Сколько осетин во всем мире. История осетии


ОСЕТИНЫ

Осетины – потомки древних алан, сарматов и скифов. Однако, по мнению ряда известных историков, присутствие так называемого местного кавказского субстрата в осетинах также очевидно. В настоящее время, осетины, большей частью населяют северный и южные склоны центральной части главного Кавказского хребта. Территориально они образуют Республику Северная Осетия – Алания (площадь – около 8 тыс. кв. км., столица – г.Владикавказ) и Республику Южная Осетия (площадь – 3.4 тыс. кв. км., столица – г.Цхинвал).

Не смотря на географическое и административное разделение в обеих частях Осетии живёт единый народ, с одними и теми же культурой и языком. Разделение же произошло по волевому решению из Кремля в 1922 году, без какого-либо учёта мнения самих осетин. По этому решению Северная Осетия была отнесена к России, а Южная Осетия – к Грузии. В течение семи десятилетий, если не принимать во внимание чувств бедной падчерицы и попыток насадить грузинскую культуру и язык, граждане Южной Осетии особо больших неудобств от этого разделения не испытывали, так как жили в единой семье братских народов СССР.

Но времена поменялись. Россия и Грузия стали отдельными государствами с весьма натянутыми взаимоотношениями. Осетины при этом оказались по разные стороны государственной границы. Причём, разделёнными стали даже многие семьи, члены которых проживают в разных частях Осетии. Но об этом – ниже.

В настоящее время общая численность осетин в мире всего составляет около 640-690 тысяч человек. Из них (по неофициальным данным) проживают:

В Северной Осетии – 420-440 тысяч человек

В Южной Осетии – 70 тысяч человек

В республиках и регионах России – 60-80 тысяч человек

В Грузии – 50-60 тысяч человек

В государствах на территории бывшего СССР – 20-30 тысяч чел.,

В Турции и Сирии – 11-12 тысяч человек,

В странах Европы, Америки, Австралии – около 12-15 тысяч чел.

Осетия граничит: на востоке - с Республикой Ингушетия, на северо-востоке - с Чечнёй, на западе и северо-западе - с Кабардино-Балкарской Республикой, на юге - с Грузией и на севере - со Ставропольским краем.


Богата и разнообразна природа Осетии: знойные степи, цветущие предгорные равнины, вечно покрытые льдом вершины высочайших в Европе Кавказских гор, глубокие ущелья и стремительные реки.

Осетины – народ, ввиду своей уникальности (отсутствия близких по языку и культуре родственных народов) давно привлекавший к себе пристальное внимание российских и известных зарубежных историков и исследователей Кавказа, таких как Миллер, Шегрен, Клапрот, Вернардский, Дюмезиль, Бахрах, Сулимирский, Литтлтон, Бейли, Кардини, Абаев, Ростовцев, Кузнецов и многие другие.

История Осетии от алан, сарматов и скифов до наших дней достаточно хорошо описана в книгах многих авторитетных ученых, и в частности М.Блиева и Р.Базрова «История Осетии», а также в приводимом в данном разделе, предисловии академика М.Исаева «Аланы. Кто они?» к русскому изданию книги Бернарда С.Бахраха «Аланы на Западе». Сама же эта книга (“A history of the Alans in the West”, by Bernard S. Bachrach) * ярко освещает историю западных алан, большими массами расселившихся в странах Западной и Центральной Европы, и оставивших заметный след на развитии культуры народов этих стран, от Британских островов и северной Италии до Балканских стран и Венгрии. Там потомки алан (ассов) в последствии образовали отдельную Ясскую область, многие столетия сохраняя культуру и язык предков. К слову, большинство исследований истории западных алан начисто опровергает теории некоторых северо-кавказских историков о том, что аланы не были ираноязычны. Ираноязычность западных алан распознается без больших усилий.

На протяжении своей истории, осетинский народ прошёл периоды, от бурного расцвета, усиления мощи и огромного влияния в первом тысячелетии нашей эры, до почти полного катастрофического истребления во времена нашествий татаро – монгол и хромого Тимура в 13-14 веках. Всеобъемлющая катастрофа, постигшая Аланию, привела к массовому уничтожению населения, подрыву основ хозяйства, крушению государственности. Жалкие остатки некогда могущественного народа (по некоторым данным - не более 10 -12 тысяч человек) почти на пять столетий были заперты в высокогорных ущельях Кавказских гор. На протяжении этого времени все «внешние связи» осетин сводились только к контактам с ближайшими соседями. Однако, нет худа без добра. По мнению ученых, во-многом благодаря этой изолированности, осетины почти в первозданном виде сохранили свои уникальные культуру, язык, традиции и религию.

Прошли столетия и народ восстал из пепла, заметно вырос в численности. И к первой половине XVIII века, ввиду тесноты, суровости и ограниченности условий высокогорья и сложной геополитической обстановки в регионе, перед осетинским народом остро встал вопрос необходимости вхождения в состав России и переселения на равнинные земли. Через выборных послов – представителей различных осетинских обществ, в Санкт-Петербург было направлено соответствующее прошение на имя Императрицы Елизаветы Петровны. После поражения Турции в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Влияние России в регионе заметно возросло и она могла действовать более решительно, чем ранее, в осуществлении своих колониальных целей на Кавказе. И следом за заключением Кучук-Кайнарджийского мирного договора в 1974 году, было принято решение о присоединении Осетии к Российской Империи. Однако административное подчинение Осетии поначалу носило формальный характер. И народ ещё долгое время продолжал сохранять независимость от российской администрации. В осетинских ущельях то и дело вспыхивали восстания, подобные Дигорскому в 1781 году, носившие народно-освободительный характер.

Однако вцелом, присоединение к России отвечало национальным интересам Осетии. Оно приближало решение таких важных вопросов, как переселение на предгорные равнины, обеспечение внешней безопасности и установление торговых отношений в Россией.

За последующие 100 -150 лет в Осетии выросли сотни образованных педагогов, просветителей, литераторов, военачальников, государственных и общественных деятелей. Большинство из них получило хорошее образование в Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах России. К началу прошлого века уже насчитывались десятки боевых генералов-осетин, и тысячи офицеров, награждённых высшими воинскими наградами России. Верой и правдой, с аланской честью, они защищали интересы Отечества на всём протяжении, от Дальнего Востока до Балкан и Турции.

Шли годы и уже политические события начала XX столетия нанесли новый удар по нашему народу, как и всем остальным народам страны. Революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война надолго раскололи осетинское общество на враждующие непримиримые лагеря. Они заметно подорвали основы внутриобщественных взаимоотношений, устоев и традиций. Зачастую по разную сторону баррикад оказывались соседи, родственники, а то и члены одной семьи. Многие передовые люди своего времени были убиты в боях, другие навсегда эмигрировали заграницу. Ну а самый большой урон осетинской культуре был нанесён во времена известных репрессий 30-40-х годов, когда почти полностью был уничтожен цвет нации.

Знаменитое аланское воинское искусство и тяга к ратным подвигам не ушли в историю вместе с ними. Через века они возродились в потомках, у котоорых воинская служба и защита Отечества всегда были в особом почёте. Тяга к офицерской службе проявляется в осетинах с самого раннего детства. И тот факт, что в данный проект вошли сведения о 79 генералах и адмиралах советского периода и современной России, убедительно подтверждает этот вывод.

Наиболее ярко осетинский народ проявил свои лучшие качества, унаследованные от гордых предков, во время Второй мировой войны.

При общей численности населения на 1941 г. 340 тысяч человек:

90 тысяч осетин ушли защищать Родину от фашистских оккупантов.

46 тысяч из них погибли в боях за свободу и независимость нашей Родины.

34 осетина стали Героями Советского Союза. Это самый высокий показатель по отношению к общей численности населения, среди всех народов СССР (см. таблицу в разделе "Герои Советского Союза").

Более 50 человек стали генералами и адмиралами

Осетинская семья Газдановых потеряла на фронтах войны всех 7-х

Две семьи потеряли по 6 сыновей,

В 16-ти семьях не вернулись с войны по 5 сыновей,

52 осетинские семьи потеряли в этой войне по 4 сына,

Поражние фашистских войск на Кавказе началось с их разгрома в жестоких боях на подступах к Владикавказу зимой 1942 года, и освобождения оккупированных гитлеровцами районов Северной Осетии.

В рядах командиров Красной Армии храбро сражались десятки боевых генералов – осетин. Самые известные из них - дважды Герой Советского Союза генерал армии Исса Плиев, Герой Советского Союза, генерал армии Георгий Хетагуров, Герой Советского Союза, генерал-полковник, один из самых видных советских разведчиков, которого называли отцом советского спецназа, Хаджи-Умар Мамсуров и командир прославленных советских воздушных ассов, Герой Советского Союза, генерал-майор Ибрагим Дзусов.

Послевоенный период истории Осетии характеризуется бурным развитием промышленности, экономики, сельского хозяйства, культуры и спорта. Благодаря богатым природным ресурсам, в Осетии выросли такие крупные предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности, как Садонский и Квайсинский свинцово-цинковые комбинаты, заводы "Электроцинк" и "Победит", продукция которых находила широкое применение в стране и за рубежом, Цхинвальские заводы «Эмальпровод» и «Вибромашина», Алагирский завод сопротивлений, крупнейший в Европе Бесланский маисовый комбинат, мебельная фирма «Казбек», целый ряд крупных предприятий электроники и др.

Столица Республики Северная Осетия – Алания, Владикавказ (население –чуть более 300 тысяч человек) - один из красивейших городов региона, культурный, экономический и транспортный центр. Здесь, как и по всей республике, в мире и согласии проживают люди многих национальностей. Владикавказ славится престижными высшими учебными заведениями, среди которых Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Горский государственный аграрный университет, Северо-Кавказский государственный технологический университет, Северо-Осетинская государственная медицинская академия, высшие военные училища и другие. Разнообразна и насыщена культурная жизнь Осетии. Здесь функционируют несколько государственных театров, филармония, известный в стране и за рубежом государственный академический ансамбль народного танца «Алан», конный театр «Нарты».

Осетинская культура и искусство дали стране и миру таких известных людей, как один из лучших дирижёров в мире, руководитель Санкт-Петербургского Мариинского театра Валерий Гергиев, первая в мире женщина-дирижёр, народная артистка СССР Вероника Дударова, солистка балета Большого театра, народная артистка СССР Светлана Адырхаева, династию цирковых артистов Кантемировых во главе с основателем советского конно-циркового искусства Алибеком Кантемировым, артисты театра и кино, народные артисты СССР Владимир Тхапсаев и Николай Саламов, известные эстрадные исполнители Феликс Царикати и Аким Салбиев и многие другие.

На соревнованиях самого высшего ранга прославляют свою Родину осетинские спортсмены в вольной и греко-римской борьбе, дзю-до, каратэ, тае квон до, тяжелой атлетике, армрестлинге, футболе, художественной гимнастике и многих других видах спорта. Осетины по праву гордятся 12- ю чемпионами Олимпийских игр, несколькими десятками чемпионов мира, Европы, СССР и пост-советской России.

Так на последней Олимпиаде 2004 года в Афинах осетинами завоёваны четыре золотые, две серебряные и две бронзовые медали. Этот результат поистине уникален для народа численностью менее 700 тысяч человек и вряд ли где-либо в мире будет превзойден в обозримом будущем.

Поистине неоценимы достижения представителей Осетии в различных областях науки и экономики. Достаточно упомянуть одного из столпов мировой аэродинамики и ракетной техники Григория Токати, работавшего над космическими программами НАСА в Англии и США, известного в научном мире патриарха отечественной лингвистики и иранистики Васо Абаева, капитана атамохода «Арктика», впервые в мире покорившего Северный полюс Юрия Кучиева, бывшего генерального директора пивоваренного концерна «Балтика» Таймураза Боллоева.

Сегодняшняя Осетия развивается, налаживает контакты, добивается успехов во всех сферах и с надеждой смотрит в будущее, моля у Бога мира, спокойствия и процветания.

О межнациональных конфликтах.

Вместе со всем позитивным, описанным выше, не всё так безоблачно над небом Осетии, как того желают сами осетины.

В начале 90-х годов прошлого столетия, националисты, пришедшие к власти в Грузии, повели политику на вытеснение осетинского населения, а затем под лозунгом «Грузия – для грузин!» развязали новый кровавый конфликт на территории Южной Осетии, намереваясь повторить акты геноцида осетин 1920 года. Своим указом от 11 декабря 1990 года тогдашний лидер Грузии З.Гамсахурдиа упразднил Юго-Осетинскую автономную область. Южные же осетины путём референдума приняли решение о выходе из состава Грузии и образовании Республики Южная Осетия. Грузинские вооружённые формирования вторглись на территорию Южной Осетии и начали “наводить порядок” по-своему. Позже, получив достойный ответ, они убрались восвояси, надолго посеяв ядовитые семена ненависти и недоверия между народами. Война была недолгой, но с большим количеством жертв, в том числе среди мирного населения. Осетинский народ никогда не забудет своих сыновей, погибших от рук национал-шовинистов, защищая свою Родину. Не забудет зверски замученных мирных жителей, расстрела грузинскими боевиками автобуса со стариками, женщинами и детьми на Зарской дороге, как и другие акты чудовищных преступлений против нашего народа. Бездумная, великодержавная шовинистическая политика грузинского руководства привела к возникновению ненависти и непримиримой розни между некогда самыми дружественными народами в регионе. Но не смотря ни на что, осетины не видят в грузинском народе врага. Они знают, что пройдут годы, история отправит на помойку национал-шовинистов разных мастей и заживут простые люди так, как жили веками их предки - в мире и согласии, помогая друг другу.

События тех дней достаточно широко освещались в прессе, в других материалах. И в данном кратком историческом обзоре нет возможности описывать всё подробно.

Прошли годы. Сменились лидеры как в Грузии и России, так и в Осетии. Но конфликт до сих пор не улажен. Новое грузинское руководство, как и в прошлом, ведёт политику на борьбу с сепаратизмом любыми доступными средствами, в том числе путём угроз, блокады, политического давления через третьи страны, и организации, в частности США и ОБСЕ. Одновременно, оно всё более одталяется от России, долгие годы являвшейся гарантом стабильности, мира и процветания в регионе.

Осетинская сторона решительно и бесповоротно взяла курс на восстановление исторической справедливости* - воссоединение со своими братьями в Северной Осетии в составе Российской Федерации и, пережив три волны геноцида (в 1920, 1990 и 2004 гг.) не намерена возвращаться в административное лоно Грузии. В 2004 году, руководством Республики было направлено прошение в Государственную Думу РФ о приёме Южной Осетии в состав России. К настоящему времени вопрос остаётся открытым, проблемы нерешёнными, а конфликт тлеющим.

Сепаратизм редко приносит положительные плоды. И на первый взгляд грузинское руководство имеет право бороться с сепаратизмом своих бывших регионов. Но это только на первый взгляд, поскольку намерения народа Южной Осетии нельзя назвать сепаратическими по двум причинам.

Во-первых осетинский народ, на протяжении многих веков проживая на этой земле, никогда не изъявлял желания быть в составе Грузии, и был присоединён к ней только волевым решением тогдашних руководителей Советского государства, без учёта мнения самих осетин. До этого не было ни одного государственно -правового акта, в котором бы была зафиксирована принадлежность Южной Осетии к Грузии. Извечные притязания князей Мачабели и Эристави на владение этой территорией, как и частое пособничество им российской верхушки никогда не признавались народом Осетии.

Во-вторых, каждый народ имеет право быть “неразделённым” и выбирать свою судьбу. Воссоединились искусственно-разделённые народы Германии, Вьетнама, других государств. И силой, политическим давлением или блокадой удерживать один народ по разные стороны государственной границы, есть ни что иное, как преступление против этого народа.

После развала Советского Союза не менее сложная обстановка сложилась в Северной Осетии. В 1990-х годах десятилетиями накапливающиеся и загоняемые вглубь межнациональные проблемы и противоречия, в условиях ослабления центральной власти начали выливаться в конфликты на национальной почве между осетинами и их ближайшими соседями на востоке – ингушами. Поводом для них послужили несколько сёл Пригородного района Северной Осетии, населённые смешанным осетино-ингушским населением и на протяжении 6-ти десятилетий являющейся спорной территорией между двумя народами. История этих сёл восходит ко временам переселения горцев на равнину. В те же годы началось заселение Северного Кавказа и русскими казаками, осуществляемое царскими властями для поддержания порядка и усмирения местных народов. Терскими казаками и были в основном основаны эти спорные сёла. Казаки жили зажиточно, вольно, и когда пришли годы революции и гражданской войны, они в большинстве своём встали на сторону белой гвардии, воюя против коммунистов. В ответ на это местные коммунистические лидеры во главе с соратником Ленина, "пламенным" Серго Орджоникидзе стали подстрекать ингушей на карательные операции против казачьего населения. Было совершенно множество набегов на их сёла с целью вытеснения казаков за Терек и захвата земель (см. статью о Георгии Бичерахове в разделе «Осетины за рубежом»). Ингуши всячески стремились к ликвидации на их территории “полос” казачьих земель, чтобы на "округленных" территориях усилить свое влияние. В конце концов в 1922 году ингушам вместе с бойцами Красной Армии удалось осуществить эту идею и на 22 года поселиться в этих сёлах. Такова история территорий, называемых теперь ингушской стороной «исконно - ингушскими».

В 1944 году со стороны центральной Советской власти было совершенно не менее серьёзное преступление, но уже против ингушей, чеченцев и некоторых других народов. За, массовое дезертирство из рядов Красной Армии и поддержку бандитизма в тылу, эти народы целиком, за считанные часы полностью были погружены в товарные вагоны и высланы в Казахстанские голые степи. По дороге погибло много ни в чём не повинных людей в том числе немощных стариков, женщин и детей. Для небольшого ингушского народа это переселение носило почти катастрофический характер. Суровые условия и борьба за выживание на голом месте надолго задержали процессы становления государственности, развития образования, культуры и других сфер жизни. В то же время на территорию бывшей Ингушетии из горных районов Южной и Северной Осетии, почти также насильно были переселены осетины.

В 1957 году, уже новое Кремлёвское руководство во главе с Никитой Хрущёвым решило исправить ошибки своих предшественников и вернуло репрессированные народы на историческую родину. С возвращением ингушей, осетины, успевшие обжиться на новом месте (некоторые уже и новые дома успели построить за 12 лет), вынуждены были покинуть его и начинать все с нуля, обживая пустыри на окраинах других населенных пунктов Северной Осетии. При этом, Чечено-Ингушетии не была возвращена часть Пригородного района, в основном те сёла, которые были отняты у казаков в 1922 году и у осетин в 1926 году. Эта территория была оставлена под юрисдикцией Северной Осетии. Взамен к Чечено-Ингушетии были присоединены три района Ставропольского края.

Эта часть Пригородного района и стала причиной вспыхнувшего кровавого конфликта между Северной Осетией и Ингушетией. Напряжённость нарастала давно, то и дело оскаливая зубы. Так осенью 1981 года в Орджоникидзе (нынешний Владикавказ), после убийства ингушами молодого таксиста, вспыхнули массовые волнения, жестоко подавленные войсками специального назначения с большим количеством пострадавших и несколькими жертвами. После таких фактов, центральная власть в Москве, не вникая в суть проблемы, обычно пыталась лечить симптомы болезни, загоняя саму болезнь глубого вовнутрь.

О том как, присланным из Москвы новым руководителем республики В.Одинцовым, проводилось это «лечение» в Северной Осетии истории ещё предстоит сказать своё веское слово. Из желания возвыситься и сделать себе имя, якобы, наводя порядок, за короткое время в республике руками заезжих руководителей правоохранительных органов, с сомнительной репутацией, и местных прислужников, Одинцов создал ситуацию схожую с годами репрессий 30-х годов. Через сфабрикованные обвинения и другие недостойные методы были проведены аресты многих крупных руководителей, вклячая ряд тех, кто пользовался большим авторитетом и уважением в народе. Они стояли на пути разгула одинцовского беспредела и за это поплатились. И хотя, по прошествии нескольких месяцев, после основательных проверок авторитетных комиссий Генпрокуратуры, справедливость восторжествовала и все незаконно обвиненные были полностью оправданы, вред нанесеный народу Осетии за эти годы был уже непоправим. К сожалению, сегодняшнее молодое поколение не знает правду о фактах беззакония и репрессий, творимых в Северной Осетии в те годы, потому что об этом периоде истории Осетии до сих пор написано очень мало.

Годы одинцовского правления углубили и обострили также и осетино-ингушские противоречия. Тех кто был во главе республики мало заботили реальные взаимоотношения двух народов. Им важно было силовыми методами создать внешнюю оболочку благополучия и отрапортовать в Москуву о том, что героическими усилиями порядок в этом вопросе наведен. Время показало, что создание режима наибольшего благоприятствования для представителей одного народа, проживающих на территории другого, явилось дополнительным детонатором последующих кровавых событий.

Подписанный Б.Ельциным в июне 1992 года, на первый взгляд, гуманный и справедливый «Закон о реабилитации репрессированных народов», не имея под собой ни конституционной базы, ни механизма претворения в жизнь, стал лишь катализатором в обострении осетино-ингушских отношений. В сёлах со смешанным населением участились вооружённые стычки, убийства, грабежи. На площадях тогдашней столицы Ингушетии - г.Назрани то и дело проводились многотысячные митинги с требованиями вернуть эти несколько сёл и правобережную часть Владикавказа любыми методами, включая силовые акции. Раздавались открытые угрозы в адрес осетин. В этой обстановке надвигающейся опасности, руководство Северной Осетии взяло курс на всестороннее укрепление обороноспособности и подготовку к отпору возможной агрессии. Обстановка накалилась до предела.

После ряда взаимных «обменов кровавыми любезностями», в ночь с 30 на 31 октября 1992 года ингушские военные формирования, состоящие из мобильных, хорошо вооружённых отрядов, пересекли границу Северной Осетии и начали боевые действия по захвату сёл Пригородного района. К ним присоединились многие жители Северной Осетии ингушской национальности. В этих сёлах запылали осетинские дома, стало вывозиться имущество и крупный рогатый скот, угонялись транспортные средства осетин, а также предприятий. При малейшем сопротивлении люди уничтожались. Первым приняли бой сотрудники Черменского поселкового отделения милиции, но силы были неравными. Оставашихся в живых, раненных милиционеров боевики забросали противотанковыми гранатами, и обезображенные трупы несколько дней лежали под обломками здания. Другое зверское преступление было совершено в посёлке Карца, где в местном клубе ингушами были расстреляны 25 заложников - осетин. И это были далеко не единичные случаи.

Внезапность удара сыграла свою роль. За 2-3 дня ингушские боевики продвинулись на 10-15 км и достигли окраин Владикавказа. В эти кровавые для Осетии дни было убито более 100 человек, большое количество мирного населения было взято и увезено в Ингушетию заложниками. Многие пропали без вести и судьба их неизвестна по сегодняшний день. Было разрушено и сожжено много осетинских домов в оккупированных сёлах Пригородного района. Все эти события всколыхнули народ, вызвали ответную ярость и жажду мести за содеянное. На защиту республики со всех населённых пунктов потянулись тысячи молодых людей, примкнув к ранее созданным на случай агрессии, национальной гвардии, народному ополчению и силам министерства внутренних дел. Из Южной Осетии на помощь братьям прибыл хорошо вооружённый и имеющий боевой опыт батальон из 400-500 человек. Под угрожающим нажимом возмущённых народных масс армейское руководство также оказало некоторое содействие в вооружении ополченцев и органов правопорядка республики (см.статью о Г.Кантемирове в разделе "Генералы и адмиралы"). Всё это возимело своё действие, и к исходу новой недели, вся территория Пригородного района была очищена от нападавших. Гнев за содеяное, в ряде случаев перехлестывал через край и жертв с ингушской стороны оказалось заметно больше. Причем справедливости ради нужно признать, что ввиду большой интенсивности огня и применении тяжелого вооружения, среди этих жертв были и мирые люди.

Ранее в зону конфликта были введены Российские войска, которые, заняв нейнтральную позицию, вступали в бой только в ответ на акты прямого на них нападения. К 5 ноября войска заняли позиции между противоборствующими сторонами с целью недопущения дальнейшей эскалации военных действий.

Итоги этого, первого на территории России, вооруженного конфликта печальны как для осетин, так и для ингушей.

-Всего погибло 546 человек (в том числе 105 осетин и 407 ингушей)

Около тысячи человек были ранены и искалечены

Сотнями захватывались заложники, которые потом в основном были обменены между сторонами конфликта.

В зоне боевых действий полностью разрушены многие дома и строения, как ингушские, так и осетинские.

Почти всё ингушское население Пригородного района и Владикавказа (более 30 тысяч человек) покинуло свои жилища и надолго стало беженцами.

За прошедшие 14 лет большинство беженцев возвратились в свои сёла. Им были выделены земельные участки под строительство новых домов, денежные ссуды и компенсации. Но проблема Пригородного района поднимается ингушской стороной вновь и вновь, не давая ослабнуть напряжённости. Осетинская сторона отвергает любые варианты перекроя сложившихся границ, ввиду того, что уже больше 60 лет, волею судьбы, в этих сёлах живут осетины. Родилось уже не одно поколение тех, для которых эта земля – их родина, и другой у них нет. И они настроены решительно защищать её от любых посягательств.

На Кавказе все конфликты всегда разрешались миром через диалог между людьми, между народами. Вот этого диалога между осетинами и ингушами пока не получается. И, разыгрывающиеся то и дело, кровавые события во многом способствуют усилению недоверия и неприязни между соседними народами. Одним из этих событий стал взрыв на многолюдном центральном рынке Владикавказа 19 марта 1999 года, устроенный 4-мя молодыми ингушами – жителями Пригородного района. Тогда на месте погибло 52 человека и были ранены ещё 168 человек, в основном женщины, старики, студенты. В последствии был осуществлён ещё ряд взрывов на рынках и других людных местах столицы Северной Осетии, в которых также погибло много людей.

Но самым чудовищным и бесчеловечным актом, всколыхнувшим весь мир, стал захват Бесланской средней школы 1 сентября 2004 года. Рано утром в День Знаний, большая группа до зубов вооружённых боевиков, въехав с территории Ингушетии на грузовой машине, окружила школу с детьми, учителями и родителями и, заперев их в спортзале школы, в течение трех дней держала заложниками, без еды и питья. Многие из детей, не выдерживая голода и духоты, ели цветы, по традиции принесённые для учителей, пили собственную мочу, теряли сознание. Сразу же после захвата было расстреляно много молодых людей. Бандиты привели с собой шахидок – самоубийц, напичкали всё здание школы минами. После взрыва двух из них начался хаотический штурм. В эти, самые скорбные за последние несколько десятилетий для осетинского народа, дни погиб 331 заложник, из них 186 - дети разных возрастов, от года до 16 лет. Изверги посягнули на самое святое для каждого народа – детей, наше будущее.


По официальной на сегодняшний день версии, почти все они, кроме одного были уничтожены при штурме. Но живы те, кто организовывал и планировал этот акт устрашения, с целью развязать на Северном Кавказе большую войну. Они почему-то до сих пор на свободе и угрожают новым террором.

Правильно говорят, что бандиты не имеют национальности. Но в тоже время от факта, что подавляющее большинство опознанных боевиков оказались ингушами, никуда не скроешся. И осетины вряд ли в ближайшее время смогут заставить себя закрыть на это глаза и протянуть руку дружбы в сторону Ингушетии. Тем более, что до сих пор с той стороны ни на официальном, ни на народном уровне не прозвучало ни слова покаяния за тех, кто пришёл в Беслан убивать детей.

Пройдут годы и сменятся поколения, прежде чем утихнет боль от ран и потерь. Прежде чем все люди поймут, что мир и спокойствие в регионе жизненно-необходимы всем народам и каждому человеку. Прежде чем мудрость восторжествует над амбициями, политическим и национальным авантюризмом.

*Русское издание этой книги печатается в библиотеке журнала "Дарьял"

Обзор подготовлен Р. Кучиевым

Сентябрь 2005 г.


Список некоторых интересных книг по истории скифов, алан, осетин:

1.Скифы. Граков В.М. (рус.)

2. К проблеме генезиса осетинского нартского эпоса. Гуриев Т.А (рус)

3. Осетины. Б.А. Калоев (рус)

4. A grammatical sketch of Ossetic./ by V.I. Abaev. Edited by Herbert H. Paper, Translated by Steven P. Hill,

5. A history of the Alans in the West./ by Bernard S. Bachrach

6. The Sarmatians./ by T. Sulimirsky

7. The world of the Scythians./ by Renate Rolle

8. Iranians and Greeks in South Russia./ by M. Rostovtsev

9. The Scythians./ by Tamara Talbot Rice

10.From Scythia to Camelot./ by C.Scott Littleton&Linda A.Malcor

11.Alle Radici Della Cavalleria Medievale. / by Franco Cardini (in Italian)

12.Searching For The Scythians/ by Mike Edwards/ National Geographic, September 1996

13.Alans in Gaul./ by Bernard S. Bachrach

14. Sources on the Alans. A critical compilation./ by Agusti Alamany

15. The Sarmatians 600 BC - AD 450. / by R. Brzezinski & M. Mielczarek

16. The Scythians 700 -300 BC / by Dr. E.V. Cernenko

Осетинский этнос насчитывает сотни лет, но его родословная корнями уходит вглубь тысячелетий, к легендарным ираноязычным народам Северного Причерноморья. Отголоски этих связей можно встретить и в русском языке.

В поисках ответа

Во второй половине XVIII века путешествующие по Северному Кавказу европейские ученые впервые столкнулись с осетинами. Кто они? Откуда пришли? Эти вопросы ставили в тупик ученых мужей, плохо знавших историю Кавказа и его этнографическую родословную. Потомками древних половцев назвал осетин остзейский немец, путешественник и естествоиспытатель Иоганн Гюльденштедт. Немецкие ученые Август Гакстгаузен, Карл Кох и Карл Ган выдвинули теорию германского происхождения осетинского народа. Французский археолог Дюбуа де Монпере предположил, что осетины относятся к финно-угорским племенам. Согласно точке зрения доктора права Вольдемара Пфаффа, осетины - это результат смешения семитов с арийцами. Исходным моментом для такого вывода послужило обнаруженное Пфаффом внешнее сходство горцев с евреями. Кроме того, ученый акцентировал внимание и на некоторых общих чертах жизненного уклада двух народов. Например, есть такие параллели: сын остается при отце и во всем ему подчиняется; брат обязан жениться на жене умершего брата (так называемый «левират»); при законной жене разрешается иметь еще и «незаконных». Однако пройдет немного времени, и сравнительная этнология докажет, что подобные явления сплошь и рядом встречались у многих других народов. Наряду с этими предположениями немецким востоковедом Юлиусом Клапротом в начале XIX века была выдвинута теория аланского происхождения осетин. Вслед за ним российский исследователь, этнограф Андрей Шёгрен на обширном языковом материале доказал справедливость этой точки зрения. А в конце XIX столетия выдающийся кавказовед и славист Всеволод Миллер окончательно убедил научную общественность в алано-иранских корнях осетинского народа. Долгая родословная Богатейшая история осетинской нации насчитывает по крайней мере 30 веков. Сегодня у нас достаточно информации, чтобы погрузиться в изучение родословной этого народа, которая обнаруживает четкую преемственность: скифы - сарматы - аланы - осетины. Скифы, заявившие о себе победоносными походами в Малую Азию, созданием грандиозных курганов и искусством изготовления золотых украшений, расселились в районах степного Крыма и областях Северного Причерноморья, между нижними течениями Дуная и Дона, еще в VIII веке до н.э. В IV столетии до н.э. скифский царь Атей, завершив объединение племенных союзов, создал мощную державу. Однако в III веке до н.э. скифы подверглись нападению родственных сарматских племен и были частично рассеяны, однако значительная их группа была ассимилирована сарматами. В III веке н.э. в скифо-сарматское царство вторглись готы, а через столетие пришли гунны, которые вовлекли местные племена в Великое переселение народов. Но слабеющее скифо-сарматское сообщество не растворилось в этом бурном потоке. Из него выделились энергичные аланы, часть которых вместе с гуннскими всадниками отправилась на Запад и дошла вплоть до Испании. Другая часть переместилась к предгорьям Кавказа, где соединившись с местными этносами, положила начало будущему раннефеодальному государству Алания. В IX веке из Византии в пределы Алании проникло христианство. Его до сих пор исповедуют большинство жителей Северной и Южной Осетии. В 1220-х гг. в Аланию вторглись орды Чингисхана, разгромившие малочисленное аланское войско и к концу 1230-х захватившие плодородные равнины предгорий Кавказа. Уцелевшие аланы вынуждены были уйти в горы. Лишенные былого могущества аланы на долгие пять столетий пропадают с исторической сцены, чтобы возродиться в новом свете под именем осетин.

Загадочный «дон»

Этнографические исследования осетин установили, что их язык относится к иранской группе индоевропейских языков, которая включает также персидский, афганский, курдский, таджикский, татский, талышский, белуджский, ягнобский, памирские языки и диалекты. Ранее, примерно в VI - IV веках до н.э., в эту группу входили древнеперсидский и авестийский языки. Именно благодаря собранию огромного количества языковых данных крупнейшими востоковедами Всеволодом Миллером и Василием Абаевым было установлено, что непосредственными предками осетин являются средневековые племена аланов, которые в свою очередь унаследовали скифо-сарматскую родословную. Языковой материал скифо-сарматского мира, охватывавшего обширные территории между Дунаем и Каспием, сохранился в нескольких тысячах топонимических названий и собственных именах. Мы их встретим и в трудах античных авторов, и в многочисленных греческих надписях, оставшихся в местах древних городов-колоний: Танаиды, Горгиппии, Пантикапеи, Ольвии. Абсолютное большинство скифо-сарматских слов может быть идентифицировано посредством современного осетинского языка, так же, как и древнерусская лексика проглядывает в словаре современного русского языка. Возьмем, к примеру, слово «дон», что по-осетински означает «вода». Из этого слова выросли названия таких рек, как Дон, Донец, Днепр, Днестр, Дунай. Здесь можно усмотреть справедливость гипотезы, согласно которой в осетинском народе видят арийские корни. Слово «дон». согласно мнению большинства ученых, восходит к арийской основе dānu (река), которая в древнеиндийском языке означала также «каплю, росу, сочащуюся жидкость». Профессор Абаев считает, что переход «dān → don» произошел не ранее XIII-XIV веков, когда осетины (аланы) уже не были массово представлены на юге России. По его представлению, русскую форму «Дон» нельзя связывать непосредственно с современным осетинским «don», эти слова родственны через скифо-сарматский язык. Что же касается самого наименования осетинского народа, то оно попало в русский язык от грузинского названия Алании - Осети. Осетинский язык таит еще в себе загадки. Так, название английской столицы - Лондон - осетины воспринимают как свое, потому что на их родном языке оно означает «гавань или пристань». Есть и другие примеры. Город Дувр по-осетински звучит как «ворота», Бонн - как «день», а Лиссабон - «восходящий день». Подобных интригующих топонимов в европейских языках насчитывается не менее полутысячи.

Из средневековья в современность

В религиозных воззрениях осетинского народа можно увидеть причудливое смешение различных верований - христианских, мусульманских, языческих. Однако большинство осетин являются приверженцами православия, проникавшего к ним в раннее средневековье из Византии, позднее из Грузии, а с XVIII века - из России. 25 сентября 1750 года считается точкой отсчета официальных взаимоотношений осетинского и русского народов. В этот день в Петербург прибыла делегация осетинских послов, сообщившая императрице Елизавете Петровне, что «весь осетинский народ желает быть подданным русской короны». Русская императрица позволила осетинам спуститься с гор и расселиться на равнинах Северного Кавказа. Вскоре на берегу Терека вырос город-крепость Владикавказ. В конце XVIII века от стен Владикавказа через Кавказский хребет прошла важная магистраль - Военно-Грузинская дорога, охрана которой была поручена отважным воинам - осетинам. Многовековые осетино-русские взаимоотношения всегда носили мирный характер, что благоприятствовало налаживанию плодотворного сотрудничества. При этом российская культура оказывала непосредственное влияние на осетинскую. В частности, становление осетинской письменности связано с именем российского академика Андрея Шёргена, а основоположником литературного осетинского языка и художественной литературы является Коста Хетагуров , получивший образование в художественной академии Петербурга. История повернулась так, что северные и южные осетины оказались разделенными хребтами Кавказа и государственными границами. Северная Осетия осталась в российских пределах, Южная - на территории Грузии. Экстремистская политика тбилисских властей поставила жителей Южной Осетии перед выбором - «быть или не быть», сохранить свое национальное лицо или раствориться в грузинском этносе. После длительной эскалации конфликта, приведшего к трагическим событиям августа 2008-го, осетины однозначно выбрали самобытность.

Народ осетины

Это народ живущий на территории Кавказа, преимущественно в России. Основное население северной и южной Осетии. Считаются аланскими потомками. Себя они называют народом дигирон или ирон. Осетины в большинстве своем разговаривают на двух языках.

Численность населения

Всего в мире насчитывается около 700 тыс. представителей осетинов. Больше всего их проживает в РФ, около 530 тыс. человек:

  • Северная Осетия (460 тыс.);
  • Москва и область (14,5 тыс.);
  • Кабардино-Балкария (9 тыс.);
  • Ставрополь (8 тыс.);
  • Краснодар (4,5 тыс.);
  • Санкт-Петербург (3,2 тыс.);
  • Карачаево-Черкесия (3 тыс.);
  • Ростов-на-Дону и область (2,8 тыс.);
  • Тюмень и область (1,7 тыс.);
  • Красноярск (1,5 тыс.);
  • Волгоград и область (1 тыс).

А также в таких странах:

  • Южная Осетия (48 тыс. человек и составляют 80% всего населения государства);
  • Турция (37 тыс.);
  • Грузия (14-36 тыс.);
  • Узбекистан (9 тыс.);
  • Украина (4,8 тыс.);
  • Азербайджан (2,5 тыс);
  • Туркмения (2,3 тыс.);
  • Казахстан (1,3 тыс);
  • Сирия (700 чел.);
  • Абхазия и Киргизия (по 600 чел.);
  • Белоруссия (500 чел.);
  • Таджикистан (400 чел.).

Происхождение народности

Предками осетинов являются древние скифы, сарматы и аланы. Это одно и то же племя, только в разные века, их называли по-разному. Поселяясь на землях казахов, произошло смешание народностей (это и сыграло большую роль в формировании современных осетин). У них очень похожий язык, некоторые традиции и обряды. Но, как и в большинство народов, на процесс формирования современной народности прошло не мало времени (примерно 30 веков). У скифов и сарматов очень богатая история, первые упоминания датируются еще IV веком до н.э.

Родственные народности с осетинами — это ягнобцы и ясы а также некоторые .

Распределение по языковых группах

Осетинский язык — это единственный реликт, что сохранился со времен скифов и сарматов. Он делиться на такие категории:

  • индоевропейский язык;
  • индоиранская ветка;
  • иранская группа;
  • северо-восточная подгруппа.

Среди местных диалектов Северной Осетии различают иронский и дигорский диалект. Первые — больше распространённые, а их диалект заложен в литературное письмо. Кроме того на дигорском языке издаются книги. Но между собой эти диалекты сильно отличаются, как фонетически, так и лексически. В Южной Осетии ошибочно закрепилось название этноса, как кударцы. Но на самом деле, это лишь несколько десятков представителей с одноименной фамилией. Среди говоров различают кударо-джавский и чсанский осетинские языки. Кроме того в Южной Осетии признано 3 национальных языка:

  • осетинский;
  • грузинский;
  • русский.

Тогда, как на территории РФ распространено только двуязычие. Поэтому даже в диалектах Южной и Северной Осетии много отличия. В первой больше грузинского сходства, а во второй — русского.

Религиозность

Большинство осетин православные, почти 60% всей народности. Многим людям свойственно язычество. И совсем немного человек (всего 3 %) поддерживают ислам.

Описание народности

У коренного населения форма головы продолговатая, волосы темных оттенков, также, как и глаза (но не редко бывают и серыми). Осетины — яркий пример европеоидной расы.

Кухня

Кулинарные традиции начали вводить кочевые племена аланов. Очень ценится мясо, а также осетинские сыр и пиво. Среди любимых блюд — пироги (насгун, фидгун) и шашлык. Очень часто мясо тушат в сметане. Такие блюда, как калуа и бламык до нашего времени не сохранились в традициях. Но сегодня осетинская кухня вобрала в себя много элементов русской и европейских кухонь.

Культура и традиции

Осетины в древние века занимались скотоводством, реже ловили рыбу и охотились.

Костюмы в летнее и зимнее время могли отличаться. Но в основном одевали зауженные брюки мужчины, башмаки и бешмет. Женщины же носят платье с воротником, могут на голову одевать платок.

В семье глава старался чтобы его семья была защищена, ни в чем не нуждалась и являлся крепкой опорой для всех. Это сохранилось и по сей день.

Позор для осетин — пьянство за застольем. Также нельзя начинать кушать, пить и выходить з-за стола без разрешения старшин. Кто опаздывает на мероприятие, то садится в самый конец стола.

Гостеприимность и дружелюбие народа видны во всем. Особым доказательством тому есть — проживание иных народов на их землях. А суровые обычаи только закалили дисциплину и характер каждого осетина.

Один из народов, живущих на Северном Кавказе, называется осетинами. Он имеет богатые и уникальные традиции. Долгие годы учёных интересует вопрос: "Осетины - мусульмане или христиане?" Чтобы дать ответ на него, необходимо познакомиться с историей развития религиозности этого этноса.

Осетины в древности

Издавна национальность осетин носила различные названия. К примеру, сами себя они именовали «ирон адам», а страну, в которой жили, - «Иристон». Грузины называли их «овси», а страну, соответственно, «Овсети».

С первого тысячелетия нашей эры народ жил на Северном Кавказе, в Аланском царстве. Со временем осетин сильно потеснили монголы и войска Тамерлана, после чего их жизненный уклад очень видоизменился. Попав под влияние Грузии, они стали менять свою жизнь, а с ней и конфессиональную принадлежность. Народу довольно сложно стало жить по новым условиям и пришлось обживаться в суровых горах.

Люди, которые наблюдали за жизнью осетин со стороны, очень им сочувствовали, поскольку их страна была закрытой и недоступной внешнему миру из-за гор, окутанных льдом и снегом, а ещё из-за наличия скал и быстротечных рек. Из-за окружающей среды плодородность Осетии невелика: кроме злаков, таких как овёс, пшеница и ячмень, фактически ничего там не родится.

Осетины, религия которых с древних времён считалась христианской, сегодня только считаются таковыми из-за соблюдения Великого поста, почитания икон, вере священникам и церквам. Больше ни в чём они отношения к христианству не имеют. Раньше осетины почитали многих богов природных стихий и искали параллели между христианским пантеоном и святыми в мусульманстве. Очень часто приносили они жертвы и христианским святым, таким как Николай Угодник, Георгий Победоносец, архангел Михаил и прочим.

Появление христианства в Осетии

Как же стали христианами осетины? Религия эта пришла к ним из Грузии в XI-XIII веках - это по официальным данным, но не многим известно, что познакомился народ с этой верой намного раньше. И входила в их жизнь она постепенно.

Ещё в IV веке южные осетины приняли христианство от западной Грузии. Но из-за ослабления веры после отхода Лазика к персам, религиозное учение не стало распространяться дальше. Снова христианство заявило о себе при походе Юстиана на Осетию и Кабарды. Произошло это уже в VI веке. При деятельности Юстиниана как миссионера стали строиться церкви, и из Греции пришли епископы. Именно на этот период припадает приучение осетин к элементам христианского культа и к обрядам. Но уже в VII веке начались походы завоевателей-арабов, что вновь приостановило развитие христианства.

Много веков религиозная жизнь в Осетии оставалась нестабильной. Были и осетины-христиане, и те, кто придерживался исламской веры. Обе ветви стали для них родными.

Исследование веры осетин

Долгие годы этот народ (осетины) придерживался как христианства, так и мусульманства. Несмотря на различия конфессий, обряды проводились совместно. Кроме того, они были взаимосвязаны со старинными верованиями. Сегодня Северная Осетия имеет общины 16 конфессий. Исследователи постоянно следят за жителями страны и их религией, их внимание привлекает форма и степень влияния веры на народ.

Систематически изучать верования осетин стали после присоединения Осетии к России. Именно представители российской православной церкви и начали наблюдать, как осетины, вера которых была нестабильной, живут, и каким традициям отдают предпочтение. А первые исследования начались во время миссионерской деятельности на территории этой горной страны.

Специфика веры осетин

Благодаря традиционной системе религии многие века складывалось мнение народа, которое кардинально отличалось от монотеистических верований. Их вера является открытой и способна принимать совершенно новые идеи и взгляды других конфессий. Специфика осетинской религии — это толерантное отношение этого народа как к христианству, так и к исламу. Вот такие они - осетины. Мусульмане или христиане вокруг - для них это не имеет значения. Несмотря на веру, которую принимают родные и друзья, эти люди относятся к ним одинаково, поскольку в разные времена в жизни народа присутствовали и христианство, и ислам.

Проявление христианства в Осетии

Истоки на территории Алании не удалось изучить настолько хорошо, как приход христианства. Есть некоторые расхождения среди учёных. История осетин говорит о том, что вера сынов Аллаха стала распространяться на этих землях в VII веке, а другие источники утверждают, что ислам стал "своим" среди осетин только в XVIII веке. Как бы оно ни было, но достоверно известно только то, что перелом произошёл именно после присоединения Осетии к России. Религиозные формы резко трансформировались и адаптировались к новым правилам. Православная церковь стала восстанавливать христианство среди осетин, хотя миссионерам достичь желаемого результата было нелегко.

Осетины относились к крещению как к акту, необходимому для присоединения к российскому народу, и абсолютно не интересовались христианскими догмами и, естественно, не придерживались обрядов. Ушло несколько десятилетий на то, чтобы осетины познали веру Христа и приобщились к церковной жизни. Достаточно сильно помогло в этом создание христианских школ, где и происходило народное образование.

Христианство и ислам стали развиваться параллельно после присоединения Осетии к России. В некоторых частях страны распространялся ислам, в большей мере это касается западных и восточных регионов. Там люди приняли его как единственную религию.

Влияние России на религию осетин

Уже при первой Православную Российскую Церковь объявили оплотом контрреволюции. Впоследствии произошли репрессии, направленные против духовенства. Они растянулись на несколько десятков лет, стали уничтожаться церкви и храмы. Владикавказская епархия уже в первые 20 лет советской власти была разгромлена. Осетины, христиане или мусульмане, не имели единой веры. А уже в 32-37 годах прошла вторая волна репрессий, тогда пострадало и христианство, и мусульманская вера. Именно в эти годы в Осетии наблюдались массовые разгромы и закрытия храмов. К примеру, во Владикавказе из 30 соборов уцелели всего два, которые действуют и сегодня.

В 30-е годы мечети, которые находились на территории Северной Осетии, разрушили. Самые лучшие священнослужители различных национальностей были подвергнуты гонениям.

В советские времена стало существовать очень непросто, но традиционной и многочисленной для коренных осетин осталась православная вера. Только к 90-м годам в Осетии начал возрождаться ислам, стали регистрироваться общины, восстанавливаться мечети. До сегодняшних дней ощущаются последствия былых нападок и набегов. Священнослужители не имеют профессиональной специальной подготовки, литературы, необходимой для богослужения, практически нет. Это сказывается на работе мусульманских общин. Были попытки приглашения молодых людей, которые получили образование в Египте и в Саудовской Аравии, но они привели к плохим последствиям, поскольку вместе с ними на Кавказе стало появляться незнакомое и неприсущее народу учение салафийя.

Современная Осетия

В современном мире из-за трансформации религии стали появляться её новые формы, которые очень далеки от традиций. Культура осетин тоже подвергается изменениям. Под видом восстановления национальной осетинской религии есть попытки создать новые течения, которые могут стать альтернативой исламу и христианству. Они определяются как неязыческие. Уже зарегистрировано три таких общины в республике Осетия. Они стараются создать республиканскую организацию.

Сегодня Осетия стала небольшим государством с территорией почти в 4000 кв. км и малым количеством населения. После августовской войны с Грузией осетины стали жить в безопасности. От них ушли грузины, но в то же время народ стал очень уязвимым. Границы Южной Осетии и Грузии находятся под жёстким контролем российской власти. Россия специально создала Пограничное управление по Южной Осетии. После войны с Грузией страна очень медленно восстанавливается, а её столицу Цхинвал совсем недавно начали по-настоящему реконструировать.

Пятидесятники и общины Осетии

Ситуация, сложившаяся с религией, довольно своеобразна. Только Цхинвальская синагога уцелела после атеизма советской эпохи, и действует по сегодняшний день, правда, её переделали под еврейский культурный центр. В наши дни евреи стали массово покидать Осетию и возвращаться в Израиль, поэтому синагога стала работать для осетинских пятидесятников. Но сейчас действует только часть здания, которая находилась сзади, поскольку в передней проводили богослужения иудеи. По всей территории Осетии есть ещё шесть общин пятидесятников.

Немало представителей осетинской интеллигенции приняли их веру, а богослужения для удобства ведутся как на русском, так и на местном языках. Хотя пятидесятники на сегодняшний день официально не зарегистрированы, они абсолютно свободно развиваются и занимаются своим делом. Это течение заняло прочную позицию в общественной структуре объединённой церкви христиан с верой евангельской.

Осетины сегодня

Немалая часть осетин по сей день верна традиционным верованиям. Разные сёла республики имеют свои святилища и молельни. На сегодняшний день Осетия восстанавливается и реконструируется. Из-за неудовлетворительной социально-политической ситуации многие граждане покинули страну, а те, кто остались, живут на маленькую зарплату. Людям очень тяжело заниматься строительством или приобретать необходимые продукты питания, поскольку таможенные службы России продолжают работать по той же схеме, что и до войны с Грузией. Культура осетин недостаточно быстро развивается, пока что у них нет возможности получить хорошее образование и чего-то добиться в жизни. И это невзирая на то, что Осетия богата на цветные металлы, у них замечательная древесина, возрождается текстильная промышленность. Государство может начать развиваться и стать одним из самых современных, но для этого понадобится много усилий и новое правительство.

Религия осетин сегодня

История народа довольно сложна, точно так же обстоит вопрос с религией. Кто же такие осетины - мусульмане или христиане? Сказать очень сложно. Северная Осетия осталась закрытой для исследований, и о ней известно не так много. Специалисты подсчитали, что приблизительно 20 % населения на севере - верные сыны Аллаха. В основном религия эта стала подниматься после многие молодые люди Северной Осетии начали в основном в форме ваххабизма. Некоторые думают, будто духовенство хочет держать под контролем религиозную деятельность мусульман, и что само оно жестко контролируется ФСБ, хоть и негласно.

Религия и национальность

Южная Осетия стала пристанищем для разных народов - осетин и грузин, русских и армян, а также евреев. в большом количестве покинули страну из-за конфликта 90-х годов и стали проживать на территории России. В основном это Северная Осетия - Алания. Грузины, в свою очередь, массово выехали к себе на родину. Православная вера, несмотря на все перипетии, стала преобладать среди осетин.

Связь культуры и религии

Культура осетин постоянно развивается, однако народ старается придерживаться старинных традиций и учит этому новые подрастающие поколения. Для жителей Осетии абсолютно неважно, какое вероисповедание у их родных и соседей. Главное - это хорошее отношение друг к другу и взаимопонимание, а Бог - один для всех. Таким образом, не важно, кто именно осетины - мусульмане или христиане. Для духовного и умственного развития в республике открыты музеи и театры, библиотеки и учебные заведения. Государство постоянно работает над подъемом экономики и прочих сфер.

Один из народов, живущих на Северном Кавказе, называется осетинами. Он имеет богатые и уникальные традиции. Долгие годы учёных интересует вопрос: «Осетины — мусульмане или христиане?» Чтобы дать ответ на него, необходимо познакомиться с историей развития религиозности этого этноса.

Издавна национальность осетин носила различные названия. К примеру, сами себя они именовали «ирон адам», а страну, в которой жили, — «Иристон». Грузины называли их «овси», а страну, соответственно, «Овсети».

С первого тысячелетия нашей эры народ жил на Северном Кавказе, в Аланском царстве. Со временем осетин сильно потеснили монголы и войска Тамерлана, после чего их жизненный уклад очень видоизменился. Попав под влияние Грузии, они стали менять свою жизнь, а с ней и конфессиональную принадлежность. Народу довольно сложно стало жить по новым условиям и пришлось обживаться в суровых горах.

Люди, которые наблюдали за жизнью осетин со стороны, очень им сочувствовали, поскольку их страна была закрытой и недоступной внешнему миру из-за гор, окутанных льдом и снегом, а ещё из-за наличия скал и быстротечных рек. Из-за окружающей среды плодородность Осетии невелика: кроме злаков, таких как овёс, пшеница и ячмень, фактически ничего там не родится.

Осетины, религия которых с древних времён считалась христианской, сегодня только считаются таковыми из-за соблюдения Великого поста, почитания икон, вере священникам и церквам. Больше ни в чём они отношения к христианству не имеют. Раньше осетины почитали многих богов природных стихий и искали параллели между христианским пантеоном и святыми в мусульманстве. Очень часто приносили они жертвы и христианским святым, таким как Николай Угодник, Георгий Победоносец, архангел Михаил и прочим.

Появление христианства в Осетии

Как же стали христианами осетины? Религия эта пришла к ним из Грузии в XI-XIII веках — это по официальным данным, но не многим известно, что познакомился народ с этой верой намного раньше. И входила в их жизнь она постепенно.

Ещё в IV веке южные осетины приняли христианство от западной Грузии. Но из-за ослабления веры после отхода Лазика к персам, религиозное учение не стало распространяться дальше. Снова христианство заявило о себе при походе Юстиана на Осетию и Кабарды. Произошло это уже в VI веке. При деятельности Юстиниана как миссионера стали строиться церкви, и из Греции пришли епископы. Именно на этот период припадает приучение осетин к элементам христианского культа и к обрядам. Но уже в VII веке начались походы завоевателей-арабов, что вновь приостановило развитие христианства.

Много веков религиозная жизнь в Осетии оставалась нестабильной. Были и осетины-христиане, и те, кто придерживался исламской веры. Обе ветви стали для них родными.

Исследование веры осетин

Долгие годы этот народ (осетины) придерживался как христианства, так и мусульманства. Несмотря на различия конфессий, обряды проводились совместно. Кроме того, они были взаимосвязаны со старинными верованиями. Сегодня Северная Осетия имеет общины 16 конфессий. Исследователи постоянно следят за жителями страны и их религией, их внимание привлекает форма и степень влияния веры на народ.

Систематически изучать верования осетин стали после присоединения Осетии к России. Именно представители российской православной церкви и начали наблюдать, как осетины, вера которых была нестабильной, живут, и каким традициям отдают предпочтение. А первые исследования начались во время миссионерской деятельности на территории этой горной страны.

Специфика веры осетин

Благодаря традиционной системе религии многие века складывалось мнение народа, которое кардинально отличалось от монотеистических верований. Их вера является открытой и способна принимать совершенно новые идеи и взгляды других конфессий. Специфика осетинской религии — это толерантное отношение этого народа как к христианству, так и к исламу. Вот такие они — осетины. Мусульмане или христиане вокруг — для них это не имеет значения. Несмотря на веру, которую принимают родные и друзья, эти люди относятся к ним одинаково, поскольку в разные времена в жизни народа присутствовали и христианство, и ислам.

Проявление христианства в Осетии

Истоки появление ислама на территории Алании не удалось изучить настолько хорошо, как приход христианства. Есть некоторые расхождения среди учёных. История осетин говорит о том, что вера сынов Аллаха стала распространяться на этих землях в VII веке, а другие источники утверждают, что ислам стал «своим» среди осетин только в XVIII веке. Как бы оно ни было, но достоверно известно только то, что перелом произошёл именно после присоединения Осетии к России. Религиозные формы резко трансформировались и адаптировались к новым правилам. Православная церковь стала восстанавливать христианство среди осетин, хотя миссионерам достичь желаемого результата было нелегко.

Осетины относились к крещению как к акту, необходимому для присоединения к российскому народу, и абсолютно не интересовались христианскими догмами и, естественно, не придерживались обрядов. Ушло несколько десятилетий на то, чтобы осетины познали веру Христа и приобщились к церковной жизни. Достаточно сильно помогло в этом создание христианских школ, где и происходило народное образование.

Христианство и ислам стали развиваться параллельно после присоединения Осетии к России. В некоторых частях страны распространялся ислам, в большей мере это касается западных и восточных регионов. Там люди приняли его как единственную религию.

Влияние России на религию осетин

Уже при первой Гражданской войне Православную Российскую Церковь объявили оплотом контрреволюции. Впоследствии произошли репрессии, направленные против духовенства. Они растянулись на несколько десятков лет, стали уничтожаться церкви и храмы. Владикавказская епархия уже в первые 20 лет советской власти была разгромлена. Осетины, христиане или мусульмане, не имели единой веры. А уже в 32-37 годах прошла вторая волна репрессий, тогда пострадало и христианство, и мусульманская вера. Именно в эти годы в Осетии наблюдались массовые разгромы и закрытия храмов. К примеру, во Владикавказе из 30 соборов уцелели всего два, которые действуют и сегодня.

В 30-е годы мечети, которые находились на территории Северной Осетии, разрушили. Самые лучшие священнослужители различных национальностей были подвергнуты гонениям.

Религиозным организациям в советские времена стало существовать очень непросто, но традиционной и многочисленной для коренных осетин осталась православная вера. Только к 90-м годам в Осетии начал возрождаться ислам, стали регистрироваться общины, восстанавливаться мечети. До сегодняшних дней ощущаются последствия былых нападок и набегов. Священнослужители не имеют профессиональной специальной подготовки, литературы, необходимой для богослужения, практически нет. Это сказывается на работе мусульманских общин. Были попытки приглашения молодых людей, которые получили образование в Египте и в Саудовской Аравии, но они привели к плохим последствиям, поскольку вместе с ними на Кавказе стало появляться незнакомое и неприсущее народу учение салафийя.

Современная Осетия

В современном мире из-за трансформации религии стали появляться её новые формы, которые очень далеки от традиций. Культура осетин тоже подвергается изменениям. Под видом восстановления национальной осетинской религии есть попытки создать новые течения, которые могут стать альтернативой исламу и христианству. Они определяются как неязыческие. Уже зарегистрировано три таких общины в республике Осетия. Они стараются создать республиканскую организацию.

Сегодня Осетия стала небольшим государством с территорией почти в 4000 кв. км и малым количеством населения. После августовской войны с Грузией осетины стали жить в безопасности. От них ушли грузины, но в то же время народ стал очень уязвимым. Границы Южной Осетии и Грузии находятся под жёстким контролем российской власти. Россия специально создала Пограничное управление по Южной Осетии. После войны с Грузией страна очень медленно восстанавливается, а её столицу Цхинвал совсем недавно начали по-настоящему реконструировать.

Пятидесятники и общины Осетии

Ситуация, сложившаяся с религией, довольно своеобразна. Только Цхинвальская синагога уцелела после атеизма советской эпохи, и действует по сегодняшний день, правда, её переделали под еврейский культурный центр. В наши дни евреи стали массово покидать Осетию и возвращаться в Израиль, поэтому синагога стала работать для осетинских пятидесятников. Но сейчас действует только часть здания, которая находилась сзади, поскольку в передней проводили богослужения иудеи. По всей территории Осетии есть ещё шесть общин пятидесятников.

Немало представителей осетинской интеллигенции приняли их веру, а богослужения для удобства ведутся как на русском, так и на местном языках. Хотя пятидесятники на сегодняшний день официально не зарегистрированы, они абсолютно свободно развиваются и занимаются своим делом. Это течение заняло прочную позицию в общественной структуре объединённой церкви христиан с верой евангельской.

Осетины сегодня

Немалая часть осетин по сей день верна традиционным верованиям. Разные сёла республики имеют свои святилища и молельни. На сегодняшний день Осетия восстанавливается и реконструируется. Из-за неудовлетворительной социально-политической ситуации многие граждане покинули страну, а те, кто остались, живут на маленькую зарплату. Людям очень тяжело заниматься строительством или приобретать необходимые продукты питания, поскольку таможенные службы России продолжают работать по той же схеме, что и до войны с Грузией. Культура осетин недостаточно быстро развивается, пока что у них нет возможности получить хорошее образование и чего-то добиться в жизни. И это невзирая на то, что Осетия богата на цветные металлы, у них замечательная древесина, возрождается текстильная промышленность. Государство может начать развиваться и стать одним из самых современных, но для этого понадобится много усилий и новое правительство.

Религия осетин сегодня

История народа довольно сложна, точно так же обстоит вопрос с религией. Кто же такие осетины — мусульмане или христиане? Сказать очень сложно. Северная Осетия осталась закрытой для исследований, и о ней известно не так много. Специалисты подсчитали, что приблизительно 20 % населения на севере — верные сыны Аллаха. В основном религия эта стала подниматься после распада СССР, многие молодые люди Северной Осетии начали исповедовать ислам в основном в форме ваххабизма. Некоторые думают, будто духовенство хочет держать под контролем религиозную деятельность мусульман, и что само оно жестко контролируется ФСБ, хоть и негласно.

Религия и национальность

Южная Осетия стала пристанищем для разных народов — осетин и грузин, русских и армян, а также евреев. Коренные жители в большом количестве покинули страну из-за конфликта 90-х годов и стали проживать на территории России. В основном это Северная Осетия — Алания. Грузины, в свою очередь, массово выехали к себе на родину. Православная вера, несмотря на все перипетии, стала преобладать среди осетин.

Связь культуры и религии

Культура осетин постоянно развивается, однако народ старается придерживаться старинных традиций и учит этому новые подрастающие поколения. Для жителей Осетии абсолютно неважно, какое вероисповедание у их родных и соседей. Главное — это хорошее отношение друг к другу и взаимопонимание, а Бог — один для всех. Таким образом, не важно, кто именно осетины — мусульмане или христиане. Для духовного и умственного развития в республике открыты музеи и театры, библиотеки и учебные заведения. Государство постоянно работает над подъемом экономики и прочих сфер.