Что открыл Аристотель? Какой вклад внесли в географию аристотель Что сделал аристотель для географии.


География как наука возникла на определенном этапе развития человеческого общества, но знания, которые мы вправе называть географическими, стали накапливаться с тех пор, когда начался процесс очеловечивания. Древнейшим нашим предкам необходимо было знать местность обитания со всеми ее благоприятными и опасными свойствами. Это диктовалось необходимостью выживания и сохранения вида.

Цивилизация Древнего Египта уходит более чем на 30 веков до нашей эры. Египтяне много строили дворцов и храмов и украшали их стены сценами из своей жизни. Постепенно сложилось иероглифическое письмо. Египтяне хорошо знали звездное небо, составляли его карты и карты собственной территории, знали способы определения точного времени, пользовались календарем. За 3 тыс. лет до н.э. египтяне усовершенствовали письмо, заменив глину папирусом, а клиновидные знаки - иероглифами. В искусстве мореплавания они уступали финикийцам и пользовались их услугами. Значительный вклад в развитие древней культуры и науки внесли народы Месопотамии. Жители Шумера придумали колесо, освоили клинопись, ввели счет и счет времени, разделили круг зодиака на 360 частей, изготавливали кирпичи и строили большие дома. Для борьбы с наводнениями шумерами был создан ряд каналов, плотин.

Древние персы занимали ограниченную территорию у северного побережья Персидского залива. Высокоразвитую цивилизацию сформировали древние китайцы . В целях обороны от набегов кочевников в период IV-II вв. до н.э. китайцы соорудили Великую стену, протянувшуюся на тысячи километров. Это предприятие не могло быть выполненным без должного географического и топографического обоснования.

Китайцы придумали начертание «арабских» цифр, иероглифическое письмо, компас, порох, изготовление шелковых тканей, наконец, бумаги.

Основоположником милетской (ионийской) философской школы считают Фалеса . Фалесу приписывают формулирование нескольких математических аксиом. В основе всех вещей Фалес предполагал воду: «Вода - начало всех вещей». Землю Фалес представлял плоским диском, плавающим в Океане.

Анаксимандр «О природе». Анаксимандр считал основой вещей бесконечно малые частицы, обладающие творческой силой. Это вещество он назвал алейрон. Из бесконечной и вечной первичной материи под действием движущей силы образовались сначала теплое и холодное, а потом через смешение этих элементов и жидкое, которое в свою очередь дало начало земле, воздуху и огню. Анаксимандр первым предположил, что Земля висит свободно в пространстве и удерживается в таком положении благодаря одинаковому со всех сторон расстоянию от небесного шара. Фигура Земли напоминает цилиндр, на верхней круговой поверхности которого мы живем. Земля движется вокруг космоса. По Анаксимандру, первоначальное вещество было однородно. Потом произошло его разделение: горячие частицы поднялись вверх, а илистые, более тяжелые, стекли вниз. Из жидких частиц возникло море, из твердых - суша. Из болотных пузырей возникли всевозможные животные, а от животных произошли люди.

Анаксимен полагал, что первоосновой всего является воздух. При разрежении воздух становится огнем, а при сгущении - облаком, потом водой и, наконец, землей. Первой возникла Земля из воздуха, а Луна, Солнце и звезды произошли от Земли.

По Гераклиту , первовещество - огонь. Из огня произошел мир в целом, отдельные вещи и даже души. Все вещи возникают через борьбу согласно необходимости, которую Гераклит назвал «логосом». Мировой процесс цикличен: по истечении «великого года» все вещи вновь становятся огнем. Основным законом природы, по Гераклиту, является испарение, поскольку огонь, сгущаясь и уплотняясь, превращается в воду, вода же, отвердевая, превращается в землю, причем соответ­ственно совершаются переходы от земли к воде и от воды к огню. Испарение Гераклита - прообраз взаимного превращения элементов.

Гекатей Милетский - автор двух известных сочинений. Первое - историческое - «Генеалогии» («Родословные»). В нем Гекатей отстаивал принципы правдоподобия. Второе - географическое - «Землеописание», в котором дана характеристика известных частей Европы, Азии и Африки. Гекатея называют основоположником описательного метода в географии, использующего принцип достоверности.

Геродот - «История в девяти книгах». Настойчиво искал объяснения причин развития природных процессов. Геродот предположил, что Нилу потребовалось около 10 тысяч лет для создания равнины на месте залива, бывшего на месте дельты.

Демокрит - один из основоположников атомистической теории. Весь мир, по Демокриту, состоит из пустоты и мельчайших неделимых частиц - атомов. Атомы вечны, находятся в постоянном движении. Все предметы - соединения атомов. Рождение и смерть обусловлены соединением атомов и их распадом. Написал книгу «Большой мирострой», в которой изложил свои взгляды на мироздание.

Эпикур исходил из признания вечности материи, которая имеет внутренние источники энергии движения. Человеческую душу Эпикур считал смертной и состоящей из особо тонких атомов.

Пифагор . Пифагорейцы полагали, что все тела состоят из «единиц бытия», сочетания которых соответствуют различным геометрическим фигурам. «Все вещи - суть числа». Известна «пифагорейская четверица», в которой единица соответствует точке, два - линии, три - плоскости, четыре - объемному телу. Десять, т.е. сумма первых четырех чисел, есть символ полноты Космоса. Планеты - дочери Солнца. Фигура Земли должна быть идеальной. Такой геометрической фигурой является шар.

Платон развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые он называл видами, или идеями. Чувственный мир - порождение идей. Идеи вечны, не возникают, не погибают, не зависят от пространства и времени. Источником познания служат воспоминания бессмертной Души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело.

Аристотель признавал объективность существования и развития материального мира, но вместе с тем и акт первоначального творения - «неподвижный перводвигатель». «Метеорологика» - вершина географической науки, античности. В ней, в частности, рассмотрен вопрос о круговороте воды при участии испарения с поверхности водоемов, охлаждения с образованием облаков и атмосферных осадков. Выпавшие на поверхность земли осадки образуют ручьи и реки, наиболее крупные из которых берут начало в горах. Реки несут свои воды в моря в объеме, равном количеству испарившейся воды. Вот почему уровень моря остается стабильным. Между морем и сушей происходит постоянное противодействие, отчего в одних местах море разрушает берег, в других - образуется новая суша. Это Аристотель впервые объяснил лунное затмение тенью Земли, отбрасываемой на поверхность Луны. В книге «Политика» Аристотель рассмотрел влияние природных факторов на человека и его поведение в направлении, которое впоследствии получило наименование «географический детерминизм».

Эратосфен был автором двух крупных произведений: «Истории от падения Трои до Александра Македонского» и «Географики». Им впервые была выделена область знаний, которую мы до сей поры называем географией. Эратосфен рассмотрел историю развития географических идей своих предшественников, дал анализ шарообразности Земли и связанных с этим географических следствий, предложил метод и впервые рассчитал основные параметры земного шара, очень близкие к современным, рассмотрел принципы развертки шарообразной поверхности на плоскость, осуществил страноведческое описание известного ему мира с характеристикой природы, государственного устройства стран и культуры народов. Книга была иллюстрирована картой мира с нанесенными на нее меридианами и параллелями. Эратосфену принадлежит идея достижения Индии, плывя на запад от Пиренейского полуострова.

Страбон. Им написаны «Исторические записки», отражавшие столетний период бурной истории Римского государства. Создатель 17-книжного сочинения под названием «География». Основная задача географии - создание теоретических предпосылок «искусства жить» в мире себе подобных и в среде, созданной природой и человеческой деятельностью. Страбон утверждал, что нельзя постичь тайны географии, не разбираясь в небесных явлениях, не умея производить вычисления, не изучив свойств атмосферы. Страбон считал, что водная поверхность превышает площадь суши. При описаниях территорий Страбон пользовался принципом географического районирования.

Страбон относил себя к философской школе стоиков. По их представлениям, великий огонь фор­мирует и определяет весь окружающий мир. По прошествии определенного цикла произойдет миро­вой пожар и уничтожит мир. Затем начнется его возрождение с повторением всего того, что уже было. Как органическая часть Космоса человек должен заботиться обо всем мире, о прекрасном Космосе, о человечестве в целом, а не только об одном городе или отдельном коллективе.

Птолемей внес существенный вклад в развитие астрономии и географии, был автором трудов, наиболее известными из которых являются «Великое построение астрономии» и «Руководство по географии». С именем Птолемея связывают окончательное установление геоцентрической системы мира. По учению Птолемея, Земля неподвижна, находится в покое и составляет центр Вселенной. Вокруг Земли вращаются планеты и Солнце в следующем порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. По периферии расположена сфера неподвижных звезд. Птолемеева система мира была освящена христианской церковью и считалась непререкаемым руководством до Коперника.

Птолемей был выдающимся представителем античной «математической географии». Для Птолемея было характерным стремление к количественной строгости. Географические знания Птолемей подразделял на хорографию и географию. Хорография занимается преимущественно качеством, она заботится о сходстве и не нуждается в математических методах. География есть линейное изображение всей известной поверхности Земли со всем тем, что на ней находится.

По мере накопления знаний о мире всœе более насущной становилась задача их систематизации. Ученик Платона, знаменитый мыслитель древности Аристотель (384-322 гᴦ. до н.э.) составил систематический свод научных знаний своего времени.

Аристотель родился в Греции, в ᴦ. Стагире, расположенном рядом с Македонией. Отец Аристотеля был врачом македонского царя Аминты II, сын которого Филипп, став царем Македонии, в 343 ᴦ. до н.э. пригласил Аристотеля в наставники своему сыну Александру Македонскому, будущему знаменитому полководцу.

В 366 ᴦ. до н.э. молодой Аристотель приехал в Афины в Академию Платона и пробыл там с Платоном около 20 лет, до смерти Платона. Аристотель был любимым учеником Платона, который называл его ʼʼумом своей школыʼʼ. С 343 по 399 гᴦ. до н.э. Аристотель жил в столице Македонии в качестве наставника Александра Македонского. В 399 ᴦ. до н.э. Аристотель возвратился в Афины и создал там свою школу. Он назвал ее Лицеем и успешно руководил им 13 лет.

Научное наследие Аристотеля огромно. Оно образует полную энциклопедию научных знаний своего времени. Наибольшей известностью пользуются следующие его сочинœения: ʼʼМетафизикаʼʼ (философия - 14 книг), ʼʼФизикаʼʼ (8 книг), ʼʼПоэтикаʼʼ, ʼʼО душеʼʼ, ʼʼЭтикаʼʼ, ʼʼПолитикаʼʼ, ʼʼОрганонʼʼ (логика), ʼʼО небеʼʼ, ʼʼ История животныхʼʼ. Уже эти названия говорят об универсальности знаний этого выдающегося философа. Его воззрения принимались за истину в течение ряда столетий. В средневековых европейских университетах естествознание излагалось по Аристотелю, которого называли предтечей Христа в истолковании природы. В теории Аристотеля были высказывания, за которые ухватилась христианская церковь и объявила их каноническими догмами (неопровержимыми истинами).

Аристотель не был догматиком. Он не был и идеалистом, как его учитель Платон. Знаменитые слова Аристотеля: ʼʼПлатон мне друг, но истина дорожеʼʼ - означали отход его от воззрений учителя. Он признавал объективное существование материального мира и его познаваемость. Но одновременно он верил в существование богов, противопоставлял земной и небесные миры, искал высшую цель природы.

ФИЗИКА

Название его книги, посвященной исследованию природы, - ʼʼФизикаʼʼ стало названием физической науки. Сам Аристотель в начале своей книги определяет цели и задачи этой науки следующим образом: ʼʼТак как научное знание возникает при всœех исследованиях, которые простираются на начала, причины и элементы путем их познания (ведь мы тогда уверены в познании всякой вещи, когда узнаем первые причины ее возникновения, первые начала ее строения и можем разложить ее до элементов), то ясно, что и в науке о природе нужноопределять прежде всœего то, что относится к началамʼʼ. Говоря современным языком, физика должна изучать основные закономерности (первые причины) и принципы организации (ʼʼпервые началаʼʼ) природы и ее структурные элементы (ʼʼэлементарные частицыʼʼ). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, физика является общей теорией природы, основанной на фундаментальных законах и представлениях об базовых элементах-частицах и полях. Следуя взглядам Аристотеля, одним из направлений современной физики является создание всœеобщей теории природы.

Говоря о пути познания, Аристотель так определяет его: ʼʼОт более явного для нас к более явному в природеʼʼ. Действительно, люди воспринимают вещи такими, какими они им представляются (ʼʼявными для насʼʼ), а не такими, какими они есть на самом делœе (ʼʼв природеʼʼ). Так, Земля представлялась нам сначала плоской и неподвижной; открытие ее шарообразности было большим шагом в направлении к ʼʼявному в природеʼʼ и ʼʼменее явному для насʼʼ. История науки подтверждает подобный путь познания.

Необычен и метод познания по Аристотелю. В его ʼʼФизикеʼʼ нет математических формул, он совершенно не обращается к опыту, так как, по его мнению, ʼʼэксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познаниеʼʼ. Аристотель приходит к тем или иным выводам путем рассуждений, установления логических противоречий в выводах, следующих из тех или иных предположений. Такой метод, метод диалектики был в полном ходу у древних мыслителœей. Сократ, выдвигая те или иные положения, ставил вопросы, придумывал ответы, сопоставлял эти ответы и показывал логическую противоречивость тех или иных ответов, кажущихся на первый взгляд очевидными. Тем самым он доказывал их неправильность, абсурдность. Диалог, дискуссия были основными методами Сократа и его ученика Платона, сочинœения которого прямо написаны в форме диалога.

У Аристотеля труды хотя и не являются диалогами, но носят следы такого метода познания, и несомненно, что его идеи вызревали в подобного рода дискуссиях и беседах.

Метод эксперимента и математического анализа был отброшен Аристотелœем. Причина этого кроется, по-видимому, в том, что в эпоху рабовладения ʼʼремесленноеʼʼ искусство экспериментаторов не пользовалось и не могло пользоваться уважением. Рабовладелœец ценил тонкую игру мысли, но к искусной работе рук он относился с пренебрежением, хотя это не мешало ему ценить достижения художников и архитекторов. Аристотель был тонким наблюдателœем и даже искусным экспериментатором, как это видно из его биологических работ. Но в своей ʼʼФизикеʼʼ он не апеллирует к опыту, полагаясь исключительно на силу логического анализа.

Следует отметить, что Аристотель отличал вещи, существующие ʼʼпо природеʼʼ, от вещей, созданных искусственно. ʼʼПо природе, мы говорим, существуют животные и части их, растения и простые тела, как-то: земля, огонь, вода, воздухʼʼ. Вещи, существующие по природе, носят в самих себе ʼʼначало движения и покояʼʼ, в то время как искусственные тела ʼʼне имеют в себе врожденного стремления к изменениюʼʼ, а изменяются только потому, что состоят из элементов природы.

Это одна из причин, почему Аристотель отрицал эксперимент как способ исследования природы. Он считал, что эксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познание.

По тем же причинам он считал недопустимым применение математики в исследовании природы. Дело в том, что математика Древней Греции имела дело в основном с постоянными величинами и отношениями, природа же - нечто движущееся, непрерывно меняющееся. Математика имеет дело с абстрактными, не материальными понятиями, природа же конкретна, материальна.

Ясно, что при таком подходе ʼʼФизикаʼʼ Аристотеля является скорее философским трактатом, чем руководством по естествознанию. В ней Аристотель обсуждает общие понятия науки и природы: понятия материи и движения, пространства и времени, разбирает действующие причины, вопрос о существовании пустоты, о конечном и бесконечном, о первичных качествах.

Аристотель признавал объективное существование материи, которая у него, однако, является своеобразным ʼʼтекучимʼʼ понятием. Так, материей статуи является мрамор, из которого она сделана, материей дуба - желудь, из которого он развился. ʼʼТекучестьʼʼ понятия материи состоит в том, что и к мрамору, и к желудю можно также применить понятие их материи и, таким образом, прийти к какой-то первичной субстанции - ʼʼпервоматерииʼʼ.

Важным моментом в представлении Аристотеля о материи является то, что она сама по себе служит только возможностью возникновения реальной вещи. Для того, чтобы вещь стала реальностью, она должна получить форму. Всякая вещь есть единство материи и формы, в природе происходят постоянные переходы материи в форму, формы в материю. Отсюда возникает учение Аристотеля о четырех действующих причинах: 1) материальной; 2) формальной; 3) производящей; 4) конечной. Активная производящая причина есть движение, конечная - цель.

Движение Аристотель понимает как общее изменение, как активное превращение возможного в действительное. В понятие движения он включает психологические и социальные изменения - там, где речь идет об усвоении человеком технических знаний или об обработке материалов. Понятие движения включает в себя также переход из одного состояния в другое, к примеру из бытия в небытие. Механическое движение - это только один из видов движения, заключающийся в перемене места. Понятие ʼʼместаʼʼ у Аристотеля неразрывно связано с материальным телом (пространство, лишенное материи, Аристотель категорически отвергает) и образуется из отношения одного тела к другому. Место, по Аристотелю, - это граница объёмного тела. Пример: воздух, окружающий Землю, является местом Земли.

Время Аристотель связывает с движением, оно служит своеобразной мерой движения, ʼʼчислом движенияʼʼ. Сила для Аристотеля - причина движения, и она должна непрерывно поддерживать движение. Но тогда возникает вопрос, чем же поддерживается движение в телах, оторвавшихся от того, что их двигало, то есть силы, которая сообщила им движение? Аристотель отмечает, что когда мы толкаем по плоскости тело, к примеру шар на столе, то одновременно приводим в движение и окружающий его воздух. В образующуюся за движущимся шаром пустоту устремляется воздух и как бы подталкивает его. По этой причинœе шар не останавливается мгновенно после прекращения действия силы, а неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время движется вследствие воздействия окружающей среды. Воздушная среда в данном случае является причиной движения - не будь ее, тело должно было бы мгновенно остановиться.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, всякое движение возможно лишь в наполненном пространстве, так как в пустоте оно происходило бы мгновенно. По этой причине Аристотель отвергает существование пустоты.

Следует отметить, что Аристотель считает движение вечным. ʼʼНевозможно допустить, чтобы не было движения... Движение крайне важно существует всœегдаʼʼ. При этом он полагал, что мы должны признать существование первого двигателя, который должен быть либо неподвижным, либо самодвижущимся. Первичный неподвижный двигатель, по Аристотелю, порождает простые, однородные, непрерывные и бесконечные движения. Вращательные движения небесных сфер, кстати, являются примером таких вечных непрерывных и совершенных движений.

В земном мире действуют также начала тяжести и легкости, всœе тела в силу этих качеств стремятся в связи с этим либо к центру мира, либо от центра вверх. Все эти движения, по Аристотелю, являются естественными движениями, всœе остальные движения - насильственны и поддерживаются только внешними силами.

Исследования Аристотеля относились также к механике, акустике, оптике. В частности, звук он объяснял ʼʼсотрясениемʼʼ воздуха звучащим телом, эхо - отражением звука. Аристотель первым указал на преломление света͵ поставив вопрос, почему палка в воде кажется преломленной. Интересна теория Аристотеля о цветах. Ученый утверждал, что различие в цвете определяется различием в количестве темноты, ʼʼпримешиваемойʼʼ к солнечному (белому) свету. Фиолетовый цвет, по Аристотелю, возникает при наибольшем добавлении темноты к свету, а красный - при наименьшем. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, цвета радуги - это сложные цвета͵ а основным является белый цвет.

ХИМИЯ

Земной мир построен из изменчивых и превратимых друг в друга элементов, в нем происходит непрерывное изменение, разрушение и уничтожение. Первичными качествами материи Аристотель считал две пары противоположностей ʼʼтеплое-холодноеʼʼ и ʼʼсухое-влажноеʼʼ, основными (низшими) элементами, или стихиями, - землю, воздух, воду и огонь (своеобразная ʼʼсистема элементовʼʼ), которые являются различными комбинациями первичных качеств; соединœению холодного с сухим соответствует земля, холодного с влажным - вода, теплого с влажным - воздух, теплого с сухим - огонь. Пятым, наиболее совершенным элементом, он считал ʼʼэфирʼʼ (некую гипотетическую среду). Эти 4 элемента отличаются от аналогичных элементов Эмпедокла тем, что они могут переходить друг в друга путем изменения первичных качеств. Это учение Аристотеля стало теоретической базой алхимии.

Аристотель - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Аристотель" 2017, 2018.

Аристотель родился в Греции на острове Эвбея, в 384 г. до н. э. Его отец занимался медициной, он и привил сыну страсть к изучению наук. В 17 лет Аристотель стал учеником Академии Платона, уже через несколько лет он начал преподавать сам и вступил в содружество философов-платоников.

После смерти Платона в 347 г. до н. э. Аристотель ушел из академии, проработав в ней 20 лет, и поселился в городе Атарней, в котором правил Платона – Гермий. Через некоторое время царь Филипп Второй пригласил его на учителя для сына Александра. Аристотель был к царскому дому и преподавал маленькому Александру основы этики и политики, вел с ним беседы на темы медицины, философии и литературы.

Школа в Афинах

В 335 году до н.э. Аристотель возвратился в Афины, а его бывший ученик взошел на престол. В Афинах ученый основал свою школу философии неподалеку от храма Аполлона Ликейского, которая стала называться «Ликей». Аристотель проводил лекции под открытым небом, прогуливаясь по дорожкам сада, ученики внимательно слушали своего учителя. Так добавилось еще одно название – «Перипатос», что переводится с греческого как «прогулка». Школа Аристотеля стала называться перипатетической, а ученики - перипатетиками. Помимо философии, ученый преподавал историю, астрономию, физику и географию.

В 323 году до н.э., готовясь к очередному походу, заболевает и умирает Александр Македонский. В это время в Афинах начинается антимакедонский мятеж, Аристотель попадает в немилость и бежит из города. Последние месяцы жизни ученый проводит на острове Эвбея, расположенном в Эгейском море.

Достижения Аристотеля

Выдающийся философ и ученый, великий диалектик древности и основоположник формальной логики, Аристотель интересовался очень многими науками и создал поистине великие : «Метафизику», «Механику», «Экономику», «Риторику», «Физиогномику», «Большую этику» и многие другие. Его знания охватывали все отрасли наук античного времени.

Именно с трудами Аристотеля связано появление основных концепций для пространства и времени. Его «Учение о четырех причинах», нашедшее свое развитие в «Метафизике», положило начало попыткам более глубинных исследований первоначал всего сущего. Уделяя большое внимание душе человека, ее потребностям, Аристотель стоял у истоков зарождения психологии. Его научный труд «О душе» на многие века стал основным материалом при изучении психических явлений.

В трудах по политологии Аристотель создал свою классификацию правильных и неправильных государственных устройств. По сути, именно он и заложил основы политологии как самостоятельной науки о политике.

Написав сочинение «Метеорология», Аристотель представил миру одну из первых серьезных работ по физической географии. Также он выделил иерархические уровни всего сущего, разделив их на 4 класса: «неорганический мир», «мир растений», «мир животных», «человек».

Аристотель создал понятийно-категориальный аппарат, который и в наши дни присутствует в философском лексиконе и стиле научного мышления. Его метафизическое учение было поддержано Фомой Аквинским и впоследствии развивалось схоластическим методом.

В рукописных трудах Аристотеля отражен весь духовный и научный опыт Древней Греции, они оказали существенное влияние на развитие человеческой мысли.

Географические открытия — это нахождение новых географических объектов или географических закономерностей. На ранних этапах развития географии преобладали открытия, связанные с новыми географическими объектами. Особенно важная роль принадлежала открытиям неизвестных прежде частей суши (территориальные открытия). С развитием географии как науки всё большее значение приобретают открытия, способствующие выявлению географических закономерностей, углублению познания сущности географических явлений и их взаимосвязей.

Зачатки географических знаний ученые находят у народов Древнего Востока - жителей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. При переходе через пустыни, при плавании по морям люди научились ориентироваться по Солнцу, Луне и звездам. Древние ученые Месопотамии впервые разделили круг на градусы, год на 12 месяцев, сутки на 24 часа.

Знаменитые исследователи Годы исследований Главные достижения (географические открытия)
Египтяне Походы в Центральную Африку. Плавание по Среднеземному морю
Финикийцы Первыми совершили плавание вокруг Африки
Геродот V век до н.э. Оставил памятник античной науки «История в девяти книгах» с географическими сведениями.
Ученые Древней Греции Выделили 3 климатических пояса: северный (Скифия), южный (Египет и Аравия) и средний (Средиземноморье).
Аристотель IV век до н.э. Первым доказал шарообразность Земли и Луны. Автор "Метеорологии" (первая работа по физической географии)
Эратосфен III век до н.э. Первым определил размер Земли по меридиану. Разработал способ построения карты. Написал «Географику» (География в 3-х книгах)
Птолемей II век н.э. Руководство по географии в 8-ми книгах представляет собой собрание знаний о географии всего известного античным народам мира
Арабы Основали колонии на восточном побережье Африки, путешествовали в Китай и Индию.
Норманны IX – XI вв. Открыли и заселили Исландию и Гренландию. Достигли берегов Сев.Америки.
Новгородцы Выходили к берегам Сев.Ледовитого океана, о.Грумант (Шпицберген), доходили до устья Оби.
Марко Поло 1271-1295 Первым из европейцев побывал в Китае и многих областях Азии. Написал книгу о природе Памира, муссонах Индии, полезных растениях Китая.
Афанасий Никитин 1466-1472 Первым из россиян побывал в Индии и Аравии через Персию.
Бартоломеу Диаш 1488 Исследовал западное и южное побережья Африки
Христофор Колумб 1492-1494 Открыл Америку в 1492 г. - Багамские, Большие и Малые Антильские острова
Васко да Гама 1497-1499 Открыл непрерывный морской путь в Индию, обогнув Африку.
Васко Нуньес де Бальбоа 1513-1525 Пересек Панамский перешеек и вышел к побережью Тихого океана в Америке
Фернан Магеллан 1519-1522 Под началом этого мореплавателя экспедиция совершила первое кругосветное плавание
Френсис Дрейк 1577-1580 Совершил второе кругосветное путешествие, открыл многие географические объекты в разных частях Земли
Абель Тасман 1642 Открыл Новую Зеландию и Тасманию
Витус Беринг 1741 Открыл северо-западное побережье Северной Америки
Джеймс Кук 1768 -1779 Открыл восточное побережье Австралии, Гавайские острова, первым из исследователей пересек Южный полярный круг
Александр Гумбольдт 1799 -1804 Всесторонне исследовал природу Южной Америки
Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев 1819 -1821 Открыли Антарктиду и прилегающие к ней острова
Дэвид Ливингстон Сер. XIX в. Проводил исследования в Южной и Центральной Африке
П. П. Семенов Тян-Шанский 1857 Исследовал горные массивы Тянь-Шаня
Н. М. Пржевальский 1870-1888 Совершил четыре путешествия в Центральную Азию

Более подробную информацию можно найти в

Ответ оставил Гость

Огромный вклад в развитие географической мысли внесли Платон (428–348 гг. до н. э.) и его ученик Аристотель (384– 322 гг. до н. э.) – самые знаменитые философы Древней Греции.
Платон, как и Пифагор (VI в. до н. э.) , полагал, что Земля не плоская, а имеет форму шара. Это было чисто теоретическое размышление. Греческие мыслители считали, что симметрия – одно из свойств совершенства, а сфера является носителем признаков симметричной формы. Платоном был предложен дедуктивный метод познания мира (что означает познание от общего к частному) . Современники Платона, исходя из идеи совершенства сферы, создали представление о климатических зонах. Изменение наклона солнечных лучей на поверхности шарообразной Земли, по их мнению, приводит к изменению климата – жаркого, умеренного, холодного.
Первым, кто попытался обосновать теорию «истинными фактами» , был энциклопедист древности – Аристотель. Ученик Академии Платона, он после смерти своего учителя и двенадцати лет путешествия по Эгейскому морю и Греции основал свою школу – Лицей. Аристотель предложил познавать мир методом от частного к общему. Данный метод исследования называется индукцией. Вместо выведения отвлеченных умозаключений из теории он призывал своих учеников: «Иди и смотри» . Работами Аристотеля завершается античная натурфилософия и начинается опытное познание. Основной географический труд Аристотеля «Метеологика» – своеобразное общее землеведение древних греков, в котором систематизированы физико-географические знания.
В «Метеологике» Аристотель пытается выделить атмосферу как отдельную оболочку Земли. К атмосфере он относит воздушную и водную оболочки, т. к. в последней происходит влагооборот. Аристотель отдельно рассматривает вулканы и землетрясения, явления, происходящие на морях.
С его трудов берут начало истоки гидрологии, метеорологии и геоморфологии. Позднее взгляды Аристотеля были развиты его последователями, которые использовали метод учителя при изучении природы.
Метод научного объяснения мира, предложенный Аристотелем, основывался на использовании логики и не предполагал экспериментального исследования его результатов. Общеизвестно, что любые научные положения через некоторое время начинают в определенном смысле тормозить развитие научной мысли. Так, опираясь на опыт, Аристотель полагал, что в жарком климате жизнь невозможна, т. к. самое жаркое место – Ливия нагревается до 50–60 °С. Значит, южнее – около экватора все живое уничтожается солнцем. По Аристотелю, жизнь возможна только в умеренной зоне, а в холодном климате она гибнет из-за холода.