Исторические типы мировоззрения: понятия и трактовки. Исторические типы мировоззрения Исторически первой формой мировоззрения считается


1. Какой тип мировоззрения является наиболее ранним?

а) религия;

б) философия;

в) мифология.

2. Мировоззрение – это:

а) совокупность духовных ценностей;

б) совокупность идей, объясняющих поведение человека;

в) система представлений, определяющая поведение человека.

3. Ценность – это:

а) значимое для человека;

б) удовлетворяющее духовную потребность;

в) продукт человеческой деятельности.

4. Практика – это:

б) деятельность по преобразованию мира;

5. Сущность – это:

а) общее для класса вещей;

б) то, что делает предмет таковым, а не иным;

в) идея предмета.

6. Философская картина мира – это:

а) диалектика сущего и должного;

б) картина мира как целого;

в) картина бытия человека в мире.

7. Философия – это:

б) теоретическое мировоззрение;

в) квинтэссенция духовной культуры эпохи.

8. Истина – это:

а) результат конвенции;

б) соответствие мысли о предмете предмету мысли;

в) результат научного познания.

9. Аксиология – это учение:

а) о ценностях; б) о морали; в) о человеке.

10. Антропоцентризм – это:

а) принцип философствования, рассматривающий человека как главного объекта приложения мистических сил;

б) философский принцип, рассматривающий человека как центр Вселенной и цель всех свершающихся в мире событий;

в) мировоззренческий принцип объяснения мира, содержанием которого является понимание человека как безусловной ценности.

Человек самое совершенное существо в мире. Он постоянно вопрошает, ставя самые разные вопросы: Что такое Вселенная? Что такое звезда? Что такое любовь? Этих вопросов множество. В процессе поиска ответов на них человек приобретает знания, опыт, начинает размышлять о мироустройстве, о месте человека в нем, о судьбах человечества, о жизни, о смерти. Все это приводит к формированию у него мировоззрения.

Мировоззрение – это система обобщенных взглядов, представлений, оценок, которые обеспечивают целостное видение мира и места в нем человека. Термин «мировоззрение» был введен немецким философом И.Кантом и буквально означал – атрибут человеческого сознания . Поэтому мировоззрение – это не просто обобщенное представление о мире, а форма самосознания человека.

Так как для человека весь мир оказывается разделенный на две части: на мое собственное «Я» и «не Я», т.е. мир, который включает природу, общество, культуру и отношение между людьми, то вопрос об отношениичеловека к миру и является основным вопросом мировоззрения.

Основной вопрос мировоззрения указывает, что само мировоззрение – это сложное духовное явление, которое состоит из таких элементов как:

- знания – это основа мировоззрения. К мировоззрению относятся не все знания, а жизненно важные для человека, которые раскрывают сущность отношений между человеком и миром;

- убеждения это твердая система взглядов, которая установилась в сознании человека. Убеждения могут меняться и причиной этого есть новые знания, которые уточняются и дополняются постоянно;

- ценности – это позитивное или негативное отношение к явлениям окружающего мира. Они воплощают в себе особое отношение людей ко всему окружающему в соответствии с их потребностями и интересами;

- идеалы – это воображаемый образец совершенства, к которому следует стремиться как к конечной цели. Особенность идеалов – опережать отображение действительности;

- вера - это форма и способ восприятия социальной информации, ценностей, идеалов общественной жизни, которые не задаются практическим опытом, а принимаются как очевидные факты. Однако вера находится во взаимосвязи с сомнением. Сомнение – это обязательный момент осмысленной позиции любого мыслящего человека. Присутствие сомнения в мировоззрении отдельного человека находит выражение в позициях: догматизма – безоговорочное принятие той или иной точки зрения, системы ориентаций или скептицизма – неверие ни во что, непринятие любой точки зрения;



- жизненные нормы – это образцы, стандарты деятельности, сложившиеся исторически, как определенные правила поведения.

Мировоззрение имеет свою структуру , в основе которой находятся свойственные человеку физиолого-психологические механизмы и средства познания мира, а именно: ум, чувства, воля и т.д. Отсюда в структуре мировоззрения выделяют:

- мироощущение – это эмоционально-психологический уровень мировоззрения. Это удивление, страх, восхищение, одиночество, горе, отчаяние;

- мировосприятие – это деятельный уровень мировоззрения, к которому относится опыт формирования познавательных представлений о мире;

- миропонимание – это познавательно-интеллектуальный уровень; это система общих понятий, суждений и умозаключений о мире в целом и месте человека в нем. Миропонимание может быть: 1) обыденным, т. е. житейским, когда основывается на чувственном опыте, традициях, вере; 2) теоретическим , которое опирается на знание законов, научные теории и принципы. Теоретическое мировоззрение – это высший этап развития мировоззрения. Очевидно, что овладение им является главной задачей всего процесса становления и совершенствования человека.

Следовательно, мировоззрение – это интегральная целостность знания и ценностей, ума и интуиции, интеллекта и действия, критического сомнения и сознательной убежденности. Отсюда, мировоззрение выполняет такие функции (т.е. работу): 1) познавательно-ориентировочную (которая обеспечивается мировоззренческими знаниями и оценками); 2) социально-практическую (которая базируется на мировоззренческих убеждениях и принципах деятельности).

Мировоззрение имеет исторический характер . Что это значит? Это значит, что мировоззрение человека, общества постоянно изменяется. Например, в разные эпохи складывались различные типы мировоззренческих систем :

1) космоцентризм в эпоху античности, где в центре изучения стояла природа и эллинские мудрецы 7-6 веков до н.э. стремились распознать единую сущность всего окружающего;

2) теоцентризм, характерный для средних веков 5-15 века, где все основные понятия средневекового мышления были соотнесены с Богом;

3) антропоцентризм, характерный для эпохи Возрождения 14-16 веков, где человек ощутил и осознал себя центром Вселенной. Такое понимание мировоззрения порождает необходимость выделить не только его исторические типы, но и исторические формы.

Историческими формами мировоззрения , которые формировались на протяжении всей истории человечества, есть мифологическое, религиозное и философское . Рассмотрим их.

Мифологическое мировоззрение – это универсальная форма мировоззрения, которая характерна для всего первобытного общества. Её уникальность в том, что первым мировоззрением всех этносов была мифология. Мифология в переводе с греческого языка обозначает: mifos cказание и logos учение . Мифология пыталась объяснить мир через перенесение на него свойств и качеств, которыми характеризовался сам человек, а также отношения между людьми.

Миф как первая форма мировоззрения объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, ранних форм искусства. Миф – это нерасчлененная форма знания, что называется синкретизмом . Для мифологического мировоззрения присущи следующие особенности :

1)слияние мыслей и действий;

2)личное «я» и мир были слиты воедино;

3)отсутствие различий между объектом и субъектом деятельности;

4)антропоморфизм – перенос на природу свойств человека;

5)образность (мир воспринимался в образах, а не в понятиях);

6)главным было обоснование связи индивида с родом.

Мифологическое мировоззрение запечатлено в сказках, легендах, что характерно для всех народов без исключения, ибо все они прошли уникальную первобытную стадию своего развития общества. С развитием и усложнением форм жизни мифология перестает удовлетворять человека и возникает потребность в новом мировоззрении. Этим мировоззрением была религия.

Религиозное мировоззрение – это совокупность представлений, верований, убеждений, которые основанные на сверхъестественном. Сверхъестественное – это то, что не подчиняется законам мироздания. Сущностью религиозного мировоззрения – есть удвоения мира : на мир реальный, в котором живет человек и сверхъестественный, который человек воспринимает на веру. Способом существования религиозного мировоззрения является вера. Внешней формой проявления веры служит культ .Выделяются некоторые особенности религиозного мировоззрения :

1)это форма иррационального освоения мира, т.е. то, что лежит за пределами разума (эмоции, воля, чувства);

2)оно направлено на внутренний мир человека, к его надеждам и тревогам, к поиску символа веры;

3)существует в обыденной жизненно-повседневной форме;

Возникает религиозное мировоззрение в эпоху разделения труда. Со временем оно становится мировоззрением прошлого, выражением бессилия человека перед природными и социальными стихийными силами, отрыва индивида от действительности. На смену ему приходит философское мировоззрение.

Философское мировоззрение – это высшая форма мировоззрения. Оно начинается там и тогда, где и когда человек пытается познать мир и выяснить свое место в этом мире. Термин «философия» в 6 в. до н.э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор : «Жизнь подобна игрищам: Иные приходят состязаться, иные – торговать, а самые счастливые - смотреть». Этот термин имеет греческое происхождение и буквально означает «любовь к мудрости» или «служанка мудрости», «рабыня софии» , а в древней Руси ее называли просто «любомудрие» . Термин философия в европейской культуре было закреплено Платоном, который считал, что философы – это люди, которые открывают тайны природы, человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Таким образом, философия является особым видом знания, а именно «софийным» знанием, которое понимается как мудрость. Особенностью философского мировоззрения есть то, что:

1)ему присуща не чувственно-образная, как в мифологии и религии, а абстрактно-понятийная форма освоения мира;

2)это теоретическая форма мировоззрения;

3)религия и мифология совпадают с соответствующим мировоззрением, а философия составляет ядро научного мировосприятия;

4)философия в осмыслении мира опирается на научные знания;

5)философия стремится поставить и решить абсолютные проблемы человеческого бытия;

6)философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, моральное, эстетическое отношение человека к миру.

Как видим, философское мировоззрение – это теоретически сформулированное мировоззрение и основные мировоззренческие проблемы оно пытается решить посредством мышления.

Таким образом, формирование и развитие мировоззрения – исторически преемственный процесс. Все исторические формы мировоззрения диалектически тождественны: религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и формируется вместе с ним, поскольку его основой выступает мифология; философское мировоззрение исторически возникает на основе мифологического и религиозного и вместе с ними, так как отвечает на те же вопросы, которые поставлены мифами и религией. Не случайно, поэтому то обстоятельство, что для духовной жизни различных периодов человеческой истории в определенной степени характерны все типы мировоззрения при обладании одного из них. В то же время направленность совершенствования мировоззрения однозначна: от мифологического через религиозное к философскому. В культуре дикости (первобытное общество) нет еще ни религиозного, ни философского, а в культуре варварства – философского.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Кафедра философии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Философия»

на тему: «Мировоззрение. Исторические формы мировоззрения, особенности мифологического и религиозного мировоззрения»

Введение

1. Мировоззрение и его структура

2. Исторические формы мировоззрения

Особенности мифологического и религиозного мировоззрения

Заключение


Введение

Вопросы об устройстве мира, о материальном и духовном, о закономерности и случае, об устойчивости и изменении, о движении, развитии, прогрессе и его критериях, об истине и ее отличии от ошибок и преднамеренных искажений и о многом другом так или иначе ставятся в соответствии с потребностью в общей ориентации и самоопределении человека в мире.

Изучение философии призвано помочь преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в более тщательно продуманное, обоснованное миропонимание. Сознательное отношение к проблемам мировоззрения - необходимое условие формирование личности, ставшее сегодня насущным требованием времени.

Мировоззрение - многомерное явление оно формируется в различных областях человеческой жизни, практике, культуры. К духовным образованиям, причисляемым к мировоззрению, относится философия. Таким образом, становится очевидной первая задача - выделить основные исторические формы мировоззрения

В дополнение к профессиональным навыкам, знаниям, эрудиции так необходимым при решении конкретных задач, каждому из нас нужно и нечто большее. Требуется широкий кругозор умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Важно также понимать смысл и цели наших действий, нашей жизни: зачем мы делаем то или иное, к чему стремимся, что эта дает людям. Такого рода представления о мире и месте человека в нем, если их удается как то осознать или даже сформулировать, называют мировоззрением.

1. Мировоззрение и его структура

Мировоззрение подразумевается как система идей, оценок, норм, моральных установлений и верований, которые порождают определенный образ восприятия каждодневной действительности. Мировоззрение складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания; большую роль в нем играют философские, научные, политические взгляды, а также взгляды нравственные и эстетические. Научные знания, включаясь в систему мировоззрения, служат целям ориентации человека или группы в окружающей социальной и природной реальности; кроме того, наука рационализирует отношения человека к действительности, избавляя его от предрассудков и заблуждений. Нравственные принципы и норму служат регулятивным показателем взаимоотношений и поведения людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему, формам деятельности, ее целям и результатам. Во всех классовых обществах большую роль в формирования мировоззрения играет также религия.

Философские взгляды и убеждения составляют фундамент всей системы мировоззрения: именно философия выполняет функции обоснования мировоззренческих установок; она теоретически осмысляет совокупные данные науки и практики и стремится выразить их в виде объективной и исторически определенной картины действительности.

В мировоззрении выделяют два уровня:

повседневное;

теоретическое.

Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности, второе возникает тогда, когда человек подходит к миру с позиций разума и логики. Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, выявление различных форм его отношения к миру.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях -повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь - это главная ценность человека, безопасность человека - это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь, как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.

эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

практический компонент. Мировоззрение - это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения. На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Мировоззрение человека находится в постоянном развитии и включает в себя две относительно самостоятельные части: мировосприятие (мироощущение) и миропонимание. Мировосприятие связано со способностью человека познавать мир на чувственно наглядном уровне, и в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой человека. Значение миропонимание в том, что оно служит основой формирования интересов и потребностей человека, системы его ценностных ориентаций, а значит, и мотивов деятельности.

Для качественной характеристики мировоззрения существенно наличие в нем не только знаний, но и убеждений. Если знания представляют собой по преимуществу содержательные компоненты системы мировоззрения, то убеждения предполагают нравственное и эмоционально-психологическое отношение и к знанию, и к самой реальности.

2. Исторические формы мировоззрения

Универсальная картина мира - это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

Мировоззрение - развивающееся явление, поэтому оно в своем развитии проходит через определенные формы. Хронологически эти формы следуют друг за другом. Однако в действительности, они взаимодействуют, взаимодополняют друг друга.

мифология;

философия.

Как сложное духовное явление мировоззрение включает в себя: идеалы, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Мировоззрение - исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком окружающего мира. Философия как мировоззрение интегрально объединяет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующиеся в сознании человека из различных источников, придает им целостный и завершенный вид.

Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самого общества. Исторически первый тип - мифологическое мировоззрение - представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира. Религиозное мировоззрение являясь, как и мифология, фантастическим отражением действительности, отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей.

Философия как мировоззрение является качественно новым типом. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, как правило, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы.

Основанием этой типологии является знание, составляющее ядро мировоззрения. Поскольку основным способом добывания, хранения и обработки знания является наука, постольку типология мировоззрения осуществляется на своеобразии отношения мировоззрения к науке:

мифология - донаучное мировоззрение;

религия - вненаучное мировоззрение;

философия - научное мировоззрение.

Данная типология весьма условна.

Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях.

3. Особенности мифологического и религиозного мировоззрения

мировоззрение миф религия

Люди уже в исторические времена создавали представления о мире, который их окружает, и о силах, которые управляют и миром, и человеком. О существовании этих взглядов и представлений свидетельствуют материальные остатки древнейших культур, археологические находки. Древнейшие письменные памятники ближневосточных областей не представляют целостных философских систем с точным понятийным аппаратом: нет ни проблематики бытия и существования мира, ни честности в вопросе о возможности человека познать мир.

Миф - одна из форм выражения человеком своего реального на исходном этапе отношения к миру и опосредованного постижения социальных отношений определенной целостности. Это первый (пусть фантастический) ответ на вопросы о возникновении мира, о смысле естественного порядка. В нем определяется также предназначение и содержание индивидуального человеческого существования. Мифическое изображение мира тесно связано с религиозными представлениями, содержит ряд иррациональных элементов, отличается антропоморфизмом и персонифицирует силы природы. Однако оно содержит и сумму знаний о природе и человеческом обществе, приобретенных на основе векового опыта.

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний.

Таким образом, миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания.

Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира.

В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

синкретизм - нет четких различий между материальным и духовным явлениями;

антропоморфизм - отождествление природных сил с человеческими силами, одухотворение их;

политеизм (многобожие) - каждое природное явление имеет свою причину - это Бог. Богам присущи человеческие черты, пороки, но они бессмертны.

Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. В знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера - наиболее полном собрании древнегреческих мифов - процесс творения мира представлялся следующим образом. Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь - Эрос.

Безграничный Хаос породил Мрак - Эреба и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с браком Земли и Урана - Неба и их потомков. Аналогичная схема присутствует в мифологии других народов мира. Например, можем познакомиться с такими же представлениями древних евреев по Библии - Книга Бытия.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Практическое значение мифологии в мировоззрение и в настоящее время не утрачено. К образам мифологии, в основном греческой, римской и немного древнегерманской, прибегали в своих работах как Маркс, Энгельс и Ленин, так и сторонники противоположных взглядов - Ницше, Фрейд, Фромм, Камю, Шубарт. Мифологическая основа выделяет первый исторический тип мировоззрения, ныне сохранившийся только в качестве вспомогательного.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. Близким к мифологическому мировоззрению, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Для религии мир имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог. Бог придает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков. И наконец, в лице Бога мир имеет высшую инстанцию, источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по высшему, абсолютному критерию.

Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие - «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носит не только духовно-практический, но и теоретический характер. На смену образу и символу приходит Логос - разум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия- это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия - это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия - это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку.

Заключение

Несмотря на то, что в процессе истории меняются государства, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы продолжают оставаться нерешенными, что и сегодня делает их современными.

Философия как мировоззрение на рациональном уровне является самым глубоким пониманием мира. Оно основывается на теоретическом обосновании законов развития объективных процессов, но может осуществляться только на основе их чувственного восприятия (своего собственного или других людей), поэтому мировоззренческое понимание мира необходимо рассматривать в единстве и взаимодействии чувственного и рационального уровней.

Список использованных источников

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 592 с.

Липский Б.И. Философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков. - М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 495 с.

Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. - М.: Высшая школа, 2001. - 400 с.

Гриненко Г.В. История философии: учебник / Г.В. Гриненко. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2011. - 689 с.

Вольф Р. О философии. Учебник / Пер. с англ. Под ред. В.А. Лекторского, Г.А. Алексеевой. - М.: АспексПресс, 1996. - 415 с.

Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. 4-е изд., пер. и доп. - М.: Культурная революция, Республика, 2007. - 623 с.

Г. рациональное мировоззрение

Д. философское мировоззрение

Исторически наиболее поздней формой мировоззрения является...

А. атеистическое мировоззрение

Б. иррациональное мировоззрение

В. мифологическое мировоззрение

Г. рациональное мировоззрение

Д. философское мировоззрение

ТЕМА II. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Понятие «мифология» означает…

А. раздел философского знания, изучающего архаичные формы познавательной деятельности человека

Б. совокупность мифов, возникших у определенного народа на определенной стадии развития

В. фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации

Г. часть филологической науки фольклор и народные сказания

Мифопоэтическая картина мира создается с помощью...

А. законов и принципов

Б. образов и символов

В. понятий и концепций

Д. понятий и теорий

Способность мифа объединять в себе в нерасчлененном виде зачатки эмпирических знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, обозначается термином:

А. анимизм

Б. плюрализм

В. рационализм

Г. синкретизм

Д. эклектизм

Следствием доминирования наглядно-образного мышления являетсястремление архаичного мышления к… (2 варианта ответа)

А. аллегоризации понятий

Б. верификации понятий

В. гипостазированию понятий

Г. дефиниции понятий

д. концептуализации понятий

Стремление мифологического сознания выражать абстрактное содержание в наглядно-образной форме обозначается термином…

А. апория

Б. аллегория

В. индукция

Г. риторика

Д. эристика

Способность мифологического сознания наделять самостоятельным объективным бытием какое-либо отвлеченное понятие, свойство, идею обозначается термином:

А. абстрагирование

Б. гипостазирование

В. идеализация

Г. моделирование

Д. формализация

Представление природных явлений, человеческих свойств, отвлечённых понятий в образе человека называется…

А. идеализацией

Б. объективацией

В. персонификацией

Г. социализацией

Д. формализацией

Вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту на основе его сходства в каких-то чертах с другим уже известным единичным объектом называется…

А. гипотетическим умозаключением

Б. дедуктивным умозаключением

В. индуктивным умозаключением

Г. силлогистическим умозаключением

Д. умозаключением по аналогии



Одним из следствий широкого применения умозаключений по аналогии в познавательной деятельности древних людей является…

Исторически первой формой мировоззрения была мифология. Мифология (от греч. mythos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Миф – это первая попытка древних людей объяснить мир, поставить наиболее принципиальные, ключевые вопросы в отношении человек – мир и найти ответы на них. В духовной жизни первобытных людей мифология выступала как универсальная, цельная форма их сознания, как целостное мировоззрение, содержавшее зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, различных видов искусств и философии. Миф, как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей той эпохи, в которую создавался, выражал её дух.

Безусловно, для первых форм объяснения мира не хватало ни опытного материала для обобщения, ни строгой логичности, в силу чего они были достаточно наивными. В мифе мир скорей не анализируется, а переживается. В нём понимание мира сродни мироощущению, опирается на чувственно-наглядные представления . При попытках осмысления мира древний человек закономерно превышал свои возможности только ещё формирующегося интеллекта, при этом обладая к тому же весьма скудным опытом, он вынужден был спекулировать в своём мышлении, домысливать о непонятном и неизведанном, выстраивая порой фантастические образы.

Характерной особенностью мифологического типа мировоззрения был антропоморфизм – перенесение на мир собственных, человеческих качеств. Мир в его многообразных проявлениях воспринимался подобным человеческому существу, оказывался очеловеченным. Природные вещи и явления, по аналогии с человеком, рассматривались такими же живыми, разумными, способными к общению и чувствам. Как следствие, человек не чувствовал своего разлада с природой, скорей он чувствовал себя неразрывным целым с ней. В его представлении о мире субъективное и объективное, духовное и вещественное, естественное и сверхъестественное органически сливались воедино, всё оказывалось пронизано некой живой, разумной, но мистической тканью, в которую был вплетён и сам человек. Такая особенность мифологического восприятия мира как нераздельного целого получила название синкретизм . В ней можно было бы усмотреть смутную догадку о взаимосвязанности всего мира, о его тесном единстве и родстве истоков существования.

Своеобразие мифа также проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, художественных, порой поэтических образах. С помощью художественно-образного описания предпринимались попытки ответа на вопрос о возникновении и устройстве окружающего мира, о происхождении наиболее важных для человека сил и явлений природы, о мировой гармонии, о происхождении людей, тайне рождения и смерти человека, о различных испытаниях, которые встают на его жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, происхождении обычаев, обрядов и т.д.

Несмотря на ограниченность мифологического мышления, тем не менее, развитие мировоззрения древних людей уже тогда начало свой процесс движения от мифа к логосу, от вымысла и различных спекуляций мышления к постижению действительных его взаимосвязей и закономерностей. Это было обусловлено тем, что люди в своей жизнедеятельности и практике не могли не замечать некую логику в происходящих вокруг них процессах, не улавливать простейшие взаимосвязи. Вместе с этим росли их обобщающие и аналитические способности. Однако постепенно представление о наиболее важных силах мира и наиболее общих, простейших закономерностях привело к их абстракции в нечто самостоятельное, обладающее видимостью той силы, что «правит» конкретными процессами мира. Так, боги в мифологии, являлисьнаипростейшим выражением первоначальных абстракций движущих сил природы и общества. Первоначальные обобщения ещё не могли быть столь сильны, чтобы одновременно охватывать всеобщее содержание мира и в то же время удерживаться на почве реальных процессов. Поэтому всеобщее становилось той силой, что противостоит реальному миру, выносится за рамки его, вершит судьбу мира извне его пределов. Показательным здесь бы служило представление о греческом «Олимпе», как особом небесном царстве, где решалась судьба всего мира.

Такие представления направляли дальнейшее развитие мировоззрения древних людей в сторону религиозности. Религия (от лат. religio - религия, святость, благочестие, благоговение, совестливость, богослужение и др.) – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Религиозное мировоззрение чётко проводит различие между сверхъестественным и естественным мирами, между чудесным и земным. Центром сверхъестественного мира является бог (боги), который определяет все его структуры и творит реальный мир. Религиозная картина мира исходит из того, что видимый нами план бытия не единственен, а является лишь тенью, отражением его скрытых, глубинных сторон.

Такое мировоззрение некритично, там, где разум спотыкается о трудности в понимании, он уступает место вере. Сверхъестественное, скрытое и глубинное здесь является уделом религиозной веры, а не логических умозаключений и обоснований. Однако верить можно таким образом и в то, что нелепо, абсурдно, и при этом не иметь никаких рациональных доказательств в основание этой веры. Главным недостатком такого мировоззрения является то, что религиозная вера может быть слепа, основываться на домыслах и внушении, а значит, может мотивировать человека на совершенно бессмысленные, а порой и несущие вред усилия. В то же время в ней можно найти и положительные моменты. Вера в высшие духовные силы, следящие за мировым порядком и высшей справедливостью, побуждает человека к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, борьбе со своими недостатками и пороками. Она способна восполнить ощущение духовной пустоты жизни, помочь обрести ей смысл, дать духовную и психологическую опору для человека, очистить его сознание чистыми и светлыми мыслями, приводя его в состояние душевного равновесия, гармонии, доброты и любви. Тем самым, религиозная вера выступает источником энергии или душевного порыва для верующего. Религия, в своих лучших проявлениях, побуждает человека отрываться от забот повседневности, пробуждая в нём возвышенные чувства, направляя на благородные помыслы и поступки, склоняя к взаимопомощи и взаимной поддержке. Она закрепляет нормы и установки должного поведения в обществе, указывает нравственные ориентиры для этого поведения, чем способствует гармонизации отношений в обществе. Религиозное мировоззрение способствует единению людей на основе духовных ценностей, более того, оно способно мобилизовать общество на великие свершения и преобразования в целях усовершенствования бытия или перед угрозой опасности.

Однако для материального развития общества, для углубления познания действительного мира, такое мировоззрение нельзя назвать прогрессивным. Для того чтобы религия могла играть исключительно позитивную роль, она не должна становиться доминирующей формой мировоззрения, а должна выступать лишь его гармонично взаимодополняющей частью. Религиозная вера, которая может быть приемлема, должна быть основана только на вере в светлые и прогрессивные идеалы, подкреплённые результатами познания и общественной практики.

Важным достижением религиозного мировоззрения можно считать догадку о существующей двойственности мира , различии между миром кажущимся, видимым, являющимся, с одной стороны, и миром реальным, глубинным, сущностным, – с другой. Тем не менее, эта возникшая догадка ещё не была подкреплена достаточной базой опытных данных и строгостью логических обоснований, и поэтому, была наполнена весьма бедным содержанием, не несущим в себе серьёзной практической значимости.

С развивающимися тенденциями свободомыслия, критически-пытливого, творческого мышления, в обществе начинает формироваться философский тип мировоззрения . Он не исключает ни элементов мифологического, ни элементов религиозного сознания. Однако доминирующими чертами в нём становятся стремление к поиску и обоснованию истин, логическая аргументированность, развитие аналитических способностей, а также самокритичность. Именно эти черты позволяют человеку не довольствоваться лишь поверхностной логикой связи наблюдаемых процессов, а проникать в своём познании в глубинные, сущностные стороны мира, улавливая его действительные взаимосвязи различного уровня глубины и всеобщности. Тем не менее, имея высокий научный потенциал, философское мировоззрение не утратило недостатков своих предшественников. Домыслы, вымыслы, иллюзии и некритичная вера в удобное, приятное и выгодное для нашего мышления, склонность принимать желаемое за действительное, создавать комфорт собственному ходу мысли, в ущерб пониманию истинного и объективного, и по сей день являются частыми спутниками современного мировоззрения. В то же время современное мировоззрение во многом есть результат достижений современной системы воспитания и образования, оно впитывает в себя знания, логику мышления и мудрость, вырабатываемые и оттачиваемые веками, в том числе научным сообществом. Таким образом, неограниченный потенциал философского мировоззрения используется каждым из нас в меру нашей образованности, эрудированности, гибкости и глубине нашего мышления, приверженности рационализму и поискам объективной истины.


Философия и жизнь

Значение философии в нашей жизни невозможно переоценить. Однако в сознании большинства современных людей философия противопоставляется жизни как что-то абстрактное, слишком отвлечённое, оторванное от реальных жизненных проблем и забот. И не сложно понять из-за чего такое отношение сложилось. Действительно, большинство проблем, которые рассматриваются великими философами, на первый взгляд, не являются актуальными в нашей повседневной жизни. Тем не менее, именно их идеи и размышления способствовали прогрессивному развитию общества, которое сопровождалось созданием всё более комфортных условий жизни для всё большего числа слоёв общества. Именно идеи гуманизма эпохи Возрождения, французского Просвещения, рационализма и эмпиризма Нового времени и т.д. привели к формированию того типа современного цивилизованного общества без комфорта которого мы свою жизнь уже не мыслим. Более того, потенциал идей и размышлений великих философов не ограничен достижениями прошлого, этот бесценный опыт человеческой мысли будет ещё долго служить пищей для ума и вдохновением для многих будущих поколений гениальных личностей, способных изменить наш мир к лучшему.

Философия многолика, она не исчерпывается истинами, способствующими общественному прогрессу, а также затрагивает аспекты личностного существования, в том числе и те из них, что будут извечно актуальны. Однако проблемы личности таковы, каковы выстроены отношения внутри общества, а любые отношения – это продукт деятельности и мышления самих же людей. Поэтому степень решения проблем воспитания личности, её нравственного совершенствования и духовного роста, искоренения эгоизма и корыстных ориентаций будет извечно служить показателем гармонии внутри общества, а значит, в конечном счёте и качества жизни в нём. Чем более духовно развито и нравственно совершенно большинство людей в обществе, тем больше они облагораживают отношения в нём и тем проще становится самореализоваться каждому, раскрывать свои таланты и способности на благо всего общества, повышая его качество жизни. Эти темы глубоко раскрыты в трудах восточных мудрецов (Конфуций, Лао-цзы, Ошо Раджаниш), русских мыслителей (Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьёв и т.д.), в марксизме, в творчестве И. Канта, Джеймса Редфилда и других.

Но и этим роль философии в нашей жизни не ограничивается. Философия – это не только мудрость великих мыслителей прошлого и исследования в области научной философии, философия это ещё и образ мышления, мировоззрение современного образованного человека. Любой человек, обладая качественным образованием и достаточным жизненным опытом, точно также способен к философскому мышлению. Все мы пользуемся плодами развития философской мысли. В нашей жизни мы, сами того не подозревая, пользуемся понятиями и суждениями, оборотами мысли, отражающими те знания, которые формировались и оттачивались путём многовекового философского осмысления действительности. Мы рождаемся и воспитываемся уже с заданным, готовым языковым полем (речевыми структурами) и нам кажется, что так было всегда и со всеми, что из века в век человеческая речь оставалась более или менее неизменной, настолько же приспособленной к общению и объяснению глубоких смыслов, что и сейчас. Но это не так. Чтобы достичь такого достаточно совершенного языка, при помощи которого мы теперь способны излагать самые утончённые оттенки смысла, человечество прошло через очень сложный, противоречивый процесс его формирования. Язык – это поле для нашего мышления, всё о чём мы мыслим, мы мыслим на основе речевых структур. Поэтому качество нашего мышления во многом определяется тем, насколько тонко мы владеем современными понятиями и суждениями, насколько умело выстраиваем между ними связи. Другими словами, насколько глубже мы впитали в себя мудрость веков.

Таким образом, у каждого современного образованного человека (осознаёт он это или нет) есть свояфилософия жизни, собственная жизненная философская позиция. Каждый стремится осмыслить, проанализировать важные ситуации в своей жизни, извлечь из них ценный опыт, обобщить его, исходя из чего сформировать определённые стратегии и принципы поведения. Другое дело, что для одних она служит неким маяком на их жизненном пути, помогает им выбирать правильный путь, принимать правильные решения, избегая возможные проблемы, а другим их философская позиция, их понимание жизни лишь, наоборот, эти проблемы притягивает. Всё дело в том, что чем более грубо, прямолинейно, упрощённо человек относится к жизни, тем больше у него формируется иллюзий и предубеждений, а значит, рано или поздно эти заблуждения начинают негативно сказываться на его жизни (через ошибочные решения). Действительность начинает «наказывать» за её неверное понимание, разрушать иллюзии, «опускать человека на землю». Однако более тонкое, глубокое, мудрое отношение к жизни, как правило, облегчает человеку жизнь, особенно во второй её половине, когда становятся всё более заметны результаты того пути, который он себе выбрал ранее, т.е. когда начинает пожинать плоды заложенного ранее.

Вот такое чуткое, мудрое отношение к жизни имеет более прямую связь с философией в её исконном смысле. Философия в узком, дословном смысле связана со стремлением к мудрым мыслям и поступкам. Именно такая форма философии наиболее близка к актуальным, повседневным проблемам личности. Быть мудрым, прежде всего, означает понимать законы природы, истории, жизни, улавливать глубинные взаимосвязи в них и согласовывать собственную жизнь с этими законами. С этим тесно связана другая важная характеристика мудрости – дальновидность. Дальновидное решение исходит из наиболее благоприятного результата не только здесь и сейчас, но и учитывает перспективы развития ситуации. Как говорил Конфуций: «человека, который не заглядывает далеко, непременно ждут близкие беды». Сегодняшний успех быстро становится вчерашним, а будущие нерешенные проблемы, сколько их не перекладывай на завтра, рано или поздно станут настоящими. Мудрый человек готов пожертвовать сегодняшним днём ради открывающихся длительных благоприятных перспектив. Мудрость также связана со способностью находить разрешение самых сложных жизненных ситуаций и проблем, находить компромиссы, избегать крайности, находить во всём меру, золотую середину. Все эти способности являются следствием глубокого понимания законов и взаимосвязей жизни.

Мудрость является важным показателем нашего ума. Многие люди, специализирующиеся лишь на развитии интеллектуальных навыков, упускают нечто очень важное и их не всегда можно охарактеризовать как умных. Можно всю жизнь увлекаться различными развивающими интеллект занятиями, будь то шахматы, различные головоломки, пазлы или разгадывание кроссвордов и т.п., но это не тот путь, который гарантировано сделает человека действительно умным. Ум – это нечто большее, чем просто интеллектуальные навыки. Умный человек – это тот, кто тонко понимает и предвидит ход реальных событий жизни, а интеллектуальные навыки ещё не гарантируют этого, хотя и являются важным условием для этого. Ум – это ещё и способность мыслить мудро, способность схватывать саму суть, избегая стереотипов, предвзятости и другого рода заблуждений, а также умение делать меткие выводы. Интеллектуальные навыки и мудрость – это те качества, что взаимодополняют друг друга. Человек, обделённый интеллектуальными способностями, врядли способен разобраться во всей тонкости взаимосвязей, определяющих события нашей жизни. Мудрым человека может сделать богатый жизненный опыт, но без интеллекта, способного благодаря глубокому анализу предвосхитить ход течения событий – это опыт проб и ошибок. Человека, который обрёл мудрость, наступая по множеству раз порой на одни и те же грабли, сложно назвать мудрецом. Мудр тот, кто черпает свою мудрость больше не из опыта ошибок, а из глубокого понимания ситуации. В то же время интеллект без мудрости слеп, это все равно, что мощное орудие труда в руках неумелого человека. Можно быть искусным игроком в шахматы, просчитывая многие ходы соперника наперёд, и в то же время быть слишком недальновидным в жизни, ибо жизнь гораздо более глубока, тонка и гибка, чем варианты действий на шахматной доске. Жизнь всегда сложней уже сформировавшейся логики, она всегда способна удивлять логическое мышление, которое должно совершенствоваться под её влиянием. Мы должны постоянно преодолевать самих себя, свою логику мышления, чтобы избегать стереотипов и предубеждений, чтобы становиться действительно умными, мудрыми людьми.

Можно сказать, что философия как мудрость – это искусство познания истины, умение правильно осмыслять и применять свой жизненный опыт. В этом смысле философ – это не профессия, а степень развития личности, позволяющая овладеть этим искусством. Например, к философам относят также некоторых писателей, таких как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.И. Солженицын, П. Коэльо, Дж. Рэдфилд. Многие учённые считали себя в первую очередь философами и только уж потом математиками, физиками и т.д. (Г. В. Лейбниц, Р. Декарт, Б. Паскаль, Ф. Бэкон, И. Кант). В данном смысле можно выделить также философов-врачей: Гиппократ, Авиценна, Парацельс.

Сравнение философии с искусством, мастерством связано с тем, что в познании истинного и мудрого нам мешают многие психологические моменты: предвзятость, шаблонность, схематизм и стереотипность мышления. Мудрость великих философов как раз в том, что они искусно отделяют субъективное от объективного, зерна от плевел, мух от котлет. Нужно учитывать, что тот мир, каким мы его видим, на самом деле не всегда таков, каким он нам кажется. Каждый человек видит и понимает этот мир по-разному, с разных углов зрения. Каждый получает по-своему уникальный поток знаний, информации, эмоций, опыта; находится в по-своему уникальной жизненной ситуации; как правило, общается с людьми лишь определённого круга (по общим интересам, по общему видению мира или отношению к нему); избирательно смотрит передачи, фильмы, подбирает книги, журналы и статьи в интернете. Поэтому информация, которая до него доходит и им осмысляется, оказывается в какой-то степени неполной и односторонней, иногда даже искаженной. А это способствует формированию многих заблуждений и иллюзий. Так, любой человек живёт как бы в собственной смысловой реальности, в чём-то отличной от тех реальностей, в которых живут другие люди. В этих реальностях, безусловно, много общего (в силу общей системы образования, культуры, СМИ, общих сторон жизни), но они никогда не совпадают до конца, что сказывается, например, в сложностях взаимопонимания между людьми. По сути, любой конфликт и представляет собой столкновение тех смысловых реальностей, которыми мы живём. Когда эти реальности во многом совпадают, то всегда есть почва для понимания, нахождения компромиссов, корректировки своего понимания жизни. Но когда люди слишком далеки по миропониманию и мировосприятию, то их смысловые реальности могут жёстко сталкиваться между собой, так и не находя точек соприкосновения. Каждый исходит из того как он видит и понимает жизнь, а поведение другого, его речи могут не вписываться в то осмысление действительности, которым каждый из них живёт, в их ожидания от другого. Так, суть конфликта – это почти всегда желание навязывать другому своё понимание реальности, что именно его смысловая реальность, его понимание жизни более правильные. Однако далеко не всегда дело именно в различии понимания правильного и разумного, иногда сталкиваются желания, интересы и эгоистичные побуждения людей. Конструктивный путь решения такого рода проблем связан со стремлением понять другую сторону, выйти за пределы собственной смысловой реальности, чтобы суметь встать на её место, взглянуть на противоречие со стороны и, тем самым, найти объективную почву для решения проблем.

Мы часто недооцениваем нашу склонность принимать желаемое и удобное за действительное. Дело в том, что нам свойственно осмыслять новую информацию, сопоставляя её с уже известным нам, опираясь на свой прошлый опыт, выстраивая те или иные ассоциации с его элементами. В то же время мы склонны эмоционально переживать события, которые вокруг нас происходят. Опыт, который откладывается в нашей памяти почти всегда в той или иной степени эмоционально окрашен, и к какой-то информации человек позитивно расположен, а к какой-то – негативно. В результате, по мере накопления жизненного опыта, у человека формируются эмоционально-значимые акценты в понимании мира и жизни . Т.е. некоторые моменты для него становятся более важны или актуальны чем другие, а некоторые его восприятием пренебрегаются. Так, в цельной речи, тексте человек больше акцентирует внимание лишь на отдельных фразах, оборотах речи и понимает всю речь несколько иначе, чем тот смысл, который в неё вкладывался. То, что не соответствует сложившемуся у него пониманию жизни или неактуально для него (не соответствует его системе акцентов мировосприятия), его сознание, как правило, игнорирует или осмысляет недостаточно качественно, порой пренебрежительно. Другими словами, у него формируются пристрастия, предубеждения и предпочтения, он оказывается в плену иллюзий. Поэтому впоследствии, суждения, мысли, которые человек выстраивает, осмысляя полученный опыт, зачастую неполноценно отражают действительность , существующие в ней взаимосвязи. В этом случае, принимая решения, исходя из таких рассуждений, он сам себе притягивает лишние проблемы , действительность его начинает как бы «наказывать» за её неверное понимание, «давать уроки жизни», корректировать его мировосприятие.

Эта особенность восприятия часто используется в политике. Например, чтобы дискредитировать какого-либо человека, его слова вырывают из контекста в результате смысл получается искажённым, вплоть до обратного. Эта психологическая особенность применяется также при тоталитарных режимах для манипуляции общественным сознанием. При помощи культуры, средств массовой информации, системы образования, расставляются выгодные режиму акценты в сознании людей, и тогда суждения, выстраиваемые их ассоциативным мышлением, связывающим эти акценты между собой, будут иметь заданный, изначально продуманный, выгодный для режима смысл.

Этот механизм сознания можно проиллюстрировать на образе сетки или рисунка на листе бумаги. Наша картина мира не является абсолютно полным и точным воспроизведением действительности. Мы познаём внешний мир по частям, всё более наполняя нашу картину мира деталями и нюансами. Последние можно сравнить с точками или узелками на чистом листе бумаги. Чем богаче наш опыт, тем больше этот листок испещрён такими точками, а чем более осмысленно мы живём, чем более стремимся понять как устроен мир, выявить взаимосвязи и закономерности жизни, тем больше эти точки переплетены между собой узорами. Так, в этом отношении наше восприятие подобно рыболовной сети: чем больше опыта и знаний, тем меньше ячейки в сетке (отражающие взаимосвязи мира), меньше пробелов, пустот и тем более тонкие и глубокие знания мы способны воспринимать. И наоборот, чем меньше осмысленного опыта, тем крупней ячейки в сети, а значит, тем больше потенциально полезной информации может сквозь неё просачиваться. Для того чтобы овладеть более тонким и глубоким знанием, необходимо сначала овладеть более простыми знаниями, лежащими в его основе. Чтобы изучать высшую математику, необходимо владеть базовыми навыками алгебры и геометрии. И если у нас нет базового знания в какой-то области, то и нет и той ячейки, той полочки в сознании, благодаря которой можно было бы упорядочить, с целью понимания, более сложные знания в этой области. В этом случае мы не способны извлечь из получаемой информации полезный опыт, знания. Наше сознание игнорирует её важность, в тенденции формируя предвзятое или даже негативное к ней отношение.

В то же время, если наше мировосприятие искажено (система акцентов, рисунок взаимосвязей неверны), то мы охотно готовы поверить в то, что не соответствует действительности (но соответствует системе акцентов, рисунку взаимосвязей в сознании), в нашу сеть попадает то, что потенциально способно принести нам вред под влиянием заблуждений. Так, от процесса восприятия мира и его осмысления зависит степень приближения нашего рисунка к пониманию сути реальных событий действительности. Важно не только обладать богатым жизненным опытом, но и правильно его осмыслять. Соединить точки, символизирующие данные нашего опыта, можно совсем по-разному, а от этого зависят те фигуры, которые получаются на рисунке. Т.е. два человека, получившие абсолютно одинаковый опыт, могут осмыслить его по-разному (соединить между собой единицы опыта), а значит, их картина мира будет различной. Так, большое значение имеет специфика упорядочивания, осмысления нашего опыта, способность уловить действительные взаимосвязи мира, жизни. В этом нам часто мешают также эмоциональные ассоциации, во многом под влиянием которых мы осмысляем получаемую информацию.

Если к источнику, от которого получена информация или к самой этой информации у нас негативное отношение, либо мы находимся под влиянием негативного настроения, то такая информация воспринимается нами настороженно или даже скептически, в негативном ключе, с недоверием. И наоборот, когда у нас позитивное настроение или положительный настрой к источнику, то восприятие также не совсем адекватно, в речи, тексте выхватываются фразы, ассоциируемые для себя в позитивном ключе.

Другой важный момент, влияющий на наше восприятие – это наши ожидания. Они влияют на формирование понимаемого смысла, исходя из них, мы делаем предварительные наброски смысла, которые сказываются на последующем ходе нашего мышления. Нужно всегда учитывать собственную предвзятость, быть способным к самокритичному, вдумчивому анализу.

Мудрый человек – это как раз тот, кто умело избегает своей предвзятости, стремиться понять мир таким, какой он есть на самом деле, кто умело расставляет акценты в понимании, а значит, кто живёт смысловой реальностью, наиболее приближенной к действительным событиям жизни, мира, действительным его взаимосвязям. Благодаря чему он и обретает способность часто «выходить сухим из воды», избегать погружения в проблемы быта. Он почти всегда увидит ниточку взаимосвязей, уцепившись за которую, можно найти выход из любой самой сложной, запутанной и даже экстремальной ситуации, но чаще он не допустит самой такой ситуации, обойдёт её стороной.

Так, философия несёт в себе те знания, которые позволяют человеку не идти по жизни «вслепую», путём проб и ошибок, а быть дальновидным , избегать многих проблем. И в этом смысле она и является рациональным стержнем, фундаментом правильного мировоззрения . Философия – это всё то, что связывает нас с жизнью, т.е. даёт нам не иллюзорное, а истинное понимание происходящих событий, схватывает саму их суть, всю тонкость их причинно-следственных взаимосвязей. Философское знание, вбирая в себя понимание этих взаимосвязей, помогает нам ориентироваться в мире, правильно расставить акценты и приоритеты в жизни, принимать правильные решения, избегать лишних проблем, находить оптимальные пути для достижения своих целей.

Вопросы и задания

1. Поясните, что такое мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В чём их отличие?

2. Раскройте суть соотношения мировоззрения с философией.

3. Охарактеризуйте содержание мировоззрения. Какие, на ваш взгляд, моменты в нём являются наиболее ключевыми?

4. Какова роль идеалов для человека?

5. В чём заключается роль убеждений для человека?

6. Как вы считаете, какую роль в жизни общества играют ценности?

7. В чём особенность мифологического мировоззрения? Каковы его черты?

8. Охарактеризуйте религиозное мировоззрение. В чём его позитивные, а в чём негативные стороны?

9. В чём особенность философского мировоззрения?

10. Какова роль философии в жизни индивида и общества?

11. С чем связано различие в понимании мира разными людьми?

12. Почему наше сознание можно сравнить с сеткой?


Заключение

Современный мир полон проблем, бросающих вызов развитию человеческой цивилизации. Многие из этих проблем связаны с пренебрежительным отношением к знаниям и мудрости, накопленных в веках. Человек, воспитанный на ценностях современной эпохи, не имеет даже побуждения к мудрости, к поиску истины, следованию вечным ценностям. Во главу угла ставятся эгоизм, корыстные помыслы и материальные, порой низменные ценности. Это приводит к напряженной ситуации во многих сферах жизни, и если ситуацию не изменить, то в конечном счёте это начнёт серьёзно сказываться и на экономическом и на научно-техническом прогрессе. Долговой кризис развитых стран современного мира и их международная политика, тотальность коррупционной составляющей в России, – яркие тому подтверждения. Расшатывание духовных основ общества, размывание объективных значений в понятиях, перевёртывание ценностных ориентиров и дискредитация гуманистических идеалов непременно сказываются и на тех решениях, которые принимаются в материальной сфере общества.

В связи с этим, возвращение к истокам понимания философии как мудрости и качественное образование в этой сфере, оказывается жизненно необходимым шагом. Ведь философия в её исконном понимании развивает у человека дисциплину мышления, его разносторонность, умение понять и правильно оценить ситуацию, стремление быть как можно более дальновидным. Философия как мудрость побуждает человека к саморазвитию, ограждает его от опасных стереотипов жизни, помогает упорядочить мысли в соответствии с пониманием мудрого и полезного. Философское мышление помогает делать сложное более простым для понимания, и в то же время простое и привычное делает более сложным и загадочным, т.е. оживляет мир красками, делает его более удивительным и увлекательным, пробуждает в нас спящее мышление, расшатывает наши стереотипы, побуждает взглянуть на мир другими глазами, находя в нём новые смыслы и оттенки.

Философия, прививая культуру мышления, способность проникновения в суть вещей и событий, улавливая их взаимосвязи, тем самым, помогает правильно оценить возможности как отдельным индивидом, так и обществом в целом, а также помогает правильно ими воспользоваться. Она помогает увидеть те возможности, которые при обыденном взгляде на мир могли быть упущены, и при этом правильно оценить, насколько эти возможности реальны, осуществимы, как и то, насколько разумно идти по пути их реализации. Ценность философских навыков и знаний переоценить невозможно, ведь наше мышление определяет те решения, которые в конечном счёте и изменят внешний мир.

Литература по теме «Введение в философию»:

1. Алексеев, П.В., Панин А.В Философия: учебник. /П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2008. – 608 с.

2. Губин, В.Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие для студентов вузов. /В.Д. Губин. – М., 2005. – 288 с.

3. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию? / М.К. Мамардашвили. – М., 1990. – 368 с.

4. Нагель, Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию./ Т. Нагель. – М: Идея – Пресс, 2001.

5. Никифоров, А. Л. Природа философии: Основы философии/ Никифоров. – М.: Идея – Пресс, 2001.

6. Орлов, В.В. Основы общей философии / В.В. Орлов. – Пермь, Изд. ПГУ. 2007. – 258 с.

7. Садовничий, В.С. Учение и мудрость в глобализирующемся мире// Вопросы философии, 2006. № 2. С.3 –15.

8. Спиркин, А.Г. Философия/ А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2008. – 735 с.

9. Фролов, И.Т. Введение в философию/ И.Т. Фролов. – М.: Республика, 2003. - 623 с.

Основные термины и понятия:

Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) – отвлечение существенных свойств, связей или сторон действительности от менее существенных в отношении цели познания.

Агностицизм (от др.-греч. agnostos – непознаваемый, непознанный) – течение в философии, отрицающее познаваемость объективного, не зависящего от нашего чувственного восприятия, мира.

Аксиология (от др.-греч. axia –ценность) – учение о ценностях.

Антропология (от др.греч. antropos – человек и logos – слово, речь) – совокупность научных дисциплин, изучающих человека, его происхождение, развитие, особенности взаимодействия с окружающим миром.

Антропоморфизм (от др.греч. antropos – человек и morfe – форма) – мысленное уподобление внешней действительности человеку, перенесение на мир или на отдельные его части человеческих качеств и свойств.

Всеобщее – понятие, обозначающее совокупность всех взаимосвязей в мире, образуемых в результате всех взаимодействий и определяющих законы и закономерности различного уровня глубины (обобщения). Принципиально отличается от понятия общего как обобщающего признака.

Гносеология (с греч. gnosis – знание, познание и logos – слово, речь) или другое название эпистемология (с греч. episteme – научное знание, наука», «достоверное знание» logos – слово, речь) – это учение о способах и возможностях познания мира. В рамках соответствующего раздела в философии изучаются механизмы, при помощи которых человек познаёт окружающий мир, обосновывается сама возможность его познания.

Детерминизм (от лат. determinare ­– определять, ограничивать) – учение, в котором утверждается о всеобщей обусловленности, взаимозависимости всех событий в мире, зависимости каждого из них от условий. Научный принцип детерминизма входит в структуру научного метода, нацеливая исследование на выявление причин и закономерностей в природе, обществе или мышлении. Противоположное учение, допускающее существование абсолютно случайных, не обусловленных событий, называется индетерминизм.

Диалектика (от др. греч. dialektike – искусство спорить, вести рассуждение) - способ мышления, стремящийся осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами и процессами. Изначальный смысл этого понятия был связан с философским диалогом, умением вести дискуссию, выслушивать и учитывать мнения оппонентов, стремясь найти путь к истине.

Дуализм (от латин. dualis – двойственный) – философское учение,