Симптомы морской болезни вызванные. Морская болезнь


Укачивание - особое болезненное состояние, возникающее у некоторых лиц при качке на корабле или самолете, а также при езде на автомобильном и железнодорожном транспорте, главным образом вследствие воздействия на организм механических раздражителей, связанных с перемещениями корабля, самолета, автомобиля и т. д.

Для обозначения определенного болезненного состояния в зависимости от того, где развивается укачивание - на море, в воздухе или в автомобиле, в поезде и на другом сухопутном транспорте, издавна пользуются терминами «морская болезнь», «воздушная болезнь», «железнодорожная или автомобильная болезнь». Некоторые авторы называют это состояние просто укачиванием, или болезнью движения.

Каковы причины возникновения морской болезни?

Наиболее часто и полно клиническая картина укачивания бывает выражена на море, особенно когда водная поверхность неспокойна. Укачивание на море в первую очередь связано с качкой корабля и воздействием на человека прямолинейных и угловых ускорений. Другими факторами, способствующими развитию симптомокомплекса морской болезни, являются повышение реактивности организма, неустойчивость эмоциональной сферы, а также лабильность вегетативного отдела центральной нервной системы. Еще Плутарх отмечал отсутствие укачивания у детей в первые годы жизни. Подтверждением большого значения состояния психики при повышении реактивности организма являются случаи, когда клиническая картина морской болезни возникает при виде волнующегося моря с палубы корабля, или только при воспоминании об испытанных в прошлом болезненных ощущениях при передвижениях на корабле, самолете, автомобиле. Наряду с этим можно привести немало случаев, когда моряки, подверженные укачиванию, в условиях напряженной боевой деятельности корабля не страдали морской болезнью даже в штормовую погоду.

Морская болезнь чаще наблюдается среди лиц молодого возраста. По данным, только 1/3 молодых моряков в возрасте 18-25 лет не страдает от укачивания. Моряки более старшего возраста и особенно лица, часто отправляющиеся в длительные морские походы, в неблагоприятных метеорологических условиях укачиваются значительно реже.

Развитие морской болезни зависит и от некоторых других факторов. Так, среди моряков, живущих в помещениях, расположенных в носовой части корабля, морская болезнь наблюдается чаще, чем у матросов и пассажиров, размещенных в кормовых отсеках. Вот почему опытные моряки всегда стараются получить места в каютах кормовой части корабля.

Не менее важными факторами, способствующими укачиванию, являются недостаточная вентиляция закрытых и тесных помещений, высокая температура и повышенная влажность воздуха, а так же сотрясения корабля. Морская болезнь возникает реже и переносится легче открытом воздухе, когда имеется возможность наблюдать окружающую водную поверхность и линию горизонта.

Около 67% личного состава, списанного с кораблей на берег из-за морской болезни, составляют матросы и старшины электромеханической части, у мотористов укачивание встречается в два с лишним раза чаще, чем у боцманов. По другим данным, вообще только 3% людей не подвержены укачиванию, а все остальные в какой-то мере страдают морской болезнью.

Среди других факторов, способствующих появлению морской болезни, следует указать на различные запахи: табака, отработанного машинного масла, лаков, дыма, приготовленной пищи и др. Все эти запахи раздражают обонятельный анализатор и усиливают симптомы укачивания, делают их более тягостными.

Имеет значение качество и количество пищи: обильная, особенно жирная и сладкая пища, а также злоупотребление спиртными напитками путем воздействия на вкусовые рецепторы и интерорецепторы желудка способствуют проявлению симптомокомплекса укачивания.

Итак, целый ряд самых разнообразных факторов благоприятствует укачиванию, но, как мы указывали выше, основное значение в развитии морской болезни имеет качка корабля.

Различают три вида качки корабля: вертикальную - при погружении корабля вниз и подъеме кверху, бортовую - около продольной оси и килевую качку - около поперечной оси.

Бортовая качка увеличивается во время дрейфа и при положении корабля лагом (параллельно к волне), крен при этом может достигать 20-30° и наиболее значителен вблизи миделя (центра пересечения всех осей качания корабля). Килевая качка наиболее выражена, когда корабль идет навстречу волне.

Наибольший размах килевой качки бывает на оконечностях корабля и, особенно в носовой части его. При этом дифферент - угол продольного наклонения судна, вызывающий разность в осадках носа и кормы, может достигать 7-9°. При бортовой и килевой качках на человека воздействуют угловые и прямолинейные ускорения, немного превышающие пороговые физиологические раздражители.

Несколько слов о качке на так называемой мертвой зыби. Зыбь - волнение моря без ветра, достигающее иногда крупных размеров, наблюдается или после продолжительного ветра, когда море еще не успокоилось, или перед ветром, когда последний с силой дует по соседству и гонит перед собой волну. При этом амплитуда движения волн в вертикальной плоскости может достигать нескольких метров.

При вертикальной качке, которая более выражена на носу и корме, на человека воздействуют прямолинейные ускорения, которые в десятки раз превышают пороговые физиологические раздражители.

Прямолинейные, главным образом вертикальные, перемещения корабля нередко являются основной причиной развития морской болезни. На крупных кораблях движение судна по вертикали почти не ощущается, зато бывают значительными угловые перемещения, наблюдаемые при бортовой и килевой качках.

В развитии морской болезни наряду с видом качки не меньшее значение имеет и ее характер. Качка может быть медленной (плавной) или, наоборот, быстрой (стремительной). Особенно плохо переносится стремительная качка на кораблях небольшого тоннажа с малым естественным периодом (промежуток времени, в течение которого корабль перемещается из одного крайнего положения в другое и обратно).

Каждый корабль имеет свой, присущий только ему, естественный период качки. Величина этого периода зависит от длины, ширины, углубления корабля, а так же от конструктивных особенностей. Во время сильного волнения моря укачиванию способствуют также вынужденные колебания корабля, зависящие от величины волн, которые могут достигать 400 м. в длину и 11 м в высоту.

Как возникает морская болезнь?

Во время качки у человека прежде всего вследствие воздействия прямолинейных и угловых ускорений, связанных с перемещением тела, возникает ряд ответных соматовегетативных реакций, которые и определяют основные проявления морской болезни. Местом приложения этих раздражений в первую очередь является вестибулярный аппарат, отолиты и полукружные каналы которого с помощью рецепторов вестибулярного нерва, расположенных в преддверии внутреннего уха, осуществляют связь периферических органов-анализаторов с центральной нервной системой.

Основание этих клеток, обращенное к стенке ампулы, вступает в связь с волокнами вестибулярного нерва, а волоски этих клеток «купаются» в эндолимфе ампулы. При передвижении головы (полукружных каналов) токи эндолимфы являются раздражителями для клеток с волосками. Возникающие при этом импульсы передаются по вестибулярному нерву в центральную нервную систему.

Части преддверья составляют эллиптический (utriculus) и сферический (sacculus) мешочки, которые иннервируются вестибулярным нервом. В этих мешочках также имеются эпителиальные клетки с волосками, на концах которых, обращенных в полость, лежат кристаллы извести - отоконии. Центральные отрезки клеток этих мешочков интимно связаны с волокнами вестибулярного нерва. Весь этот аппарат носит название отолитов. Волокна вестибулярного нерва возникают от клеток узла Скарпа, лежащего во внутреннем слуховом проходе. Периферические волокна клеток этого узла связаны с рецепторными клетками отолитов и полукружных каналов, а центральные ветви входят в состав слухового нерва, который вступает в продолговатый мозг. Вестибулярные ветви слухового нерва заканчиваются в пяти ядрах. Медиальное ядро лежит под дном IV желудочка. Ядро Дейтерса располагается латерально от него. В наружном углу IV желудочка лежит ядро Бехтерева.

Нисходящее ядро расположено на уровне хвостовой части дейтерсова ядра и достигает уровня ядер задних столбов. Наконец, ядро Монакова лежит кнаружи от клиновидного канатика. Волокна вестибулярных ядер связаны с мозжечком, с ядрами спинного мозга, ствола зрительного бугра, глазодвигательных нервов, а также с корой головного мозга.

Как было указано выше, при вращении тела вокруг какой-либо оси эндолимфа полукружных каналов приходит в движение и раздражает их эпителиальные клетки с волосками. Движение эндолимфы по направлению к ампуле создает состояние повышенной возбудимости ее рецепторов, которое по волокнам вестибулярного нерва передается его ядрам и тем аппаратам, которые с ним связаны. В результате возникает ряд рефлекторных, так называемых вестибулярных соматических реакций, назначение которых заключается в ликвидации или снижении пассивного перемещения тела при воздействии на него внешних сил.

Биологическое значение отолитового аппарата состоит в том, что он является, по сути дела, основным рецептором в системе тонических рефлексов, определяющих положение тела при его покое и движении. Отолиты и полукружные каналы имеют то общее, что участвуют в регуляции положения тела по отношению центра тяжести, а также способствуют фиксации зрительной оси при передвижении головы. Иначе говоря, эти приборы обладают рецепторами постуральных, в частности антигравитарных рефлексов.

Наряду с приспособительными (ответными) соматическими рефлексами при раздражении вестибулярного аппарата может возникать большое количество висцеральных реакций, проявляющихся расширением зрачков, побледнением лица, изменением частоты пульса, тошнотой, рвотой и пр. Все это обусловлено тем, что при возбуждении вестибулярного аппарата импульсы передаются как на соматические, так и на висцеральные центры головного мозга. Головокружение, часто наблюдаемое при раздражении вестибулярного аппарата, по-видимому, обусловлено распространением возбуждения на корковые вестибулярные центры.

Если для полукружных каналов, как указывалось выше, раздражителем является угловое ускорение, то для отолитового аппарата - гравитационное ускорение и ускорение при прямолинейных перемещениях тела. При укачивании возбуждение и особое положение возникает не только в полукружных каналах, но и в отолитовом аппарате. Имеющиеся в нем скопления чувствительных клеток, слуховые пятнышки и лежащие на них известковые кристаллы - отоконии - меняют свои взаимоотношения, а именно: когда корабль находится на гребне волны, отоконии подтягиваются к пятнышкам, а когда он достигает подошвы волны, отодвигаются от пятнышек. В результате возникает раздражение волосковых клеток невроэпителия с последующей передачей импульсов по вестибулярному нерву в различные отделы центральной нервной системы и воздействием на соматовисцеральные органы. Ответная реакция со стороны последних состоит в двигательных и вегетативных расстройствах, совокупность которых в сочетании с корковыми реакциями внешне проявляется синдромом укачивания. Вполне понятно, что лица с неустойчивой нервной системой и вегетативными реакциями наиболее подвержены укачиванию.

О роли вестибулярного аппарата в возникновении укачивания говорит тот факт, что глухонемые с недоразвитым лабиринтом редко страдают морской или воздушной болезнью.

Малочувствительны к укачиванию дети (от грудного до 4-летнего возраста).

Кроме вестибулярного аппарата, который является основным, хотя и не единственным источником пространственного чувства и связанных с ним рефлексов (особенно вегетативных), в механизме укачивания известная роль принадлежит раздражению зрительного и к и нестатического анализаторов. Достаточно сказать, что раздражение рецепторного аппарата зрительного анализатора в этих условиях нередко вызывает головокружение, тошноту и рвоту.

Оптическая фиксация взглядом неподвижной точки горизонта, отдаленных волн и облаков уменьшает укачивание, тогда как большая часть поля зрения, занятая движущимися предметами, усиливает длительное головокружение. Иначе говоря, потеря зрительного контакта со статическими точками способствует укачиванию. Вот почему слепые более подвержены морской болезни.

Повышенная импульсация с проприорецепторов при качке вызывает вестибулярно-вегетативные реакции организма, а пребывание тела в горизонтальном положении содействует уменьшению укачивания, так как снимается добавочное ускорение, вызываемое активным и пассивным движением головы. Наряду с этим в горизонтальном положении уменьшаются раздражения чувствительных нервов в результате того, что смещения подвижных внутренних органов по отношению к диафрагме становятся менее значительными.

Реакции организма на статокинетические раздражители (изменение в положении и движении тела) находятся в зависимости от состояния и деятельности многих рецепторных систем (зрительной, вибрационной, тактильной, проприоцептивной, интероцептивной и др.), среди которых особое место занимает лабиринтная.

«Изменения в положении и движении тела (т. е. статокинетические раздражения) улавливаются одновременно и зрением, и лабиринтом, и мышечно-суставным чувством, и вибрационно-тактильным чувством, и чувствительными оболочками брюшной, грудной и черепной полостей с заключенными в них органами».

Каковы симптомы морской болезни?

Укачивание на море переносится по-разному. Описано более 20 различных симптомов укачивания. Одни торопливо ходят по наветренной стороне корабля, испытывая чувство тревоги и страха, другие лежат на койках, они апатичны и безразличны к окружающей их обстановке.

Появляется головокружение, диплопия, головная боль, зябкость, расширение зрачков, иногда спутанное сознание и другие мозговые симптомы. Извращаются вкус и аппетит. Нередко присоединяются расстройства функции кишечника: запоры, реже жидкий стул. Развивается общая слабость, появляется слюнотечение, нарастающая тошнота. Кожа лица становится бледной и покрывается холодным липким потом. Иногда наблюдаются различные расстройства сердечного ритма. Артериальное давление снижается. Больной дышит часто, глубоко и неритмично. Начинается рвота. В рвотных массах имеется примесь желчи, вязкой слизи, иногда кровь. После рвоты наступает кратковременное облегчение.

Субъективные ощущения больных крайне тягостны. Это состояние как нельзя лучше определяется старым изречением: «В начале морской болезни боятся умереть, а если она затягивается, то желают умереть».

По выраженности и разнообразию клинических симптомов некоторые авторы предлагают различать три степени проявления этого болезненного состояния. Однако все это очень условно.

Первая степень (легкая по своему течению) в основном проявляется головокружением, тошнотой и слюнотечением.

Вторая (средней тяжести) и третья степень укачивания. Тяжелое течение характеризуются наряду с указанными симптомами нарушением деятельности сердечно-сосудистой системы, которое проявляется различными расстройствами сердечного ритма, падением уровня артериального давления и бледностью кожи. Мучительная рвота, холодный липкий пот и резкие нарушения в эмоциональной сфере, пожалуй, полностью характеризуют тяжесть проявления и течения морской болезни.

Различают также три формы проявления морской болезни: астеническую, ажитированную и смешанную.

Чаще всего наблюдается астеническая форма укачивания. Проявляется она резким угнетением эмоциональной сферы, психической подавленностью, заторможенностью и сочетается с различной степенью выраженности вегетосоматических реакций со стороны разных систем организма.

Другой вид проявления морской болезни - ажитированная форма укачивания, характеризующаяся чрезмерной неустойчивостью эмоциональной сферы: излишней разговорчивостью, немотивированным смехом, «театральностью» позы, речи и пр. Кроме того, при этой форме часто наблюдается неоправданная обстановкой подвижность.

Смешанная форма укачивания характеризуется сменой эмоционального состояния, когда вслед за эректильной фазой быстро наступает астеническое состояние.

С прекращением качки все симптомы морской болезни исчезают, однако некоторые «укачавшиеся» лица продолжают чувствовать себя больными. В течение нескольких часов и даже дней они находятся в прострации, испытывая общую слабость, головную боль, головокружение, тошноту и ряд других болезненных ощущений.

Общее переутомление, повышенная чувствительность вестибулярного аппарата к ускорениям и некоторые болезненные состояния (хронические гастриты, желчнокаменная болезнь, камни почек, сердечно-сосудистые неврозы, а также различные функциональные и органические заболевания центральной нервной системы) особенно предрасполагают к укачиванию.

Самые незначительные ускорения могут вызывать раздражение рецептивных полей больного органа с низким порогом возбуждения, в результате чего возникает бурная, разлитая, ответная вегетосоматическая реакция организма на морскую качку.

Какие меры профилактики морской болезни существуют?

Лица, поступающие на морскую службу (плавсостав), должны подвергаться медицинскому обследованию для отбора менее страдающих от укачивания.

Коллективная профилактика экипажей кораблей, коммерческих и пассажирских судов в основном складывается из санитарно-гигиенических мероприятий, систематической физической подготовки и закаливания, а также проведения специальных (физических) тренировочных занятий.

Во время волнения на море необходимо усиленно проветривать жилые и служебные помещения корабля (судна).

Перед выходом в море целесообразно составлять специальное меню-раскладку с блюдами, содержащими в избытке солено-кислые продукты.

В штормовых условиях следует включать в суточный рацион питания сельдь, соленые огурцы, соленую воблу, кислую капусту. К питьевой воде и в горячий чай желательно добавлять клюквенный экстракт.

Такими тренировочными упражнениями обеспечивается повышение сопротивляемости к возникновению морской болезни путем развития устойчивости вестибулярного анализатора к действиям специфических раздражителей.

Комплекс упражнений, рекомендуемых на корабле, с целью профилактики морской болезни

1. Повороты головы направо и налево на месте и в движении - 10 раз.

2. Повороты корпуса тела на месте в пределах 45-180° - 10 раз.

3. Наклоны головы вперед и назад на месте и в движении - 10 раз.

4. Наклон туловища вперед и разгибание назад на месте и на ходу- 5-10 раз.

5. Наклоны головы в стороны на месте и в движении - 10 раз.

6. Наклоны туловища в стороны на месте и в движении (руки в замке над головой) -5-10 раз.

7. Наклон туловища под прямым углом и вращение в одну сторону- 10 раз, затем остановка, выпрямление туловища и ходьба по прямой на расстоянии 3-5 м (активная отолитовая реакция).

8. Прыжки на носках 40-50 раз за 30 секунд. Бег и ходьба на месте. Прыжки на месте с поворотом на 180-360° -5-10 раз.

Специальные упражнения в учебно-гимнастическом зале

1. Переворот боком («колесо») в обе стороны -6 раз.

2. Кюльбюты и кувыркание вперед и назад - 6 раз.

3. Стойка на руках (у стенки или с помощью товарища) -3 раза.

4. Обороты на перекладине завесой вперед и назад, а также верхом вперед или назад -6-8 раз.

5. Упражнения на параллельных брусьях: перевороты, стойка на плечах, подъем разгибом из размахивания.

6. Кружение в обе стороны на вертикальном канате или на кольцах с закручиванием веревки.

7. Передвижение по бревну для тренировки равновесия.

8. Качание на двубрусковых качелях Хилова в течение 15 минут.

9. Упражнения на гигантских шагах.

Физическая подготовка и закаливание экипажа предохраняют в определенных условиях личный состав от укачивания, хотя попытки достичь надежного привыкания в качке в искусственных условиях на берегу задолго до выхода корабля в море действительно оказываются малоуспешными.

Мощным средством профилактики укачивания является сон. Известно, что почти у большинства матросов и пассажиров явления укачивания проходят при засыпании.

Кроме того, опыт показывает, что моряки, подверженные укачиванию на кораблях большого тоннажа, с плавной, большого периода качкой, нередко чувствуют себя значительно лучше на кораблях малого тоннажа со стремительной, небольшого периода качкой, и наоборот.

Личная профилактика и лечение морской болезни

Необходимость в предохранительных мерах против укачивания обычно возникает в связи с предстоящим выходом в море или с появлением волнения на море во время пребывания на корабле.

Особенно нуждаются в защитных, мерах те, кто подвержен укачиванию и в прошлом не раз испытал все тягостные ощущения этого состояния при передвижениях по морю, по железной дороге или в автомобиле по пересеченной местности.

Предохраняют и смягчают проявления укачивания следующие мероприятия: отвлечение (переключение) внимания от волнения на море (особенно предохраняет от укачивания физическая работа), пребывание на свежем, прохладном воздухе, размещение в средней части корабля, где качание слабее выражено, отдых на койке (в положении на спине), расположенной вдоль борта корабля, или в кресле со слегка запрокинутой назад головой. Старым способом, облегчающим общее состояние при укачивании, является наложение довольно тугой повязки на живот (бинтование живота производится снизу вверх).

Большое значение имеет режим питания. Натощак укачиваются чаще и сильнее, поэтому до выхода в море рекомендуется легкий завтрак и крепкий чай. Обильная, к тому же жирная пища может ускорить появление тошноты. Следует избегать курения и употребления алкогольных напитков.

Медикаментозное лечение морской болезни

Теоретически, исходя из патогенеза морской болезни, эффективными медикаментозными средствами против укачивания являются те из них, что понижают чувствительность нервных центров, с которыми в первую очередь связан вестибулярный аппарат. В силу этого в нашей стране и за рубежом с профилактической и лечебной целью для борьбы с укачиванием применяют лекарственные средства, действующие преимущественно на центральную нервную систему.

1. Медикаментозные средства, успокаивающие центральную нервную систему и одновременно оказывающие холинолитическое действие:

а) Скополамин бромистоводородный в дозах 0,0001-0,0005 г (высшая, разовая), суточная доза 0,0015 г.

б) Таблетки аэрона (вазано), содержащие камфарнокислый скополамин в дозе 0,0001 г и камфарнокислый гиосциамин в дозе 0,0004 г. Продолжительность действия около 10 часов. Суточная доза - не более 4 таблеток.

Порошки и таблетки, содержащие скополамин, необходимо принимать за час до выхода в море или до поездки. При волнении на море прием гиосциамина сам по себе нередко вызывает рвоту и может сопровождаться сухостью во рту и звоном в ушах.

2.Снотворные в комбинации с медикаментозными средствами, возбуждающими центральную нервную систему: мединал - диэтилбарбитурат натрия. Высшая разовая доза 1 г.

Продолжительность действия до 8 часов. При необходимости можно повторить прием этого лекарства в половинной дозе.

3. Лекарственные средства, действующие преимущественно на вегетативный отдел центральной нервной системы. К ним относятся холинолитические средства из группы атропина, в частности платифиллин виннокислый кислый, а также средства, блокирующие вегетативные узлы.

В целях профилактики укачивания препараты красавки малоэффективны. Более надежно действует платифиллин, обладающий выраженными холинолитическими и спазмолитическими свойствами. При правильной дозировке в отличие от атропина он не вызывает побочных явлений. Платифиллин рекомендуют применять в сочетании с другими лекарственными средствами.

Принять за 30-60 минут до выхода в море или поездки. В случае необходимости можно повторить прием смеси в той же дозе через 3-5 часов. Смесь назначается в порошках, желатиновых капсулах, таблетках, каплях и свечах.

В последние годы с профилактической и лечебной целью для борьбы с укачиванием пробуют применять ганглиоблокирующие вещества, которые обладают способностью временно ослаблять или полностью прерывать передачу нервного возбуждения через вегетативные ганглии. Ганглиоблокирующей активностью обладают не только соединения, содержащие четвертичные атомы азота, но и многие третичные амины, относящиеся к спазматическим, антигистаминным, местноанестезирующим средствам - спазмолитик, димедрол, новокаин и др. Эффективность антигистаминных препаратов для профилактики и лечения морской болезни невелика.

Применение таких ганглиоблокирующих средств, как пентафен, аминазин и др., нежелательно, так как они оказывают выраженное побочное действие. Пентафен может вызвать расстройство аккомодации, тахикардию, сухость во рту, инъекцию сосудов склер, дисфагию, запоры, задержку мочеиспускания, мышечную слабость и даже развитие постуральной гипотонии с переходом в ортостатический коллапс. Побочные явления при лечении аминазином выражаются аллергическим дерматитом, возможно также развитие токсического паренхиматозного гепатита, пеллагроподобного синдрома, ортостатического коллапса, явлений паркинсонизмава. Кроме того, применение пентафена и аминазина с профилактической целью против укачивания в результате развития побочных явлений может привести к снижению работоспособности 35-42% личного состава корабля.

Наибольшим позитивным эффектом и наименьшим побочным действием обладает дифазин, хотя и при применении этого препарата у 15-20% лиц, пользовавшихся им как профилактическим средством, наблюдалось головокружение и сонливость. Дифазин рекомендуется давать в сочетании с димедролом и кофеином. Время действия данной смеси 7-12 часов.

Совершенно очевидно, что выбор тех или иных лекарственных средств в целях профилактики и для лечения морской болезни в каждом конкретном случае будет зависеть не только от условий плавания (в поездки), от степени выраженности и характера проявления укачивания, от предшествовавшего состояния здоровья (анамнестические данные), но также и от функционального состояния различных физиологических систем организма.

С укачиванием в путешествии сталкивался каждый. Если же с проблема возникает у туристов, путешествующих по волнам, она называется «морская болезнь». Несмотря на романтическое название, укачивание во время прогулок на яхте, катере или корабле может доставить множество неприятных минут. В результате у путешественников не возникает желания ни рассматривать пейзажи, ни наслаждаться отдыхом. Остается лишь бороться с головокружением и приступами тошноты.

«Морская болезнь»: как и почему

В медицинской терминологии укачивание в транспорте называется «кинетоз ». Причем укачивание в море имеет туже природу, что и головокружение во время танцев или на каруселях.

Одной из главных причин возникновения «морской болезни» называется недостаточная тренированность органа равновесия или вестибулярного аппарата. Хотя, медики не исключают и индивидуальной предрасположенности к укачиванию, связанной с наследственностью.

По своей природе укачивание во время морских прогулок связано с противоречивостью информации, воспринимаемой человеком. Дело в том, что рецепторы внутреннего уха в процессе движения на лодке или корабле, как и в любом другом транспорте, воспринимают обстановку как неподвижную. Тело во время поездки не двигается. В то время как глаза фиксируют перемещения в пространстве. В результате подобной диспропорции в воспринимаемой мозгом информации возникает головокружение и легкое подташнивание .

Возможные причины укачивания:

Низкий уровень развития вестибулярного аппарата
- страх
- повышенные температуры и духота
- сильный запах табака
- употребление алкоголя
- эмоциональное перенапряжение
- переутомление
- беременность.

Симптомы укачивания и «морской болезни»

В большинстве случаев симптоматика абсолютно идентична. Но в связи с индивидуальными особенностями организма каждый может переносить укачивание несколько иначе. Классическими симптомами «морской болезни» остаются сильное, нарастающее головокружение, позывы к рвоте, тошнота. У больного сильно бледнеет кожа, слизистые оболочки. Человек теряет аппетит, проявляются нарушения сна.

Реакция на укачивание может быть различной. Некоторые люди в этот период становятся апатичными, в то время как другие – сильно возбужденными. Сразу же после исчезновения источника укачивания, при выходе на сушу, симптомы ослабевают, а затем исчезают.

В зависимости от типа темперамента различают и склонность к укачиванию. Наблюдения показывают, что интраверты страдают от «морской болезни» сильнее и чаще, в то время как экстраверты переносят качку гораздо легче.

Как предупредить укачивание: действия перед поездкой

1. Лицам, склонным к укачиванию перед выходом в море лучше воздержаться от употребления еды, алкоголя и сильногазированных напитков. Лучше спланировать последний прием пищи как минимум за 2 часа перед поездкой.
2. В дороге стоит отвлекаться от мыслей об укачивании и развлекаться. Оптимальной будет легкая беседа с соседом. На корабле или лодке лучше располагаться на корме и смотреть вперед. Известно, что вахтенные матросы никогда не страдают от качки. Так как они постоянно следят за маршрутом и смотрят исключительно вперед. Поэтому при первых же признаках укачивания необходимо перейти на корму и смотреть на линию горизонта.
3. Лицам, страдающим «морской болезнью», категорически запрещено располагаться в направлении, противоположном движению. Если койка в каюте стоит именно так, это спровоцирует усиление симптомов.

Способы лечения морской болезни

1. Медицинские препараты . Активное развитие медицины не оставляет шансов для более традиционных способов. Поэтому зная о своей склонности к укачиванию, лучше за час или полчаса до морской прогулки принять один из подходящих препаратов.

Одними из наиболее популярных остаются таблетки Драмина, хорватского производства. Аналогичное действие имеет Бонин (США), Аминалон и другие.

2. Витаминки . Блокировать тошноту позволяет принятие в больших дозах витамина C. За один раз можно употреблять от 3-4 грамм до 5 граммов. Действие витамина основано на блокировании выделения гистаминов , в результате облегчение наступает практически мгновенно.

Если под рукой не оказывается таблетированных витаминок , можно воспользоваться кислыми фруктами. Идеальны зеленые яблоки. Лимоны также подойдут.

3. Порошок имбиря . Известным средством от укачивания является корень этого растения. Употреблять рекомендуется порошок. Достаточно одной чайной ложки за час до отправления.

Аналогичным действием обладают и любимое всеми имбирное печенье, и карамельки.

4. Мятный чай с лимоном . Проверенным средством от укачивания выступает и ароматный напиток. Пропорция составляет одну чайную ложку чая на стакан воды. После необходимо дать напитку настояться не менее 20 минут.

Чай берут с собой в море и пьют небольшими порциями. Хорошей добавкой к напитку является лимон.

5. Соленые огурцы, зеленый чай . Аналогичное успокаивающее действие при укачивании имеют и соленые огурцы. Их рекомендуют понемногу жевать. Помогает при укачивании заварка зеленого чая. Ее нужно просто жевать во время приступа.

6. Диета . Путешественники, страдающие «морской болезнью» перед прогулками по волнам обязательно следят за своим питанием. Лучше употреблять воду, овощи и фрукты. В то время как от тяжелой пищи, такой как сладости, газированные напитки, мучное или чипсы лучше отказаться.

8. Мед и мята . Это рецепт подходит и для детей, тяжело переносящих качку. Чайная ложка меда смешивается с эфирным маслом мяты. Важно, чтобы ребенок не проглотил мед, а разжевал. После чего его нужно напоить прохладной водой.

Опытные путешественники используют не только проверенные лекарства, но и знаю парочку простых приемов избежать укачивания.

1. Перед прогулкой на корабле запястья перетягивают при помощи эластичного бинта. В результате организм гораздо мягче реагирует на перепады давления.

Согласно теории китайской медицины на запястьях находится точка, способствующая предотвращению тошноты. И именно на воздействии на нее и базирует известных морякам прием.

2. Максимальная отвлеченность. Для этого моряки зажимают в зубах спичку или зубочистку и начинают ее жевать во время приступов укачивания. Простой механический прием отвлекает от качки, переключает внимание и позволяет легко переносить поездку.

3. Пластырь. Об этом приеме знают многие люди, с плохо тренированным вестибулярным аппаратом. При помощи двух пластырей заклеивается пуп. Сделать это нужно таким образом, чтобы середина лейкопластыря полностью закрывала пуп. Метод простой, но весьма действенный.

Выполнив эти простые рекомендации, Вы легко перенесете не только часовую прогулку вокруг берега, но и продолжительный морской круиз. Лекарственные препараты и проверенные моряками приемы позволяют справиться с неприятностями и убрать все симптомы укачивания.

Патологическое состояние, возникающее вследствие морской качки. Проявляется тошнотой, головокружением, цефалгией, рвотой, недомоганием, отклонениями в эмоциональной сфере (апатией/возбуждением), падением АД, аритмией. Диагностика осуществляется на основании типичной клинической симптоматики. С целью профессионального отбора используются инструментальные методы исследования вестибулярной функции. В зависимости от проявлений терапия проводится комбинацией нескольких препаратов следующих групп: холинолитики, противорвотные, антигистаминные, психостимуляторы, ноотропы.

Общие сведения

Морская болезнь является составной частью понятия «кинетоз» (болезнь движения), включающего различные виды укачивания: воздушную болезнь, укачивание в автомобильном транспорте, болезнь аттракционов, верховой езды. Симптомы кинетоза в соответствующих условиях выявляются у 60% детей, 30% взрослых. Морская форма относится к наиболее тяжёлым вариантам кинетоза. Сильная качка способна вызвать укачивание любого человека, лишь 3% людей абсолютно устойчивы к её воздействию. Чаще всего морская болезнь наблюдается у детей 2-12 лет, реже всего - у пожилых. Молодые люди более подвержены заболеванию, по некоторым данным, морской болезнью страдают примерно 2/3 моряков моложе 25 лет. Женщины менее устойчивы к укачиванию, чем мужчины. У детей до 2 лет симптомы патологии при морских путешествиях практически не выявляются.

Причины морской болезни

Основным этиофактором кинетоза является воздействие на вестибулярный аппарат разнонаправленных ускорений, превышающих обычные пороговые раздражители. Различают три формы качки: вертикальную (подъём-погружение корабля), килевую (колебания вокруг поперечной оси корабля), бортовую (колебания вокруг продольной оси). На крупных судах вертикальная качка ощущается слабо, зато килевая и бортовая бывают значительными. Известен целый ряд факторов, повышающих вероятность развития морского кинетоза, к ним относятся:

  • Интенсивный характер качки. Медленная плавная качка переносится гораздо легче быстрой стремительной. Период качки (время перемещения корабля между крайними положениями) зависит от степени волнения моря, размеров, тоннажа судна.
  • Приём алкоголя, жирной пищи, переедание . Данные факторы негативно отражаются на состоянии организма, уменьшают устойчивость к качке. Спровоцировать морской кинетоз может злоупотребление пищей и алкоголем, приём газированных напитков за 1-2 дня до начала плавания.
  • Неблагоприятные воздействия окружающей среды . Вероятность возникновения морской болезни повышается при действии нескольких неблагоприятных факторов. Так, в машинно-котельном отделении корабля на моряков действуют шум, вибрация, воздух с вредными примесями.
  • Хронические заболевания. Сердечно-сосудистые патологии, желчнокаменная болезнь , хронический гастрит , нефролитиаз сопровождаются повышенной чувствительностью рецепторного аппарата поражённого органа. В результате незначительные ускорения становятся причиной бурной вегетосоматической реакции.
  • Патология ЦНС. Органические, функциональные заболевания ЦНС обуславливают гипервозбудимость, неадекватное реагирование центральных структур, воспринимающих импульсацию от периферических рецепторов. В подобных условиях усиленные статокинетические воздействия при качке легко провоцируют кинетоз.
  • Оптический фактор. Постоянно движущиеся перед глазами предметы способствуют укачиванию. Раздражение зрительного анализатора, аналогично вестибулярному, способно вызывать головокружение и тошноту.
  • Психоэмоциональное состояние . Склонность к тревожно-депрессивным состояниям, погруженность в себя, чувство страха повышают вероятность укачивания. Концентрация внимания на определённом занятии, сон помогают преодолеть кинетоз.

Патогенез

Несмотря на широкую распространённость, механизм развития патологии окончательно не изучен. Многие исследователи считают, что морская болезнь связана с реагированием ЦНС на повышенную афферентную импульсацию. Периферический вестибулярный анализатор расположен во внутреннем ухе. Рецепторы полукружных канальцев воспринимают угловое ускорение, отолитовый орган - линейное и гравитационное ускорение. Полученная информация по вестибулярному нерву передаётся в ЦНС, дополняется импульсами от проприо- и барорецепторов. Результатом обработки поступившей афферентной информации является ответная импульсация, идущая к мышцам, соматическим органам, вегетативным центрам и направленная на адаптацию организма к сложившимся условиям. Одновременно происходит возникновение множества вегетативно-висцеральных реакций, обуславливающих основные симптомы кинетоза.

Согласно теории «сенсорного конфликта» определяющее значение имеет противоречивость поступающей в ЦНС сенсорной информации. Подтверждением является усугубление симптомов в каюте, когда вестибулорецепторная импульсация свидетельствует о постоянном движении, а зрительная - об отсутствии передвижения окружающих предметов. Аналогичным образом у отдельных опытных пилотов, совершающих перелёт в качестве пассажиров, наблюдается воздушная болезнь. Привычное сочетание вестибулярной и зрительной информации в кабине пилота сменяется комбинацией идентичных вестибулярных ощущений с иной зрительной афферентацией, обусловленной обстановкой салона самолёта.

Классификация

Морская болезнь имеет вариабельные клинические проявления. Клиническая полиморфность состояния легла в основу нескольких классификаций. Ниже приведены две основные.

По преобладающим клиническим проявлениям выделяют 4 формы:

  • Нервную . В клинической картине доминирует цефалгия, тяжесть в голове, головокружение, сонливость. Возможно ухудшение зрения, слуха.
  • Желудочно-кишечную . Сопровождается тошнотой, рвотой, изменением вкусовых ощущений, чувством неприятного привкуса, понижением аппетита. В ряде случаев наблюдается непереносимость запаха табачного дыма, подгорелой пищи и т. п.
  • Сердечно-сосудистую . Характерна для людей с сердечно-сосудистой патологией. Начинается с тахикардии , повышения артериального давления, ощущения сердцебиения, аритмии . В последующем возникает брадикардия , артериальная гипотония .
  • Смешанную. Встречается наиболее часто. Клинически проявляется вариативным сочетанием симптомов различных форм.

По психическим особенностям протекания морская болезнь классифицируется на 3 варианта:

  • Астеническая . Больной подавлен, астенизирован, быстро утомляется, несколько заторможен. Фон настроения понижен.
  • Ажитированная. Отмечается излишняя говорливость, суетливость, подвижность, повышенная эмоциональность, театральность речи, вычурность движений.
  • Смешанная. Представляет собой чередование периодов астенизации и ажитации. Возможно превалирование одного варианта психической реакции.

Симптомы морской болезни

Симптоматика отличается значительной полиморфностью. Одни больные испытывают апатию, слабость, лежат на койке, другие торопливо ходят по палубе, возбуждены, крайне разговорчивы. Типичны головокружения, цефалгия, тошнота , дающая временное облегчение рвота . Может выявляться диплопия, озноб, повышенная саливация. Пациенты жалуются на отсутствие аппетита, неприятие многих запахов, изменение вкусовых ощущений. Нередки расстройства моторной функции ЖКТ: диарея, запор. Состояния укачивания крайне тяжело переносятся, сопровождаются выраженными изменениями психоэмоциональной сферы.

В лёгких случаях морская болезнь ограничивается 2-3 днями головокружения, тошноты. В тяжёлых случаях пациент бледен, лицо покрыто холодным потом, отмечается брадикардия, многократная рвота, увеличение частоты дыхания, возможны нарушения сердечного ритма, расстройство координации движений, падение давления, спутанное состояние сознания. Иногда морская болезнь имеет скрытое течение. Наблюдается астенизация, снижение работоспособности без явных клинических проявлений кинетоза. Отсутствие яркой симптоматики обуславливает невозможность своевременной диагностики скрытой формы. Подобная ситуация опасна, если заболевший член команды получает задание, требующее ответственного выполнения.

Диагностика

Диагностические мероприятия включают сбор анамнеза (отсутствие симптомов до путешествия, наличие хронических заболеваний), детализацию жалоб, оценку общего статуса, неврологический осмотр пациента. Необходимо исключить болезни желудочно-кишечного тракта, кишечную инфекцию, сердечно-сосудистые заболевания. Исследование неврологического статуса не выявляет менингеальной симптоматики, очагового неврологического дефицита, позволяет отвергнуть вероятность нейроинфекции (менингит , энцефалит). Диагностика предрасположенности к кинетозу необходима при профессиональном отборе моряков. Оценка вестибулярного анализатора осуществляется следующими методами:

  • Вестибулометрия - исследование реакции вестибулярного аппарата на различные раздражители. Проводится путём использования приборов, имитирующих воздействие различных форм ускорений.
  • Калорическая проба . Даёт представление о возбудимости лабиринта, позволяет выявить лабиринтную патологию.
  • Вращательные тесты . Требуются для определения адаптивной способности вестибулярного аппарата в условиях вращения. Осуществляются при помощи специального кресла, где располагается исследуемый.
  • Видеоокулография . Дает возможность обнаружить скрытый нистагм, свидетельствующий о субклинической патологии лабиринта.

Лечение морской болезни

Уменьшить симптомы укачивания можно, исключив усугубляющие факторы. Необходимо частое лёгкое питание малыми порциями с исключением жирного, цельного молока, газированных жидкостей. Полезно употребление воды, чая с клюквенным соком, лимоном. Облегчает состояние рассасывание леденцов, сухариков. Рекомендуется стоять на палубе, зафиксировав взгляд на линии горизонта, или принять горизонтальное положение в каюте (оптимально - заснуть). К фармпрепаратам, обладающим противоукачивающим действием, относятся:

  • Холинолитики (гиосциамин, платифиллин). Широко использовались в конце XX века, из-за выраженных побочных эффектов в настоящее время применяются ограниченно. Наиболее эффективен скополамин. Специальная аппликационная форма препарата в виде пластыря позволяет обеспечить равномерную диффузию скополамина в кровь, что значительно нивелирует побочное действие.
  • Натрия гидрокарбонат . Показал высокую эффективность против укачивания. Назначаются внутривенные инфузии, ректальные свечи.
  • Антигистаминные средства (дименгидринат, меклозин, прометазин). Блокируют гистаминовые рецепторы внутреннего уха, вестибулярных ядер, уменьшая вестибуловегетативные реакции. Хорошо переносятся, используются профилактически.
  • Психостимуляторы (мезокарб, кофеин). Назначаются в комбинации с антигистаминными/холинолитиками. Уменьшают побочный эффект в виде угнетения ЦНС.
  • Противорвотные (метоклопрамид). Необходимы для купирования многократной рвоты.
  • Ноотропы (аминофенилмасляная кислота, пирацетам). Повышают адаптивные возможности ЦНС, улучшают церебральный метаболизм.
  • Комбинированные фармпрепараты. Представляют собой сочетание нескольких однотипных фармпрепаратов (скополамин+гиосциамин), средств различного механизма действия (антигистаминный препарат+психостимулятор).

Прогноз и профилактика

Морская болезнь проходит при прекращении качки. У некоторых пациентов слабость, головокружение сохраняются несколько дней. Мерами профилактики кинетоза являются исключение провоцирующих факторов, тренировка вестибулярного аппарата, профилактическая фармакотерапия. До плавания и в течение путешествия рекомендуется отказаться от приема газированных/алкогольных напитков, ограничить курение, избегать переедания, перегревания на солнце, слежения за мелькающими предметами. Повышению устойчивости к укачиванию способствует регулярная физическая нагрузка. Вестибулярную тренировку обеспечивают упражнения с поворотом головы, вращениями, спортивные игры (футбол, волейбол), занятия танцами, аэробикой, акробатикой. Медикаментозная профилактика проводится антигистаминными препаратами. Заблаговременное повышение адаптивных способностей нервной системы осуществляется путём проведения курсовой терапии адаптогенами, средствами, улучшающими церебральную гемодинамику, нейропротекторами.

Морская болезнь – один из самых древних видов проявления укачивания, что неудивительно, так как первые длительные поездки человечество совершило именно с помощью этого транспорта. Упоминания об этом недомогании встречаются еще в трудах Гиппократа, датированных V веком до н.э. Известно, что от тошноты при укачивании страдал великий флотоводец адмирал Горацио Нельсон, а Чарльз Дарвин, наоборот, отправился в кругосветное путешествие для лечения болезни движения. Каковы причины появления данного синдрома? И каким должно быть лечение морской болезни, чтобы удавалось получать удовольствие от таких радостей жизни, как круизы вокруг Атлантики, путешествия на яхтах по Средиземноморью, прогулки на теплоходах? Ведь некоторым приходится избегать плавания на корабле именно из-за страха морской болезни.

Морская болезнь – один из самых древних видов проявления укачивания, что неудивительно, так как первые длительные поездки человечество совершило именно с помощью этого транспорта.

Причины морской болезни

Причиной укачивания в море является несоответствие зрительного восприятия и ощущений, испытываемых телом. Медицинское название данного механизма – сенсорный конфликт. Например, подобное рассогласование, вызывающее синдром укачивания, или кинетоз, может возникнуть во время качки, когда человек находится внутри корабля и не видит волны, на которых происходит колебание судна, но тело при этом ощущает его передвижение. На развитие морской болезни значительное влияние также могут оказывать психологические факторы. Люди, столкнувшиеся с симптомами укачивания в прошлом, заранее настраиваются на неблагоприятный сценарий, что вновь приводит к недомоганиям.

Симптомы морской болезни

Установлено, что развитие синдрома укачивания возможно не только на водном транспорте. Кинетоз может возникать также в самолете, автомобиле, лифте и даже при раскачивании на качелях. Во всех случаях болезнь движения, как правило, непродолжительна. При этом ее проявления могут иметь различную интенсивность. К основным симптомам морской болезни относятся:

  • тошнота и рвота;
  • повышенное слюноотделение и учащенное дыхание;
  • зевота и сонливость;
  • головная боль и головокружение или даже обморок;
  • потеря пространственной ориентации;
  • бледность;
  • раздражительность и плаксивость, которые нередко наблюдаются при морской болезни у маленьких детей.

Что делать при укачивании

Проблема укачивания вовсе не означает, что вам придется навсегда отказаться от путешествий по водным просторам. Следующие рекомендации помогут избавиться от морской болезни или минимизировать ее проявления.

Пить воду . Если ребенка или взрослого укачало и рвет при движении корабля, хорошим средством от морской болезни является вода с лимоном, простая питьевая вода или другой напиток, который нужно пить маленькими глотками. Это поможет восполнить потерю жидкости и подавить чувство тошноты.

Ограничить зрительную активность . Симптомы морской болезни более выражены при открытых глазах: это связано с тем, что во время передвижения «картинка» непрерывно меняется, и в мозг поступает избыток зрительной информации. Поэтому, если проявляются приступы тошноты при движении, если вас стало укачивать, лучше постараться принять расслабленную позу в каюте корабля и закрыть глаза, либо можно зафиксировать взгляд на любом неподвижном предмете.

Придерживаться особого режима питания. Не стоит переедать, но и не рекомендуется отправляться в плавание на пустой желудок. Если вас тошнит при движении на различных видах транспорта, соблюдение данной рекомендации позволит минимизировать проявления болезни укачивания. Выберите легкоусвояемое питательное блюдо и старайтесь употребить его за 1,5-2 часа до отплытия, чтобы предупредить приступы тошноты.

Принять определенную позу и выбрать пассажирское место . Постарайтесь занять место или каюту в средней части судна. Во избежание морской болезни рекомендуется не сидеть против движения корабля. Также важно принять удобную позу, в которой укачивание минимизируется (желательно немного запрокинуть голову назад и расслабиться).

Обеспечить поступление свежего воздуха . Следует помнить, что укачивание развивается реже и легче переносится на открытом воздухе, когда есть возможность наблюдать линию горизонта и окружающую водную поверхность. При этом недостаточная вентиляция тесных и закрытых помещений, высокая температура воздуха в каютах на корабле могут усиливать синдром укачивания.

Принять препарат Драмина® . Препарат Драмина® помогает снять чрезмерное возбуждение нервной системы и уменьшить неприятные симптомы болезни движения во время морских путешествий. Блокирование рецепторов внутреннего уха при приеме средства Драмина® устраняет их повышенную чувствительность к укачиванию. Это позволяет избавиться от головокружения, слабости, потери ориентации и тошноты при кинетозе. Обратите внимание, что во время длительного путешествия, например, в течение многодневного круиза, принимать препарат постоянно не придется: как правило, организм постепенно приспосабливается и перестает активно реагировать. Более подробную информацию о препарате вы найдете здесь.

Планируя прогулку по реке на обычной лодке или по морю на круизном лайнере, традиционную рыбалку на выходных или грандиозное кругосветное путешествие, лучше взять с собой Драмина® , чтобы ничто не могло испортить впечатлений от отдыха!

Вам может
быть интересно

Морская болезнь – это не заболевание, а специфическая патология, при которой у человека возникают определенные симптомы. Как правило, симптомы морской болезни появляются тогда, когда человек испытывает монотонные колебания, которые могут быть вызваны прогулкой на катере, теплоходе и так далее. Кроме того, полет в самолете и даже долгая поездка в автомобиле может спровоцировать тошноту, головокружение и сонливость – все симптомы морской болезни.

Что собой представляет морская болезнь?

Морская болезнь также называется «кинетозом». Она возникает тогда, когда различные органы чувств передают в мозг и тело противоречивые сигналы. Конфликт восприятия заключается в том, что между рецепторами информации и ощущенияни, которые поступают от вестибулярного аппарата, возникает несоответствие. В результате этого у человека возникает головокружение, общая слабость, тошнота. Все эти симптомы на какое-то время делают человека неработоспособным.

К счастью, морская болезнь не является постоянной и некоторым людям удается от нее избавиться. К такому состоянию можно адаптироваться всего за несколько дней. Однако вся трудность в том, что не каждый человек сможет выдержать симптомы заболевания на протяжении данного периода времени.

Врачи выделяют две категории людей с морской болезнью. Первая категория успешно избавляется от данной патологии и быстро адаптируется к новым условиям: поездке на автомобиле, прогулке на катере и так далее. А вот вторая категория людей вовсе не адаптируется и не поддается никакому лечению. Поэтому таким людям рекомендуется ограничить всевозможные факторы риска, которые могут спровоцировать появление симптомов морской болезни.

Врачи выделяют ряд факторов, которые увеличивают риск восприимчивости нашего организма к укачиванию. Вот самые распространенные из них:

  • усталость;
  • штормовая погода;
  • чтение и работа с картами;
  • стресс;
  • страх;
  • неприятный запах пищи или перенасыщенность едой;
  • интенсивная качка.

Причины возникновения морской болезни

На сегодняшний день врачи так и не смогли понять истинную причину появления морской болезни. Исследования длятся и по сей день, однако у каждого человека свои индивидуальные особенности организма, поэтому сложно предугадать, почему у него может возникнуть морская болезнь.

Однако некоторые версии врачи все же выдвигают. Первая версия заключается в том, что возникает конфликт между нервными импульсами, которые исходят из вестибулярного анализатора и между визуальным сопровождением происходящего. К примеру, подобное несоответствие может произойти тогда, когда человек находится в каюте, но при этом не может видеть горизонт. В это время вестибулярный аппарат фиксирует циклические изменения положения тела, а глаза видят все статичные предметы в комнате.

Некоторые же специалисты придерживаются теории В.И. Воячека. В этой теории говорится о том, что степень укачивания зависит от степени нагрузки на вестибулярный аппарат. Рецепторы сразу же начинают реагировать на ускорение и движение нашего тела, передавая при этом импульсы о силе и характере изменений в головной мозг. У каждого человека вестибулярный анализатор очень хорошо реагирует на передвижения, которые внезапно меняют скорость или же траекторию. В результате таких изменений и наступает кинетоз.

Как побороть морскую болезнь?

Если вы относитесь к той категории людей, которые с легкостью могут справиться с морской болезнью, то вам повезло. Ведь с помощью некоторых упражнений вы сможете избежать неприятных симптомов. Главное следовать нижеописанным рекомендациям. Некоторые рекомендации нужно начать выполнять до того, как вам предстоит поездка на борту корабля или на борту самолета.

Тренировка вестибулярного аппарата

Чтобы подготовить свой организм к морской болезни, нужно выполнять точно такие же действия и движения, которые возникают при укачивании. Например, можно раскачиваться в гамаке или на обычной детской качели. Если такой возможности нет, не отчаивайтесь. В таком случае можно прибегнуть к одному очень эффективному упражнению, суть которого состоит в следующем:

  • завяжите глаза повязкой и сделайте 20 круговых движений по часовой стрелке головой (скорее всего у вас возникнет головокружение, поэтому, когда оно пройдет, приступите ко второму упражнению);
  • нужно повторить те же самые движения головой, только в этот раз против часовой стрелки.
  • Выбирайте правильное местоположение на борту

Очень важно правильно выбрать посадочное место на борту самолета или корабля, если у вас морская болезнь. Кинетоз появляется из-за несоответствия зрительной картинки и ощущений. Поэтому для того, чтобы избавиться от мучений, нужно найти такое место на борту, с которого будет виден горизонт. Лучше всего садиться возле окна. При морской болезни не рекомендуется спускаться в каюту, так как визуальное сопровождение и вестибулярные рецепторы вызовут появление симптомов и сделают вашу поездку мучительной.

  • Правильно питайтесь во время поездки

После приема плотной и жирной пищи риск появление морской болезни увеличивается. Поэтому на время всей поездки рекомендуется тщательно пересмотреть свой рацион. Из него нужно исключить всю жирную и тяжелую пищу. Лучше отдать предпочтение легким завтракам и овощным салатам. Также особую роль играет и ужин. Лучше всего на ужин скушать что–нибудь из морепродуктов: кальмары, рыбу, морские гребешки, осьминога и так далее. Такие продукты имеют высокую питательную ценность, но при этом быстро и легко усваиваются организмом.

Опытные мореплаватели рекомендуют взять с собой в дорогу лимон и имбирь. Эти природные продукты хорошо помогают от укачивания. Можно приготовить себе напиток из этих продуктов. Ни в коем случае нельзя пить спиртное и кофе. Можно скушать что-то кислое, если станет совсем плохо.

  • Используйте скополаминовый пластырь

Очень хорошо и быстро от укачивания помогает скополаминовый пластырь. Основное действующее вещество этого пластыря – полиакрилат железа. Такой компонент позволяет справиться с гиперчувствительностью вестибулярного аппарата и предпредить появление симптомов морской болезни. Пластырь приклеивается за ухом, поэтому никакого дискомфорта он не доставляет.

Пластырь абсолютно безопасен. Из пластыря в организм постоянно поступают нужные вещества, которые попадают в кровоток, но минуют ЖКТ и печень. Поэтому внутренние органы не страдают. Дозировка препарата зависит от размера пластыря.

  • Надавливание на акупунктурные точки

На запястье левой руки у каждого человека есть специальная точка. При легком надавливании на нее проходят симптомы морской болезни. Описать точное местоположение этой точки сложно, поэтому нужно просто массировать всю область запястья пальцами. Так вы наверняка на нее попадете. Некоторым морякам даже выдаются специальные браслеты, которые вибрируют на руке и оказывают воздействие на данную точку.

  • Принимайте медикаментозные препараты

Если вы не любитель народных методов, то на помощь придут медикаментозные препараты. Для борьбы с морской болезнью подходят гомеопатические и антигистаминные средства. Оба препарата воздействуют на угнетение нервной системы, благодаря чему человек становится сонливым и вялым, а затем просто засыпает.

Гомеопатические препараты действуют иначе. В таких средствах есть компоненты, которые вызывают тошноту. Однако в маленьких дозировках они оказывают противоположное действие. Такие средства абсолютно безопасны для здоровья, но период их действия очень мал.

В любом случае не стоит полагаться только на таблетки. Лучше про запас иметь несколько вариантов устранения морской болезни, так как у всех нас разные организмы, и каждый организм по-разному реагирует на те или иные средства.