Правополушарные люди особенности и профессии. Творческое полушарие мозга


Технология «двуполушарного» обучения

как один из приёмов повышения качества знаний в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Вступление

Перемены, происходящие в России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.

Выдвижение задач развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов как нельзя лучше отвечает данной задаче. Система образования – сфера жизни общества, в которой в той или иной мере представлены интересы абсолютного большинства населения страны. Общее образование составляет основу системы, включает многие миллионы обучающихся, работников системы образования, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, различных общественных организаций.

Опыт создания отечественных стандартов образования показывает, что стандарты в состоянии эффективно выполнить свою миссию только в том случае, если их разработка и процедуры принятия будут основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании. Индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересы можно классифицировать следующим образом.

Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся.

Личностная успешность – полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.

Социальная успешность – органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества.

Профессиональная успешность – развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.

К числу основных функций стандарта следует отнести функцию повышения качества образования. Именно реализации данной функции и способствует методика «двуполушарного» обучения учащихся.

Ведущие типы восприятия информации у человека.

Все люди, взрослые и дети, условно делятся на две большие группы. К одной группе относятся люди с ведущим правополушарным типом восприятия, а к другой группе – люди с ведущим левополушарным типом восприятия.

Левополушарный ведущий тип восприятия способствует лёгкому усвоению грамотного письма. Грамотное письмо у таких людей формируется без больших усилий с их стороны – он им легко «даётся». Такие дети могут не учить правил, но писать грамотно. Но сочинения они пишут хуже. «Левополушарным» детям придётся совершать дополнительные усилия, для того чтобы научиться писать хорошие сочинения.

Правополушарный ведущий тип восприятия, напротив, не способствует лёгкому освоению грамотного письма. И даже если такой ребёнок отлично знает правила, применять их он часто не может. Но если такие люди читают достаточно много – они могут писать хорошие сочинения без особых усилий.

Происходит это потому, что правополушарный тип восприятия «отвечает» за лёгкость в общении, за развёрнутую коммуникативную и экспрессивную речь, за её образность. А вот левополушарный тип восприятия «отвечает» за грамотное письмо, за логичность построения речи, за работу со знаковыми системами.

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка

Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении.

Правополушарным свойственно целостное, нерасчлененное восприятие. Левополушарные же, наоборот, расчленяют целое на составные части. Когда учащиеся изучают правила правописания слов, они расчленяют предложение на слова, слова на части (корень, приставка и т. д.). Чтобы действовать по правилу, надо остановить процесс написания, вспомнить правило, выделить, например, корень из ненаписанного слова, сопоставить его с тем корнем, который приведен в правиле. Левополушарные дети с этим справляются, поэтому грамотность после изучения правил у них улучшается.

Правополушарные , не думая о правилах, пишут без ошибок. Но стоит им остановиться, задуматься, и ошибка неминуема. Этой группе детей нельзя расчленять слово на части, нарушать его целостный образ, единство смысловых, слуховых и моторных характеристик. Нарушается целостность восприятия, автоматизм написания, разрушается врожденная грамотность. Их нельзя во время письма останавливать и просить вспомнить правило. Такие дети, написав текст без ошибок, часто не могут справиться с заданием на разбор предложения или слова по частям. При проверке читают текст быстро, ошибок и описок не замечают. Для них главное - понимание смысла прочитанного, поэтому самопроверок они не любят.

Процитируем ведущих специалистов в области нейропедагогики.

Профессор Трауготт: "Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации".

Профессор Хризман: "Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию".

Профессор Колесов: "Истинное мышление - образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно".

Особенности основных познавательных процессов

у детей с доминированием левого и правого полушарий мозга

"Левополушарные" дети

"Правополушарные" дети

мышление

Скорее рациональное

Абстрактное, логическое, формальное, аналитическое (абстрактное познание)

Программируемое

Использование индукции (примат частного) Оперирование цифрами (в том числе счетной системой), математическими формулами и другими знаковыми символами

Скорее эмоциональное

Наглядно-образное, синтетическое мышление (чувственное познание); опора на ассоциации, интуицию, предвосхищение, творческие способности

Спонтанное

Использование дедукции (примат общегоПривлечение ощущений, догадок, предчувствий, представлений, наглядных жизненных представлений

восприятие

Дискретное (по частям)

Аналитико-рассудочное

Абстрактное, инвариантное

Лучше воспринимаются стимулы вербальные, легко различимые, знакомые

Хорошее восприятие речи (устной и письменное) ее смысловых аспектов; различение главного

Плохое восприятие сообщений на фоне шума

Хорошее восприятие высоких звуков

Восприятие целостное

Восприятие эмоционально-чувственное

Восприятие конкретное

Лучше воспринимаются стимулы невербальные трудно различимые, незнакомые

Целостно воспринимаются образная информация, пространственные соотношения, музыка (без ее анализа), шумы

Хорошее восприятие сообщений на фоне шума

Хорошее восприятие низких звуков

память

Хорошая слуховая память

Плохая память на образы

Хорошая память на цифры, формулы, слова

Доминирование функции перекодирования

Доминирование функции перекодирования (смысловое запоминание)

Хорошая произвольная память

Хорошее запоминание последовательности событий и их вероятностных свойств

Хорошая образная память

Плохая слуховая память

Хорошая зрительно-наглядная, образная, эмоциональная память, память на звуки, запахи и т.д.

Доминирование функции запечатления

Хорошая непроизвольная память

Общая характеристика интеллекта

Хорошо развит вербальный, логический компонент; приверженность теории

Хорошо развит невербальный, интуитивный компонент; приверженность практики

Особенности "левополушарной" и "правополушарной" стратегии обучения

(по В.В. Голенкову и Е.Б. Филипповой)

    При "левополушарной" стратегии упор делается на слухоречевую память учащихся, т.е. учебный материал в основном дается вербально. В наглядном виде отражаются правила, структура изучаемых явлений, т.е. символиические обобщения (схемы) являются как бы вербальной формой запечатления.

    Речь учителя для "левополушарных" детей должна быть логичной, "как доказательство теорем", без излишней эмоциональности, мимики и пантомимики. Нежелательны лишние жесты, кроме регулирующих. Темп речи и паузы при любом стиле преподавания должны соответствовать скорости перевода внешней речи учителя во внутреннюю речь учащихся. Паузы и громкость используются для более четкого выделения в речи смысловых частей.

    " Правополушарная" стратегия обучения также характеризуется особенностями, соответствующими деятельности и психическому раскладу "правополушарных" детей.

    Учебный процесс строится с опорой на образное мышление учащихся. Используемые при объяснении образы должны не дробиться на части, а отражать суть изучаемого явления и выступать основным средством донесения материала до учащихся. Главными при этом будут зрительные образы, в определенных случаях необходимо привлекать и слуховые, кинестетические (двигательные), и осязательные, и обонятельные, и эмоциональные, активизирующие соответствующие виды памяти.

    Целесообразно применять наглядный материал, схемы, насыщать речь сравнениями и метафорами. Особенно эффективна динамическая наглядность (действующие модели), слуховая (различные шумы) и др. Вербальную информацию нужно подкреплять образной, желательно разворачивающейся во времени, включать эмоции, действия (например, чертить что-нибудь в воздухе), уделять особое внимание информационной значимости элементов объяснения (краткость и конкретика)

С помощью выразительных средств речи - интонации, громкости, пауз - учитель может управлять вниманием учащихся и устанавливать с ними доверительное общение, необходимое для сотрудничества на уроке. Обучение "правополушарных" учеников должно в максимальной степени опираться на их возможности, интерес к искусству, литературе и философским проблемам. При оценивании знаний важно учитывать повышенную эмоциональность этих детей и помнить, что "плохие" отметки не становятся для них стимулом в учении.

Типы учеников по М.Гриндеру.

п/п

л/п

Любит информацию в письменной форме.

Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций.

Любит проверять работу.

Не любит проверять работу

Повторяет фактическую информацию

Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию

Анализирует от части к целому.

Анализирует от целого к части.

Предпочитает сначала чтение, потом фильм.

Любит смотреть фильм до чтения книги

Видит символы (слова, буквы).

Видит конкретные объекты.

С точки зрения нейропедагогики, весь учебный процесс предстает в виде последовательной цепи:

    обеспечение деятельности ученика с учетом выше указанных особенностей (создание условий для успешного решения проблемы);

    сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда);

    организация ситуации успеха с учетом психофизиологических особенностей учащихся поэтапно (мотивационный этап – операционный - результативный) .

Согласно этой структуре, мы на каждом этапе должны так учитывать особенности “правополушарных” и “левополушарных” детей:

Организация ситуации успеха.

Учитель формирует у учеников мотив достижения успеха. Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе определяется в основном психологическими аспектами индивидуальности ребенка.

Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

Особенности сенсорного восприятия

Познавательная активность, возникающая в левом полушарии, запускает движения глаз в правую сторону (и наоборот). Поэтому можно предположить, что те, кто отводят глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо - левополушарными. Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера, а для левополушарных - правая полусфера.

Часто ученики во время общения с учителем начинают смотреть в сторону или "закатывать глаза к потолку". Эта реакция не случайна. Глаза в сторону - нет интереса к учителю и его информации. Учитель, пытаясь вернуть внимание ученика, ускоряет темп и громкость речи. Ученик же в этот момент перерабатывает ту информацию, которую не успел переработать. В данный момент он не воспринимает речь учителя. Более того, ускорение речи учителем воспринимается учеником как своеобразная агрессия по отношению к нему. Возникает раздражение и защитная реакция. Если во время разговора глаза ученика уходят в сторону, сделайте паузу. Дайте ему возможность усвоить полученную информацию.

Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел. Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30%.

Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.

Правополушарные

Левополушарные

Пространственная организация (часть доски)

левая

правая

Цветовая организация (цвет доски и мела)

Светлая доска и тёмный мел

Тёмная доска и белый мел

Условия для успешной деятельности

Образы, контекст, связь информации с реальностью, с практикой, творческие задания, эксперименты, музыкальный фон, речевой ритм

Технология, детали, линейный стиль изложения. Неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке

Формирование мотивации

Стремление к самостоятельности, глубина знаний, высокая пртребность в умственной деятельности, в образовании

Операционный этап.

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен.

Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Но если их попросить подвести итоги, они встретятся с определенными трудностями. Левополушарным ученикам требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи. Однако точность в употреблении слов и применении правил у них обычно выше, чем у правополушарных одноклассников. Тем не менее, левополушарные ученики обычно медленнее выполняют письменные работы.

На операционном этапе у некоторых детей наступает критический период: с одной стороны, необходимо выполнить работу, а с другой - не хватает условий для реализации задачи. Именно на этом этапе неоценима организованная учителем ситуация, которая помогает ребенку включиться в работу, стимулирует его деятельность. Конкретные обстоятельства обусловливают использование тех или иных приемов.

Учителю при выборе методов и приемов в процессе обучения необходимо учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии полушарий.

Правополушарные

Левополушарные

Восприятие материала

целостное, зрительное, интонация речи

дискретное (по частям), смысл речи

Переработка

быстрая, мгновенная

медленная, последовательная

Интеллект

несловесный, интуитивный

словесный, логический

Деятельность

практическая

теоретическая

Эмоции

экстравертированность, страх, гнев, печаль, ярость

интравертированность, радость, чувство наслаждения

Память

непроизвольная, наглядно-образная

произвольная, знаковая

Мышление

наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное

абстрактно-логическое, формальное, рациональное, программируемое, двухмерное

Результативный этап

Этот этап деятельности учителя является диагностирующим, он определяет прогнозы на будущее. Ученик также корректирует свою деятельность при помощи учителя: его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности.

Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности ученика в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего задания.

Педагог имеет установку на поиск ошибок, ученик - как можно меньше их сделать. Это приводит к формированию исполнительского стиля у ребенка и дидактичности у педагога. Подобное положение чревато множеством негативных последствий.

Исполнительский стиль мышления формируется у детей уже в детском саду. Педагоги художественных школ отмечают, что одного года пребывания в детском саду оказывается достаточно для стандартизации мышления ребенка. Недаром существует закон: в детских творческих работах учителю запрещается исправлять даже самые вопиющие ошибки. Замечено, что у авторитарных учителей и родителей дети более конфликтны, чаще дают другим отрицательные оценки.

Тем не менее итог учебной работы обычно сводится к оценке. Учитель оценивает грамотность, аккуратность, правильность и т. д. Ученик же надеется, что оценят не только итог, но и его усилия.

При выборе методов проверки знаний учащихся необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.

Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы "закрытого" типа. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы "закрытого" типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.

Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с "открытыми" вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы "открытого" типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.

Правополушарные

Левополушарные

Самоконтроль

не контролируют правильности речи, смысловые пропуски, свободная конверсация

высокий самоконтроль речи, изложения материала

Характерные ошибки

ударные гласные, словарные слова, пропуски букв, описки, имена собственные пишут со строчной буквы

безударные гласные, пропуск мягкого знака, написание лишних букв, замена одних согласных другими, падежные окончания

Методы проверки

устный опрос, ограниченный срок выполнения задания, вопросы открытого типа (собственный развернутый ответ)

письменный опрос, неограниченный срок опроса, вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа)

Чтобы урок был продуктивным, а обучение - эффективным, учитель должен использовать приемы для обучения правополушарных детей.

1. Фантазирование - сочинение с различными заданиями.

2. Составление загадок, шуток, прибауток, скороговорок, сочинений.

3. Составление сказок.

4. Прием изменения окраски. (Шагнули в картинку. Что увидели, услышали, почувствовали? Какими красками вы бы изобразили картинку? Что можно добавить, убрать? Почему?)

5. Метод введения нового героя. (Придумать героя, который бы помог Аленушке, Иванушке и т.д.).

6. Прием "до сказки". Придумать, что было до сказки. (Описать место, где жили два Мороза и т.д.).

7. Метод описания. Предложить описать дверец, где жила Золушка, Рыбка, Баба Яга и т.д.

8. Метод изменения в подсистеме героя сказки. Внести вместо одного героя сказки - другого. Как бы изменился сюжет?

9. ММЧ. Описать ощущения ледяной девочки. Когда ей было хорошо, плохо и т.д.

10. Прием оживления. Предложить детям описать природу в лице живого существа или стихи по опорным словам.

11. Словесное рисование. Придумать свою картинку, свой музыкальный инструмент и т.д.

12. Метод чудесных превращений. (Описать добрые дела, которые могли бы помочь принять облик …).

13. Прием жизнь в плоскости (аморфное состояние). Предложить представить себя на месте того героя, что есть в изучаемом материале (козленок, медведь, старик, золотая рыбка).

14. Системный лифт. (Круговорот воды в природе).

15. Прием синтеза. Выводы после наблюдений. (Название сказки - каково может быть - почему?)

16. Метод проб и ошибок. (Помоги себе сам, займи себя, найди то, что тебе дорого, по душе).

17. Проблемный вопрос. Как можно путешествовать, не выходя из дома? и т.д.

18. Метод дополнения. Учитель начинает - дети заканчивают.

19. Метод звукового ощущения. Какие звуки издает дождь, свет, музыка весны, зимы и т.д.?

20. Метод ассоциации. На что похоже (а), (е)? Это дерево, сугроб и т.д. (Методы работы взяты из программы РТВ).

Перечисленные виды деятельности облегчают обучение детей с одним учебным стилем и затрудняют обучение детей с противоположным учебным стилем или дают учителю верное представление об их знаниях и способностях, поэтому нужно применять методы дифференцированного подхода в обучении.

Приведём пример заданий при изучении словесности.

Правополушарные

Левополушарные

Сочинение

Анализ рассказа

Составление слов и предложений из частей

Разбор слов и предложений по составу

Чтение-пересказ

Прослушивание текстов

Чтение по ролям

Обучение чтению других

Задания на правописание

Задания на поиск ошибок

Нахождение взаимосвязи

Применение изученного правила

Нахождение отрывков в тексте

Сопоставление текстов

Упражнения, которые развивают внимание; логическое, аналитическое мышление; учат сопоставлять, выделять главное; настраивают на дальнейшую конкретную деятельность, то есть развивают левое полушарие головного мозга . Это такие упражнения, как: “Найди логическую ошибку”, “Следи за логическим рассуждением”, “Расширь свой взгляд на мир”; игры-бои: орфоэпический, орфографический, морфологический и т. п.; тесты Г. Айзенка, тест “Корректурная проба”, задания типа “Выбери четвертое лишнее”, “Составь алгоритм” и другие.

Активизировать образную память, развивать творческое воображение, умение видеть внутренние образы, эмоционально излагать материал, то есть воздействовать на правое полушарие мозга позволяют обучающие игры: “Конкурс сказочников”, “Древо мудрости”, “Волшебный карандаш”, “Ученый совет”. Они помогают овладевать абстракциями, обобщениями, приводят в “боевую” готовность восприятие, внимание, память, дают возможность быстро и оптимально понять учебный материал. Словарная работа по методу Цицерона, “Матрешки”, использование “Стратегии орфографии” (из НЛП); упражнения по визуализации образов, развивающие умение видеть внутренние образы, типа “Составь портрет словосочетания”, “Сочини грамматическую сказку”, чтение по ролям, тоже способствуют этому.

Правополушарное обучение.

Психологи указывают на то, что до 10-летнего возраста у учащихся преимущественно активизировано правое полушарие, ответственное за целостное восприятие, что способствует развитию творческого потенциала, перенесением акцента на невербальное обучение.

    Прием «Карточки мгновенного предъявления». Учащиеся на карточках иллюстрируют конкретные и абстрактные понятия, что стимулирует нетривиальный взгляд на абстрактные понятия, активизируют образное мышление.

    Прием «Интерпретация». Во время прослушивания музыкального фрагмента учащиеся сопоставляют их с определенным понятием из написанных на доске и находят соответствие. Данный прием желательно использовать до изучения темы, т.к. он позволяет извлечь и активизировать уже имеющуюся у ребенка информацию об объекте или явлении, который предстоит изучать, чтобы впоследствии восприятие темы было более эффективным.

    Прием «Драматизация». Этот прием давно применяют в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Холистическое обучение предполагает его применение при изучении естественных наук. Драматизация помогает запомнить особенности объекта или явления природы, понять динамику процесса или научную концепцию. Учебная игра «Я садовником родился» в своей основе построена на приеме драматизации. Каждый учащийся выбирает себе роль (например, цветка), затем он ищет нужные сведения в дополнительной литературе, а на уроке использует их. Учитель играет роль садовника, который обращается к тому или иному цветку, говорит с ним, узнает об особенностях его жизни.

Драматизацию можно проводить в письменном виде, предложив написать учащимся сочинения о своих мысленных перевоплощениях: «Я - снежинка», «я – капля воды», «Я - бабочка» и др.

    Прием «Визуализация». Это управляемое фантазирование, воображаемые путешествия под руководством учителя: путешествие внутрь своего организма, в недра Земли или Солнца, внутрь живой клетки и др. визуализация может играть роль проблемной ситуации или роль эмоционально-образной оболочки, надетой на логически-рациональный каркас научных фактов, сведений, соединяя их в целостную картину. Для осуществления визуализации необходима спокойная, доброжелательная атмосфера на уроке, неяркий свет, спокойная музыка. Учитель может использовать текст описания явлений из научно-популярной литературы. Под чтение этого текста учащиеся воображают явление и отвечают на вопросы.

Одним из преимуществ подобных визуализаций перед наглядными методами является то, что осуществляется не пассивное освоение готовой информации, а происходит активная работа мысли и воображения, обогащающая имеющийся опыт ребенка, создаются новые образы, организована развивающая деятельность.

Левополушарное обучение.

Левое полушарие осуществляет переработку информации логически, последовательно. Необходимо использовать логический способ рассуждений – это умение, постепенно развивающееся с детства. Дети учатся высказывать суждения, делать умозаключения, используя вначале конкретные примеры, а затем переходя к абстрактному мышлению.

    Прием «Классификация». Задание помогает учащимся понять, что предметы можно классифицировать по нескольким характеристикам (цвету, форме, размерам и др.).

    Прием «Решение проблем». Проблемное обучение тесно связано с левополушарным, поскольку решение проблемы включает логический анализ информации, имеющийся в распоряжении учащихся и касающийся данной проблемы, а также анализ полученной информации. Сделать такое обучение притягательным для учащихся можно только в том случае, если оно мотивировано и будет обладать личностной значимостью для ученика. Часто для решения проблемы учащиеся проводят исследования. Проводя опыты и эксперименты, анализирую добытую информации логически рассуждая, учащиеся находят решение поставленной проблемы.

Сочетание разных видов обучения .

Виды обучения – физико-сенсорный, правополушарный, левополушарный, эмоциональный и др. – это теоретические, искусственные категории. Необходимо использовать комбинации видов обучения. Для этого используются разнообразные интересные методы обучения: мозговая атака, сетка, синектика, латеральное мышление и др.

    Прием «Мозговая атака». Она означает свободное выражение идей по определенной проблеме. Это процесс, цель которого выработать выбор возможностей, альтернатив. Во время мозговой атаки учащиеся должны воздерживаться от критики и оценивания какого-то ни было предложения. Мозговая атака это один из методов решения проблем, который учащиеся могут использовать в будущем.

    Прием «Сетка». Эта форма мозговой атаки предназначена на нахождение связей между отдельными положениями. Ядро сети – установление связей. При построении сети проблему записывают в центре листа бумаги и проводят ответвления во все стороны, где записывают сеть проблем исходящих из исходной.

    Прием «Синектика». Это процесс использования в рассуждениях метафор, аналогий, чтобы незнакомое сделать знакомым. При использовании данного приема у учащихся развивается умение создавать свои собственные связующие метафоры и аналогии.

    Прием «Латеральное мышление». Такое мышление связано с инсайтом, творчеством, юмором. В его основе лежит перестройка информации, отход от жестких образцов, установленных практикой. Этот прием помогает ученикам создавать новые идеи, выделять и решать проблемы, изучать научные концепции. Такое мышление позволяет научиться мыслить гибко, разрушать старые схемы.

Эмоциональное обучение.

Холистический подход считает развитие эмоций учеников таким же важным, как и способность решать проблемы, логически думать и внимательно наблюдать. Эмоциональный компонент обучения можно включать в каждый урок, задавая тот или иной эмоциональный вопрос.

    Прием «Дилемма». Это ситуация, которая требует выбора альтернатив. Умение перебирать варианты, видеть и выбирать альтернативу необходимо для формирования творческой личности. Чтобы помочь ученикам справиться с дилеммой предлагаются ведомости ценностей. Они содержат описание дилеммы и вопросы для учащихся. Учащиеся знакомятся с ведомостью ценностей, обсуждают ее, отвечают на вопросы.

    Прием «Занятие позиций». Есть проблемы в жизни и в науке, которые могут вызвать глубокие чувства. Но ученики не могут проанализировать и выразить свою позицию. В данном приеме учащиеся отмечают крайние позиции по обсуждаемой теме, и дать им возможность объяснить эти позиции.

Заключение.

Создание мотивации на обучение тоже является эффективным фактором для проведения качественного урока. Привести ребенка в проблемное состояние, когда он заинтересован в решении поставленной задачи, помогает так называемая “метафора”- своеобразная притча, поучительная история, даже анекдот, афоризм - которую мы не расшифровываем, не объясняем смысла. Но, рассказав ее в начале урока, мы воздействуем на оба полушария головного мозга, переводя ученика из проблемного состояния в желаемое. Приведём в пример одну из историй Н. Песешкиана:

Небольшая разница.

Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: “ Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть: ты потеряешь одного за другим всех своих близких!” Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя. Тот, выслушав сон, произнес: “ Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживешь долгую жизнь и переживешь всех своих родных!” Властелин щедро наградил предсказателя. Придворные удивились: “Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник!” “Все зависит от того, как сказать то, что сказано”.

Разделение сознания ("тонкое тела") на инь и ян на уровне мышления – это левополушарное и правополушарное мышление .

На физическом уровне кора нашего головного мозга состоит из двух полушарий, соединённых между собой пучком нервных волокон - мозолистым телом. Левое полушарие ответственно за правую половину тела, а правое - за левую.

В соответствии с этим многие эзотерики принимают, что правая часть нашего тела (независимо от пола) связана с нашей «мужской энергией», а левая половина – с «женской энергией» .

Левополушарное мышление:

Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении. В нашей речи левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов

Правополушарное мышление:

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. В нашей речи правое формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете.

Согласно концепции В. С. Ротенберга, «левое полушарие из всего обилия реальных и потенциальных связей выбирает немногие внутренне непротиворечивые, не исключающие друг друга, и на основе этих немногих связей (в идеале - стремление только к одной, но очень сильной) создает однозначно понимаемый контекст. В основе этого контекста лежит установление однозначных причинно-следственных отношений между предметами и явлениями. Благодаря однозначному контексту достигается полное взаимопонимание между людьми в процессе их деятельности. Однозначность обеспечивает также логический анализ предметов и явлений, последовательность перехода от одного уровня рассмотрения к другому. При этом все остальные связи, способные усложнить и запутать картину, сделать ее менее определенной и внутренне противоречивой - все эти связи безжалостно отсекаются. Такая аккуратно подстриженная под машинку логического мышления картина мира является уже не картиной в полном смысле этого слова, а моделью, удобной в обращении. Все школьное образование в условиях западной цивилизации направлено на скорейшее формирование у человека однозначного контекста левополушарного мышления.

Правое полушарие занято прямо противоположной задачей. Оно "схватывает" реальность во всем богатстве, противоречивости и неоднозначности связей и формирует многозначный контекст. Прекрасным примером такого контекста являются сновидения людей с целым мозгом. …этот пример… адресуется к внутреннему опыту каждого человека. Всем нам, наверное, знакомо ощущение беспомощности, когда проснувшись после яркого и личностно значимого сновидения, мы пытаемся его пересказать, чтобы передать свои от него ощущения. И с удивлением обнаруживаем, что, хотя мы ясно помним его во всех деталях, при пересказе ускользает что-то важное, причем не только от слушателей, но и от нас самих. То, что мы способны выразить в словах, является лишь бледной тенью, скелетом того, что мы действительно видели. И дело не в том, что нам не хватает слов, а в том, что не удается передать в словах тот многозначный контекст, который формируется обилием пересекающихся связей между его отдельными образами. Речь, во всяком случае, речь не поэтическая, принципиально не предназначена для передачи и выражения такого контекста, поскольку строится по законам левополушарного мышления»


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Слышали ли вы когда-нибудь о том, что все люди представляют собой две категории – «художники» и «мыслители». Что это значит? А то, что у одних людей лучше всего развито правое полушарие мозга, которое обеспечивает образное мышление, а у других – левое полушарие, которое отвечает за логическое . Конечно, эта теория множество раз подвергалась научной критике, однако при этом в сознании современного человека прочно закрепилось понятие, что творческое и логическое начало личности напрямую зависит от преобладания деятельности правого либо левого полушарий. Некоторые психологи и нейрофизиологи считают, что то, какое полушарие работает лучше, напрямую отражается в способностях человека, его характере. Некоторые учёные утверждают, что гораздо большей ценностью обладает развитое правополушарное мышление. Почему? Ответ вы найдёте в нашем материале.

О работе двух полушарий

Исследователь процессов интеллекта и творчества Пол Торренс был в числе первых, кто обратил внимание на особенности работы полушарий головного мозга человека. Учёный провёл эксперимент, в ходе которого было установлено 4 типа мышления:

  • левополушарное мышление — то, которое строится на логике и анализе
  • правополушарное мышление – где мыслительным процессом движут эмоции, и образы
  • смешанное мышление – где в равной степени активно и правое, и левое полушарие, каждое из которых включается в нужный момент
  • интегрированное мышление – когда правополушарное и левополушарное мышление работают одновременно.

Торренс подчёркивал, что среди выделенных типов мышления нет хороших и плохих: каждый имеет свои преимущества и недостатки. Однако учёные в последнее время всё больше придают значение развитию именно правополушарного мышления.

Как узнать, какое полушарие преобладает?

Узнать, какое полушарие у вас доминирует можно с помощью специальных тестов. А самый простой способ это выяснить – прислушаться к себе. Если вы полагаетесь на интуицию при принятии решений, доверяете своим чувствам и ощущениям, если не особенно стремитесь к и управлению человеческими ресурсами, если музыка способна вызвать у вас переживания, а кинолента – сильные эмоции, — у вас преобладает деятельность правого полушария. Если же вам нравится быть лидером и организатором, Вам не сложно произнести , вы склонны анализировать любую проблему, раскладывая её на составляющие, — у вас левополушарный тип мышления.

Характеристики правополушарного мышления

Человек, у которого преобладает правополушарное мышление, часто использует интуитивный подход к решению жизненных проблем и профессиональных задач. Логику такая личность подключает в ситуациях крайней необходимости. Для правополушарного человека имеют ценность высокие идеалы и нравственные ориентиры, он склонен философствовать. «Художнику» не нравится, когда им кто-то управляет: он предпочитает действовать по собственной инициативе. Для правополушарного человека важны отношения с окружающими. Такой человек способен рождать уникальные идеи, создавать нечто новое, прекрасное.

Надо сказать, что классическая система образования построена так, чтобы развивать преимущественно левополушарное мышление, практически полностью игнорируя развитие правополушарных навыков. Это выражено в том, что детей и студентов учат лишь запоминать и воспроизводить информацию в рамках учебной программы, максимум – мыслить логически, и очень мало уделяют внимание развитию образного мышления, фантазии, интуиции, творчества. К сожалению, правополушарное, творческое мышление не культивируется в традиционных учебных заведениях и, в результате, учащиеся становятся обычными «стандартными» взрослыми. Такой подход значительно ограничивает процесс развития личности, делает его односторонним.

Зачем развивать правополушарное мышление?

Немало учёных подчёркивали особую ценность правополушарного мышления. Один из основателей научной педагогики, немецкий исследователь Иоганн Фридрих Гербарт отмечал, что плохой педагог преподносит истину, а хороший учит её находить. Нейропедагог Наталия Трауготт говорила, что «нужно предостеречь образовательную систему от левополушарного обучения, так как это воспитывает людей, которые не будут способны осуществлять реальные действия в реальных ситуациях». Профессор Т. П. Хризман сетовал, что «исчезают правополушарники – генераторы идей. Вопрос стоит серьёзно: надо спасать нацию».

«Эксперимент в области педагогики и психологии, проведённый американскими, швейцарскими и австрийскими учёными показал, что школьники начали значительно преуспевать во всех дисциплинах, когда обычную школьную программу уменьшили за счёт увеличения часов уроков музыки».

В последнее время актуализировался вопрос интенсивного развития правополушарного мышления. К примеру, способность образно и комплексно мыслить, быстро генерировать идеи – важнейшие навыки современного топ-менеджера, который работает зачастую в условиях хаоса и стресса. Крупнейшие компании – банки, ритейлеры, производители – не пренебрегают развитием интуитивно-сенсорного мышления своих сотрудников, в том числе и руководящего состава. Следовательно, правополушарное мышление следует развивать для того, чтобы преуспеть и улучшить качество жизни.

Упражнения для активизации правого полушария

«Рекомендация. Интуицию, внутреннее образное видение, комплексный подход – все эти проявления правополушарного мышления можно развивать. Делать это можно как самостоятельно (с помощью известных методик , Майкла Микалко, Джулии Камерон, Мерили Зденек и других), а можно, заняться интенсивной тренировкой креативности в группе на специальном тренинге».

Начните тренировку правого полушария с помощью несложных упражнений, которые выполняются в паре.

  1. Упражнение «Образы». Удобно сядьте и закройте глаза. Сконцентрируйтесь на своём дыхании: дышите глубоко, с каждым вдохом всё более успокаиваясь и сосредотачиваясь на собственных ощущениях. Вдыхайте и выдыхайте легко, свободно. Почувствуйте, что вам тепло, уютно, комфортно и вы вдыхаете чистый, свежий и прохладный воздух. Так вы успокаиваетесь и настраиваетесь для нового вида деятельности. Теперь ваш партнёр будет медленно зачитывать слова, которые нужно почувствовать, ощутить максимально реалистично. Сосредоточьтесь на содержании слов. Проговаривайте слова про себя и представляйте услышанное в своём воображении.

Вначале зрительные образы : банан, река, лес, цветок, пчела, красный, игра, ласковый, мастерить, плести.

Телесные образы : поглаживание меха, тающая снежинка, тёплый пар, хождение по мягкому ковру, горячая вода, острая игла, рыбная чешуя, мягкий пух.

И в конце – обонятельные и осязательные образы : аромат свежей розы, запах сена, запах хвои, вкус только что разрезанного апельсина, ломтик шоколада, канапе с красной крупной икрой.

  1. Упражнение «Пословицы». Ваш партнёр по упражнению загадывает какую-либо хорошо знакомую всем пословицу или поговорку и пытается объяснить молча, невербально (только с помощью мимики и жестов), что он загадал. Вы угадываете. Потом – меняетесь ролями.

Удачи в развитии правополушарного мышления! Ваше мнение: каким образом правополушарное, интуитивно-образное мышление связано с лидерством?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лицей № 180

г. Нижнего Новгорода


Учебный проект по биологии

«Правополушарное мышление»


Выполнил

Серова Майя; 10 А

Руководитель:

Пантелеева Ольга Юрьевна

преподаватель биологии высшей категории


г. Нижний Новгород 2012 г.


Введение


К сожалению, возможности человеческого мозга на сегодняшний день изучены плохо. Во многих вопросах, связанных с деятельностью высшей нервной системы, ученые и исследователи вынуждены учитывать многочисленные «белые пятна». Даже обладая современной научной и технической базой, вести исследования в этой области сложно. Необходима систематизация данных многочисленных наблюдений за поведением человека в течение многих лет. Тем не менее, научно установлено, что функции полушарий головного мозга в мыслительной деятельности человека весьма различны: основной сферой специализации правого полушария является интуиция; левое полушарие мозга отвечает за языковые способности, контролирует речь и память. Согласно исследованиям, левое полушарие мозга более развито у большинства людей. А вот появление выдающихся талантов и гениев человечества часть научного сообщества связывает с активным подключением правого полушария. Настоящая работа посвящена изучению имеющихся данных об асимметрии полушарий головного мозга и тому, как данная асимметрия проявляет себя в повседневной жизни человека.

Актуальность темы заключается в том, что и человеческая цивилизация как таковая, и научно-технический прогресс требуют неординарного творческого мышления, способности быстро реагировать на стремительно изменяющиеся реалии времени, т. е. нуждаются в людях, способных на фантазию, творческий полет, необычность мышления. По одной из версий ученых, дальнейшее развитие человека и освоение им всех возможностей мозга и организма вообще связано с гармонизацией степени развития полушарий. Если в процессе жизнедеятельности будут одинаково задействованы оба полушария головного мозга, мы откроем для себя множество новых возможностей, если не «сверхспособностей». Пока это теория, но основные постулаты уже подтверждает практика. Да и ранее человечество не раз задумывалось о том, что такое «всесторонне развитая личность» и каково должно быть ее становление.

Меня заинтересовала эта тема потому, что я учусь в школе с углубленным изучением физики и математики, следовательно, в процессе учебы развиваю левое полушарие мозга, тогда как для развития правого полушария нет специальных предметов и дисциплин. Не лишаю ли я себя, таким образом, каких-то навыков, которые помогут мне совершенствоваться? Что мне следует делать, чтобы решить эту проблему, и как это скажется на моем состоянии, моих возможностях, моей деятельности? Эти вопросы волнуют меня и помогли сформулировать цель настоящего проекта.

Целью работы является изучение возможностей стимуляции активности полушарий головного мозга для равномерного и гармоничного их развития.

Задачи работы:

изучить, как функциональная асимметрия полушарий головного мозга влияет на способности и деятельность человека;

исследовать, как сказывается неравномерное развитие полушарий на поведении человека;

определить, в каком возрасте определяется доминирующее полушарие;

изучить возможности и перспективы направленной стимуляции активности менее развитого полушария для улучшения работы головного мозга в целом;

выяснить зависимость устойчивости к стрессам от пропорциональности развития полушарий мозга.



Американский психолог Говард Гарднер в конце 20 века выдвинул гипотезу о существовании семи типов интеллекта: логико-математический, вербальный, музыкальный, визуально-пространственный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный. Практика современного образования и утилитарный практический подход к узко специализированным видам профессиональной деятельности приводит к тому, что все, чем человек занимается совершенствует (тренирует) только определенный тип мышления. По большей части это логико-математическое и вербальное мышление, являющееся функцией левого полушария мозга. Выделяется также ряд творческих профессий в сфере искусства, но у их ярких представителей чаще всего отсутствуют выраженные способности к аналитике, что указывает на меньшую задействованность левого полушария.

Левое полушарие.

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.

языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.

аналитическое мышление. Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

буквальное понимание слов. Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

последовательность обработки информации. Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

математические способности:

Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

контроль за движениями правой половины тела.

Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

Правое полушарие.

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

обработка невербальной информации:

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

пространственная ориентация:

Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

музыкальность:

Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

метафоры:

С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

воображение:

Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос "А что, если..." также задает правое полушарие.

художественные способности:

Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Получается либо ты логик, либо интуитивист? Не совсем так. Считается, что наиболее важные открытия в науке, свершения в искусстве, иные достижения человека, выходящие за рамки «обычного» и «стандартного», совершались и совершаются в моменты равной активности обоих полушарий головного мозга. Это и пресловутые сны, где приходит решение какой-то задачи (например, Дмитрий Менделеев увидел свою таблицу химических элементов во сне), и озарения в момент совершения нестандартных действий или необычных ситуациях. Ряд ученых предполагает, что это и есть слаженная работа всего головного мозга, логика вместе с интуитивно-творческим началом. По одной из версий, имеющих достаточно подтверждений, подобные состояния «озаренности» происходят, когда в работу включается обычно более «пассивное» полушарие. «Включать» его помогают определенные направленные тренировки. Скажем, ученому может помочь погружение в совершенно иной вид деятельности. Тот же Дмитрий Менделеев, выдающийся химик, довольно много времени посвящал изготовлению чемоданов. Такое у ученого было хобби. Современные психоаналитики назвали бы это «тренировкой правого полушария мозга», ведь любой вид творчества, рукоделия, прикладного искусства напрямую связан с «правополушарным» мышлением. Активность правого полушария дает нам новые возможности, однако, если оно доминирует, тип мышления становится хаотичным, неспособным на анализ. Равномерное развитие полушарий головного мозга - то, что позволит человеку открыть для себя идеальное равновесие.

Таким образом, задача стимулировать мозг для решения задач любой важности и сложности, очевидно, лежит в области гармоничного взаимодействия полушарий и активизации того полушария, которое в обычной деятельности менее задействовано.


Глава II. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА КАК РЕЗУЛЬТАТ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ


Функциональная асимметрия полушарий головного мозга не является нормой в строгом понимании. Степень развитости и активности участков мозга зависит от того, как формируется личность человека начиная с первых лет жизни, какие задачи, «логические» или «эмоционально-художественные» преобладают в становлении и развитии. Современные образовательные методики развивают главным образом левое полушарие, игнорируя вторую половину умственных возможностей. Современные школы и ВУЗы ориентированы в большей степени на развитие логико-знаковых, левополушарных компонентов мышления, что приводит к их доминированию в процессе формирования человеческой личности. Правополушарное образное, творческое мышление постепенно угнетается - талантливые дети не развивают свои возможности, теряют уникальность и неординарность мышления.

Согласно исследованиям, примерно до десяти лет у детей активизируется, т.е. доминирует преимущественно правое полушарие и первая сигнальная система, поэтому подавляющее большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу. Следовательно, изначально у большинства из них заложена леворукость в следствие активно действующего правого полушария мозга, и только благодаря всей системе образования, в том числе и дошкольной, в России огромное количество праворуких детей с плохим почерком.

Для сравнения:

В начальной школе на пять праворуких детей приходится один леворукий. Через несколько лет обучения картина меняется. В среднем и старшем звене один леворукий ребенок на 10 праворуких. (около 90% людей имеют ведущую правую руку и лишь 10% - левую или одинаково хорошо владеют левой и правой рукой).

Самый простой способ за короткие сроки максимально сократить асимметрию развития мозга связан именно с навыками владения телом. Реально сокращать асимметрию можно, научившись управлять и правой и левой частями тела одинаково. Специалисты советуют, занимаясь физкультурой, менять толчковую ногу (опорную), а также тренироваться писать и левой, и правой рукой. Этот способ долго считался едва ли не единственным, но современные исследования смогли предложить другие методы. С одним из таких познакомимся подробно.


Глава III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИЕМАМИ И ТЕХНИКАМИ ПРАВОПОЛУШАРНОГО РИСОВАНИЯ


Правополушарное рисование - это интенсивный метод обучения рисованию, формированию художественной уверенности и получению доступа к творческим силам мозга. Разработан американской преподавательницей рисования Др. Б.Эдвардс и основан на исследовании мозга Нобелевского лауреата Др. Р.Сперри. Первоначальный полугодовой курс обучения был улучшен и сокращён до 40 часов, т.е. до 5-и дней 8-и часовых занятий или соответственно 8 пятичасовых занятий. Как работает метод? Правое полушарие мозга обладает творческой силой, чувством пространства и формы и, следовательно, естественным «природным» умением рисовать, в то время как левое полушарие чувствует языки, логику, символы, но совершенно не умеет реалистично рисовать. Согласно методике, в детстве мы все являемся художниками, но так как активно действует правое полушарие, а левое «отмалчивается», детские рисунки хаотичны и нереалистичны. Они на этом этапе развития ребенка и не могут быть правдоподобными, «взрослыми» картинами. Вырастая, мы забываем о том, что являемся художниками, хотя благодаря развитию левого полушария уже могли бы рисовать реальные картины. Просто левое полушарие «побеждает» правое. Доминирующее левое полушарие мешает правому в его попытках рисовать. В таких случаях человек считает себя совершенно неспособным к рисованию. В курсе правополушарного рисования перед учеником ставятся такие задачи и упражнения, от которых как от несерьезных, неэффективных и «не своих» отказывается левое полушарие, а это, в свою очередь освобождает правое для рисования. Таким образом, правое полушарие активизируется и посещающие курсы с огромным для себя удивлением обнаруживают, что способны рисовать «настоящие» картины. Происходит это невероятно быстро. Скорость достигается именно благодаря включению в работу правого полушария мозга.

Исследуя вопросы асимметрии полушарий мозга, я посетила первое занятие в технике правополушарного рисования, на практике попробовав подтвердить теорию.

Простейшие тактические приемы первого занятия цикла обучения рисованию, позволяющие пробудить правое полушарие мозга:

.Психологическая обстановка. Обучающий безгранично уверен в эффективности методики и показывает работы таких же учеников - рисунки их, когда они только пришли на занятие впервые, рисунки после 5 часов тренировки, рисунки после курса из 40 часов. Работы убедительно доказывают, что обучение с нуля возможно.

.Снятие барьеров. Ученики выполняют безумные и нелепые с точки зрения левого полушария задания, например, обмакнув руки в гуашь, возят пальцами по бумаге. Выполнение бессмысленных действий невозможно для левого полушария, его работа затормаживается.

.Никаких профессиональных художественных терминов. Объясняя ученикам самые простые вопросы - как держать кисть, насколько глубоко обмакивать кисточку в гуашь и т.д. - преподаватель прибегает к «смешной и детской» лексике. Мазки кистью называются «тык», «шмяк», «вжих», «ляп» и т.п. Здесь логика отказывает, но повторять за учителем нужно, и ученик вынужден понимать и общаться на таком «детском», «образном» языке. Обучение есть, но его трудно воспринимать с точки зрения логики.

.Один из приемов - нарушение границ. Задание - закрасить листок альбома фоном для рисунка не обращая внимание на «памперсе» - это подложка из газет. Задание тоже нарушает логику. Затем за границы листа должен выйти и рисунок или его часть. Вместе с рисунком за границу привычного выходит и восприятие человека, активизируется правое полушарие, левое - «в шоке».

.Преподаватель предлагает «детским» языком последовательность действий, ученик ее воспроизводит. Ученик не знает, какой рисунок он в данный момент рисует, что именно будет изображено. Ломается стереотип цели и ее достижения, одно из обязательных условий работы левого полушария.

.Изменение настроения. По прошествии определенного времени выполнения заданий, сознание уже отказывается воспринимать происходящее с точки зрения логики, но как раз в этот момент начинает что-то получаться. Собственные рисунки вызывают удивление и «детскую радость». Правополушарный режим - это бескритичное состояние удовлетворения собой, легкой эйфории, состояние полета, состояние «здесь и сейчас» и отличный ресурс для многочасовой работы без усталости. Именно поэтому многочасовые занятия проходят абсолютно легко.

Результат первого (5 часов) занятия «с отключением левого полушария» - 10 вполне реалистичных рисунков гуашью, что постороннему человеку кажется совершенно невозможным, если начинающий не обладал до этого серьезными навыками рисования. Плюс ощущение приподнятого настроения, потому что пришлось убедиться в том, что, кажется, для человека реально нет ничего невозможного. Собственно, это и является целью курса. Вводя в состояние повышенной активности правого полушария мозга, дать навыки рисования, а также зафиксировать положительные эмоции на включение этой активности. С каждым занятием правополушарное мышление подключается все проще, и после курса можно направленно задействовать правое полушарие в других ситуациях, при выполнении любых других задач.

Итогом всего курса занятий (по отзывам тех, кто его посещает, а также их близких и знакомых) является не только умение рисовать. Хотя именно высокий уровень изобразительного искусства работ учеников подтверждает, что правополушарное мышление стало более развитым. Бывшие ученики говорят, что жизнь воспринимают более ярко, улыбаются чаще, а нервничают меньше. Появляется определенная психологическая устойчивость, смелость, уверенность в себе, интуитивное умение вовремя абстрагироваться от каких-то ситуаций, или наоборот, принять верное, но не всегда логичное решение, а главное, появляется желание развиваться и совершенствоваться дальше. Эмоции и интуиция - то, за что отвечает правое полушарие, и это еще одно подтверждение эффективности тренировок, направленных на его развитие.

Так, я получила практическое подтверждение того, что можно направленно развивать правополушарное мышление. Развитие же правополушарного мышления ведет к открытию новых возможностей, способностей и качеств человека, как минимум меняющих к лучшему качество его жизни.

стресс головной мозг асимметрия


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, функциональная асимметрия полушарий головного мозга влияет на успехи человека в той или иной деятельности. Люди с более развитым левым полушарием лучше усваивают точные науки, анализируют происходящее. Люди с более развитым правым полушарием могут рассматривать всю ситуацию в целом, им удается параллельно и беспристрастно обрабатывать информацию. Доминирующее полушарие определяется в возрасте 9-11 лет. Подтверждено, что развитие того или иного полушария связано с особенностями образования, воспитания, развития. Ученые доказали преимущества навыков одинаково хорошего владения и право-, и левополушарным мышлением. В целом ряде исследований групп лиц с равномерным развитием полушарий показано, что подавляющее большинство испытуемых одинаково успешно выполняли задания, как связанные с применением счетно-логических операций, так и требующие пространственно-образной ориентировки. Задания, с половиной которых не могла справиться контрольная группа, лица с выраженной асимметрией развития полушарий. Также выяснено, что наиболее устойчивый к психологическим стрессам - человек с обоюдоразвитыми полушариями.

Доказано, что можно направленно активизировать работу менее развитого полушария головного мозга. Чтобы наиболее прогрессивно и целесообразно развивать оба полушария мозга, образование должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. Т.е. требуется разработка новых методов преподавания, основанных на максимальном использовании образного типа переработки информации. Пока таких методов немного, однако, они имеются. Разработка подобных методов преподавания полезна и перспективна именно сейчас, когда детей учат аналитическому и очень одностороннему подходу в восприятии учебного материала. Приобщение к каким-либо видам искусства вообще не считается прямой задачей школы, и в результате нет никакого противовеса иссушающей формальной логике.

Это приводит не только к сужению интересов и недостаточно гармоничному развитию - дефицит образного мышления отрицательно сказывается на творчестве даже в сфере точных наук, ослабляет механизмы психологической защиты.


Список используемой Литературы


1. Говард Гарднер, Структура разума: теория множественного интеллекта, М., «Вильямс», 2007 г.

Карл Альбрехт, Практический интеллект. Наука о здравом смысле, М., «Бизнес Психологи», 2011 г.

Резникова Ж. И., Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии, М., «Академкнига», 2005 г.

4. Бетти Эдвардс Правополушарное рисование - Seven Lessons to Enhance Creativity and Artistic Self Confidence, 2004 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Так условно называется человек, у которого выключено правое полушарие и психическая деятельность осуществляется только левым.

Первая и главная особенность «левополушарного» человека - у него сохранена речь. Этого следовало ожидать, ведь левое полушарие - речевое. Неожиданно другое: он охотнее и легче вступает в беседу, захватывает инициативу в разговоре, его словарь становится богаче и разнообразнее, ответы более развернутыми и детализированными. Он излишне многословен, даже болтлив. Наряду с этим у него улучшается и восприятие чужой речи.

Для изучения восприятия речи проводят речевую аудиометрию. Специально подобранные группы слов, записанные на магнитную ленту, подают через наушники раздельно на каждое ухо. Сначала измеряют порог обнаружения звуков речи - минимальную интенсивность речевого сигнала, при которой человек уже слышит речь, но еще не может разобрать слов. Затем громкость постепенно увеличивают, и человек должен повторять слова, которые он слышит. Измеряется разборчивость речи - количество правильно повторенных слов в % ко всем услышанным.

У «левололушарного» человека снижается порог обнаружения звуков речи-он улавливает более тихую речь, чем мог это сделать в обычном «двуполушарном» состоянии, Он быстрее и гораздо точнее повторяет слышимые слова. В целом у «левололушарного» человека речевая активность повышена, а речевой слух облегчен.

Достаточно ли этих фактов, чтобы утверждать, что речевая деятельность в отсутствии правого полушария улучшается? Прислушаемся внимательно к «левополу-шарному» человеку. Хотя он стал разговорчивее, его речь теряет интонационную выразительность - она монотонна, бесцветна, тускла. Мало того, не только утеряна выразительность, придаваемая речи голосом, сам голос изменяется: он приобретает носовой, несколько гнусавый оттенок либо становится неестественным, как бы лающим. Такой дефект речи называется диспросодией, поскольку интонацион-но-голосовые компоненты речи называются просодическими («просодия»-«мелодия»).

Наряду с диспросодией у «левополушар-ного» человеке нарушается восприятие просодических компонентов речи собеседника.

Проводились две серии экспериментов. В первой человеку предлагали прослушивать через наушники короткие фразы, составленные из бессмысленных слогов, но произнесенные с утрированной интонацией - вопросительной, гневной, жалобно», восторженной и т. п. Нужно было определить значение интонации, сказать, с каким выражением произнесена фраза. Во второй серии экспериментов предлагали прослушивать через наушники гласные звуки, произнесенные мужчиной и женщиной. Нужно было повторить звук и сказать, каким голосом он произнесен.



Выяснилось, что «левополушарный» человек теряет способность понимать значение речевых интонаций. Он внимательно вслушивается, пытается расшифровать бессмысленные слоги, очень точно их повторяет, но сказать, с каким выражением (вопросительным, гневным и т. п.) они произнесены, не может. Не может он и отличить мужской голос от женского.

Каждый знает, что одни и те же слова, сказанные с разной интонацией, означают далеко не одно и то же, Равным образом одни и те же слова, произнесенные разными людьми (то есть разными голосами), могут иметь совершенно различный смысл. Нередко как сказано значит больше, чем что сказано. Просодические компоненты придают речи конкретность, образность, чувственную окраску. Речевое сообщение, лишенное этих компонентов, звучит неопределенно, формально, зачастую непонятно.

Таким образом, наряду с сохранностью формального богатства речи, словарного и грамматического, наряду с увеличением речевой активности, наряду с обострением словесного слуха «левополушарный» человек потерял ту образность и конкретность речи, которую ей придает интонационно-голосовая выразительность.

Итак, мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: одни стороны, одни характеристики речевого слуха улучшаются, другие ухудшаются. Что же произошло со слухом? Изменилось только восприятие звуков речи или слуховая функция в целом? Посмотрим, как воспринимает «левополушарный» человек неречевые звуки, звуковые образы.

На магнитную пленку были записаны кашель, смех, храпение, голоса животных - лай, ржание, хрюканье,- звуки, встречай щиеся в природе,-шум грозы, рокот прибоя,- производственные и транспортные шумы.

У «левополушарного» человека опознание таких звуковых образов резко ухудшается - многие хорошо знакомые звуки теперь вызывают лишь недоумение. В тех же случаях, когда он все же узнает их, это распознавание требует от него намного больше времени. По существу, у «левополушарного» человека развивается слуховая агнозия-нарушение восприятия сложных звуков. Аналогичное расстройство можно выявить и в отношении музыкальных образов.

«Левополушарный» человек не только перестает узнавать знакомые мелодии, но и не может их напеть, даже если слышит музыку: он начинает фальшивить и в конце концов предпочитает отсчитывать ритм без мелодии.

Не справляясь с опознанием звуковых образов, «левополушарный» человек пытается весьма своеобразно обойти возникшие затруднения: он начинает их классифицировать, Вместо того, чтобы сказать: «это лай», «это смех» и т. д., он говорит: «это зверь», «это человек», «это народная песня», «это романс». Как правило, он ошибается, но симптоматично само стремление классифицировать, уложить все в схему. Дальше мы увидим, что такое стремление отнюдь не случайно.

Как трактовать результаты исследования восприятия звуковых образов? Может быть, «левополушарный» человек просто забывает знакомые звуки, а само восприятие не нарушено? Такое предположение можно проверить.

На магнитную пленку записаны пары коротких музыкальных фраз. Каждая фраза состоит из четырех нот. В одних парах фразы одинаковые, в других несколько отличаются Друг от друга. Нужно определить, одинаковы фразы в паре или они разные. В этом задании изучается способность различать близкие музыкальные образы. Вспоминать то, что человек знал в прошлом, не требуется. И с этим заданием «левополушарный» человек справляется хуже, чем «двуполушарный».

Он практически не может заметить различий, для него все звучит одинаково. Таким образом, дело не в нарушении памяти, а в своеобразии слухового восприятия.

С чем связано это своеобразие? Не изменилась ли вообще слуховая чувствительность? Нет, острота слуха, какой была в «двуполушарном» состоянии, такой и осталась. Но вспомним все слуховые нарушения у «левополушарного» человека - трудности в опознавании музыкальных и иных звуковых образов, затруднения в распознавании мужских и женских голосов, полное непонимание интонаций. Иначе говоря, у него нарушены все виды образного слухового восприятия. Несомненно, мы сталкиваемся здесь с особым состоянием, с избирательным, специальным нарушением образного восприятия (как уже говорилось, восприятие слов даже улучшилось).

Неполноценность образного восприятия можно подметить и в зрительной сфере. Если «левополушарному» человеку предложить подбирать пары одинаковых фигур - треугольников и квадратов, разбитых на окрашенные или заштрихованные секторы, он не справится с заданием, он не может разом охватить расположение секторов, их окраску и штриховку. Он будет бесконечно тасовать фигуры, многократно сверять их друг с другом, но подобрать пары правильно ему не удастся. Он не сможет также заметить в незаконченных рисунках недостающую деталь.- отсутствие хвостика у свиньи, дужки у очков и т. п. Таким образом, «левополушарный» человек оказывается беспомощным при выполнении заданий, требующих ориентировки в наглядной, образной ситуации, требующих учета конкретных признаков объектов.

Особый интерес представляет поведение «левополушарного» человека в ситуации, где ему предоставлена свобода выбора, возможность по своему усмотрению оперировать наглядными или абстрактными признаками.

Перед человеком кладут 4 карточки: на одной написана арабская цифра «5», на другой та же цифра в римском начертании (V), на третьей арабское число «10», на четвертой то же число в римском начертании (Х) - и просят разделить эти карточки на две группы, положив «одинаковые» вместе. Очевидно, при разделении можно руководствоваться абстрактным признаком числа (и тогда в одну группу попадут пятерни, а в другую - десятки), либо наглядным образным признаком - начертанием цифр (и тогда в одну группу попадут арабские цифры, а в другую - римские).

В обычном состоянии человек, как правило, испытывает сомнения и указывает на два равновероятных способа классификации. «Левополушарный» человек колебаний не испытывает, он неизменно выбирает абстрактный символический признак - в одну группу всегда кладет пятерки, в другую-десятки, независимо от начертания цифр.

Из сказанного ясно, что у «левополушарного» человека наблюдается расслоение психической деятельности - образное восприятие дефектно, а восприятие слов облегчено; оперирование наглядными конкретными признаками объектов дефектно, а оперирование понятиями облегчено.

С таким же расслоением мы встречаемся и при изучении памяти. У «левополушарного» человека сохранен запас школьных теоретических сведений, то есть не пострадали знания, приобретенные посредством слов. Сохранена также возможность запоминания нового словесного материала-он может сразу, вслед за тем, как услышал, повторить ряд слов. И он запоминает их надолго и через 2-3 часа, уже в обычном состоянии, может найти среди многих слов те, которые ему давали для запоминания. Однако если ему предложить запомнить не слова, а фигуры неправильной формы, которые невозможно назвать словом, то в памяти «левополушарного» человека образы этих фигур не удержатся.

Есть еще одна важная характеристика поведения и психики такого человека - понимание, или, как говорят нейрофизиологи, осмысление окружающего, ориентировка в месте и времени. «Левополушарный» человек, если полагаться только на его ответы, кажется хорошо ориентированным. Он правильно называет больницу, в которой находится, номер отделения, дату, день недели. Но стоит расспросить его подробнее, и тогда выясняется, что, правильно на словах определяя свое местонахождение, зная, что он в больнице, «левополушарный» человек не узнает помещение. Он недоуменно разглядывает кабинет, где много раз бывал, и уверяет, что попал сюда впервые. Или же, правильно называя дату, он не может подкрепить свой ответ конкретными наблюдениями.

Иногда даже, глядя на голые деревья и сугробы снега за окном, «левополушарный» человек не может сразу сказать, зима на дворе или лето. Правда, если добиваться ответа, то он сообщит, что «январь - зимний месяц», но это только формальное умозаключение, а не результат непосредственных впечатлений. Таким образом, у «левополушарного» человека при сохранной словесной ориентировке наглядная ориентировка в месте и времени грубо нарушена.

Одним из самых поразительных изменений психического состояния «левополушарного» человека сказался сдвиг в эмоциональной сфере. Настроение такого человека улучшается, он становится мягче, приветливее, веселее. Особенно разителен этот сдвиг у больных с депрессией, то есть с патологически сниженным настроением. В «левополушарном» состоянии исчезает свойственная этим больным мрачность и подавленность; сосредоточенность на болезненных переживаниях сменяется интересом к темам, не связанным с болезнью; появляется оптимистическая оценка собственной ситуации, вера в выздоровление, будущее рисуется обнадеживающим, на лице начинает играть улыбка, появляется склонность к шуткам.

Подведем итог тому, что мы узнали о «левополушарном» человеке, иначе говоря, суммируем факты, характеризующие психику человека с выключенным правым полушарием, когда деятельно только левое полушарие.

Что дефектно, что пострадало? А что сохранилось или усилилось? Пострадали те виды психической деятельности, которые лежат в основе образного мышления. Сохранились или даже усилились те виды психической деятельности, которые лежат в основе абстрактного теоретического мышления. Такое расслоение психики сопровождается положительным эмоциональным тонусом.

22. "ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ" ЧЕЛОВЕК

Посмотрим теперь, что представляет собой антипод «левополушарного» человека - человек «правополушарный». Это тот же самый человек, но теперь у него выключено левое полушарие и работает только правое.

В отличие от «левополушарного» у «правополушарного» человека речевые возможности резко ограничены - словарь беден, из него выпали слова, обозначающие отвлеченные понятия, с трудом вспоминаются названия предметов, особенно редко употребляемых, хотя «правополушарный» человек и может объяснить назначение любого предмета и показать, как им пользоваться. Это говорит о том, что он узнает предметы. Речь он понимает плохо, с ним надо говорить очень короткими, просто построенными фразами. Его собственная речь также состоит из простых фраз, нередко из отдельных слов. Речевая активность «правололушарного» человека резко снижена - он немногословен, охотнее отвечает мимикой и жестами, чем словом. Беседовать с ним трудно, кратко ответив на один-два вопроса, он умолкает. Снижено и речевое внимание, когда к нему обращаются, он этого не замечает, приходится специально привлекать его внимание. Порог обнаружения звуков речи у "правополушарного" человека повышен - он замечает только громко звучащие слова. Но даже достаточно громко произнесенные слова он далеко не всегда может правильно воспринять и повторить, хотя такое падение чувствительности к звукам речи вовсе не связано с каким-либо нарушением слуха.

В то же время голос «правополушарного» человека остается таким же, каким он был: несмотря на скупость речи, сохраняется ее интонационный рисунок. Не пострадал и слух на просодические компоненты речи: «правополушарный» человек даже лучше, чем обычно, различает мужские и женские голоса, тоньше и правильнее оценивает интонации собеседника.

Если внимание к словам у «правополушарного» человека снижено, то при прослушивании разнообразных несловесных звуков он и внимателен и активен. Он узнает эти звуки даже легче и быстрее, чем в обычном «двуполушарном» состоянии, хотя, например, такой звук, как рокот морского прибоя, в обычном состоянии узнавался людьми редко и с большим трудом. Прослушивая мелодии песен, «правополушарный» человек гораздо быстрее, чем обычно, их узнает. Мало этого, у него возникает потребность их напевать, его не надо даже просить об этом. В отличие от самого себя в «левополушарном» состоянии теперь он воспроизводит мелодии очень точно. Однако если попросить его классифицировать звуковые образы, он откажется, эта задача ему непосильна.

Как видим, и у «правополушарного» человека произошла перестройка восприятия. Но она противоположна той, что наблюдалась у «левололушарного»: у «правополушарного» человека мы сталкиваемся с особым состоянием - ухудшением словесного восприятия и избирательным улучшением всех видов образного восприятия.

Это подтверждают и другие исследования. «Правополушарный» человек легко подбирает пары треугольников и квадратов, разбитых на заштрихованные или окрашенные секторы, причем делает это быстрее, чем в обычном состоянии. Он не испытывает затруднений в оценке незаконченных рисунков и быстро подмечает дефект изображения. Особенно эффектно проступает преобладание образного восприятия в ситуации, где «правополушарному» человеку предоставлена свобода выбора признака. Классифицируя четыре карточки с арабскими и римскими цифрами, он выбирает признак наглядный шрифтовой, а не абстрактный числовой - объединяет в одну группу римские цифры, в другую - арабские. Он узнает все цифры, но ориентируется при классификации на способ начертания, а не на значение цифр.

Память «правополушарного» человека приобретает черты, противоположные тем, которые наблюдаются у "левополушарного" человека. Школьный теоретический багаж, то есть знания, приобретенные посредством слов, в значительной степени утрачены. Нарушена также способность запоминать слова. «Правополушарный» человек не может повторить сразу после прослушивания ряд из нескольких слов, в лучшем случае он повторит 2-3 слева из 10. Но даже если удастся удержать в памяти на некоторое время эти слова, то через 2 часа он их уже не вспомнит и не найдет среди других слов. В то же время образная несло-весная память у него сохранена - он способен запомнить фигуры причудливой формы и через несколько часов выбрать их среди многих других.

Ориентировка в месте и времени у «правополушарного» человека также изменена, но иначе, чем у «левополушарного». Если полагаться только на ответы, то «правополушарный» человек кажется совершенно дезориентированным - он не может сказать, где он находится, назвать дату и даже год. Однако он подмечает детали обстановки и, опираясь на эти наблюдения, скажет, что, вероятно, он в больнице, хотя и не знает, в какой. Он узнает кабинет, а котором происходит исследование, хотя и не скажет, каково назначение этого кабинета. Будучи не в состоянии назвать ни месяца, ни года, он, выглянув в окно, правильно определит время года и предположительно скажет, какой теперь месяц. Таким образом, при отсутствии словесной ориентировки наглядная конкретная ориентировка у «правополушарного» человека сохраняется.

Вспомним, что «левополушарное» состояние сопровождалось изменением настроения. И в «правополушарном» состоянии происходит эмоциональный сдвиг, но противоположный по знаку - в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, человек становится мрачным, пессимистически оценивает и свое настоящее положение и свои перспективы, жалуется на плохое самочувствие. Отвлечь его от печальных мыслей и жалоб трудно.

Подведем итог тому, что мы узнали о «правополушарном» человеке - человеке с выключенным левым полушарием. Очевидно, что и здесь мы имеем дело с дезорганизованной психикой, но дезорганизация эта иная, чем у «левололушарного» человека. У «правополушарного» пострадали те виды психической деятельности, которые лежат в основе абстрактного теоретического мышления, и сохранились или даже усилились те ее виды, которые связаны с образным мышлением. Такому типу расслоения психики соответствует отрицательный эмоциональный тонус.

Особливості мозкової організації психічних процесів у ліворуких людей.

Происхождение (точнее, оформление) леворукости связывают с действием трех групп факторов – средовых (включая культурные), генетических и патологических. Одна из первых генетических моделей наследования рукости опиралась на закон Менделя и предполагала, что это качество определяется действием одного гена. Однако было обнаружено, что почти половина детей двух леворуких родителей оказываются праворукими, что противоречит данной модели.

Другая модель основана на том, что рукость является функцией двух генов, один из которых определяет локализацию центров речи (L – в левом полушарии и доминирует, I – в правом полушарии, рецессивный), а другой определяет, какой рукой будет управлять речевое полушарие – контрлатеральной или ипсилатеральной (соответственно С и с); эта модель предложена Дж.Леви и Т.Нагилаки.

И, наконец, третья модель, предложенная английским психологом М.Аннет, основана на гипотезе о существовании отдельного гена «правостороннего сдвига» и его рецессивного аллеля. Наличие этого гена обеспечивает изначальную предрасположенность человека к тому, чтобы у него доминировала правая рука, а центр речи располагался в левом полушарии.

В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами.

Первый основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Сторонники этого подхода приводят данные о частоте левшества среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, наследственным алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные возможности, определенную "хрупкость" психической деятельности.

Второй подход утверждает равенство способностей правшей и левшей.

Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно- психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к "правостороннему" миру (действительно, возьмите хоть такие мелочи, как ножницы или турникеты в метро, созданные в расчете на правшей).

24. Электроэнцефалография (ЭЭГ)

Аппаратный метод исследования деятельности головного мозга при помощи регистрации электрической активности клеток мозга, фиксируемой на поверхности головы. Метод исследования основан на графической регистрации получаемых электросигналов и их интерпретации. Обследуемый во время исследования находится полулежа в специальном кресле. Процедура записи безвредна, безболезненна, продолжается не более 20-25 минут. Используют пробы с открыванием и закрыванием глаз, с раздражением светом и звуком.

Это исследование играет решающую роль в диагностике заболеваний, проявляющихся приступами потери сознания, судорогами, падениями, обмороками, вегетативными кризами. В некоторых случаях именно после проведения ЭЭГ у невролога могут возникнуть предположения о серьезных заболеваниях головного мозга - эпилепсия, энцефалит, опухоль.

ЭЭГ необходима в диагностике таких заболеваний как головная боль, эпилепсия,

панические атаки, истерия, обмороки, отравление лекарствами, а также при любых необычных эпизодах отключения сознания или падениях. Результаты исследования позволяют произвести правильный выбор лекарственных препаратов, а при ряде заболеваний - выявить противопоказания к назначению определенных лекарств и немедикаментозных методов лечения.

Показания электроэнцефалограммы при любом заболевании должны быть соотнесены с данными клинического обследования.