Меры по энергосбережению в многоквартирном доме. Закон об энергосбережении в жилых домах


ПРОЕКТ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЖИЛОМ МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ «ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ ДОМ»

Кравченко Максим Владиславович

обучающийся 1 курса, профессия140446.03 «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»; ГБОУ СПО «НКПиИТ», г. Ноябрьск, ЯНАО,

Олифиренко Наталья Александровна

научный руководитель преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории, ГБОУ СПО «НКПиИТ», г. Ноябрьск, ЯНАО,

Этапы проекта

I этап - Организационно-диагностический: выявление возможностей повышения энергетической эффективности, проектирование схемы управления освещением подъезда с датчиками движения и регулированием светового потока светильников.

II этап - Практический : расчёт срока окупаемости.

III этап: Обобщающий: анализ энергопотребления и расчет экономических показателей работы системы автоматики на базе контроллера К2000Т

Актуальность проекта. Принятый 23 ноября 2009 г. Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подвел черту под многолетними дискуссиями и убеждениями самих себя в том, что энергосбережением и повышением энергоэффективности заниматься надо. Закон обозначил первоочередные направления повышения энергоэффективности, сроки внедрения ключевых мероприятий, формы наказаний нерадивых и поощрений стремящихся.

Мероприятия, направленные на внедрение энергосберегающих технологий на Ямале реализуются в рамках окружной долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2010-2015 гг. и на перспективу до 2020 года» . Окружная программа по энергосбережению охватывает все отрасли экономики автономного округа и является не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий, жилищного фонда, бюджетной сферы и топливно-энергетического комплекса.

Отрасль жилищно-коммунальное хозяйство как точка приложения основных усилий напрямую не выделена в Законе. Тем не менее, практически все сферы энергосбережения, выделенные Законом, относятся непосредственно к ЖКХ. По другому и быть не может, поскольку ЖКХ напрямую обеспечивает жизнедеятельность жилищной сферы, которая составляет треть национального имущества и обеспечивает деятельность значительной доли остального имущества (промышленных предприятий, сферы услуг, объектов бюджетной сферы). То есть более половины национального состояния пользуется услугами ЖКХ. На сегодня мы наблюдаем абсолютную невосприимчивость ЖКХ к энергосбережению.

По данным экспертов, 35-47 % всего объема получаемой в России энергии тратится впустую. При этом основные потери приходятся на сектор ЖКХ, где они достигают 40-70%, тогда как во всем мире нормой считается 7-8 %. Причем, в ЖКХ проблема сокращения энергопотребления стоит гораздо острее, чем в любом другом секторе экономики: здесь тратится больше половины всех топливно-энергетических ресурсов страны.

Наибольший потенциал энергосбережения в сфере ЖКХ находится именно в жилых домах. Дом использует большое количество энергии каждый день, 24 часа в сутки. Энергия нужна для обогрева зимой и охлаждения летом. Энергия дает свет, когда он необходим. Энергия обеспечивает дом горячей водой. И для работы различных электроприборов тоже необходима энергия.

Сейчас актуальным является строительство энергоэффективных зданий. Особенно впечатляющи в этом отношении успехи стран Западной Европы. Суммарный эффект экономии тепла во вновь возводимых жилых и коммерческих зданиях здесь составляет 50-70 %. Столь существенная экономия позволяет быстро окупить затраты от применения энергосберегающих технологий.

Цель - разработка и обоснование проекта по энергосбережению и повышению энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), обусловленного необходимостью снижения потребления электроэнергии за счет внедрения энергосберегающих технологий при эксплуатации жилого многоквартирного дома в г. Ноябрьске, а также переход на экономичное и рациональное расходование электроэнергии объектом ЖКХ при полном удовлетворении потребителей в количестве и качестве энергоресурсов; создание предпосылок энергосберегающего развития городского хозяйства.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи :

· проанализировать способы использования энергетических ресурсов в сфере ЖКХ;

· определить потенциал энергосбережения в сфере ЖКХ;

· выявить возможности повышения энергетической эффективности в сфере ЖКХ;

· разработать проект по энергосбережению и внедрению энергосберегающих технологий в ЖКХ;

· экономически обосновать предлагаемый проект по энергосбережению и внедрению энергосберегающих технологий в ЖКХ.

Средства и способы достижения цели и задач проекта

Как вариант энергосберегающего развития в сфере ЖКХ предлагается повышение энергоэффективности экспериментального 9-этажного монолитно-кирпичного жилого дома г. Ноябрьска на улице Высоцкого за счет внедрения энергосберегающих технологий. Данный дом является составной частью жилого микрорайона № 7.

Современный уровень развития силовой электроники, микропроцессорных средств управления и контроля, средств автоматического регулирования позволяет широко использовать технические достижения для решения задач энергосбережения. Планируется, что в состав мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности экспериментального жилого дома в г. Ноябрьске, будут входить следующие: установка и использования новой разработки - контроллера К2000Т, подключенного к группам «Освещение подъездов» и «Освещение у входа в подъезд», установка светодиодных светильников К2208Т, установка датчиков движения. При этом соблюдаются установленные СНИП 23-05-95 нормы освещенности подъездов жилых домов в ночное время на уровне не менее 0,5 лк. Для измерения потребления электроэнергии на общедомовое освещение в доме будет установлен отдельный счетчик.

При автоматизации системы освещения (К2000Т + К2010+ датчики движения) можно применить любые представленные на рынке датчики движения или даже обычные кнопки.

Анализируя применение данного оборудования в других регионах, определено, что в апреле 2010 г зафиксирован рекорд экономии электроэнергии на жилом доме после установки оборудования без замены ламп накаливания - 81 %, город Белгород, монтаж выполнила фирма ТПК «МаСТЕРэлектрик». Практически такой же результат, но с лампами 13 Вт получен в г. Перми в 2011 г. Это подтверждено актом .

План мероприятий по реализации проекта

1. Организационно-диагностический этап:

При помощи предложенного оборудования можно в автоматическом режиме одновременно управлять следующей осветительной нагрузкой жилого дома: коммунальное освещение (уличные светильники у подъезда); фасадное освещение (освещение придомовой территории); внутреннее освещение подъездов (три канала плавного регулирования яркости ламп, работающие по индивидуальным программам); архитектурная подсветка здания или рекламные щиты; освещение подвала (специальный алгоритм управления); освещение чердачного помещения (специальный алгоритм управления).

Контроллер плавно регулирует яркость ламп освещения подъездов в зависимости от времени суток и освещённости на улице. Когда люди идут на работу, возвращаются с работы, вечером до 23-00 лампы работают на мощности, близкой к номинальной. В остальное время суток яркость ламп понижается, достигая своего минимума в ночное время. Сутки поделены на 9 временных интервалов, в рамках которых можно программировать различную яркость ламп.


Схема управления освещением подъездов представлена в приложении 1.


Описание оборудования.

Контроллер К2000Т. С помощью этого контроллера, принцип действия которого основан на изменении яркости свечения ламп в зависимости от времени суток, освещённости на улице и нахождения людей в зоне действия датчиков движения, построена система управления освещением различных зон общего пользования здания. В частности - коридоров, холлов, лестничных маршей (с применением датчиков движения); фасадного и наружного освещения здания, архитектурной подсветкой или освещением рекламных щитов, подвалов, чердачных помещений и др.


В состав системы, кроме контроллера К2000Т, входят фотодатчик К2100, модуль аналогового управления К2010, люминесцентные светильники, датчики движения (пассивный инфракрасный датчик движения с так называемой «коридорной» зоной обнаружения).

В темное время суток контроллер К2000Т подает команду модулям аналогового управления К2010 на включение светильников, установленных в коридорах и холлах, на запрограммированную минимальную яркость. При появлении в зоне действия датчика движения человека, модуль К2010 переключает соответствующую группу светильников в режим полной яркости с задержкой на отключение 20-60 секунд. В системе предусмотрена также связь с другими инженерными системами здания - системой пожарной сигнализации и лифтовой автоматики.

При возникновении пожара освещение автоматически включается в режим полной яркости. При ремонте лифта (или нескольких лифтов) контроллер, получив сигнал об отключении главного выключателя лифта, автоматически переводит освещение межэтажных лестничных маршей в программируемый режим полной или повышенной яркости. В системе предусмотрен также специальный алгоритм управления освещением подвала и чердачного помещения.

Можно использовать следующие светильники:

· с люминесцентными лампами серии Т8: 1х18 Вт, 2х18 Вт, 1х36 Вт, 2х36 Вт и любые другие с диммируемым ЭПРА;

· с люминесцентными лампами серии Т5: 1х14 Вт, 2х14 Вт и любые другие с ЭПРА;

· с компактными люминесцентными лампами серий TC-L, PL и прочих мощностью 11 Вт, 13 Вт, 18 Вт, 24 Вт одно-и двухламповые с ЭПРА;

· любые светодиодные светильники, источник питания которых имеет вход для управления световым потоком (диммированием) 1-10 В.

В качестве детектора наличия человека можно использовать:

· инфракрасные датчики движения;

· акустические датчики, выполненные в виде отдельного устройства;

· обычные кнопки;

· не использовать датчики движения вообще или использовать только в некоторых помещениях.

Принцип действия системы управления освещением основан на том, что контроллер К2000Т включает в нужное время соответствующие каналы освещения и поддерживает их яркость на запрограммированном уровне. При срабатывании датчика движения (или нажатии кнопки на этаже) освещение данного участка автоматически переводится в режим 100 % яркости с задержкой на отключение от 20 сек до 6 мин. Количество светильников на этаже может быть любым.

Преимущества данного варианта системы управления: работа с любыми типами ламп; работа с любыми типами датчиков движения; переход на светодиодное освещение осуществляется без замены системы автоматики жилого дома (полная совместимость); возможность подключения контроллера к любой системе диспетчеризации дома (микрорайона).


2. Практический этап


Расчёт срока окупаемости установки контроллера К2000Т и светильников с компактными люминесцентными лампами с функцией регулирования яркости К2213 на доме (9 этажей 3 подъездов).

Исходные данные для расчета: на доме установлены светильники с люминесцентными лампами 2х40 Вт. Принимаем для расчета мощность светильника равную 80 Вт.

В соответствии с проектом на каждом этаже установлено 6 светильников. Установленная мощность составляет:

80 Вт х 6 шт х 9 этажей х 3 подъезда = 12,960 кВт, в т. ч

· горит постоянно: 80 Вт х 2 шт. х 9 этажей х 3 подъезда = 4,320 кВт (в приквартирном холле);

· включается в тёмное время суток: 80 Вт х 4 шт. х 9 этажей х 3 подъезда = 8,64 кВт (лифтовой холл и лестничный марш).

Потребление электроэнергии за год:

4,32 кВт х 8760 час в год + 8,64 х 5840 час в год (время работы освещения в год для нашего региона – темное время суток 16 часов) = 88300,8 кВт*ч.

Дополнительное потребление электроэнергии за счет повышения напряжения в сети на 5 % в ночное время ввиду разгрузки районных трансформаторов 6-10/0,4 кВ:

6 час в день х 365 дней х 12,96 кВт х 0,05 = 1419,12 кВт*ч в год.

Итого потребление без регулирования:

88300,8 + 1419,12 = 89719,92 кВт*ч в год.

Стоимость потреблённой электроэнергии за год:

89719,92 х 1,5 руб./кВт*ч (средняя цена дневного тарифа и ночного с учетом роста цен)= 134579,88 руб.

Примерные затраты на замену ламп:

162 ламп х 3 замены в год х 50 руб./шт. = 24300 руб.

Итого затраты на освещение без регулирования:

134579,88 + 24300 = 158879,88 руб. в год.

Затраты на освещение при установленном контроллере К2000 и замене светильников на антивандальные с компактной люминесцентной лампой мощностью 13 Вт и регулируемой яркостью (средний показатель экономии - 70 %):

134579,88 х 0,3 = 40374 руб.

Затраты на замену ламп (1 замена в 2,5 года):

162 ламп х 200 руб. / 2,5 = 12960 руб. в год.

Итого затраты на освещение с автоматическим регулированием:

40374 + 12960 = 53334 руб. в год.

Сумма экономии в год на один дом составит:

158879,88 – 53334 = 105545,88 руб.

Стоимость комплекта автоматики для дома с затратами на установку (70% от стоимости оборудования):

На 9 типовых этажей одной секции дома необходимо:

Артикул

Наименование

Цена 1 шт., рубль

Количество штук на схему

Модуль аналогового управления

Пассивный инфракрасный датчик движения для помещений

Усилитель линии

Контроллер

Фотодатчик

Примерная стоимость системы автоматики на 3 секции и 9 этажей - 101870 руб.

Примерная стоимость светодиодного светильника 8 Вт с регулируемым световым потоком - 1500 руб.

Примерная цена (Прайс-лист) на оборудование .

Стоимость комплекта автоматики для дома с затратами на установку (70 % от стоимости оборудования):

30561 х 1,7 = 51953,7 руб.

Стоимость светильников с КЛЛ мощностью 13 Вт К2213 с затратами на установку (50 % от стоимости светильников):

162 шт. х 490 руб. х 1,5 = 119070 руб.

Итого стоимость оборудования и монтажных работ:

51953,7 + 101870 = 171023,7 руб.

Срок окупаемости:

171023,7 / 105545,88 х 12 мес. = 19 мес. = 1,58 года.

В последующем сумма экономии электроэнергии составит 62803,944 кВт*ч и будет равна в денежном эквиваленте 105545,88 руб. в год при тарифе 1,5 руб./кВт*ч (в среднем для г. Ноябрьска).

3. Обобщающий этап

Что предлагается сейчас на рынке для управления освещением подъездов? Это в основном светильники со встроенными инфракрасными датчиками движения или акустическими выключателями (реагируют на звук). Их достоинства: хорошие показатели экономии электроэнергии. Недостатки: частые жалобы со стороны жильцов на некорректную работу акустических выключателей: многие из жильцов, особенно пожилого возраста, передвигаются по лестнице тихо и для того, чтобы светильник сработал, им приходится, например, хлопать в ладоши или топать ногой, что вызывает определённое недовольство, в т. ч. жильцов на лестничной площадке; если у кого-нибудь в подъезде живет собака, лающая без причины, лампы, как минимум на трех соседних этажах, горят практически постоянно; ложные сработки светильников вызывает также мусор, летящий по мусоропроводу; из-за старения конденсатора, задающего время включения светильника в электронной схеме, это время постоянно сокращается; при установке акустических светильников вносятся изменения в схему электроснабжения общедомового освещения - напряжение на светильниках присутствует постоянно. Если светильник украден, вместо него жильцы самостоятельно устанавливают обычный патрон с лампой накаливания, которая светит 24 часа в сутки. В результате вместо экономии получается перерасход электроэнергии; если на этаже установлено несколько светильников со встроенными датчиками и фотореле, то, как правило, включается только один из них - первый сработавший, так как остальные получают «запрет на включение» от встроенного фотореле, которое засвечивается первым включившимся светильником; запрет на госзакупки, а в последующем и оборот ламп накаливания, приведёт к тому, что в акустические светильники будут устанавливать обычные компактные энергосберегающие лампы, которые «не любят» частого включения-отключения (обычно они рассчитываются на 1000 циклов). Если, например, на этаже живёт 8 чел, то в среднем светильники включатся 30 раз в сутки, т. е. за месяц - 900 включений.

Предлагаемое оборудование требует минимальных затрат по установке (контроллер устанавливается за 1 день, т. к. всё оборудование находится в электрощитовой, установить и обслуживать систему управления может обычный электромонтер 4-5 разряда в течение 1 рабочего дня) ; работает с лампами накаливания, люминесцентными лампами, со светодиодными светильниками и лампами ДНАТ; устранит большинство незаконных подключений к линиям общедомового освещения, т. к. ни холодильник, ни стиральная машина не работают через предложенный силовой модуль; предлагаемые люминесцентные лампы рассчитаны на частые включения. Они управляются встроенным микроконтроллером, который предварительно плавно разогревает нить катода, управляет частотой и напряжением поджига. Лампы легко вырабатывают заявленный срок эксплуатации - 10 000 час; система с компактными люминесцентными лампами мощностью 13 Вт благодаря функции регулирования яркости позволяет получить среднесуточную мощность одного светильника равную 8 Вт, что сравнимо с мощностью светодиодного светильника, но при этом его цена в 4 раза ниже светодиодного.

Таким образом, преимуществами данного варианта системы управления являются:

· готовое решение от производителя оборудования;

· оборудование разработано и производится в России;

· высокая надежность, небольшой срок окупаемости;

· установку и обслуживание системы управления может производить обычный электромонтер 4-5 разряда;

· возможность использования люминесцентных или светодиодных светильников с регулируемым световым потоком любого производителя;

· гарантия на основное оборудование - 3 года, на датчики движения - 5 лет;

· высокая надежность системы - при обрыве линии управления светильниками 1-10 В, они автоматически переключаются в режим 100 % яркости; при коротком замыкании этой линии - в режим минимальной яркости. Полного отключения освещения в подъездах по вине системы автоматики быть не может.

Расчет экономических показателей произведен по всем стадиям монтажа. Полученные результаты свидетельствуют, что экономия энергии в год при ее потреблении в экспериментальном доме действительно имеется и в итоге составит 105545,88 руб., что на 53334 руб. ниже, чем в аналоговых домах без внедрения энергосберегающих технологий, что свидетельствует о высокой энергоэффективности проекта.

Период окупаемости проекта составляет 19 месяцев или 1,58 года.

Стоимость разработки и внедрения проекта энергосбережения и повышения энергоэффективности жилого дома в г. Ноябрьске составляет около 171023,7 тыс. руб. Источником финансирования может стать любая из трех управляющих компаний города: ООО «Жилищный сервис», ОАО «Управление жилищного хозяйства», ООО «Ноябрьская жилищно-сервисная компания».

Риски и пути их преодоления

Риск есть вероятностная категория, и в этом смысле наиболее обоснованно с научных позиций характеризовать и измерять его как вероятность возникновения определенного уровня потерь. Таким образом, при обстоятельной всесторонней оценке риска следовало бы устанавливать для каждого абсолютного или относительного значения величины возможных потерь соответствующую вероятность возникновения такой величины.

Оценка рисков в проекте призвана предусмотреть все трудности на пути внедрения энергосберегающих технологий в жилом многоквартирном доме «Энергосберегающий дом» и избежать неприятностей. К самым существенным рискам можно отнести ограниченность и недостаток финансовых ресурсов для приобретения комплекта автоматикиуправления освещением подъезда;изменения экономической ситуации, влекущие резкий рост цен на оборудование; невыполнение договорных обязательств со стороны поставщиков оборудования; ущерб в результате аварии или стихийных бедствий.

Пути решения этих проблем лежат в уменьшении сроков разработки проекта и привлечении надежной управляющей компании, перед заключением договора на приобретение оборудования выбирать надежного поставщика. Для защиты от аварии или стихийных бедствий возможен метод страхования. Что касается форс-мажорных обстоятельств, то они могут привести лишь к возможному увеличению сроков или стоимости работ, но это с лихвой окупится высоким уровнем экономической эффективности.

Выводы

Таким образом, организация энергосбережения в масштабах страны – задача чрезвычайно сложная. Мероприятия по энергосбережению могут быть разными. Однако одним из самых действенных способов увеличения эффективности использования энергии является применение современных технологий энергосбережения. Энергосберегающие технологии позволяют решить сразу несколько задач: сэкономить существенную часть энергоресурсов, решить проблемы отечественного ЖКХ, повысить эффективность производства и уменьшить нагрузку на окружающую среду, создать предпосылки инновационного развития российской экономики.

Реализация проекта по энергосбережению и повышению энергоэффективности в г. Ноябрьске позволяет снизить энергоемкость в экспериментальном жилом доме, достигнуть высокого потенциала энергосбережения за счет применения ресурсосберегающих принципов в сфере ЖКХ, а также создать предпосылки энергосберегающего развития жилищно-коммунального хозяйства и перейти на экономичное расходование энергоресурсов.

Приложение 1

Рисунок 1. Схема управления освещением подъезда с датчиками движения и регулированием светового потока светильников

Список литературы:

1.Автоматизация зданий - просто и доступно. Акт испытания системы управления освещением на базе контроллера К2000T и КЛЛ 13В т, г. Пермь. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://intelar.ru (дата обращения 25.11.12).

2.Окружная долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года». (Утверждена постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 июля 2010 г. № 92-П).

3.РТМ 36.18.32.4-92. Проектирование электроустановок. Руководящий технический материал. Указания по расчету электрических нагрузок.

4.СНиП 23-05-95. Строительные нормы и правила Российской Федерации. Естественное и искусственное освещение.

5.СП 31-110-2003. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий.

6.Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (с изменениями и дополнениями)

7.Федеральный закон Российской Федерацииот 23 ноября 2009 г.№ 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»

Согласно ч.1 ст.198 ЖК РФ, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе ГИС ЖКХ. Среди прочих данных, управляющая организация размещает, в том числе, сведения об энергоэффективности и данные из энергетического паспорта МКД. Но как быть, если энергетический паспорт на МКД никогда не оформлялся и собственники отказываются финансировать его составление из средств, собранных на содержание и ремонт? Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон 261-ФЗ), энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования , объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей .

Согласно п.18 Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных, Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр, класс энергетической эффективности многоквартирного дома включается в энергетический паспорт многоквартирного дома.

Как указано в «ГОСТ 31427-2010 Здания жилые и общественные. Состав показателей энергетической эффективности» от 19.04.2011 г., энергетический паспорт - это документ, содержащий геометрические, энергетические и теплотехнические характеристики зданий и проектов зданий, их ограждающих конструкций и устанавливающий соответствие их требованиям нормативных документов.

Следовательно, энергетический паспорт предназначен для подтверждения соответствия теплотехнических показателей и показателей энергетической эффективности здания нормативным требованиям.

Как указано в Письме Минстроя РФ, РФ от 29.11.2016 №40222-АЧ/04: «В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности. Аналогичное положение установлено пунктом 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18. Исходя из системного толкования содержания вышеуказанных положений законодательства следует, что обязательность установления класса энергетической эффективности для многоквартирного дома возникает только после вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ и в тех случаях, когда по своему характеру работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении данного дома являются предметом государственного строительного надзора. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ при осуществлении государственного жилищного надзора за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление указанного надзора при проведении проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома, исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме. Таким образом, в ситуации, описанной в части 3 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ, определение класса энергетической эффективности многоквартирного дома также является обязательным. В иных случаях установление класса энергетической эффективности многоквартирного дома осуществляется по решению собственников (собственника) помещений в многоквартирном доме по результатам энергетического обследования, но при этом соблюдение положений Правил в части процедуры присвоения класса является обязательным».

Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома (ч.6 ст.15 Закона 261-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст.11 Закона 261-ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет в целях повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

Следует учитывать что согласно ч.5 ст.11 Закона 26-ФЗ на здания и сооружения не распространяются сведения энергоэффективности (т.е. нет необходимости оформлять энергетический паспорт: если МКД в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры).

Кроме того, согласно ч.1 ст.48 Закона 26-ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:

    здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований ;

    здания, строения, сооружения, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией , утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;

    здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, и заявление о выдаче разрешения на строительство, которое подано до вступления в силу таких требований.

16 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2018 №221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому отменяется обязательное энергетическое обследование (проведение энергоаудита) и обязательная разработка энергетического паспорта.

С 16 января 2019 года Федеральным законом от 19.07.2018 № 221-ФЗ в часть 5.1 статьи 15 Закона 261-ФЗ, внесены изменения, согласно которым энергетическое обследование проводится в добровольном порядке.

Таким образом, если энергетический паспорт МКД отсутствует, то оформлять его в обязательном порядке необходимо только в случае если на общем собрании собственников помещений принято соответствующее решение. Как правило, добровольное энергетическое обследование дома и оформление энергетического паспорта проводится в рамках проведения мероприятий по повышению энергоэффективности МКД.

Соответственно, если энергопаспорт МКД не получен, то и сведения о нем в ГИС ЖКХ вносить не нужно. Отсутствие такой информации не будет являться нарушением лицензионных требований.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих организаций и ТСЖ, позволяющая автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также работу со злостными неплательщиками. Вся необходимая информация по .

Отметим, что в есть возможность создать декларацию энергоэффективности домов. Отметим, что по тем многоквартирным домам, по которым ранее был присвоен класс энергоэффективности, декларацию необходимо обновлять раз в пять лет!

Декларация сделана в полном соответствии с приказом Минстроя от 6 июня 2016 г. №399, так что можете смело пользоваться. Сколько стоит? Все также: до 2 рублей с лицевого счета, то есть в рамках CRM-системы бесплатно!

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем или же воспользуйтесь формой ниже.

В соответствии с ФЗ № 261 от 23.09.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» ООО «Управляющая компания по ЖКХ» доводит до сведения собственников помещений в многоквартирных домах следующий Перечень возможных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности:


ПЕРЕЧЕНЬ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ,

УПРАВЛЕНИЕ КОТОРЫМИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ООО «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПО ЖКХ»

N
п/п
Наименование
мероприятия
Цель мероприятия Характер
эксплуатации
после реализации
мероприятия
Установка
коллективных
(общедомовых)
приборов учета
электрической и
тепловой энергии и
воды
1) учет потребления электрической
и тепловой энергии, воды и
природного газа;
электрической и тепловой энергии и
воды
Периодический
осмотр, поверка,
ремонт
Промывка
трубопроводов и
стояков системы
отопления

тепловой энергии;
энергии в системе отопления
При подготовке к
отопительному
сезону
Ремонт изоляции
трубопроводов системы
отопления в
подвальных помещениях
с применением
энергоэффективных
материалов
1) рациональное использование
тепловой энергии;
2) экономия потребления тепловой
энергии в системе отопления
Периодический
осмотр, ремонт
Ремонт изоляции
теплообменников и
трубопроводов системы
горячего
водоснабжения в
подвальных помещениях
с применением
энергоэффективных
материалов
1) рациональное использование
тепловой энергии;
2) экономия потребления тепловой
энергии и воды в системе горячего
водоснабжения
Периодический
осмотр, ремонт
Замена ламп
накаливания в местах
общего пользования
на энергосберегающие
лампы*
1) экономия электроэнергии;
2) улучшение качества освещения
Периодический
осмотр, замена
Установка
оборудования для
автоматического
освещения помещений в
местах общего
пользования
1) автоматическое регулирование
освещенности;
2) экономия электроэнергии
Периодический
осмотр, настройка,
ремонт
Заделка, уплотнение и
утепление дверных
блоков на входе в
подъезды и
обеспечение
автоматического
закрывания дверей

двери подъездов;
2) рациональное использование
тепловой энергии
Периодический
осмотр, ремонт
Установка дверей (вторых) в проемах и на входе в
подвальные помещения
1) снижение утечек тепла через
подвальные проемы;
2) рациональное использование
тепловой энергии
Периодический
осмотр, ремонт
Установка дверей в проемах
чердачных помещений
1) снижение утечек тепла через
проемы чердаков;
2) рациональное использование
тепловой энергии
Периодический
осмотр, ремонт
Замена оконных блоков
оконные блоки;
2) рациональное использование
тепловой энергии;
3) увеличение срока службы оконных
блоков
Периодический
осмотр, ремонт
Заделка и уплотнение
оконных блоков в
подъездах
1) снижение инфильтрации через
оконные блоки;
2) рациональное использование
тепловой энергии
Периодический
осмотр, ремонт
Утепление пола
чердака
1) уменьшение протечек, охлаждения
или промерзания пола технического
чердака;
2) рациональное использование
тепловой энергии;
3) увеличение срока службы
строительных конструкций
Периодический
осмотр, ремонт
Утепление кровли 1) уменьшение протечек и
промерзания чердачных конструкций;
2) рациональное использование
тепловой энергии;
3) увеличение срока службы
чердачных конструкций
Периодический
осмотр, ремонт
Заделка межпанельных
и компенсационных
швов
1) уменьшение сквозняков,
протечек, промерзания, продувания;
2) рациональное использование
тепловой энергии;
3) увеличение срока службы
стеновых конструкций
Периодический
осмотр, ремонт
Гидрофобизация стен 1) уменьшение намокания и
промерзания стен;
2) рациональное использование
тепловой энергии;
3) увеличение срока службы
стеновых конструкций
Периодический
осмотр, ремонт
Утепление наружных
стен
1) уменьшение промерзания стен;
2) рациональное использование
тепловой энергии;
3) увеличение срока службы
стеновых конструкций
Периодический
осмотр, ремонт

Предложения управляющей организации ООО «Управляющая компания по ЖКХ» о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирных домов

Замена ламп накаливания в местах общего пользования (в подвалах, на чердаках и в технических помещениях) на энергосберегающие лампы

Годовая экономия при замене одной лампы накаливания мощностью 60 Вт на энергосберегающую мощностью 12 Вт составляет 192 кВт*ч.

В денежном выражении согласно тарифам ОАО «Петербургская сбытовая компания» для потребителей с. Старая Ладога Волховского района Ленинградской области (2,29 руб/кВт*ч) годовая экономия составит 439,68 руб.

Срок службы одной энергосберегающей лампы = сроку службы 4х ламп накаливания. Стоимость 1 лампы накаливания составляет 15 руб/шт. Стоимость работы по замене 1 лампы составляет 30 руб. Итого затраты 439,68+4*15+4*30=619,68 руб.

Стоимость одной энергосберегающей лампы составляет 163 руб. Стоимость работы по замене 1 лампы составляет 30 руб. Итого затраты 163 +30 =193 руб.

Срок окупаемости составит: 193/619,68*12=3,74 мес.

При замене 5 ламп (среднее кол-во в одном подъезде) годовая экономия электроэнергии составит 2133,4 руб.

Предложение управляющей организации ООО «Управляющая компания по ЖКХ» в 2015 г. собственникам по утверждению стоимости проектных и монтажных работ по Установке автоматических систем включения (выключения) внутридомового освещения, реагирующих на движение

СМЕТНЫЙ РАСЧЕТ
на выполнение работ по установке системы включения-выключения внутридомового освещения, реагирующей на движение, в подъезде 4-этажного дома
Наименование оборудования Тип оборудования Ед. изм. Кол-во Цена в руб. Сумма в руб.
1 2 3 4 5 6 7
1. Оборудование и материалы
1.1. Датчики движения 110º шт. 5 620,00 3100,00
1.2. Датчик открытия двери Оптим шт. 1 200,00 200,00
1.3. Аккумулятор 12В/7А 1270 шт. 1 550,00 550,00
1.4. Кабель витая пара Cat 5 м 23 9 207,00
1.5. Кабель пожаростойкий КПСВВнгLS 1х2х0,5 м 10 78 780,00
1.6. Распаечная коробка РЕ030030R шт. 1 25 25
1.7. Клеммники WAGO 222-413 шт. 2 21 42
1.8. Силовое реле 04033 16А шт. 1 955,00 955,00
1.9. Монтажный комплект компл. 1 4500,00 4500,00
Итого за оборудование и материалы: 10359,00
2.
Наименование работ Ед. изм. Кол-во Цена в руб. Сумма в руб.
2 2 3 4 5 6
2.1. Монтажные и пусконаладочные работы сист. 1 14 000,00 14 000,00
Итого за монтажные и пусконаладочные работы: 14 000,00
3 Проектные работы
Наименование работ Ед. изм. Кол-во Цена в руб. Сумма в руб.
3 2 3 4 5 6
3.1. Проект и согласование сист. 1 10000,00 10000,00
Итого за проектные работы: 10000,00
Итого общая сумма: 34359,00
В том числе НДС 18% 5241,32

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Рассматривая проблему энергосбережений в ЖКХ, мы должны осознать, что для реализации данной программы в этом сегменте рынка необходимо пройти как минимум два этапа.

Первый этап — это учёт тепловой энергии, воды, электроэнергии 1) на источниках тепла и 2) у потребителей энергоресурсов. Учёт как таковой не дает никому экономии, но в то же время он представляет сбой инструмент экономии.

Второй этап — разработка мотивации для всех участников рыночных отношений на всех вышеназванных направлениях. Участниками рынка в сфере ЖКХ являются:

1) Государство в лице региональных органов власти, а также местное самоуправление, городские и районные органы управления.
2) Энергоснабжающие предприятия ЖКХ - муниципальные источники тепла, "электросети", "водоканалы".
3) Жилищно-эксплуатационные предприятия
4) Население - потребители услуг ЖКХ

Для каждого из этих участников рынка должна быть разработана стратегия энергосбережений - от быстроокупаемых проектов (1-3 года), до долгосрочных (3-7 лет). Но окупаемость проектов должна быть главным условием их осуществления.

Последний пример неэффективности - реализация проекта МБРР по энергосбережениям в г.Петрозаводске, который является практически неокупаемым, хотя каждое мероприятие (задача) несет в себе фактор энергосбережения. Если принять во внимание факт, что окупаемость от всех мероприятий по проекту составляет 30% (то есть потребление топлива, необходимого для этих домов, должно снизится на 30%), то эффективность на один дом распределиться следующим образом (см. таблицу 1):

Таблица 1. Распределение инвестиций и затраты на техническое обслуживание в год

Рассматривая данную таблицу очевидно, куда следует инвестировать в первую очередь, а куда - подумать, стоит ли вообще инвестировать или лучше ограничиться минимумом.

ГОСУДАРСТВО

Наибольшую нагрузку на бюджеты (республиканский и местные) составляют энергоресурсы - холодная вода, отопление и горячая вода (в виде топлива), техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты систем горячего и холодного водоснабжения. Исходя из этого (по эффективности инвестиций) и необходимо разрабатывать стратегию энергосбережений.

На наш взгляд, необходимо пройти несколько этапов:

1. Учет энергоресурсов на источниках тепла и у потребителей.

Рассмотрим пример установки водосчетчиков в квартирах за счет бюджета.

В настоящее время, когда население платит за энергоресурсы (тепло и воду) по расчетам, у них нет никакой мотивации для экономии, поскольку на сегодняшний день оплата за энергоресурсы является социально-несправедливой. Не секрет, что в квартире может быть прописан один человек (да еще и льготник), а проживает 4-5 чел.

Многие квартиросъемщики уже сейчас за свой счет устанавливают водосчетчики. Это те, у кого есть мотивация к их установке (прописано много, а проживает мало) и есть деньги для этого. Это облегчит нагрузку на бюджет.

При установке водосчетчиков важно определить приоритеты:
- в домах с централизованным Г.В.С. от источника;
- в домах с открытым водоразбором;
- в домах с закрытыми схемами Г.В.С.

Норма расхода горячей воды на 1 человека в сутки - 200 литров

Потребление тепловой энергии на 1 человека в сутки:
Qср. Г.В.С. на 1 человека в сутки = 0,2 м3 х Дt (55 °C-5 °C) = 10 000 ккал/сутки
Аср. - среднее количество человек в семье - 3,5 чел.

Средний расход тепла в Г.В.С. на квартиру в месяц:
Q ср. кв. Г.В.С. = 10 000 ккал/сут. х 3,5 чел. х 30 дней / 1000 = 1,05 Гкал/мес.
10% - дотации из бюджета - 1,05 Гкал/мес. х 10% = 0,105 Гкал/мес.
15% - приведенный коэффициент льготников - 1,05 Гкал/мес. х 15% = 0,157 Гкал/мес.
5% - постоянная задолженность - 1,05 Гкал/мес. х 5% = 0,05 Гкал/мес.

Итого потери бюджета:
0,105 Гкал/мес. + 0,157 Гкал/мес. + 0,05 Гкал/мес. = 0,312 Гкал/мес.

Цена за 1 Гкал тепла - 276 руб. (в т.ч. НДС)
Сумма потерь: 0,312 Гкал/мес. х 276 руб. = 86 руб./мес. на одну квартиру.

Экономия расхода Г.В.С. на 1 квартиру в месяц при установке водосчетчиков:
1,05 Гкал/мес. х 20% = 0,21 Гкал/мес. х 276 руб. = 58 руб./мес.
Общая экономия 1 квартиры в месяц составит: 86 руб./мес + 58 руб./мес = 144 руб./мес.
Общая экономия 1 квартиры в год составит: 144 руб./мес. х 11 мес. = 1584 рубля.
Затраты на установку счетчиков Г.В.С. и Х.В.С. составят 1300 рублей.
Экономический эффект (прямой) составит: 1584 руб. - 1300 руб. = 284 руб. по горячей воде и около 20 руб. с 1 квартиры - по холодной воде.

Косвенная экономия:
Снижение подпитки на ТЭЦ.
Снижение расхода Х.В.С.
Возможность подключения новых потребителей к теплосетям.

Установив водосчетчики, необходимо сразу изменить тариф: по водосчетчику - один, по расчету - другой, намного выше, чтобы не выводили из строя водосчетчики.

Кое-где (особенно там, где централизованное Г.В.С. от источника) целесообразно за счет бюджета установить локальные водонагреватели (газовые, электрические, дровяные). В этом случае окупаемость будет достаточно быстрой, и в то же время, вообще исключится нагрузка на бюджет по ремонту наружных сетей Г.В.С., внутренних сетей Г.В.С., и исчезнут теплопотери.

2. Изменение тарифной политики.

Тарифы должны включать: подготовку к зиме, текущий и капитальный ремонты, достойная зарплата, рентабельность 20 - 25%. Таким образом необходимо создать условия для появления высокорентабельных предприятий, способных обеспечить высокое качество услуг, пополнять бюджет в виде налогов, брать на себя нагрузку по подготовке к зиме и содержание объектов ЖКХ, воспитывать и учить кадры.

3. Установление новых "Правил игры" на этом рынке, а также гарантии и контроль за их соблюдением всеми участниками.

ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Для этих участников рынка необходимо сделать следующее:

1. Разработать мотивацию для энергосбережений
2. Разработать мотивацию для инвестиций
3. Разработать мотивацию для перехода на новые (местные) виды топлива

Энергоснабжающим организациям выгоднее продать как можно больше энергоресурсов по максимально высокой цене и получить за это деньги от покупателя (тепловых сетей, электросети, ЖЭУ - посредников).

Т.е. у них нет мотиваций для энергосбережений. Однако можно создать мотивацию для снижения затрат и снижения цены на энергоресурсы. Это возможно только при наличии здоровой конкуренции и при ином подходе к установлению тарифов. Тарифная политика должна поощрять экономию, тарифы не могут быть снижены на сумму уменьшения расходов, что происходит сейчас. Снижение цены должно происходить за счет конкуренции.

Должен быть рассчитан базовый тариф (и он должен быть рассчитан совместной комиссией - представители районов, Министерство экономики, РЭК) для источников тепла, например до 1 Мвт, до 5 Мвт, до 10 Мвт и выше, и для ТЭЦ. Для малой теплоэнергетики тариф должен быть рассчитан, например, по средней (с точки зрения уровня амортизации и по оценке инвентаризации) котельной на угле; уголь сегодня - основной вид топлива для Карелии, причем самый вредный с точки зрения экологии.

Рассчитав базовую цену, потом останется только рассчитать коэффициенты на ж/д тариф (разный для каждого района) и меняющуюся цену топлива - так же коэффициент. Только таким образом для предприятий, производящих тепло, появится мотивация для инвестиций в энергосберегающие технологии, в строительство экономичных котлов на биотопливе, в инфраструктуру по производству высококалорийного биотоплива и т.д.

Остается самое главное - взаимная ответственность (причем непременно материальная) для продавцов тепла и для покупателей. Так как покупателем будет местное самоуправление - твердые гарантии оплаты за тепло, поэтому необходимо разработать механизм ответственности и гарантии оплаты за тепло. Только таким образом можно создать рынок теплоснабжения в Карелии.

ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Организации-посредники, перепродавцы энергоресурсов, могут иметь прибыль только в том случае, если будут продавать как можно больше энергоресурсов и получать за это деньги (и это для них самое важное, т.к. в противном случае возникнут проблемы с энергоснабжающими организациями). Так как они не могут продать больше, чем им могут отпустить этих энергоресурсов, то у энергоснабжающих организаций может появиться мотивация к энергосбережениям только при подключении дополнительных потребителей за счет энергосбережений по более высоким тарифам. То есть целесообразно иметь несколько тарифов для разных групп потребителей:

а) население, уже получающее тепло;
б) вновь строящееся жилье;
в) объекты социально-культурного назначения;
г) предприятия существующие;
д) предприятия строящиеся (или дополнительные нагрузки для существующих);
е) тарифы на сверхнормативное потребление энергоресурсов, в т.ч. тепла.

В этом случае инвестиции на энергосбережения могут окупиться за счет "коммерческих" тарифов, а часть прибыли от этого должна поступать в бюджет (города, района), т.к. обычно сети являются муниципальными.

Необходимо срочно уйти от затратного механизма финансирования ЖЭУ и разработать мотивацию для энергосбережений, для получения максимальных прибылей за счет платных услуг и других работ. Местным органам власти разработать единые для всех (независимо от форм собственности) "Правила игры" на этом рынке, потому что только высокорентабельные предприятия жилищной сферы, имеющие возможность инвестировать прибыль в развитие способны дать качественные услуги и предотвратить развал системы ЖКХ.

ПОТРЕБИТЕЛИ

Одна из основных целей — привлечь население, потребителей энергоресурсов, к процессу энергосбережений. Но первый шаг на этом пути должна сделать местная власть.

Анализ потребления тепла на отопление и воду, проводимый финской фирмой "Planora" в 1996 г. на Древлянке, показал, что количество тепла на отопление расходуется примерно расчетное количество, а на горячую воду значительный перерасход тепла. И, вообще, счетчик тепла на уровне зданий (тепловой пункт) для муниципального жилья - пустая трата средств. Реальную экономию может дать только квартиросъемщик и только за счет горячей воды. Поэтому и должен быть учет только горячей воды в квартирах, и это необходимо сделать как можно быстрее за счет бюджета. Схему финансирования за счет бюджета возможно решить за счет квартплаты. То же касается и по расходам холодной воды. Окупаемость для бюджета при установке водосчетчиков холодной и горячей воды примерно 1 год.

Мы уверены, что мотивация к энергосбережениям будет появляться только у той категории населения, которое имеет собственное жилье, за которым надо ухаживать. Поэтому, пока жилье находится в муниципальной собственности (что для квартиросъемщика означает, что оно "ничье"), у потребителя не появится желание инвестировать собственные средства на нужды энергосбережения.

Эту проблему можно решить только одним способом — необходимо вовлечь каждого квартиросъемщика в управление жильем, т.е. передать все (по возможности) муниципальное жилье населению организовав каждый муниципальный дом в "Товарищество собственников жилья". Эти ТСЖ сами будут объявлять конкурс на обслуживание жилья, и выбирать обслуживающую организацию. ТСЖ, заключив договора с энергоснабжающими организациями, будут оплачивать потребленные энергоресурсы в полном объеме. И вот после этого можно будет реально заниматься энергосбережениями. Ведь реальную экономию может сделать только сам квартиросъемщик и только в том случае, если у него есть мотивация. В этом случае она появляется, ТСЖ само заинтересовано инвестировать деньги на установку счетчика учета тепловой энергии, автоматизацию отпуска тепла, регуляторы расхода холодной воды и т.д., т.е. в энергосбережения.

Таким образом, необходимо и здесь пройти два этапа - первый этап за счет местной власти, второй - за счет ТСЖ.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что необходимо разработать мотивацию для энергосбережений всеми участниками рынка. Если хотя бы одному из участников рынка будет невыгодно, то не будет и общего успеха. Кроме того, самое главное - необходимо разработать стратегию энергосбережений всеми участниками рынка и первые (небольшие) инвестиции должны быть направлены именно на разработку стратегии, и только потом определяться с тактическими мерами и инвестициями для решения тактических задач.

Экология потребления.Наука и техника:После энергетического кризиса 70-х годов многие европейские страны задумались об экологических проблемах современного мира. Бесконтрольный расход природных ресурсов и энергии они заменили разработкой природоохранных проектов.

После энергетического кризиса 70-х годов многие европейские страны задумались об экологических проблемах современного мира. Бесконтрольный расход природных ресурсов
и энергии они заменили разработкой природоохранных проектов.

Страны менялись как снаружи – подписывали международные соглашения (например, Киотский протокол), так и внутри – экономили государственные энергоресурсы и ужесточали требования к коммерческим и муниципальным объектам.

Но если повлиять на владельцев зданий такого типа смогли довольно просто, то проблемы энергопотребления частных строений решают до сих пор. Чтобы обогреть дома и обеспечить их электричеством, многие государства тратят 40% от всех энергоресурсов страны.

При этом, по мнению экспертов, в России этот показатель можно снизить на те же 40%, так как сейчас отечественные дома обладают очень низкой энергоэффективностью. Как повлиять на этот показатель?

Энергосбережение в России. Государственное воздействие

Борьба за энергосбережение в России началась в 2000-х. Одним из первых регулирующих это направление документов стали СНиП «Тепловая защита зданий», выпущенные в 2003 году
и призванные повысить энергоэффективность отечественных домов.

Без необходимого экономического стимула строительные нормы и правила не дали полноценного результата и в 2009 году были подкреплены федеральным законом «Об энергосбережении
и повышении энергетической эффективности».

Согласно документу все вводимые или находящиеся в эксплуатации здания должны соответствовать требованиям по энергоэффективности и иметь приборы учета энергоресурсов. Проверять энергетическую эффективность зданий поручили специальным организация, получившим право на энергоаудит.

Государство же взяло на себя обязанность поддерживать энергоэффективные проекты и оказывать содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности. При этом на частный сектор данные правила, а соответственно и государственная поддержка не распространяются.

В одиннадцатой главе федерального закона указано, что на объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома высотой не выше трех этажей), дачные дома и садовые дома требования энергоэффективности не распространяются.

Государственная программа 2010-го года «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» затронула электроэнергетику, теплоснабжение, промышленность, транспорт, госучреждения и жилищный фонд.

В рамках программы планируют вывести из эксплуатации старое неэффективное оборудование
и установки, внедрить инновационные технологии и использовать прогрессивные устройства
в процессе нового строительства и модернизации.

Среди мероприятий по повышению энергоэффективности жилищного фонда: установка приборов учета горячей воды, тепла и газа, утепление квартир, замена старых холодильников и стиральных машин.

Также в рамках программы планируют установить люминесцентные лампы и светодиоды
в «системы квартирного освещения». К 2020 году их доля должна составить 83%.

Эти меры помогут сэкономить 330 млрд куб. метров газа, электроэнергии - 630 млрд КВт/ч, теплоэнергии - 1550 млн Гкал, нефтепродуктов - 17 млн тонн. Реализую программу в два этапа: первый – 2010-2015 годы, второй – 2016-2020 годы.

Пассивные дома и энергосбережение европейских стран

В Европе решение вопроса энергоэффективности домов нашли довольно давно. И это предсказуемо, так как мотивация у жителей европейских стран гораздо сильнее: если в России по данным «РИА Рейтинг» стоимость кВт/ч в рублях равна 2,9, то в Германии в 7,5 раз больше – 21,9.

Уровень энергопотребления домов в Европе снижают с помощью технологий «пассивного дома». Пассивные дома, или как их еще называют «энергосберегающие» и «экодома», особенно популярны в Германии, встречаются также во Франции и Швеции.

От своих стандартных «коллег» они отличаются небольшим уровнем энергопотребления. Большую часть необходимых ресурсов в них получают за счет природных факторов. Например, располагают окна так, чтобы естественное освещение поступало в дом как можно дольше, а использовать искусственный свет приходилось реже.

Тепло в жилище сохраняют за счет хорошей теплоизоляции стен и окон, стараясь минимально использовать обогревающие устройства. В особо экологичных домах даже создают резервуары для сбора дождевой воды.

За счет чего можно сэкономить?

В России подобные здания встречаются редко, ведь, как мы уже говорили выше, на частные дома требования энергоэффективности не распространяются, а достаточной финансовой мотивации нет.

Но опыт Германии подсказывает, что технологии, применяемые в пассивных домах – действительно помогают экономить. Вложенные в энергоэффективность 8-10% от общей стоимости жилья окупаются там за несколько лет.

Так, оборудовав высокоэффективную систему теплоизоляции стен, потолка, пола, чердака
и подвала, вы сократите теплопотери с 250-300 КВт на кв.м. до 15 КВт. Сохранить тепло помогут и качественные окна.

Стеклопакеты с хорошей теплоизоляцией сохранят в доме почти на 70% больше тепла, чем обычные. Окна с многофункциональным стеклом стабилизируют температуру в жилище не только зимой, но и летом.

Благодаря специальному напылению они не дадут проникнуть в дом ярким солнечным лучам
и сохранят в комнате прохладу без использования кондиционера. Система рекуперации тепла – возвращения части материалов или энергии для повторного использования – также стабилизирует температуру в помещении.

Снижаем потребление электроэнергии в частных домах

Несмотря на то, что в энергосберегающих домах предпочтение отдается естественному освещению, совсем отказаться от искусственного света нельзя. Установить светильники в доме все-таки придется, ведь энергосбережение в России необходимо организовывать с учетом природных факторов. Например, не стоит забывать, что зимой на улице рано темнеет.

Важно не просто разместить светильники, но и обеспечить достаточный уровень освещенности, так как недостаток света ухудшит зрение. Максимально уменьшат затраты на электроэнергию датчики движения, присутствия и освещенности.

Датчики движения подойдут для тех комнат, в которые вы заходите периодически. Разместите устройства в гардеробной, коридоре или кладовой и не беспокойтесь о том, что забыли выключить свет. Когда вы покинете комнату, датчик движения заметит это и автоматически отключит светильники.

У датчиков присутствия есть зона высокой чувствительности, которая распознает даже мельчайшие движения. В отличие от датчика движения, датчик присутствия «увидит» вас не только тогда, когда вы перемещаетесь по комнате, но и тогда, когда вы, например, перелистываете книгу во время чтения.

Такие устройства подойдут для рабочего кабинета, домашней библиотеки или ванны. Для ванной комнаты важно, чтобы установленный в ней датчик подходил для влажных помещений и имел степень защиты IP65, как мини-датчик присутствия PICO-M-1C.

Датчик освещенности измеряет уровень освещения в комнате и, если он не соответствует заданному порогу, включает дополнительные лампы. Чаще всего это устройство используют для включения фасадного и ландшафтного освещения.

Если вы обычно поздно возвращаетесь домой, то датчик освещенности вам необходим. Он решит сразу две функциональные проблемы: включит фонари, когда естественного света уже недостаточно, и вовремя выключит их утром.

Снижаем потребление электроэнергии в многоквартирных домах

Повысить энергоэффективность уже построенного многоквартирного дома довольно сложно: улучшение теплоизоляции стен станет целой проблемой, да и систему вентиляции не изменишь.

Чтобы повысить энергетические характеристики многоквартирного жилища, можно автоматизировать освещение как внутри квартир, так и в подъездах. Это не только улучшит энергоэффективность дома, но и сократит потребление электричества.

Про освещение дома в целом и автоматизации света в отдельных комнатах, например, спальне, мы уже рассказывали в блоге, поэтому сегодня поговорим про автоматизацию освещения
в подъездах.

В первую очередь освещение в подъездах автоматизируют на лестничных клетках. Для этого используют датчики присутствия с подключением Master&Slave или датчики движения.

Для проекта подойдут потолочные датчики движения серии PD3N, а также уличный датчик движения LC-Click-N 200.

Если в доме есть внутренняя автомобильная парковка, то для экономии электроэнергии нужно автоматизировать освещение и там. Организовать автоматическое освещение автомобильной парковки поможет датчик PD4N-1C.

У этого потолочного датчика движения большая зона охвата – 24 метра. Параллельно можно подключить несколько таких датчиков для каждой группы освещения. На каждый из них можно установить защитную антивандальную сетку.

С помощью датчика сократится средняя продолжительность освещения парковки, примерно
с 24 до 8 часов. В таком же соотношении снизится и оплата за электричество.

Энергоэффективные дома – это надежное вложение средств. Вы заплатите больше один раз,
а экономить энергоресурсы будете не один десяток лет. опубликовано