Диагностика ребенка: виды и методы. Тесты для детей


Изучать Признаки и Свойства Предметов , начинайте с совершенно не математических понятий. Признаки и свойства имеются совершенно у любых предметов.Что же такое признак предмета?
Признак предмета – это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина – машина – является предметом, а зеленый – это его признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).

Вы сами не замечаете как в быту и на улице, вы постоянно разговариваете и обсуждаете с ребенком свойства различных предметов. Например ваш малыш играет в конструктор и держит в руке прямоугольную деталь конструктора, желтого цвета, сделанную из пластмассы.Или он садится на табурет, квадратной формы сделанный из дерева.

Мы взрослые, помогаете ребёнку разобраться и понять все признаки и свойства окружающих нас предметов, объясняя разные категории – цвет, форму, размер, происхождение, назначение, материал изготовления и прочие признаки, по которым можно классифицировать предметы.

А как мы можем дать ребёнку возможность активно манипулировать признаками предметов?
Сегодня нам поможет для этого интересная игра, которую я нашла в компьютерной игре “Волшебные Феи. Скоро в школу”.



Игра выглядит в виде деревянного шкафа, у которого три полки: верхняя,нижняя и средняя полки.

Комплект цветов в горшках. Цветы подразделяются на три категории:цвет,размер,направление.
Распечатанный готовый материал, можно приклеить на картон.

Горшочки с цветами аккуратно разрезать, можно разрезать их на квадратные карточки или аккуратно разрезать по линии цветка (см. фото).Чтобы предметы игры быстро не портились я обклеила их широким скотчем с двух сторон. Горшочки с цветами стали гладкими и краска с них не облезет.

Как играть в игру Признаки и Свойства предметов.

Игра 1: Игра на изучение размеров.Попросите ребенка положить все большие цветы на верхнюю полку, маленькие цветы на нижнюю полку и средние цветы на среднюю полку.

Игра 2: Следующее задание на изучение цвета. Попросите ребенка положить на нижнюю полку – синие цветы, на верхнюю – красные цветы и на среднюю – желтые цветы.


Игра 3: Задания на изучение Левой стороны и Правой стороны. Попросите ребенка положить на нижнюю полку – цветы которые смотрят на право, на среднюю полку – цветы которые смотрят налево, и на верхнюю полку цветы – которые смотрят прямо (вверх).

Имея в руках такие замечательные карточки можно играть до бесконечности.

Игра 4: Чем старше малыш будет становиться, можно будет усложнять задание.Можно развивать память. Вы один раз называете задание и больше не повторяете его. Ребенок должен поставить цветы в горшочках на правильную полку и указать правильный признак.

Игра 5: Можно использовать цветы в горшочках в других логических играх. Например, продолжи ряд.
К примеру первый цветок самый большой, затем стоит маленький цветок,затем опять большой. Угадай какой цветок будет следующий.

Скачайте изображение шкафчика и комплект цветов в горшочках и играйте в игры на изучение Признаков и Свойств предметов.

Узнайте, что еще должен знать и уметь ребенок в этом возрасте.

ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ

Цель: изучение признаков предмета (цвет, форма, размер, материал, вкус, название и т.п.)

Задачи : образовательные:

Повторить признаки предметов;

Научить группировать предметы по какому-либо признаку.

развивающие:

Развивать внимание, наблюдательность, память;

Способствовать развитию творческого и логического мышления.

Воспитательные:

Воспитать в ребенке творческое восприятие мира;

Создавать условия для формирования культуры труда;

Воспитать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность.

Оборудование: мяч, набор простейших предметов, разнородных по материалу (например, деревянная и пластмассовая линейки); картинки, на которых изображены предметы с общим названием (посуда, одежда, растения и т.п.), можно использовать картинки детского лото.

В ходе урока на доске записываются признаки предметов, рассмотренных в заданиях.

Ход урока

    Организационный момент.

Правила работы в тетради:

Записи делаются простым карандашом;

Раскрашивать задания необходимо цветными карандашами;

Задания со звездочкой выполняются по желанию.

II. Изучение нового материала.

1. Признаки предметов. Цвет.

Ребята, давайте посмотрим на окружающий нас мир. Нас окружают всевозможные предметы, вещи, а также живые существа. Все она разные и у каждого свои признаки, т.е. свойства. Какие вы знаете признаки предметов? (цвет, форма, материал, размер, вес и т.д.)

Давайте рассмотрим цвет предмета. Почти все предметы имеют цвет.

Какие бывают предметы по цвету? Есть предметы, не имеющие цвета, т.е. бесцветные.

Какого цвета стекло, вода, лед? (бесцветные )

Игра. «Назови цвет»:

    учитель называет предмет, бросая мяч ученику. Ученик возвращает мяч учителю с ответом, какого цвета названный предмет.

Примеры: уголь – черный, помидор – красный, апельсин – оранжевый, трава – зеленая, снег – белый, солнце – желтое и т.п.

    Ученики передают мяч по цепочке (тот, кто ответил, называет следующее слово)

Задание 1

А) зеленая елка – зеленая лягушка

Б) серый слон – серая мышь

В) рыжая белочка – рыжая лиса

Г) желтый цыпленок – желтый лимон

Д) красный помидор – красная машина.

Ученики должны соединить линией предметы одного цвета. Для этого раскрашивают предметы, цвет которых в природе известен. Цвет машины определяется в последнюю очередь, после того как дети пробуют соединить парами раскрашенные предметы. Только красному помидору нет пары. Значит, машины должна быть красной.

2. Признаки предметов. Форма.

Предлагаю рассмотреть форму предметов, поясняя, что предметы вокруг нас имеют сложную форму, потому мы будем изучать только простые формы, т.е. формы геометрических фигур. Ученики должны назвать формы геометрических фигур: круглая, треугольная и т.д.

Игра «Что такой формы?»

Учитель загадывает классу любую форму и предлагает детям назвать как можно больше предметов этой формы.

Круг – тарелка, часы, компас, колесо

Квадрат – кубик, коробка

Выигрывает тот ученик, кто последний назвал предмет данной формы.

*А есть предметы, у которых нет формы?

(если нет ответа, спрашиваю какая форма у воды, у молока, у воздуха).

Вывод: жидкие тела и газы не имеют формы.

Задание 2

Ученики должны определить форму предмета (вызванный ученик называет ее) и нарисовать предмет такой же формы. (через опрос выявить и обсудить всевозможные варианты).

Например: коробка прямоугольная, можно нарисовать прямоугольный конверт или флажок.

Монета – круглая, можно нарисовать солнышко, яблоко, грушу, зеркало и т.д.

Воздушный змей – треугольный, можно нарисовать треугольный флажок, пирамидку гору и т.д.

Физпауза игра «Карлики - Великаны»

По команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» - встают. Учитель тоже вместе с учениками выполняет все действия, но через некоторое время нужно начать делать ошибки.

Команды даются в разбивку и в разном темпе.

Можно устроить соревнование: ученики, сделавшие ошибку, садятся за парту, таким образом, останется победитель.

    Признаки предметов. Размер.

Каждый предмет имеет свой размер. Размеры предметов можно измерять при помощи линейки и других приборов. Но часто о размере просто говорят: большой, маленький, средний, очень большой, очень маленький.

Задание 3 по карточкам (самостоятельно)

Ученики должны сравнить клубки по размеру и раскрасить их требуемым образом. Можно оценить 2-3 работы.

    Признаки предметов. Материал.

Продолжаем описывать признаки предметов. Очень часто требуется сказать, из чего сделан некоторый предмет, т.е. назвать его материал.

Называем различные предметы, а ученики называют материал, из которого он сделан.

Карандаш – деревянный, тетрадь – бумажная, монета – металлическая, ручка – пластмассовая, лампочка – стеклянная.

Задание 4

Ученики определяют материал очередного предмета, а затем ищут предмет из того же материала и соединяют их цветной линией.

Ответы: лампочка – стакан, тетрадь – конверт, гвоздь – пила, дом – карандаш.

Какие еще признаки могут иметь предметы?

А какие предметы бывают по весу? (легкие, тяжелые, очень тяжелые)

Какие предметы бывают по вкусу?

Можно напомнить детям предметы: лимон (кислый), мед (сладкий), соль (соленая0, перец и чеснок (горький).

5. Общее название предметов.

А еще каждый предмет имеет вое название, например, шкаф, дом, чашка, платье. Но еще предмет может иметь общее название, которое обозначает целую группу предметов. И в эту группу и входит данный предмет.

Задание «Дай общее название»

    показываю картинки с однородными предметами. Дети должны дать этим предметам общее название, например «овощи».

    Перечисляю однородные предметы, а ученик придумывает общее название. Например, акула, щука, карась – рыба; роза, ромашка, тюльпан – цветы.

Задание 5

Ученики должны определить, по какому признаку, т.е свойству, предметы объединены в одну группу, и подписать этот общий признак.

Ответы: по цвету: голубые предметы

По форме: прямоугольные предметы

По материалу: деревянные предметы

По названию: игрушки.

Игра «Найди лишнего»

Учитель договаривается с классом, какие предметы он будет перечислять (например, фрукты). Далее, в процессе называния очередного предмета, дети или сидят спокойно или хлопают в ладоши.

Пример: яблоко, апельсин, булка, груша, арбуз, тыква, банан, абрикос, огурец.

Задание 6

Дети должны определить, по какому признаку ли по какой закономерности предметы собраны в группу, и выполнить требуемое действие, сохранив этот признак или закономерность.

Дети должны заметить, что:

Все предметы этой группы красные – значит ведро тоже красное

Все предметы из этой группы прямоугольные, кроме стола, значит он лишний

Дети должны проговорить вслух закономерность маленький средний большой, маленький, средний большой.

Все предметы в этой группе металлические, значит и нарисовать надо металлический предмет.

Данная группа имеет общее название «посуда», но утюг при этом является лишним.

Задание аналогично пункту 3, но решается в 2 этапа: определяем форму фигуры: треугольник – квадрат, треугольник – квадрат. Определяем ее цвет: красный – желтый – зеленый.

Задание 7 (самостоятельно).

Ученики должны найти и обвести группы предметов, которые обладают общим признаком. Дети по очереди называют выделенные ими группы. Желательно выслушать как можно больше различных ответов.

III. Итоги урока.

Что нового узнали о признаках предмета?

Значение тестирования детей дошкольного возраста.

Тестирование ребенка нужно, как минимум, для следующих целей :

    во-первых, чтобы определить, на сколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.

    во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то – не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг

    в-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить эффективность тех средств и методов, которые используются вами для умственного развития ребенка.

И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными тестами, чтобы они таким образом готовились к тем проверочным испытаниям, которые их будут ожидать и при поступлении в школу, и на различных этапах обучения в будущем. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения, или растерянности, называемыми «эффектом неожиданности», чувствовать себя более уверенно и комфортно. Знание этих тестов позволит им уравнять шансы с теми, кто по тем или иным причинам уже имеет опыт тестовой проверки.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ

Тест: "Переплетенные линии"

Оценка устойчивости внимания.

Предложите ребенку рисунок, на котором изобра­жены,10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают.

Попросите ребенка внимательно проследить за каж­дой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа.

Фиксируйте время выполнения всего задания, ошиб­ки, сбои в работе и т.д. Большинство детей справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практи­чески без ошибок.

Тест: "Кольца"

Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания.

Для проведения теста необходима таблица с изоб­ражением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам и букваре).

Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа)..

За 2 минуты ребенок просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улуч­шается.

Время, затраченное на задание - 4 минуты.

Тест: "Корректурная проба"

Выявление скорости распределения и переключения внимания, eг o объема и устойчивости, ребенку предлагается таблица с любыми фигурами. В корректурной матрице с фигурами ребе­нок просматривает пять строчек и как можно быстрее зачеркивает разными способами три каких-либо различ­ных элемента. Например: квадрат - поперечной чертой, круг - вертикальной, а звездочку - крестиком.

Фиксируется время выполнения задания. Большин­ство детей выполняют эти задания за 2-3 минуты.

Этот тест можно использовать и для получения информации о работоспособности ребенка.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Тест: "Что не дорисовано?"

Оценка целостности восприятия.

Покажите ребенку картинки с изображением зна­комых предметов, попросите его внимательно посмотреть па каждую картинку и назвать недостающую деталь (то есть сказать, что не дорисовано).

Фиксируйте время восприятия всех картинок и пра­вильность определения недостающих признаков.

Хороший результат для ребенка, если он най­дет все или почти все недостающие детали за 1,5-2 ми­нуты.

Тест: "Найди квадрат"

Тест выявляет способность к дифференцирован­ному восприятию.

Ребенку показывают рисунок с изображением 10 че­тырехугольников, среди которых 5 совершенно одинако­вых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличаю­щихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длин­нее горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла.

Ребенку предлагается найти и показать все одинако­вые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).

Если ребенок может отыскать все или почти все квад­раты, то это свидетельствует о наличии у него способнос­ти к дифференцированному восприятию.

Тест: "Закрась фрукты"

Определение способности цветовосприятия.

Ребенку дают рисунки с черно-белым изображением различных фруктов и цветные каранда­ши: ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствую­щий цвет.

Вместо фруктов могут быть изображения животных, овощей, цветов и др. предметов.

Обычно дети легко справляются с такими заданиями, но если у ребенка не получается сразу, продол­жайте выполнять аналогичные упражнения.

Тест: "Пиши кружочками " и "Чтение схем-слов"

Оценка фонематического слуха.

Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.

Например, слово "суп" надо изобразить тремя кру­жочками: 000. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследова­нию.

Диктуете ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.

Набор слов:

АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.

При правильном выполнении задания, запись должна быть следующей:

00, 0000, 000, 000000, 00000

Если ребенок выполнил все схемы или четыре из них - это хороший результат.

Предложите ребенку картинки, на которых нари­сованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и за­писаны схемы этих слов в виде кружочков (по количе­ству звуков в каждом слове).

Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. Например, слово "волк" соответствует схеме из четырех кружочков, а слово "дом" - из трех.

Убедившись в том, что ребенок понял задание, показываете ему рис. и просите соединить линией картинку с изображением каждого животного с теми кружочками, которые к ней подходят.

Ребенок все связи определяет правильно (до­пускается одна ошибка).

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ

Тест: "Обведи контур"

Оценка наглядно-действенного мышления.

Предложите ребенку соединить прямыми линия­ми фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части.

Задача заключается в том, чтобы делать это как мож­но быстрее и точнее. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Жела­тельно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисун­ках-образцах.

Оцениваются в итоге выполнения задания аккурат­ность, точность и скорость работы.

Если ребенок затратил на выполнение всего задания меньше, чем 100 секунд, если все линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и точно соединяют углы фигур - значит, задание выполнено очень хорошо и ребенок имеет высокий уровень развития наглядно-действенного мышления.

Тест: "Лишний предмет"

Оценка образно-логического мышления - умственных операций анализа и обобщения.

На рис. изображены различные пред­меты: по 4 на каждой карточке. Всего 6 карточек,

Покажите ребенку первую (тренировочную) карточ­ку и объясните ему, что из предметов, нарисованных на карточке, один - лишний. Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он липший. Пос­ле этого предложите ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

Если ребенок правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум на 4 карточках - это хороший уровень развития образно-логического мышления.

Тест: "Нелепицы"

Оценка образно-логического мышления.

Покажите ребенку картинку на которой изображены разные нелепицы, и попросите его внима­тельно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисова­но неправильно. Когда ребенок будет называть эти неле­пые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.

На все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше неле­пых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц - это хо­роший результат развития образно-логического мышле­ния.

Тест для оценки словесно-логического мышления:

Ребенок отвечает на вопросы:

1. Какое из животных больше - лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А вечером?

3. Днем на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груши, сливы, яблоки... - это что?

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и

Просят назвать время.)

9. Маленькая корова - это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка - это?..

    На кого больше похожа собака - на кошку или на курицу?

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

13. Что общего между белкой и кошкой?

14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?

15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

17. Чем отличается старый человек от молодого?

18. Для чего люди занимаются спортом?

19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет ра­ботать?

20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

Правильные ответы:

1. Больше лошадь.

2. Вечером ужинают.

3. Темно.

4. Зеленая.

5. Фрукты.

6. Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.

7. Города.

8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)

9. Щенок, ягненок.

10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, ког­ти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).

    Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.

    Это инструменты.

    Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и.д..

    Гвоздь - гладкий, а винт – нарезной ; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.

    Виды спорта.

    Как минимум ребенок должен назвать три вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет, и т.д.).

    Три существенных признака как минимум :”Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т.д. ”.

    Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.

    Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и т.д.

    Так платят за пересылку письма.

При анализе ответов которые дает ребенок, правильными считаются те которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ПАМЯТИ

Тест: "Картинки"

Оценка зрительной памяти - кратковременной. Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, ко­торые он запомнил. Порядок не имеет значения.

Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребенком по памяти; повторы не учитываются, так же, как и названные предметы, которых на картинках не было. Обычно ребенок воспроизводит 7-8 предметов из 10.

Тест: "Запомни слова"

Оц енка слуховой памяти – кратковременной.

Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тет­радь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.

Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

Ребенок повторяет 5-6 слов. Это показа­тель хорошей кратковременной памяти.

Тест: "Запомни фразы"

Оценка смысловой памяти.

Прочитайте ребенку фразы, такие, например:

1) Осенью идут дожди.

2) Дети любят играть.

3) В саду растут яблони и груши

4) В небе летит самолет.

5) Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить те ф разы, которые ему удалось запомнить. При этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обяза­тельно.

Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

Ребенок обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.

Тест для оценкипроизвольной образной памяти:

Покажите ребенку 8 карточек с изображениями различных предметов, хорошо ему знакомых, и карту, разделенную на 24 клетки.

Каждому изображению на карточке должны соответ­ствовать 3 изображения на карте: одно - идентичное, второе - отличающееся какой-нибудь деталью, тре­тье - схожее лишь общим силуэтом. Все три изображе­ния должны быть выполнены в одном цвете.

Перед ребенком кладут карту и говорят: "Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на нихнарисовано, и найди такую же картинку на большой кар­те". Время демонстрации одной карточки - 1-2 се­кунды.

Ребенок в основном справляется с этим зада­нием - показывает идентичное или схожее с общим си­луэтом изображение по 6-7 карточкам.

Тест: "Запомни рисунки"

Оц енка объема кратковременной зрительной па мяти.

Ребенку показывают рисунок с изображением разныхфигур, просят его рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их все­го 9).

Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее показывают вторую картинку.

Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше 1,5 минут.

В среднем дети узнают не менее 6-8 изобра­жений за 1 минуту.

Тест для оценкимеханической памяти и способности к осмысленному запоминанию.

Ребенку зачитывают пары слов (10) , которые он дол жен постараться запомнить.

Серия А:

ТАРЕЛКА- СУП

ПОЧТА- ПИСЬМО

ЗИМА -СНЕГ

БУЛКА–МУКА

КАРАНДАШ– БУМАГА

МАШИНА – ДОРОГА

МУЛЬТФИЛЬМ-ТЕЛЕВИЗОР

БУКВЫ- КНИГА

САПОГ–НОГА

РЫБА-ВОДА

Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Подсчитываются правильно воспроизведенные пары слов. Это показатель смысло вой памяти.

Серия Б:

Зачитываются другие пары слов (10) :

КНИГА - ОКНО

РУКА - ТУЧА

ВИЛКА - ДЕЛО

СОСНА - ЛОЖКА

СПИНА - ЛАМПА

КОРОВА - СТОЛ

ЯЩИК - ПАЛЕЦ

ЧИСЛО - КРЫША

НОЖИК - ЛЕТО

КОРЗИНА - СВЕЧА

Вновь ребенок повторяет те слова-пары, которые он запомнил.

Осуществляется подсчет правильно воспроизведен­ных слов. Это показатель механической памяти.

Тест: "Узнай фигуры" .

Оценка способности к узнаванию

Ребенку предлагают посмотреть на картинки, их всего 5 в ряду. Крайняя слева картинка - образец. Нужно определить и показать, какая из четырех после­дующих похожа на первую.

Это тренировочная проба, к дальнейшей работе пере­ходите только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок по­нял задание.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач.

Хорошим считается результат, если ребенок справился со всеми задачами за 45-60 секунд . Пример картинок:

Чем активнее ребенок воспринимает окружающий мир, тем быстрее и успешнее он развивается. Считается, что период интенсивного сенсорного развития - именно с трех до шести лет.

Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорному развитию свойственна развивающая направленность. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов. Уровень интеллекта ребенка в дошкольном возрасте, в свою очередь, взаимосвязан с уровнем сенсорного развития. Общаясь со взрослыми, малыш со временем начинает ориентироваться в различных внешних проявлениях, свойствах, в пространстве и времени. Играя с различными предметами, все более точно определять форму, цвет, вес и т.д. Слушая речь, выделять различное произношение звуков, темп. Сенсорное развитие имеет и самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения, и для многих видов деятельности.

Сенсорное и интеллектуальное развитие психологи оценивают по следующим умениям:

  • представление о форме предметов - умение ребенка выделять предметы определенной формы, группировать по форме, подбирать предметы, подходящие по форме друг другу. В более старшем возрасте оценивается и уровень знания ребенка о различных геометрических фигурах и объемных формах,
  • представление о величине предметов - умение ребенка соотносить предметы и их части по размеру, выстраивать размерные ряды (от меньшего к большему и наоборот), выделять разные измерения у предметов (длину, высоту, ширину и т.п.) и пользоваться этими знаниями во время действий с предметами,
  • представление о цвете предметов - умение ребенка ориентироваться на цвет предметов при выполнении различных действий с ними, знания ребенка об основных цветах и оттенках, понимание отношений "часть-целое" - уровень развития умений ребенка разделять целое на части (определять, из каких фигур состоит постройка, выделять звуки в словах и т.п.) и составлять целое из частей (складывать разрезные картинки и т.п.),
  • понимание пространственных отношений - умение ребенка выделять предмет из окружающей обстановки на основе его пространственного положения относительно других предметов, размещать предметы (в том числе части одного предмета), опираясь на знания об их положении в пространстве друг относительно друга (мишка за зайчиком, собачка рядом с мишкой и т.д.), понимание отношений "сходство-различие" - умение ребенка устанавливать сходства и различия предметов по несущественным или существенным признакам (например, по цвету, форме, величине, назначению и т.д.),
  • понимание отношений "общее-частное" - умение ребенка объединять в группы предметы и явления, имеющие те или иные общие свойства (стул, стол, диван - это мебель и т.д.),
  • понимание причинно-следственных связей - умение ребенка устанавливать причину того или иного явления, действия, определять возможное следствие тех или иных действий и располагать их в соответствующем порядке (лужи появились, потому что дождь прошел и т.д.),
  • объем знаний - является необходимой характеристикой мышления, так как показывает наличие и уровень развития у ребенка знаний о предметах и явлениях окружающего мира,
  • развитие математических представлений - наличие и уровень развития у ребенка элементарных математических знаний о количестве, числе, счетных операциях, геометрических фигурах, величинах, пространственном расположении предметов,
  • временные представления - уровень развития у ребенка представлений о сезонных явлениях, чередовании времен года, месяцев, дней недели, частей суток и режиме дня, а также умение определять время по часам.
С помощью таблицы вы сможете оценить знания ребенка об окружающем мире и умения производить действия с предметами и их частями, основываясь на имеющихся знаниях о свойствах предметов, их отношениях между собой и между частями отдельных предметов. Оценка уровня развития ребенка - это самый первый шаг, который необходим для того, чтобы правильно выбрать стратегию обучения и определить, чему именно следует учить ребенка дальше. Постарайтесь быть максимально объективны к умениям своих детей, потому что часто, когда родитель сам оценивает уровень развития малыша, есть риск либо недооценить, а чаще переоценить его возможности. Переоценка возможностей ребенка приводит к вашим завышенным требованиям, что не даст возможности ребенку быстро добиться успеха. Недооценка его возможностей приведет ребенка, в конце концов, к скуке, ему не будет хватать интереса и занимательности.

Если большая часть навыков ребенком усвоена, то вы можете делать вывод о том, что он развивается нормально и гармонично.

Если же большая часть нормативных навыков ребенком еще не усвоена, то может идти речь об отставании в развитии в той или иной степени. Если вы обнаружили отставание в развитии какой-либо функции, не стоит делать скоропалительных выводов, т.к. это, возможно, происходит естественное временное его замедление перед очередным "рывком" в развитии. Но с другой стороны, отставание по нескольким параметрам или тем более в течение длительного времени, может служить признаком пока еще скрытой проблемы. И здесь опытный специалист может провести дополнительное обследование и получить важные результаты.

Если ваш ребенок, наряду с нормативными требованиями к его возрасту, усвоил также и большую часть навыков, соответствующих более старшему возрасту, то это означает, что он опережает своих сверстников в развитии по всем или каким-либо отдельным показателям и линиям развития.

Если задержка или опережение в развитии происходят частично и только в одной или двух областях, тогда может идти речь о негармоничном развитии.

Все пособия, которые потребуются вам при работе с тестом, вы можете приобрести в нашем магазине.

Показатели сенсорного и интеллектуального развития ребенка Возраст ребенка
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Подбирает предметы по цвету и оттенку. (Возьмите набор из 12 фломастеров и попросите ребенка надеть на фломастеры подходящие по цвету колпачки. Ребенок должен правильно подобрать хотя бы 8 колпачков.) *
Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки. *
Правильно называет оттенки цветов: голубой, розовый, фиолетовый, серый и другие. *
Знает и подбирает по названию две геометрические фигуры из трех предложенных. (Дайте ребенку вырезанные из картона фигуры - круги, квадраты, треугольники (все по 3). Попросите его найти и дать вам кружок, квадрат, треугольник.) *
Соединяет половинки фигуры, чтобы получить целую. (Проверьте с помощью квадрата, разрезанного на две части по диагонали. Положите детали на расстоянии 20 см друг от друга, перевернув одну из деталей на 180 градусов и попросите сложить квадрат. Ребенок должен сложить фигуру без какой-либо подсказки.) *
Кроме основных геометрических форм, определяет и называет новые - ромб и овал. *
Правильно называет простые и сложные геометрические формы, указывает их основные различия. *
Умеет сопоставлять предметы по величине, длине, ширине, высоте. (Величина: возьмите 3 матрешки с разницей в 3 см. Спросите: "Где большая, маленькая, средняя?" Длина: дайте ребенку 2 полоски бумаги одинакового цвета и шириной 2 см каждая, длиной 18 см и 20 см. Спросите, какая длиннее, а какая короче. Поменяйте полоски местами и спросите еще раз. Ширина: дайте 2 полоски бумаги одинакового цвета, длиной 15-20 см каждая, шириной 2 см и 4 см. Спросите, какая широкая, а какая узкая. Поменяйте местами и повторите. Высота: спросите ребенка, что выше - стол или стул, а что ниже? Что выше - стол или шкаф? Что ниже?) *
Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке. *
Правильно ориентируется в пространстве, выполняя словесные инструкции с использованием предлогов "около", "рядом", "за", "между", "после", "перед". (Возьмите 7 любых игрушек и предложите поиграть с вами. Скажите: "Игрушки пошли в магазин и встали в очередь. Я буду называть, кто где стоит, а ты расставь их в нужном порядке". Например: "Возьми зайку, за ним поставь куклу, перед куклой поставь собачку, между зайкой и собачкой поставь мишку и т.д.") *
Ориентируется в сторонах собственного тела. (Попросите ребенка показать, где у него правая нога, левое ухо, правый глаз.) *
Ребенок может назвать предметы, находящиеся справа и слева от него. (Скажите ребенку: "Назови мне какой-нибудь предмет, находящийся справа от тебя. А теперь назови предмет, который находится слева от тебя. Какой еще предмет есть справа, слева?") *
Ребенок правильно ориентируется в сторонах тела собеседника. (Попросите ребенка показать, где у вас левая рука, правый глаз и т.д.) *
Может назвать имя, фамилию, возраст и половую принадлежность (Правильно отвечает на вопросы: "Ты мальчик или девочка? Когда ты вырастешь, ты будешь мужчиной или женщиной?") *
Может назвать свой адрес: город (населенный пункт), улицу, номер дома и квартиры. *
Может назвать дату своего рождения. (В ответ на вопрос: "Когда у тебя день рождения?" ребенок называет правильно число и месяц.) *
Может верно, с точностью до месяца, ответить на вопрос: "Сколько лет тебе будет ровно через год?" *
Может правильно назвать имя и отчество двух и более близких ему людей. (Ребенок отвечает на вопрос: "Как зовут твою маму, папу или кого-нибудь из близких взрослых?") *
Может правильно назвать профессию или место работы двух и более близких ему людей. (Ребенок отвечает на вопрос: "Знаешь ли ты, где и кем работает твоя мама папа, бабушка, дедушка, дядя?") *
На просьбу: "Назови четыре времени года" ребенок в любом порядке называет все времена года. Дает правильные ответы на вопросы: "Какое сейчас время года? В какое время года падает снег? В какое время года желтеют и опадают листья?" *
Знает названия месяцев, относящихся к тому или иному времени года. (Правильно отвечает на вопросы: "Какие ты знаешь летние месяцы? Осенние? Весенние? Зимние?") *
Знает, какой день недели идет после названного и до него. Какой день наступит раньше, а какой позже на новой неделе. Правильно ориентируется в понятиях "вчера", "сегодня", "завтра" и т.п. (Правильно отвечает на вопросы: "Сегодня вторник, какой день был вчера? Будет завтра? Представь, что вчера была пятница, какой день сегодня?" И т.п.) *
Может объяснить, почему снег бывает зимой, а не летом, для чего нужны глаза и уши, чем занимаются почтальон, врач, учитель. *
Подбирает слова, противоположные по значению: "Лед холодный, а огонь...", "Днем светло, а ночью...". Правильно заканчивает предложение: "Я просыпаюсь утром, а иду спать...". *
Знает названия не менее 3-5 видов транспорта. (Спросите: "Какие виды транспорта ты знаешь?") *
Знает названия не менее 5 видов животных. (Спросите: "Каких животных ты знаешь?") *
Знает названия диких животных, насекомых, рыб. *
Знает названия детенышей животных. (Спросите: "Как называют детеныша собаки (кошки, лошади, свиньи, коровы, овцы, курицы)?" Неправильные названия (собачонок, лошаденок) не засчитываются.) *
Знает названия цветов и деревьев. *
Знает названия денежных знаков. *
Знает названия некоторых городов, рек, стран. *
Имеет представления о природе - о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах, о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений, о явлениях природы. *
Имеет запас географических знаний - о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Знаком с профессиями людей, видами спорта. *
Может сравнить предметы по существенным признакам и подобрать обобщающее слово. (Спросите ребенка: "Что общего между яблоком и грушей?" (Это фрукты.) " Что общего между ложкой и вилкой?" (Ими едят, это посуда, предметы домашнего обихода.) *
Может сравнить предметы по существенным признакам и исключить лишний. (Скажите ребенку: "Я сейчас тебе назову слова, а ты мне скажешь, какое слово лишнее. Слушай: машина, автобус, велосипед, метро, колесо. Что здесь лишнее?") *
Может назвать предмет, если ему описать этот предмет по известным признакам. (По описанию узнает предметы, которыми пользуется, называет их или находит их на картинках: "Чем мы едим?", " Чем пришиваем пуговицы?" Узнает и называет людей по описанию их функций: "Кто ведет машину?", " Кто лечит людей?") *
Может самостоятельно осуществить классификацию предметов на основе имеющихся обобщений по одному признаку. (Возьмите по четыре картинки каждого вида с изображениями посуды и мебели. Попросите ребенка дать вам картинки, на которых нарисована мебель.) *
Может обобщать 4-5 предметов методом исключения, называет составляющие обобщающих понятий. (Среди 20-30 различных картинок находит 4-5, которые можно объединить, и указывает, по какому признаку он их объединил.) *
Дифференцирует количество независимо от формы и величины: обобщает методом исключения, мотивирует. *
Умеет считать в прямом порядке. Знает значения слов "много", "мало", "один". *
Может считать предметы в пределах пяти. Правильно может сосчитать, сколько ног у собаки, пять монет по копейке. *
Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части. * *
Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание. *
Раскладывает по порядку последовательные картинки. *
Может составить рассказ по серии сюжетных картинок. В рассказе может выделить причинно-следственные отношения. *
Устанавливает причинно-следственные связи. (Ребенок может объяснить, например, зачем в автомобиле нужны тормоза: снизить скорость, остановиться. Почему на деревьях шелестят листья: из-за ветра, движения воздуха. Почему может пахнуть дымом: пожар, костер, спички, еда подгорела.) *
Четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено. *
Находит отличия на похожих картинках. *
Может найти истинное и ложное на картинке ("Что художник нарисовал неправильно?") * *
Среди 10 игрушек или картинок находит по памяти те 5, которые вы ему до этого показывали. (Покажите ребенку пять картинок в течение 10 секунд, затем перемешайте их с другими пятью картинками и предложите найти среди всех картинок только те, которые показывали перед этим.) *
Ребенок находит среди 20 картинок те 10, которые вы показывали ему перед этим. *
Ориентируется на листе бумаги в клетку, выполняя задание по инструкции. (Скажите: "Давай сейчас поиграем так: я буду тебе говорить, на сколько клеточек и куда вести линию, а потом посмотрим, какой узор у тебя получится. Поставь карандаш в уголок любой клетки. Веди линию на одну клетку вправо, одну клетку вверх, две клетки вправо, одну клетку вниз, одну клетку вправо, две клетки вниз, одну клетку влево, одну клетку вниз, две клетки влево, одну клетку вверх, одну клетку влево, две клетки вверх. Посмотри: у тебя получился крестик". Каждую последующую команду давайте после того, как ребенок выполнит предыдущую.) *
Находит в ряду других изображение, отличающееся от остальных. (Нарисуйте одним цветом в один ряд значки одного размера: ООХО. Спросите ребенка: "Какой значок отличается от других?") *
Правильно понимает истинный смысл скрытых высказываний. (Попросите ребенка объяснить, что означают выражения: "золотое сердце", "золотая голова", "золотые руки", "на морозе уши горят", "сгореть от стыда", "дорога ложка к обеду" и т.п.) *
Определяет время по часам со стрелками (или по рисунку с их изображением). *