Роль русского языка в формировании гражданской идентичности. Русский язык - это основа формирования общероссийской гражданской идентичности современной россии - лев кузнецов Русской язык и формирование российской идентичности


18 августа 2017 года в театре эстрады «Янтарь-холл» Светлогорска состоялась Межрегиональная августовская педагогическая конференция «Русский язык как основа гражданской идентичности». Мероприятие организовано: Министерством образования правительства Калининградской области и БФУ им.И.Канта.
Участники: руководители образовательных учреждений региона, организаций культуры, представители органов местного самоуправления и органов исполнительной власти, педагогические работники, представители общественных организаций.

Гостей и участников конференции приветствовала Ольга Юрьевна Голодец , заместитель Председателя Правительства Российской Федерации:

«Мне очень приятно, что подготовку к учебному году мы начинаем здесь, в уютном Светлогорске. Вы - педагоги Калининградской области - задаете высокую планку всей России. В этом году в школы России пойдут 7 млн. 443 тыс. учащихся. В первые классы придет на 40% больше детей, чем в прошлом году. В Калининградской области число учащихся тоже прирастает. Образовательная инфраструктура в регионе развивается очень успешно. Ваш молодой врио губернатора очень четко и твердо ставит задачи перед федеральным центром. И мы готовы помогать тем, кто развивается! Я с удовлетворением отмечаю, что те задачи, которые казались сложными и невероятными, в КО уже решены: очередь детей в детсады практически ликвидирована; введены новые ФГОСы. В федеральном рейтинге топ-500 присутствует 5 калининградских школ. Мне приятно отметить, что семь школьников из Калининграда и области представляли Россию на международных соревнованиях по разным школьным предметам. Это свидетельствует о высоком уровне школьного образования в регионе. Мне хочется пожелать вам успехов в новом учебном году!»

После слов приветствия Ольга Голодец объявила Благодарность Президента Российской Федерации за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность объявлена временно исполняющей обязанности министра образования Калининградской области Светлане Сергеевне Трусеневой.

Временно исполняющий обязанности Губернатора Калининградской области Антон Андреевич Алиханов приветствовал педагогическую общественность региона и вручил медали «За заслуги перед Калининградской областью» выдающимся педагогам региона.


Антон Алиханов :

«Дорогие друзья, Ольга Юрьевна, я помню наше перовое знакомство, вы поставили жёсткие задачи. И вот сегодня мы вас повезем в школу, которую построили совместными усилиями. Спасибо вам большое за поддержку, мы достигли определенных успехов, они стали заметны уже на российском уровне. Мы не будем останавливаться, будем продолжать. Сегодня мы занимаемся образованием комплексно - хотим выстраивать систему от детского сада до вуза и даже дальше. Вот только, что мы обсуждали, какой проект мы реализуем в рамках «Кванториума», когда школьники 9 – 11 классов уже практически находят себе работу и понимают, как им двигаться дальше по профессиональному пути. Мне хочется пожелать сегодня всем присутствующим, никогда не останавливались на достигнутом. Спасибо большое вам за работу и самого доброго вам!»


Торжественную церемонию награждения участников областного конкурса профессионального мастерства «Учитель года» провели Светлана Трусенёва, временно исполняющая обязанности министра образования Калининградской области, и Андрей Павлович Клемешев, ректор БФУ им.И. Канта.
В конкурсе 2017 года принимали участие 28 учителей из всех 22 муниципальных образований области.

Лауреатами конкурса «Учитель года» стали:

Вериногов Алексей Федорович, средняя общеобразовательная школа

№ 50, города Калининграда, учитель истории и обществознания

Напреенко Максим Геннадьевич Гимназия «Вектор» города Зеленоградска, учитель биологии

Сидоренко Александр Александрович средняя общеобразовательная школа города Ладушкина, учитель истории и обществознания

Кучер Виктория Владимировна гимназия города Гурьевска, учитель иностранного языка

Микаилова Юлия Сергеевна средняя общеобразовательная школа

№ 50, города Калининграда, учитель биологии

Киселёв Андрей Александрович учитель физической культуры средней общеобразовательной школы города Зеленоградска

Победителя областного конкурса профессионального мастерства «Учитель года- 2017» награждали: Ольга Голодец и Антон Алиханов. Им стал Алексей Михайлов - учитель немецкого языка лицея «Ганзейская ладья».

Алексей Михайлов – выпускник БФУ им. И. Канта, он с отличием закончил университет по специальности «теория и методика преподавания иностранных языков и культур, немецкий язык и литература» в 2006 году. Поздравляем с высоким званием «Учитель года»! Партнёр.



ВНИМАНИЕ! Уважаемые коллеги, по техническим причинам секция 5 "С оздание специальных условий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" переносится на 24 августа 2017 года. Место проведения: ДК Железнодорожников. Всем зарегистрированным участникам будет сделана рассылка на электронную почту.

Министерство образования Калининградской области совместно с Калининградским областным институтом развития образования 18 августа 2017 года проводит Межрегиональную конференцию «Русский язык как основа гражданской идентичности» (далее – Конференция). В программе Конференции запланировано пленарное заседание, панельная дискуссия, а также тематические секции.

Место проведения : театр эстрады «Янтарь - Холл», г. Светлогорск, ул. Ленина, 11

Участники: руководители образовательных организаций, организаций культуры и спорта, представители органов местного самоуправления и органов исполнительной власти, педагогические работники, представители общественных организаций

С предварительной программой конференции вы можете ознакомиться . Обращаем ваше внимание, в программу могут быть внесены изменения, последняя дата обновления: 15.08.2017


Встреча гостей, показательные выступления воспитанников школы Самбо, демонстрация моделей школьной формы

Рассадка гостей в концертном зале «Янтарь - холла»

Открытие конференции.

Приветствия почётных гостей.

Церемонии награждения педагогических работников региона региональными и отраслевыми наградами, награждения победителей областных конкурсов «Учитель года», «Сердце отдаю детям», «За нравственный подвиг учителя».

Творческое поздравление победителей конкурсов профессионального мастерства

Пленарная часть конференции. Доклады по теме конференции.

Кофе-пауза, переход к месту проведения секционных заседаний

Работа секций

Секция 1. Обучение русскому языку: от функциональной грамотности к культуре коммуникации.

Секция 2. Портрет современного педагога: слагаемые роста.

Секция 3. Сетевое взаимодействие как ресурс для обеспечения физического воспитания детей и молодежи. Проект «Самбо в школы».

Категория участников: руководители общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, учителя физической культуры образовательных организаций, педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели организаций дополнительного образования.

Секция 4. Воспитательные технологии: что подходит современному школьнику? Возможности РДШ.

Ведущий: Гоман Сергей Станиславович, директор ГБУ ДО КО «Центр развития одаренных детей»

УДК 37.035.46

И.В.Хаирова

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В статье раскрывается проблема формирования основ гражданской идентичности у учащихся младших классов в процессе обучения их русскому языку на основе использования методологии социокультурного образования. Представлена диагностика социокультурных знаний у учащихся 4-х классов. Раскрываются теоретический, методический и практический аспект реализации социокультурного принципа в обучении русскому языку.

Ключевые слова: основы гражданской идентичности, лингвокульторология, социокультурный подход к изучению языка, национальная языковая картина мира, концепт.

I. V.Khairova FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF CIVIC IDENTITY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE LEARNING PROCESS RUSSIAN LANGUAGE

In the article the problem of developing the foundations of civic identity in students ofjunior classes in the learning process of their Russian language using a methodology of social and cultural education. Presented diagnosis sociocultural knowledge ofstudents 4 classes. Reveal the theoretical, methodological and practical aspects of implementing the principle of social and cultural learning Russian.

Key words: The basics of civic identity, the science of language and culture, socio-cultural approach to the study of language, national language picture of the world, concept.

Отличительной особенностью нового образовательного стандарта начального общего образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные УУД предполагают, что у выпускников начальной школы будут сформированы в том числе основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности

Безусловно, формирование основ гражданской идентичности будет осуществляться на разных предметах. Высоким потенциалом в решении данной задачи обладает учебная дисциплина «Русский язык». Ведь язык есть средство формирования и сохранения знаний. По словам А.А.Леонтьева, язык есть вся система значений, включающая и языковые, и предметные значения, отражающие качества и свойства реального мира . В слове фиксируются результаты человеческого познания. Из результатов этого познания складывается языковая картина мира. При этом каждый язык создает свою особую картину мира, в которой отражается не только общечеловеческий, но национально-культурный опыт народа - носителя языка.

Вопрос о необходимости изучения языка как феномена культуры является актуальным для современной стратегии языкового образования. При этом в методике и практике используются два термина для обозначения данного подхода к изучению русского языка -культуроведческий подход, предполагающий прежде всего формирование представлений о русской культуре как материальной и духовной ценности, воспитание любви к русскому народу, формирование русской языковой картины мира, осознание особенностей русского языка, его своеобразия ; и социокультурный, предполагающий знания о культурах разных народов, о человеческом обществе, о современном состоянии социума, в котором ученик развивается .

В аспекте проблемы формирования основ гражданской идентичности, на наш взгляд, актуальным становится реализация социокультурного подхода в изучении русского языка, поскольку сам термин семантически шире, соприкасается с принципами глобального образования, обучения в диалоге культур.

Новые антропологические подходы к исследованию языка и ориентация лингводидактики на культуру, на способы концептуализации и категоризации знаний о мире, повышенное внимание к формированию языковой личности, ее ментальности требуют нового взгляда на роль родного языка при изучении неродных языков. Сопоставление отдельных явлений в родном и изучаемом языках при этом осуществляются на болеешироком фоне сопоставления фрагментов языковых картин мира, концептосфер, когнитивных и ассоциативных полей. Учет реалий культуры, особенностей концептуального членения мира, своеобразия аспектов коннотации, метафорики, знание особенностей внутренней формы слов, вторичной номинации вносят коррективы в изучение всех уровней языка.

Внедрение лингвокультурологической концепции обучения языкам (какродному, так и неродным) оптимизирует содержание обучения русскому языку, в котором должны найти отражение такие проблемы, как взаимосвязь языка и культуры, национальная языковая картина мира, национально-культурная семантика слова, базовые концепты родной культуры и культуры изучаемого языка; фразеология в национально-культурном аспекте и т.д.

Каков же уровень владения знаниями о культуре русского народа у младших школьников? Нами был разработан диагностический комплекс культурно-ориентированных вопросов и заданий на основе диагностики Л.Н.Новиковой

Приведем примеры вопросов и заданий данного комплекса. 1.Закончите пословицы: Семь раз отмерь.. .(один раз отрежь); Кто где родится... (там и пригодится); Без труда не вытащишь... (рыбку из пруда) Старый друг лучше.. .(новых двух) и т.д. (пословицы из курса начальной школы). 2. Подчеркните животное (рыба, насекомое, птица), обозначающее в русской культуре такие человеческие качества, как: нечистоплотность - (медведь, свинья, осел); упрямство -(баран, козел); хитрость - (волк, лиса, осел) трудолюбие - (пчела, бабочка, ворон) и т.д. 3. Что означал в русской культуре красный цвет? (красоту). 4. Перечислите известные вам народы, проживающие в России? 5. Назовите русскую национальную еду, которая была повседневным сытным и любимым кушаньем. 6. Что обозначают выделенные слова в известных фразах из сказок А.С. Пушкина (материал взят из сказок, изучаемых в начальной школе), например: «И царица хохотать... и прищелкивать перстами...» (пальцами); «Наступает срок родин; сына бог им дал в аршин» (старинная мера длины) и т.д. 7. Назовите несколько известных вам: а)блюд русской кухни; б)народных игр; в)названий ремесел, распространенных на Руси; г)народных праздников; д)названий «нечистой силы»; е)народных примет; ж)древних русских имен; з)слов, важных для русского человека.

Экспериментом было охвачено более 300 учащихся школ Республики Татарстан. В данной статье проиллюстрируем результаты эксперимента на примере двух классов.

Анализ результатов выполнения заданий диагностического комплекса показал следующее. Учащиеся относительно успешно справились с первым заданием, однако далеко не все смогли закончить все шесть предложенных пословиц. Многие учащиеся не смогли закончить первую и вторую пословицу, одна из учениц отметила, что «1 и 2 пословицу никогда не слышала». Несмотря на то, что большинство учащихся справились со вторым заданием, некоторые ученики не смогли правильно указать, какие животные в русской культуре обозначают лень, сонливость; верность; хлопотливость. Лишь отдельные ученики справились с третьим заданием. Среди наиболее частых ответов, которые давали учащиеся, были «кровь», «боль», «страдание», «любовь». Наиболее трудным для учащихся оказался четвертый вопрос диагностического комплекса: учащиеся имеют слабое представление о народах, населяющих нашу страну. Были учащиеся, которые вовсе не смогли назвать ни одного народа, проживающего на территории России; другие назвали только татар и русских; а несколько учеников отметили, что на территории России проживают только «японцы и китайцы». Многие учащиеся не различают такие понятия, как национальность и религия; страна и народ; республика и жители. Например, в некоторых работах школьники, называя народы, населяющие Россию, написали: «россияне, россиянцы, россисты, мусульмане, православцы». Очень трудным оказалось задание, в котором нужно было определить значение устаревших слов из сказок А.С.Пушкина, включенных в программу начальной школы. Часть учащихся

дали неверное толкование таким словам, как «душегрейка», «перстами», «аршин», «парчовая», «столбовая дворянка», «кичка». При ответе на седьмой вопрос крайне мало было названо блюд истинно русской кухни. Среди наиболее частых ответов были: пельмени, хлеб, манная каша, блины, борщ. Кроме того, испытуемые отмечали еду, не относящуюся к народной кухне, например «биг мак, чипсы» и др. В номинации народные приметы, ученики назвали следующие: если чёрная кошка дорогу перейдет - жди несчастья; птицы низко летают - значит будет ливень; не свисти - денег не будет и др.; некоторые испытуемые вместо примет писали пословицы или выдумывали приметы сами, например: найди сто рублей и ты счастлив; не ссорься и будет много друзей. Во многих работах незаполненными остались номинации «названия ремесел, распространенных на Руси», «народные игры», «народные праздники», «древние русские имена». Определяя слова, важные для русского человека, ученики указали такие: «спасибо», «здравствуйте», «мама», «Бог».

В соответствии с законами математической статистики мы выделили низкий (до 25% выполненных заданий), средний (от 26% до 50% выполненных заданий), достаточный (от 51% до 75% выполненных заданий) высокий (от 76% до 100% выполненных заданий) уровни владения культурологическими знаниями. В экспериментальном классе результаты получились следующие: 10% имеют достаточный уровень владения культурологическими знаниями, 60% -средний уровень и 30% - низкий уровень. В контрольном классе 7% учащихся имеют достаточный уровень, 28% - средний уровень и 35% - низкий уровень.

Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что большинство учащихся имеют низкий или средний уровень владения знаниями о культуре русского народа.

Далее школьникам был предложен комплекс вопросов, выявляющих владение социокультурными знаниями по трем языкам: английскому, татарскому и русскому. В него вошли вопросы, связанные с обычаями и традициями, с достижениями культуры интеграционного характера, реалии бытового обихода, позиция «язык» косвенно отражена во всех вопросах. Приведем примеры вопросов, входящих в разработанный нами комплекс для учащихся 4-х классов: татарский национальный праздник, проводимый в конце весны; как называют татарского Деда Мороза; в русском языке животные, птицы, рыбы отвечают на вопрос «кто?», а на какой вопрос они отвечают в татарском языке; в русском языке - это небольшая постройка для хранения старых и ненужных вещей, в татарском языке - это дворец; в России начало весны символизирует праздник Масленица, а как называется этот праздник у татарского народа; как принято обращаться в Англии к другим людям: на ты или на вы; английский глагол со значением «показывать», а в русском языке - существительное, обозначающее яркое эстрадное представление; всемирная организация, которая борется за экологическую чистоту на нашей планете и т.д.

По результатам составлялись матрицы, затем определялись уровни владения социокультурными знаниями. Приведем общие результаты в таблице (см. табл/ 1).

Таблица 1.

К ла сс Кол-во учащихся Низкий уровень владения социокультурными знаниями Средний уровень владения социокультурными знаниями Достаточный уровень владения социокультурными знаниями Высокий уровень владения социокультурными знаниями

А А 25 8 % 76% 16%

ББ 26 19 % 54 % 27 %

Анализируя ответы учащихся, следует отметить, что отдельные вопросы вызвали у школьников затруднения. Например, отвечая на 11 вопрос («Вещь, бывшая в употреблении, планируемая попасть во «вторые руки»), дети давали следующие ответы: «наследство», «б/у», «кот в мешке» и даже «такого быть не может». Или, например, среди ответов на 13 вопрос

(«Подарок, которого не ожидаешь») встретились и такие: «выигрыш», «машина» и даже «PSP» (детская компьютерная игра). Это связано, на наш взгляд, с тем, что ответы на подобные вопросы требуют от школьников и определенного уровня мышления, смекалки. Встречались и ответы с юмором, например, на вопрос № 7 («Г орячие собаки», которые стали популярными и в России) был дан ответ не «хот-дог», а Белка и Стрелка. Но порадовало и знание детьми организаций, борющихся за жизнь нашей планеты, так как кроме ответа «Greenpeace», был ответ и WWF (World Wildlife Fund) - Всемирный фонд дикой природы.

Однако самые большие затруднения вызвали вопросы, связанные со знаниями традиций, национальных праздников. В этом блоке дети дали больше всего прочерков и неправильных ответов. И это несмотря на то, что все эти праздники проходят на общешкольном уровне. Науруз и Масленицу устраивают в школе с обязательным концертом, блинами на Масленицу и татарскими национальными блюдами на Науруз.

Эта проблема приобретает еще более актуальное звучание в контексте задачи формирования основ гражданской идентичности. Ведь для того, чтобы ученик осознавал себя гражданином России, свою этническую принадлежность, научился гордиться своим народом, уважительно относиться к культурам других народов, необходимо знание и понимание национально-культурных особенностей (обычаев, традиций, уклада быта и т. д.) своего народа, народов, которые населяют Россию, осознание самобытности, уникальности языковой картины мира своего народа (в сравнении с другими культурами и языками). Формирование национального и межкультурного сознания и менталитета обуславливается социокультурным подходом к изучению русского языка.

Реализацию социокультурного подхода видят прежде всего в использовании текстов с национально-культурным компонентом, в обращении к образным средствам языка, к фразеологизмам, к клише и стереотипам в русском национальном языке, в привлечении материальных (невербальных) объектов культуры (предметов национального быта, утварь, одежда, произведения народного декоративно-прикладного искусства, живописи, музыки, зодчества, скульптуры).

Целый урок русского языка может быть посвящен работе с одним словом, близким и знакомым учащимся. Еще в начале нашего века австрийская школа «WORTER UND SACHEN» («Слова и вещи») продемонстрировала важность культурологического подхода во многих областях языкознания, и прежде всего - в лексике и этимологии.

Так создается серия уроков «Энциклопедия одного слова». Такие уроки не только способствуют формированию основ гражданской идентичности, но и развивают у учащихся языковое чутье, интерес к предмету, поскольку история одного слова позволяет ученикам увидеть язык живым, изменяющимся, осуществить настоящее лингвистическое микроисследование.

Базовой лингвосоциокультурной задачей такого урока может стать актуализация фоновых знаний учащихся по тому или иному культурному феномену. Уроки такого типа могут включать следующие элементы:

1. Введение слова (Формулировка цели и задач урока);

2. Работа с лингвистическими словарями (толковые словари С.ИОжегова, В.И.Даля, этимологический словарь Н.М.Шанского, школьный словообразовательный словарь русского языка А.Н.Тихонова, словарь синонимов, словарь антонимов). Организуя такую работу на уроке, учитель может использовать групповые, парные формы работы, ставить пред школьниками исследовательские задачи (каково значение суффиксов в словах, входящих в одно словообразовательное гнездо, в чем заключается отличие синонимичных слов), а также выслушать выступления заранее подготовленных учащихся.

3. Осмысление фразеологического материала, в котором используется данное слово.

4. Жизнь слова в литературных произведениях.

Этот элемент урока может быть реализован по-разному: в форме викторины, брейн-ринга, в форме специально подготовленных докладов школьников, например, «Образ коня в любимых сказках».

5.Использование текстов с национально-культурным компонентом.

6. Работа с материальными (невербальными) объектами культуры (живопись, музыка, предметы национального быта и т. д.).

7.Творческое, проектное задание, предполагающее применение языковедческих и культур-ных сведений по теме, их углубление, систематизацию, выражение личностного отношения к рассматриваемому культурному феномену.

Например, на уроке по слову «Конь» учащимся может быть предложено на выбор выполнение следующих заданий: 1. По материалам, имеющимся в кабинете, составить текст на одну из предложенных тем: «День коня в одной из стран», «История лошади», «История повозки разных народов». 2. Вопросы к брейн-рингу. 3. «Лошадиный» словарик. 4. Узнай песню о коне.

5. Описание картины с изображением коня. 7. Напиши стихотворение о коне или проанализируй любимое стихотворение о коне.

Покажем, как может быть организована работа с текстом на уроке по слову «Конь»

"Конь в хозяйстве - что печь в доме",- говорит пословица. Без коня крестьянину было поля не вспахать, в путь не отправиться. Конём дорожили, о нём складывали сказки, пели песни и даже после того, как коня заменили машины, мощность их моторов по привычке измеряли в лошадиных силах.

[Словарная работа: лошадиная сила (единица мощности двигателя, машины, равная 736 ваттам)]

В Болгарии до сих пор празднуют Тодорицу, День коня. В этот день на окраине Софии готовятся к скачкам; в гривы коней вплетают красно-белые ленты, украшают их веточками герани и базилика - символами весны. Всадники надевают новые вышитые рубашки и специально приготовленные шляпы. А потом на лугу начинаются скачки с препятствиями. Победителей ждут свежий каравай и подарки. (По А.Стрижеву.)

Определите тему текста?

Сформулируйте основную мысль текста?

Какие типы речи использованы в нем? Докажите.

На каком празднике татарского народа проводят мероприятие, похожее на праздник Тодорица? (Сабантуй) Расскажите об этом празднике. Что значит конь для татарского народа?

«Конь для татарского народа во все времена был другом и кормильцем. Конь был надёжной опорой. В тёмные, глухие ночи выносил резвый конь из страшной, чёрной чащобы на дорогу, на коне путешествовали и выходили на лашманскую работу - валили для царя корабельный лес. Оседлав верного коня, шёл татарский джигит в пугачёвскую рать (войско); татарские всадники сражались в одном строю с героями Великой Отечественной войны.

Неслучайно обязательной частью программы Сабантуя являются скачки. Здесь принимают участие подростки десяти - пятнадцати лет. Лошадей к скачкам начинают готовить задолго до праздника: холят, кормят, берегут. Когда Сабантуй уже близок, им «разогревают ноги».

Среди волжских татар живёт прекрасная традиция: одаривать не только резвейшую, но и ту лошадь, которая придёт последней. Это обычно делают женщины постарше или бабушки. Они приходят на Сабантуй с заветным подарком: скатерть ли, платок, либо рушник, вышитый в молодые годы своими руками. И на лошадь ту, что позади, смотрят они как на дитя человеческое, обиженное судьбой. Да и то правда, протянуть униженному руку помощи - всегда было в характере трудового народа».

По итогам работы с текстами можно задать учащимся вопросы:

Что общего в культурах татарского, болгарского, русского народов в восприятии коня?

Какими качествами наделяют его народы?

Однако далеко не все символы воспринимаются одинаково во всех культурах. Ведь концепты вербализуются в разных языках в соответствии с характером и своеобразием материальной, духовной, социальной культуры и менталитета конкретного этноса, в тесной взаимосвязи с лингвистическими и прагматическими фактами.

Интересен в этом отношении концепт БЕРЕЗА (в рамках лингвокультурологического

под-хода концепт рассматривается как ментальная сущность, несущая на себе отпечаток духовного облика человека определенной культуры). Восприятие этого символа в русской и татарской культуре не совпадает.

В традиционной русской культуре береза является мифическим деревом, символом женского начала, любви, материнства, символом памяти об умерших предках. «Страной берёзового ситца» называл Россию С.А. Есенин. В сознании носителей русского языка берёза - это неотъемлемый ассоциативный атрибут национальной идеи, артефакт и ментофакт русской культуры.

В текстах татарских народных песен часто встречается слово каен «берёза». В песнях символизация волшебных и лечебных свойств берёзы практически не сохранилась, хотя в некоторых произведениях берёза выступает символом красивой, стройной девушки и вообще молодости, изящной красоты, чистоты. Тем не менее у татар берёза в основном выступает символом печали, грусти, горя. Более того, она считается кладбищенским деревом. Рядом с домом, в садах берёзу татары не сажают. Об этом говорит пословица: «каен утырткан кайгылы була», т.е. человек посадивший березу, наживает горе [Типология татарского фольклора, 1999, с.33].

На последующих этапах обучения подобный исследовательский подход к слову может стать отправной точкой к созданию учащимися творческих проектов по русскому языку. Так, учащимся старших классов могут быть предложены следующие темы для исследования: «ДОМ в русском и татарском языковом сознании», «ПРИРОДА в русском и татарском языковом сознании» и т.д. Предметом исследования школьников могут стать ключевые национально маркированные концепты. Ведь именно в них в языковой картине мира актуализируется этнический менталитет, поэтому изучение ключевых концептов позволяет заглянуть в сердцевину национальной культуры.

Реализуя в обучении русскому языку социокультурный подход, можно успешно решать задачу формирования основ гражданской идентичности. Поскольку на таких уроках учащиеся получают знания о мире, об обществе, в котором личность живет и развивается, о народе, к которому принадлежит, получают опыт эмоционально-ценностной ориентации в мире, в обществе, в социуме, происходит освоение личностью норм общества и ценностей культуры с помощью родного языка.

Литература

1.Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Вербум - М, 2004. - 192 с.

2.Быстрова Е. А. Преподавание русского языка в многонациональной школе //Русский язык в школе. -2007. - №> 4. - С. 3-7

3.Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - С. 138.

4.Новикова Л.Н. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5 - 9-х классах как средство постижения учащимися национальной культуры. Дис. ... докт. пед. наук. - М., 2005. - 515 с.

5.Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты второго поколения). - КВК 9785090210584.

Открывая пленарное заседание открывшегося сегодня форума "Совершенствование преподавания русского языка и литературы в школах и вузах Российской Федерации" в Ставрополе, Министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов подчеркнул огромную объединяющую роль русского языка для многонационального народа России: "Русский язык формирует общекультурный и гуманитарный контекст страны. Именно благодаря русскому языку весь мир узнал Кайсына Кулиева, Расула Гамзатова, Коста Хетагурова, Ису Капаева. И эта традиция не должна исчезнуть". По мнению министра, знаковым является выбор именно площадки Северо-Кавказского федерального университета для проведения такого масштабного образовательного мероприятия. "Очень важно, что форум русского языка и литературы проходит здесь. Миссию русского языка на Северном Кавказе трудно переоценить. Он играл важную роль в объединении народов и консолидации добрых усилий на протяжении нескольких веков ", - отметил Лев Кузнецов. Министр также выразил уверенность в том, что форум сможет стать эффективным инструментом для трансляции и реализации новых образовательных инициатив на Северном Кавказе, сообщает пресс-служба Минкавказа. "Глобальная экономика знаний требует от образовательного сообщества новых профессиональных подходов и стратегий, отвечающих потребностям государства и общества, с одной стороны, и современному уровню развития науки - с другой. Северный Кавказ - пространство динамичного развития, где вопросам образования заслуженно уделяется повышенное внимание. Не вызывает сомнений, что сила и процветание регионов СКФО в значительной степени зависят от уровня образования. И этот форум является отличной коммуникационной площадкой для презентации образовательных технологий, современных методов педагогики и моделей управления профильными образовательными учреждениями ", - сказал Лев Кузнецов. В этом году Форум был посвящен сразу нескольким актуальным темам - методикам совершенствования преподавания русского языка и литературы в системе общего образования, анализу результатов ЕГЭ по русскому языку, переосмыслению роли учителя русского языка и литературы в современной школе, а также использованию современных электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях регионов СКФО. Мероприятие объединило более 100 участников, в их числе - представители экспертного сообщества, профильных ведомств и министерств, школьные и университетские педагоги из республик СКФО и других регионов России. На Форуме выступили полномочный представитель Президента РФ в СКФО С. Меликов, заместитель Министра образования и науки РФ А. Климов, советник Президента по культуре и искусству, председатель Совета по русскому языку при Президенте России В. Толстой, главы регионов СКФО, а также ректор МГУ имени М.В.Ломоносова В. Садовничий и ректор СКФУ Алина Левитская. Выступая перед широкой аудиторией, почетные гости сошлись во мнении, что сегодня русский язык - это основа формирования общероссийской гражданской идентичности современной России. Проведение форума русского языка и литературы на площадке СКФУ глава Минкавказа назвал правильным решением, выразив уверенность в том, что проблемы, озвученные экспертами на секциях и панельных дискуссиях, найдут всестороннее обсуждение в профессиональном сообществе, что, в свою очередь, будет способствовать совершенствованию преподавания русского языка и литературы в школах и вузах СКФО. "Для СКФУ актуальны проблемы сохранения и развития традиций русской культуры, русской литературы, русского языка как государственного языка и универсального средства общения народов Северного Кавказа, перед вузом поставлены задачи совершенствования этнического и межкультурного диалога, что учитывается в профессиональной подготовке студентов ", - подчеркнул Министр.

1

Статья посвящена проблеме формирования гражданской идентичности учащихся при изучении курса «География России». География относится к числу учебных предметов, располагающих большими возможностями для формирования гражданской идентичности. Анализ литературы по данной проблеме показал, что понятие «гражданская идентичность» имеет территориальный (географический) смысл и рассматривается как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства. Выявлено, что основная часть содержательной нагрузки по реализации гражданской идентичности приходится на курс «География России» (VIII–IX классы), который способствует формированию гражданственности и патриотизма. Основной целью курса «География России» является воспитание географической культуры личности, направленной на становление гражданина России, активно участвующего в решении ключевых проблем своего государства. Основу организации учебной деятельности для формирования гражданской идентичности должно составлять использование современных образовательных технологий.

1. Асмолов А.Г., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д., Гусельцева М.С., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Загладина Х.Т., Терехова Е.С., Глебкин В.В., Левит М.В. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. - М., 2012. – 247 с.

3. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. -2010. - № 5-6. - С. 140–142.

4. Иванова Н.Л. Изменение этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях // Вопросы психологии. -2008. - № 2. - С. 87.

5. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. - 2005. - № 2. - С. 93–99.

6. Санина А.Г. Социальные основания гражданской идентичности в современном обществе: субстанциональный, пространственный и деятельностный аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. -2010. - Сер.12. Вып. 4. - С. 289–294.

Проблема формирования гражданской идентичности школьников - одна из важнейших составляющих системы жизненного и гражданского самоопределения личности. В условиях кризисного состояния общества средства массовой информации и Интернет в большом масштабе оказывают воздействие на сознание современной молодежи. В рамках информационного пространства отчетливо просматриваются тенденции, направленные на формирование гражданской идентичности через представления о национальной культуре, истории и географии, ощущения причастности каждого молодого человека к социуму. В условиях неблагоприятного воздействия социальной среды у молодежи значительно возросли интересы сугубо личностного, прагматического характера, при этом оказались разрушенными или утраченными традиционные духовно-нравственные качества, такие как патриотизм, гражданственность, межнациональная толерантность и др. Социологические исследования, проведенные независимыми экспертами (Институтом социологии РАН, ВЦИОМ, АНО Левада-центр), касающиеся нравственных убеждений учащейся молодежи, свидетельствуют о негативном отношении к понятиям «толерантность», «ответственность перед обществом», «гражданский долг», об отрицании гражданских ценностей и патриотических идеалов. Решение проблемы формирования гражданской идентичности учащихся в контексте общего образования обеспечивает достижение таких личностных и социальных качеств, как осознание школьником себя гражданином Российской Федерации, укрепление российской государственности, рост конкурентоспособности российского общества, снижение риска распада Российской Федерации на отдельные территории по этническим, конфессиональным или региональным параметрам.

В нормативных документах по гражданскому образованию и воспитанию в Российской Федерации показано, что приоритетными задачами современной школы являются: развитие гражданской компетенции личности; формирование у школьников основополагающих ценностей культуры, определяющих гражданское самосознание, т. е. становление общероссийской гражданской идентичности в контексте значимости российской и мировой культуры.

Анализ литературы по данной проблеме показывает, что понятие «гражданская идентичность» имеет территориальный (географический) смысл и рассматривается как «осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, где феномен сознания является признаком гражданской общности» .

Исследователями определена структура гражданской идентичности. Она включает следующие компоненты: когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности), ценностный (позитивное, негативное или амбивалентное отношение к принадлежности), эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности), поведенческий (реализация гражданской позиции в общении и деятельности, гражданская активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость). Результатом сформированности когнитивного компонента гражданской идентичности является знание о принадлежности к гражданской общности, представление об идентифицирующих признаках, принципах и основах данного объединения (территориальных, культурных, политических и т.д.), о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой. В них входят образ государства, занимающего ту или иную территорию, определяющего характер социальных отношений, систему ценностей, а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями. Личностный смысл факта своей принадлежности к определенной общности в системе ценностных предпочтений определяет ценностный компонент. Важнейшим составляющим эмоционального компонента является чувство гордости за «свою страну», которое представляет собой индикатор, определяющий отношение учащихся к гражданской принадлежности как к ценности. Предложенная учеными структура гражданской идентичности определяет следующие требования к результатам формирования гражданской идентичности, которые могут рассматриваться как показатели сформированности гражданской идентичности. В рамках когнитивного компонента: создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; формирование образа социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников, знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей .

География относится к числу учебных предметов, располагающих большими возможностями для формирования гражданской идентичности. Уникальность географии, ее роль в формировании личности школьников достаточно полно отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Так, в стандарте отмечается, что важнейшими личностными результатами являются ценностные ориентации выпускников школы, гармонично развитые социальные чувства и качества: любовь к родному краю, к своей области, к стране, уважение к культурно-историческому наследию, национальным традициям и жизни других народов, патриотизм.

Основная часть содержательной нагрузки по реализации гражданской идентичности приходится на курс «География России» (VIII-IX классы), который способствует формированию гражданственности и патриотизма, любви к Родине и ответственности за ее прошлое, настоящее и будущее. Уникальность курса заключается в том, что он сочетает естественные и общественные ветви знаний, позволяя знакомить школьников с особенностями природы, административно-территориальным делением, государственными границами, размещением населения и хозяйством своей страны.

Основной целью курса «География России» является воспитание географической культуры личности, направленной на становление гражданина России, активно участвующего в решении ключевых проблем своего государства. Изучение данного курса способствует формированию географического образа родной страны, особенностей ее природы, знания о народах, проживающих на территории России; культурных особенностях общественного производства, новых тенденциях в развитии производства в каждом из федеральных округов, взаимосвязи всех территориальных единиц России; обеспечивает формирование эмоционально-ценностного компонента гражданской идентичности.

Изучение географии своей местности, района проживания опирается на использование регионального компонента школьного географического образования. Это позволяет учитывать наряду с региональными особенностями и особенности национальных культур. Пограничный характер российской культуры влияет на поликонфессиональность и полиэтничность, готовность к диалогу культур.

Особенностями содержания курса «География России» являются: ориентация курса на личность учащегося, приоритет его индивидуальности, при которой ученик является субъектом познания; развитие личностной ориентации по географическим проблемам России, уважения к ее исторической судьбе, уверенности в будущем; толерантное отношение к людям разных национальностей; создание целостного образа многоликой страны; включение учащихся в различные виды деятельности.

Современное школьное географическое образование должно в полной мере использовать все современные ресурсы и технологии формирования личности подростка. Основу организации учебной деятельности для формирования гражданской идентичности должно составлять использование современных образовательных технологий. Анализ современной научно-методической литературы показал, что наиболее распространенными педагогическими технологиями формирования гражданской идентичности являются коммуникативные (технология «Дебаты», беседа, диспут) и деятельностные (проектная деятельность социальной направленности технология коллективно-творческих дел) технологии обучения.

Наиболее востребованной на сегодняшний день в плане формирования гражданской идентичности является технология проектной деятельности. Проекты «Я - гражданин России!», «Я родился в России», «Национальные символы России», «Отечество мое Нижегородское», «Место, где мне хорошо», «Горжусь тобой, мое село», «О чем рассказала улица», «История моей семьи в истории России» и иные оказывают мощное воздействие на эмоциональную сферу подростка. Данная технология позволяет на основе личностно-деятельностного принципа обучения принять проблемы современного российского общества и осознать школьникам себя частью России, а значит, сформировать гражданскую идентичность.

Организация коллективного творческого дела является еще одной технологией, способной создать прочный фундамент для формирования гражданской идентичности подрастающего поколения. Технология коллективно-творческого дела, автором которой является И.П. Иванов, рассматривает «реальную заботу всех участников воспитательного процесса об окружающем мире, людях, о себе как товарище других людей». В основе идеи технологии лежит развитие нравственной позиции личности, социальной активности и внимания, гражданского неравнодушия, потребности к изменению окружающего мира и саморазвитию. Введение настоящих коллективных творческих дел в школьный курс «География России» - это новый подход к формированию гражданской идентичности и гражданско-патриотическому воспитанию. Для реализации КТД (коллективных творческих дел), которые носят патриотический характер, необходима конструктивная и позитивная деятельность, опирающаяся на коллективное авторство (не «нам организовали и провели», а «мы организовали и провели»).

Рассмотренные технологии, на наш взгляд, являются наиболее эффективными для формирования гражданской идентичности при изучении школьного курса «География России». Они позволяют воздействовать на когнитивную и эмоционально-деятельностную сферу личности подростка.

Таким образом, гражданская идентичность - это формирование чувства долга и ответственности за свою страну, осознание принадлежности к великому народу, ориентация на высокие нравственные ценности. Это долгий и кропотливый процесс, и значительная роль в нем принадлежит школьному курсу «География России».


Рецензенты:

Демидова Н.Н., д.п.н., профессор кафедры экологического образования и рационального природопользования Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород;

Картавых М.А., д.п.н., профессор кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Беляева Т.К., Пухова А.Г., Солодова Н.Б. КУРС «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20093 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»