Вуз, отправленный в отставку. Структура денежных фондов воинской части


Воинская часть является военно-хозяйственной единицей и для обеспечения ее деятельности за ней в установленном порядке закрепляются в оперативное управление техника, вооружение, инвентарь и другие материальные средства. Кроме того, воинской части выделяются необходимые денежные средства из федерального бюджета в виде лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, позволяющие производить расчеты с личным составом, поставщиками материальных средств, работ (услуг). Помимо бюджетных средств, в воинской части обращаются средства, полученные из внебюджетных источников. Так как основным предназначением армии является вооруженная защита государства, то бюджетные средства занимают подавляющий удельный вес среди денежных средств воинской части. В 80-х годах прошлого столетия в воинских частях 85-90% денежных средств составляли средства по смете Министерства обороны (бюджетные) и только 9-15% внебюджетные средства. В настоящее время удельный вес бюджетных средств еще выше.

Каждая из групп денежных средств воинской части (бюджетные и внебюджетные средства), в свою очередь, подразделяются на многочисленные фонды денежных средств целевого назначения.

Образование фондов бюджетных средств в воинской части осуществляется в разрезе разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов функциональной классификации и предметных статей (подстатей) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Среди бюджетных средств, обращающихся в воинских частях, наибольший удельный вес занимают средства на денежное довольствие военнослужащих и денежное содержание гражданского персонала. В отдельных воинских частях эти расходы составляют более 90% от общей суммы расходов по смете Министерства обороны.

Кроме того, воинским частям отпускаются денежные средства на выплату личному составу различных компенсационных выплат, на содержание, эксплуатацию и текущий ремонт вооружения, военной техники и имущества, на содержание и эксплуатацию учебных объектов боевой и физической подготовки, на оплату служебных командировок, на общехозяйственные, культурно-просветительные и другие расходы. В последние годы в воинских частях еще более возрос удельный вес расходов денежных средств, направляемых на обеспечение личного состава войск (сил), и уменьшился удельный вес расходов на боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск (сил). Это изменение объясняется, с одной стороны, повышением размеров денежного довольствия военнослужащих и денежного содержания гражданского персонала, а с другой стороны - централизацией отдельных видов расходов. Так, с переходом на казначейское исполнение бюджета квартирно-эксплуатационная часть района (гарнизона), как правило, самостоятельно производит квартирно-эксплуатационные расходы за все зачисленные к ней на довольствие воинские части. Вещевая служба военного округа взяла на себя расчеты за пошив обмундирования и банно-прачечное обслуживание войск.

Структура расходов по другим видам расходов функциональной классификации, кроме денежного довольствия военнослужащих и денежного содержания гражданского персонала, в различных воинских частях может существенно отличаться. Например, в воинских частях РВСН, ВВС, ВМФ значительные суммы денежных средств выделяются на содержание аэродромов, командных пунктов и специальных объектов. В воинских частях, при которых содержатся дошкольные образовательные учреждения, появляются расходы по целевой статье 420 «Детские дошкольные учреждения». В военно-лечебных учреждениях среди прочих расходов значительное место занимают расходы по целевой статье 470 «Больницы, клиники, госпитали, медико-санаторные части».

Внебюджетные средства до 2001 г. образовывались и использовались в соответствии с Перечнем внебюджетных средств Министерства обороны (Сборник указаний ЦФУ МО СССР 1990г. №43). При этом следует отметить, что до перехода на бухгалтерский учет более 70% внебюджетных средств составляли удержания из денежного довольствия и заработной платы (налоги, начеты, алименты и т.д.), которые при списании раздаточных ведомостей зачислялись на соответствующие виды внебюджетных средств, а затем перечислялись по принадлежности (до 1990г. эти средства назывались переходящими суммами). На этих видах внебюджетных средств (переходящих сумм) фактически велся учет расчетов с бюджетом по каждому отдельному виду платежей, учет расчетов по исполнительным документам и др. С переходом на бухгалтерский учет надобность в таком учете расчетов отпала.

В настоящее время вместо термина «внебюджетные средства» применяется «средства, получаемые за счет внебюджетных источников (СВИ)». Образование и использование СВИ производится в соответствии Классификацией средств, полученных военными учреждениями за счет внебюджетных источников (указание заместителя Министра обороны по финансово-экономической работе 2001г. №180/12/1250).

Классификация СВИ группирует СВИ в зависимости от вида источника средств, вида деятельности, имущества (работ, услуг) и конкретного вида имущества (работ, услуг) с присвоением им определенных кодов.

По экономическому содержанию СВИ подразделяются на:

средства, полученные от приносящей доход деятельности;

целевые средства и безвозмездные поступления.

По отчетам воинских частей видно, что у большинства из них, среди СВИ преобладают целевые средства. (Средства, полученные общежитиями; средства родителей на содержание детского учреждения, другие средства, полученные в разрешенных случаях от сторонних организаций, физических лиц, военных учреждений). В военно-лечебных учреждениях, а также в отдельных воинских частях тылового и технического обеспечения войск (сил) в рамках основной деятельности производится выполнение работ (оказание услуг) сторонним организациям и физическим лицам. В этих воинских частях образуются и используются значительные по объему фонды денежных средств от приносящей доход деятельности.

Таким образом, воинская часть как военно-хозяйственная единица наделена или образует сама фонды денежных средств целевого назначения. При этом естественно возникают отношения по поводу образования и использования этих различных целевых фондов денежных средств, т.е. финансовые отношения.

В зависимости от источника формирования целевых фондов денежных средств финансовые отношения, возникающие в процессе деятельности воинской части, можно подразделить на две группы:

1.Отношения по поводу формирования и использования фондов бюджетных средств.

2.Отношения по поводу формирования и использования фондовых денежных средств, полученных из внебюджетных источников.

Финансовые отношения первой группы вытекают из основной деятельности войск – вооруженная защита государства. В связи с этим государство должно выделить Министерству обороны из федерального бюджета необходимые фонды денежных средств на национальную оборону. При этом ассигнования выделяются не общей суммой, а с разбивкой по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации и предметным статьям (подстатьям) экономической классификации расходов.

С получением ассигнований в Министерстве обороны происходит дальнейшее распределение бюджетных средств между видами Вооруженных Сил, военными округами, соединениями, воинскими частями, т.е. возникают внутриведомственные финансовые отношения. Воинская часть – конечный пункт внутриведомственного распределения.

На стадии формирования фондов бюджетных средств возникают отношения между воинской частью и соответствующим распорядителем бюджетных средств и его финансово-экономическим органом по поводу выделяемых воинской части лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования на определенные цели.

На стадии использования бюджетных средств в воинской части происходит расходование целевых фондов денежных средств, поэтому возникают отношения между командиром части и его помощником по финансово-экономической работе, с одной стороны, и каждым военнослужащим, лицом гражданского персонала, с другой стороны, по поводу своевременного и правильного обеспечения последних денежным довольствием и заработной платой.

При этом умелое использование командиром своих прав по установлению должностных окладов, выдаче вознаграждений, надбавок и премий обеспечивает эффективное воздействие соответствующих фондов денежного довольствия и заработной платы на повышение профессионального мастерства, воинской и трудовой дисциплины, а в конечном счете – на повышение боевой готовности воинской части.

В ходе использования фондов денежного довольствия и оплаты труда финансовый орган воинской части осуществляет посреднические функции между государственными финансами и финансами домохозяйств военнослужащих и гражданского персонала, а также между федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Так, расходы федерального бюджета на выплату денежного довольствия и оплату труда одновременно являются доходами домохозяйств. Удержания налогов, начетов являются расходом домохозяйств и одновременно доходами соответствующего бюджета. Начисления страховых взносов на фонд оплаты труда представляет собой расход федерального бюджета и доход государственных внебюджетных фондов.

Использование фондов денежных средств, предназначенных на боевую подготовку, на хозяйственные нужды или на содержание вооружения, техники и военного имущества, затрагивает интересы, как всего личного состава, так и отдельных подразделений, отдельных военнослужащих и лиц гражданского персонала. Кроме того, в процессе использования этих фондов возникают отношения между воинской частью и сторонними организациями – поставщиками материальных ценностей и услуг.

Таким образом, финансовые отношения первой группы связаны с формированием и расходованием в воинских частях целевых фондов денежных средств, поступающих из федерального бюджета.

Основываясь на объективных возможностях финансов и представляя интересы всей финансовой системы страны, помощник командира части по финансово-экономической работе обязан производить анализ финансово-хозяйственной деятельности воинской части, вносить предложения по ее совершенствованию, соблюдать в ходе исполнения сметы доходов и расходов бюджетную, платежную, налоговую, кассовую и штатно-тарифную дисциплину, активно добиваться своевременного принятия решения по недостачам, растратам и хищениям, обеспечить полное взыскание с виновных лиц ущерба, причиненного государству, правильный подсчет и удержания налогов, своевременное перечисление удержанных сумм.

Финансовые отношения второй группы образуются в результате дополнительной (хозяйственной) деятельности войск. Материальными носителями этих отношений в воинских частях являются средства, полученные от использования в разрешенных случаях имущества, находящегося в государственной собственности; средства, полученные от выполнения (оказания) платных работ (услуг) на договорной основе, осуществления иной разрешенной законодательством деятельности; целевые средства и безвозмездные поступления.

Отношения этой группы затрагивают интересы всего коллектива воинской части, лиц, непосредственно участвующих в создании этих фондов, вышестоящих органов.

Так, введенная в 2001 г. практически полная централизация доходов, полученных от выполнения (оказания) платных работ (услуг), уменьшила заинтересованность воинских частей - непосредственных исполнителей работ, что привело к сокращению объемов поступлений по ряду видов работ (услуг).

В составе целевых средств в воинскую часть поступают средства на премирование работников, занятых сбором, хранением и сдачей изношенных шин, металлолома, драгоценных металлов и др. Правильное распределение и использование этих фондов материально стимулирует экономическую работу.

В процессе формирования и использования СВИ финансовый орган воинской части так же, как и в первой группе отношений, выполняет различные посреднические функции между различными звеньями финансовой системы (начисляет и перечисляет по принадлежности различные налоги, начеты, страховые взносы).

Хотя отношения второй группы связаны с формированием и использованием СВИ они в определенной степени влияют на эффективность использования бюджетных средств. Это объясняется следующим:

успешная финансово-хозяйственная деятельность подсобных предприятий, оказывающих услуги воинской части за плату, приводит к уменьшению себестоимости услуг и тем самым к экономии бюджетных средств;

увеличение собственных средств домоуправлений и общежитий сокращает сумму бюджетных дотаций на их содержание.

Рассмотренные финансовые отношения являются частью экономических (денежных) отношений, связанных с обеспечением функционирования Вооруженных Сил, то есть частью финансов Вооруженных Сил. Финансы воинской части соответствуют всем характерным признакам финансов Вооруженных Сил:

финансы воинской части являются частью военно-экономических отношений;

они связаны с распределением конечного военного продукта в стоимостной (денежной) форме;

отношения возникают в процессе формирования и использования целевых фондов денежных средств.

Таким образом, финансы воинской части представляют собой совокупность военно-экономических отношений, возникающих в процессе формирования и использования в воинской части различных фондов денежных средств, обеспечивающих ее функционирование как военно-хозяйственной единицы.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы воинской части, как и финансы Вооруженных Сил, выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция - проявление объективно присущих финансам внутренних свойств, в процессе распределения конечного военного продукта путем образования и использования целевых фондов денежных средств. Она проявляется в процессе финансового планирования и расходования целевых фондов бюджетных средств и СВИ.

Основываясь на распределительной функции финансов, должностные лица части должны правильно определить потребность в денежных средствах, своевременно их истребовать, целесообразно расходовать.

При этом в ходе использования одних фондов в воинской части нередко образуются другие целевые фонды. Например, в процессе расходова­ния фондов денежных средств, предназначенных на денежное содержание гражданского персонала, образуются государственные внебюджетные фонды.

Контрольная функция финансов воинской части - это объективно присущее финансам свойство контроля, за формированием и рациональным использованием фондов денежных средств, в соответствии с их целевым предназначением.

Функции финансов неразрывно связаны между собой: в распределительном процессе проявляет себя и контрольная функция, в ходе финансового контроля возникают распределительные отношения (восстановление фондов денежных средств, образование доходной части бюджета в виде начетов и др.).

Возможности функций финансов используются должностными лицами во­инской части в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

генерал-лейтенант заместитель начальника Центрального финансового управления МО CCCR участник Великой Отечественной войны, получил два ранения, в том числе одно тяжёлое. В 1 965 г. окончил Военный факультет при МФИ. Прошёл путь от первичных должностей финансовой службы до начальника финансовой службы СКВО, начальника Управления труда и заработной платы ВС СССР, заместителя начальника ЦФУ МО СССР. Награждён орденами Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, медалями.

После шестимесячного обучения на Ярославских курсах усовершенствования офицерского состава интендантской службы и присвоения воинского звания «младший лейтенант интендантской службы», до июня 1958 г. я проходил военную службу на воинских должностях военного финансиста с воинским званием «младший лейтенант-майор». В этот период дважды пытался поступить в высшее военное учебное заведение - в Академию тыла и транспорта и на Военный финансово экономический факультет при Московском финансовом институте.

Но попытки не увенчались успехом ввиду наличия в моих лёгких металлических осколков - результат тяжёлого ранения на войне. Я понял, что пути получения желаемого высшего военного образования для меня непреодолимы и смирился с этим, продолжая военную службу в должности старшего офицера отделения денежного довольствия финансового отдела Северо-Кавказского военного округа. Но случилось непредвиденное. Начальник финансового отдела округа полковник Федор Филиппович Ищенко вызвал меня на беседу и начал ее с партийных вопросов, что меня не удивило, поскольку я три года исполнял обязанности секретаря партийной организации отдела. Затем он сообщил, что собирается увольняться из Вооружённых Сил, не видя для себя дальнейшей служебной перспективы, и, выразив сожаление о том, что я не имею высшего военного образования, попросил меня рассказать о том, что не позволило мне продолжить учёбу.

Я подробно доложил, и о моих желаниях, и о неудачах в этом деле. Он рассказал, что в отдел поступили разнарядки на три места для сдачи вступительных экзаменов на факультет - два на очное отделение и одно - на заочное. Последнее он предложил занять мне. Я ответил, что осколки остаются на прежнем

месте и комиссия вновь преградит мне путь к поступлению. Тогда Фёдор Филиппович посоветовал мне поступить вольнослушателем в 10-й класс, чтобы лучше подготовиться к экзаменам. И я решил испытать судьбу. Во второй половине учебного года меня даже зачислили на постоянное обучение в 10-й класс и, сдав госэкзамены, я получил второй аттестат зрелости с хорошими оценками. Представившись начальнику заочного отделения факультета полковнику С.А. Гламазде о прибытии для сдачи вступительных экзаменов на факультет, услышал от него: «Очень хорошо. Вы назначаетесь старшиной курса заочного отделения». Затем он вручил мне списки слушателей, прибывающих для поступления и сдачи экзаменов, дал инструктаж и приказал действовать. Выйдя в коридор, я стал просматривать списки. Сердце дрогнуло.

Против моей фамилии жирным фломастером было написано «ОТКАЗАТЬ». Вернулся к полковнику и с содроганием спросил: что бы это значило? Он возмущённо высказался в адрес секретаря отделения за то, что та не убрала зачёркнутое слово. Оказалось, мой возраст уже не подходил для приёма на факультет. И лишь с разрешения начальника ЦФУ генерал-полковника В.Н. Дутова, как старшего по возрасту и сроку службы и участника боевых действий, я был допущен к вступительным экзаменам. Сдав их с оценками «4» и «5», я был зачислен слушателем первого курса Военного факультета при МФИ, на заочное отделение. Впереди были пять лет напряжённой учебной подготовки.

Заочный курс обучения сформировался из достойных , желавших шире познать область военных финансов и экономики. Профессорско-преподавательский состав факультета приложил большие усилия к привитию слушателям профессиональных знаний, а также к повышению культурного уровня .

Следует признать, что у некоторых слушателей не по всем предметам обучения были высокие знания по той причине, что они плохо усваивали их. Приведу один пример. Старший лейтенант Николай Таран профессиональные финансовые дисциплины знал достойно, но немецкий язык давался ему с трудом. В недалёком будущем предстояли государственные экзамены, а знания по этому предмету ему не давались. Трижды сдавал он экзамен и всё безуспешно. Пришлось выручать друга не стандартным способом.

Я попросил у Николая зачётную книжку, разыскал в институте преподавательницу немецкого языка и с трудом упросил её взять грех на душу - поставить в зачётной книжке Тарана оценку «3». Она долго возмущалась, но всё же поставила в зачётку Тарана тройку.

На этот поступок я пошёл, поскольку справедливо считал, что в ближайшее время, после окончания факультета, глубокие знания немецкого языка Николаю не понадобятся.

Случались и другие учебные проделки, но они не влияли отрицательно на учёбу слушателей. Как известно, учебный предмет «философия» требует глубокого мышления, особенно при написании зачётных контрольных тем.

Я и мой друг Николай Рязаев поняли это, когда писали одну из зачётных работ. Убывая из г. Ростова-на-Дону в командировку, я упаковал с собой приличную связку различной литературы по философии, а также работы препо-давателей и студентов.

Через месяц позвонил домой и жена прочитала мне отзыв: «Тов. Тишин! Вы взяли работу профессора…, добросовестно переписали её и потому работа не зачтена». Через неделю вернувшись домой, я написал новую работу, которой и отчитался. Подобное случилось и с Николаем Рязаевым. Приехав затем в институт на экзаменационную сессию, я увидел преподавателя полковника А.С. Айзиковича, который сказал мне: «Тов. Тишин! Как же Вы умудрились переписать лекцию профессора… и представить её как личную контрольную работу?». Я ответил: «Тов. полковник! Даю слово офицера, что лекцию упомянутого Вами профессора я в глаза не видел и даже ничего не слышал о нём. При написании контрольной работы я пользовался брошюрой, словарём по философии и частично работой студента экономической кафедры Ростовского финансового института. Никогда не мог подумать, чтобы профессор был плагиатором студента и автора брошюры».

Мы с Николаем определили следующую тактику сдачи госэкзамена по философии. Набрали много вопросов, пошли к Айзиковичу на консультацию и завели с ним приличный спор. На экзамены мы с Николаем пошли вместе. Взяв билеты, сели за парты друг за другом писать ответы. Ко мне подошёл Айзикович,взял у меня экзаменационный билет, черновой набросок ответов по нему, зачётную книжку и сказал: «Можете быть свободными», а через некоторое время вынес зачётку и вручил её мне. Открыв её, я увидел оценку «5». Так же он поступил и с Николаем. Вот таким образом мы разделались с зачётом по философии.

Обучение слушателей в полевых условиях сыграло большую роль в освоении нами боевых навыков.

С достоинством, высокой ответственностью и профессионализмом выпускники факультета, в том числе окончившие его в недалёком прошлом, участвовали в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в боевых действиях в Афганистане, в чехословацких и в других боевых событиях. Мне также приходилось выполнять сложные и ответственные задания руководства командования Министерства обороны.

С Василием Васильевичем Воробьевым судьба свела наши служебные маршруты в 1990 году, когда из Дальневосточного военного округа на должность первого заместителя начальника ЦФУ Министерства обороны СССР прибыл молодой красивый генерал. Я в то время являлся начальником управления делами МО СССР, в составе которого находилась юридическая служба военного ведомства, а, как известно, юристы и финансисты близки не только профессиональными характерами (некий педантизм, суховатость, приверженность букве закона), но и содержанием своей служебной деятельности.

Что это были за перестроечные годы, наше поколение прекрасно помнит - горбачевская прелюдия к разрушению великой державы и необузданное буйство т.н. демократов. Под предлогом демократизации страны разрушалась система управления государством, политическим, социальным и экономическим процессами. Армия и все силовые структуры оказались изгоями в своем Отечестве, на которые вешали все беды населения: низкие зарплаты, пенсии, нехватку жилья и даже продовольственные проблемы. Тем более что придумали версию об отсутствии у нас врагов - мол, их выдумывают военные, чтобы жить «как у Христа за пазухой» за народные деньги.

В этих непростых условиях по предложению юристов и финансистов в Министерстве обороны СССР была образована Комиссия по военному законодательству, чтобы на законодательном уровне защитить оборону страны и военнослужащих. Признаюсь, не был я в восторге, когда в состав Комиссии от ЦФУ был назначен В.В. Воробьев - человек, никогда не служивший в Москве, не знающий теневых порядков столичного бомонда, не имеющий связей во властных коридорах, да еще в эпоху бесчинства оголтелой «демократии».

А ведь нужно было не только разрабатывать законопроекты, но и каждое законоположение жестко отстаивать в комитетах и комиссиях Верховного Совета, в правительственных структурах, перед общественными организациями, такими как комитеты солдатских матерей, невесть откуда вдруг получившими финансовые ресурсы и политическую поддержку, включая самого Горбачева. Основу системы военного законодательства, кроме Конституции, должны были составить три законопроекта: Закон об обороне, Закон о воинской обязанности и военной службе, Закон о статусе военнослужащих. При этом и министр обороны СССР Д.Т. Язов, Коллегия Минобороны, да и все высшее военное руководство, ставили задачи минимально защитить права военнослужащих.

Когда верстались контуры этих документов, В.В. Воробьев неожиданно проявил себя, во-первых, специалистом высокого уровня, а во-вторых - настоящим бойцом (причем наступательного типа) за интересы вооруженных сил и личного состава.

Первое, что мы, члены Комиссии, услышали от него как установку: не имеем права закладывать в проекты законов нормы, ущемляющие прежние права и социальное положение военнослужащих. То есть, отменять или понижать прежние льготы и денежное довольствие. На попытки некоторых членов Комиссии апеллировать к трудностям ситуации в стране Василий Васильевич четко отвечал: не военнослужащие создавали эти трудности.

Второе, что запомнилось, - он категорически отверг попытки «демократов» отменить обязательную военную службу по призыву. Своими убедительными расчетами он просто доказал, что добровольно-контрактный принцип комплектования армии и флота страна не потянет.

Но самые лучшие бойцовские качества генерал В.В. Воробьев проявил, когда приходилось сражаться в Верховном Совете СССР, а затем и России, с либералами типа Собчака, Лубенченко, Старовойтовой и т.д., которые интерпретировали равенство гражданских прав как уравниловку в денежном довольствии и льготах. Помню, как, доказывая Собчаку и его «демократическим» коллегам право на льготы, В.В. Воробьев вывалил на них кучу аргументов: ограничение в правах на выбор профессии, места жительства, неограниченность служебного времени; деятельность, связанная с риском для жизни и т.д.

Задал прямой вопрос: если сегодня вы получите приказ отбыть завтра на север для работы, поедете? Замялись господа депутаты. А затем совсем убийственный - если получите приказ идти на задание, откуда можете не вернуться, или даже скорее не вернетесь? По-моему, Лубенченко что-то заверещал, что военнослужащий тоже может не идти. На что Василий Васильевич ответил, что для таких ситуаций военнослужащие имеют 33 статьи помимо общегражданского Уголовного кодекса в законе «Об уголовной ответственности за воинские преступления».

В 1991 году генерал Воробьев был назначен начальником ЦФУ Минобороны СССР. Хорошо зная Василия Васильевича по короткой, но принципиальной и активной деятельности в совместной борьбе за права военнослужащих и отстаивании интересов обороны страны, я каким-то образом поучаствовал в его будущей судьбе. Дело в том, что принципиальная позиция Воробьева, его бескомпромиссный подход в отстаивании прав военнослужащих, далеко не всем пришлись по душе в демократизирующейся стране. И от него решили избавиться. Сначала предложили согласиться на должность первого заместителя руководителя непонятно кем придуманного Комитета Верховного Совета СССР по контролю за силовыми ведомствами. Отказался - надзирать за разрушением армейских и флотских традиций, да и обороны страны в целом, не его стезя. Затем его начальник, генерал-полковник В.Н. Бабьев, хороший, опытный финансист, но спокойного, мирного времени, стал готовить материалы на увольнение своего первого зама по причине профнепригодности.

Пришлось мне вмешаться и объяснить министру обороны СССР Е.И. Шапошникову истинные причины такого подхода к В.В. Воробьеву. Владимиру Николаевичу Бабьеву было уже за 65 лет, а уходить на пенсию не хотелось, и потому искусственно создавался кадровый голод. Плюс первый зам своей активностью создавал дискомфорт к постоянному неудовольствию «демократов». В октябре 1991 года генерал-лейтенант В.В. Воробьев был утвержден в должности начальника ЦФУ Минобороны СССР, с кончиной Советской державы - начальником Главного управления военного бюджета и финансирования Минобороны РФ. На «расстрельную» должность.

Еще раз признаюсь: я ему не завидовал по следующим причинам:

Было жуткое недофинансирование Вооруженных сил РФ;

Шел дележ армии и флота между новыми суверенами;

Перевод Вооруженных сил на рельсы рыночных отношений в стране, взаимоотношения с коммерческими банками и фирмами, что было абсолютной новизной для финансовых структур советских учреждений, тем более силовых;

Офицерский состав бывших теперь уже советских Вооруженных сил должен был определиться с местом службы и проживания; большинству хотелось вернуться на свою малую родину. Для этого большинства таковой была Россия, но и численность ее армии сокращалась, штатных должностей для всех явно не хватало. Плюс жилье, пособия и т.д.;

Воинские части, выводимые из Европы и других регионов мира, также размещались в России;

Требовалось срочно создавать международно-правовую базу защиты военнослужащих, взаиморасчетов между новыми субъектами СНГ и т.д. и т.п.

И все упиралось в финансы. Василий Васильевич со своими подчиненными и коллегами справился с этой задачей, и к тому же активно помогал становлению финансовых служб армий новых независимых государств.

После увольнения (отнюдь не добровольного и не по возрасту) из Вооруженных сил РФ Василий Васильевич Воробьев не снизил своей активности в защиту Вооруженных сил. В эпоху разгула сердюковщины стало делом чести ветеранов финансово-экономической службы защищать принципы справедливости, честного профессионализма. Их печатные труды и электронные ресурсы широко распространялись среди населения, в военно-общественном сообществе, среди депутатов Госдумы. Это был обвинительный приговор сердюковщине и его покровителям.

Высокий авторитет, четкая и ясная политическая позиция в отношении событий в стране и армии выдвинули Василия Васильевича Воробьева в члены Высшего офицерского Совета России. Все участники Общероссийского офицерского собрания проголосовали за него единогласно.

С юбилеем Вас, дорогой Василий Васильевич! Прежней неукротимой энергии в деле служения Отечеству, той же страсти и профессионализма в защите интересов армии и флота!

Л.Г. ИВАШОВ, генерал-полковник

Интересна статья?

В родах войск видов ВС Союза и отдельных родах войск .

Тыл Вооружённых сил СССР - силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР .

Начало созданию провиантских органов в русской армии положил указ Петра I от 18 февраля (1 марта по новому стилю) 1700 года, учреждающий в военном ведомстве должность генерал-провианта, на которую был назначен окольничий Семён Языков. Этим указом генерал/провианту повелевалось «…ведать все хлебные запасы на дачу ратным людям, а также сбором их и дачею, на Москве и в других городах…». Таким образом, был учреждён новый приказ, который в соответствии с титулом его начальника стал именоваться Провиантским, положено начало централизованному обеспечению войск продовольствием. В этот же день царским указом был образован «Особый приказ» (впоследствии получивший название Военного (иногда его называют ещё «Комиссариатским»), на который было возложено снабжение войск обмундированием, снаряжением и жалованием, а также оружием и лошадьми. В 1711 году по указу Петра I снабженческие органы вошли в состав действующей армии. В её полевом управлении был создан комиссариат, ведавший всеми видами снабжения. В дивизиях организация снабжения была возложена на обер-комиссаров и обер-провиантмейстеров, а в полках, соответственно, на комиссаров и провиантмейстеров. Причем полки обзаводились собственным войсковым хозяйством.

Сложившаяся в начале XVIII века структура органов управления и накопленный в ходе Северной войны опыт снабжения действующей армии были закреплены в Уставе Воинском 1716 года. Ответственность за обеспечение войск возлагалась на командующего армией (генерал-фельдмаршала), а непосредственное руководство её снабжением - на генерал-кригс-комиссара, в обязанности которого, в частности, входило снабжение войск деньгами, вещевым имуществом, провиантом, оружием и лошадьми. Медицинское обеспечение осуществляли: в армии - доктор при высших генералах, в дивизиях - доктор и штаб-лекарь, в полках - лекарь , в роте - цирюльник (фельдшер).

В последующем система тылового обеспечения Русской императорской армии совершенствовалась с учётом опыта войн. Получил развитие транспорт подвоза, разработана система эшелонирования запасов, создана единая интендантская служба. В Первую мировую войну сформировались фронтовые и армейские базы снабжения, стали функционировать фронтовые распределительные станции, обеспечивавшие приём железнодорожного транспорта из тыла страны, а также корпусные выгрузочные станции.

К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в составе тыла Вооруженных сил СССР имелись: тыловые подразделения, части и учреждения, входившие в состав воинских частей, соединений и объединений всех видов Вооруженных Сил; базы и склады с запасами материальных средств; железнодорожные, автомобильные, дорожные, ремонтные, инженерно-аэродромные, авиационно-технические, медицинские, ветеринарные и другие тыловые части и подразделения центрального подчинения. Руководство ими в специальном отношении осуществлялось по линии соответствующих главных и центральных управлений Народного комиссариата обороны. Общее руководство Главным интендантским, Санитарным, Ветеринарным управлениями и отделом материальных фондов было возложено на заместителя наркома обороны. Существовавшая структура тыла не соответствовала требованиям войны. Армейский и фронтовой тыл отсутствовали, так как его содержание в мирное время штатами не предусматривалось.

В ходе Великой Отечественной войны сложился хорошо организованный и технически оснащённый Тыл ВС, который успешно справлялся с большим объёмом задач по тыловому обеспечению войск (сил). С началом войны были созданы Главное управление тыла, управления тыла во фронтах и армиях. Т. о. был образован централизованный тыл. К маю 1942 введены должности начальников тыла в корпусах и дивизиях. За войну Тыл ВС принял от промышленности и обеспечил хранение и подвоз войскам (силам) свыше 10 млн т. боеприпасов, 16 млн т. горючего, ок. 40 млн т. продовольствия и фуража. Личному составу выдано свыше 70 млн комплектов обмундирования. Воинские железнодорожные перевозки превысили 19 млн вагонов, автомобильным транспортом перевезено 625 млн т., воздушным - ок. 140 млн т. материальных средств. Дорожные войска построили и восстановили ок. 100 тыс. км автомобильных дорог, железнодорожные войска и спецформирования Наркомата путей сообщения - ок. 120 тыс. км железнодорожных путей. Для нужд авиации оборудовано более 6 тысяч аэродромов. Военно-медицинская служба и лечебные учреждения Наркомата здравоохранения вернули в строй после излечения св. 72 % раненых и 91 % больных.

Состав

Управление и штаб тыла;
  • Главное управление железнодорожных войск Министерства обороны СССР (ГУЖВ МО СССР);
  • Главное автомобильное управление Министерства обороны СССР (ГЛАВТУ МО СССР) ;
  • Главное военно-медицинское управление Министерства обороны СССР (ГВМУ МО СССР);
  • Главное управление торговли Министерства обороны СССР (ГУТ МО СССР);
  • Центральное управление военных сообщений Министерства обороны СССР (ЦУП ВОСО МО СССР);
  • Центральное продовольственное управление Министерства обороны СССР (ЦПУ МО СССР);
  • Центральное вещевое управление Министерства обороны СССР (ЦВУ МО СССР);
  • Центральное управление ракетного топлива и горючего Министерства обороны СССР (ЦУРТГ МО СССР) - в/ч 25968;
  • Центральное автодорожное управление Министерства обороны СССР (ЦАДУ МО СССР) - в/ч 92407;
  • Центральное финансовое управление Министерства обороны СССР (ЦФУ МО СССР) - в/ч 01990;
  • Инженерно-аэродромная служба Министерства обороны СССР;
  • Служба пожарно-спасательной и местной обороны Министерства обороны СССР;
  • Инспекция охраны окружающей среды Министерства обороны СССР;
  • Управление сельского хозяйства.

Высшие учебные заведения

  • Академии
    1. Военная ордена Ленина академия тыла и транспорта (Ленинград)
  • Командные
    1. Московское высшее командное училище дорожных и инженерных войск (Балашиха)
  • Тыла
    1. Вольское высшее военное ордена Красной Звезды училище тыла имени Ленинского комсомола
    2. Горьковское высшее военное училище тыла имени Маршала Советского Союза И. Х. Баграмяна
  • Инженерные
    1. Ульяновское высшее военно-техническое училище имени Богдана Хмельницкого

Центральное финансовое управление МО СССР

  1. Военный финансово-экономический факультет при

Главное военно-медицинское управление МО СССР

  1. Военно-медицинская ордена Ленина, Краснознамённая академия имени С. М. Кирова (Ленинград)
  2. Военно-медицинский факультет при
  3. Военно-медицинский факультет при
  4. Военно-медицинский факультет при
  5. Военно-ветеринарный факультет при

Главное автомобильное управление МО СССР

  • Командные
    1. Самаркандское высшее военное автомобильное командное училище имени Верховного Совета Узбекской ССР
    2. Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище
  • Инженерные
    1. Челябинское высшее военное автомобильное инженерное училище имени Главного маршала бронетанковых войск П. А. Ротмистрова

Главное управление железнодорожных войск МО СССР

  1. Ленинградское высшее ордена Ленина, Краснознамённое училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе

Военные кафедры при ВУЗах

Военные кафедры при ВУЗах:

  • и так далее.

Начальники

Органы военного управления

  • Управление и Штаб тыла;
    • Главные и центральные управления.

Знаки различия и отличия

Нарукавные знаки

Нарукавные знаки спецвойскам и спецслужбам носились только категорией прапорщики , сержанты и солдаты срочной службы и сверхсрочной службы и курсантами военных ВУЗов на шинелях , на парадно-выходной, и повседневной форме одежды. На полевой, рабочей (подменной) форме одежды ношение нарукавных знаков было не предусмотрено.

Нагрудные знаки

Нагрудные знаки в Тыла ВС СССР были двух типов отличия и различия.

19 февраля 2007 года исполняется 100 лет со дня рождения военного финансиста Героя Социалистического Труда генерал-полковника В.Н. Дутова. Он посвятил свою жизнь служению Отечеству, проявив при этом недюжинные способности и талант руководителя в деле укрепления обороноспособности страны и финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил.
Владимир Николаевич родился в крестьянской семье в селе Пукасовка Летичевского района Винницкой области. Военную службу начал с 1929 года и уже в 1934 году назначается на первичную должность в финансовой службе тех лет - делопроизводителем-казначеем штаба дивизии.
С первого и до последнего дня Великой Отечественной войны В.Н. Дутов исполнял должность начальника финансового отдела фронтов: Северо-Западного, Юго-Западного, Сталинградского, Донского, Центрального, 1-го Белорусского. Во время войны в полной мере раскрылись способности Владимира Николаевича как прекрасного организатора, грамотного руководителя, умеющего обеспечить финансирование войск в самых сложных условиях боевой обстановки.
После Великой Отечественной войны В.Н. Дутов руководил финансовой службой Группы советских оккупационных войск в Германии, затем стал заместителем начальника Финансового управления Военного министерства СССР. С 14 июня 1955 г. по 9 июля 1986 г. - начальник Центрального финансового управления Министерства обороны СССР.
Во время руководства финансовой службой Вооруженных Сил СССР на плечи Владимира Николаевича легла огромная ответственность по организации финансового обеспечения новых видов и родов войск Вооруженных Сил, необходимость образования которых была вызвана в первую очередь появлением ракетно-ядерного оружия. Опыт военной службы, высочайший профессионализм и умение принимать правильные решения позволили В.Н. Дутову быть начальником Центрального финансового управления МО СССР при пяти министрах обороны: Маршалах Советского Союза Г.К. Жукове, Р.Я. Малиновском, А.А. Гречко, Д.Ф. Устинове, С.Л. Соколове.
Идеи Дутова легли в основу создания универсального механизма финансирования войск через полевые учреждения Центрального банка страны, который позволил Министерству обороны Российской Федерации решать задачи финансирования войск и успешно функционирует в наши дни.
Находясь на этой высокой должности, главный военный финансист всегда ставил превыше всего интересы дела, по-государственному относился к решению задач, стоящих перед финансовой службой Вооруженных Сил. Он добивался обязательного экономического обоснования испрашиваемых кредитов и денежных средств во всех звеньях финансовой службы, целевого их использования, повышения эффективности расходов на оборону. Довольствующим финансовым органам запрещалось принимать любые плановые документы без должного обоснования заявленных сумм. Был введен единый финансово-плановый документ - смета. В практике финансового планирования стали применяться контрольные суммы, рассчитываемые довольствующими службами по всем сметным подразделениям.
В период его руководства Центральным финансовым управлением Министерства обороны СССР в финансово-экономической деятельности военных округов и флотов появилась тенденция постепенного отказа от жесткой регламентации финансово-хозяйственной деятельности в войсках, стало применяться обезличенное финансирование, и были расширены права командиров в расходовании материальных и денежных средств. Большое внимание Владимир Николаевич уделял качеству организаторской работы довольствующих финансовых органов. В результате финансовая служба военных округов стала представлять собой отлаженный механизм, способный обеспечить потребности войск как в мирное время, так и в условиях боевых действий.
Неослабное внимание В.Н. Дутовым уделялось перспективному планированию для проведения продуманной военно-технической политики в развитии и оснащении Вооруженных Сил современным вооружением: ракетно-ядерным оружием, стратегической авиацией, атомным флотом. Эксплуатация этих видов вооружений требовала сооружения командных пунктов, аэродромов, пусковых установок, строительство которых велось, как правило, несколько лет. Во многом от того, как осуществлялось финансирование этих стратегически важных объектов, зависела национальная безопасность нашего государства.
На протяжении всей своей службы в финансовых органах Вооруженных Сил Владимир Николаевич особое внимание уделял действенности контроля за правильным расходованием государственных денежных средств. При его активном участии создается первое послевоенное Положение о финансовом контроле, введено требование о составлении планов проведения документальных ревизий, предусмотрено участие в ревизиях воинских частей специалистов довольствующих служб, а также введено обязательное привлечение к проведению ревизий воинских частей членов внутренней проверочной комиссии.
С усложнением задач в области финансового контроля в армии и на флоте более разнообразными становились формы и методы работы контрольно-ревизионных органов. Именно в период руководства генерал-полковника В.Н. Дутова ЦФУ МО СССР стали применяться совместные и комплексные ревизии финансово-хозяйственной деятельности воинских частей и учреждений, внедрялись разнообразные, проверенные опытом и дающие наибольший эффект методы и приемы проверок законности и эффективности расходов денежных средств.
Наиболее полно способности Владимира Николаевича как руководителя государственного масштаба раскрылись при решении вопросов по организации системы финансового обеспечения армии и флота. Им была построена такая система финансового обеспечения войск, которая гибко реагировала на финансово-экономические и военные аспекты развития государства и Вооруженных Сил, имела возможность адаптации и перестройки в соответствии с новыми задачами и условиями обстановки.
Под его руководством были созданы финансовые органы видов и родов войск, система финансирования войск стратегических направлений, расширены функции финансовых органов групп войск за границей, возросла роль войскового звена финансовой службы, приняты меры к совершенствованию работы учебных заведений финансовой службы.
Основательность подхода В.Н. Дутова к исполнению своих обязанностей, глубокое знание вопросов финансового обеспечения Вооруженных Сил позволяли ему так организовать работу подчиненных, что результаты их труда оставались востребованными еще долгое время. Так, почти 30 лет основным руководящим методическим документом по проведению документальных ревизий оставался Справочник инспектора-ревизора, периодически переиздаваемый Центральным финансовым управлением МО СССР (в 1948, 1957, 1973 гг.). А отдельными положениями приказов министра обороны СССР 1973 года № 80 и 1977 года № 5 до сих пор руководствуются в армии и на флоте, с благодарностью вспоминая об удивительном человеке, финансисте, профессионале своего дела генерал-полковнике Дутове Владимире Николаевиче.
Владимир Николаевич Дутов прослужил в Вооруженных Силах 57 календарных лет.
В 1982 году за большой личный вклад в строительство Вооруженных Сил и повышение боевой готовности армии и флота В.Н. Дутову было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Владимир Николаевич умер 10 марта 1991 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в г. Москве.
Службой экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации планируется проведение ряда мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения В.Н. Дутова. Для нынешнего поколения военных финансистов Владимир Николаевич является примером профессионального отношения к своему делу, государственного подхода к вопросам финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил, добросовестного служения Отечеству.
От редакции. При подготовке этого материала мы, естественно, первым делом обратились к российской Военной энциклопедии, 3-му тому, изданному в 1995 году. Статья про генерала Дутова в ней есть, но не про легендарного финансиста, а про казачьего атамана, в 1917 году поднявшего мятеж на Южном Урале.
И вдруг как-то неуютно на душе стало… Давно ли мы старались позабыть про «царских» и «белых» генералов, про «врагов народа», про генерала-диссидента Григоренко и так далее? Потом провозгласили, что историю своего государства замалчивать нельзя, что этим мы себя только обедняем, и, торжественно возвратив российскому народу Деникина и Каппеля, забываем выдающихся деятелей советского периода истории.
Когда же в конце концов уразумеем мы элементарную истину: от прошлого, как бы этого кому ни хотелось, не уйти, а потому его нужно уважать и знать?! Помнить о прошлом нужно хотя бы для того, чтобы не изобретать в очередной раз велосипед и не наступать все на те же грабли!