Что такое экологическая безопасность в школе. План мероприятий, посвященных экологической безопасности окружающей среды «Я и природа


Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и, соответственно, меры предосторожности.

Чтобы взаимодействовать с окружающим миром, не причиняя вреда ни себе, ни природе, чтобы заботиться о представителях животного и растительного мира, о своей планете в целом, мало одного желания поступать именно так, мало сочувствовать всему живому. Необходимо быть экологически грамотным человеком, нужны знания, которые помогут сохранить цветущей нашу Землю. Ребёнок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, заботясь о природе - мы заботимся о человеке, его будущем, и то, что наносит вред природе, вредит и человеку.

Маленький ребёнок смотрит на мир широко открытыми глазами, ему всё любопытно, обязательно хочется знать всё и обо всём. Родная природа - могучий источник познания, из которого ребёнок черпает свои первые знания и впечатления, ему всё хочется потрогать руками, понюхать, рассмотреть и даже попробовать на вкус. И наша задача: научить ребёнка правильно воспринимать окружающую природу, не нарушать привычный образ жизни её обитателей, быть чутким и внимательным. С раннего детства следует знакомить детей с правилами поведения в природе, а также учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Обсуждение реальных ситуаций, а также обсуждение проблемных задач, литературных произведений, которые формируют у детей представления о хороших и дурных поступках, о бережном и равнодушном отношении к природе, учат детей быть добрыми, защищать малых и слабых, проявлять заботу и сочувствие. Очень важно помочь детям понять последствия неправильного взаимодействия с объектами природы, научиться предвидеть возможные последствия своих поступков.

Основам безопасного поведения в природе необходимо уделять много внимания и включать в разнообразные виды деятельности детей. Развивать умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде, понимание широкого понятия - экологическая опасность. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Задачи экологической безопасности в ДОУ.

1.Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя её частью, желание как можно чаще общаться с природой.

2.Осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу, экономичное её использование. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоёмов.

3.Знание источников загрязнения воздуха, понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья, формирование привычки избегать загрязнённых мест.

4.Развитие эстетического вкуса детей в процессе знакомства с изделиями из природных материалов. Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы и сделанным их них предметам. Формирование интереса и навыков наблюдения.

5.Воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и желания защищать их.

6.Воспитание бережного отношения к животным, понимание необходимости существования всех видов, не использовать деление на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за домашними животными, обитателями уголка природы.

7.Понимание необходимости охраны диких животных, их домов и местообитаний. Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Умение наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к ним. Относится доброжелательно к животным, обитающим рядом с ними.

8.Бережное, эмоциональное отношение ко всем лесным жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, разорения муравейников, сбора растений для букетов, отлова животных). Умение видеть красоту в каждом объекте живой и неживой природы.

9.Участие совместно со взрослыми в природоохранной деятельности. Преодоление потребительского отношения к природе, формирование потребности жить в гармонии с ней.

Деятельность с детьми в группе и дома.

1.Наблюдения в природе за живыми и неживыми объектами.

2.Походы и экскурсии на природу.

3.Посещение выставок и природоведческих музеев.

4.Чтение художественной литературы.

5.Знакомство с народными пословицами, приметами, календарём.

6.Изготовление поделок из природного материала. Изобразительная деятельность.

7.Придумывание и загадывание загадок.

8.Просмотр телевизионных передач о природе. Слушание музыки.

9.Настольно-печатные и дидактические игры природоведческого характера.

10.Игры природоведческого содержания: подвижные, творческие, словесные. Математические задания.

11.Рассматривание сюжетных и пейзажных картин. Рассказы по серии картинок.

12.Природоведческие познавательные беседы.

13.Экспериментирование с природным материалом, исследования.

14.Коллекции природного материала. Продуктов питания, вещей ухода за животными, открыток, календарей.

15.Уход за растениями и животными.

16.Трудовая деятельность на природе: сбор урожая помощь в выращивании плодовых культур, сбор трав и листьев для гербария и поделок, окапывание клумб, выращивание растений.

17.Природоохранная деятельность: подкормка птиц, уборка мусора, участие в озеленении двора, участка детского сада.

18.Изготовление книжек-самоделок и плакатов о животных, растениях и по природоохранной деятельности.

19.Составление правил безопасного поведения в природе: с живыми и неживыми объектами.

Анастасия Караганова

Цель : формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы .

Задачи : Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления. Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры . Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края .

Акция «Чистый мир»

1. Обсуждение с детьми плана и содержания акции , постановка целей и разработка путей и средств ее реализации .

2. Беседы с родителями, приобретение необходимого инвентаря : перчатки, прищепки, пакеты.

3. Изготовление с детьми плаката-обращения к жителям г. о. Кинель о поддержании порядка и чистоты в городе.

4. Уборка участков от мусора.

5. Окапывание, побелка деревьев, полив.

6. Обращение к жителям микрорайона о соблюдении чистоты и порядка (демонстрация и вывешивание плаката на экологическую тему ).

7. Фото сессия «Самый чистый и красивый участок» .

Акция «Посмотри, как хорош дом, в котором ты живешь» .

1. Беседы о бережном отношении к родной природе .

2. Наблюдение за деревьями и кустарниками на участке.

3. Экскурсия в Детский парк.

4. Поход в березовую рощу.

5. Выступление эко-агитбригады «Росточек» .

Акция «Украсим мир вокруг себя » .

1. Приобретение рассады цветов.

2. Высадка саженцев деревьев и кустарников на участках.

3. Высадка цветочной рассады на клумбы.

4. Уход за цветочными клумбами.

5. Слайд шоу (фото) «Мир цветов нашего участка» .

Акция «Не гоните голубей» .

1. Приобретение корма для птиц.

2. Экскурсия в детский парк.

3. Кормление голубей.

4. Наблюдение за птицами, беседа.

Акция «Умный взгляд на мусор» .

1. Приобретение инвентаря для уборки мусора.

2. Уборка мусора на территории детского парка г. Кинель.

3. Изготовление поделок из промышленных и бытовых отходов.

4. Оформление территории детского сада поделками.



Публикации по теме:

Недельный план мероприятий, посвященных к Всемирному Дню Воды Работа с детьми Понедельник 1. Беседа: "Кто живет в воде"; 2. Чтение художественной литературы: А. Барто "Девочка чумазая"; 3. Игра-эксперимент.

План мероприятий на 2015 учебный год, посвященных 70-летию Победы ЦЕЛЬ: Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе.

План мероприятий, посвященных проведению 70-летию ВОВ ПЛАН мероприятий посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне ЦЕЛЬ: Формирование представлений о Великой Отечественной войне,.

План мероприятий, посвященных 70-летию Победы Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы.

План мероприятий, посвященных «Дню Матери» Муниципальное дошкольное образовательное учреждении «Детский сад № 180 «Солнышко» Фрунзенского района г. Саратова План тематических мероприятий.

План мероприятий, посвященных Году литературы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22» План мероприятий посвященных Году литературы № Наименование мероприятия.

План мероприятий, посвященных Году литературы в старшей группе Перспективное планирование к году литературы в старшей группе № 3 «Зайчата». Старшая группа Февраль Тема Программные задачи 1. Конкурс –.

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат г. Моздок»

Внеклассное мероприятие

к Году Экологии

Учитель географии

Калоева Марина Эльбрусовна

«Природу нужно беречь, как мы бережем человека.

Потомки никогда не простят нам опустошения земли,

надругательства над тем, что принадлежит не

только нам, но и им по праву».

К Паустовский.

Цель: Ознакомить учащихся с влиянием человека на природу. Формировать понятия «экологическая безопасность». Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход мероприятия.

Добрый день уважаемые друзья. Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии. Января 2016 года Президент РФ В.В Путин в целях привлечения общества к вопросам экологического развития РФ, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности подписал указ №7 «О проведении в 2017 году в РФ года экологии».

Кромсая лед, меняем рек течение,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька,

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого… пока.

Аэродромы пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды.

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды

Р. Рождественский.

Вот несколько строк из стихотворения Р. Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди 21 века почти не заметно для себя оказались не просто свидетелями, но и виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием… А заводы и фабрики, огромные мегаполисы отравляющие воздух почву и воду.

На планете год от года

Человек вредит природе

И не понял он, чудак,

Что природа – не пустяк!

Он привык все покорять,

Но не может он понять:

Коль беречь ее не будет

Все живое он погубит.

Если планету загрязнять, все живое погибнет, погибнет планета. Самое страшное, что человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются. Может ли при этом человек оставаться здоровым? Это значит, что надо уметь защищать и беречь свой дом Землю, а значит и свое здоровье. Каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и правила экологической безопасности.

Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязняющей среды. Давайте прочитаем текст, восстановим пропущенные слова и узнаем правила экологической безопасности.

  1. ____ стой вблизи машины с работающим ______________.
  2. Не оставайся в закрытом гараже во время работы _______________.
  3. Разводи ____________, которые очищают воздух.
  4. Не стой рядом с _____________ людьми.
  5. Нельзя купаться в _____________ воде.
  6. Пей только _____________ воду.
  7. Надевай головной убор во время _________, он может быть кислотным.
  8. Не собирай _________вблизи дорог, заводов, свалок.
  9. Перед едой ______ фрукты и овощи _________ водой.
  10. Не ешь продукты, у которых истек срок ____________.

Не, растения, машины, двигателем, грязной, чистую, курящими, дождя, мой, годности, чистой, и ягоды.

Учеными посчитано:

  • За один день на земле исчезает сто видов растений и животных;
  • Каждую минуту сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров;
  • Бумага до полного разложения лежит два года, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет 200 лет, стеклянная посуда 2000 лет.

Эта проблема особенно актуально звучит сейчас. А пока что от нас требуется? Главное чтобы все были объединены одной целью – сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.

Год экологии – это хороший повод, чтобы вспомнить о том, что природа позаботилась о нас, подарив нам огромное количество необходимых ресурсов, а также напоминание о том, чтобы о ней позаботились.

Для охраны окружающей среды создаются заповедники, национальные парки, исчезающие виды растений и животных заносят в Красную книгу.

Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле – матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависит друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку… Поэтому сохранить природу – значит сохранить жизнь.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В универсальных ты походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля и небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя терзал за веком век,

И брал все только для себя «разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать «природную среду»,

Но почему ж так поздно мы почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым нам трудно разглядеть

Все те страдания, что Земле приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды, коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов, где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга и чистую гладь рек –

Всю Землю можешь только ты, разумный человек!

Наша Земля – голубая планета,

Воздухом свежим и солнцем одета.

Нет, вы поверьте, Земли голубей

От синевы рек, озер и морей.

Горы, равнины, леса и поля –

Все это наша планета Земля.

Ветры поют, с облаками играя,

Ливни шумят… и от края до края

Вы не найдете чудесней на свете

Нашей прекрасной и доброй планеты!!!

Земля – прекрасная планета,

В сиянье солнечных лучей.

Люблю встречать твои рассветы

И слышать, как течет ручей.

Смотреть, как волны набегают

Играя галькой на ходу,

Как птицы с юга прилетают

К большому старому пруду.

Деревьев робкие листочки,

И запах трав в немой ночи.

Как на деревьях бухнут почки,

Как дятел по коре стучит.

Твои рассветы и закаты,

Равнины, реки и поля.

Все чем с рождением когда-то

Нас одарила мать Земля.


Уважаемые эксперты, подскажите, пожалуйста, какие документы должны быть разработаны в образовательном учреждении по экологической безопасности?

Ответ

Ответ на вопрос:

Деятельность по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности подлежит обязательному документированию.

Документация может быть: обосновывающая; разрешительная; организационно-распорядительная; плановая; договорная; отчетная; внутренняя документация административного управления.

В данной ситуации, прежде всего, можно назначить лицо, ответственное за экологическую безопасность. Эти обязанности можно возложить на преподавателя-организатора ОБЖ или иного работника.

Примерная форма приказа:

(наименование организации)

П Р И К А З № 1

Г. Москва _______________20__года

О назначении ответственного лица за охрану окружающей среды и обращения с отходами

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г., Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 г.

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Назначить ответственным за охрану окружающей среды и обращения с отходами … (наименование должности) Иванова П.П.
2. Иванову П.П. вести учет хранения и передачи отходов сторонним организациям, имеющим лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.

3. Иванову П.П. разработать, представить на утверждение до ______________20__ г.:

Положение о контроле в области обращения с отходами производства и потребления;

Порядок организации сбора, хранения, утилизации и вывоза отходов производства и потребления;

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор С.С. Сидоров

Ознакомлен: П.П. Иванов

Конкретный состав документации по экологической безопасности определяется в зависимости от характера и условий воздействия организации на окружающую среду исходя из прямых указаний в законах и подзаконных нормативных актах на обязательность определ?нных документов, а также исходя из необходимости документального подтверждения выполнения организацией установленных требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;1абзац дополнительно включен с 1 августа 2011 года , утратил силу с 30 июня 2015 года - - см. ;

установление для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, исходя из критериев и (или) показателей негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также определение показателей высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды;1государственное регулирование обращения озоноразрушающих веществ;

осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий;

установление перечня загрязняющих веществ;

Интересная информация о профстандарте инженер-эколога по охране окружающей среды размещена здесь.

установление перечня областей применения наилучших доступных технологий;

установление порядка разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;

установление порядка выдачи комплексных экологических разрешений, внесения в них изменений, их переоформления и отзыва;1установление критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I-IV категорий.

Дети чутко относятся к окружающему миру и находятся в тесной взаимосвязи с ним, особенно в раннем возрасте. Взрослея, ребенок теряет эту связь, приобретая привычки общества потребления. Поэтому важно сформировать у ребенка понимание окружающего мира и необходимости заботиться о нем. Особенно эффективно это делать в школах. В России среднее образование пока опаздывает с ответами на глобальные вызовы. Решающую роль сегодня играет экопросвещение, свободное от рамок и бюрократии, которые тормозят переход системы образования на путь устойчивого развития.

Школьное образование не успевает за глобальными вызовами

Образование - центральный элемент в построении устойчивого общества. Оно помогает понять характер проблем, сформировать критическое и творческое мышление, необходимое для поиска эффективных нестандартных решений общемировых проблем, в том числе экологических. В связи с этим появилась концепция образования в целях устойчивого развития (ОУР), которая входит в Цели устойчивого развития (Задача 4.7 ЦУР) и продвигается ЮНЕСКО . Цель ОУР - достичь изменений в знаниях, ценностях, навыках и ежедневных привычках для формирования более устойчивого и ответственного общества. Важно помочь детям понять, как их действия могут повлиять на жизнь планеты и будущих поколений.

В России массовое экологическое образование школьников только начинает формироваться. Официально экологическое образование регулируется Законом «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает стандарты, в некоторых из которых утверждается, что экологические образование должно осуществляться на всех уровнях образования. Но на практике дела обстоят совсем иначе. Предмет «Экология» преподается лишь в некоторых из школ и при этом носит необязательный характер. Большинство школьников изучают экологию в рамках других предметов: окружающего мира или естествознания в начальной школе и естественно-научных дисциплин - биологии, географии, химии - в средней. Всероссийская олимпиада школьников по экологии проводится один раз в год. К ней ученики готовятся в большей мере самостоятельно.

Образовательные программы критикуют за сильное разделение на предметы - это мешает ученикам проследить связи между ними. А в контексте глобальных проблем важно формировать системное мышление. С этим справляется экопросвещение, которое не только знакомит детей с природными процессами и экологическими проблемами, но и учит видеть взаимосвязи между элементами и подходить к решению проблемы с разных сторон.

Учителя-энтузиасты и эксперты НКО закладывают фундамент экопросвещения

Пока система образования отстает от мировых тенденций, на помощь приходят инициативные учителя, которые добровольно передают знания и навыки в области экологии своим ученикам на уроках, классных часах и в экологических кружках. Большую роль в экопросвещении играют некоммерческие организации, которые разрабатывают материалы для проведения дополнительных занятий по экологии в школах.

В 2014 году Движение ЭКА выпустило первый экологический урок для школьников. Он был посвящен теме « Мобильные технологии для экологии » Постепенно были разработаны несколько уроков на разные темы. Команда ЭКА собрала все эти материалы на одной платформе. Так возник портал « Экокласс » , на котором представлены все материалы по экопросвещению: уроки, плакаты, видеоролики, тесты, конкурсы и квесты. Это удобный ресурс для учителей, которые могут совершенно бесплатно брать готовые сценарии интерактивных уроков с красочными презентациями и увлекательными играми и заданиями для учеников разных возрастов, чтобы, не прикладывая больших усилий, проводить интересные и полезные занятия. С ейчас на портале доступны более 30 экологических уроков. Более 59 тысяч учителей уже провели экоуроки, и более 2 миллионов школьников получили ценные знания.

По словам координатора проекта «Экокласс» Эльвиры Зинатуллиной, ценность экопросвещения заключается именно в энтузиазме учителей, когда уроки проводятся благодаря их искреннему желанию дать знания, а не по требованиям школьной программы:

«Мы не идем по пути обязательного образования, здесь важнее инициатива. Если учителю самому интересна экология, то он сможет транслировать это и школе, и детям. Многие учителя понимают, что ситуация обостряется, и сами активно включаются в решение экологических проблем. Но на подготовку уроков у них не так много времени. Благодаря «Экоклассу» они могут использовать готовые материалы и вести интересные занятия».

Формат экоуроков выделяется из школьной программы, это делает их уникальными и интересными:

«Уроки всегда находят отклик среди школьников - занятия построены так, что дети постоянно находятся в диалоге, всегда вовлечены в процесс обучения. Школьники погружаются в проектную деятельность: в группах обсуждают важные вопросы, самостоятельно принимают решения, затем эти решения презентуют и аргументируют. То есть урок обучает не только основам экопросвещения, но вырабатывает многие полезные навыки».