Социолог о том, почему мы позже вступаем в брак и становимся инфантильнее. А есть ли уже какие-нибудь исследования на этот счет


Институт семьи стремится к неформальности. Молодые люди больше хотят жить в гражданском браке, в большинстве случаях от неуверенности в отношениях, нежелания брать на себя обязательства, боязни развода…

Стал весьма обычным явлением гражданский брак, а ведь он, по сути, безнравственен. Я считаю, девушке не стоит соглашаться, если парень предлагает пожить в гражданском браке. Ведь это означает, что он не до конца уверен в своих чувствах, не готов к постоянным отношениям. Решение в любом случае зависит от воспитания девушки: если она внутренне настроена на временное сосуществование, естественно, он не будет испытывать к ней серьезные чувства и не будет брать на себя ответственность за их общую судьбу.

Боязнь вступить в брак и завести детей взаимосвязаны. В нежелании иметь детей проявляется безответственность современной молодежи, ее нежелание брать на себя заботу о ком-то еще, кроме себя. И это они считают сохранением своей свободы. Это неправильно!

Это неправильное определение свободы. Это не что иное, как эгоизм чистой воды. Так рассуждают люди, наоборот, несвободные, зависимые от себя.

Человек – отражательная система. Меняется мир – меняется человек, его отношение к жизненным ценностям. Раньше смыслом жизни многие считали свое продолжение в детях, а сейчас в современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида.

Люди стали жить «для себя», они стали больше потребителями, чем создателями. К сожалению, человек зачастую утрачивает лучшие свои качества в этом стремительно несущемся потребительском мире, в котором мы живем. Тому виной, я считаю, цивилизация, которая вытесняет духовность из жизни. У человека с ущемленной духовностью нет потребности искать и ждать свою судьбу и верить в него.

Ему настолько комфортно жить одному в благоустроенной квартире, ни о ком не заботиться, ни перед кем не отчитываться в своих поступках, что ему хочется еще и еще пожить в свое удовольствие. Пожил до 30-ти ‒ еще мало. А после сорока уже поздно заводить семью, детей. Зачем? «Лучше заведу собачку», – думает он. Вот так и проходит жизнь. Да будь он хоть трижды с высшим образованием, кто о нем вспомнит после?

Но и молодые люди тоже должны понимать, что за создание семьи, пусть даже в гражданском браке, ответственность несет он. Когда мои студенты говорят, что сперва нужно попробовать пожить вместе без штампа в паспорте, без обязательств, я отвечаю: «А после твоей «пробы» кто ее возьмет в жены?». Их только тогда осеняет – действительно, кто? Они вообще не ставят такого вопроса. И, как правило, о количестве разводов никто не беспокоится, считается в порядке вещей. А это и есть крах института семьи.

Галина Попова ‒ кандидат педагогических наук, профессор кафедры культурологии Института языков и культуры народов Северо-Востока Российской федерации Северо-Восточного федерального университета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Каждый раз, когда я приносила из школы трояк по физике, мой папа философски замечал: «Ну, ничего страшного. В конце концов, для женщины главное - удачно выйти замуж». А мама добавляла: «Но тройку всё таки исправь, потому что мужа надо искать в институте, а с тройками ты туда не поступишь». Их надежды я оправдала: во всяком случае, университет окончила не только с дипломом, но и со свидетельством о браке. Сейчас наш совместный с мужем багаж составляют четырнадцать счастливых лет жизни под одной крышей и двое чудных отпрысков.

Есть ли идеальный возраст для вступления в брак? Большинство скажет, что если и есть - то не восемнадцать лет, а гораздо позже. Однако большинство это - не монолитное, и аргументы у каждого очень разные.

Одни - любители традиций и преданий старины глубокой - считают, что юный возраст - любви серьёзная помеха. Ведь в былые времена и речи не могло быть о том, чтобы мужчины женились раньше тридцати лет. Юноша должен был созреть и состояться как личность, получить образование и успеть послужить отечеству. Ему нужно было приобрести опыт победы над страстями, чтобы в таком важном поступке, как выбор спутницы жизни, поступить трезво и с рассуждением. При этом совершенно необязательным, а скорее, даже вредным, считалось нежное романтическое чувство - ведь влюблённому трудней объективно судить о недостатках претендентки на его руку и сердце.

Есть и другие - они традиционную мораль не уважают, а жениться рано не советуют по совсем другим причинам: юноша, да и девушка тоже, в молодые годы должны успеть пожить с несколькими партнёрами, чтобы точно понять, кто из них наиболее подходит на роль мужа или жены. Ведь выбрать лучшее можно только из множества, а никак не из одного. Чтобы всем было ясно, что партнёры не ерундой занимаются, а серьёзным делом, их союзы называют гражданскими браками.

Поможет ли гражданский брак выбрать идеального спутника жизни? Думаю, он, скорее, утвердит во мнении, что нет никого достойного. Вот, например, я в детстве очень любила, когда мне дарили красивые блокноты в ярких обложках. Но передо мной тут же вставала дилемма: что в блокноте писать - стихи любимых поэтов, рассказы собственного сочинения или телефоны подруг? Я пробовала одно, другое, третье. Передумывала и выдирала странички. А когда окончательно решала, что это будет альбом для рисования - было уже поздно. От блокнота оставалась лишь обложка. Вот так и «широкие возможности» гражданского брака могут сыграть злую шутку: привычка часто начинать с чистого листа может остаться и после свадьбы. Так что не стоит стараться оттачивать методику отбора мужей или жён в «свободных союзах», надеясь, что пятый или шестой такой «брак» будет тем самым - настоящим.

Выходит, всё-таки нужно идти по первому пути? Тем более людям православным, для которых гражданский брак неприемлем в принципе по причинам духовным. То есть, им остаётся учиться, взрослеть, потом работать и в то же время совершенствоваться в борьбе со страстями, чтобы годам к двадцати пяти, а то и тридцати стяжать достаточно мудрости и разумения для выбора спутника жизни? Но что же делать, если любовь пришла именно в восемнадцать лет? И то, что это - судьба, не вызывает у обоих ни малейшего сомнения. Подождать и проверить свои чувства, конечно, нужно. Но ждать пять лет или даже дольше - чтобы отучиться, обустроиться и «созреть» как личность - слишком уж непосильно.

Молодые годы тем и прекрасны, что это - время больших решений и свершений. В юности все мы - немножко максималисты и идеалисты, и поэтому нам легче даются серьёзные перемены в жизни. Потом, обременённым опытом и «разумением», нам будет гораздо сложнее это сделать. Не зря ведь Паисий Святогорец советует: «Или в юности женись, или юным постригись».

И когда «созревает» эта самая личность? Ведь личность личности рознь. Бывают мужчины в восемнадцать лет и мальчишки - в сорок. Со своим будущим мужем я познакомилась в день его восемнадцатилетия, а поженились мы в неполных двадцать. Возможно, он и скажет, что сильно изменился с тех пор, но я точно знаю, что это не так. Он всё такой же добрый, заботливый, честный и щедрый, как пятнадцать лет назад. С таким же уникальным чувством юмора. И хотя тогда я не рассуждала трезво и разумно о том, каким он будет мужем и тем более отцом - наверно, именно в эти качества я и влюбилась, и «за них» выходила замуж.

Я уверена, что встреча своей половинки - это в намного большей степени чудо, чем логический выбор. Мало ли было у меня знакомых парней, а вот встретила его - и сразу поняла: это - мой будущий муж. Без предварительного размышления о его недостатках и достоинствах. И уж конечно, без сравнительного анализа с другими кандидатами. Да, конечно, сначала это была влюблённость. Та самая, которая скрывает недостатки и мешает объективно судить о «предмете». И слава Богу! У него, положим, недостатков и не было вовсе. А вот я была тот ещё «фрукт» - взбалмошный и капризный. И если бы розовые очки на носу моего любимого поначалу не окрашивали мои капризы в симпатичный цвет - не было бы у меня шанса от них излечиться! Ведь человека можно изменить только в любви.

Да и нельзя жениться совсем уж «на трезвую голову»! Без стихов, цветов, свиданий под дождём и прощаний «до завтра», переживаемых как «увидимся через год». Влюблённость затем и нужна, чтобы помочь человеку решиться на такой важный шаг, как вступление в брак. Ведь это так страшно - даже если любишь, даже если уверена в том, что он - самый лучший, родители - за и все друзья от него в восторге. Ведь это - на всю жизнь! Пока смерть не разлучит нас. Самая малость эйфории не помешает, чтобы победить сомнения и трусливые мыслишки - а вдруг...? Пусть трезвым расчётом занимаются родители, духовник и мудрые друзья. Уж их-то не покоришь умением искромётно шутить и готовностью тратить всю стипендию на шоколадки, поэтому к их мнению стоит прислушаться.

Скептики не считают влюблённость серьёзным чувством, потому что она неизбежно проходит. Да, рано или поздно это всё таки случается. Чтобы стать настоящей любовью, ей нужна пища посерьёзней, чем стихи, цветы и серенады. Если отношения проходят первый виток, а второй всё никак не наступает - люди разбегаются. И этот разрыв может серьёзно испортить следующую попытку построить своё счастье. Потому что вывод, сделанный из первой неудачной попытки, почти всегда неверен: раз я уже была так сильно влюблена, а потом всё прошло - это может случиться и теперь. Значит, в этот раз нужно подождать подольше и присмотреться к нему повнимательней. Как говорил один мой знакомый о неумении делать правильные выводы - обжёгшись на молоке, мы дуем даже не на воду, а на корову!

Но если считать влюблённость лишь прелюдией к настоящему чувству, то потом в любви к мужу можно возрастать всю жизнь. Именно возрастать, а не съезжать вниз по наклонной. Романтика первых свиданий - лишь отправная точка, а потом, уже в семье, будет много разных количеств, переходящих в качество. Например, количество прожитых вместе лет. Или рождённых в браке детей. Это только в женских журналах пишут, что семейные лодки разбиваются о быт и пелёнки. Но разве истина - в этих журналах?

Недавно на одном интернет-форуме мне встретился вопрос - как вернуть романтику в семейную жизнь? Автор сообщения - жена и мама - объясняла: «Мы десять лет вместе живём, двое детей у нас - хочется свежести чувств и эмоций». Среди множества рекомендаций по организации романтических ужинов, свиданий, поездок на Канары вдвоём и прочей дребедени, я увидела один действительно дельный совет: «А вы родите третьего - и всё сразу вернётся». Честное слово, советчица знала, о чём говорит! Ведь бывает так, что с каждым новым ребёнком полнота супружеской любви становится ещё полнее. И это не только - любовь-забота и любовь-ответственность. Это ещё и самая настоящая влюблённость, и даже сильнее, чем в предсвадебный период.

Конечно, искушения всё равно будут, у кого их нет? Крамольная мысль - а действительно ли это судьба? - может проскочить откуда-то «слева». Например, из тех же женских журналов, предлагающих тесты на совместимость супругов, или от подруги, которая будет настойчиво спрашивать: «Ну что, не жалеешь, что так рано замуж выскочила?» Да мало ли откуда... Ну, действительно, как убедиться наверняка, что он - моя половинка? Одним простым способом - никогда не допускать подобных мыслей. Иначе можно запросто пасть жертвой «эффекта блокнота».

Зато все остальные удары теперь можно держать вдвоём - от этого они вдвое легче. Даже в таких ситуациях, когда, казалось бы, всё зависит только от меня и муж ничем не поможет. Помню, ещё в университете, сидя в аудитории на экзамене и с ужасом наблюдая, как профессор «режет» третьего подряд студента, я находила утешение в мысли, что зато у меня муж замечательный, а экзамен - это ерунда...

И всё-таки - есть ли идеальный возраст для вступления в брак? Да! Только он у всех разный. Замуж нужно выходить тогда, когда приходит любовь. А раз настоящая любовь - это в большей степени чудо, чем логический выбор, то - какая разница, где и когда это случится. Главное - смочь это чудо с благодарностью принять. И тогда количество лет, прожитых врозь в ожидании семейного счастья, уже не будет иметь значения.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/rano_ili_pozdno.html

20 признаков женщин, с которыми не стоит связываться.

1. Начавшая половую жизнь рано. Рано – понятие субъективное. С подозрением следует относиться к тем, кто начал половую жизнь раньше 17 лет. Разумеется, это можно никогда не узнать. Но если стало известно, или, более того, сама не стесняется об этом рассказывать, то тоже понятно. Валите.

2. Засранки, не умеющие создавать комфорт на бытовом уровне. Если женщина пригласила вас к себе, а у неё дома срач, это при том, что она вас пригласила – то надо быть или очень наивным, или просто слабоумным, чтобы предположить, что связавшись с ней, вы получите в вашем жилище что-то другое. Не теряйте время, валите. Кто-то квакнет про домработницу нанять можно. Правда? А может, привести помощниц засранке? Лет так двадцати, ну чтобы пыль шустрее вытирали?

3. Имеющая вредные привычки – курение, алкоголь чрезмерно. Стрёмная баба. Даже не знаю, что здесь можно расписывать подробно, понятно и без этого.

Шутник, анекдот

15–летний сын приводит домой пьяную бомжиху неопределенного возраста.

- Мам, пап! Это - Даздраперма. Мы ждем ребенка. Она будет жить с нами.

Папа в обморок, мама тоже.

Сын, смеясь:

- Да ладно вам, пошутил я!... Наташа ее зовут.

Язык мой - враг мой

- Ты что с фингалом с утра?

- Жену на "ты" назвал…

- Ну и что?!

- Она грит: "Что–то давно мы ceкcом не занимались". А я такой: "Не мы, а ты".

На каждую хитрую гайку

Девочки, когда их бросают мальчики, часто думают: "Вот стану я знаменитой, он меня увидит однажды по телевизору, вспомнит - и будет плакать горько, что такое счастье упустил".

Если же такое вдруг происходит, мальчик оборачивается от телика к другу, сидящему рядом с пивом, и говорит: "Видишь ту тёлку? Я ее трахал...

4. Работающая в полиции, суде, налоговой, приставом и прочих властных структурах. Власть портит женщину необратимо. Получив возможность решать судьбы других по своей профессиональной деятельности, женщина неизбежно распространяет своё поведение на личную жизнь. Наивно ожидать от такой исконно женской функции – поддержки мужчины в его начинаниях. Она всерьёз себя видит повелительницей Вселенной, которой она станет уже в самое ближайшее время. Это конечно здорово. Но вам то такая зачем?

5. Начальница в любой сфере. Просто начальница, не суть где. Здесь примерно то же, что и в п. 4.

6. Неформалы всех мастей. Рокерши-байкерши, танцовщицы, прочая богема. Рассуждать с такими о морально-этических принципах - всё равно, что преподавать алгебру тараканам. Но если нужны эмоции-приключения – то оно самое то. Предварительно приобретите абонемент в КВД.

7. Просто свистящие, верящие во всякое сверхъестественное. В это верят все женщины без исключения, но некоторые чрезмерно. Если при знакомстве первый вопрос от женщины «кто вы по гороскопу?», отвечайте – «до свидания».

8. Порождение бабьей ямы, мамины дочки. Как правило, вторые всегда получаются как продукт первого, и иногда в других случаях. На роль жены не годится женщина, у которой не было правильной модели отношений между мужчиной и женщиной, не получившая правильного же воспитания. Воспитание – не учёба в учебных заведениях. Оно даётся примером длительное время. А однополый союз мамы и бабушки какой может дать пример, как может научить девочку правильному отношению к мужчине? Да и бабушка, выполняющая роль суррогатного самца-главы, вряд ли создаст верное представление о том, как мужчина относится к женщине. Так что, если вы познакомились с семьёй вашей ненаглядной, и увидели, что папа там или космонавт-полярник, или имеет место в семейной иерархии где-то между тараканами и комнатными цветами, срочно включайте съибатор. Можно даже чаю не пить.

9. Женщины старше, ровесницы, или женщины незначительно моложе. Мужчина должен быть старше намного. Лет 7 как минимум. Только так самочный инстинкт женщины будет воспринимать его как главного, что является обязательным условием для долгосрочных качественных отношений. Когда разница небольшая – ждите проблем. Инстинкт будет подбрасывать её гораздо чаще, заставляя проверять, достаточно ли устойчив и жизнеспособен этот самец, с которым она живёт. Проще говоря, будет регулярно выносить вам мозг. А это плохо и для вас, и для неё самой. И даже опасно. Грозит вам стрессами, ей – сломанным лицом.Женщин старше рассматривать на роль спутницы жизни категорически не рекомендуется. Последнее время с этим всё печальнее и печальнее. Мужчина, вроде бы адекватный, связывается с женщиной на 5 и более лет старше. Ну как это назвать? «Нормально»? Правда? Предположим, ему 25, ей 30. И всё вроде прекрасно, она еще выглядит неплохо, и смотрятся они рядом хорошо. Что дальше? Пройдет 5 лет. Ему 30, ей 35. Он к этому возрасту уже не мальчик, возможно добился общественного признания, положения. На него заглядываются, строят глазки молоденькие девочки. А он оглядывается, и кого видит рядом с собой? Женщину, ровесницы которой лет через 5 а то и раньше будут катать по улицам коляски с внуками. Со всеми аксессуарами и опциями в виде морщин и прочего. Что произойдет, учитывая, что пять лет назад натянутый по плечи пельмень давно слез – понятно. Природу не нае...ёшь…. Учитывая, что цель семьи – дети, становится понятно, что этот вариант совсем не вариант. Рожать детей следует с молодыми.

10. Принцеждалки. Женщины под 30 или немного за, свято верящие, что представляют собой уникальное сокровище, которого достоин лишь один самый самый. Сама не знает какой, но точно не те, которые иногда проявляют к ней знаки внимания. К такой этакой. По-нашему, по-простому говоря – ипанутой на всю башку. Но если вы любитель экстрима, и у вас шесть жизней, то не мешкайте, хватайте и держите. Также таких женщин высоко оценят те, кому комфортно с женщинами, описанными в п. 6.

11. РСП. Разведенка с прицепом/прицепами. Любого возраста. Хоть 20 лет. Эти еще и хуже. Впрочем, вам не следует спешить и отказываться от такого добра. Сначала определитесь. Если вы собираетесь жить с женщиной для рождения и воспитания детей, своих детей, это одно. А если вы решили посвятить свою жизнь обслуживанию никчёмной бабы, просравшей в своё время семью, и содержанию чужого потомства, то может быть и стоит присмотреться. Ведь у вас четыре жизни. Или сколько там? Шесть? Потом если что переиграете, гавновопрос.

12. Коренные москвички. Неизлечимо больны неизвестной болезнью, вызывающей рост ЧСВ, короны и самомнения. Упомянутые качества-предметы начинают цепляться об Луну и затрудняют общение с окружающими, особенно с мужчинами. Или просто затрудняют.

13. Некоренные москвички. Заболевание, упомянутое в предыдущем пункте, заразно и спасения понаехавшим не найти.

14. Папины дочи. Из семьи, где отец высокий чин, или авторитарный тип, или всё вместе. Опасность в том, что он так и останется для неё на всю жизнь значимым самцом, а остальные будут весьма бледно выглядеть на его фоне. Что-то типа п. 8, но только там женщина навсегда привязана пуповиной, а здесь авторитет отца делает сравнение не в пользу ухажёра. Но спасение есть. Это – мужчина круче отца. Богаче, влиятельнее, ну или просто физически сильнее, превосходящий отца хотя бы в чём-то. Но лучше во всём. Совсем хорошо, если вы при знакомстве как бы между делом навешаете папе пиздюлей, не со зла, а чисто блага дочери ради. Тогда у вас есть шанс, что она будет вашей навеки. Иначе – ни малейшего. Но это дело рискованное и неблагодарное, потому что высока вероятность, что папа заботу не оценит, и поэтому подходит только для любителей п.п. 6, 10, 11 и других экстремалов.

15. Любительницы «путешествовать». Их реальность находится совсем в другом месте, а не там где ваша. Эти самые «путешествия» сформировали эмоциональную зависимость, от которой она не избавится никогда. Ну можно наверно создать ей какой-то заменитель. Но зачем? Среди них полно таких, которые ездят по жарким странам в одиночку, или с такими же как она, ради «романтики и страсти». Да, в ибипетах полно таких местных любителей доступного мяса. Днём он под пальмой валяется в пыли, а к вечеру грязищу в море смоет, пиджачок прикинет и пошел в бар клеить поджидающих его русских шлюх. Ночевать у неё в номере гораздо приятнее, чем на пляжном лежаке, его понять можно. А можно ли понять нашего мужчину, которого не смущают километры черных уёв, которые пропустила через себя эта уева секс-бомба?

16. Ленивые, не имеющие никаких интересов, кроме телевизора и соцсетей. Умение запостить фоточки и осведомлённость о взаимоотношениях героев телешоу совсем не те навыки, которыми должна обладать женщина. Само по себе это может и не так плохо, но когда это всё, что она умеет и знает – то понятно.

17. Чайлдфри. Если кто не в курсе – отказ от детей в пользу личных свобод, так звучит определение. Создание семьи имеет единственную цель – рождение и воспитание детей. Ну а если женщина детей иметь не желает потому, что хочет развлекаться, то она наглухо ипанутая, а значит какая с ней может быть семья? Пусть развлекается без вас. Впрочем, вполне может сгодиться для е...бли. Но не более.

18. Бизнеследи. Для чего женщине семья? Содержание, жильё, защита, дети. Всё это у таких обычно есть без мужчины. И даже дети. Такая женщина пребывает в состоянии сильнейшего стресса, внутреннего противоречия. С одной стороны, «успешная». С другой – природу не наипёшь, хочется отдавать заботу и ласку, а ребенка для этого недостаточно. Да и регулярный секс с партёром, который знает все её особенности, никогда не заменят эпизодические случки. Что бы они ни говорили там про «разнообразие». Звиздёж это всё. Да и быть потаскухой далеко не всем комфортно.

19. Социально неравные. Выбирайте со своей поляны. Если вы суровый сталевар, вам вряд ли подойдёт преподавательница ВУЗа. Если вы со средним достатком-доходом, вы не впишетесь в окружение богатой наследницы. Имя вам будет – примак. Со всеми вытекающими. Если вы состоятельный господин, то золушка не вариант тоже. Главная ошибка мужчин в таких случаях – начинают в неё вваливать. Водительские права, мафынки-квартирки. А через какое-то время получают заявление, что она всего добилась сама, и красивые ветвистые отростки на голове. Что же делать богатенькому? Да ничего уже не делать. Поёбывайте всех кого хочется и забудьте о семье. Семью создавать надо с женщиной, чья значимость ниже конечно, но не настолько. И с ней уже расти. А тут то что… Нищебродинам будете нужны не вы, а что у вас есть. Всему своё время, господа.

20. Вечная студентка. Это такие бабы, которые в школе отличницы, потом первое высшее, второе, пятое. И так бесконечно. Она привыкает повышать самооценку не за счет комплиментов и ебарей, а за счет положения интеллектуалки. Если у нее отнять учёбу, то она просто не будет понимать, зачем живет. Ну, и стало быть какие ей там семья-дети. Если и угораздит, то дети будут гарантированно безотцовщиной, брошенные на ее родителей.

Ну так что? Есть пункты, с которыми вы готовы согласиться? А что из этого - полная глупость?

Люди, которые не должны вступать в брак

Те люди, которые не должны вступать в брак, это одновременно и те, с кем не следует вступать в брак. Но я сначала хочу рассказать о тех людях, которые сами должны придти к пониманию того, что им не следует вступать в брак. И в этом разделе речь пойдет о фенотипах, а не об идиотинах, т.е. больше о возможной или сомнительной удачности брака, чем о вероятных наследственных чертах потомства от этого брака.

Венерические больные

Венерические больные не должны вступать в брак, пока не излечатся. Такие браки запрещены сегодня законом в большинстве европейских стран.

Эти запреты соответствуют требованиям евгеники. Но из-за таких явлений, как передача сифилиса от матери будущему ребенку, нужно уточнять, произошло ли только заражение болезнью или она наследственная. Венерические болезни могут нанести ущерб наследственности. Они могут сделать человека бесплодным. Люди, собирающиеся вступить в брак, должны обмениваться свидетельствами о состоянии здоровья.

Люди с гомосексуальными

наклонностями

Люди с такими наклонностями не должны вступать в брак, если речь не идет об отклонениях, которые встречаются у многих подростков, но потом исчезают. Иногда близкие люди убеждают таких людей вступать в брак, ошибочно полагая, что брак их исцелит. Таким людям следует ограничиваться узким кругом себе подобных. Наказывать их нужно не за их извращения, а только за совращение молодежи, здоровых молодых людей в том возрасте, когда их сексуальные чувства еще не сформировались. Даже непродолжительные противоестественные связи в этом возрасте могут сделать молодого человека неизлечимым на всю жизнь. Это погубило многих наследственно ценных молодых людей, как юношей, так и девушек. Поэтому совращение несовершеннолетних должно рассматриваться как нанесение вреда генофонду народа и караться особенно строго.

Известный еврейский исследователь сексуальных проблем Магнус Хиршфельд, один из самых рьяных сторонников свободы гомосексуализма, утверждает, что 45 % взрослых мужчин-гомосексуалистов испытывают извращенное влечение к молодым людям в возрасте от 14 до 21 года. То же самое характерно и для лесбиянок. Таким образом, угроза здоровым молодым людям велика, и закон должен ее предотвратить. Но такие законы нелегко сформулировать и применить, потому что молодые плуты и плутовки могут использовать эти законы для шантажа людей, которые их якобы соблазнили. М. Хиршфельд называет «преследование» гомосексуалистов «позорным пятном нашей культуры». Преследовать их за сам их недуг, может, и не надо, но карать за совращение надо строго. И нужно закрыть доступ к официальным должностям.

Гомосексуалисты не должны вступать в браки, потому что браки с ними будут несчастными и потому что это извращение может передаваться по наследству. Его происхождение нелегко проследить, потому что в одних случаях оно вызывается одним, в других - другим сочетанием задатков. Люди с гомосексуальными наклонностями часто происходят из семей, в которых уже встречались такие люди или немужественные мужчины и неженственные женщины. Т. Ланг и И. Дейссен убеждены в наследственной обусловленности настоящего гомосексуализма. Я не уверен, что эту наследственность можно объяснить с помощью «качественной теории» Р. Гольдшмидта. М. Хиршфельд полагает, что в немецком народе около 2% гомосексуалистов, среди рабочих - около 4%, среди студентов - около 6%. X. Эллмс насчитывает в Англии тоже 2 %, среди образованного среднего класса - 5 % гомосексуалистов и 10 % лесбиянок.

Те, кто ищет в браке средство исцеления

Не должны вступать в брак люди, которые воображают, будто брак исцелит тот или иной их недуг. Это относится не только к гомосексуалистам, но и к тем, которые сами питают такие надежды или которым подобные рекомендации дают близкие. На это часто надеются родные молодых девушек с отягченной наследственностью. Они воображают, будто брак излечит такую девушку от ее плохих настроений, припадков или душевных болезней, от которых страдают и она сама, и ее окружение. Но брак в таких случаях обычно показывает, что эти надежды были иллюзиями. Такого мнения и швейцарский психолог П. Хеберлин, автор книги «О браке» (1929).

Про бухгалтеров

- Итак, чем отличается актив от пассива?

- Ну... актив - это когда ты, а пассив - это когда тебя.

- Знаете, бухгалтер из вас так себе.

Депрессуха

Мне скоро 55, а я до сих пор не знаю, кем хочу стать, когда вырасту

Люди с расстроенными или грубыми

сексуальными чувствами

Одинокими должны оставаться и описанные мною люди, склонные к платоническому обожанию высших людей иного пола и к сексуальным связям с низшими. Это раздвоение скорее можно преодолеть в браке с тем, кто ниже, чем с тем, кто выше, но счастливым этот брак все равно не будет.

Холостыми должны оставаться мужчины, которые способны видеть в женщине только существо другого пола. Развитые женщины ощущают это и чувствуют себя униженными. Брак быстро распадается.

Женщины, лишенные материнских

инстинктов

Таким женщинам лучше оставаться одинокими. Часто они имеют еще один недостаток: плохо умеют приспосабливаться. Они непригодны для семейной жизни, хотя могут быть способными и ценными как индивидуальности. Брак здорового и мужественного мужчины с такой женщиной обычно несчастен. Муж подобной женщины должен быть уступчив, равнодушен, бесцветен или туп. Эти женщины - плохие матери, их дети от этого душевно страдают. Ценности брака и семьи остаются для них скрытыми, их собственный выбор супружеской пары может быть неверным из-за плохого влияния.

Духовные бродяги

Одинокими должны оставаться люди, часто творческие личности, которых называют «духовными бродягами», люди беспокойные и склонные к авантюрам, начиная от людей типа лорда Байрона и кончая лишенными корней людьми обоих полов, которым «везде плохо», но которые обычно предъявляют завышенные претензии к среде, исходя из своих действительных или мнимых талантов. Такие люди созданы для «свободной любви». Брак с ними можно сохранить только при необыкновенном терпении и уступчивости. Многие люди этого типа психопаты или близки к психопатии, так что их размножение нежелательно.

Кабинетные ученые, исправители мира,

лутаники

Одинокими должны оставаться и покрытые книжной пылью кабинетные ученые, изобретатели «систем» мышления или технических и экономических методов, а также либо нелюдимые, либо непрерывно воодушевлено болтающие исправители мира, которые при этом часто вносят хаос в свое ближайшее окружение. Среди них много упрямых одиночек, которых не излечить никаким браком. Одинокими должны оставаться люди, у которых ум зашел за разум, которые всюду выискивают «проблемы», причем ставят вопросы и ответы с ног на голову и поэтому все оценивают искаженно. От таких людей, большей частью мужчин, лучше держаться подальше - для брака они не годятся. Среди них встречаются ранее богатые, но потом обедневшие люди, истратившие свое состояние на «дело своей жизни». Таким мужчинам можно сочувствовать, но ни одна девушка не должна выходить за них замуж.

Истеричные и невыносимые люди

Понимать свою непригодность для брака должны также многие истерики и истерички. Есть разные определения термина «истерия». Я имею в виду, кроме расхожего представления о явлениях истерии, не приспособленных к жизни людей, которых сравнительно безобидные события выводят из равновесия, они теряются и требуют от окружающих «понимания» вместо того, чтобы самим решить свои проблемы.

Люди, которые сами знают, что они невыносимы (к ним относятся и многие «шизоиды»), которые со всеми конфликтуют и которым кажется, что к ним плохо относятся, не должны воображать, будто в браке они обретут мир и спокойствие. Они должны понять, что причина их бед не вовне, а в них самих.



Сверх-утонченные

и сверх-чувствительные люди

Одинокими должны оставаться и многие сверх-утонченные люди, «эстеты», которые все хотели бы растворить в «духе» и «красоте», которые чувствуют себя более одухотворенными, чем другие люди, и испытывают отвращение к повседневному быту. Обычно у таких людей отсутствует чувство юмора. Это слабые люди, убегающие от жизни. Обычно их легко убедить, что брак им противопоказан. Бьерре рекомендует таким людям, особенно женщинам, создавать нечто вроде мирских монастырей. Такая искусственная среда будет лучше всего соответствовать их характеру.

Если такие люди обладают творческим талантом, что бывает нередко, желательно, чтобы приспособленный к жизни и способный к самопожертвованию человек другого пола вступил в брак с таким человеком, чтобы сохранить для народа наследственный талант. Ради этого можно мириться и с рядом связанных с талантом наследственных недостатков. Но необходимо и соблюдать осторожность. Можно ли было ожидать полноценного потомства, например, от Гёльдерлина, который потом сошел с ума, даже если бы он нашел себе здоровую жену? Гёльдерлин еще был вежливым и спокойным человеком, а многие люди этого типа - расчетливые эгоисты, для которых «дух» - дымовая завеса их подлинных намерений.


Наследственно неполноценные люди

Такие люди должны либо оставаться одинокими, либо вступать в брак только с такими же, как они, и не иметь детей. Они могут усыновить или удочерить полноценного ребенка.

Я не буду здесь перечислять наследственные болезни, препятствующие вступлению в брак. Здесь проблема выбора рассматривается с точки зрения отдельного человека и перспектив счастливого брака.

Люди, к которым нужно относиться

с осторожностью, и люди, с которыми

не следует вступать в брак

Теперь я хотел бы продолжить рассмотрение вопроса о желательных и нежелательных браках с другой стороны: с кем не следует вступать в брак? Я начну со случаев, которые не совсем безнадежны, но при которых рекомендуется соблюдать осторожность.

Венерические заболевания, рахит, диабет,

тяжелые нарушения обмена веществ

Вступать в брак с венериками можно только после их излечения, убедившись, не повлияла ли болезнь на наследственность и не повлекла ли за собой бесплодие. Осторожность следует проявлять и в отношении многих других больных, болезни которых можно считать признаком сомнительной наследственности, а также людей, которые в детстве болели рахитом, потому что 1) возможна наследственная предрасположенность к этой болезни и 2) у женщин в результате перенесенного рахита может быть очень узкий таз, что делает трудными или даже невозможными роды. Предрасположенность в диабету также передается по наследству. Диабет, как и ряд других тяжелых нарушений обмена веществ, вроде ожирения, часто вызывает бесплодие. Согласно оценкам, примерно 50 % диабетиков бесплодны.

Феминистки

Мужчины должны быть осторожны в отношении тех женщин, которые склонны делать упор на «женских правах». В таких случаях всегда надо проверять, что это: молодое упрямство, проходящее с возрастом, увлеченность идеями борьбы и соревнования между полами или постоянная черта характера. Подчеркнутый феминизм во многих случаях выражает неуживчивость и психические отклонения, качества, для выражения которых их обладательница может найти и иные обоснования кроме женского вопроса. Когда налицо такие качества, и женщина к тому же приводит причины, по которым она пренебрегает хозяйством и другими женскими делами, то жениться на ней может только спокойный, самоотверженный, покладистый и молчаливый мужчина, всем прочим следует держаться от нее подальше. В этих случаях важны не феминистские взгляды, а их психическая подоплека и способ их выражения.

Неженственные женщины

К таким женщинам мужчины тоже должны подходить с осторожностью. При этом следует помнить, что есть качества, которые у мужчин незаметны, а у женщин неприятны. В. Риль пишет об этом: «Пренебрежение моралью, которое у мужчины может сойти за оригинальность, у женщины будет воспринято как неженская черта». Оригинальные женщины или женщины, сознательно бунтующие против морали, притом не только в молодости, могут быть интересными как личности, но в жены они, как правило, не годятся.


Эгоцентричные люди

Эгоцентризм у людей обоих полов должен настораживать, если он слишком сильно выражен. Люди, у которых он проявляется слабей, кажутся привлекательными неэгоцентричным людям, и такие браки обычно бывают счастливыми. Опасаться нужно только чрезмерного эгоцентризма. Эгоцентристы все соотносят с собственной персоной. Их следует отличать от эгоистов. Эгоцентризм не означает черствость по отношению к другим людям. Многие выдающиеся люди были эгоцентристами. У неэгоцентричного человека события его жизни не вызывают такой душевной напряженности. Но чрезмерный эгоцентризм может поставить брак под угрозу: он требует от другого человека участия, самоотверженности, хладнокровия и веселого нрава.

Многие эгоцентристы стремятся к браку, потому что надеются найти человека, который их поймет, с которым можно обсуждать свои переживания и планы и смотреться в него как в зеркало. Многие эгоцентристы ищут людей, которые почитали бы их, даже молились бы на них. Такие люди могут быть очень утонченными и тоже укрываться плащом «духа». Душевные потребности таких людей могут быть очень велики, но это может быть и пустая декламация. Перед тем, как вступать в брак с такими людьми, нужно проверить степень взаимного дополнения.



Некоторые художники и художницы

Многие из них бывают ярко выраженными эгоцентристами, но умеют маскировать свой эгоцентризм и «во имя искусства» становятся семейными тиранами. На публике они проявляют свои блестящие свойства, а в семье - свою раздражительность. Их тяготит «бремя повседневности».

С особым риском связан брак между двумя художниками. В таком браке скапливается слишком много искусства, слишком много своеволия и раздражительности, слишком много, мягко говоря, «темперамента». Доходит до того, что супруги бросают друг другу в лицо кисточки, дерутся смычками или жена ругает романы, написанные мужем, а он - написанные ею. Несмотря на это «горячая страсть» может сохраняться долго после медового месяца.

Особенно опасны браки между двумя музыкантами. Музыка часто служит сводницей и соединяет в браке людей, не подходящих друг другу. В вызванных музыкой настроениях часто расплываются своеобразие и границы своей и чужой сути.




Слова о том, что одинаковые интересы - недостаточная основа для брака, в особой мере относятся к музыке.

Художникам и художницам лучше всего вступать в брак с великодушными людьми, очень терпеливыми и с коммерческой жилкой, по крайней мере тем, которые сами не отличаются спокойствием и снисходительностью. Ансельм Фейербах сказал: «Для брака художника требуется много любви, много понимания, много терпения и очень много денег. Мелкие заботы - смерть художественного творчества». При этом менее значительные художники и художницы обычно и менее пригодны для брака, они более претенциозны и раздражительны. Большие художники более пригодны для брака, но и браки с ними редко бывают счастливыми. Если они действительно великие творцы, то уместно вспомнить слова того же А. Фейербаха: «Искусство - строгая возлюбленная, всегда стоящая на пути земной любви, какая женщина сможет это понять и стерпеть?»

Сказанное о художниках относится и ко многим ученым, особенно тем, кто занимается философией. Есть ученые и философы, которые объясняют свою недостаточную любовь к ближним влиянием далеких звезд или «априорными» причинами.

Многие художники и художницы, особенно второстепенные, принадлежат к ранее описанному типу сексуально раздвоенных людей с духовным устремлением ввысь и сексуальным влечением к низшим. Женщина, которая не может этого понять и простить и не хочет пожертвовать собой ради «искусства», должна воздержаться от брака с таким человеком, тем более что во многих подобных случаях жертва себя не оправдывает. Как часто мы видим жен «художников», соблазненных блеском «великого имени» на трагический для них брак, женщин, которые в другом браке были бы счастливы и могли бы иметь лучших детей.

Многие художники, особенно второстепенные, более пригодны для свободной любви, чем для брака, в отличие от действительно великих художников.

В романе Бальзака «Кузина Бетт» одна женщина дает хороший совет, к которому молодым девушкам следовало бы прислушаться:

«Мы, женщины, должны почитать умных мужчин, но выходить за них замуж было бы ошибкой. Ими нужно восхищаться, как в театре, но жить с ними? - никогда, фу! Это все равно, что ползать в оперном театре по полу, вместо того, чтобы оставаться в ложе и наслаждаться оттуда прекрасной иллюзией». Сказано жестоко, если понимать под умными мужчинами действительно великих людей, но метко, если имеются в виду те многочисленные однодневки, которые часто заставляют больше говорить о себе, чем действительно великие люди. Но в состоянии влюбленности многие женщины и мужчины не могут отличить однодневку от великого человека.

Мужчины, которые быстро

делают карьеру

Женщины должны опасаться мужчин, которые быстро богатеют и быстро достигают высоких постов, а также сыновей таких мужчин. Постепенное возвышение семьи обычно является признаком наследственных талантов и умения правильно выбирать супружескую пару. Быстрый взлет отдельной личности может быть следствием ее сомнительных качеств: карьеризма, умения спекулировать, интриганства, лицемерия, пронырливости, беспощадности к конкурентам и т.п. К нуворишам и прочим выскочкам, а также к их детям всегда следует относиться с недоверием, хотя случается, что быстро делают карьеру и достойные люди.

Неполноценные и антиобщественные

элементы, люди с заразными болезнями

Я перехожу теперь к таким бракам, от которых в любом случае следует предостерегать.

Каждый умный человек понимает, что нельзя вступать в брак с лентяями, пьяницами, бродягами, преступниками и другими никчемными или асоциальными людьми, а также с грубиянами и слабовольными. Нельзя также вступать в брак с ярко выраженными эгоистами и зазнайками. Люди, которые на всех и на все смотрят свысока, особенно такие, которые презирают другой пол, это обычно духовные уроды, которым нужно чем-то выделиться на общем фоне.

Нельзя также вступать в брак с людьми, больными туберкулезом, и людьми, родители, братья или сестры которых болели туберкулезом, потому что эта болезнь заразна и передается по наследству. В неблагоприятных условиях туберкулезом может заболеть и человек из здоровой семьи. После того, как он вылечится, он может вступать в брак.

Чрезмерно замкнутые, чопорные

и тяжелые люди

Нельзя вступать в брак с людьми, у которых сильно выражены черты, которые Э. Кречмер называет шизотимными или шизоидными: людьми, чрезмерно замкнутыми, чопорными, необщительными, людьми с тяжелым характером, которых раздражает все, что других не трогает, людьми, поведение которых кажется окружающим «неестественным», людьми слабодушными, бесцветными, скучными, вялыми, не радующимися жизни. Такие люди часто бывают импотентами. Вообще нужно относиться с подозрением ко всем чудакам и чудачкам.

При этом следует помнить, что у многих молодых людей описанные черты могут проявляться только в переходном возрасте. Наше предостережение относится к лицам обоих полов в возрасте 25-30 лет.

К шизотимной группе относятся и многие «прирожденные» холостяки и старые девы. В многих случаях они просто боятся брака. Характерным примером этого может служить биография Грильпарцера.

Гесиоду казались одинаково рискованными и вступление в брак, и холостая жизнь. Сократ ответил молодому человеку, который спросил, жениться ему или нет: «Делай, как хочешь, все равно потом будешь жалеть». Но даже те, кто смотрит на брак и семейную жизнь с таким подозрением, должны согласиться, что жалеют о своем браке, как правило, те, кто сделал неправильный выбор, те же, кто не вступил своевременно в брак, будут жалеть об этом еще больше. Граф Кейзерлинг тоже говорит, что даже несчастный брак лучше пустого самодовольства многих холостяков. Поэтому многие холостяки, которые не отказываются от внебрачных связей, это люди со скудной наследственностью. Но есть и в самом деле прирожденные холостяки и старые девы. Их можно распознать уже к 25 годам. Среди них есть и разновидности шизотимного или шизоидного типов Кречмера. Для брака они не годятся.

Некоторые из этих прирожденных холостяков терзаются опасениями, когда перед ними начинает маячить перспектива брака. Сама по себе осторожность в этих случаях полезна, но она не должна переходить в страх - это уже болезненное явление, признак эмоционального уродства. Такие люди тоже не годятся для брака.

Люди, которые считают себя непонятыми,

духовно и душевно больные

Нельзя вступать в брак с такими людьми, которые вскоре после знакомства дают понять, что они «страдают». Особенно часто встречаются женщины, которые ходят с рассчитанным на внешний эффект выражением немого страдания на лице. К этому типу относятся и многие «непонятые» обоих полов. Но и в данном случае следует помнить, что это может быть явлением переходного возраста. С теми, кто сохраняет эти черты и в зрелом возрасте, вступать в брак могут только очень добродушные люди.

Многие из таких людей - больные или склоны к психическим заболеваниям, которые не только разрушают браки, но и передаются по наследству. Это либо шизоиды, близкие к психической болезни, либо истерики, негодные для брака. Напрасны надежды, что брак может исцелить таких людей. Знакомство с их генеалогией позволяет обнаружить наследственные заболевания вроде шизофрении.

Браки с подобными людьми тем более опасны, что, согласно Хюбнеру, среди людей с легкими формами слабоумия, гипомании (легкой формы мании с внезапными подъемами настроения и приступами деятельности), истерии и шизофрении есть много таких, которые строят брачные планы, охотятся за девицами с богатым приданным, часто руководствуясь холодным расчетом. Таких людей следует избегать. Брак с ними будет несчастливым, а их потомство - нездоровым.

Прожектёры и мошенники

Среди описанных Кречмером циклоидов, т.е. людей, склонных к маниакально-депрессивному психозу, нужно отметить таких, которые уже в годы развития проявляют склонность ко лжи, интригам и воровству. Со временем это может пройти. Но каждому, кто намерен вступить в брак, желательно знать о юношеских годах того, с кем он вступает в брак, и сделать свои выводы. Некоторые психические заболевания проявляются в годы развития в чертах, которые семья данного человека потом забывает или умышленно предает забвению, а вспоминает о них лишь потом, когда этот человек психически заболеет, а его брак развалится.

Среди тех, кому грозит маниакально-депрессивный психоз, есть нестойкие, неработоспособные люди, которые в приподнятом настроении строят планы, а потом энергично проводят их в жизнь, порой тратя на них больше денег, чем им позволяют средства. Часто такие люди спешат вступить в брак, причем семья, в которую они хотят войти, во многих случаях принимает их за предприимчивых и перспективных людей. Их болезненные черты могут превратиться в авантюризм и мошенничество, но те, кому чужда их сфера деятельности, этого не чувствуют, наоборот, питают надежды на их коммерческие, научные или творческие успехи, надежды, которые рано или поздно оказываются иллюзиями.

Слабоумные девицы

Совет не жениться на слабоумных девицах может показаться само собой разумеющимся, но многие замкнутые и добродушные мужчины любят глуповатых девиц. Они принимают эту глуповатость за присущую, по их мнению, женщинам ограниченность. Если глуповатая девушка к тому же нежна и прелестна, она привлекает многих мужчин, а женский ум, особенно при отсутствии ярко выраженных женских черт, их, наоборот, отталкивает. Для части мужчин женская глупость привлекательна, ею объясняются и многие ласкательные имена, которые мужчины дают женщинам. Например, «куколка» это женщина, ограниченность которой мужчину не раздражает, по крайней мере, сначала и если она сочетается с веселой послушностью. Но ограниченность может быть и легкой формой слабоумия.

Девушек и женщин предупреждать от брака со слабоумными мужчинами не нужно, поскольку они, как уже говорилось, реже, чем мужчины, вступают в брак с людьми ниже себя. Слабоумные мужчины порой вступают в брак, если они из богатой семьи, в противном случае они остаются холостыми или женятся на таких же слабоумных девицах. Против таких браков нет возражений, если предварительно произведена стерилизация. Желательно только, чтобы ответственные за это врачи не боялись видеть в повышенной степени глупости признак слабоумия.




Часть 2, ВЫБОР СУПРУЖЕСКОЙ ПАРЫ

ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗДОРОВОГО ПОТОМСТВА

Применение учения

о наследственности в целях отбора

До сих пор говорилось о том, на какие человеческие черты следует обращать особое внимание, чтобы брак был счастливым. Теперь я хотел бы рассказать о том, как ориентировать выбор супружеской пары на улучшение наследственности.

Сначала следует назвать изученные болезни и наследственные недостатки, дальнейшей передачи которых по наследству нужно по возможности избегать. Но это был бы очень длинный перечень, особенно если к нему добавить еще и описание способа передачи по наследству. Поэтому я сошлюсь лишь на основную литературу:

Гротьян. «Гигиена человеческого размножения». 1926.

Барон фон Фершюр. «Наследственная патология». 1934.

Баур-Фишер-Ленц. «Учение о человеческой наследственности и расовая гигиена».

Макс Фишер. «Наследственность психических заболеваний».

1931. Эрнст Рюдин. «Учение о наследственности и расовая гигиена в национальном государстве. Сборник статей разных авторов».

1934. Иоганнес Шоттки. «Брак и болезни». 1940.

Закон о здоровом браке от октября 1935 г. запрещает вступление в брак людям, страдающим каким-либо из перечисленных в этом законе тяжелых наследственных заболеваний. Но речь в нем идет лишь о явно больных людях, а не о внешне кажущихся здоровыми носителях наследственных заболеваний.




Как избежать брака с наследственно

неполноценными людьми

При выборе супружеской пары следует избегать не только людей, о наследственной неполноценности которых говорит уже их внешность, но в определенных случаях также их братьев и сестер, которые внешне кажутся здоровыми. Это, например, братья и сестры слабоумных, братья, сестры и дети эпилептиков, шизофреников и лиц, страдающих маниакально-депрессивным психозом. Избегать нужно также психопатов всех типов, истериков, кретинов, слепых и глухих от рождения (но не тех, кто стал слепым или глухим из-за заразной болезни или несчастного случая). Внешне здоровые братья, сестры и дети наследственно неполноценных людей могут вступать лишь в такие браки, которые будут бездетными. Какие наследственные болезни исключают брак, зависит от требований к будущему потомству.

Одним из таких требований как к мужскому, так и к женскому потомству непременно должен быть ум. Мы видим, что мужчины довольствуются низким умственным уровнем своих будущих жен, а женщины - своих будущих мужей, и требования к умственному уровню в западных странах все ниже. С конца XIX века в школах стали перетаскивать двоечников из класса в класс, облегчать задания, и все это подкреплялось мнением, что важен не ум - важна пригодность к той или иной работе, важна «добросовестность». Но уже раздаются протесты: «Мы должны, наконец, избавиться от непомерного восхваления добросовестности и недооценки воли и знания». Мало одаренных, глупых и духовно ограниченных людей следует в любом случае избегать при выборе супружеской пары. Целью отбора должен быть не просто «приличный», а компетентный и безупречный человек. Браков с мало одаренными и духовно ограниченными, хотя и «приличными» людьми следует избегать еще и потому, что такие люди могут быть носителями предрасположенности к слабоумию. А в западных странах и так уже очень много дураков. По оценке Гротьяна, среди немецкого народа треть физически и духовно неполноценных людей.



Оценка наследственности семьи

и отдельной личности

Я хочу рассказать о ряде факторов, затрудняющих «прогноз наследственности».

Никогда не удается получить полную картину наследственности семьи, с которой человек желает породниться. Доминантные признаки налицо, а рецессивные можно узнать только после обстоятельного знакомства с историей семьи, да и то не всегда. Процесс передачи по наследству физического недостатка или болезни часто бывает настолько запутанным, что нельзя сделать чистый (менделевский) прогноз наследственности, исходя из истории семьи и ее побочных ветвей. Соотношения, достаточно ясные в животном мире, у людей нельзя проследить, так как у них временной промежуток между поколениями гораздо больше. И потомков у одной пары людей недостаточно для того, чтобы определить весь круг наследственных задатков. Его оценка возможна только начиная с четвертого ребенка. Кроме того, людей нельзя спаривать в экспериментальных целях. У людей всегда приходится принимать во внимание скрещивание с неизвестными или мало известными линиями.

Эрнст Рюдин надеется, что эти трудности будут преодолены. Его ход мыслей таков: Недостаточно знать, каким образом наследуется болезнь. Нужно также знать, какой «пробивной силой» обладает предрасположенность к этой болезни сравнительно с другими наследственными задатками и влияниями среды, которые могут оказывать как стимулирующее, так и тормозящее воздействие. Обычно родители с одинаковой доминантной предрасположенностью к болезни могут иметь только больных детей, но другие задатки и влияния среды могут изменить картину.

Но если только один из родителей является носителем предрасположенности к болезни, то расчет вероятности появления болезненных черт у детей затруднен или даже невозможен, даже если известна «пробивная сила» этой предрасположенности. Он возможен лишь в том случае, если внешне здоровый родитель сам происходит от таких же больных. В этом случае, «здоровый» родитель - только внешне здоровый, гетерозиготный человек, отсюда прогноз: : больных, ... «здоровых» детей, часть которых снова будет носителями предрасположенности к болезни.

Если один из родителей болен, а другой внешне здоров, но о заболеваниях в его роду ничего не известно, нельзя сказать, идет ли речь о настоящем, гомозиготном здоровье или о гетерозиготном здоровье в кавычках. В таких случаях прогноз наследственности с менделевской точки зрения невозможен.

Возможности прогноза были бы лучше, если бы носителей гетерозиготно-рецессивных задатков можно было распознать по внешним признакам так же, как носителей гомозиготно-рецессивных задатков. Но это до сих пор было возможно лишь в случаях неполной рецессивности, а таких случаев мало. Распознание гетерозиготности - до сих пор не решенная задача.

Из-за этих и других трудностей, которые постоянно возникают из-за того, что неизвестен в полной мере генофонд семьи и отдельного человека, наука пошла не по менделевскому пути, а по пути статистического анализа наследственности. Этот путь был предложен еще Гальтоном. Изучается частота заболевания в кругу родителей человека, его братьев и сестер и дальних родственников. Рассчитывается, сколько больных потомков было у больных и здоровых родителей, сколько у одного здорового и одного больного, как часто близкие или дальние родственники болели одной и той же болезнью и т.д. При этом всегда нужно учитывать частоту предрасположенности к данной болезни в конкретном народе и частоту браков между родственниками в нем. Если оставить эти вещи без внимания, то при статистическом анализе можно придти к неверным выводам. С его помощью всегда можно определить только вероятность заболевания в процентах. Этим путем нельзя определить законы наследования признаков, а только правила для определенного круга супружеских пар. В Англии изучение наследственности долго страдало от того, что ученые вслед за Гальтоном шли статистическим путем, тогда как в США и Германии - по пути Менделя и Вейсмана. В будущем необходимо использовать оба метода.

Прогноз наследственности затруднен еще и тем, что болезненные задатки могут возникнуть снова в результате мутаций и идиовариаций.



Оценка средней наследственной

ценности семьи

Для преодоления этих трудностей, которые не позволяют точно сказать, кто из членов семьи может быть носителем неполноценных задатков, а кто нет, рекомендуется при выборе супружеской пары обращать внимание на семьи, которые и в своих побочных ветвях не имеют дефектов. В любом случае нужно попытаться оценить среднюю наследственную ценность семьи, сначала родителей и детей вместе, потом родителей, детей и побочных родственников, причем последние не имеют такого значения, как родители и дети, Попноу рекомендует в таких случаях обращать внимание на здоровье и долголетие, на силу воли, энергичность, приспособляемость и самообладание. При этом не следует переоценивать значение одного знаменитого имени среди предков.

Обычно человек, который внешне выделяется из своей семьи, по своей наследственности ближе к ее среднему уровню. Арабская пословица гласит: «Ты можешь жениться на некрасивой девушке, если она единственный некрасивый человек в своей семье», а норвежская: «Никогда не женись на девушке, если она единственный красивый человек в своей семье». Так что нужно всегда различать генотип и фенотип, поэтому так важна средняя наследственная ценность семьи. Могут различаться также фенотип и генотип двух внешне равноценных людей. Об этом писал Гальтон:

из двух одинаково способных молодых людей, из которых один происходит из семьи здоровых долгожителей, а другой - из семьи менее здоровых и недолговечных людей, государство для замещения должности должно выбрать первого. Такой же совет можно дать и при выборе супружеской пары. Гальтон приводит и такой пример: из двух равноценных людей один происходит из талантливой семьи, а другой в своей является исключением. Такие отклонения фенотипа от генотипа всегда возможны.

Рекомендуется также вступать в брак с человеком из многодетной семьи, потому что ценность только такой семьи можно оценить. Единственный ребенок или два ребенка могут быть как лучшими, так и худшими представителями своей семьи. Б. Франклин советовал искать себе жену среди кучи сестер.

Как правило, наследственное сходство больше между матерями и дочерьми, чем между отцами и сыновьями, и больше между отцами и дочерьми, чем между отцами и сыновьями. Если взять сходство между отцами и сыновьями за 100, то сходство между матерями и дочерьми будет равно 170, между матерями и сыновьями 130, между отцами и дочерьми 112. Это связано с тем, что у матери и дочери всегда бывает общей одна из двух у-хромосом, которые у женщин всегда парны. Поэтому у них одинаковые задатки. У отцов же никогда не бывает общих с сыновьями х-хромосом и соответственно общих задатков. Зато матери с сыновьями и отцы с дочерьми могут иметь общие половые хромосомы. И по этой причине молодой человек должен обращать внимание на мать девушки, в которую влюблен.



Брак с наследницами

Гальтон предостерегает от брака с наследницами, единственными дочерьми или единственными оставшимися в живых после ранней смерти братьев и сестер дочерьми из богатых семей. Он насчитал в 17 случаях таких браков 16 бездетных. Возможно, это результат наследственно обусловленной неспособности к деторождению или наследственно обусловленного угасания семьи.

Браки между родственниками

О таких браках и связанных с ними опасностях говорилось в моей книге «Формы и происхождение брака» (1940). Браки между родственниками не рекомендуются в тех случаях, когда предполагается, что оба желающих вступить в брак унаследовали от одних и тех же предков одни и те же рецессивные болезненные задатки. При этом следует помнить, что рецессивные задатки, как хорошие, так и плохие, действующие в одном направлении, могут сойтись и в браке двух людей, не состоящих в родстве друг с другом, и оказать положительное или отрицательное воздействие, просто по законам вероятности такое схождение одинаковых рецессивных задатков в браках между родственниками встречается чаще. Но, поскольку составить полное представление о генофонде семьи удается очень редко, к плану брака между родственниками обычно следует относиться с осторожностью, если только с обеих сторон не засвидетельствованы предки с безупречными свойствами.

Если мы узнаём, что в какой-то группе населения часты браки между родственниками, но никакого вреда от этого не наблюдается, то возможны два объяснения. 1) Предки семей, связанных такими браками, отличались необыкновенно здоровой наследственностью, 2) В группе таких семей вследствие браков такого рода на протяжении ряда поколений тоже проявлялись рецессивные болезненные признаки, но они потом устранялись. У многих первобытных народов, у которых неполноценных детей уничтожают сразу после рождения или они, став взрослыми, не вступают в брак, и у которых нет «социальной помощи», способствующей сохранению и умножению неполноценных элементов, именно браки между родственниками, неизбежные в небольших племенах и изолированных местностях, способствуют улучшению наследственности.


Хорошие качества населения несмотря на частоту браков между родственниками показал Вуазен (1865) на примере общины, живущей на одном полуострове на р. Луара, Бюхнер (1892) - не примере общины Схокланд на Зёйдерзее (Голландия), Хат (1875) - на примере семей шотландских рыбаков. Как умножение неполноценных задатков, так и улучшение наследственности в результате браков между родственниками объясняется законами наследственности. Все дело в качестве материала. Но отрицательный результат все же бывает чаще, поэтому народная поговорка предрекает родственникам, вступающим в брак, раннюю смерть без наследников. Лёнер против браков между родственниками при современном состоянии народов Европы, «потому что у людей, как у одомашненной формы с невероятно широко распространенными рецессивно-патологическими задатками, от таких браков скорее можно ожидать вреда, чем пользы. К тому же непременная предпосылка положительного результата - истребление неполноценных особей, на что человеческое общество пойти не может». И законы Германского Рейха этого не предусматривают: стерилизация применяется лишь в самых безнадежных случаях.

Попноу допускает возможность браков между родственниками для благополучных семей. Я при современном состоянии народов Европы вообще бы их не рекомендовал, за исключением тех случаев, когда основательное изучение родословной не позволяет сомневаться в отменных наследственных качествах семьи.

В Германии число браков между кровными родственниками в последние десятилетия снижается. Это связано с урбанизацией. В Пруссии в 1910 г. на 1000 заключенных браков приходилось 4,2 брака между родственниками, в 1924 г. - всего 2,5. Из них 9/10 - браки между двоюродными братьями и сестрами.

Следует отметить, что мнение, которое распространяли в XIX веке либералы, марксисты и еврейские журналисты, будто браки между родственниками всегда ведут к вырождению, несостоятельно. В этом случае должны были бы уже выродиться почти все княжеские дома и почти вся аристократия. Евреи обычно добавляют к этому учению, что в той же мере, в какой вредны браки между родственниками, полезно скрещивание, особенно межрасовое. Поэтому благородным семьям рекомендуется родниться с еврейскими. Но, оказывается, талантливые люди рождаются именно от браков между родственниками. Даже браки между братьями и сестрами в семьях фараонов, отдельных родах персидской знати в эпоху Ахеменидов, македонских Птолемеев и правящего дома инков в древнем Перу не привели к вырождению.

Следует предостерегать от брака представителей двух семей с одинаковыми небольшими доминантными и рецессивными (которые трудней обнаружить) недостатками независимо от того, состоят эти семьи в родстве или нет. Если же речь идет о серьезных наследственных недостатках, то члены этих семей могут вступать в брак лишь при условии, что этот брак будет бездетным.

Наблюдения психоаналитиков за браками между родст-венниками показывают, что к таким бракам склоуны слабые, трусливые мужчины, которые боятся приближаться к чужой девушке, а также мужчины с гомосексуальными наклонностями.

Браков по таким причинам следует избегать. Говорят, от браков между родственниками рождается сравнительно много людей, остающихся холостыми. Я не знаю, но потомки вышеупомянутых трусливых мужчин могут унаследовать от отцов трусость и откажутся поэтому от брака.

Предотвращение брачного родства наследственно

здоровых семей с наследственно больными людьми

Я уже сказал, что людям с небольшими наследственными недостатками не следует родниться с семьями, в которых встречаются те же недостатки. Они могут родниться со здоровыми семьями, но только если речь идет о незначительных, а не о серьезных наследственных недостатках. В общем наследственно здоровые должны заключать браки с наследственно здоровыми, а наследственно больные - с наследственно больными, потому что иначе может быть испорчен генофонд наследственно здоровых семей или могут родиться гетерозиготные, внешне «здоровые» дети, генетические недостатки которых будут скрыты. В результате браков наследственно здоровых с наследственно больными может сначала уменьшиться число внешне больных людей, но неполноценные задатки будут распространяться, потому что они будут проявляться позже (в результате браков между внешне «здоровыми» людьми с одинаковыми рецессивными задатками болезни), но их проявления в больном потомстве не избежать.

Обмен свидетельствами о здоровье

перед обручением

Желателен обмен свидетельствами не только о здоровье обрученных, но и о наследственных качествах их семей. Было бы большим прогрессом, если бы до государственного постановления о таком обмене в уважающих себя и заботящихся о своем потомстве семьях распространился такой обычай. Попноу даже считает, что обычай был бы лучше, чем закон.

Уже древнеиндийские юристы требовали перед браком доказательств безупречных качеств и здоровья. Они требовали проверки мужчины на безупречность его физических признаков и способность к деторождению, а также на физическую силу, быстроту ходьбы и бега, четкость речи и т.п. Индийские законы наказывали родителей, которые скрывали недостатки своих дочерей. Непригодными к браку считались дочери из семей без мужских потомков, болезненные, чахоточные, прокаженные и эпилептические девушки, горбатые, рыжеволосые, лысые, карликового роста и чрезмерно волосатые и, наконец, болтливые.

Томас Мор в своей «Утопии» (1516) предлагал, чтобы юноша и девушка перед тем, как вступить в брак, показывались друг другу голыми, чтобы не скрывать своих физических недостатков. Кампанелла в «Городе Солнца» (1636 г.) требовал, чтобы молодые люди доказывали свою пригодность для брака и размножения физическими упражнениями. Важные соображения о пригодности к браку, отборе и наследственности можно найти в произведениях давно забытого Иоганна-Петера Франка, особенно в его «Системе совершенной медицинской полиции» (1788). Франк требовал, чтобы обрученные заверяли под присягой, что у них нет наследственных болезней, и чтобы государства стимулировали браки между людьми с хорошей наследственностью и запрещали браки людям с плохой наследственностью.

Запреты браков вводились на основании того мнения, что брак и создание семьи нельзя отнести к «правам человека». Поэтому либерализм яростно боролся против таких запретов. Веку либерализма были чужды и ненавистны мысли о наследственности, неравенстве задатков и отборе. Идея об отборе среди желающих вступить в брак снова возникла в Германии лишь в 1908 г. когда «Союз монистов» внес в Рейхстаг законопроект о свидетельствах о пригодности к браку. Он обосновывался ссылками на успехи животноводства, но Рейхстаг отверг его, сочтя, что «человеководства» быть не может.

В 1911 г. Союз монистов организовал в Дрездене первую брачную консультацию. В США много таких консультаций было организовано в период с 1913 по 1929 г.

Международное Общество расовой гигиены с начала XX века постоянно напоминало о настоятельной необходимости введения свидетельств о пригодности к браку. В более узком кругу Немецкого общества расовой гигиены было решено, что такие медицинские свидетельства должны предоставляться до обручения.

В 1914 г. это Общество потребовало ввести обязательный обмен свидетельствами о здоровье для пар, желающих вступить в брак. Официально эта мера была введена только в 1920 г., но она была половинчатой и запоздалой.

31 декабря 1931 г. был издан приказ по СС, согласно которому члены СС перед вступлением в брак проверялись на здоровую наследственность и принадлежность к нордической расе. Молодежный «Союз орлов и соколов» ввел у себя в 1932 г. взаимный обмен свидетельствами о здоровье для обрученных.

После 1933 г. был принят Закон о защите потомства с перечнем особо тяжких наследственных заболеваний, носители которых подлежали стерилизации; Закон о безопасности, который лишал неполноценные и антиобщественные элементы возможности размножения, а также законы, запрещавшие браки и половые связи между немцами и евреями. Были введены также запреты на браки для людей с заразными болезнями, угрожающими другим людям или потомству, для лиц, взятых под опеку, для умственно неполноценных и, наконец, для тех, кто подпадает под Закон о предотвращении появления наследственно больных детей.

Эти законы отвергают либеральную идею о предоставлении права на брак кому ни попадя, поскольку это «право человека». Брак перестает быть частным делом двух лиц, он касается всего народа, и предков, и потомков.

Введения свидетельств о пригодности к браку требовали с начала XX века во многих странах Европы и Северной Америки. К началу XX века только в штате Мичиган был закон, который запрещал браки душевнобольным, слабоумным и венерикам. Английский евгеник Леонард Дарвин в своей книге «Необходимость евгенической реформы» (1926) тоже предлагал ввести брачные свидетельства.

Методы медицинских обследований, которые необходимо пройти, чтобы доказать свою пригодность к браку, описал Анри Винь (1931). В английской Палате лордов за введение закона о брачных свидетельствах высказался в ноябре 1934 г. лорд Килмейн.

В Германии в октябре 1935 г. был принят Закон о защите наследственного здоровья немецкого народа. По этому закону обрученные после медицинской консультации предоставляют свидетельство о том, что у них нет наследственных болезней, опасных для потомства, а также психических нарушений и заразных болезней. В Законе о предотвращении появления наследственно больных детей перечислены следующие болезни:

1) врожденное слабоумие; 2) шизофрения; 3) маниакально-депрессивный психоз; 4) наследственная пляска св. Витта; 6) наследственная слепота; 7) наследственная глухота; 8) тяжелые физические уродства. Этот закон касается только самых тяжелых наследственных дефектов, притом лишь тех, которые внешне проявляются в форме тяжелых болезней. Носителей задатков этих болезней, которые внешне выглядят здоровыми, данный закон не касается, равно как и ряда наследственных болезней, перенос предрасположенности к которым в здоровые семьи в результате брака нежелателен, так что этот закон - только начало.

Официальное свидетельство о пригодности к браку дает лишь приблизительный обзор самых явных наследственных дефектов. Поэтому желательно, как советует Попноу, дополнить его обычаем обмениваться боле подробными свидетельствами о здоровье и наследственности.



XIX век попал в тиски ламаркистского мышления, которое делало упор на влиянии среды и предполагало, что приобретенные признаки наследуются. Сегодня установлено, что этого не происходит, что возникновение и сохранение всех видов определяется наследственностью и отбором, а не средой. Человек тоже ничего не может добавить к своим наследственным задаткам. Овербери был прав: никто не может выбрать или изменить самого себя, но может путем выбора супружеской пары улучшить свое потомство. Изменения среды, от которых так много ждали «средовики» XIX века, могут быть благоприятными для отдельного человека, но они не могут вызвать улучшение вида. Подъем народа возможен только путем стимулирования размножения наследственно одаренных семей и воспрепятствования размножению наследственно бездарных людей, так что от выбора людьми супружеских пар будет зависеть, будут качества народа улучшаться или ухудшаться. Внешние условия могут быть благоприятными или нет для отдельного человека, могут возвысить одну семью на протяжении нескольких поколений, так что она будет казаться лучше, чем есть на самом деле, и наоборот. Но на протяжении двух-трех поколений выбор супружеских пар будет решающим для определения положения семьи. Внешние условия могут сделать народ на два-три поколения более здоровым, способным, честным и красивым, чем он есть по своим задаткам, но в дальней перспективе эти качества сохраняются только благодаря ориентированному на них выбору супружеских пар и многодетности здоровых, способных, честных и красивых семей. Таким образом, выбор супружеских пар и количество детей - решающие факторы для будущего семьи, а через нее - и для будущего народа. Мощь германского государства и величие немецкого духа, поставленные под угрозу начиная с XIX века в результате размножения неполноценных элементов, могут быть укреплены только в случае признания идеалом для отбора способного, благородного и красивого человека и многодетности семей, созданных и живущих в устремлении к этому идеалу.

Ганс Фридрих Карл Гюнтер чист и свеж как утренняя роса и больше… не экстремист