Появление субстанции в философии. Проблема субстанции в философии


Монизм и дуализм в её понимании.

План:

1. Бытие. Смысл проблемы бытия. Первый и второй аспекты проблемы бытия. Исследование бытия – предпосылка осмысления единства мира.

3. Создатель дуалистического учения – Р. Декарт. Смысл философии Декарта – независимость и самостоятельность двух субстанций: духа и материи.

4. Монистическая философия Бенедикта Спинозы: дух и материя лишь различные определения, модусы субстанции – чистой действительности. Субстанция есть единственная действительность.

5. Диалектический монизм – высший этап развития материалистического монизма. Действительное единство мира в его материальности. Субстанция – не нечто третье, объемлющее и дух и материю, а та же материя, в которой сознание рассматривается как её атрибут.

6. Диалектико-материалистическая концепция материального единства мира в XX в. Научные дискуссии о субстанции. Теоретическое и экспериментальное подтверждение единства субстанции во всех её формально противоречивых свойствах.

“Бытие” – одно из тех понятий, которые многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии. Философское понимание бытия близко к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, какие человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил. Проблема бытия возникает тогда, когда естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется и что при всех изменениях, совершающихся в природе иобществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое становится предметом сомнения и раздумий. Первый аспект проблемы бытия – это и есть цепочка мыслей о бытии, ответы на некоторые вопросы, каждый из которых побуждает к постановке следующего. Второй аспект философской проблемы бытия связан с вопросом о единстве мира, природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различные по формам своего существования, они прежде всего благодаря своему существованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира . Иными словами, существование всего, что есть, было и будет в мире – предпосылка единства мира. А исследование бытия – только предпосылка осмысления единства мира .

Имеется ли нечто объединяющее главные сферы бытия, некая общая основа, объединяющая многообразие явлений, событий, процессов, включённых в эти сферы, можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира? Для обозначения общей основы всего существующего была выработана категория субстанции. Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует. Условно можно выделить две основные философские позиции в решении вопроса о единстве мира. С точки зрения первой из них универсальная общность всех мировых явлений видится в их материальности (линия Демокрита), с точки зрения второй такое единство усматривается в общей идеальной основе мира (линия Платона). Обе они носят название монизма , так как и та и другая усматривают основу мира в какой-либо одной субстанции. Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира , согласно которой он образован двумя существующими, исходными началами – материальным и идеальным. Первое из них объединяет сферу телесно-предметной реальности, а второе – сферу духа.

Создателем дуалистического учения является Р. Декарт (1596-1650). Характеризуя мир, как творение бога, он отрицал единство мира и учил, что мир состоит из двух независимых субстанций: духовной и материальной, души и тела. Телесная субстанция и дух, или мыслящая субстанция, могут быть обе включены в общее определение, согласно которому они нуждаются в содействии бога или его помощи для своего существования. Мы имеем здесь три существа, или субстанции: две конечные субстанции, т. е. телесную и сотворённую мыслящую субстанцию, и одну бесконечную, т. е. несотворённую и независимую мыслящую субстанцию. Материя и дух, правда, сотворены, зависимы от несотворённой субстанции, они нуждаются в боге для своего существования, они не могут без него существовать или сохраняться; но они оба самостоятельны и независимы не только друг от друга, но и от бога.

В отличие от Р. Декарта, нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632-1677) стремился к созданию целостной картины природы. Он исходил из тождества бога и природы, которое он понимал, как единую, вечную и бесконечную субстанцию, являющуюся причиной самой себя. Понятие субстанции имеет своё положительное существование, свою действительность в боге и у бога; поэтому понятие субстанции не отличается от понятия бога, ибо бог есть бесконечное существо, а дух и материя, созданные им, - зависимые существа. Но именно это бесконечное существо есть субстанция, по отношению к которой дух и материя являются лишь конечными существами, различными определениями, модусами субстанции. Есть только одна субстанция ; этим устраняется всякое противоречие, ибо дух и материя, мышление и протяжение являются теперь лишь свойствами этой одной субстанции, дух и материя не имеют особого существования для себя, но субстанция есть единственная действительность .

Высший этап развития материалистического монизма – диалектический монизм. Последовательное проведение материалистического монизма возможно лишь при понимании материального единства мира как диалектического, противоречивого единства многообразия. В противном случае материалистический монизм ведёт к вульгарно-материалистическим трактовкам сознания и мышления. Диалектический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Окружающая нас действительность и мы сами суть единый материальный мир. Понятие субстанции неразрывно связано с понятием материи: это две стороны одной сущности. Субстанция – не нечто третье, объемлющее и дух и материю, а та же материя, только рассмотренная вне её соотношения с сознанием, материя, в которой сознание уже твёрдо и безоговорочно рассматривается как её атрибут.

Диалектико-материалистическая концепция материального единства мира, а также неисчерпаемости строения и свойств материи была подтверждена достижениями науки XXв., и прежде всего физики. Противопоставление континуальности и дискретности, столь взволновавшее физиков начала века, нашло своё диалектическое выражение в квантовой механике, в которой было открыто такое свойство материи, как её одновременно корпускулярное и волновое строение. За внешней формальной противоречивостью учёные увидели отражение сущностных свойств единой материальной субстанции, которая вместе с тем не исчерпывалась и этими корпускулярно-волновыми представлениями. Субстанция едина во всех своих формально противоречивых свойствах – это отныне неоспоримый, теоретически и экспериментально подтверждённый факт.

Философский смысл и проблемы субстанции.

Монизм и дуализм в её понимании.

“Бытие” – одно из тех понятий, которые многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии. Вокруг “бытия” и учения о бытии (онтологии) в философии всегда велись и до сих пор ведутся острые дискуссии. При рассмотрении бытия полёт мысли порой достигает высшего предела обобщённости, абстрагирования от единичного, частного, преходящего. В то же время философское понимание бытия близко к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, какие человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил.

В чём смысл проблемы бытия? Почему она постоянно – с древности и до наших дней – обсуждается в философии? Почему многие мыслители считали и считают её исходной для систематических философских размышлений? Понять смысл столь широкой философской проблемы – значит прежде всего выявить, какие корни она имеет в реальной жизни человека и человечества.

Наша жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы обычно принимаем без особых сомнений и рассуждений. Самая первая и самая универсальная среди них – естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется “здесь” и “теперь”, наличествует . Люди столь же естественным образом рассчитывают и на то, что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое.

Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные предпосылки становятся предметом сомнения и раздумий. Достаточно было сказать, что мир существует “теперь” и напрашивались вопросы о его прошлом и будущем. Отвечая на них, одни философы доказывали, что бесконечный мир непреходящ – всегда был, есть и будет; другие утверждали, что мир был, есть и будет, но имеет своё начало и конец не только в пространстве, но и во времени. Иными словами, мысль о существовании беспредельного мира как целого далее соединялась в философии с тезисом либо о преходящем, либо о непреходящем существовании мира. Идея о непреходящем (или, по крайней мере, очень длительном) существовании мира как целого в свою очередь подводила к вопросу о том, как с этим существованием соотносятся заведомо преходящие, конечные вещи и человеческие существа. Так выстраивалась уже целая цепочка вопросов и идей, касающихся бытия. Возникла именно проблема бытия , расчленённая на тесно взаимосвязанные аспекты (подпроблемы).

Если началом познания является фиксация некоего бытия (природы, отдельных предметов, событий и т.п.), то следующий шаг на этом пути связан с углублением в бытие, с обнаружением его основы или само­стоятельности. В истории философии наблюдается использование данного термина у разных философов либо в первом, либо во втором его значении. Атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла и т.п. - все это представляло линию в понимании субстанции как основы вещей, как неких “кирпичиков", из которых складывается основание предметов (здесь - “субстанция” от “substantia’" как “сущности"). У других философов, например Б. Спинозы, трактовка субстанции опиралась на перевод с латинского "substantivus" - самостоятельный. Если субстанция как основа вела (как у французских материалистов XVIII столетии) к раздвоению бытия на два уровня - субстанциальный и феноменологический, лишенный такой “материи”, что, между прочим, отразилось (в своеобразном дуализме) и на марксизме, то субстанция как материи, вернее, материя как субстанция, как единственно существующая дошла до нашего времени в ленинской концепции материи и стала преобла­дающей трактовкой в трудах современных российских философов.

Что же такое субстанция как substantivus? “Под субстанцией, - пи­сал Б. Спиноза, - я разумею то, что существует само в себе и представ­ляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в пред­ставлении другой вещи, из которой оно должно было бы образоваться”. Такая трактовка означала недопустимость представления о Боге, или Идее, Мифе как объяснительном принципе по отношению к природе, субстанции: материя (сам Б. Спиноза был пантеистом) есть единствен­ная субстанция, и кроме нее нет ничего в мире. Б. Спиноза конкретизи­ровал понятие субстанции, считая, что субстанция есть система, или комплекс, атрибутов. “Под атрибутом я разумею, - писал он далее, - то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность”. С атрибутом тесно связан модус (например, атрибут - свойство отражать, а модус - сознание, одна из форм отражения). “Под модусом, - продолжает Б. Спиноза, - я разумею то, что существует в.другом и представляется через это другое”. Субстанция не причина атрибутов и мо­дусов, даже не их основа. Она существует в них и через них, является их целостным единством. Важно - и это мы подчеркиваем и сейчас, - что субстанция самодостаточна, что она есть причина самой себя. “Под причиной самого себя (causa sui), - подчеркивал Б. Спиноза, - я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, другими слова­ми, то, чья природа может быть представляема не иначе, как сущест­вующею”. Из этого положения современные философы-экзистенциа­листы выводят сущность и существование человека. Философы же на­учно-материалистического направления, ориентируясь на его утвержде­ние, что субстанция есть causa sui, обосновывают материальное единст­во мира и тесную связь мышления и материи.



Развитие представлений о материи. Само слово “материя” происхо­дит от латинского слова “materia” - вещество. Но к настоящему време­ни под материей разумеют не только физические виды реальности -вещество, поле, антивещество (если будет доказано существование антиподей то и антиполя), а также производственные отношения в сфере социальной реальности. Сюда включается и потенциальное бытие, спо­рное превратиться в актуальную действительность. В широком смыс­ле материя - это субстанция, это все, обладающее признаком существо­вания. Даже мышление и сознание при субстанциальном подходе оказы­ваются модусами субстанции и могут считаться материальными процес­сами и свойствами материального характера. Определение же материи в гносеологическом плане таково: материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им. Здесь понятие “материя” исключает понятие “сознание” и трактуется как про­тивоположность сознанию. В самом сознании нет, например, леса или дома, на которые направлены мои органы чувств; в сознании нет ничего вещественно-субстратного от этих объектов; в нем имеются лишь обра­зы, копии этих объектов, которые необходимы человеку для ориентации среди реальных предметов, для приспособления к ним и (если требует­ся) для активного воздействия на них.



Понятие “материя” прошло несколько этапов в развитии философ­ской мысли. I этап - этап наглядно-чувственного представления о мате­рия; он охватывает множество философских течений древнего мира, особенно античность Греции (основой сущего у Фалеса выступала вода, У Гераклита огонь, у Анаксимена воздух, у Анаксимандра “алейрон”, сочетавший в себе противоположность горячего и холодного, и т.п.). Как видим, основой вещей и Космоса считались те или иные стихии Природы, воспринимавшиеся наглядно-чувственно. II этап - это этап атомистического представления о материи; вещество сводилось к ато­мам; данный этап называют еще и “физик алистским”, поскольку от базировался на физическом анализе. Он зарождается еще в недрах I этапа (атомы Демокрита - Левкиппа) и развертывается на базе данных химии и физики в XVII-XIX вв. (Гассенди, Ньютон, Ломоносов, Даль­тон, Гельвеций, Гольбах и др.). Конечно, атомы XIX в. значительно от­личались от представлений об атомах у Демокрита. Но тем не менее преемственность в воззрении физиков и. философов разных эпох име­лась, и философский материализм имел солидную опору в исследовани­ях натуралистического характера. III этап связан с кризисом естество­знания на рубеже XIX-XX столетий и с формированием гносеологиче­ского понимания материи: он может быть назван “гаосеояогистским” этапом. (Наиболее яркое свое проявление он получил, как это уже от­мечалось нами (см. с. 77), в произведении В.И. Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”). IV этап в развитии понятия материи связав с ее трактовкой как субстанции; этап субстанционального понимания мате­рии вернее, его элементы, его зародыш мы находим еще в древности затем в схоластике средневековья и в Новое время (в трудах Декарта и Спинозы), в трудах И. Канта и других философов; широкое распространение такой взгляд получил в нашем столетии, когда в ходе разработки гносеологической трактовки обозначился как бы возврат к Спинозе, к пониманию субстанции как системы атрибутов (с расширением взглядов на эту систему атрибутивных свойств материи), в наше время гносеологическое и субстанциальное представления о материи являются основными, дающими о ней необходимую исходную информацию.

Уровни организации материи. В материальном бытии наблюдается довольно строгая организованность, хотя в нем имеются также хаотические процессы, случайные явления. Из случайного, хаотического сози­даются упорядоченные системы, а эти последние могут превращали неорганизованные, случайные образования. Структурность оказывается (по отношению к беспорядку) преобладающей, ведущей стороной бы­тия.

Структурность - это внутренняя расчлененность, упорядоченность материального бытия, это закономерный порядок связи элементов в составе целого. Вторая часть этого определения структурности указывает на организованность материи в виде бесчисленного множества систем. Каждая из материальных систем состоит из элементов и связей между ними. Элементами выступают не всякие компоненты, а только такие, которые непосредственно участвуют в создании системы и без которых (или даже без одного из них) не может быть системы. Система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. Из конкретных систем образуются структурные уровни, из которых и состоит материальное бытие при его более конкретном познании. Структурные уровни составляют объекты какого-либо класса, имеющие общие свойства, законы изменения и характерные для них пространственно-временные масштабы (так, атомы имеют масштаб в 10^(-8) см, молекулы - в 10^(-7)см, элементарные частицы обладают размером в 10^(-14) см и т.д.). Oбласть неорганического мира представлена такими структурными уровнями: субмикроэлементарный, микроэлементарный (это уровень элементарных частиц и полевых взаимодействий), ядерный, атомарный, молекулярный, уровень макроскопических тел различной величины, планетарный уровень, звездно-планетарный, галактический, метагалактика как структурный, самый высший из известных нам, уровень. Семейство субъядерных частиц, получивших название кварков, представлено шестью родами. Теоретически предсказываются условия (сверхплотное вещество: 10^14 - 10^15г/см^3), при которых должна возникать кварк-глюонная плазма. Уро­вень атомных ядер состоит из ядер (нуклидов). В зависимости от числа прогонов и нейтронов выделяются различные группы нуклидов, например, "магические” ядра с числом протонов и нейтронов, равным 2, 8, 20, 50, 82, 126, 152..., “дважды магические" (по протоном и нейтронам одновременно - такие ядра отличаются особой устойчивостью к распа­дам) и т.д. В настоящее время известно около тысячи нуклидов. Нукли­ды, окруженные электронной оболочкой, относятся уже к структурному уровню, называемому “атомарным уровнем”. Имеется ряд структурных уровней материи в пределах Земли; кристаллы, минералы, горные поро­ды - геологические тела геосферы (ядро, мантия, литосфера, гидросфе­ра, атмосфера) и промежуточные структурные образования. В мегамире имеются межзвездные поле и вещество, которые концентрируются глав­ным образом в такие узловые точки, как звезды с планетами (пульсары, “черные дыры”), звездные скопления - галактики, квазары. Достаточно распространены в космосе межзвездный газ, пылевые галактические и межгалактические туманности и т.п.

Структурные уровни живой природы представлены следующими уровневыми образованиями: уровнем биологических макромолекул, клеточным уровнем, микроорганизменным, уровнем органов и тканей, уровнем системы организма, популяционным уровнем, биоценозным и биосферным. Для каждого из них характерен и специфичен органиче­ский метаболизм - обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. На уровне биологических макромолекул строятся мем­браны живых клеток. Построенные из различных мембран клеточные элементы (митохондрии, хлоропласта и т.д.) функционируют лишь в составе клеток. Существует предположение, что когда-то “предки” этих органелл вели самостоятельное существование. В биологии имеется Довольно сложная систематика организмов, составляющих организменный уровень. В частости, выделяются виды, роды многоклеточных ор­ганизмов, их семейства, отряды, классы, типы, “царства”, а также про­межуточные таксоны (надсемейство, подсемейство и т.п.). Высшим структурным уровнем живой природы является биосфера - совокуп­ность всех живых существ, образующих особую биологическую сферу Земли. Продукты биосферы, ‘веками перерабатываемые природными процессами, включаются, наряду с другими, в геологический субстрат, в геологическую оболочку Земли. На основе единства газообразного, жидкого и твердого образований Земли исторически возникла, развива­лась и ныне функционирует вся биосфера Земли.

В социальной действительности тоже имеется немало уровней струк­турной организованности материи. Здесь выделяются такие уровни: уро­вень индивидов, уровни семьи, различных коллективов, социальных групп, классов, национальностей и наций, этносов, государств и систе­мы государств, общества в целом. Структурные уровни социальной дей­ствительности (что, кстати, нередко встречается в неорганической и органической природе) находятся между собой в неоднозначных связях; пример тому - взаимоотношение уровня наций с уровнем государств, одни и те же нации - в различных государствах.

Таким образом, каждая из трех сфер материальной действительности образуется из ряда специфических структурных уровней, которые определенным образом упорядочены и связаны между собой.

Рассматривая структурность материн, мы обнаружили, что в основе материальных систем и структурных уровней материи лежат физиче­ские виды реальности - вещество и поле.

Что это за виды материи?

Вещество - это физический вид материи, состоящий из частиц, ко­торые имеют собственную массу (массу покоя). Это фактически все материальные системы - от элементарных частиц до метагалактических. Поле - это материальное образование, которое связывает тела между собой и передает действия от тела к телу. Существует электромагнит­ное поле (одной из его разновидностей является свет), гравитационное поле (поле тяготения), внутриядерное поле, связывающее между собой частицы атомного ядра. Как видим, вещество отличается от ноля так называемой массой покоя; частицы света - фотоны этой массы покоя не имеют; свет не может покоиться, у него нет покоящейся массы. В то же время эти виды физической реальности имеют много общего. Все час­тицы вещества независимо от их природы обладают волновыми свойст­вами, в то же время поле выступает коллективом (ансамблем) частиц не обладает массой. В 1899 г. П.Н. Лебедевым было экспериментально установлено давление света на твердые тела, а это означает, что свет нельзя считать чистой энергией, что свет состоит из мельчайших частиц и имеет массу.

Вещество и поле взаимосвязаны и переходят друг в друга при определенных условиях. Так, электрон и позитрон обладают вещественной массой, свойственной вещественно-субстратным образованиям ("телам”). При столкновении эти частицы исчезают, порождая вместо себя два фотона. И, наоборот, как следует из опытов, фотоны большой энер­гии дают пару частиц - электрон и позитрон. Превращение вещества в поле наблюдается, например, в процессах горения дров, которые сопро­вождаются излучением света. Превращение же поля в вещество проис­ходит при поглощении света растениями. Некоторые физики считают, что при атомном распаде “материя исчезает”, превращается в нематери­альную энергию. На самой деле здесь материя не исчезает, а переходят из одного физического состояния в другое: энергия, связанная с вещест­вом, переходит в энергию, связанную с полем. Сама же материя не ис­чезает. Все конкретные материальные системы н все уровни организации материальной действительности имеют в своей структуре вещество (только в разной “пропорции”).

Существует ли еще что-что, помимо вещества и поля?

В сравнительно недавнее время физики открыли частицы, которые по

массе равны массе протона, но заряд у них не положительный, а отрицательный. Их назвали антипротонами. Затем были открыты и другие античастицы (среди них - антинейтрон). На этой основе выдвигается предположение о существовании в физическом мире наряду с вещест­вом также и антивещества. Это тоже материя, только иной структурной природы и организованности. Ядра атомов этого вида физической ре­альности должны состоять из антипротонов и антинейтронов, а оболоч­ка атома - из позитронов. В земных условиях, как считается, антивеще­ство существовать не может, так как оно аннигилировало бы с вещест­вом, т.е. полностью превращалось бы в электромагнитное поле. Следует заметить, что современная физика вплотную подошла к установлению существования антиполя, о чем свидетельствует, как полагают некото­рые ученые, обнаружение существования антинейтрино, которое можно квалифицировать как античастицу антиполя. Однако вопрос о сущест­вовании антиполей - пока дискуссионный и спорный вопрос. Можно принимать эту гипотезу, но - с известной долей скептицизма: Данный вопрос ставится в философии и затрагивает общую картину мира. В настоящее время в научно-популярной и художественной литературе нередко пишут о так называемом “антимире”. Полагают, будто наряду с миром, существующем на основе вещества и полей, имеется еще мир, состоящий из антивещества и антиполей и называемый “антимиром"". В подтверждение этой (об “антимире”) гипотезы ее сторонники приводят математические доказательства, которые, кстати, весьма убедительны. Во-вторых, они ссылаются на закон симметрии в природе; раз все в природе симметрично, а в окружающем нас мире этой симметрии нет, так как вещество преобладает над антивеществом, то должен быть и “антимир", в котором антивещество преобладало бы над веществом (нет ясности при этом, как нейтрализуется опасность их аннигиляции). Су­ществует ли антимир или не существует - покажет развитие науки. Но в любом случае нельзя заменять понятие “антимир” понятием "антиматерия" (как это иногда случается). Какие бы виды физической реальности ни были бы обнаружены - все это не будет выходить за рамки субстанции - материи; понятие “атиматерия"’ - это какое-то духовное образование, но если (как гипотеза малой достоверности) оно и существует, то не может не быть производным от материи - субстан­ции и находиться вне этой субстанции. Если же это физическая реаль­ность, то это тем более материальная субстанция. Более правильный термин для обозначения данного гипотетического феномена "антимир” (а не “антиматерия”).

И еще один момент следует обратить внимание: многообразие уровней структурной организации, наличие их переплетенности и взаимосвязи в ряде отношений, как и взаимопереход физических видов реальности (вещества и поля), не означает, что они теряют свою специфичность. Они относительно самостоятельны, специфичны и несводимы друг к другу. Вместе с тем они связаны между собой.

ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ

Взаимосвязь различных материальных систем и структурных уровней материи отражается прежде всего в том, что они интегрируются в “формы” движения материи. Понятие “формы движения” - более широ­кое, оно подразумевает ряд структурных уровней, объединенных той или иной формой движения в одно целое. У “формы движения” - более масштабный материальный субстрат и более общий единый тип взаимо­действия этих материальных носителей движения.

Движение, по общему определению, это изменение вообще. Движе­ние в философии не есть только механическое перемещение, не есть перемена места. Оно есть также распад систем, элементов или, наобо­рот, формирование новых систем. Если, к примеру, книга, лежащая на столе, в механическом смысле не имеет движения (не движется), то с физико-химической точки зрения она - в “движении”. Аналогично и с домом, и с человеческим организмом, а тем более с обществом и при­родой. Помимо механического движения, имеются такие формы движения: физическая форма, химическая, биологическая и социальная. По современным представлениям, механическая форма входит во все ос­тальные и ее нет смысла выделять особо. В сфере естествознания по­ставлен и такой вопрос: а может ли химия претендовать на самостоя­тельный статус (ведь физика окружила ее со всех сторон и вроде бы растворила в себе эту форму движения?). Кроме того, предложено счи­тать особыми формами движения геологические и планетарные движения. Для обсуждения выдвинут и вопрос о существовании особой компьютерной формы движения материи. С соответствующими концепция­ми студенты могут познакомиться по рекомендуемой им литературе.

Сейчас остановимся кратко на соотношении традиционно принимаемых как основные форм движения: физической, химической, биологи­ческой и социальной.

В этом ряду биологическая является “высшей” по отношению к фи­зической и химической формам, а социальная форма движения рассматривается как высшая по отношению к остальным трем формам движения материи, которые (при таком ракурсе) считаются “низшими”. Установлено, что “высшие” возникают на основе “низших”, включают их в себя, но не сводятся к ним, не являются их простой суммой; в "высших" при их генезисе из “низших” возникают новые свойства, структуры, закономерности, которые специфичны и которые определя­ют специфичность всей высшей формы движения материи. Так, при принятии эволюционной точки зрения на неорганическую природу и на органическую сферу реальности в последней появляются не только осо­бые внутренние и внешние взаимодействия, но и специфические зако­ны, как, например, закон естественного отбора, которого нет в физиче­ской неорганической природе. Аналогичное соотношение и с социаль­ной формой по отношению к биологической, химической и физической формам движения материи. В социальной форме определяющим ее движение оказываются многие факторы, но главный среди них - способ производства, который в структурном отношении весьма своеобразен и несводим ни к физике, ни к биологии.

Встречаются, как мы знаем, и попытки объяснить биологическое физическим и химическим (и даже механическим), а социальное - био­логическим. В первом случае перед нами предстанет механицизм, во втором - биологизаторство. В обоих случаях это будет редукционизм, т.е. стремление объяснить сложное простым без попытки разобраться в самом этом сложном как особом системном образовании, хотя и имею­щем генетические связи с низшими формами движения материи.

Помимо форм движения, существуют типы движения: 1) механиче­ское - без изменения качества и 2) с изменением качества у остальных форм движения материи. Изменения качества наблюдаются трех видов: а) У Функционирующих систем; б) в процессах круговорота и в) в про­цессах развития. Развитие определяется как в основном необратимое качественное и направленное изменение системы. Направленность бывает трех родов: прогрессивным, регрессивным и “горизонтальным” (или одноплоскостным, одноуровневым).

Развитие подчинено ряду законов, из которых наиболее важными выступают три: закон перехода количества в качество (точнее, это за­кон перехода одного качества в другое на основе количественных изме­нений), закон единства и борьбы противоположностей (или, что то же самое - закон взаимопроникновения противоположностей) и закон от­рицания отрицания (или закон диалектического синтеза).

Прогресс - или прогрессивное развитие - является самым сложным при реализации научных о нем представлений. Выдающийся диалектик Гегель так характеризовал его суть: поступательное движение состоит в том, что “оно начинается с простых определенностей и что последующие определенности становятся все богаче и конкретнее. Ибо результат содержит в себе свое начало, и дальнейшее движение этого начала обогатило его (начало) новой определенностью... На каждой ступени дальнейшего определения всеобщее поднимает выше (или должно поднимать, - скажем мы) всю массу своего предыдущего содержания и ничего не теряет вследствие своего диалектического поступательного движения... но уносит с собой все приобретенное и уплотняется внутри себя".

Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат (от лат. substratum – буквально, подстилка) – это то, из чего все сделано. Понятие «субстрат», по сути дела, тождественно понятию «материя», в том смысле, как это понятие употреблялось в платоновско-аристотелевской традиции. Более высокую степень общности отражает понятие субстанции. «Субстанция» (от лат. substantia сущность, то, что лежит в основе) означает первооснову всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий, явления и процессов, посредством которых и через которые они существуют. Таким образом, если через понятие субстрат философы разъясняли, из чего состоит бытие, то понятием субстанции фиксируется всеобщее основание бытия. В философском плане субстанция – нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом.

Как правило, философы, предлагая свою картину мироздания, за основу берут одно, два или несколько начал. В зависимости от выбора формируются различные философские позиции:

монизм и плюрализм;

Материализм и идеализм;

Детерминизм и индетерминизм.

Монизм (гр. monos один) – философские учения, признающие основой всего существующего одно первоначало (субстанцию). В качестве таковой философы рассматривали либо материальные (телесные) образования – стихии природы (вода, воздух, огонь, атомы и т.д., либо духовные (бестелесные) образования – идеи, монады, сознание, дух, Бог и т. д. Разновидности монизма: материализм, идеализм, пантеизм. Противоположность – дуализм и плюрализм (или полисубстанциализм), когда предлагается два или множество начал. Допустим, у Р. Декарта – абсолютная субстанция (Бога) и две сотворенные субстанции: мыслящая (дух, душа) и протяженная (материя, тело); у Б. Спинозы – одна бесконечная субстанция (единое), которую можно назвать также Богом или природой; у Шопенгауэра субстанция – материя; у Юма – субстанция только фикция, сосуществование свойств; для современного естествознания субстанция – только формальное понятие, имеющее смысл: носитель явления. В современной философии категория субстанции утрачивает свое значение.

Наиболее распространенными являются два подхода к пониманию природы субстанции: материализм и идеализм. Благодаря этому в философии постоянно существует проблема материи и сознания. Материализм (лат. materialis вещественный) – философское направление (учение), признающее материю, природу первичной и независимой от сознания, а духовную жизнь, сознание – порождением, вторичным. Разновидности материализма: вульгарный, диалектический, научный, критический, теоретический, прагматический, функциональный. Наиболее представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Вместо термина материализм современные философы часто используют термин реализм.

Идеализм (гр. idea – идея) – философское направление, учение, признающие первичность идеального, духовного начала (дух, Бог, сознание, логос, душа, идея, сознание, мышление, разум, психическоеи т. д. Бывают объективный и субъективный идеализм. Идеализм объективный – форма идеализма, направление философии, представители (Платон, Гегель) которого утверждают первичность всеобщего, мирового, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала. Идеализм объективный рассматривает идеи как нечто объективное, не зависящее от людей. Идеализм субъективный – форма идеализма, направление философии, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей реальности от сознания субъекта (Дж. Беркли, И. Фихте).

В обычном понимании субстанция (от лат. substantia сущность) - синоним материи, вещества. В ранней философии преобладал субстанциональный подход , когда под материей понимали конкретные стихии природы – воду (Фалес), апейрон (Анаксимандр), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), атомы (Демокрит) и т. д.

В Новое время для учений о бытие также был характерен субстанциальный подход, когда фиксируются субстанция (неуничтожимый, неизменный субстрат бытия, его предельное основание) и ее акциденции (свойства). В XVII–XVIII вв. в европейской натурфилософии наряду с отождествлением бытие с физической реальностью и исключающей сознание из бытия, формируется иной способ истолкования бытия, при котором последнее определяется на пути гносеологического анализа сознания и самосознания. Он представлен в исходном тезисе метафизики Декарта – «мыслю, следовательно, существую», в трактовке Лейбницем бытия как духовных субстанций – монад, в субъективно-идеалистическом отождествлении Беркли существования и данности в восприятии («воспринимаем, следовательно, существую»).

Свое завершение эта интерпретация бытия нашла в немецком классическом идеализме. Подвергнув критике прежнюю онтологию, пытавшуюся построить учение о бытии до и вне всякого опыта, без обращения к тому, как мыслится реальность в научном знании, немецкий классический идеализм (особенно Кант и Гегель) выявил такой уровень бытия, как объективно-идеальное бытие, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. Для Фихте подлинным бытием является свободная, чистая деятельность абсолютного «Я», материальное бытие – продукт осознания и самосознания «Я». У Фихте в качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры – духовно-идеальное бытие, созданное деятельностью человека. Шеллинг видит в природе неразвитый дремлющий разум, а подлинное бытие – в свободе человека, в его духовной деятельности. Гегель свел человеческое духовное бытие к логической мысли. Бытие оказалось у него крайне бедным и по сути дела негативно определяемым (бытие как нечто абсолютно неопределенное, непосредственное, бескачественное), что объясняется стремлением вывести бытие из актов самосознания, из гносеологического анализа знания и его форм. С этим был связан историзм в понимании бытия, характерный для немецкого классического идеализма.

Идеалистическая установка бытия западной философии XIX–XX вв. исходит из анализа сознания. Однако здесь аналитика сознания не отождествляется с гносеологическим анализом и предполагает целостную структуру сознания в его единстве с осознаваемым миром. Так, в философии жизни (Дильтей) бытие совпадает с целостностью жизни, постигаемой науками о духе специфическими средствами (метод понимания в противовес методу объяснения в физических науках). В неокантианстве бытие раскладывается на мир сущего и мир ценностей. В феноменологии Гуссерля подчеркивается связь между различными слоями бытия – между психическими актами сознания и объективно-идеальным бытием, миром смыслов.

В неопозитивизме радикальная критика прежней онтологии и ее субстанциализма перерастает в отрицание самой проблемы бытия, истолковываемой как метафизическая псевдопроблема. Однако характерная для неопозитивизма деонтологизация философии по существу предполагала некритическое принятие языка наблюдения в качестве фундаментального уровня бытия науки.

В марксистской философии проблема бытия анализируется в нескольких направлениях. При этом подчеркивается многоуровневый характер бытия (органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, бытие личности), несводимость одного уровня к другому. Марксизм отстаивает историческую концепцию социального бытия, видя в нем совокупную чувственную (прежде всего материальную) деятельность индивидов, социальных групп и классов. Бытие понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей, как «…производство самой материальной жизни». Развитие общественно-исторической практики и науки приводит к расширению границ познанного и освоенного природного и социального бытия, служит основой постижения смысла бытия личности.

Материя и ее виды.

В широком смысле, материя (от. лат.materia вещество) – понятие, первоначально обозначающее отличительный признак определенного тела, имеющее пространственную характеристику. Это «мертвое материальное тело» противоположное понятиям жизнь, душа и дух.

Философское и естественнонаучное понимание материи различаются друг от друга. Естественнонаучное понимание материи есть понимание ее конкретных свойств, структуры и форм, оно изменяется с каждым новым крупным открытием естествознания.

Философское понимание материи есть ее понимание как объективной реальности, данной нам в ощущениях. Это основной принцип материализма. В домарксистской философии сложились различные концепции материи: 1. атомистическая (Демокрит). 2. эфирная (Декарт). 3. вещественная (Гольбах). «... Материя вообще есть все то, что воздействует каким-то образом на наши чувства” писал П. А. Гольбах в работе «Система природы». В работе «Диалектика природы» Ф. Энгельс подчеркивал, что материя – это философская абстракция, понятие, посредством которого обозначается многообразие природных явления и процессов.

Классическое определение (диалектическо-материалистическое) материи дал В. И. Ленин.В книге «Материализм и эмпириокритицизм»он писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин, В. И. Поли, собр. соч. – Т. 18.– С. 131).Таким образом, В. И. Ленин отделил понятие материи от всех конкретно-научных представлений о ней. Из определения вытекает: 1. Материя – философская категория для обозначения объективной реальности. 2. Она дана человеку в ощущениях. 3. Существует независимо от человека.

Ленинское определение материи содержит в себе материалистическое решение основного мировоззренческого вопроса, объявляя ее первичным по отношению сознанию. Познание здесь определяется как отражение материи. Сознание тоже понимается вдиалектико-материалистическом смысле, как особое свойство, материи, присущее ей на высшей стадии развития, а именно на той стадии, когда в процессе развития материи сформировалось человечество. Таким образом категория материи в диалектическом материализме возведена на уровень субстанции, а все многообразие бытия рассматривается как производные от материи виды и формы ее проявления.

Иерархия материи: микромир, макромир, мегамир. Виды материи – вещество и поле. В новейшей физике «материя» – обозначение некоторой особой точки поля (см. Поля теория). Основные формы системной организации материи: неживая, живая и социальная (общество).

Основные способы существования материи.

Всеобщими атрибутами и основными способами существования материи являются движение, пространство и время.

Движение как способ существования материи. Формы и виды движения.

Движение есть единственный способ существования материи. Под движением в философии принято понимать любое изменение вообще (Энгельс, Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс. – Т. 20. – С.503.), которое происходит при взаимодействие элементов материи. Движение не случайное, а неотъемлемое свойство матеpии. Нет движения без материи, как и нет материи без движения, которое «обнимает собой все пpоисходящие во вселенной изменения и пpоцессы» (Энгельс Ф. Диалектика пpиpоды).

Движение абсолютно, как абсолютны взаимосвязи между материальными объектами или их сторонами. Покой (состояние устойчивости) всегда относителен, временен, преходящ. Типы движения: 1) связанное с сохранением устойчивости системы и ее основного качества (количественные изменения); 2) связанное с изменением основного качества системы, приведшее к переходу к другому состоянию. Движение неразрывно связано со структурной организацией материи. Каждому уровню структурной организации материи соответствует определенная форма или вид движения. Основными формами движения материи являются механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение. Высшие формы движения включают в себя низшие формы, но не сводимы к ним. (Энгельс Ф. Диалектика природы). Научные открытия ХХ в. выявили др. новые формы движения (геологическая, кибернетическая и т. д.).

Формы движения материи: в неорганической природе,

пространственное перемещение;

Движение элементарных частиц и полей – электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;

Движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;

Изменения в структуре макроскопических тел – тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и др.;

Геологические процессы;

Изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.

в живой природе,

Обмен веществ,

Саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;

Взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;

Внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;

Надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения и эволюцию;

в обществе,

Многообразные проявления сознательной деятельности людей;

Все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

Движение и покой. Движение всегда происходит по отношению к чему-то, воспринимаемое за точку покоя, отчета. Покой носит относительный характер, а движение – абсолютное.

Еще в апории «Летящая стрела» Зенон рассматривает соотношение движения и покоя. Он считает, что в каждый конкретный момент времени стрела находится в какой-то конкретной точке пространства, т. е. покоится. Поэтому движение стрелы невозможно и она никогда не попадет в цель.

Развитие –особый вид движения, и, характеризующиеся направленностью, поступательностью, имманентностью и структурной организованностью, необратимостью, закономерностью изменений, наличием количественных изменений, приводящие к возникновению нового качества в материальных и идеальных объектах.

Исходной точкой развития – отношение.Главный фактор развития –время (поэтому оно необратимо). Развитие во времени называется историей, изучения которой опирается на принцип историзма. Структура развития –двуединый процесс:

1) отмирание старого и

2) возникновение нового.

Виды развития:

1) прогресс – развитие, при котором новое качество по каким-то признакам улучшает условия существования системы, повышает уровень организации объекта или системы.

2) регресс – развитие, при котором новое качество по каким-то признакам уступает старому и ухудшает условия существования системы, понижает уровень организации объекта или системы.

Универсальные свойства материи: несотворимость и неуничтожимость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

Материи всегда присущи: движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие, детерминированность всех явлений.

Причинность – зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий

Отражение – проявляется во всех процессах материи, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий.

Философское и естественнонаучное понимание пространства и времени.

Материалистическая философия рассматривает пространство и время как всеобщие формы существования материи. Пространство и время объективны, как и материя, независимы от сознания.

Пространство – есть форма бытия материи, выражающая всеобщность связей между существующими объектами, порядок их сосуществования, рядоположенность, протяженность. Пространство характеризует объективность, взаимное расположение и взаимодействие объектов в пространстве, сосуществование трехмерность, протяженность, структурность, обратимость, симметрия, соразмерность материальных систем.Т. е. пространство– способность материальных тел занимать определенное местоположение и граничить друг с другом. Пространство не заключено в субъекте, и мир не заключен в пространстве.

Уже Лейбниц считал пространство «хорошо фундированным явлением», а Кант (в «Критике чистого разума») анализировал пространство как априорий по отношению к опыту.

Время – это одна из форм существования материи, выражающая всеобщность связей между сменяющимися объектами, порядок их длительности и смены состояний. Время живет вечно и бесконечно, измеряется не минутами, часами, а явлениями природы и человеческой жизни. Основные свойства времени: объективность, последовательность, одномерность, необратимость, вечность, направленность, ритмичность, длительность существования каждого состояния и последовательность смены состояний.

Философские категории пространства и времени являются абстракциями высокого уровня и характеризуют особенности структурной организации материи. Уже древние мудрецы объединили вопросы о бытии, движении, пространстве и времени. В истории философии выделились два способа интерпретации проблемы пространства и времени. Первый – субъективистский , рассматривает пространство и время как внутренние способности человека. Сюда можно относить апории Зенона, которые касаются не только проблемы движения, но и выражают определенные представления о пространстве и времени. Самая известная субъективистская концепция пространства и времени принадлежит И. Канту. Для него пространство и время, это априорные формы чувственности, с помощью которых познающий субъект упорядочивает хаос чувственных впечатлений. Познающий субъект не может воспринимать мир вне пространства и вне времени. Пространство – это априорная форма внешнего чувства, позволяющая систематизировать внешние ощущения. Время – это априорная форма внутреннего чувства, систематизирующая внутренние ощущения. Пространство и время – это формы чувственной познавательной способности субъекта и независимо от субъекта не существуют.

Сторонники второго – объективистского подхода считают пространство и время объективными формами бытия, независящими от сознания человека. Согласно Л. Фейербаху, пространство и время – формы бытия, коренные условия бытия, не существующие независимо от него. Материя невозможна вне пространства и времени.

В рамках объективистской парадигмы исторически первой стала субстанциональная концепция пространства и времени. Атомизм Демокрита представляет пустоту как пространство, где движутся атомы. Пустота объективна, однородна и бесконечна. Здесь пространство это вместилище атомов, время - вместилище событий. В окончательном виде субстанциональная концепция сформировалась в Новое время благодаря онтологическим представлениям философов XVII века и механике И. Ньютона. В механике И. Ньютона пространство – это пустое вместилище для вещества – материи. Оно однородно, неподвижно и трехмерно. Время – совокупность равномерных моментов, сменяющих друг друга в направлении от прошлого к будущему. В субстанционализме пространство и время рассматриваются как объективные самостоятельные сущности, независящие друг от друга, а также от характера протекающих в них материальных процессов.

Уже в Новое время появляются первые идеи, которые совершенно иначе характеризуют пространство и время. Г. Лейбниц считал пространство и время как особые отношения между объектами и процессами, которые независимо от них не существуют [Лейбниц Г., М., 1998]. Пространство - порядок взаиморасположения тел, а время – порядок сменяющих друг друга событий. Позже Г. Гегель указывал на то, что движущаяся материя, пространство и время связаны друг с другом, а с изменением скорости протекания процессов меняются и пространственно-временные характеристики. Он утверждал, что любое пространство – это всегда наполненное пространство (Гегель Г., Санкт-Петербург, 1996).

Первые идеи о пространстве, которые можно характеризовать как реляционные, связаны с именем Аристотеля. По его мнению, пространство есть система естественных мест, занимаемых материальными объектами. Реляционный подход в законченном виде сложилась после создания общей и специальной теорий относительности А. Эйнштейна и неевклидовой геометрии Н. Лобачевского.

Различным уровням организации материи и формам движения соответствуют особые пространственно-временные свойства. Развитие естествознания подтверждает этот вывод. На смену ньютоновской концепции абсолютного пространства и абсолютного времени, внешних по отношению к материальным образованиям, пришла теория относительности Эйнштейна, которая доказала взаимосвязь трехмерного пространства и одномерного времени с движением и массами материальных тел.

В результате свойства пространства и времени, которые прежде считались абсолютными, оказываются относительными: длина, временной интервал между явлениями, понятие одновременности ставятся в зависимость от характера материальных процессов. Как говорил А. Эйнштейн, вместе с вещами исчезает пространство и время.

Итак, пространство и время связаны друг с другом, составляют единый четырехмерный пространственно – временной континуум. Их свойства напрямую зависят от характера протекающих в них материальных процессов.

Научная картина мира. Детерминизм и индетерминизм.

Научная картина мира – система научных представлений о происхождении, строении, функционировании мира, а так же об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов, которой соответствует развитие эпохи и общества. Картина мира тесно связана с мировоззрением и выступает как средство обогащения его и формирования миропонимания. Наиболее сильное воздействие на научное составляющее философии оказывает научная картина мира. Еще В. И. Ленин подчеркивал важность понятия «картина мира» для философии. История науки представляет собой смену разных научных картин мира: теистической, схоластической, механистической, статистической, системной, диатропической и т. д. Анализируя философскую природу «кризиса» в физике на рубеже XIX–XX вв., он сформулировал тезис о закономерном характере смены картин мира в естествознании (Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм).

Понятие «научная картина мира» в процессе разработки получило определенную структурированность. Конкретные формы этой структурированности вызывают широкую дискуссию в отечественной философской литературе. Следует проводить различие между 1) общенаучной (или единой) картиной мира, 2) естественнонаучной картиной мира и 3) частнонаучной (или локальной) картиной мира. В соответствии с дифференциацией наук и формами их интеграции понятие «картина мира» раскрывается в четырех взаимосвязанных, но различных аспектах: 1) научная картина мира, 2) единая конкретно-научная картина мира, 3) естественнонаучная картина мира, 4) физическая картина мира (Крымский С. Б.).

Совершенно естественно, что решение вопроса о взаимоотношении картины мира и философии оказывается зависимым от того, как трактуется «картина мира». Но это только одна сторона вопроса. Другая – состоит в том, как; определяется роль философии в построении научной картины мира.

Большинство отечественных ученых видят в понятии «научной картины мира» специфическое мыслительное образование, занимающее промежуточное положение между философией и мировоззрением, с одной стороны, и специальной научной теорией, с другой стороны. Однако по вопросу о том, в рамках чего: науки или философии, и какими средствами должна строиться научная картина мира – нет единого мнения.

Одни развивают точку зрения, согласно которой картина мира входит в состав теоретических средств науки. Так, например, физическая картина мира трактуется ими как система идеализированных образов фундаментальных элементов объективной реальности, входящих в состав теоретических средств отражения физических явлений (Пахомов Б. Я.). Другие полагают, что картина мира возникает путем умозрительного обобщения данных науки с помощью соответствующих философских идей. Научные данные наблюдений получают интерпретацию посредством категориального аппарата философии и составляют картину мира. Ряд авторов, например, склонны отождествлять научную картину мира с философским знанием, полагают, что научная картина мира органически включена в систему философского знания. Ибо только в научной картине мира важнейшие положения философии наполняются богатым содержанием частно-научного знания и выступают в динамике, развитии.

Научная картина мира – это именно, философский синтез частно-научных данных и осуществляется он в рамках философии и философскими средствами. Мировоззрение является более широким уровнем систематизации знания по сравнению с философией. Картина мира представляет собой такую форму систематизации знания, в которой происходит синтез результатов конкретных наук со знаниями мировоззренческого порядка.

Естественнонаучная картина мира – это синтетическое, систематизированное и целостное представление о природе на данном этапе развития научного познания. Это представление формируется на базе частных картин мира отдельных отраслей науки. Методологической основой формирования естественнонаучной картины мира на всех этапах развития научного познания выступала философия, ее принципы и категории. Ядром каждого определенного исторического этапа развития естественнонаучной картины мира является частная картина мира той отрасли науки, которая занимает лидирующее положение. Судьба этой базовой картины мира определяет и дальнейшую судьбу общей естественнонаучной картины мира.

В Новое время господствует физическая картина мира, которая опирается на механицизм. «Это идея внеличного естественного порядка, бесконечной причинной цепи, пронизывающей все бытие, трансцендентной по отношению к человеку, но рационально постижимой. … Идея порядка, простого иррационального устройства мира формулируется при одновременном предположении непрерывности и однородности контролируемого субъектом (и поддающегося общезначимому обобщению, а следовательно, – объективного опыта а относительно этого мира. … основной постулат классической науки о познании объективного мира самого по себе неразрывно связан с определенной концепцией познающего субъекта – абсолютного субъекта, или декарто – кантовского рефлексивного, чистого и универсального сознания. … Сознание, репродуцированное рефлексией, и есть «как есть» бытие. Это, пожалуй, основное «мысленное уравнение» классической философии. [Ойзерман, Т. И. Философия, наука, идеология / Т. И. Ойзерман // Философия в современном мире. Философия и наука. – М. : Наука, 1972. – С. 29–94].

Современная научная картина мира сформировалась в начале ХХ века на основе двух теорий – теории относительности Эйнштейна и квантовой теории. Последние научные открытия способствуют пересмотру целого ряда научных истин и догм, что приведет к формированию новой картины мира на основе достижений лидирующих наук, в первую очередь биологии.

В первой половине ХХ столетия лидерство принадлежало физике. Это не вызывало никаких сомнений. Во второй половине ХХ века выдающиеся достижения биологии и ряда других наук, послужили поводом для провозглашения «конца века физики» и наступления «века биологии», «эры кибернетики», «глобальной экологизации науки» и т. п. Глобальный эволюционизм был провозглашен основной парадигмой нашей эпохи. Именно в этой связи проблема лидера современного естествознания приобрела злободневность и стала предметом многочисленных исследований.

Вместе с тем следует отметить, что несмотря на чрезвычайно широкую распространенность тезиса о наступлении «века биологии» (как фразу, его можно встретить и в научной, и в методологической, и в популярной литературе), приводить научных доказательств о лидерстве биологии, о вытеснении физики, очень тяжело. Назвать биологию лидером в естествознании можно только теоретически. Для лидерства следует различать два аспекта: практически-функциональный и структурно-теоретический. Под практически функциональным аспектом имеется в виду выход той или иной научной дисциплины в данное время на ведущее место в общем комплексе научных устремлений человечества. В этом аспекте, в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации, лидером может стать любая научная дисциплина. Под структурно-теоретическим аспектом «понимается лидирующая роль, вытекающая из места, занимаемого данной наукой в общей структуре научного знания плане. Лидерство любой науки, ее фундаментальность должно подкрепляться лингвистическом, методологическом и онтологическом. Биология все это только формирует.

В современном научном мировоззрении новой научной картины мира, в которой одной из фундаментальных составляющих является идея глобального эволюционизма. Она выступает как организующее начало, стержень научного представления о мире как универсальном процессе. Наука только пытается вернуть себе первоначальное предназначение – обеспечить целостную картину мира. Научное знание и тип рациональности, как мы знаем сегодня, развиваются не только путем простого приращения сведений и законов. В определенный момент происходит грандиозный скачок в преобразованиях всей системы сложившихся представлений». (Гуревич П.С. Поиск новой рациональности (по материалам трех всемирных конгрессов) // Рациональность как предмет философского исследования // httpHYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"://HYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"wwwHYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm".HYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"agnuzHYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm".HYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"infoHYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"/HYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"tlHYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"_HYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"filesHYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"/HYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"libraryHYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"/HYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"booksHYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm" /HYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"ratsionalnostHYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"/ HYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"indexHYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm".HYPERLINK "http://www.agnuz.info/tl_files/library/books%20/ratsionalnost/%20index.htm"htm).

Важно, что в основанной на идее глобального эволюционизма картине мира, познающий субъект не противостоит объективной реальности, а понимается как часть этой реальности. В картине мира, человек не только объект, но и субъект всеобщего процесса, влияющий определенным образом даже на космогенез. Здесь возникает проблема объяснения бытия становящегося. Человек - фактор эволюции, участник процесса и, как обладающий разумом и способный направлять и осознавать эволюцию, ответственен за нее. Поэтому ответственность один из важных новой расширенной рациональности. Следовательно, все наиболее значимые научно-технические программы – развитие ядерной энергетики, электроники, компьютеризации, экологии, здравоохранения и т. п. должны учитывать специализированные знания, компетенции, умения и навыки ученых, но и соответствовать общечеловеческим нормам. К числу важнейших функций новой рациональности становится предвидение (опережение). По этому вопросу блестяще высказался В. Оствальд: «...Проникновенное понимание науки: наука – это искусство предвидения. Вся ее ценность в том, в какой мере и с какой достоверностью она может предугадать будущие события. Мертво всякое знание, которое ничего не говорит о будущем, и такому знанию должно быть отказано в почетном звании – наука» (Оствальд, В.Великий эликсир / В. Оствальд. – М, 1923. – С. 16). На предвидении фактически основывается вся практика человека.

В категориальной сетке постнеклассической картины мира выделяются такие понятия как нелинейность, необратимость, неустойчивость, самоорганизация, сложность, разнообразие, коэволюция, которые если и применялись для описании мира в классической и неклассической науках, то не имели ключевого значения. В современной науке они ставятся в контексте синергетической парадигмы. Каждая часть Вселенной отражает всю ее структуру, стало быть, можно вывести некий универсальный архетип всеобщей связи. В новой, явно аксиологически ориентированной картине мира, основанной на идее глобального эволюционизма, человек не только объект, но и субъект всеобщего процесса, влияющий определенным образом даже на космогенез в качестве цели. И. Р. Пригожин вводит антропный принцип: «природу невозможно описывать «извне», с позиций зрителя. Описание природы – живой диалог, коммуникация, и она подчинена ограничениям, свидетельствующим о том, что мы - макроскопические существа, погруженные в реальный физический мир» [Пригожин, И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс; пер. с англ. – М. : Прогресс, 1986. – С. 371]

Приобрели новый смысл такие фундаментальные понятия, как пространство, время, материя, сознание. Вместо представления пространства в виде совокупности близлежащих точек, элементов, атомов, пространство воспринимается как функциональная или системная структура. Отвергнуто представление об универсальности не только пространства, но и времени. Обращается внимание на особую актуальность категории «время» в современной естественнонаучной картине мира. Постигается время, как время бытия, исключительно путем исследования конкретных процессов движения и развития. Поэтому мир уже не рассматривается как своеобразный музей, где каждый бит информации сохраняется. Мир – это процессы, разрушающие и генерирующие информацию и структуру. Понятие «мир», все чаще замещается понятием «Универсум», обозначающим единую многообразную субстанцию, в которой материя и сознание – суть крайние состояния. Материя и сознание не противопоставляются друг другу, а скорее выступают как взаимодополнительные.

Научная картина мира тесно связана сонтологическим принципомдетерминизма, который ставит вопрос: Существует ли в мире упорядоченность, взаимосвязь и обусловленность всех явлений? Или мир – неупорядоченный хаос, где отсутствует всякая связь.

Термин «детерминизм» происходит от латинского слова «determinare » – «определять». Детерминизм – это общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Согласно детерминизму все явления и процессы в мире связаны между собой, случайность отсутствует. В качестве детерминантов выступают определяющие начала; события или явления, оказывающие причинное или иное влияние на другие события или явления.

Первоначальные представления о взаимосвязи явлений и событий появились еще в древности. Повседневная практическая деятельность убеждала людей – некоторые события и явления взаимно обусловливают друг друга. Эта древняя мудрость нашла отражение в максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто. Такой подход в научной картине мира сформировал идею о тотальной необходимости, где отсутствует случайность. Такой подход хотя встречается у мыслителей Древней Греции (Демокрит), но XVII–XVIII в.в. окончательно сформировался в качестве механистического детерминизма.

Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий, исходя из законов механики, отрицает объективный характер случайности. Допустим, Б. Спиноза, один из сторонников

Понимание субстанции – ключевой вопрос философии. Субстанция в философии рассматривается как материя, из которой создано все во Вселенной. Она неизменна, и существует сама по себе. Она определяет себя, и не нуждается в воздействии внешней силы. Это – объективная реальность, принимающая конкретные формы и олицетворяющая ее единство.

Проблемы определения

Четкое определение субстанции – неразрешенная проблема в философии. Найти одно определение для этого понятия невозможно. Поскольку она – единое первичное начало всего мироздания, то ее невозможно разделить на отдельные элементы. Из нее состоят все предметы, включающие материальные (физические тела) и нематериальные (душа, чувства, мысли).

Чтобы определить субстанцию, необходимо выделить общие черты предметов и прийти к атрибуту – принципу работы субстанции. Один из философских подходов предлагает рассматривать атрибуты, как иерархичную систему, каждый из элементов которой влияет на субстанцию независимо друг от друга.

История возникновения понятия

Субстанция – одно из первых определений, возникших в философии. Оно обозначает сущность – то, что лежит в основе мироздания.

  1. Античная философия: субстанцию понимают как субстрат. Он – первооснова, из которой состоят предметы материального и нематериального мира.
  2. Патристика: Бог – отдельный вид субстрата, отличающийся от других сущностей. Они были созданы Богом, поэтому обладают сходными с Ним качествами, но не могут ему уподобиться.
  3. Схоластика: под сущностью в первую очередь рассматривают возможность (потенциал). Он противопоставляется действительности (актуальности).
  4. Средние века: в эпоху Средневековья основное внимание уделяется не самой материи, а ее формам: номинализму и .
  5. Новое время: выделяется несколько отдельных взглядов. В онтологическом понимании, она воспринимается как предельное основание . Также она рассматривается как центральная категория метафизики: она отождествляется с Богом и Природой. Субстанция едина или приобретает атрибут множественности.
  6. Романтизм: субстанция сливается с понятием сущности, и почти исключается из гносеологического поля деятельности.

В современной философии субстанция – универсальное определение.

Разные периоды развития философской мысли

В переводе с латинского термин «субстанция» буквально обозначает: основа, сущность. В философии она – ключевая категория мышления. Ее используют как обозначение всего сущего, единого начала. Субстрат в философии – близкое к субстанции понятие. Оно обозначает материал – то, из чего все сделано. Оно одновременно означает первооснову всего, единство и однообразие всех предметов, явлений и процессов.

Согласно конкретной концепции, уже в античной философии выделяли несколько классификаций первоосновы. Фалес, Гераклит и Демокрит под первоосновой понимают материю, как стихию: огонь, воду, землю и воздух, а также атомы. Пифагор и Платон в качестве субстанции называют нематериальные определения: дух, мысли. По Декарту, в основе всего лежит дуализм: мыслящая и материальная. Лейбниц и Поппер допускают плюрализм – множественность.

Представители милетской школы, Анаксимандр и Анаксимен, были основоположниками становления философского подхода к поиску ответов на вопросы бытия. Анаксимандру принадлежит идея о бесконечности миров. Вещество, из которого состоит Вселенная, он называл айпероном. Согласно Анаксимандру, целое изменяться не может, но его отдельные части изменяются. Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух – бесконечная легкая материя, влияющая на процессы, происходящие с вещами.

Аристотель, создатель научного подхода в философии, называл субстанцию основой, неотделимой от каждой вещи. Он разработал концепцию строения мира, в которой были отдельные категории, подчиняющиеся иерархии.

В упрощенном виде в концепции было три категории:

  • субстанция;
  • состояние;
  • отношение.

По Аристотелю, форма предмета определяет его сущность. Впоследствии из этой идеи развилась потребность разделить первоначало на телесное и духовное.

Фома Аквинский разделял все сущее на субстанцию и акциденцию. Под акциденцией он понимал физические признаки: вес, размер, форму. Они определяют субстанцию – внутреннюю сущность предмета.

В философии понятие субстанции рассматривали с двух точек зрения. считал, что субстанция связана с формой конкретный вещей, она – основа бытия. Декарт трактовал ее как исключительно метафизическое явление. Отдельный вид– душа, ей наделен только человек, и он, в отличие от животных, приближен к Богу. Бог – основная субстанция (духовная), а все остальное – материальное, созданное им.

Спиноза объяснял взаимоотношение частей вещества на основе пантеистического монизма. Мышление и протяженность в его представлении являются не отдельными видами субстанции, а двумя атрибутами единой субстанции. Лейбниц продолжил его идею, но он рассматривал Бога не как часть телесного мира, а как отдельную, возвышающуюся над ним, категорию.

Рассматривал субстанцию через гносеологический анализ. Он полагал, что она – нечто, способное внутренне изменятся. Философии необходимо понятие субстанции для объяснения явлений, поэтому ее нельзя удалить из научно-теоретического подхода. Западная философия относится к этому понятию в философии негативно: оно рассматривается как лишний элемент, который проник в науку как ненужный способ удвоения мира.

Материя в философии

Наблюдая за окружающим миром, философы с удивлением отмечали некоторые закономерности во всех без исключения процессах. Они обнаружили, что некоторые свойства вещей не изменяются, а процессы постоянно повторяются. Возможность вещей сохранять свою основу философы назвали первоматерией. У представителей разных школ были свои взгляды на природу, но они сходились во мнении, что все вещества состоят из неоднородной материи. Уже в V веке до н. э. появилась теория, предполагающая существование атомов.

В XIX веке теория об атомах находила все больше подтверждений. Благодаря развитию физики стало возможным наглядное доказательство существования микрочастиц. Было выяснено, что атом имеет свое собственной строение: электроны. Изучение атомов подтолкнуло философию к поиску новых путей познания структуры материи.

Мнения философов разделились. Одни считали, что к материальному можно отнести то, что осязаемо. Но некоторые явления невозможно воспринимать через органы чувств. Появилось новое определение материи, как вещества без физических свойств. Кто-то представлял ее как совокупность электронов, кто-то – как комплекс ощущений или энергию.

Неуничтожаемость – главный атрибут материи. Материя изменяется, но она не исчезает бесследно и не уменьшается. Когда она приходит в движение, энергия накапливается, и переходит в другое состояние. Любой объект существует только во взаимосвязи с другими объектами. Каждый элемент материи оказывает влияние на другие. Он имеет свои причины действия и приводит к следствию.

Разные взгляды на материю послужили разделению философов на идеалистов и материалистов. Первые полагают, что мир происходит из духовного начала, вторые опираются на материальное, как единственное проявление окружающего мира.

Структура материи

Строение материи прерывистое и неоднородное. Ее частицы имеют разную величину и структуру. В состав материи входят:

  • атомы;
  • молекулы;
  • радикалы;
  • коллоидные частицы;
  • макромолекулы;
  • комплексы.

В строении материи есть противостояние. Все ее частицы обладают волновыми свойствами. Каждое волновое поле – совокупность частиц.

Структурные уровни материи:

  • субмикроэлементарный;
  • микроэлементарный;
  • ядерный;
  • атомный;
  • молекулярный;
  • макроскопический;
  • космический;
  • органический;
  • биологический;
  • социальный;
  • метасоциальный.

Помимо материи, из которой состоят космические тела, существует диффузная материя. Она состоит из разобщенных атомов и облаков газа. Космические тела, обладающие большей плотностью, свободно перемещаются в диффузной материи.

Зарождение жизни в Космосе произошло в результате усложнения материи. Постепенно вещества, находящиеся на молекулярном уровне развития, привели к образованию простейших органических соединений. Они усложнялись, пока не перешли на биологический уровень – доклеточную форму существования белка. Из белка сформировались клетки, которые распространились по всей поверхности Земли. Одноклеточные организмы эволюционировали, преобразовывались в многоклеточных животных. Вершиной эволюции является человек – высший примат.

Ученые допускают существование еще одного уровня развития материи – космической цивилизации. Интеллектуально, она равна человеческой или превосходит ее. Поиск возможности для контактов с внеземными цивилизациями – задача современной науки.