых нетрудовых элементов советского общества ставили под вопрос широко разрекламированные преимущества советской демократии перед буржуазной. Кроме того, порожденная Первой мировой и Гражданской войнами хозяйственная разруха существенно ограничила возможности советского государства в ликвидации социального неравенства граждан. Вдобавок государство диктатуры пролетариата применяло насилие не только к классово чуждым и враждебным элементам, но и к самим трудящимся - рабочим, крестьянам, трудовой интеллигенции. На практике большевики стремились не к улаживанию социальных конфликтов на правовой основе, а к уничтожению самих носителей этих конфликтов. В этой ситуации возникла и опасность неограниченного вмешательства государства в жизнь общества в виде установления контроля за исполнением частными работодателями трудового законодательства, определения социальных групп, нуждающихся в льготах и поддержке и т.д. Иначе говоря, здесь таилась угроза перерастания классовой диктатуры в тоталитаризм с установлением режима личной власти вождя и почти поголовным равенством граждан в нищете, что и произошло в СССР с конца 1920-х гг.

В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы, выражения своих мнений РСФСР уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает их свободное распространение по всей стране.

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления.

Весной 1918 года обстановка в стране обострилась началась иностранная военная интервенция. В этих условиях декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 года вводилась всеобщая воинская повинность, т.е. армия комплектовалась уже не на принципе добровольности. Были взяты на учет граждане в возрасте от 18 до 40 лет, прошедшие курс обязательного военного обучения. Был сделан шаг к переходу от выборности командиров к их назначению. Созданные на местах военные комиссариаты осуществляли комплектование армии на новых основаниях. В Конституции РСФСР в ст. 19 закреплялась обязанность всех граждан защищать социалистическое Отечество и устанавливалась всеобщая воинская повинность. Однако почетное право защищать революцию с оружием в руках Конституция предоставила только трудящимся, возложив на нетрудовые элементы отправление иных воинских обязанностей. Характерно, что статься 19 говорит не о мужчинах, а о трудящихся вообще. Она не лишает, таким образом, этого почетного права и трудящихся женщин. В жизни так и было. Женщины наряду с мужчинами служили в Красной Армии, многие из них отличились на фронтах гражданской войны. Право защищать революцию с оружием в руках могло быть осуществлено не только службой красной армии, но и в рабочее - крестьянской милиции, отрядах ВЧК и т.п. В царской России военная служба, как известно, была тяжкой и для трудящихся ненавистной обязанностью. Нужна была революция, что бы рабочие и крестьяне восприняли защиту государства как родное и близкое дело.

В постановлении V Всероссийского съезда Советов "Об организации Красной Армии" от 10 июля 1918 года отмечалось, что для создания централизованной, хорошо обученной и снаряженной армии необходимо использование опыта, знаний многочисленных военных специалистов из числа офицеров бывшей армии. Они должны были взяты на учет и "Обязаны становиться на те посты, какие им укажет Советская власть". Еще в марте 1918 года СНК узаконил привлечение военных специалистов в Красную Армию. В первые месяцы в Красную Армию вступило добровольно свыше 8 тыс. бывших офицеров и генералов.

В третьем разделе "Конструкция советской власти" говориться о том что высшей властью РСФСР является Всероссийский съезд Советов.

Всероссийский съезд Советов составляется из представителей Городских советов, по расчету 1 депутат на 25000 избирателей, и представителей губернских съездов Советов, по расчету 1 депутат на 125000 жителей.

Всероссийский съезд Советов избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), в числе не свыше 200 человек.

В период между съездами высшей властью Республики является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.

ВЦИК формировал правительство РСФСР- Совет народных комиссаров СНК, состоявший из народных комиссаров возглавлявших отраслевые народные комиссариаты. ВЦИК объявлялся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Он давал "общее направление деятельности" правительства и всех органов власти издавал собственные декреты и распоряжения, и рассматривал законодательные предложения правительства. Все решения правительства докладывались ВЦИК, который мог отменить или приостановить любое из них.

Всего образовалось восемнадцать народных комиссариатов.

  • а) по иностранным делам;
  • б) по военным делам;
  • в) по морским делам;
  • г) по внутренним делам;
  • д) юстиции;
  • е) труда;
  • ж) социального обеспечения;
  • з) просвещения;
  • и) почт и телеграфов;
  • к) по делам национальностей;
  • л) по финансовым делам;
  • м) путей сообщения;
  • н) земледелия;
  • о) торговли и промышленности;
  • п) продовольствия;
  • р) государственного контроля;
  • с) Высший Совет Народного Хозяйства
  • т) здравоохранения

Единоличные решения народных комиссаров могли обжаловаться состоявшей при наркоме коллегией в Совет народных комиссаров или Президиум ВЦИК.

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали изменения в Конституции, принятия в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство и т.д. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституции и ратифицировать мирные договоры.

Характерно что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа:

Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.

Звание народного комиссара принадлежит исключительно членам Совета Народных Комиссаров, ведающего общими делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, и никаким иным представителям Советской власти как в центре, так и на местах присвоено быть не может.

Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально политическую ситуацию в стране к выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальностей, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием "трудящиеся". конституция диктатура советский власть

Значительная часть населения была лишена избирательных прав:

  • а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
  • б) лица, живущие на не трудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
  • в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
  • г) монахи и духовные служители церкви и религиозных культов;
  • д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а так же члены царствовавшего в России дома;
  • е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а ровно лица, состоящие под опекой;
  • ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

Исключение из избирательного корпуса "социально чуждых элементов" не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее. Следует подчеркнуть, что политические права представлялись лишь трудящимся. Эксплуататорские элементы были лишены политических прав, в том числе и избирательных. Эти ограничения вызывались конкретной исторической обстановкой того времени в России, необычайно острой классовой борьбой в стране. Лишение политических прав эксплуататоров было своеобразной формой осуществления в тех условиях функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Буржуазия сама исключала себя из политической жизни, активно борясь против Советской власти.

Кроме отмеченных ранее, были и другие особенности в избирательном праве по конституции. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Это давало возможность закрепить руководящую роль рабочего класса в мелкокрестьянской стране, каковой являлась РСФСР.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы (правило, действовавшее при выборах в земство и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские Советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования. Так создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева "чуждых элементов" тем более эффективный, поскольку на практике и в инструкциях на выборах был закреплен порядок открытого голосования. Право избирать и быть избранным в советы пользовались трудящиеся, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и т.п. этим правом пользовались и военнослужащие. Избиратели имели право отозвать избранного депутата.

Комплекс конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашенным.

Конституция специфично решает вопрос о праве на образование. В середине 1918 г. Страна, разоренная войной, хозяйничаньем царского и буржуазного Временного правительств не имела средств для развертывания широкой работы по просвещению. Трудно было найти и необходимые преподавательские кадры, ибо не все старые преподаватели хотели сотрудничать с Советской властью. Наконец, Советское государство порой и не могло доверить воспитание нового поколение - строителей социализма и коммунизма - старым интеллигентам, зараженным буржуазной идеологией. Все это обусловило ту осторожную формулировку, которая зафиксирована в Конституции. Закон не провозглашает право на образование, а лишь ставит задачу "предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное все стороннее и бесплатное образование" (статья 17). Советская власть провела полную перестройку школьного образования. Все учебные заведения были переданы в ведение государства. Мальчики и девочки отныне обучались совместно. Старое русское правописание было заменено новым, облегчившим усвоение грамоты. Среди взрослого населения производилась большая работа по ликвидации не грамотности и политическому просвещению. По всей стране возникли кружки по ликвидации неграмотности, курсы, вечерние школы. открывались новые библиотеки, читальни. Наркомпросу поручалось организовать массовое издание литературы, в первую очередь произведений русских классиков.

Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан Республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской Республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности.

Государственные доходы и расходы РСФСР объединяются в общегосударственном бюджете.

Советы устанавливают обложения налогами и сборами исключительно на нужды местного хозяйства. Потребности общегосударственные удовлетворяются за счет средств отпускаемых из государственного казначейства.

Местные советы составляют полугодовые и годовые сметы доходов и расходов на местные нужды. Сметы сельских и волостных Советов и Советов городов участвующих в уездных съездах советов утверждаются соответственно губернскими и областными съездами советов или их исполнительными комитетами; семиты городских, губернских и областных органов Советской власти утверждаются ВЦИК и СНК.

На расходы, не предусмотренные сметами в случае недостаточности сметных назначений дополнительные кредиты Советы и спрашивают у подлежащих народных комиссариатов.

В случае не достаточности местных средств для удовлетворения местных потребностей, необходимые для покрытия неотложных расходов пособия или ссуды из средств государственного казначейства местным советам разрешается ВЦИК и СНК.

В разделе шестом речь идет о гербе и флаге РСФСР. Герб РСФСР состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-на-крест рукоятками к низу, окруженных венцом из колосьев и с надписью:

  • а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и
  • б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Торговый, морской и военный флаг РСФСР состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого - у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.

Современная Российская Конституция принята всенародным голосованием (Референдумом) 12 декабря 1993 года. За нее проголосовало порядка 58 процентов участников референдума. Конституция вступила в силу в день ее опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

Важным отличием этой Конституции от всех принятых ранее является ее особый порядок разработки. Параллельно велась разработка сразу двух ее проектов, споры вокруг которых стали причиной разрастания конституционного кризиса 1992-1993 годов, вылились в вооруженное столкновение в октябре 1993 года и имели все шансы перерасти в гражданскую войну.

Тогда шло противостояние между президентом Борисом Ельциным и его сторонниками с одной стороны, и руководством большей частью депутатского Верховного совета и Съезда народных депутатов со главе с Русланом Хасбулатовым. 7 мая 1993 года он подписал постановление «Об основных положениях проекта Конституции Российской Федерации». Представленный вариант Конституции ограничивал полномочия президента, основные функции по управлению государством принимал на себя Парламент.

Президентом Ельциным был разработан другой проект Конституции. Оппоненты из Конституционной комиссии дали негативную политико-правовая оценку. По сути, президентский вариант Основного закона Российской Федерации был отклонен. Тем не менее, президент и его сторонники продолжили работу над Конституцией, уже не налаживая контактов с Верховным Советом и Конституционной комиссией. Нарастал кризис, вынудивший Президента принять решение о роспуске Съезда народных депутатов, а также Верховного совета Российской Федерации. Соответствующий Указ вышел 21 сентября 1993 года, но Съезд народных депутатов отказался сложить свои полномочия.

После обстрела Белого дома в октябре 1993 года, начались завершающие работы над проектом Конституции Российской Федерации. В соответствии со сложившейся обстановкой, Президентом были учреждены Государственная и Общественная палаты Конституционного совещания. На их заседаниях были утверждены все главы и согласованы все статьи.

Первые конституционные процессы

Одним из первых проектов, касающихся внедрения конституционного правления, можно назвать разработанный в 1809 году «План государственного преобразования» графа Михаила Сперанского, а также «Государственную уставную грамоту Российской империи» Николая Новосильцева, подготовленную в 1818 году.

Сперанский определял «конституцию» как «государственный закон, регламентирующий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой». Он ратовал за постепенную отмену крепостного права, пропагандируя идеи конституционной монархии, ограниченной парламентом.

Говоря о зарождении конституционного процесса в России, нельзя не отметить «Русскую правду» Павла Ивановича Пестеля, «Манифест к русскому народу» Северного общества декабристов, а также «Конституцию» Никиты Михайловича Муравьева, составленную в 1821-1825 годах. Основой всех конституционных проектов декабристов стали идеи эпохи Просвещения, принципы «естественного права».
Тем не менее, все эти прогрессивные идеи остались только на бумаге и не получили дальнейшего хода и реализации на практике. Законы России являлись отражением идей самодержавия, а введение Конституции привело бы к их ограничению.

Александр I (1801-1825) стал первым правителем России, решившим провести реформирование политического строя страны путем создания Конституции, которая гарантировала бы жителям права и свободу. В 1820 году был подготовлен проект, получивший название «Государственной уставной грамоты Российской империи», принятие которого было отложено.

Александр II (1855-1881) по праву считается реформатором, он был удостоен чести называться Александр II-Освободитель. Именно при нем было отменено крепостное право. Александром II было проведено множество реформ, в частности, при нем были приняты Земское положение 1864 года, Городовое положение 1870 года, Судебные уставы 1864 года, проведены реформы народного образования, цензуры, отменены телесные наказания.

Император погиб в 1881 году в Санкт-Петербурге от рук террориста в день, когда ехал подписывать Конституцию. Перед отъездом он сказал своим сыновьям, Александру и Владимиру, слова, вошедшие в историю: «Я не скрываю от себя, что мы идем по пути Конституции». С гибелью императора конституционный процесс в России был прерван.

Предпосылкой перехода от монархии к республике стало опубликование «Манифеста» 6 августа 1905 года во время правления императора Николая II (1894-1917). В соответствии с ним, была учреждена Государственная Дума, ставшая первым парламентом в России, закрепившим избирательные права граждан.

«Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка» (Октябрьский манифест), вышедший 17 октября 1905 года, провозглашал основные права и свободы: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний, союзов и избирательные слова. Манифест от 19 октября 1905 объявлял о создании в России Совета Министров — нового правительственного органа.

Конституционный процесс, начавшийся в России в начале XX века, был прерван Октябрьской революцией 1917 года.

Конституции СССР

Конституция РСФСР 1918 года принята V Всероссийским Съездом Советов. Рождение Советского государства сопровождалось появлением Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа, принятой 25 января 1918 года III Всероссийским Съездом Советов. Она вошла в текст первой Советской Конституции и является сейчас памятником права.

Конституция СССР 1924 года принята II Всесоюзным Съездом Советов. В ней было оговорено, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции».

Конституция СССР 1936 года принята Чрезвычайным VIII Съездом Совета Союза ССР. Эта Конституция считается самой демократичной в нашей стране. Впервые был закреплен принцип равноправия граждан, «независимо от их национальности и расы». Гарантировалось материальное обеспечение в старости и болезни, свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Несмотря на ярко выраженные демократические начала, уникальные для того времени и закрепленные в Основном законе государства, Конституция СССР 1936 года во многом носила декларативный характер. Новая волна массовых репрессий, последовавшая почти сразу после принятия конституции, стала тому подтверждением.

Конституция СССР 1977 года принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва. Вошла в историю как «конституция развитого социализма». Второе название Конституции — «брежневская». В соответствие с шестой статьей нового основного закона, была закреплена однопартийная политическая система.

БКС Эксперсс

Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы а Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая Советская Конституция обобщила хотя и весьма небольшой опыт государственного строительства. В ней был использован нормативный материал, накопившийся с октября 1917 г.

Среди первых актов Советской власти, имевших конституционное значение, особое место занимает ленинская «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятая III Всероссийским съездом Советов. Декларация решила основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя:

Национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

В Декларации были зафиксированы основы государственного строя «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам» Учебник: История государства и права - М.,1998. с.39. Декларация закрепляла также лишение эксплуататоров политической власти: «III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти».

По-новому решая вопрос о форме государственного единства Советской России, Декларация провозгласила, что советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик, однако не устанавливала при этом конкретных форм федерации. «...Стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях» Хрестоматия по истории отечественного государства и права - М.,1994. с.65.

В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики: борьба за мир, против колониального угнетения, за осуществление права наций на самоопределение в международном масштабе.

Таким образом Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функции Конституции. Она была как бы малой, краткой, временной Конституцией Советского государства. Ставить вопрос о развернутом Основном законе в условиях января 1918 г. было преждевременно: революция победила еще не на всей территории страны, государственный механизм находился в стадии строительства, вопрос о форме государственного единства был решен только в принципе, правовая система находилась в процессе становления, сохранялось состояние войны с Германией, перемирие было весьма шатким.

Тем не менее, на III Всероссийском съезде Советов проблема подготовки Конституции была обозначена. При принятии резолюции «О федеральных учреждениях Российский Республики» левые эсеры внесли предложение дополнить этот проект закона пунктом, обязывавшим ВЦИК разработать к следующему съезду Советов основные положения Конституции. Съезд принял резолюцию с этим дополнением, однако никакой практической работы для его реализации проведено не было. Только весной 1918г., когда обстановка в стране существенно изменилась, появилась возможность и стала более острой необходимость создания полного Основного закона Российской Советской республики.

30 марта 1918г. Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение поручить Я. М. Свердлову провести через ВЦИК организацию комиссии для разработки Основного закона. Я М. Свердлов уже 1 апреля выступил на заседании ВЦИК с докладом о создании такой комиссии, и она была образована из пяти членов ВЦИК и представителей шести наркоматов; несколько позже в комиссию вошло еще несколько членов.

Комиссия была многопартийной: кроме большевиков в нее входили два левых эсера и один эсер-максималист (с совещательным голосом) Председателем комиссии стал Я. М. Свердлов, его заместителем -- М. Н. Покровский, секретарем -- В. А. Аванесов. О значении, которое придавалось разработке Конституции, говорит тот факт, что комиссию возглавил председатель ВЦИК, в нее вошли 3 члена Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков), крупные ученые, видные государственные деятели.

Участие в комиссии эсеров, конечно, несколько осложняло работу, однако сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2--3 эсеров могли выступить 10--12 большевиков. Хотя на заседаниях комиссии обычно присутствовали не все ее члены, однако большинство при решении принципиальных моментов за коммунистами обеспечивалось всегда. Это вовсе не означает, что работа комиссии проходила безмятежно и без всяких споров. Совсем наоборот: такие споры, порой ожесточенные, можно отметить на каждом заседании комиссии ВЦИК. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. И неудивительно. Создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.

Важный спор возник уже в начале работы комиссии. На заседании 5 апреля 1918 г. было решено поручить члену ЦК РКП(б), наркому по делам национальностей И. В. Сталину и ответственному работнику наркомата юстиции, известному государствоведу профессору М. А. Рейснеру подготовить доклады об основных принципах устройства Российской республики, которые должны найти отражение в Конституции Учебник: История отечественного государства и права (часть II) - М.,1999. с.56. Сталин и Рейснер подготовили два различных проекта основных положений Конституции, главным содержанием которых была проблема федерации. Рейснер исходил из представлений о том, что национальный вопрос -- пережиток феодализма, что он не имеет значения даже при капитализме и тем более не может приниматься в расчет в социалистическом государстве. В соответствии с этим М. А. Рейснер мыслил РСФСР как федерацию «трудовых коммун», практически -- как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов и т. п.). Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способствовать укреплению государственного единства. Однако в реальных условиях 1918 года, когда по стране развертывались национальные движения под лозунгом создания национальной государственности, она была неосуществима и опасна.

И. В. Сталин стоял на иных позициях. Исходя из ленинских идей и накопленной практики государственного строительства, он предложил строить федерацию по национально-территориальному принципу. Комиссия большинством 5 против 3 голосов приняла проект Сталина. 19 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. одна за другой принимались подготовленные главы. Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и в наркомате юстиции.

К концу июня многие разделы проекта Конституции были готовы, однако завершенного текста Основного закона еще не было. 26 июня вопрос о Конституции обсуждался в ЦК РКП(б), который был обеспокоен тем, что к приближающемуся V Всероссийскому съезду Советов проект не готов. Накануне съезда Я. М. Свердлов поручил члену комиссии ВЦИК Ю. М. Стеклову и делегату V съезда Советов, председателю Казанского Совета Я. С. Шейнкману завершить работу над проектом.

В. И. Ленин внес в проект некоторые коррективы, в частности, по вопросу об основных правах и свободах граждан. 3 июля 1918 г. в «Известиях ВЦИК» готовый проект Конституции был опубликован.

Проекты комиссии ВЦИК и наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б) и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них. На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции из 6 членов и 3 кандидатов. По докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят съездом 10 июля 1918г. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в действие. 19 июля Основной закон был опубликован в «Известиях. ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.